Криминальные финансы как инструмент
легализации (отмывания) денежных средств, полученных преступным путем, и финансирования терроризма
Хабибулина А.А.
In this article are considered the criminal finance as the tool of legalization of the money resources received in the criminal way, and financings of terrorism.
Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма является одним из приоритетных направлений деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации, прежде всего Федеральной службы безопасности РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы по финансовому мониторингу РФ, Генеральной прокуратуры РФ, Федеральной налоговой службы РФ, Центрального банка РФ, других органов исполнительной власти.
Деятельность по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»1. А также Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.2, Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 г.3, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.4, Планом мероприятий по совершенствованию российской системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма с учетом рекомендаций, содержащихся в отчете ФАТФ по РФ5, а также с учетом антикризисной политики Правительства Российской Федерации, направленной на преодоление негативных последствий мирового финансового кризиса.
Появление феномена «отмывание денег» некоторые исследователи связывают с США, где в 1920-е гг. американская мафия стала скупать и открывать автоматические «прачечные» для легализации на-
личных денег, заработанных преступным путем. В современной трактовке данное понятие впервые было использовано лишь в 80-х гг. XX в. применительно к легализации доходов от наркобизнеса6.
В России понятие «отмывание» как синоним термина «легализация» юридически было закреплено в Уголовном кодексе РФ (Федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3, ст. 174 «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем»)7 . А его юридическое определение было сформулировано в ст. 3 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» как «придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления».
В основе осуществления противоправных (преступных) действий по легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма лежат денежные отношения между различными субъектами, которые направлены на перераспределение стоимости внутреннего продукта, доходов от внешнеэкономической деятельности и части национального богатства в целях получения денежных средств, которые — исходя из преступной сущности источника — могут определяться как «доходы, полученные преступным путем» или денежные средства, полученные в результате совершения преступления8.
Исходя из содержания экономической категории «финансы» как «совокупность денежных отношений по поводу распределения стоимости валового внутреннего продукта, доходов от внешнеэкономической деятельности и части нацио-
о о
CJ
о о о
Q. С[ со Ш
S
н о
0
1
о я с о
п ф
VO >5
о *
о ф
У S
2
0
1
о *
о
2
ф
d
я *
<
*
S I
н
о ф
О О
сч
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о ш
У S
2
0
1
о *
о
2 ф d
л <
S I
н
о ф
со
нального богатства, в результате которого формируются денежные доходы, поступления и накопления у отдельных субъектов хозяйствования или государства, используемые в дальнейшем для решения экономических и социальных задач»9, можно сделать вывод о том, что совокупность совершаемых в преступных (криминальных) целях денежных отношений по поводу распределения стоимости валового внутреннего продукта, доходов от внешнеэкономической деятельности и части национального богатства, в результате которого формируются денежные доходы, поступления и накопления у отдельных субъектов хозяйствования, полученные преступным путем и используемые в дальнейшем для решения экономических и иных, в том числе криминальных, задач, представляют криминальную составляющую финансов или криминальные финансы10.
Иными словами, криминальные финансы — это часть финансов, в которой значительное место занимают денежные отношения (деятельность) по преступному получению, перераспределению, увеличению и присвоению доходов.
Следуя из сформулированных положений, можно заключить, что криминальные финансы это:
> прежде всего денежные отношения;
> денежные отношения, вызванные фактом существования организованной преступности экономической направленности;
> денежные отношения, связанные с криминальным перераспределением уже распределенного (на уровне бюджета, хозяйствующих субъектов и индивидуальных хозяйств) валового внутреннего продукта;
> денежные отношения, являющиеся составляющей общественных отношений, представляющих собой «многообразные, присущие обществу связи», устанавливающиеся между социальными группами, а также внутри них»11;
>
>
отношения, «порожденные деятельностью реальных людей», и они «существуют лишь как формы, алгорит-
мы этой деятельности»
12-
объективные денежные отношения, не установленные правовыми актами (не опосредованные правом). Феномен отмывания денежных средств, полученных преступным путем, как основной формы преступных доходов, обеспечивающей, в том числе мобиль-
ность и трансформацию последних в различные легальные формы, представляет одну из опаснейших криминальных угроз целостности и устойчивости функционирования национальной финансовой системы. Существование данного феномена связано с потребностями организованной преступности в обеспечении подготовки и совершения самых различных финансовых, налоговых и экономических правонарушений, хищений, мошенничества, незаконного предпринимательства, незаконного возмещения налога на добавленную стоимость (НДС), преднамеренного банкротства финансово-кредитных организаций и иных предприятий, других преступлений экономической и коррупционной направленности.
