https://doi.orq/10.30853/manuscript.2019.12.13
Федирко Оксана Петровна
ТРАНЗИТ РУССКОГО ПРАВОСЛАВИЯ В КОРОЛЕВСТВО КАМБОДЖА НА РУБЕЖЕ ХХ-ХХ! ВЕКОВ
Сохранение православия среди русскоязычных общин за границей является одной из приоритетных задач Русской православной церкви Московского патриархата. В статье предпринимается попытка воссоздания процесса организации деятельности православных структур в современной Камбодже и выявления факторов, влияющих на этот процесс. Автор, используя публикации, интернет-ресурсы и личные наблюдения, выделяет в ходе распространения православия в Королевстве Камбоджа два этапа и обосновывает прямую взаимосвязь этого процесса с численностью и активностью русскоговорящих общин городов Сиемреап, Пномпень, Сиануквиль. Адрес статьи: www.aramota.net/materials/9/2019/12/13.html
Источник Манускрипт
Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 12. C. 74-79. ISSN 2618-9690.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/9/2019/12/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@aramota.net
"A FAREWELL TO FARMS": TRANSFORMATION OF VALUE ORIENTATIONS OF THE RURAL YOUTH OF THE BURYAT-MONGOLIAN ASSR UNDER CONDITIONS OF MODERNIZATION (THE 1920-1930S)
Soboleva Anastasiya Nikolaevna, Ph. D. in History Khomyakov Sergei Vasil'evich, Ph. D. in History Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Ulan-Ude soboleva03_88@mail.ru; khomyakov979@gmail.com
The article reveals the causes and motives, which induced a considerable part of the rural youth of the Buryat-Mongolian ASSR to move from the countryside to the city in the 1920-1930s. The paper shows changes of the young countrymen's value orientations that occurred under the influence of Communist propaganda, which sought to intrude the idea of backwardness of the peasantry and the leading role of the working class into public consciousness. At the same time, the actual potential of migration was considerably restricted. In this connection, the paper tackles a burning problem that is still relevant nowadays - social adaptation of young countrymen in a city.
Key words and phrases: rural youth; peasants; disintegration of peasant class; collectivization; countryside - city; migration to city; social mobility; modernization; working class; industrialization.
УДК 947.088:281.93(59)"199/201" Дата поступления рукописи: 05.11.2019
https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.12.13
Сохранение православия среди русскоязычных общин за границей является одной из приоритетных задач Русской православной церкви Московского патриархата. В статье предпринимается попытка воссоздания процесса организации деятельности православных структур в современной Камбодже и выявления факторов, влияющих на этот процесс. Автор, используя публикации, интернет-ресурсы и личные наблюдения, выделяет в ходе распространения православия в Королевстве Камбоджа два этапа и обосновывает прямую взаимосвязь этого процесса с численностью и активностью русскоговорящих общин городов Сиемреап, Пномпень, Сиануквиль.
Ключевые слова и фразы: православие; Королевство Камбоджа; электронные ресурсы; личные наблюдения; русскоговорящая община.
Федирко Оксана Петровна, д.и.н., доцент
Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока Дальневосточного отделения Российской академии наук, г. Владивосток fedirko@ihaefe.ru
ТРАНЗИТ РУССКОГО ПРАВОСЛАВИЯ В КОРОЛЕВСТВО КАМБОДЖА НА РУБЕЖЕ ХХ-ХХ1 ВЕКОВ
После распада СССР и открытия внешнего занавеса в страны Северо- и Юго-Восточной Азии переехали тысячи граждан, главным образом из России, Украины, Казахстана и других стран постсоветского пространства. Их число установить трудно, так как часть из них попыталась принять гражданство принимающей страны, а другие, хоть и продолжают являться гражданами страны исхода, сохраняют с родиной минимальные контакты. Кроме того, долгие годы загранучреждения к работе с соотечественниками относились как к второстепенной задаче. Культурная дипломатия сводилась к организации гастролей театральных и музыкальных коллективов, выставок. Меж тем в странах Юго-Восточной Азии (ЮВА) сформировались русскоязычные диаспоры, объединенные страной исхода и русским языком. Необходимость самоидентификации представителей этих общностей проявлялась в поисках форм социального общения, которые в условия бездействия дипломатических кругов можно было осуществить в приходах Русской православной церкви Московского патриархата (РПЦ МП). Таким образом, православие стало представлять собой основу для консолидации русскоязычной диаспоры.
