Научная статья на тему 'Краткая история православной миссии в странах Юго-Восточной Азии'

Краткая история православной миссии в странах Юго-Восточной Азии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
251
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВНАЯ МИССИЯ / ORTHODOX MISSION / СТРАНЫ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ / SOUTHEASTERN ASIA / ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ II / EMPEROR NICHOLAS II / МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ / MOSCOW PATRIARCHATE / ГОНКОНГСКАЯ ЕПАРХИЯ / ПРАВОСЛАВИЕ / ORTHODOXY / THE HONG KONG DIOCESE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мороз Иоанн

В статье рассматривается история православной миссии в странах Юго-Восточной Азии. Описываются первые попытки миссионерской деятельности в Таиланде в конце 19 в. Подчеркивается, что православная миссия в странах Юго-Восточной Азии активно начала развиваться только в конце ХХ века. Рассматривается краткая история православной миссии во Вьетнаме, Камбодже, Пакистане, Филиппинах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A brief history of orthodox mission in South-Eastern Asia

In the article a history of the Orthodox mission in the countries of South-Eastern Asia is discussed. The first attempts of missionary work in Thailand at the end of the 19th century are described. It is emphasized that the Orthodox mission in the countries of South-Eastern Asia began to develop actively only at the end of the twentieth century. A brief history of the Orthodox mission in Vietnam, Cambodia, Pakistan, the Philippines is described.

Текст научной работы на тему «Краткая история православной миссии в странах Юго-Восточной Азии»

Список литературы:

1. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1905-1907 годы. - СПб., 1910

2. Макарий (Глухарев), архим. Мысли о способах к успешному распространению Христианской веры между евреями, магометанами и язычниками в Российской Державе / Предисловие священника С. В. Страхова - М, 1894

3. Манифест об усовершенствовании государственного порядка 17 октября 1905 года. [Электронный ресурс]. - URL: http://histerl.ru/otechestvennaia_istoria/kratko_gosudarstvo_pravo/manifest_ob_usoversh enstvovanii_gosudarstvennogo_poriadka_1905.htm

4. Русско-украинский штундизм. [Электронный ресурс]. - URL: https: //ru.wikipedia.org/wiki/Русско -

украинский_штундизм#Ш.98^1.81^1.82Ш.ВЕ^1.80Ш.В8^1^_Ш.В4Ш.В 2.D0.B8.D0.B6.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D1.8F

5. Церковь адвентистов седьмого дня. [Электронный ресурс]. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Церковь_адвентистов_седьмого_дня#.D0.90.D0.B4.D0.B 2.D0.B5.D0.BD.D1.82.D0.B8.D0.B7.D0.BC_.D0.B2_.D0.A0.D0.BE.D1.81.D1.81.D0.B 8.D0.B8

Краткая история православной миссии в странах Юго-Восточной Азии

УДК 26/28

Иерей Иоанн Мороз магистрант БДС (с м/н) Россия, г.Москва missotdel@gmail.com

Аннотация. В статье рассматривается история православной миссии в странах Юго-Восточной Азии. Описываются первые попытки миссионерской деятельности в Таиланде в конце 19 в. Подчеркивается, что православная миссия в странах Юго-Восточной Азии активно начала развиваться только в конце ХХ века. Рассматривается краткая история православной миссии во Вьетнаме, Камбодже, Пакистане, Филиппинах.

Ключевые слова: православная миссия; страны Юго-Восточной Азии; император Николай II; Московский Патриархат; Гонконгская епархия; православие.

A brief history of orthodox mission in South-Eastern Asia

Priest John Frost graduate student of the BOS (with m/o)

Russia, Moscow missotdel@gmail.com

Annotation. In the article a history of the Orthodox mission in the countries of South-Eastern Asia is discussed. The first attempts of missionary work in Thailand at the end of the 19th century are described. It is emphasized that the Orthodox mission in the countries of South-Eastern Asia began to develop actively only at the end of the twentieth century. A brief history of the Orthodox mission in Vietnam, Cambodia, Pakistan, the Philippines is described.

Key words: Orthodox mission; South-Eastern Asia; the emperor Nicholas II; Moscow Patriarchate; The Hong Kong diocese; Orthodoxy.

