ПОЛИТИКА. ЭКОНОМИКА. СОЦИОЛОГИЯ
УДК 338: 339.9 ГРНТИ 06.56.31
ОБ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДАХ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
В.В. Лизунов1, С.Е. Метелёв2
1,2Омский институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова Россия, 644009, г. Омск, ул 10лет Октября, 195, корп. 18; [email protected] Омский научно-образовательный комплекс Россия, 644077, г. Омск, ул. Андрианова, 28
В статье показана опасность современного терроризма, представлены его основные виды, мнение населения и экспертов о методах борьбы с ним, роль экономических мер, конкретные мероприятия и существующие институты, состояние законодательства. Даны практические рекомендации для России.
Ключевые слова: терроризм, экономические меры, финансирование терроризма, прогнозирование террористической активности.
ON ECONOMICAL METHODS OF STRUGGLE WITH TERRORISM IN MODERN CONDITIONS
V.V. Lizunov1, S.E. Metelyov 1Omsk Institute (branch of Plekhanov REU)
Russia, 644009, Omsk, ul. 10 let Oktyabrya, 195, korp. 18; [email protected] Omsk Research-Educational Complex Russia, 644077, Omsk, ul. Andrianova, 28
The article presents the danger and the main types of modern terrorism, the public and experts' opinion on ways to combat terrorism, the role of economic measures, the specific activities and existing institutions, the state legislation, the practical recommendations for Russia.
Keywords: terrorism, economic measures, terrorism financing, terrorism activity forecasting.
В настоящее время террористическая деятельность превратилась в одну из острейших проблем развития современной цивилизации. Истоки терроризма уходят далеко в глубь веков, однако особую остроту проблема терроризма приобретает в связи с обострением социальных,
экономических и политических противоречий и жёстких конфликтов в мировом сообществе. Происходит рост террористической деятельности экстремистски настроенных лиц, групп и организаций, усложняется её характер, возрастают изощрённость и античеловечность террористических
актов, растёт их масштаб. Террористические акты приносят массовые человеческие жертвы, приводят к войнам, разрушению как материальных, так и духовных ценностей, отказу от нравственного опыта человечества, создают недоверие и ненависть между социальными и национальными группами, которые не удается преодолеть при смене поколений. Терроризм стал настоящим катастрофогенным фактором в человеческом обществе и прибыльным делом для его организаторов [14].
Особенности современного терроризма состоят в том, что объектом террористических актов являются обычные граждане и даже дети. Причем, эффективность террористических акций связывается не со статусом жертв, а с их количеством. Сам террор зачастую выступает не как форма борьбы с властью, юридическими или физическими лицами как носителями неугодной позиции, а как форма устрашения и деморализации населения. То есть существуют виды терроризма, ставящие целью социальную дезинтеграцию, превращение населения в толпу, не способную к организованным, конструктивным действиям, охваченную паникой и подверженную хаосу, а также разрушение духовно-творческого потенциала нации как определяющего фактора развития общества.
Современным специфическим видом терроризма является деятельность радикальных национальных и религиозных сил, пользующихся финансовой и материальной поддержкой правительства США и использующих методы террора на территории государств, попадающих в зону интересов США, что явилось результатом гегемонии США в мире после разрушения Советского Союза. Нынешняя геополитическая ситуация обусловила превращение международного права в «право сверхдержавы», оправдывающее любую её агрессию, что привело к появлению «двойных стандартов в международном праве», манипулятивным техникам и силовым методам в мировой политике, преступлениям против человечности, «оранжевым революциям» и развязыванию новых современных типов войн - «чумы XXI века» (против Югославии, Ирака, Ливии, Сирии, Украины и т. д.) [3, 10, 12].
Поскольку терроризм является многоплановым явлением, знание его мотивов и целей способствует своевременному выявлению и предотвращению терактов. Однако следует принимать во внимание, что террористы, преследуя одни и те же цели, могут совершать различные теракты: захваты заложников, угоны воздушных судов, вооруженные нападения на лиц, подлежащих международной защите и т. п. Поэтому важнейшее значение имеет также способ совершения теракта.
Феномен терроризма, как правило, тесно связан с такими явлениями, как сепаратизм, национальный, религиозный и иной экстремизм. В этой связи различными авторами проводятся исследования сущности терроризма как сложного общественного явления и разрабатываются различные подходы к его классификации [1, 2, 10, 11, 12].