Актуальность исследованию придают, во-первых, возможность рассмотрения экспансии «новой», нетрадиционной религии в иноконфессиональной среде, где под «новой» религией понимается русское православие; во-вторых, сравнение этих процессов с деятельностью иностранных миссионеров на Дальнем Востоке России в 1990-е годы; и, в-третьих, активизация культурных и экономических связей между нашей страной и Королевством Камбоджа.
Цель работы: воссоздание процесса транзита русского православия на территорию Королевства Камбоджа на рубеже ХХ-ХХ1 веков. Для достижения поставленной цели автор планирует рассмотреть процесс организации деятельности православных структур в современной Камбодже и выявить факторы, влияющие на этот процесс.
Информационная база исследования представлена публикациями, содержащими обобщенные сведения по истории православия в Камбодже, и интернет-источниками, позволяющими воссоздать процесс возникновения и развития православного христианства в регионе. Особое место занимают наблюдения автора, записи бесед с представителями русскоязычного сообщества, полученные во время кратковременных визитов
в Королевство Камбоджа в 2016-2019 гг. и зафиксированные в личных дневниках. Так как большинство материалов, особенно современных, не опубликованы в печатных изданиях, ссылки даются на сайты, на которых они помещены. В исследовании использована информация только с официальных ресурсов, при этом автор практиковал проверку фактов с нескольких сайтов, для того чтобы исключить искажение информации и ошибки. Кроме того, автором использовался исключительно фактологический материал. Рассуждения, субъективные оценки и комментарии, содержащиеся на Web-страницах, принимались к сведению, но не использовались при изложении материала исследования.
Научная новизна исследования заключается в том, что проблема проникновения и развития православного христианства в Камбодже на сегодняшний день практически не разработана. Единственным исследователем религиозной ситуации в современной Камбодже является Заслуженный профессор МГУ имени М. В. Ломоносова, главный научный сотрудник Центра политических систем и культур, доктор исторических наук Надежда Николаевна Бектимирова, ведущий российский востоковед по проблемам новейшей истории и политического развития стран ЮВА. Она автор более 80 работ по истории общественно-политической жизни стран Юго-Восточной Азии в постколониальный период, в которых уделяет внимание и религиозному фактору в политической жизни Камбоджи [2; 3].
Среди научных публикаций о деятельности Русской православной церкви Московского патриархата (РПЦ МП) в ЮВА можно выделить отдельные работы И. Мороз [20], Д. П. Анашкина [1], Е. В. Кряжевой-Карцевой и А. А. Идрус [14], Р. И. Файншмидт [29], М. А. Егорьевой [11].
Для Камбоджи после падения режима «красных кхмеров» характерно не только политическое и экономическое развитие, но и процессы преобразований конфессионального геопространства в глобальном масштабе с учетом различных внешних и внутренних факторов, среди которых важную роль играет вестернизация.
Конституция Камбоджи, принятая 21 сентября 1993 г., в статье 4 провозглашает ключевой девиз Королевства «Нация, Религия, Король» [27, с. 41]. В ней в ст. 31 закреплены основные права и свободы граждан: «Все граждане равны перед законом, пользуются правами и свободами, выполняют обязанности независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, вероисповедания, политических устремлений, места рождения, социального статуса, имущественного или иного статуса» [Там же]. А ст. 43 раскрывает принцип свободы совести: «Граждане обоего пола пользуются свободой вероисповедания. Свобода религиозных убеждений и вероисповедания гарантируется государством при условии, что такая свобода не затрагивает прав других верующих или не нарушает общественный порядок и интересы безопасности. Буддизм является государственной религией» [Там же].
Вопросы вероисповедной политики находятся в ведении Министерства культа и религии, возглавляемого сегодня министром Хим Чхема. В провинциях действуют Департаменты религий, регламентирующие и контролирующие межконфессиональные отношения, в том числе с христианскими церквями.
Характеризуя историю возникновения и развития современного христианства в Юго-Восточной Азии, необходимо отметить особенности распространения православия в Камбодже. Используя типологию церковных разделений А. Н. Лещинского, их можно отнести как к первому типу объединений (вселенское православие, которое рассматривается как система поместных православных церквей, находящихся в евхаристическом общении), так и ко второму (параллельные структуры) в зависимости от характера взаимоотношений между РПЦ МП и другими православными церквями, сложившихся исторически и с учетом современных политических процессов [16, с. 109].
