Научная статья на тему 'Новые векторы миссионерской деятельности Русской Православной Церкви в начале XXI В. (на примере миссий в Таиланде, Камбодже и Индонезии)'

Новые векторы миссионерской деятельности Русской Православной Церкви в начале XXI В. (на примере миссий в Таиланде, Камбодже и Индонезии) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
629
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / ВНЕШНЯЯ МИССИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ / RUSSIAN FOREIGN MISSION OF THE ORTHODOX CHURCH / ПРАВОСЛАВНОЕ ХРИСТИАНСТВО В ТАИЛАНДЕ / ORTHODOX CHRISTIANITY IN THAILAND / ПРАВОСЛАВНОЕ ХРИСТИАНСТВО В КАМБОДЖЕ / ORTHODOX CHRISTIANITY IN CAMBODIA / ПРАВОСЛАВНОЕ ХРИСТИАНСТВО В ИНДОНЕЗИИ / ORTHODOX CHRISTIANITY IN INDONESIA

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кряжева-карцева Елена Валерьевна, Идрус Асринда Аюб

В статье проанализирована специфика внешней миссии Русской Православной Церкви (РПЦ) в начале XXI в. в таких странах Юго-Восточной Азии, как Таиланд, Камбоджа и Индонезия, и выделены четыре этапа в развитии данного явления. Авторы приходят к выводу о том, что итогом активной работы Представительства РПЦ в Таиланде на современном этапе стало не только государственное признание церкви, увеличение количества членов православной общины, приходов, появление монастыря и т.д., но и начало работы представительства в соседнем Королевстве Камбоджа, где в 2013 г. была зарегистрирована «Православная христианская Церковь Камбоджи (Московский Патриархат)». Активное становление православной общины происходит и в Республике Индонезия. Здесь увеличение направлений деятельности православных связано с переходом православной церкви в Индонезии в 2004 г. под юрисдикцию Русской Православной Церкви Заграницей, а в 2008 г. в связи с воссоединением Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви Заграницей под юрисдикцию Московского патриархата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW VECTORS OF MISSIONARY ACTIVITY OF RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN EARLY XXI ST CENTURY (THE CASE OF MISSIONS IN THAILAND, CAMBODIA AND INDONESIA)

The article analyzes the specifics of foreign missions of the Russian Orthodox Church in the early XXIst century in the countries of Southeast Asia such as Thailand, Cambodia and Indonesia and identifies the stages of this phenomenon development. The authors conclude that the result of the active work of the ROC Mission in Thailand at present was not only the recognition of the church by the state, the increase in the number of community members, congregations, appearance of the monastery, but also the activity start of the Delegation of the Kingdom of Cambodia, which in 2013 was registered in the "Orthodox Christian Church of Cambodia (Moscow Patriarchate)". The Republic of Indonesia is also becoming an active Orthodox community, the appea-rance of which is connected with the name of Archimandrite Daniel, who became the founder of the Indonesian Orthodox Church, incorporated in 1991. The increased activities of the Orthodox Christians in Indonesia are connected with the transition of the Church in 2004 under the jurisdiction of the Russian Orthodox Church Outside of Russia and in 2008 due to the reunification of the Russian Orthodox Church and the Russian Orthodox Church Outside of Russia under the jurisdiction of the Moscow Patriarchate.

Текст научной работы на тему «Новые векторы миссионерской деятельности Русской Православной Церкви в начале XXI В. (на примере миссий в Таиланде, Камбодже и Индонезии)»

НОВЫЕ ВЕКТОРЫ МИССИОНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В НАЧАЛЕ XXI В. (НА ПРИМЕРЕ МИССИЙ В ТАИЛАНДЕ, КАМБОДЖЕ И ИНДОНЕЗИИ)

Е.В. Кряжева-Карцева Идрус Асринда Аюб

Кафедра истории России Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10-2, Москва, Россия, 117198