Выделение конкретных видов и форм терроризма необходимо для выработки адекватных и эффективных мер по их выявлению, предупреждению и пресечению. Как отмечают специалисты, многие из прошлых неудач в противодействии терроризму объясняются однообразием применения стандартных методов ко всем актам терроризма [15, с. 22].
Правоохранительные органы России, классифицируя терроризм, выделяли три основных вида, исходя из мотивов данных противоправных действий.
1. Уголовный терроризм - действие, совершаемое с целью получения выгоды или покушение на какое-либо достояние индивидуума: жизнь, свободу, неприкосновенность личности и т. д.
2. Патологический терроризм - являясь следствием умственных расстройств, психических аномалий, он предполагает, как правило, действия психопатов и параноиков. Около 50 % лиц, совершающих теракты, по заключению судебно-медицинских экспертиз признаются невменяемыми.
3. Политический терроризм имеет своей основой политическую мотивацию, то есть несогласие субъекта с действующим общественно-политическим устройством, конфликты с органами власти, управления. Этот вид преступления составляет примерно 25 % всех видов незаконного вмешательства в деятельность органов власти [11, с. 38].
Поведенческие стороны терроризма изучаются многими авторами в различных странах. Неплохой обзор результатов исследования роли поведенческих наук, а также врачей-психиатров при изучении психопатологических аспектов терроризма в целях разработки более совершенных методов сбора и анализа целевой информации, противодействия процессам радикализации и разработки методов борьбы с терроризмом приведен в работе Leistedt S.J. [24].
Особую роль в пресечении терактов играют экономические методы борьбы с терроризмом, выражающиеся в борьбе с финансированием террористических группировок, поскольку осуществление терактов требует больших финансовых затрат на закупку оружия и боеприпасов, приобретение снаряжения, транспорта, вербовку наемников и смертников, оплату боевиков и провокаторов.
Можно выделить следующие основные экономические методы борьбы с терроризмом:
- противодействие негласному финансированию террористических группировок в целях пресечения приобретения оружия и снаряжения, вербовки боевиков и т. п. (источниками подобного финансирования могут быть не только преступные группировки, но и благотворительные и гуманитарные фонды, и даже отдельные государства);
- противодействие отмыванию денег в интересах террористов в банковской системе и включению их в легальный оборот;
- выявление и пресечение деятельности созданных террористическими организациями собственных или контролируемых ими финансово-кредитных и коммерческих организаций (банков, фондов, страховых обществ и т. д.) [19].
Любая террористическая деятельность независимо от целей включает следующие элементы:
- организацию, планирование, подготовку и реализацию террористической акции;
- подстрекательство к террористической акции, насилие над физическими лицами или организациями, уничтожение материальных объектов;
- создание незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для совершения террористической акции, участие в такой акции;
- вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;
- финансирование заведомо террористической организации, террористической группы или иное содействие им [9].
В настоящее время наблюдается определенное расхождение во мнении населения и экспертов об эффективных методах борьбы с терроризмом: 55 % респондентов и 44 % экспертов считают, что необходимо беспощадно уничтожать террористов; соответственно, 49 и 71 % уверены, что терроризм - это только инструмент, нужно устранить его причины: неравенство, несправедливость, угнетение; 46 и 41 % - за усиление пограничного контроля; 16 и 15 % ответили, что победить международный терроризм можно, лишь ограничив демократические свободы [8].
Большинство россиян полагает, что необходимо усиление координации спецслужб (63 % опрошенных) вплоть до их объединения в одном ведомстве (например, наподобие министерства общественной безопасности в США); ужесточение, законодательства вплоть до введения смертной казни для террористов (84 %), уничтожение террористов и их баз за пределами РФ (82 %). 58 % считают, что необходимо ввести ограничения в миграционное законодательство [13]. Увеличение расходов на оборону и безопасность и
расширение полномочий правоохранительных органов готовы поддержать 59 %. При этом граждане хотели бы осуществлять более жёсткий контроль над органами правопорядка (78 %).
Однако в своем стремлении к порядку и «сильной руке» граждане четко различают действия, которые, вероятно, могут стать эффективным средством борьбы с терроризмом, и шаги, ведущие лишь к ограничению личных прав. В первую очередь, речь идёт о введении чрезвычайного положения и усилении цензуры в СМИ, прослушивании телефонных переговоров или запрещении забастовок и иных массовых выступлений. Так, только 33 % респондентов скорее поддержало бы приостановление деятельности оппозиционных политических объединений (против - 43); 44 - введение цензуры в СМИ (против - 47). 66 % опрошенных не поддержали предложение запрещения забастовок и других массовых акций; 69 - отмену на ближайшие годы выборов: 54 - ограничение личных прав граждан (ужесточение контроля документов, прослушивание телефонных переговоров, личный досмотр и др.); 61 - введение чрезвычайного положения.