Православная миссия является самой молодой в странах Юго-Восточной Азии. В силу различных причин, в том числе политических и межконфессиональных прений, активная проповедь православия в этих странах началась относительно недавно, хотя первое соприкосновение с православием мы усматриваем еще в XIX веке, когда будущий император Николай II посетил королевство Сиам. С этой поездкой связано укрепление отношений между Российской империей и Сиамом. Тогда встреча монархов этих двух держав -Николая II и Рамы V переросла в дружбу. Естественно Рама V не стал медлить с ответным визитом и в 1897 году посетил Санкт-Петербург, где он и его свита впервые узнали, что такое Православие.

Хорошие отношения между Россией и Сиамом позволили отправить в 1898 году на учебу в Петербург любимого сына короля Рамы V Чакрабона с его другом Най Пхумом. Чакрабон и Най Пхум стали первыми тайцами и, собственно, первыми представителями Юго-Восточной Азии, которые не только получили высшее

177

гуманитарное и военное образование, выучили русский язык, но и приняли крещение.

Впоследствии принц Чакрабон обвенчался с русской девушкой Екатериной Десницкой и отправился на родину. Но стоит отметить, что его крещение, равно как и венчание, были тайными. Этот поступок весьма разозлил короля Раму V. Разразился скандал, король долго не признавал принца и, дабы восстановить отношения с отцом, Чакрабон вновь вернулся к буддизму. А вот его товарищ НайПхум, приняв крещение, не пожелал возвращаться обратно, а предпочел служить в российской армии и дослужился до полковника [5, с. 162].

Дальнейшие известные нам политические процессы в России приостановили миссионерскую деятельность в Таиланде.

Православная миссия в странах Юго-Восточной Азии активно начала развиваться только в конце ХХ века. Так, в 1999 году на заседании Священного Синода было принято решение об образовании в Бангкоке православного прихода во имя святителя Николая. Настоятелем этого прихода был назначен клирик Ярославской епархии игумен Олег (Черепанин).

Практически одновременно с деятельностью Московского патриархата в Таиланде начали проповедь и представители Константинопольского патриархата.

В 1996 году Константинопольский патриархат создал Гонконгскую епархию, выделив её из состава Новозеландской. К новообразованной епархии, кроме Гонконга, были отнесены также Китай, Индия, Таиланд, Малайзия, Индонезия, Филиппины и Сингапур. Правящим архиереем новообразованной епархии с титулом митрополит Гонконгский и всея Юго-Восточной Азии стал митрополит Никитас Лиулас [5, с. 167].

К более подробному рассмотрению миссионерской деятельности в Таиланде мы приступим чуть позже, а далее мы рассмотрим краткую историю православной миссии в других странах Юго-Восточной Азии.

Во Вьетнаме проповедь православия началась уже в XXI веке. Так, первый православный приход в это стране было принято открыть 17 июля 2002 года.

Первым иерархом, который посетил Вьетнам с миссионерской целью, стал тогда еще митрополит Смоленский и Калининградский, а ныне патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Делегация ОВЦС, которую возглавлял владыка, в 2001 году прибыла во Вьетнам для

проповеди и оценки благоприятности обстановки для организации здесь миссионерского стана. В ходе поездки митрополит Кирилл проводил миссионерские беседы, совершал молебны в таких городах, как Ханой, Хошимин и Вунгтау, на которых присутствовало преимущественно русскоязычное население.

Первая Божественная Литургия и пасхальные богослужения на территории Вьетнама были совершены весной 2002 года именно в г. Вунгтау, где проживает значительная по численности община русскоязычных специалистов [4].

Камбоджа является одной из беднейших стран мира. В 70-х годах прошлого столетия страна пережила страшнейший геноцид во время режима Красных Кхмеров, когда миллионы людей были варварски уничтожены.

Неискаженное, истинное Христианство, которое несет Православие, никогда не было проповедано в Камбодже. Лишь совсем недавно, благодаря выходцам из стран бывшего СССР, в Камбодже начали образовываться полноценные Православные приходы. Так, образовано уже два прихода: в столице Пном-Пене и городе Сиануквиле. Оба прихода добровольно вошли в юрисдикцию Московского Патриархата [3, с. 64].

17 июля2013 г. стало знаменательной датой в истории развития Церкви в Камбодже: была получена государственная регистрация Русской Православной Церкви как религиозной организации в стране. Это дало возможность официально, не нарушая местных законов, заниматься религиозной, миссионерской деятельностью, проповедовать, издавать Православную литературу, приобретать участки земли в церковную собственность и возводить на них Православные храмы.