Государство Камбоджа впервые познакомилось с христианством еще в XVI в. Первыми христианскими миссионерами были католические священники, преимущественно французы. С конца 1920-х годов в Камбодже благодаря деятельности американских проповедников появляется протестантизм. Однако православие начинает проникать в эту страну только в последнее десятилетие ХХ века. В этом процессе практически одновременно приняли участие миссионеры Болгарской и Константинопольской православных церквей.
Первый православный храм в континентальной части Юго-Восточной Азии был построен в 1993 году в память погибших военнослужащих болгарского миротворческого контингента в Камбодже на территории Болгарского посольства [21]. Мемориальный храм-часовня святого Георгия Победоносца (адрес: Bd. Norordom 227-229, Phnom Penh, Kingdom of Cambodia) находится в юрисдикции Болгарской православной церкви (БПЦ), которая, однако, не имеет в Камбодже своего прихода и не направляет туда священнослужителей. Богослужения совершаются в нем клириками РПЦ МП по согласованию со священноначалием Болгарской православной церкви и руководством дипломатического представительства Болгарии в Пномпене.
В отличие от БПЦ Константинопольская православная церковь (КПЦ) обратила внимание на Юго-Восточную Азию еще в 1920-е годы. До 1990-х годов в этом регионе действовала Австралийская архиепи-скопия КПЦ, из которой в 1996 г. выделилась Митрополия Гонконга и ЮВА КПЦ, включавшая и территорию Камбоджи. Несмотря на то, что в этот период впервые именно Камбоджа стала рассматриваться как объект миссии, в последующие четверть века КПЦ достичь хоть каких-нибудь результатов не удалось.
Считается, что начало миссии РПЦ МП в Камбодже состоялось после визита митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла в Пномпень в сентябре 2001 г. [9]. В декабре того же года было открыто Представительство Русской православной церкви в Королевстве Таиланд с поручением осуществлять пастырское окорм-ление православных христиан в Камбодже, Таиланде и Лаосе [24]. Однако в это время основной акцент в деятельности РПЦ МП был сделан на Таиланд, в связи с тем что королевство в начале XXI века становится привлекательным для туризма и сезонной эмиграции россиян. Несмотря на то, что игумен Олег (Черепанин), по его словам, периодически посещал Камбоджу для «исполнения треб» [4], только через 10 лет, 6-10 сентября 2011 г., состоялся его первый пастырский визит в Камбоджу уже в сане архимандрита и Представителя РПЦ МП
в Таиланде, Камбодже и Лаосе [30]. Считается, что поездка в Королевство Камбоджа была подготовлена обращениями в Управление Московской патриархии по зарубежным учреждениям русскоязычных жителей г. Сиа-нуквиля об организации там православного прихода и возможном строительстве храма [10].
Именно это стало толчком для оживления православной жизни в Камбодже и юридического признания организованных групп верующих в королевстве.
В 2012 г. РПЦ МП на территории Камбоджи была зарегистрирована властями в качестве религиозной организации под именованием «Православная христианская церковь Камбоджи (Московский патриархат)». Осенью того же года были образованы два церковных прихода РПЦ МП: в г. Пномпене «Во имя Свт. Вмч. Георгия Победоносца» и в г. Сиануквиле «Св. Вмч. и Исцелителя Пантелеимона» [25]. В 2013 г. был основан православный Приход Божией Матери в честь иконы «Казанская» и в г. Сиемреап [22].
Причина открытия православных приходов именно в этих трех городах Камбоджи объясняется тем, что именно в них сформировались общины русскоговорящих мигрантов из России и стран бывшего СССР. Однако социальный состав этих общин в большей степени повлиял на дальнейшее развитие православных приходов и на решение о строительстве храмов в этих городах.
В г. Сиемреапе, расположенном на северо-западе, находятся Анкор-Ват и Анкор-Тхом, благодаря которым он превратился в оживлённый туристический центр с современными отелями и архитектурой. Очень немногочисленные (до 200 человек в 2017 г. [17, дневник № 2]) и разрозненные члены русскоговорящего сообщества заняты здесь в сфере предоставления туристических услуг. Сиемреап стал городом в период перехода Анкора под французскую юрисдикцию, и благодаря деятельности французских и европейских миссионеров влияние католицизма и протестантизма здесь очень велико. В городе есть католическая часовня, в пригороде -католический костел, большое количество молитвенных домов различных протестантских конгрегаций, мечеть Неакма, медресе, и все это - на фоне десятка современных буддийских храмов. Все эти факторы повлияли на то, что созданный в 2013 г. православный приход ведет крайне нерегулярную жизнь, случающиеся богослужения проводятся в приспособленных помещениях.