В настоящее время в российских условиях не происходит процесса формирования таких общественных структур противодействия террористической угрозе, которые могли бы составить достойную альтернативу вертикально интегрированным государственным органам. Большинство опрошенных готовы проявлять бдительность, помогать органам правопорядка, усиливать меры индивидуальной защиты и оказания первой медицинской помощи (табл. 1) [13].
Таблица 1
Распределение ответов на вопрос «К каким действиям Вы лично готовы в ситуации террористической угрозы»
№ Действия, меры % от числа опрошенных
1 Проявлять бдительность в месте проживания, в транспорте, местах массового скопления людей 70-73
2 Помогать органам правопорядка (участвовать в патрулировании улиц, в работе добровольных народных дружин и так далее) 13-27
3 Овладеть навыками самозащиты, поведения в экстремальных ситуациях, оказания первой медицинской помощи 18-26
4 Участвовать в отрядах самообороны (типа казачьих отрядов) 3-8
5 Приобрести оружие для самозащиты 8-18
6 Перечислять средства в общественные фонды борьбы с терроризмом 2-7
7 Ограничить посещения массовых мероприятий, стараться меньше пользоваться общественным транспортом 8-15
8 Борьба каждого с терроризмом заключается в том, чтобы продолжать жить, как прежде, полной жизнью 17-19
9 Затрудняюсь ответить 7-8
После террористического акта в г. Беслане (Северная Осетия) - захвата заложников в школе утром 1 сентября 2004 года - наблюдался небывалый по российским меркам всплеск благотворительности: силами населения были собраны огромные средства для жертв теракта. Однако это были деньги для тех, кто попал в беду. Учитывая же высокое недоверие россиян к различным общественным организациям, лишь 2 % населения намерены оказать материальную поддержку различным фондам по борьбе с терроризмом.
В докладе России о выполнении резолюции № 1373 Совета Безопасности ООН о борьбе с международным терроризмом говорится, что «финансирование терроризма - самое его уязвимое место. Надежно перекрыть каналы его финансовой политики - значит нанести сокрушительный удар по всей инфраструктуре терроризма» [4].
В настоящее время особая роль в борьбе с финансированием терроризма в нашей стране отводится Комитету финансового мониторинга России, который является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. К основным задачам этого комитета отнесены сбор, обработка и анализ информации, документов, сведений и иных материалов об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма [16].
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом (которые могут быть использованы для финансирования терроризма), включают в себя кредитные организации; профессиональных участников рынка ценных бумаг; страховые и лизинговые компании; организации федеральной почтовой связи; ломбарды; организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий; организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также проводящие лотереи и иные игры, в которых организатор разыгрывает призовой фонд между участниками, в том числе и в электронной форме. При этом организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами, нотариусы, адвокаты, аудиторские компании обязаны
сообщать сведения об операциях, которые носят запутанный характер, превышают определенную сумму для осуществления государственного контроля. Неисполнение этой обязанности влечет административную ответственность [6].
Существует Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) - The Financial Action Task Force (FATF) - межправительственная организация, вырабатывающая мировые стандарты в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма [21]. ФАТФ была создана в 1989 г. по решению стран «Большой семерки» и является основным международным институтом, занимающимся разработкой и имплементацией международных стандартов в сфере противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). Членами ФАТФ являются 35 страны и 2 организации, наблюдателями - 20 организаций и 1 страна.
Основным инструментом ФАТФ в реализации своего мандата являются 40 рекомендаций в сфере ПОД, которые подвергаются ревизии в среднем один раз в 5 лет, а также 9 рекомендаций в сфере противодействия финансированию терроризма, которые были разработаны после событий 11 сентября 2001 г. в связи с нарастающей угрозой международного терроризма [23].
В соответствии с Резолюцией Совета Безопасности ООН № 1617 2005 года, 40+9 рекомендаций ФАТФ являются обязательными международными стандартами для выполнения государствами-членами ООН.