Методы и способы, применяемые при совершении преступлений, связанных с отмыванием денежных средств, отличаются большим разнообразием и постоянно совершенствуются преступным миром, используя современные информационные технологии, различные финансовые инструменты и правовые механизмы. Для иллюстрации можно привести пример многоэпизодной и высокотехнологичной деятельности так называемых конвертационных центров из монографии С.Б. Вепрева, А.В. Молчанова, К.В. Сомика и других авторов «Информационная безопасность экономических систем» (М., АЭБ МВД России, 2010). Организаторами конвертационных центров, как правило, являются опытные специалисты в сфере финансовых отношений и информационных технологий, которые имеют коррумпированные связи с должностными лицами банковских учреждений, органов власти и управления, а также с руководителями преступных группировок. Последние, в свою очередь, не только пользуются их услугами для отмывания добытых преступным путем средств, а и сами принимают непосредственное участие в осуществлении такой деятельности. Поэтому фиктивное предпринимательство, связанное с сокрытием происхождения доходов, незаконной конвертацией и обналичиванием денежных средств, носит ярко выраженный организованный характер, который подтверждается наличием таких признаков, как создание преступной группы (фактически сообщества), подготовка и планирование преступлений с учетом распределения ролей каждого участника группы и соблюдением внутренней ие-
рархии, наличие постоянных коррумпированных связей, соблюдение требований конспирации и т.д.13
В приведенном примере явно прослеживается множество противоправных денежных отношений организованного преступного сообщества с финансово-кредитными учреждениями и между его участниками, устанавливаемых с целью легализации доходов, полученных преступным путем, а также вывода из-под государственного контроля и налогообложения денежных средств. Совокупность подобных объективно существующих противоправных денежных отношений образуют криминальные финансы преступного сообщества. Объективная сторона указанных отношений как раз и дает основание для рассмотрения их в качестве специфической составляющей системы финансов страны. Повсеместное распространение в мире и масштабы криминальных финансов в части легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма характеризуют как степень общей опасности для страны в целом, так и опасность для финансовой системы в частности.
Реализация указанных преступных денежных отношений осуществляется национальными и трансграничными организованными преступными сообществами и внутри них. Для этих целей организованная преступность активно использует либерализацию порядка и условий движения капитала, увеличение скорости и снижение стоимости финансовых трансакций, развитие альтернативных платежных технологий и т.д.
Само по себе использование криминальных финансов финансово-кредитными организациями при легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма наряду с негативными последствиями для безопасности государства представляет непосредственную опасность и для самих предприятий — как в части уголовного преследования со стороны правоохранительных органов, так и в части криминального вмешательства со стороны организованной преступности. В документах Базельского комитета по банковскому надзору приводятся следующие риски, которым подвержены финансово-кредитные организации, не осуществляющие должной проверки своих клиентов в целях противодействия легализации преступных доходов14: нанесение ущерба репутации, ухудшение фи-
нансового положения, возникновение правовых последствий. Опасность данного явления для России усиливается и тем, что финансово-кредитные организации в совокупности представляют материальную основу финансовой системы страны.
На основе результатов анализа оперативной обстановки, складывающейся в сфере кредитно-финансовых отношений, можно сделать вывод о возрастающем интересе различных форм организованной преступности в сфере экономики к институтам финансового посредничества как носителям криминальных финансов при легализации денежных средств, полученных преступным путем. Во многом это связано с тем, что большое число организаций, имеющих лицензии на осуществление банковских операций, располагая незначительным уставным капиталом, в целях извлечения высоких доходов ориентируются в своей деятельности на обслуживание интересов теневой и криминальной составляющих экономики. Поэтому для криминальной деятельности в финансово-экономической сфере одними из наиболее востребованных оказались криминальные финансы по обналичиванию15 денежных средств, источниками которых являются деньги, выводимые из-под налогообложения, а также получаемые от совершения иных преступлений экономической и коррупционной направленности.