В городах Сиануквиль и Пномпень на учредительных собраниях верующих в 2012 г. было заявлено о намерении строительства православных храмов [21]. Московский патриархат РПЦ удовлетворил желание верующих, и уже в следующем году началась подготовка к строительству храмов. К концу 2013 г. были собраны значительные средства, полученные от благотворителей: общиной храма в Пномпене - около 140 тыс. долларов США, а приходом Сиануквиля - 65 тысяч [6].
В г. Сиануквиль, расположенном на юге Королевства Камбоджа, строительство храма великомученика Пантелеимона Целителя было начато в сентябре 2014 года. Инициатором создания православной общины и строительства православного храма стал Сергей Александрович Степанов, позже ставший старостой сиа-нуквильского храма. По мнению представителей русскоязычной общины г. Сиануквиль, огромную заслугу в сборе средств на строительство храма сыграл известный в Камбодже предприниматель-меценат Николай Дорошенко. Подрядчиком была выбрана строительная компания «Сам Сарат», руководитель которой - русскоговорящий кхмер. Успешному продвижению работ способствовало то, что староста Сиануквильского прихода М. Ю. Рюмшин по образованию являлся строителем. 7 июня 2015 года состоялось освящение наку-польных крестов, а 28 июля они были установлены на купола [10]. В октябре 2015 г. в г. Сиануквиле архиепископом Рязанским и Михайловским Марком совершено освящение храма во имя целителя Пантелеимона [5] (адрес храма: St. Panteleimon church, Phum 3, Sangkat 3, Sihanoukville, Kingdom of Cambodia), который стал первым православным храмом РПЦ МП в Камбодже. К этому событию была организована публикация первых молитвословов на кхмерском языке, которые были изданы в типографии церковного представительства в Таиланде и во время освящения храма вручены в подарок прихожанам-кхмерам. Колокола были отлиты на Московском колокололитейном заводе «Литекс» и установлены 15 апреля 2017 года.
Общая площадь храма 144 кв. м., высота - более 21 м. Храм рассчитан на 100 человек. Строительство столь большого храма в приморском городке было не случайным. В г. Сиануквиле русскоговорящая община начала формироваться еще с середины 1990-х годов, сразу после падения режима «красных кхмеров». Город, стоящий на море, с неспешным ритмом жизни, оказался очень притягательным для экспатов, прибывающих в Юго-Восточную Азию с просторов бывшего Советского Союза. По рассказам жителей города, русскоговорящая община в 2011 г. насчитывала около 2000 человек, что составляло около 2/3 всех русскоговорящих, живущих в Камбодже. Создание прихода и строительство православного храма было вполне закономерным процессом адаптации мигрантов на новом месте жительства. Сохраняя родной язык, знакомые ритуалы и вероучения, религия обеспечивает неразрывную связь иммигрантов с их культурным прошлым [31, с. 16]. Именно поэтому сбор средств и само строительство шли более успешно, чем в Пномпене. С конца 2016 г. Сиануквиль благодаря китайским девелоперам и покупателям начинает резко изменяться, в нем ведется активное строительство и поглощение китайцами мелкого бизнеса. И как следствие этого - отъезд большого числа представителей русскоговорящего сообщества в Кэп, Кампот, Пномпень и близлежащие страны. В 2017 году в г. Сиануквиле проживало более тысячи человек, а в середине 2019 г. - около 200 [17]. Это обстоятельство также повлияло и на жизнь православного прихода. По данным открытой православной энциклопедии «Древо», на Пасхальном богослужении в Сиануквильском храме присутствовали в 2012 г. около 50 верующих, в 2018 г. - около 30 [10], а в 2019 г. - около 10 человек [17].
Пномпеньский православный приход во имя великомученика Георгия Победоносца долгое время использовал для проведения служб храм-часовню святого Георгия Победоносца БПЦ. В 2014 году было объявлено о намерении прихода построить новый храм во имя св. вмч. и Победоносца Георгия, теперь уже под юрисдикцией РПЦ МП [23], храм был построен в 2017 г. (адрес храма: #3006, Phlauv Lum, Phum Roung Chakr,
Sangkat Phnom Penh Thmey, Khan Sen Sok, Phnom Penh, Kingdom of Cambodia, 12104). 9 августа 2017 года в храме начались регулярные богослужения. Жизнь православной общины здесь тесно связана с Посольством РФ в Королевстве Камбоджа. Кроме того, строительство православного храма в столице является важным условием для закрепления православия в королевстве.