Письмом от 17 августа 2004 года № 100-т Центробанк РФ довел сведения об Отчете ФАТФ о типологии отмывания преступных доходов и финансирования терроризма в 2003-2004 гг. В письме указано, что на пленарном заседании Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) 25-27 февраля 2004 г. в Париже, по итогам анализа международного опыта в области противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма принят отчёт, в котором рассматриваются наиболее часто используемые схемы и методы отмывания преступных доходов и финансирования терроризма. Внимание акцентировалось на следующих проблемах: безналичные переводы, некоммерческие организации и их связь с финансированием терроризма, уязвимые места страхового сектора с точки зрения отмывания преступных доходов, влиятельные политические лица и лица, оказывающие профессиональные услуги по правовым и финансовым вопросам.
Поскольку безналичные переводы являются быстрым и эффективным способом перемещения
преступных доходов, они активно используются для финансирования терроризма. Сложные схемы безналичных переводов применяются для преднамеренного сокрытия источника и места назначения денежных средств, предназначаемых для финансирования терроризма. Однако в настоящее время безналичные переводы для целей финансирования терроризма могут быть выявлены с помощью ограниченного количества показателей, к которым относятся: источник и место назначения денежных средств, имена физических лиц, в случаях, когда информация является доступной.
Рассмотрение вопроса о неправомерном использовании некоммерческих организаций для целей финансирования терроризма показало, что изменение пути следования весьма незначительного объёма денежных средств может представить собой потенциально серьёзную проблему финансирования террористической деятельности. Были определены несколько особых групп некоммерческих организаций и в каждой группе выявлены связанные с ней риски.
Всеми признаётся, что некоммерческие организации играют исключительно важную роль в деятельности социальной и финансовой сфер общества. В этой связи объём денежных средств и других активов, задействованных в благотворительном секторе, сам по себе означает, что направление даже очень небольшой доли этих средств на поддержку терроризма представляет собой серьёзную проблему.
В большинстве государств в отношении некоммерческих организаций применяются меры регулирования и надзора в целях снижения риска использования некоммерческих организаций для финансирования терроризма. Поэтому эксперты пришли к выводу, что для уменьшения рисков финансирования терроризма чрезвычайно необходимо разработать и усилить механизмы и способы обмена информацией в этой сфере. Международное сообщество, по нашему мнению, должно уделять больше внимания информированию некоммерческих организаций о том риске, которому они подвергаются с точки зрения их использования террористами.
Практика показывает, что многие международные некоммерческие организации привлекательны и легко уязвимы для злоупотреблений, связанных с финансированием терроризма: они пользуются доверием общества, имеют доступ к значительным источникам денежных средств, высокий оборот наличных денежных средств, но не принимают необходимых мер безопасности и непрозрачны для контроля. Некоторые некоммерческие организации, имея разветвленную сеть
подразделений во многих странах, создают основу для внутренних и международных финансовых трансакций, зачастую в сферах, наиболее уязвимых с точки зрения использования их для финансирования террористической деятельности.
Некоммерческие организации нередко обращаются за получением статуса благотворительной организации и освобождаются от налогов, что привлекает террористические организации и используется ими для сбора денежных средств. Некоторые некоммерческие организации используют довольно активные психологические и даже агрессивные методы сбора средств, пытаясь получить денежные пожертвования от широких слоев общественности, часто фокусируя внимание на определённых целевых группах, внутри конкретных этнических или религиозных общин.
Недостаточное регулирование деятельности в страховом бизнесе открывает широкие возможности его использования лицами, отмывающими преступные доходы. В целом данная отрасль считается наиболее уязвимой на заключительной стадии цикла отмывания преступных доходов. Предварительные исследования показывают, что доля выявленных операций по отмыванию преступных доходов в сопоставлении с размерами самой отрасли в целом низка. Однако результаты анализа показывают необходимость дальнейшего более углубленного изучения специфики отмывания преступных доходов в каждом секторе отрасли страхования.
В прессе появляются сообщения о разоблачениях политических деятелей, заподозренных в финансовых преступлениях, в том числе связанных с коррупцией. Влиятельные политические лица, замешанные в преступной деятельности, зачастую скрывают незаконно полученное имущество посредством сети компаний-«оболочек» и оффшорных банков, расположенных за пределами страны. Они нередко используют посредников или членов своих семей для перемещения или хранения принадлежащего им имущества. Методы, используемые влиятельными политическими лицами для сокрытия имущества, аналогичны тем, которые применяются при отмывании преступных доходов. Финансовые организации могут выявить потенциальную незаконную деятельность влиятельных политических лиц, используя процедуры усиления внимания, применяемые в целях борьбы с легализацией преступных доходов.
Лица, осуществляющие отмывание преступных доходов, всё чаще пользуются услугами профессиональных консультантов. Тенденции к привлечению различных высококвалифицированных специалистов по правовым и финансовым вопросам («gatekeepers») для участия в схемах по
легализации преступных доходов неоднократно указываются в отчётах ФАТФ [20].
