Научная статья на тему 'К вопросу методики преподавания изображения человека в эскизах одежды-костюма'

К вопросу методики преподавания изображения человека в эскизах одежды-костюма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу методики преподавания изображения человека в эскизах одежды-костюма»

- установление сотрудничества между учителями начальной и основной школы и избегание «разрыва» в обучении учащихся и понимании педагогами друг друга.

Перспективы развития проекта. Планируется: 1) продолжение реализации проекта в рамках школы; 2) организация методических семинаров для педагогов школы; 3) публикация статей в материалах научно-практических конференций по теме проекта; 4) продолжение исследований по данной проблеме в рамках темы «Преемственность в обучении математике между начальной (1-4 кл.), основной (5-9 кл.) и средней (полной) школами (10-11 кл.)».

Список литературы:

1. Ванцян А.Г. Решение проблемы преемственности между начальным и основным звеном школы // Б-

ка «Вестник образования России». - 2007. - № 9. -С. 45-50.

2. Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ». URL: http://www.assessor.ru/zakon/273-fz-zakon-ob-obrazovanii-2013/ (дата обращения 20.09.2014).

3. Педагогическая энциклопедия в 2-х томах / Под ред. В.В. Давыдова. Том 2. -М.: Большая российская энциклопедия, 1999, С. 1426.

4. Просвиркин В.Н. Преемственность в системе непрерывного образования // Педагогика. - 2005. -№2. - С.41-46.

5. Федорец Н. Эффективная преемственность как условие повышения продуктивности образовательного процесса в школе // Управлшня школою, 2012, №7.

К ВОПРОСУ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

В ЭСКИЗАХ ОДЕЖДЫ-КОСТЮМА

Аналогично нашему восприятию одежды в жизни, воспринимается одежда в рисунках, ее изображающих. Прежде всего, художественное изображение одежды вообще не мыслимо без прямого или косвенного соединения её с человеком. Объектом изображения дизайнера-модельера является одежда на человеке, или человека в одежде.

Восприятие одежды в эскизе должно быть максимально приближено к условиям восприятия её в жизни.

«Чтобы набросок воодушевил меня или мою мастерицу, нужно чтобы он подсказывал походку, осанку, жест; он должен давать силуэт в движении, он должен жить» (К.Диор). При этом оказывается недостаточным изображения человека вообще, а требуется изображение именно того человека, для которого одежда предназначена. А эскизы, представляющие перспективное решение одежды, должны также представлять и определенный новый образ человека.

Задачей дизайнера-модельера является создание одежды, художественно-образное содержание которой, соответствует образу того человека, для которого она предназначена. Успешному выполнению этой задачи способствует правильная трактовка в эскизах определенного образа человека. При художественном проектировании одежды, в зависимости от поставленной задачи, существуют различные способы воплощения образа человека в эскизах одежды-костюма.

Принципиально отличается решение образа человека в эскизах, преследующих цели:

- проектирование одежды различных назначений для определенного конкретного человека (рассчитанной на индивидуальный пошив);

- проектирование одежды для определенной группы людей, рассчитанной на массовое, серийное производство;

- проектирование одежды специальных назначений: пропаганда новой моды, уникальные выставочные модели, эстрадные, карнавальные костюмы, форменная одежда.

Маркова Татьяна Николаевна

доцент, Смоленский государственный университет

Трактовка образа человека при проектировании одежды для конкретного человека.

Каждый отдельно взятый человек, обладает более или менее выраженной неповторимостью. Совокупность всех качеств данного человека составляет его индивидуальный образ. В понятие образа входит весь комплекс признаков, отличающих данного человека: его социальная характеристика, внешний облик, внутреннее содержание, его образ жизни, род занятий, привычки, склонности, характер, темперамент, телосложение, пигментация, манера держаться, походка, осанка, черты лица, мимика, жесты.