Прихожане здесь - в подавляющем большинстве русские, украинцы и выходцы из стран бывшего Советского Союза, живущие и работающие в г. Пномпень и других населенных пунктах Камбоджи. Однако в СМИ есть информация о принятии православия местными жителями. Так, в 2015 году были крещены тринадцать кхмеров, самому старшему было 32 года, а самому младшему - два с половиной [7]. В декабре 2017 г. приняли православие Среймом со своей дочерью Эмили [8], в апреле 2019 г. - Вучленг Хенг [15].
Новый этап в жизни православной Камбоджи связан с организационным оформлением в октябре 2016 года группы Патриарших приходов Юго-Восточной и Восточной Азии под управлением архиепископа Солнечногорского Сергия. Патриаршее благочиние в Таиланде было составлено из 10 приходов (3 прихода в Камбодже) и 1 монастыря под руководством архимандрита Олега (Черепанина) [12].
Согласно решению Священного Синода от 28 декабря 2018 г. (журнал № 106), был учрежден Патриарший Экзархат Юго-Восточной Азии с центром в Сингапуре. На заседании Священного Синода 26 февраля 2019 года (журнал № 8) было принято решение об образовании в составе Патриаршего Экзархата Юго-Восточной Азии четырех епархий: Сингапурской (в пределах Республики Сингапур, Республики Индонезия и Малайзии, с титулом епархиального архиерея «Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский»), Корейской (в пределах Корейской Народно-Демократической Республики и Республики Корея, с титулом епархиального архиерея «Корейский»), Таиландской (в пределах Королевства Таиланд, Королевства Камбоджа, Лаосской Народно-Демократической Республики и Республики Союз Мьянма, с титулом епархиального архиерея «Бангкокский и Пномпеньский»), Филиппино-Вьетнамской (в пределах Республики Филиппины и Социалистической Республики Вьетнам, с титулом епархиального архиерея «Манильский и Ханойский»). На этом же заседании Святейший Синод РПЦ МП утвердил «Внутреннее положение о Патриаршем Экзархате Юго-Восточной Азии» [13].
Первым священнослужителем РПЦ МП, несшим служение на территории Королевства Камбоджа (4 октября 2012 г. - 1 августа 2014 г.), был назначен Олег (Черепанин) (представитель РПЦ МП в Таиланде), ныне Благочинный Патриарших приходов в Королевстве Таиланд.
В 2013-2014 годах на праздничные литургии и прочие службы, проводимые в Камбодже, присылали священнослужителя из Свято-Троицкого храма на острове Пхукет. В августе 2014 года для Камбоджи был назначен священник - иеромонах Паисий (Ипате), благодаря которому полноценные богослужения в приходах стали проводиться значительно чаще [28]. В Сиануквильский храм он приезжал для проведения богослужения через воскресенье [5]. Иеромонах Паисий (Ипате) в январе 2016 г. получил назначение на должность ректора Православного духовного училища на о. Пхукет, Королевство Таиланд, и покинул ранее занимаемый в Камбодже пост.
Ему на смену в мае 2016 г. прибыл иерей Роман Постников, ставший и.о. настоятеля камбоджийских приходов.
25 сентября 2018 г. в Королевство Камбоджа [22] прибыл новый клирик Свято-Георгиевского прихода в Пномпене прот. Олег Нелин, который продолжает свое служение до сих пор.
Для православных приходов в ЮВА сейчас очень остро стоит вопрос о подготовке священнослужителей из местных жителей. В странах, где буддизм является не столько религией, сколько основой ментальности, проповедь христианства среди местных жителей очень затруднена. В 2016 г. на о. Пхукет (Таиланд) было открыто Духовное училище РПЦ МП, где начали свое обучение 12 студентов из Таиланда, Камбоджи и Лаоса. В свое время отец Паисий подготовил для поступления в семинарию одного из своих прихожан [5].
Православные приходы городов Пномпень и Сиануквиль ведут активную работу среди своих прихожан и жителей Камбоджи. По оценкам экспертов, в Камбодже сегодня проживает 45-50 тыс. российских граждан [26, с. 71]. Хотя, на наш взгляд, эта цифра завышена по крайней мере в два раза.
В обоих приходах при храмах открыты воскресные школы, в которых занимаются не только дети, но и взрослые. Приход св. великомученика Георгия (г. Пномпень) активно сотрудничает со школой при Посольстве РФ, где регулярно проводятся беседы с преподавателями и учащимися.