В статье проанализирована специфика внешней миссии Русской Православной Церкви (РПЦ) в начале XXI в. в таких странах Юго-Восточной Азии, как Таиланд, Камбоджа и Индонезия, и выделены четыре этапа в развитии данного явления. Авторы приходят к выводу о том, что итогом активной работы Представительства РПЦ в Таиланде на современном этапе стало не только государственное признание церкви, увеличение количества членов православной общины, приходов, появление монастыря и т.д., но и начало работы представительства в соседнем Королевстве Камбоджа, где в 2013 г. была зарегистрирована «Православная христианская Церковь Камбоджи (Московский Патриархат)». Активное становление православной общины происходит и в Республике Индонезия. Здесь увеличение направлений деятельности православных связано с переходом православной церкви в Индонезии в 2004 г. под юрисдикцию Русской Православной Церкви Заграницей, а в 2008 г. в связи с воссоединением Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви Заграницей - под юрисдикцию Московского патриархата.

Ключевые слова: Русская Православная Церковь, внешняя миссия Русской Православной Церкви, православное христианство в Таиланде, православное христианство в Камбодже, православное христианство в Индонезии.

27 марта 2007 г. на заседании Священного Синода Русской православной церкви была принята «Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви». В ней наряду с формулировкой общих принципов, целей и задач миссионерского служения, описанием методов современной миссионерской деятельности подчеркнуто, что одной из важнейших форм миссий на современном этапе исторического развития является внешняя, адресатом которой стали «приверженцы различных верований и носители разных мировоззрений - как религиозных, так и нерелигиозных (светских). Результатом ее является приобщение новых членов к Церкви и, как следствие, создание церковных общин или вовлечение новообращенных членов в жизнь уже существующих общин» (1).

Внешняя миссия РПЦ в ходе тысячелетней истории христианства в России претерпела эволюцию от прямой проповеди Евангелия нехристианским народам до создания церковных общин, миссий, зарубежных приходов Русской Православной Церкви, Автономных Церквей. В частности, результатом многолетних трудов русских миссионеров стало создание Автономной Православной Японской Церкви, Китайской Автономной Церкви и Православной Церкви в Америке (2). Степень успеха миссионерской деятельности в ряде стран мира связана как с индивидуальными усилиями отдельных святителей, так и с общими объективными обстоятельствами (поддержка со стороны Московского Патриархата, волны беженцев и миграции и т.д.). Изучение влияния различных факторов на уровень активности миссионерской деятельности позволило исследователям выявить десять периодов истории русского миссионерства от первого (домонгольского периода) до современного (с 1988 г.) (3). Отмечается, что именно на рубеже ХХ-ХХ1 вв. произошло увеличение числа православных приходов и Поместных Церквей в Европе, Азии, Америке.

В ряду указанной тенденции находятся события, происходящие в Таиланде, Камбодже и Индонезии, странах, не охваченных православной миссией до конца ХХ в.

Целью статьи является выявление специфики становления православной миссии в указанных странах, определение векторов существующей деятельности и ее возможных перспектив в регионе, где традиционно исповедуется буддизм (Таиланд, Камбоджа, Лаос, Мьянма), ислам (Индонезия, частично Мьянма).

Распространение православия в Азиатско-Тихоокеанском регионе, как отмечает Г.С. Митыпова, начинается в ХУИ-Х1Х вв. и связано с «историей освоения Сибири и Дальнего Востока в этот период, с определением границ и установлением дипломатических и торговых отношений между Россией и Китаем, Кореей и Японией, деятельностью Российско-Азиатской кампании, в том числе и на Аляске» (4).

В начале ХХ1 в. наблюдается активное возрождение традиций православия в странах АТР, ранее окормляемых православной миссией, а также распространение христианства в новых регионах. Изучению исторического опыта миссионерской деятельности РПЦ и специфике данного направления работы на современном этапе развития посвящен ряд работ российских исследователей (5).