Проектирование одежды для конкретного человека начинается с анализа индивидуального образа, в котором выявляются наиболее положительные, характерные его черты, определяется «личный стиль» этого человека.

Личный стиль человека - это органический сплав существенных и характерных черт данного человека, выраженный и воспринимаемый, прежде всего, через его внешний облик и поведение. Личный стиль так же, как и внешность человека зависит от его природных данных. Однако и природные данные поддаются некоторому развитию и совершенствованию. Умение понять и критически осмыслить свои возможности, выработать свой личный стиль зависит от общей культуры человека, его эстетической чуткости, артистизма. Наиболее трудной задачей дизайнера-модельера является умение понять в человеке лучшее, подсказать ему возможности его внешнего проявления и рекомендовать ему общий стиль одежды. Лучшее и характерное в человеке, акцентированное и выявленное при помощи костюма, создает неповторимый и запоминающийся индивидуальный образ человека. Кстати за последнее время качество яркой индивидуальности, оригинальности внешнего облика становится тем качеством, которое в общепринятом представлении о красоте вытесняет требование классической пропорциональности черт лица и телосложения.

Личный стиль человека определяет рекомендуемый ему стиль одежды, например, элегантно-спортивный или кокетливо-женственный, классически-строгий или мальчишески-задорный, мужественно-корректный, детски-наивный, экстравагантный, лиричный и т.д. Стиль одежды

диктует её ассортимент, материалы, форму, цвет, дополнения.

При проектировании одежды определенного назначения учитываются все внешние данные человека и выявляются те черты его внешнего облика и манер, которые могут послужить основой художественного решения требуемого костюма. Такими основополагающими чертами при создании конкретного костюма могут явиться мягкие женственные манеры, нежный цвет лица и пушистые волосы, порывистые стремительные движения и стройная фигура, яркая необычная пигментация, внутреннее благо-

родство, проявляющееся в сдержанном достоинстве, красоте жестов и движений. В художественном решении одежды эти качества человека максимально выявляются. Затем принимаются во внимание все остальные качества и свойства человека, составляющие его облик и внутреннее содержание, которые корректируют, дополняют возникающий замысел одежды-костюма. И, наконец, особо учитываются те черты внешнего облика человека, которые могут нарушить стиль и художественно-образный замысел одежды, и которые необходимо поэтому видоизменить или скрыть с помощью белья, одежды, дополнений и т.д.

В эскизах одежды-костюма для конкретного человека дается обобщенное изображение этого человека, выявляющее главное и основное в его образе. Различные второстепенные свойства опускаются, случайные моменты не изображаются. Трактовка образа не должна быть натуралистичной. Определенным закономерно-объективным художественным приёмом при трактовке образа человека

в эскизах одежды является обязательное выявление и некоторое подчеркивание тех качеств человека, которые формируют его личный стиль и являются основополагающими в художественном решении данного проекта, например, характерных черт лица, необычной пигментации, грациозной пластики движений, мужественной силы и т.д.

В то же время в эскизах-проектах одежды для конкретного человека необходимо давать хотя и обобщенное, но достаточное достоверное изображение этого человека. Чрезмерная идеализация, утрировка или, наоборот, нивелировка реальных качеств человека может повести поиск одежды по неправильному пути. Так излишняя идеализация пропорций фигуры затруднит поиски оптимальных для этого человека пропорций одежды. Пренебрежение каким-либо значительным качеством во внешности человека может привести к несоответствию одежды (ее форм, пропорций, цвета) внешнему облику человека. А если в

эскизе через внешние приметы не будет выражено внутреннее содержание человека, его характер, темперамент то и при решении одежды они могут оказаться неучтенными. Тогда образная сущность одежды будет диссонировать с внутренним миром человека.

Если образ человека неправильно понят или неправильно передан в эскизе и как следствие этого, костюм не соответствует человеку по форме, цвету, образному содержанию, то он оказывать отрицательное влияние и на внешний облик, и на манеру держаться. Человек будет и выглядеть хуже, и неловко, «не в своей тарелке», чувствовать себя в этом костюме.