Представители русского православия принимают участие в межконфессиональных диалогах, организуемых Правительством Королевства Камбоджа. В 2015 г. в г. Пномпень состоялась межрелигиозная конференция «Распространение религиозно-нравственной концепции для гармонизации в Камбодже» (Meeting on dissemination religious moral vision for harmonization in Cambodia), организованная Министерством культов и религии по случаю Всемирного дня молитвы для детей. В этой конференции приняли участие представители РПЦ МП и представители всех религий и культов, зарегистрированных в Камбодже [19].
Интересный опыт межконфессионального диалога был организован Департаментом религий г. Сиануквиль 6 декабря 2018 г. По инициативе Департамента и при поддержке религиозных объединений провинции было организовано межрелигиозное собрание на тему «Отношения в семье», посвященное благотворительности. От РПЦ МП в нем принял участие и.о. настоятеля православных приходов Камбоджи иер. Роман Постников, переводить с кхмерского языка о. Роману помогал православный кхмер Василий (Пром Пханна) [18]. Встреча проходила на территории католического прихода Архангела Михаила. Было принято решение организовать сбор подарков заключенным г. Сиануквиля силами всех конфессий. 19 января 2019 г. прихожане Свято-Пантелеимоновского прихода (г. Сиануквиль) посетили русских, находящихся в камбоджийской тюрьме, не только для передачи предметов первой необходимости и продуктов, но с целью удовлетворения их духовных потребностей.
Таким образом, в процессе распространения православия в Королевстве Камбоджа можно выделить два этапа:
- первый - с 1920-х годов до конца первого десятилетия XXI в. - попытки распространения православия несколькими поместные церквями;
- второй - с начала первого десятилетия XXI в. по настоящее время - активизация деятельности РПЦ МП, организационное оформление приходов, строительство храмов.
В рамках второго этапа применительно к русскому православию можно выделить два подэтапа:
- с 2001 по 2012 гг. - номинальное включение Королевства Камбоджа в Представительство Русской православной церкви в Королевстве Таиланд. Отсутствие активности РПЦ МП в Камбодже свидетельствует о низком интересе к миссии в этом государстве;
- с 2012 по 2018 гг. - организационное оформление камбоджийских православных приходов. С 2019 г., по-видимому, начинается новый этап, который связан с новыми епархиальными структурами.
Анализируя события последних двух десятилетий и сравнивая схожие процессы в других странах ЮВА, можно отметить несколько особенностей становления русского православия в Камбодже.
1. Транзит русского православия в Королевство Камбоджа тесно связан с русскоязычной общиной и зависит от её численности и стремления членов укреплять в стране позиции РПЦ МП. На это указывает не только то обстоятельство, что образование православных приходов произошло по инициативе снизу, но и современные внутриконфессиональные процессы.
Первоначально центром распространения русского православия был г. Сиануквиль, однако к 2016 г. он смещается в Пномпень. Это объясняется прежде всего оттоком русскоязычного населения из Сиануквиля и резким сокращением численности прихожан Свято-Пантелеимоновского прихода, что, в свою очередь, порождает сложности в содержании храмов и обеспечении священнослужителей всем необходимым.
Столичный приход в этом плане находится в более стабильном положении, так как опирается на членов Посольства РФ в Камбодже и представителей российский торговых представительств.
2. Наблюдая транзит новой, нетрадиционной для Камбоджи религии, можно сделать вывод о том, что православие незнакомо и неинтересно местному населению. Его распространение ограничено на сегодняшний день двумя городами - Сиануквилем и Пномпенем. С одной стороны, РПЦ МП практически не ведется миссионерская работа среди кхмеров, а с другой - у последних нет интереса к русскому православию. Этому обстоятельству может быть дано несколько объяснений: прежде всего, причины кроются в коротком времени существования православных приходов и общин и необходимости решения ими внутренних вопросов самоорганизации и обеспечения, низком интересе к стране со стороны властных структур РПЦ МП, и, наконец, в трудностях существования православия в иноконфессиональной среде и невозможности конкурировать с другими христианскими церквями. Но главная причина заключается в том, что буддизм является не только государственной религией, но и основой ментальности кхмеров.