Наряду с обналичиванием криминальные финансы по легализации денежных средств, полученных преступным путем, предполагают и такие противоправные отношения, как осуществление определенных действий по введению (размещению) «грязных» наличных денег (денег, возникающих, как правило, в результате обналичивания безналичных доходов, полученных преступным путем) в легальную экономику через какие-либо финансово-кредитные или иные предприятия и учреждения. Наиболее распространенными криминальными финансами в сфере размещения «грязных» наличных денег являются отношения по использованию преступниками организаций, которые в той или иной степени контролируются ими. Если размещение осуществляется через обычные финансово-кредитные организации, то для их маскировки могут использоваться такие, например, формы и алгоритмы, как: > депонирование от имени различных лиц или в различных местах денежной наличности, разделенной на небольшие суммы, не вызывающие по-
о
о
сч •
о о о о.
с[ со Ш
5
I-О
0
1
о я с о
п ф
ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
О О
сч
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о ф
У S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я <
S I
н
о ф
со
дозрения и не подпадающие под установленные пороги контроля; > размещение грязных денег на предприятиях, деятельность которых связана с большим оборотом наличных средств (маскировка в массе легальной наличности) и т.д. Для обеспечения безопасности противоправной деятельности по легализации денежных средств, полученных преступным путем, и ее участников используются криминальные финансы по отдалению преступных доходов, вводимых в легальный оборот, от источника их происхождения, в основе которых лежит совершение множества промежуточных сделок и связанных с ними операций. Основной функцией таких финансов является маскировка связей между легализованными денежными средствами и криминальным источником их происхождения. Для сокрытия страны происхождения «грязных» денег маскировка осуществляется посредством криминальных финансов при осуществлении трансграничных финансовых операций с использованием офшорных банков и офшорных компаний, предоставляющих основания для их проведения.
Следующей составляющей криминальных финансов в сфере легализации денежных средств, полученных преступным путем, являются отношения в области инвестирования отмытых денежных средств в легальную экономику путем приобретения разнообразных легальных активов, используя различные финансовые инструменты.
Наименование и характеристика изложенных составляющих криминальных финансов по легализации денежных средств, полученных преступным путем, являются в определенной мере условными и используются для раскрытия сущности рассматриваемых противоправных отношений. Осуществление таких отношений реализуется организованными преступными сообществами экономической направленности посредством осуществления множества финансовых операций с использованием, как правило, специально создаваемых для этого предприятий, получивших название фирм-однодневок. Фирма-однодневка — это официально регистрируемое юридическое лицо, учреждаемое (создаваемое) на короткий срок для реализации конкретных финансово-экономических отношений в рамках осуществления какой-либо про-
тивоправной финансово-экономической деятельности. В общем случае фирмы-однодневки характеризуются следующими идентификационными признаками:
> крайне малые сроки существования (от нескольких дней (недель) до нескольких месяцев (не более года-пол-тора), отсюда и название «фирма-однодневка»;
> отсутствие или непредставление отчетности в налоговую инспекцию;
> отсутствие в Пенсионном фонде данных о сотрудниках юридического лица (нет перечислений в Пенсионный фонд);
> отсутствие в собственности движимого и недвижимого имущества; регистрация юридических лиц по утерянным документам, паспортам умерших или пропавших людей, а также паспортам недееспособных лиц, в том числе лиц без определенного места жительства, наркоманов, находящихся на учете и проходящих лечение в специальных медицинских учреждениях, и т.д.
Криминальные финансы по легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, представляют собой весьма большое многообразие (по данным Росфинмониторинга, в настоящее время в стране применяется более 120 схем и способов легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, для совершения которых часто используются различные информационные технологии. При этом основная часть (около 33 %) указанных финансов реализуется в кредитно-финансовой сфере, что в определенной мере отражает высокую степень угрозы финансовой системе в целом16). Большие масштабы рассматриваемой преступной деятельности в случае непринятия эффективных предупредительно-профилактических мер или мер пресечения способны приводить к нарушению функционирования всей финансовой системы страны.
Если в криминальных финансах в сфере легализации (отмывания) средств, полученных преступным путем, значительное место занимают денежные отношения (деятельность) по преступному получению, увеличению и присвоению доходов путем придания правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами, или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, то криминальные финансы по денежному обеспечению
(финансированию) терроризма имеют диаметрально противоположную, перераспределительную направленность.