В Российской Федерации в последние годы формируется механизм государственного контроля за финансовыми операциями, которые могут быть использованы для финансирования террористической деятельности. Для этих целей принят Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» [17].
Согласно п. 1 ст. 6 указанного Федерального закона операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 тыс. руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 тыс. руб., или превышает её, а по своему характеру данная операция относится к одному из видов операций, исчерпывающий перечень которых установлен подпунктами 1-4 пп. 1 ст. 6 указанного Федерального закона. При этом организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в Комитет финансового мониторинга России не позднее рабочего дня, следующего за днём совершения операции, сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю.
Они обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию программ, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Обязанность по сообщению информации об определённых сделках возложена на нотариусов, адвокатов, организации, оказывающие юридические и бухгалтерские услуги. Они обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате применения правил и реализации программ осуществления внутреннего контроля, сохранять ее конфиденциальный характер. Основаниями фиксирования информации являются: запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели; несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации; выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от
процедур обязательного контроля; иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Центробанк РФ довел до сведения кредитных организаций опубликованный в США список организаций и лиц, подозреваемых в причастности к финансированию терроризма.
Одним из финансовых источников подпитки терроризма является незаконный оборот оружия и наркотиков.
Законодательство России придает большое значение борьбе с финансированием терроризма, но в Федеральных законах «О борьбе с терроризмом» (1998 г.) и «О противодействии терроризму» (2006 г.) борьба с финансированием терроризма не детализирована [7]. В первом из них в понятие террористической деятельности включалось «финансирование заведомо террористической организации или террористической группы» (ст. 3) без уточнения, что считать «заведомо». Во втором - в трактовке финансирования терроризма сделан шаг назад: здесь при определении терроризма говорится: «террористическая деятельность - деятельность, включающая в себя: а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта...». Определение, что именно считать финансированием теракта, отсутствует. То есть сужено понимание финансирования терроризма: из понятия террористической деятельности исключена ситуация, когда спонсор финансирует не конкретный теракт, а террористическую организацию как таковую.
В соответствии с Резолюцией 54/109 Генеральной Ассамблеи ООН еще 9 декабря 1999 года была принята Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма [22]. По состоянию на 23 апреля 2006 года участниками указанной Конвенции были 153 государства. После террористического нападения на Всемирный торговый центр в США 11 сентября 2001 года к ней присоединились 149 государств. Несмотря на то что документ принят практически правительствами всего мира, финансирование терроризма продолжается. 8 ноября 2005 года в Вене на заседании «круглого стола» в Российском центре научного и культурного сотрудничества заместитель начальника Центра общественных связей (ЦОС) ФСБ РФ Николай Захаров заявил, что в финансировании терроризма на территории России участвуют 60 международных исламских экстремистских организаций, около 100 иностранных коммерческих фирм и 10 банковских групп [18].
Большинство террористов проходит подготовку в специальных лагерях, действующих под видом неких институтов по фундаментальному изучению ислама. Они обучаются организации терактов, схемам подготовки и установки взрывных устройств и другим методам террористической деятельности. Современные террористы имеют специальную подготовку и используют в своей деятельности методы спецслужб.
ООН также разработан механизм, в соответствии с которым Комиссия по санкциям ООН рассматривает данные, предоставляемые различными странами, о возможных спонсорах международного терроризма. На сегодняшний день ряд стран, в том числе Саудовская Аравия, Алжир, Франция, Испания, Италия, Бельгия, Германия, Великобритания, Китай и Россия предоставляют информацию о возможных нелегальных финансовых потоках, финансирующих террористические организации. Однако до сих пор не существует общепринятого определения терроризма и одобренного всем международным сообществом списка террористических организаций. Поэтому финансовые институты и правоохранительные органы разных стран испытывают серьезные сложности с идентификацией организаций и персоналий, которые участвуют в экономической поддержке террористов.
В России в настоящее время в единой автоматизированной информационной системе Росфинмониторинга активно работает подсистема «Терроризм», в которую заносятся все физические лица и организации, в отношении которых известно, что они причастны к террористической деятельности. Росфинмониторинг заблокировал несколько сот банковских счетов, средства с которых шли на финансирование террористической деятельности. С июня 2002 года Росфинмониторинг является членом группы «Эгмонт» — объединения национальных подразделений финансовой разведки (ПФР). С 18 странами российским ПФР подписаны соглашения о сотрудничестве, среди них США, Великобритания, Италия, Франция. Бельгия, Швеция.