Миссия Константинопольского Патриархата в Пакистане началась в 2005 году и проходит под руководством Преосвященного Константина, митрополита Сингапурского.

Православный священник Пакистана - отец Иоанн Танвеер -человек с удивительной судьбой. Он ждал православия 15 лет. Родился в католической семье, стал католическим священником, преподавал в семинарии. О православии ему рассказал греческий генерал, случайно зашедший помолиться в собор. Рассказал - и зажег огонь в сердце о. Джона. «Я не могу до конца объяснить этого. Мне было интересно. Православие я изучал в семинарии, но чувствовал, что тех знаний недостаточно - в Пакистане нет православных книг. И

тут меня просто потянуло к этой вере, мне захотелось узнать о ней больше».

Немало времени прошло, прежде чем о. Джон смог разыскать информацию о православии. А потом он много лет ждал, пока его присоединят к православию. Оставил служение в католической церкви, стал журналистом и несколько лет ждал, когда же приедет православный митрополит в Лахор.

Митрополит Никита крестил Джона, а когда власти Пакистана зарегистрировали православную миссию - именно его определили священники миссии. Много лет единственный православный храм Пакистана находился дома у отца Иоанна. Небольшой дом и участок -подарок отца. Комната для богослужений вмещает 40-50 человек. Здесь же проходят занятия воскресной школы, здесь принимают и странников, приезжающих на богослужение. Живут Танвееры бедно -на редкие гонорары от статей и переводов (супруга о. Иоанна матушка Роза закончила Оксфорд).

Православным в Пакистане чрезвычайно трудно. Католиков признает правительство, у них есть своя община, а православных притесняют даже другие христиане. Жена о. Иоанна Роза -выпускница Оксфорда. У нее три образования, и долгое время она преподавала в католической школе. Там же учились и дети о. Иоанна. Ее уволили, детей отчислили, и больше детей не взяли ни в одну католическую школу.

Филиппины - красивейшая страна, в которой живут замечательные люди. Это единственная страна Юго-Восточной Азии, принявшая христианство. Подавляющее большинство населения -католики, но в последние годы все больше появляется протестантов.

Присутствует здесь и Православие. В 1930-1940-е годы существовал приход Русской Зарубежной Церкви, и около полугода здесь прожил святитель Иоанн (Максимович); в 1990 году появился приход Константинопольского Патриархата, а в 2008 году - миссия Антиохийской Православной Церкви[2, с. 80].

Вообще на Филиппинах официально зарегистрированы 190 организаций, использующих в названии слово «православный», при этом к подлинному Православию имеют отношение только две-три из них. Для кого-то создание таких структур просто бизнес: например, бывший католический священник регистрирует очередную «православную церковь», чтобы оказывать специальную услугу -венчать пары на пляже, что запрещено местной Римско-Католической

церковью. Все Православие сводится к названию, остальное же -латинское.

Но самое интересное, что главной святыней Филиппин является... православная икона [1, с.71]! Это точная копия иконы «Всепомогающая», включая греческие титлы и восьмиконечный крест, который держит один из ангелов. Говорят, что эта икона не вполне честным образом была вывезена в прошлом из православной страны. На Филиппинах она прославилась огромным множеством чудес, почему народ и почитает ее. В храме Бакларан возле нее постоянно толпы молящихся, и каждый час служится месса, но мало кто из приходящих знает о том, что икона - православная, как и в целом о Православии на Филиппинах пока что знают немногие.

Список литературы

1. Все о религии Филиппин / Под ред. Репина А.Н. - Спб., 2010.- 94 с.

2. Григорьев П.Н. История православия за рубежом. -Екатеринбург, 2009. - 216 с.

3. Егорьева М.А. Православие Юго-Восточной Азии в прошлом и в настоящем. - Спб., 2014. - 116 с.

4. Православие во Вьетнаме это: словари и энциклопедии на Академике.[Электронный ресурс]- Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/522486

5. Черепанин О., игум. История Христианства в Тайланде. -Бангкок, 2008. - 237 с.

Концепция миссии Католической Церкви в период Средневековья

Дионисий Серединин магистрант БДС ( с м/н) Россия, г.Белгород Deneemax@inbox.ru

Аннотация. В статье рассматриваются исторические этапы развития миссии Церкви. Автор анализирует происхождение слова «миссия», прослеживает развитие миссии в разные исторические периоды Церкви, описывает исторические документы по вопросам

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.