Одни из важнейших характеристик сущности криминальных финансов в сфере денежного обеспечения (финансирования) терроризма — это большое их количество и масштабы связанных с ними финансовых операций, осуществляемых с использованием отдельных элементов финансовой системы страны, и прежде всего ее информационных подсистем, с целью обеспечения скрытного аккумулирования денежных средств для подготовки и проведения террористических акций, ставящих под угрозу нормальное функционирование фондовых и валютных бирж, крупнейших платежных систем и т.д.
Проведение террористических акций, как правило, требует значительных ресурсов, для получения которых также используются криминальные финансы организованной преступности, включая отношения, направленные на хищение бюджетных средств, сокрытие средств от налогообложения, легализацию доходов, полученных преступным путем, и т.п. При этом следует отметить, что основная часть денежных средств, направляемых на финансирование терроризма, обычно расходуется не на совершение конкретных акций, а на осуществление общего организационно-управленческого и материально-технического обеспечения деятельности террористической организации, вербовку исполнителей и их сторонников и т.д. Для формирования активов террористических организаций на макроуровне могут применяться криминальные финансы, охватывающие деятельность крупных благотворительных фондов, обеспечивающие тем самым перемещение и концентрацию значительных сумм денежных средств.
Поскольку реализация задач финансирования террористической деятельности в своей основе изначально является противоправной, преступной, то и возникающие при этом финансовые (денежные) отношения носят противоправный, криминальный характер, хотя отдельные из них могут внешне выглядеть как легальные, правовые.
Исходя из масштабов распространения террористической деятельности в современном мире, эксперты делают вывод о том, что годовой оборот террористических организаций и связанных с ни-
ми структур и лиц может исчисляться миллиардами долларов США. Вполне естественно, что террористы используют для сокрытия преступных доходов во многом такие же или те же криминальные финансы — отношения, схемы, методы и механизмы, которые применяются для отмывания грязных денег. Денежные отношения в области легализация доходов, полученных преступных путем, и финансирование терроризма представляют собой два взаимосвязанных типа криминальных финансов, обладающих разрушительной силой, которые скрываются, казалось бы, за безобидными финансовыми трансакциями.
Криминальные финансы, обеспечивающие получение доходов от наркобизнеса, иной преступной бизнес-деятельности или в результате хищения бюджетных средств и средств хозяйствующих субъектов (прежде всего акционеров), опираются на многочисленные и разветвленные схемы, в том числе и с использованием информационных сетей и иных возможностей легальной финансовой системы. Они способны серьезно дестабилизировать национальные финансы и даже целиком национальные экономики стран.
В современных условиях значительное место в криминальных финансах отводится безналичным денежным переводам, которые в силу своей природы не влекут за собой физического движения валюты, являются быстрым и надежным методом перевода средств из одного места в другое независимо от расстояний. Криминальные финансы по безналичным переводам преступных средств активно используются не только для сокрытия и быстрого осуществления преступной деятельности по легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Они используются и в множестве других схем осуществления преступной деятельности в финансово-экономической сфере. В данном случае термин «безналичный перевод» (или «перевод денежных средств») подразумевает любую финансовую трансакцию, выполненную в пользу того или иного лица через финансовую организацию безналичным способом с целью сделать некую сумму преступных доходов доступной для определенного лица в другой финансовой организации.
Криминальные финансы, реализуемые с использованием легальных платежных систем на межбанковском и на кли-
о
о
сч •
о о о о.
с[ со Ш
5
I-О
0
1
о я с о
п ф
ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
О О
сч
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о л с о т ф VO >s о
о ф
У S
2
0
1
о *
о
2 ф d
л <
S I
н
о ф
со
ентском уровнях, сегодня обеспечивают весьма удобное и эффективное сокрытие как внутренних, так и трансграничных безналичных переводов. При этом следует отметить, что постоянное совершенствование легальных всемирных платежных сетей, с одной стороны, улучшает надежность и эффективность межбанковских платежных систем, давая возможность ежедневно обрабатывать огромное количество трансакций. Внутри клиентского банковского сектора такие отношения, как банковское обслуживание по телефону и Интернет, позволяют потребителям производить трансакции на бесконтактной основе из любого места с доступом по телефону или Интернету.