Анализ имеющейся на настоящее время литературы позволяет прийти к выводу о том, что специфика распространения православия в некоторые регионы Юго-Восточной Азии остается мало изученной (Таиланд) или вообще неизученной (Камбоджа, Индонезия). Так, истории распространения православия в Таиланде, наряду с другими христианскими течениями, посвящена одна глава в работе игумена Олега (Черепанина) (6), в настоящее время уже архимандрита, а также статья Г.С. Митыповой (7).

Архимандрит Олег (Черепанин) указал на 1511-1512 гг. как на дату начала проникновения христианства в Таиланд (Сиам), связанную с прибытием в акваторию региона португальского флота и первых португальских священников-католиков (8). В последующие столетия миссионерской деятельностью на территории Сиама занимались не только дипломатические представители Ватикана, но и многочисленные протестантские миссии.

Именно поэтому появление православной общины в Бангкоке и православного прихода во имя Святителя и Чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских, настоятелем которого Священный Синод Русской Православной Церкви 28 декабря 1999 г. назначил вышеупомянутого игумена Олега (Черепанина), было встречено настороженно. В период с 2000 по 2008 г. тайские власти многократно отказывали признавать на государственном уровне Русскую Православную Церковь в Таиланде. Во-первых, рефлектор-но после «холодной войны» власти Таиланда на рубеже ХХ-ХХ1 вв. настороженно относились к стране - бывшему противнику; во-вторых, «очевидные сложности создавала и деятельность в Таиланде Константинопольского Патриархата» (9) (с 1996 г.), т.к. тайские власти мало были знакомы с понятием автокефальности Православной Церкви. В-третьих, до 2008 г. законодательство Таиланда признавало христианство только в виде католицизма и протестантизма, имеющих долгую историю на территории страны. Понадобилось десятилетие усилий православной паствы и руководства, чтобы добиться официального признания.

За указанный период значительно увеличилось количество как постоянно живущих, так и приезжающих на отдых в Таиланд россиян, многие из которых исповедуют православие. По разным оценкам, только количество туристов из России, приезжающих в страну, ежегодно варьируется от 600 тыс. до 1 млн человек (10). Многие россияне по ряду причин, чаще всего экономического характера, обосновались в Таиланде. Например, в городе Паттайя проживает одна из самых больших в Таиланде русских общин, численность которой превышает 50 тыс. человек и непрерывно растет (11).

Именно большое количество писем православных верующих, проживающих и работающих в Королевстве Таиланд, в адрес Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II позволило открыть первый приход в Бангкоке. Прихожане сразу же начали заниматься активной социальной и благотворительной деятельностью как в отношении местного населения, так и соотечественников, оказавшихся в затруднительных ситуациях в Таиланде. В этот же период был обращен в православие первый таец - Данай Ванна (принял во св. Крещении имя Даниил). Впоследствии Данай (Даниил) Ванна закончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию и в настоящее время продолжает служение в храмах Таиланда. В 2014 г. иерей Данай (Даниил) Ванна был возведен в сан протоиерея.

Рассмотрев деятельность Свято-Николаевского прихода в Бангкоке, Священный Синод Русской Православной Церкви на своем заседании от

27 декабря 2001 г. принял решение об открытии в Королевстве Таиланд Представительства Русской Православной Церкви (Московский Патриархат). Представителем РПЦ в Таиланде был назначен игумен Олег (Черепанин), который также остался настоятелем Свято-Николаевского храма г. Бангкока. Кроме того, игумен Олег был благословлен осуществлять духовное окорм-ление православных верующих в королевстве Камбоджа и в Лаосской Народно-Демократической Республике (12).

Руководство Русской Православной Церкви стало организовывать встречи с властями различного уровня: послом Таиланда в России господином Раг-саном Пханонйотином, представителями мэрии Бангкока, Министерства иностранных дел. Архимандрит Олег отметил особую роль в процессе снятия настороженности таиландских властей по отношению к РПЦ Чрезвычайного и Полномочного посла Российской Федерации в Королевстве Таиланд Е.В. Афанасьева.