Как уже говорилось, Россия является полноправным членом международной группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Кроме того, по инициативе России в октябре 2004 года создана Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ). Цель ЕАГ - взаимодействие и сотрудничество на региональном уровне, а также интеграция государств-членов в международную систему противодействия финансированию терроризма. В ЕАГ входят девять государств: Беларусь, Индия, Ка-
захстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. ЕАГ является ассоциированным членом ФАТФ [6].
Обобщая результаты исследований в сфере экономических методов борьбы с терроризмом, необходимо сформулировать следующие практические рекомендации для России.
Во-первых, необходимо среднесрочное и долгосрочное прогнозирование направлений и тенденций террористической активности с определением их возможных субъектов и объектов, выявление и наказание не только рядовых исполнителей и пособников, но и организаторов и вдохновителей террора.
Во-вторых, необходимо отслеживать и анализировать структуру притока финансовых ресурсов, поступающих террористам, чтобы выявлять и концентрировать удары по основным потокам, не оставляя без внимания и более мелкие направления.
В-третьих, для сокращения притока финансов из зарубежных стран следует активно популяризировать в западных СМИ информацию о чеченском терроризме как элементе международного исламского терроризма, изменяя имидж чеченских сепаратистов как «борцов за независимость», показывая их истинное лицо и добиваясь внесения их организаций в международные списки террористических организаций, финансирование которых запрещено.
В-четвертых, для сокращения притока финансов из стран Востока следует вести активную работу с чеченской диаспорой и с мусульманскими государствами, добиваясь создания легальных, прозрачных для контроля каналов сбора пожертвований на нужды чеченского населения и мусульман России.
В-пятых, важнейшим методом борьбы с финансированием терроризма должна стать борьба с теневой экономикой как питательной средой финансирования терроризма.
В-шестых, ввиду важности борьбы с финансированием терроризма в системе антитеррористических мероприятий целесообразно внести в Федеральный закон РФ «О противодействии терроризму» специальный раздел, посвященный борьбе с финансированием терроризма, или принять специальный Федеральный закон «О борьбе с финансированием терроризма», введя в него расширенную трактовку этого понятия: то есть финансирование не только конкретного теракта, но и организации, признанной террористической.
В-седьмых, необходимо профессионально раскрывать целевую дезинформацию и противодействовать ей, принимать эффективные меры противодействия в информационных войнах,
ведущихся против нашего государства и русскоязычного населения в приграничных странах, выявляя и используя потенциальных сторонников и союзников.
Финансирование терроризма представляет собой особый тип финансовых преступлений с разрушительными последствиями, которые скрываются за, казалось бы, безобидными финансовыми трансакциями, но обладают способностью значительно дестабилизировать общество. Террористы осуществляют свою преступную деятельность через свои сети, используя скрытые структуры финансовой поддержки. Поэтому чрезвычайно важно выявлять и устранять изъяны легальной финансовой системы, которые используются как для отмывания преступных доходов, так и для обеспечения террористической деятельности.
Вопросы финансирования терроризма будут играть все более значительную роль в международных отношениях. Поскольку экономика терроризма - самое уязвимое его место, то борьба с финансированием терроризма должна быть одним из способов противодействия ему на практике.
Учитывая современную кризисную ситуацию в западной экономике, борьба с финансированием терроризма может выступать в качестве инструмента внеэкономического контроля над международной финансовой системой. В настоящее время усиливается использование руководством США не только борьбы с терроризмом, но и «политики
двойных стандартов», информационных войн, связанных с поддержкой радикальных сил, использующих методы террора, в своих политических целях, что не может не вызывать особой озабоченности демократической общественности мира, требует разработки и реализации комплекса специальных как информационных и экономических, так и геополитических мер противодействия.
Применение действенных экономических, технико-организационных и информационных мер способно сорвать даже тщательно подготовленную террористическую акцию. Однако, как уже было отмечено, терроризм порождается многими социальными, политическими, психологическими, экономическими, историческими и иными причинами, поэтому истоки терроризма, прежде всего, следует искать в той специфической социально-культурной среде, которая формирует личность террориста и мотивы его поведения. Изменить ситуацию в этой сфере является чрезвычайно трудной задачей, стоящей как перед Россией, так и перед многими странами мира.