С другой стороны, несмотря на то, что современные технологические достижения в области осуществления безналичных платежей обеспечивают достаточно надежную защиту для трансакций, предоставляя большую возможность отслеживания отдельных трансакций по электронным документам, которые могут автоматически создаваться, сохраняться и (или) передаваться вместе с конкретной трансакцией, такие технологии являются также привлекательными и для преступного мира с его криминальными финансами. Последнее обусловлено тем, что возросшие скорость и объемы электронных платежей наряду с использованием различных технических решений к фиксированию ключевой информации о трансакциях, хранению документов о них и передаче необходимой информации вместе с трансакциями являются препятствиями для обеспечения отслеживания отдельных трансакций надзорными и правоохранительными органами. Другим препятствием для отслеживания денежных потоков являются перемещения, которые производятся через такие небанковские финансовые учреждения, как системы денежных переводов, бюро обмена или прочие подобные типы компаний. В некоторых странах подобные небанковские организации осуществляют безналичные переводы либо напрямую своим контрагентам в своей стране или за границей, либо посредством обычных банков. Различия в требованиях к ведению документов в кредитно-финансовых учреждениях различных стран также мо-
гут использоваться в целях сокрытия преступных денежных отношений и соответствующей финансовой деятельности. Вместе с тем существуют и иные весьма сложные схемы по безналичному переводу денежных средств, которые могут создавать путем использования множества безналичных переводов запутанный, намеренно вводящий в заблуждение след финансовых трансакций во избежание их раскрытия.
Криминальные финансы по безналичным переводам денежных средств в преступных целях предполагают и широкое использование подставных лиц для осуществления трансакций путем реализации различных схем таких, например, как:
> направление денежных средств через множество различных финансовых организаций, чтобы безналичные переводы представлялись исходящими из разных и на вид не связанных друг с другом источников;
> безналичные переводы через небанковские финансовые учреждения или так называемые альтернативные системы денежных переводов (неофициальные системы по переводу денег или ценностей) без использования системы официальных финансовых учреждений и т.д.
Таким образом, на основе изложенного можно заключить, что основным инструментом легализации (отмывания) денежных средств, полученных преступным путем, и финансирования терроризма являются криминальные финансы, обеспечивающие совершение многочисленных и масштабных противоправных (преступных) деяний, предпринимаемых в целях хищения средств, мошенничества, сокрытия средств от налогообложения и государственного контроля, отмывания доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и т.п. В современных условиях криминальные финансы представляют одну из глобальных опасностей финансовой системы России, связанной с нарушением ее системных свойств устойчивости и целостности, утратой способности нормального функционирования и разрушением уставной деятельности финансовых, кредитных и страховых организаций, фондовых и валютных бирж и т.д.
Литература и примечания
1. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Российская газета. № 151—152. 9 августа 2001 г.; Собрание законодательства РФ. № 33 (часть 1). 13 августа 2001 г. Ст. 3418.
2. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» /// Российская газета. 2009. № 88. 19 мая.
3. Распоряжение Правительства РФ № от 17 ноября 2008 г. 1663-р (ред. от 14 декабря 2009 г.) «Об утверждении Основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 г. и перечня проектов по их реализации» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 48. 1 декабря. Ст. 5639.
4. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (ред. от 8 августа 2009 г.) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 47. 24 ноября. Ст. 5489.
5. План мероприятий по совершенствованию российской системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма с учетом рекомендаций, содержащихся в отчете ФАТФ по Российской Федерации (поручение Правительства РФ от 10 ноября 2008 г. № ВП-П13-6722).
6. Молчанов А.В., Сомик К.В. и др. Информационная безопасность финансовой системы. М.: АЭБ МВД России, 2008. С. 55.
7. Уголовный кодекс РФ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954; Российская газета. 1996. № 113. 18 июня; 1996. № 114. 19 июня; 1996. № 115. 20 июня; 1996. № 118. 25 июня.
8. Статья 3 Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Российская газета. 2001. № 151—152. 9 августа; Собрание законодательства РФ. 2001. № 33 ( часть 1).. Ст. 3418.
9. В основе приведенного определения использованы теоретические положения проф. В.М. Родионовой (см.: Финансы / под. ред. В.М. Родионовой. М.: Финансы и статистика, 1993. Гл. 1).