Правильно найденный в эскизе образ человека является основой для правильного решения проекта одежды-костюма. Проект во всех своих качествах должен подчиняться индивидуальному образу, обеспечивая все требования, предъявляемые данным человеком к данной одежде. Современным можно считать такой костюм, который выявляет и подчеркивает лучшие качества человека, не «заслоняя» его собою. Оставаясь подчиненным, костюм должен органически гармонировать с внешним обликом и духовным миром человека как, например, гармонического соответствия художественного образа одежды и образа человека можно привести ставший классическим словесный портрет Анны Карениной Л.Толстого: «...ее прелесть состояла именно в том, что она всегда выступала из своего туалета, что туалет никогда не мог быть виден на ней. И черное платье с пышными кружевами не было видно на ней, это была только рамка, и была видна только она, простая, естественная, изящная и вместе веселая и оживленная».

Закономерно, что чем более интересен образ человека, чем определеннее, законченнее его стиль, тем более оригинальной и разнообразной может быть трактовка его одежды.

Проектирование одежды, обеспечивающей потребности определенного человека, осуществляется дизайнерами-модельерами и закройщиками одежды в Домах мод, ателье индивидуального пошива, специализированных мастерских и т.д.

Список литературы:

1. Баммес Г. Изображение человека. Основы рисунка с натуры. М.: Дитон, 2012. - 312 с.

2. Бердник Т.О. Основы художественного проектирования костюма и эскизной графики: учебн. пособие. Р-н/Д.: Феникс, 2001. - 320 с.

3. Бодалев А.А.Восприятие и понимание человека человеком. М.: Книга по Требованию, 2012. -198 с.

4. Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. - 383 с.

5. Неменский Б.М., Педагогика искусства. М.: Просвещение, 2007. - 256 с.

6. Эберле Х., Деллель Х., Сало Т.Эскиз и рисунок. М.: Эдипресс-Конлига, 2012. - 154 с.

КРАТКИЙ ОБЗОР СИТУАЦИИ В ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ

РЕСПУБЛИКИ УКРАИНА

Университеты Украины рассматривают владение иностранными языками как один из главных механизмов реализации процессов интеграции Республики Украина в мировом образовательном и культурном пространстве. Интеграция Украины в Евросоюз, введение Болонской системы в образование влияют на процесс подготовки будущих специалистов в различных сферах деятельности. Особое внимание стало уделяться сегодня иностранному языку специальности как способу реализации профессиональной деятельности индивида.

В постсоветском пространстве на Украине не было единой национальной программы изучения иностранных языков по специальности. В 2005 году такая программа изучения английского языка по специальности была разработана Министерством образования Украины и Британским советом[6].

Главные направления реорганизации и нововведений затронули формирование коммуникативных компе-

Нечитайло Елена Михайловна

Алтайский Государственный Университет, г. Барнаул

тенций, подбора учебной литературы, введения новых методов обучения. Больше внимание стало уделяться работе с Интернет-ресурсами и созданию электронных курсов для самостоятельной работы студентов.

В неязыковых ВУЗах Украины изучение иностранных языков по специальности предусматривает нормативный курс и углубленный.

Нормативный курс - обучение языку с целью достижения в соответствии с общеевропейскими компетенциями овладения иностранным языком определенного языкового уровня. Продолжительность этого курса 2 семестра: 1 семестр коммуникативный курс (форма контроля - зачет), 2 семестр - коммуникативный курс и основы перевода текстов по специальности (форма контроля - экзамен). Количество студентов в группе 15 человек. Нормативный курс рассчитан на 16 кредитов и 560 учебных часов. Под кредитом понимается единица измерения учебной нагрузки студентов, необходимой для освоения содержания модуля программы учебной дисциплины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.