Улучшению положения церковного присутствия РПЦ в Таиланде способствовали обращения с просьбами о получении Русской Православной Церковью в Таиланде официального статуса, которые прозвучали в 2000-е гг. от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к королю Таиланда Пхумипхону Адульядету (Раме IX) (13) и Верховному Патриарху Буддийской Сангхи Таиланда (14); Председателя ОВЦС Московского Патриархата, Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (в наст. время -Святейший Патриарх Московский и всея Руси) к Генеральному Директору Департамента по делам религий Министерства образования страны (15); Главы Традиционной буддийской сангхи России хамбо-ламы Дамбо Аюшеева к королю и Верховному Патриарху Буддийской Сангхи Таиланда (16) и другие.

В 2001 г. с официальным визитом в Бангкоке был Председатель ОВЦС Московского Патриархата Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, во время которого он имел ряд встреч с руководством Департамента по делам религий Министерства образования Таиланда. После визита митрополита, как отмечается на сайте Православной Церкви в Таиланде, таиландские власти уведомили о том, что православной общине было разрешено осуществлять свою религиозную деятельность на основании Конституции страны, гарантирующей свободу вероисповедания (17).

Окончательно ситуация недоверия была снята после государственного визита в Таиланд Президента России В.В. Путина в 2003 г. и ответного государственного визита в Россию е. в. Королевы Таиланда Сирикит в 2007 г. «В начале 2008 г. таиландские власти, рассмотрев многолетнюю деятельность православной общины в Таиланде, признали ее полезной, соответствующей интересам Королевства, укрепляющей нравственные и моральные устои общества. В этой связи Министерством внутренних дел Королевства было принято решение зарегистрировать православную общину в Таиланде, как юридическое лицо в формате общественного фонда - "Orthodox Christian Church in Thailand"» (18).

Как отмечается на официальном веб-сайте Православной Церкви в Таиланде, при получении государственной регистрации также дано право открытия дополнительных православных приходов, кроме Бангкока. В частности, в провинции Пхукет, Чонбури (Паттайя), в северной столице Королевства - Чиангмае, на востоке страны (приграничном районе с Лаосом) в г. Нонгхае, а также в провинции Прачинбури, где возможно устроение православного кладбища и строительство если не храма, то часовни (19).

Важной особенностью Православной Церкви в Таиланде является положение, изложенное в Меморандуме Фонда Православной Церкви в Таиланде: «Православные верующие других канонических Православных Церквей мира могут удовлетворять свои религиозные и духовные запросы на территории Королевства Таиланд в составе Фонда Православной Церкви в Таиланде, оставаясь при этом в своих юрисдикциях, но не посягая на юрисдик-ционную принадлежность Фонда Православной Церкви в Таиланде, выраженную в настоящем Меморандуме» (20).

После официального признания жизнь православной общины активизировалась. В настоящее время в Таиланде работает ряд приходов: Свято-Николаевский приход г. Бангкока, приход во имя Св. Живоначальной Троицы на о. Пхукет, приходы во имя всех святых и в честь Покрова Пресвятой Богородицы в г. Паттайе, приход в честь Вознесения Господня на о. Самуи. В 2014 г. была совершена закладка будущего Сергиевского храма на острове Ко Чанг, храма в честь святых царственных страстотерпцев в г. Хуахин (провинция Прачуапкхирикхан).

Важным достижением Представительства РПЦ в Таиланде является создание в провинции Ратчабури Свято-Успенской монашеской общины. Участок, приобретенный РПЦ в 2009 г. для строительства храма в честь Успения Божией Матери, превратился в целый монастырский комплекс. В основном печатном органе РПЦ в Таиланде - газете «Таиланд православный» рассказывается о том, что «монастырский комплекс представляет собой территорию, окруженную по периметру кирпичной оградой, внутри которой располагается полностью обустроенный храм в честь Успения Божией Матери, часовня в честь иконы Иверской Божией Матери, игуменские покои, монастырские келии, другие хозяйственные постройки. Устроен сад. В будущем планируется строительство здания катехизаторского училища и монастырской колокольни. При монастыре располагается православное кладбище» (21).