10. Хабибулина А.А. Криминальные угрозы финансовой системе России (постановка проблемы) // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2010. № 9.
11. Всемирная энциклопедия. Философия / главн. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. М.: АСТ; Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001. С. 726.
12. Всемирная энциклопедия. Философия...
13. Результаты анализа практики расследования рассматриваемых преступлений показывают, что одним из самих распространенных способов легализации доходов, полученных преступным путем с использованием конвертационных центров, является совершение взаимоувязанной совокупности операции по сокрытию происхождения доходов, переводу безналичных средств в наличные и конвертации денег без первоначального привлечения счетов в иностранных банках (внутренний транзит). Схема внутреннего транзита средств такова: клиент — резидент страны отмывания имеет возможность приобрести неучтенный товар. Собственник этого товара желает получить за него оплату наличными средствами. С целью легализации неучтенного товара и проведения дальнейших торговых операций с ними клиенту необходимы документы прикрытия, которые бы фиктивно позволяли доказать легальное происхождение товара и денежных средств. Таким образом, клиенту нужны документы прикрытия и наличные средства. Для этого клиент связывается по телефону с диспетчером конвертационного центра, от которого получает информацию о реквизитах фиктивной фирмы, на счет которой необходимо перечислить безналичные средства. Далее он входит в соглашение с диспетчером о комиссионных процентах за проведение трансферта и сроках выполнения заказа. Клиент перечисляет средства со своего банковского счета на счет фиктивной фирмы, сообщает об осуществленной операций диспетчеру, а также указывает сумму перечисленных средств, номер платежного поручения, дату платежа, готовые документы прикрытия под перечисленные средства. Диспетчер конвертационного центра сообщает операционисту центра управле- о ния фиктивными фирмами о намерении клиента осуществить перечисление средств на счет фиктивной фирмы. После перечисления указывает операционисту номер платежного поручения, сумму и дату пе- ^ речисления. Операционист через систему «банк—клиент» проверяет факт поступления денежных средств клиента на счет фиктивной фирмы, готовит документы для легального снятия необходимой ^ суммы с текущего счета фиктивной фирмы с помощью чековой книжки. Передает документы курьеру. ^ Курьер через банк, где открыт счет фиктивной фирмы, получает в кассе денежную наличность. По собс- о твенному желанию клиента проводятся операции по обмену денег в другую валюту (через обменные ® пункты — официально), затем наличные средства доставляются в центр работы с клиентами, о чем сооб- о щается диспетчеру. Диспетчер связывается с клиентом и назначает время приема. Клиент приходит в ™ центр работы с клиентами, где получает наличные средства у кассира. Далее клиент направляется к о оформителю документов, который подделывает на представленных клиентом документах подписи ди- ^ ректора фиктивной фирмы и ставит печати (то есть клиент получает документы прикрытия под пере- vo численные средства). Количество подобных транзакций в пересчете на одну фиктивную фирму иногда составляют до 150 единиц в сутки. Срок существования фиктивной фирмы 10—30 суток. Оборот проведенных операций может составлять значительные суммы, исчисляемые миллионами долларов США. о После указанного периода счет фиктивной фирмы закрывается под благовидным предлогом. В результате преступной деятельности конвертационных центров государственной финансовой системе причиняется существенный ущерб в виде непоступления налогов и других обязательных платежей (поскольку данные о финансово-хозяйственной деятельности лжепредприятий в налоговые администрации их ос- " нователями вообще не предоставляются), а также в виде прямого оттока денежных ресурсов за границу о
и нарушения порядка целевого функционирования кредитной и иных информационных подсистем.
14. О рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору: письмо ЦБ России от 2 ноября 2007 г. № 173-3. URL : / http: //www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow _DocumID_131163.htm.
15. Под обналичиванием понимается проведение внешне законных операций по движению денежных 2 средств от заказчика — обладателя безналичных средств через специально созданные юридические лица к физическому или юридическому лицу, снимающему их в наличной форме, в заранее разработанной я последовательности с сокрытием источника средств и бенефициара (см., напр.: Хабибулина А.А. Криминальные угрозы финансовой системе России (постановка проблемы) // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2010. № 9.
16. Зубков В.А., Осипов С.К. Российская Федерация в международной системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма. М.: Городец, 2006. О
<
*
s i н