3. Дистанцирование от опыта протестантов и католиков осложняет деятельность РПЦ МП среди кхмеров. Католики с середины XIX в., а протестанты с 1920 г. ведут прозелитическую деятельность в Камбодже и накопили значительный опыт. В частности, в первые годы после правления «красных кхмеров» протестантами была сформирована очень узкая прослойка так называемых «рисовых христиан», которые «перешли в другую веру в обмен на продукты питания, в первую очередь рис» [2, с. 380]. Кроме материальных подарков (а это не только продукты питания, но и велосипеды, орудия труда и т.д.) кхмеров привлекали в христианство возможностью эмигрировать в США или Европу, получить работу и образование за рубежом, организовать для них бесплатное или очень дешёвое медицинское обслуживание, в том числе за счет миссий. Но, пожалуй, самый результативный опыт миссионерской деятельности католиков и протестантов - это подготовка священнослужителей из числа местных жителей. Авторитет священника-кхмера, ведущего активную деятельность среди своего народа, всегда значительно выше, чем у иностранца, и его деятельность приносила более высокий результат. Необходимо отметить, что в Таиланде в духовной семинарии РПЦ МП на сегодняшний день обучается один кхмер, который планирует вернуться на родину для служения.
В целом прогнозы транзита русского православия в Королевство Камбоджа неблагоприятны. В регионе для православия очень узкая социальная база, которая сводится только к русскоязычному населению. Но и среди него наблюдается отход в буддизм и другие восточные религии.
Новая организационная структура, которая выстраивается РПЦ МП с 2019 г. в рамках четырех епархий Юго-Восточной Азии, ставит перед собой новые задачи, реализация которых предстоит в ближайшее десятилетие, но Камбодже в них отводятся второстепенные позиции.
Список источников
1. Анашкин Д. П. Русская православная церковь за границей и война во Вьетнаме (по материалам зарубежной церковной печати) // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2 «История. История Русской Православной Церкви». 2015. № 3 (64). С. 88-100.
2. Бектимирова Н. Н. Камбоджа в XXI в.: современные политические процессы. Saarbrucken: LAP, 2016. 258 с.
3. Бектимирова Н. Н. Особенности распространения христианства в Камбодже в XIX-XXI вв. // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2018. Т. 18. № 4 (44). С. 373-383.
4. Беседа с представителем Русской православной церкви в Таиланде игуменом Олегом (Черепаниным) [Электронный ресурс]. URL: https://www.pravmir.ru/o-pravoslavnoj-zhizni-v-tailande-laose-i-kambodzhe/ (дата обращения: 10.07.2019).
5. В Камбодже освящен первый храм Русской православной церкви [Электронный ресурс]. URL: http://www.e-vestnik.ru/ church/v_sianukvile_osvyachen_hram_9198/ (дата обращения: 10.07.2019).
6. В Камбодже построят три русских православных храма [Электронный ресурс]. URL: http://primorye24.ru/ news/post/33645-v-kambodzhe-postroyat-tri-russkih-pravoslavnyh-hrama (дата обращения: 10.07.2019).
7. В Камбодже Святое Крещение приняли 13 кхмеров [Электронный ресурс]. URL: http://pravoslavie.ru/86951.html (дата обращения: 01.08.2019).
8. В Камбодже Таинство Святого Крещения приняла кхмерка с дочерью [Электронный ресурс]. URL: https://orthomission. ru/missiya/kambodzha/639-tainstvo-svyatogo-kreshcheniya-prinyala-kkhmerka-s-docheryu (дата обращения: 01.08.2019).
9. Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей, о его посещении ряда стран Юго-Восточной Азии [Электронный ресурс] // Журналы заседания Священного Синода от 26-27 декабря 2001 года. Заседание Св. Синода 26.12.2001. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/ 4896287.html (дата обращения: 10.07.2019).
10. Древо: открытая православная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: https://drevo-info.ru/articles/13678705.html (дата обращения: 10.07.2019).
11. Егорьева М. А. Православие Юго-Восточной Азии в прошлом и в настоящем. СПб., 2014. 116 с.
12. Журналы заседания Священного Синода от 21 октября 2016 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia. ru/db/text/4645730.html (дата обращения: 13.08.2019).
13. Журналы заседания Священного Синода от 26 февраля 2019 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia. ru/db/text/5379588.html (дата обращения: 13.08.2019).
14. Кряжева-Карцева Е. В., Идрус А. А. Новые векторы миссионерской деятельности в начале XXI в. (на примере миссий в Таиланде, Камбодже и Индонезии) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «История России». 2014. № 2. С. 148-159.