Также Представительство РПЦ в Королевстве Таиланд начало пастырское окормление православных христиан в Камбодже, получив государственную регистрацию в стране в 2013 г. в качестве религиозной организации под именованием «Православная христианская Церковь Камбоджи (Московский Патриархат)». Официальное признание позволяет открывать в Камбодже православные приходы, покупать земельные участки на имя церкви, строить храмы, открывать духовные школы, свободно вести проповедь и др.

В 2013 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил строительство в Камбодже храмов в Сиануквиле и Сием Риепе.

С 6 по 17 февраля 2014 г. с пастырской поездкой Таиланд и Камбоджу посетил руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям архиепископ Егорьевский Марк, который высоко оценил миссионерскую деятельность как руководителей Представительства РПЦ в Таиланде и Камбодже (архимандрит Олег (Черепанин), председатель комитета Фонда Православной Церкви в Таиланде иерей Данай (Даниил) Ванна), так и простых прихожан, усилиями которых не только создаются новые приходы, но и увеличивается количество православных верующих, в том числе и тайцев, камбоджийцев, лаосцев и т. д.

Иначе выглядит история православной миссии в Индонезии, еще одном государстве Юго-Восточной Азии. В настоящее время Индонезия является самой большой мусульманской страной в мире. Наряду с исламом в стране признаются католицизм, протестантизм (все христианские конфессии, в том числе православие, попадает в эту категорию), индуизм, буддизм и конфуцианство (22).

Первые сведения о появлении антиохийских и армянских миссионеров в Индонезии, а именно на территории государства Шривиджая и империи Маджапахит, датируются 1Х-Х1У вв. Однако становления каких бы то ни было церковных структур в тот период не произошло.

Следующий яркий эпизод истории православия в Индонезии связан с появлением эмигрантов из России в 1920-е гг. на острове Ява. В 1930-1950-х гг. в городах Батавия (в наст. время - Джакарта) и Бандунг были православные приходы, которые находились под юрисдикцией Харбинской епархии. Церковная жизнь приходов затрагивала только русских эмигрантов, миссионерская деятельность среди индонезийцев не проводилась (23).

В 1934 г. священник Василий Быстров был назначен настоятелем первого прихода в Батавии. Разрешение на открытие прихода было получено от правительства Нидерландов, так как Индонезия в то время была голландской колонией. В октябре 1947 г. Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) наградил отца Василия Быстрова наперсным крестом от Святейшего Синода и возвел его в сан протоиерея. В начале 1950-х гг. отец Василий Быстров уехал в США, т.к. большинство русских прихожан покинули остров из-за начавшейся войны Индонезии за независимость.

В ХХ1 в. начался принципиально новый этап жизни православных христиан в Индонезии. По официальным данным, сегодня Индонезийская православная церковь (ИПЦ) насчитывает более 2 тыс. прихожан. Большинство общин находится на Яве, в том числе две - в столице страны Джакарте, по одной - в городах Соло (Суракарта), Сурабая, Моджокерто, Салатига и Бой-олали, на о-вах Бали (г. Санур), Суматре (г. Медан), Сулавеси (г. Манадо), Тимор (г. Купанг) и Папуа - Новая Гвинея (г. Джаяпура). В Джакарте распо-

лагаются кафедральный собор Святого апостола Фомы (настоятель о. Борис) и домовой храм Св. равноапостольного князя Владимира в статусе представительства Московского патриархата в Индонезии (настоятель о. Иоасаф) (24).