Эффективная борьба с таким сложным явлением, как терроризм, предполагает системность и комплексность, то есть воздействие на основные причины и условия, его порождающие. Очевидно, что для эффективной борьбы с терроризмом требуются совместные усилия всего мирового сообщества, координация коллективных и профессиональных действий как на глобальном и национальном, так и на региональном уровнях.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Балан О.К. Понятие и классификация терроризма // Вестник Уфимского юридического института МВД РФ. - 2000. - № 1.
2. Варданянц Г.К. Терроризм: диагностика и социальный контроль // Социологические исследования. - 2005. - № 7.
3. Ведерникова О.Н. Система международного уголовного права и проблемы национальной безопасности России // Международное и национальное законодательство: проблемы юридической техники: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: МГУ, 2004.
4. Доклад Российской Федерации Контртеррористическому комитету Совета Безопасности ООН в соответствии с п. 6 резолюции № 1373 СБ ООН // Дипломатический вестник. - 2001. - № 1. - URL: http://www. mid.ru/bdomp/dip_vest.nsf
5. Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма. - URL: http://www.eurasiangroup.org/ru/
6. Кодекс РФ об административных правонарушениях КоАП РФ. - URL: http://base.garant.ru/12125267/
7. Кудрявцев В.Н. Предупреждения терроризма // Общественные науки и современность. - 2004. - № 1.
8. Левашев В.К. Морально-политическая консолидация российского общества в условиях нелибераль-
ных трансформаций // Социологические исследования.
- 2004. - № 7.
9. Лекарев С. Особенности терактов на территории современной России. - URL: www.oxpaha.ru; http://www. sec4all.net/modules/myarticles/article.php?storyid=238.
10. Лизунов В.В. Проблемы и виды современного терроризма // Национальные приоритеты России.
- 2011. - № 1 (4). - С. 34-42.
11. Метелев С.Е. Современный терроризм и методы aнтитеррористической деятельности: монография.
- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 308 с.
12. Метелёв С.Е. Криминальные явления в современном российском обществе и их влияние на экономику и управление: монография / С.Е. Метелев, И.А. Ку-рьяков, В.В. Лизунов и др. - Омск: ИП Погорелова, 2009. - 496 с.
13. Поликарпов Д.В. Российское общественное мнение о проблеме терроризма // Социологические исследования. - 2006. - № 2.
14. Савельев С. Терроризм - прибыльный бизнес для его организаторов. - URL: http://www.sec4all.net/ modules/myarticles/article.php?storyid=607; http://www. inforos.ru.
15. Терроризм: правовые аспекты борьбы. Нормативные и международные акты с комментариями: научные статьи / С)тв. ред. И.Л. Трунов. - М.: Эксмо, 2005.
16. Федеральная служба по финансовому мониторингу. Деятельность. - URL: http://www.fedsfm.ru/activity
17. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: Федеральный закон Рос. Федерации от 07.08.2001 № 115-ФЗ (ред. от 16.11.2005 № 145-ФЗ).
18. ФСБ: В финансировании терроризма на территории России участвуют 60 исламских экстремистских организаций. - URL: http://www.fsb.ru/fsb/comment/remark/ single.htm%21id%3D [email protected]
19. Экономические меры борьбы с терроризмом // Юрист: российская правовая газета. - 2013. - № 12. URL: www.gazeta-yurist.ru;http://www.yklaw.ru/ datadocs/doc_3322ta.pdf
20. FATF Reports. URL: http://www.fatfgafi.org/ documents/documents.jsp?lang=en
21. The Financial Action Task Force (FATF). URL: http://www.fatf-gafi.org/
22. International Convention for the Suppression of the Financing of Terrorism. URL: http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/terfin.shtml
23. International Standards on Combating Money Laundering and the Financing ofTerrorism - Proliferation: The FATF Recommendations. 2012. URL: http://local. crmm.ru/rosfinfatf/
24. Leistedt Samuel J. Behavioural Aspects of Terrorism // Forensic Science International. - 2013. - V. 228. - S. 21-27.
REFERENCE LIST
1. Balan O.K. Ponyatie i klassifikatsiya terrorizma // Vestnik Ufimskogo yuridicheskogo instituta MVD RF. - 2000. - № 1.
2. Vardanyants G.K. Terrorism: diagnostika i sotsialny kontrol // Sotsiologicheskie issledovaniya. - 2005. - № 7.
3. Vedernikova O.N. Sistema mezhdunarodnogo prava i problemy nationalnoy bezopasnosty Rossii // Mezhdunarodnoe i nationalnoe zakonodatelstvo: problemy yuridicheskoy tekhniki: materialy III mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii MGU im. M.V.Lomonosova. - M.: MGU, 2004.