15. Кхмеры принимают Святое Крещение, 13 апреля 2019 г. [Электронный ресурс]. URL: https://orthomission.ru/ missiya/kambodzha/1018-kkhmery-prinimayut-svyatoe-kreshchenie (дата обращения: 01.08.2019).
16. Лешинский А. Н. Параллельные структуры в православии: генезис и противоречия в отношении с поместными церквями // Религиоведение. 2009. № 2. С. 97-109.
17. Личный архив автора статьи О. П. Федирко.
18. Межконфессиональное собрание в Департаменте религий г. Сиануквиля [Электронный ресурс]. URL: https://orthomission.ru/missiya/kambodzha/624-mezhkonfessionalnoe-sobranie-v-departamente-religij-g-sianukvilya (дата обращения: 10.07.2019).
19. Межрелигиозная конференция в Пномпене (Камбоджа) [Электронный ресурс]. URL: https://orthomission.ru/missiya/ tailand/407-mezhreligioznaya-konferentsiya-v-pnompene-kambodzha (дата обращения: 10.07.2019).
20. Мороз И. Краткая история православной миссии в странах Юго-Восточной Азии // Труды Белгородской духовной семинарии. 2016. № 4. С. 153-156.
21. Отчет о жизни и деятельности Представительства Русской православной церкви в Таиланде за 2012 год [Электронный ресурс]. URL: http://www.orthodox.or.th/documents/ru/pdl7report_Church_activity_2012.pdf (дата обращения: 10.07.2019).
22. Православная церковь в Камбодже (Московский Патриархат). Приходы [Электронный ресурс]. URL: https://orthodoxchurchcambodia.org/parishes/ (дата обращения: 10.07.2019).
23. Престольный праздник православной общины Пномпеня [Электронный ресурс]. URL: http://huahin.cerkov.ru/ 2015/05/08/prestolnyj-prazdnik-pravoslavnoj-obshhiny-pnompen/ (дата обращения: 10.07.2019).
24. Решение Святейшего Синода от 27.12.2001 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/ 1666941.html (дата обращения: 10.07.2019).
25. Русская православная церковь получила официальную регистрацию в Королевстве Камбоджа [Электронный ресурс]. URL: http://www.sedmitza.ru/text/3919332.html (дата обращения: 10.07.2019).
26. Рязанцев С. В. Русскоязычные мигранты в Юго-Восточной Азии // Социологические исследования. 2017. № 8 (401). С. 66-72.
27. Свобода совести, религии и убеждений (проблемы теории и практики). Документы зарубежных государств:
сб. нормативных правовых актов / сост. С. А. Бурьянов, Ю. В. Гаврилова, С. С. Савва; под ред. С. А. Бурьянова. М.: МГПУ, 2013. 196 с.
28. Сиануквильский Пантелеимоновский храм [Электронный ресурс]. URL: https://drevo-info.ru/articles/13678705.html (дата обращения: 10.07.2019).
29. Файншмидт Р. И. История и развитие православия в Юго-Восточной Азии // Сретенские чтения: материалы XXIII Научно-богословской конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов / ред. О. Сидорова. М., 2017. С. 249-254.
30. Храм вмч. и целителя Пантелеимона, Сиануквиль, Камбоджа. История [Электронный ресурс]. URL: http://orthodoxsihanouk.pravorg.ru/istoriya/ (дата обращения: 10.07.2019).
31. Шейнов В. П. Скрытое управление человеком (психология манипулирования). Мн. - М.: Харвест; АСТ, 2000. 357 с.
PROPAGATION OF THE RUSSIAN ORTHODOXY IN THE KINGDOM OF CAMBODIA AT THE TURN OF THE XX-XXI CENTURIES
Fedirko Oksana Petrovna, Doctor in History, Associate Professor Institute of History, Archaeology and Ethnography of the Peoples of the Far East of the Far Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences, Vladivostok
fedirko@ihaefe. ru
Preservation of Orthodoxy among the Russian-speaking communities abroad is a priority task of the Russian Orthodox Church of Moscow Patriarchy. The article tries to reconstruct the process of establishing Orthodox institutions in modern Cambodia and to reveal the factors influencing this process. Relying on previous studies, Internet sources and personal observations, the author identifies two stages of Orthodoxy propagation in the Kingdom of Cambodia and concludes that the size and activity of the Russian-speaking communities in Siem Reap, Phnom Penh and Sihanoukville are key factors in this process.
Key words and phrases: Orthodoxy; The Kingdom of Cambodia; electronic resources; personal observations; Russian-speaking community.