Становление православной общины в Индонезии на современном этапе немыслимо без личности архимандрита Даниила Бьянторо. Индонезиец, родившийся в мусульманской семье, в отрочестве имел видение Иисуса Христа. Он принял крещение в Голландской реформатской протестантской христианской церкви, после чего проходил обучение в Евангельской протестантской духовной семинарии в Сеуле (Корея), где познакомился с многочисленными течениями христианства. В 1983 г. он познакомился с книгой «Православная церковь» епископа Каллиста (Уэра) и понял, что нашел свою религию. Целый год в дальнейшем он провел в монастыре на Афоне, прошел обучение в США в греко-православных богословских школах. В 1987 г. архимандрит Даниил был рукоположен епископом Питтсбургским Максимом (Агиоргусисом) в диакона, а в 1988 г. - в иерея. Вернувшись в Индонезию, он начал проповедовать на о. Ява. В 1990 г. им был открыт первый приход в г. Соло. Митрополит Новозеландский Дионисий (Псиахас) назначил о. Даниила викарием Корейской епархии Константинопольского Патриархата в сане архимандрита. В 1991 г. созданная отцом Даниилом православная община была зарегистрирована под названием Индонезийской Православной Церкви (ИПЦ) в рамках Генерального директората христианских конфессий.

В 1990-1997 гг. приходы Индонезийской православной миссии подчинялись Новозеландской митрополии Константинопольского Патриархата. В 1997 г. была создана митрополия Гонконга и Юго-Восточной Азии, в ведение которой была передана Индонезийская православная миссия.

В 2000 г. отец Даниил обратился в Московский Патриархат с просьбой оказать помощь становлению православной общины в Индонезии. В результате шесть индонезийцев прошли обучение в русских семинариях. В декабре 2003 г. состоялся визит Председателя ОВЦС Московского Патриархата, Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла в Индонезию. В октябре 2004 г. соответствии с личной просьбой глава ИПЦ архимандрит Даниил решением Архиерейского синода РПЦЗ был принят в юрисдикцию РПЦЗ.

Глава ИПЦ отец Даниил всегда был сторонником сохранения церковного единства и сближения с РПЦ. Представители ИПЦ Давид и Кристина Ха-дининграты присутствовали на объединительном Соборе двух частей Русской православной церкви в мае 2007 г. и на интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в феврале 2009 г.

С 6 по 13 декабря 2008 г. по приглашению ИПЦ в Индонезии находилась делегация РПЦ в составе представителей Московского патриархата во главе с зам. председателя ОВЦС епископом Егорьевским Марком и РПЦЗ во главе с архиепископом Сиднейским и Австралийско-Новозеландским Ила-

рионом. Это стало первым совместным визитом иерархов двух частей РПЦ, продемонстрировавшим успешное продвижение процесса воссоединения церквей. В ходе визита в Джакарте была проведена первая в Азии совместная литургия с участием иерархов двух частей РПЦ (25).

Анализ тенденций развития православного миссионерства в Юго-Восточной Азии позволяет выделить ряд этапов в развитии данного явления: 1) появление первых приходов; 2) юридическая регистрация Церкви; 3) активный этап работы Церкви, включающий вовлечение как все большего количества русских переселенцев (или туристов), так и местных жителей, перевод духовной литературы на местные языки, открытие храмов, рукоположение в православные священники представителей коренного населения; 4) расширение поля активности зарегистрированной православной церкви на сопредельные страны.

Очевидная быстрота прохождения этапов, по сравнению с дореволюционным опытом проповеди нехристианам, связана с появлением новых форм внешней миссии, которым уделено особое внимание в «Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви». В их числе: перевод литературы, аудио- и видеоматериалов на языки народов с нехристианскими верованиями, совершение богослужения на национальных языках, подготовка клира из местного населения. Указанные тенденции позволяют прогнозировать дальнейшее расширение поля миссионерской деятельности Русской Православной Церкви в Юго-Восточной Азии.

ПРИМЕЧАНИЯ

(1) О современной внешней миссии Русской Православной Церкви // Московские Епархиальные Ведомости. - 2013. - № 7-8. - С. 34.

(2) Подробнее см.: Кто есть кто в зарубежной российской диаспоре. - М., 2008.

(3) Ефимов А.Б. Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви. -М., 2007. - С. 19-21.

(4) Митыпова Г.С. Православие в Юго-Восточной Азии // Вестник Бурятского госуниверситета. - 2011. - № 7. - С. 166.