4. Doklad Rossiyskoy Federatsii Kontrterroriristichesko mu komitetu Soveta Bezopasnosti OON v sootvetstvii s p. 6 resolutii № 1373 SB OON // diplomaticheskiy vestnik. - 2001.
- № 1. - URL: http://www.mid.ru/bdomp/dip_vest.nsf
5. Evraziyskaya gruppa po protivodeystviyu legalizatsii prestupnykh dochodov i finansirovaniyu terrorizma. - URL: http://www.eurasiangroup.org/ru/
6.KodeksRFobadministrativnykhpravonaruscheniyakh KoAP RF. - URL: http://base.garant.ru/12125267/
7. Kudryavtsev V.N. Preduprezhdeniya terrorizma // Obschestvennye nauki i sovremennost'. - 2004. - № 1.
8. Levaschev V.K. Moralno-politicheskaya konsolidatsiya rossiyskogo obschestva v usloviyakh neliberalnykh transformatsiy // Sotsiologicheskie issledovaniya. - 2004.
- № 7.
9. Lekarev S. Osobennosti teraktov na territorii sovremennoi Rossii. - URL: www.oxpaha.ru; http://www. sec4all.net/modules/myarticles/article.php?storyid=238.
10. Lizunov V.V. Problemy i vidy sovremennogo terrorizma // Natsionalnye prioritety Rossii. - 2011.
- № 1(4). - S. 34-42.
11. Metelyov S.E. Sovremenniy terrorizm i metody antiterroristicheskoy deyatelnosti: monografiya. - M.: YUNITI-DANA, 2008. - 308 s.
12. Metelyov S.E. Kriminalnye yavleniya v sovremennom obschestve i ikh vliyanie na ekonomiku i upravlenie: monografiya. - Omsk: IP Pogorelova, 2009. - 446 s.
13. Polikarpov D.V. Rossiyskoe obschestvennoe mnenie o probleme terrorizma // Sotsiologicheskie issledovaniya. - 2006. - № 2.
14. Savelyev S. Terrorizm - pribyl'ny bisnes dlya ego organizatorov. - URL: http://www.sec4all.net/ modules/myarticles/article.php?storyid=607; http:// www.inforos.ru
15. Terrorizm: pravovye aspekty bor'by. Normativnye i mezhdunarodnye akty s kommentariyami: nauchnye statyi / otv.red. I.L. Trunov. - M.: Eksmo, 2005.
16. Federalnaya sluzhba po finansovomu monitoringu. Deyatel'nost. - URL: http://www.fedsfm.ru/activity
17. O protivodeystvii legalizatsii (otmyvaniyu) dokhodov, poluchennykh prestupnym putem, i finansirovaniyu terrorizma: federalniy zakon Ros. Federatsii ot 07.08.2001 № 115-FZ.
18. FSB: V finansirovanii terrorizma na territorii Rossii uchastvuyut 60 islamskikh ekstremistskikh organizatsiy.
- URL: http://www.fsb.ru/fsb/comment/remark/single. htm%21id%3D [email protected]
19. Ekonomicheskie mery bor'by s terrorizmom // Yurist: rossiyskaya pravovaya gazeta. - 2013. - № 12. URL: www.gazeta-yurist.ru;http://www.yklaw.ru/ datadocs/doc_3322ta.pdf
20. FATF Reports. URL: http://www.fatf-gafi.org/ documents/documents.jsp?lang=en
21. The Financial Action Task Force (FATF). URL: http://www.fatf-gafi.org/
22. International Convention for the Suppression of the Financing of Terrorism. URL: http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/terfin.shtml
23. International Standards on Combating Money Laundering and the Financing ofTerrorism - Proliferation: The FATF Recommendations. 2012. URL - http://local. crmm.ru/rosfinfatf/
24. Leistedt Samuel J. Behavioural Aspects of Terrorism // Forensic Science International. - 2013.
- V. 228. - S. 21-27.
Лизунов Владимир Васильевич - кандидат физико-математических наук, Статья поступила в редакцию
доцент, исполнительный директор Омского научно-образовательного комп- 20 ноября 2014 г.
лекса, доцент кафедры «Менеджмент» Омского института (филиала) Российского экономического университета (РЭУ) имени Г.В. Плеханова. Метелев Сергей Ефимович - кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор, директор Омского института (филиала) Российского экономического университета (РЭУ) имени Г.В. Плеханова.
© В.В. Лизунов, С.Е. Метлёв, 2014