(5) Адоратский Н., иеромонах. История Пекинской духовной миссии в первый период ее деятельности (1685-1745) // История Российской духовой миссии в Китае: сб. ст. - М., 1997. - С. 14-164; Андреева С.Г. Пекинская духовная миссия в контексте российско-китайских отношений (1715-1917 гг.): автореф. дис. ... канд. ист. наук. - М,. 2002; Андреевская С.И. Деятельность Н.Я. Бичурина в качестве главы 1Х Российской духовной миссии в Китае (1807-1821): автореф. дис. ... канд. ист. наук. - СПб.. 2006; Говердовская Л.Ф. Русская эмиграция и православная церковь в Китае (1917-1945) // Христианство на Дальнем Востоке: материалы междунар. науч. конф. - Владивосток, 2000. - Ч. 1. - С. 108-113; Кирилл, митрополит Смоленский и Калининградский. Пути Православия в Китае // Китайский Благовест-ник. - 2002. - №. 2. - С. 14-18; Олег (Черепанин), игумен. История христианства в Таиланде. - Бангкок, 2008; Титаренко М.Л. Духовные ценности православия, евразийство и христианство в Китае // Китайский Благовестник. - 2002. - №. 2. -

С. 40-60; Троицкая С.С. Харбинская епархия, ее храмы и духовенство. К 80-летию со дня учреждения Харбино-Маньчжурской епархии. 1922-2002. - Брисбен, 2002; Христианство на Дальнем Востоке: материалы междунар. науч. конф. (19-21 апреля 2000 г.) / ред. Е.А. Бебнева. С.М. Дударенок. Э.В. Лыкова. М.Б. Сердюк и др. Ч. 1-2. - Владивосток, 2000; История Российской духовой миссии в Китае: сб. ст. / ред. С.Л. Тихвинский, B.C. Мясников, А.С. Ипатова, священник Дионисий Позд-няев. - М., 1997 и др.

(6) Олег (Черепанин), игумен. История христианства в Таиланде. - Бангкок, 2008.

(7) МитыповаГ.С. Православие в Юго-Восточной Азии... - С. 166-171.

(8) Олег (Черепанин). История христианства в Таиланде ... - С. 43.

(9) Там же. - С. 168.

(10) Русские в Таиланде // Ваш путеводитель по Таиланду / http://klumber.ru/russkie-v-tajlande.htm

(11) Паттайя - русский город / http://www.2thai.ru/about-thailand/pattaya-russian-city/

(12) Православие в Тайланде // Официальный веб-сайт Православной Церкви в Тайлан-де / http://www.orthodox.or.th/index.php?content=history&sub_content=orthodox&lang=ru

(13) Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к королю Таиланда Пхумипхону Адульядету (Раме IX) // Олег (Черепанин). История христианства в Таиланде. - С. 187.

(14) Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к Верховному Патриарху Буддийской Сангхи Таиланда // Там же. - С. 188.

(15) Обращение Председателя ОВЦС Московского Патриархата, Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (в наст. время - Святейший Патриарх Московский и всея Руси) к Генеральному Директору Департамента по делам религий Министерства образования страны г-ну Палбуну Стенгконгу // Там же. - С. 189.

(16) Обращение Главы Традиционной буддийской сангхи России хамбо-ламы Дамбо Аюшеева к королю Таиланда Пхумипхону Адульядету (Раме IX) и Верховному Патриарху Буддийской Сангхи Таиланда // Там же. - С. 197-198.

(17) Православие в Таиланде // Официальный веб-сайт Православной Церкви в Таиланде / http://www.orthodox.or.th/index.php?content=history&sub_content=orthodox&lang=ru

(18) Олег (Черепани). История христианства в Таиланде. - С. 174.

(19) Православие в Тайланде // Официальный веб-сайт Православной Церкви в Тайланде / http://www.orthodox.or.th/index.php?content=history&sub_content=orthodox&lang=ru

(20) Меморандум Фонда Православной Церкви в Тайланде о религиозных особенностях и юрисдикционной принадлежности // Официальный веб-сайт Православной Церкви в Тайланде / http://www.orthodox.or.th/index.php?content=documents&lang=ru

(21) Успенский мужской монастырь // Таиланд Православный. - 2012. - № 3 (3). - С. 4.

(22) Указ Президента Индонезии № 6 за 2000 г. // Официальный сайт Министерства по делам религий Республики Индонезия // http://www.kemenag.go.id/index.php?a= artikel&id= 12446&t=183

(23) Беседа архимандрита Даниила Бъянторо с архиепископом Иларионом из Австралии // Бьянторо, Даниил. The Beginning of the Eastern Orthodox Mission in Modern Indonesia. - P. 17-19 // friendsofindonesia.org/docs/history.pdf

(24) Православная церковь в Индонезии // Фонд Русский мир / http://www.russkiymir.ru/ russkiymir/ru/publications/articles/article0371.html

(25) Там же.

REFERENCES

(1) O sovremennoj vneshnej missii Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi, Moskovskie Eparhial'nye Vedomosti [Moscow Diocesan Bulletin], 2013, no. 7-8, p. 34.

(2) Kto est' kto v zarubezhnoj rossijskoj diaspore [Who's who in Russian diaspora abroad], Moscow, 2008.

(3) Efimov A.B. Ocherki po istorii missionerstva Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi [Essays on the History of the Russian Orthodox Church missionary]. Moscow, 2007, pp. 19-21.

(4) Mitypova G.S. Vestnik Burjatskogo Gosuniversiteta [Bulletin of the Buryat State University], 2011, no. 7, p. 166.

(5) Adoratskij N. Istorija Rossijskoj duhovoj missii v Kitae: sb. st. [History of the Russian brass mission in China]. Moscow, 1997, pp. 14-164; Andreeva S.G. Pekinskaja duhov-naja missija v kontekste rossijsko-kitajskih otnoshenij (1715-1917 gg.): avtoref. dis. ... kand. ist. nauk [Beijing spiritual mission in the context of Russian-Chinese relations (1715-1917)]. - M., 2002; Andreevskaja S.I. Dejatel'nost'N.Ja. Bichurina v kachestve glavy IXRossijskoj duhovnoj missii v Kitae (1807-1821): avtoref. dis. ... kand. ist. nauk [Activities NY Bichurina as Chapter IX of the Russian Spiritual Mission in China (1807-1821)], St-Petersburg, 2006; Goverdovskaja L.F. Hristianstvo na Dal'nem Vostoke: materialy mezhdunar. nauch. konf [Christianity in the Far East], Vladivostok, 2000, ch. 1, pp. 108-113; Kirill, mitropolit Smolenskij i Kaliningradskij Kitajskij Blago-vestnik, 2002, no. 2, pp. 14-18; Oleg (Cherepanin), igumen Istorija hristianstva v Tai-lande [History of Christianity in Thailand]. Bangkok, 2008; Titarenko M.L. Kitajskij Blagovestnik [Chinese evangelist], 2002, no. 2, pp. 40-60; Troickaja S.S. Harbinskaja eparhija, ee hramy i duhovenstvo. K 80-letiju so dnja uchrezhdenija Harbino-Man'-chzhurskoj eparhii. 1922-2002 [Harbin diocese, its churches and clergy. On the 80th anniversary of the establishment of the Diocese of Harbin Manchuria. 1922-2002.]. Brisben, 2002; Hristianstvo na Dal'nem Vostoke: materialy mezhdunar. nauch. konf. (19-21 aprelja 2000 g.) [Christianity in the Far East], Vladivostok: DVGU, 2000, ch. 1-2, 362 p.; Istorija Rossijskoj duhovoj missii v Kitae [History Russian brass mission in China]. Moscow, 1997, 415 p.

(6) Oleg (Cherepanin) Istorija hristianstva v Tailande [History of Christianity in Thailand]. Bangkok, 2008, 237 p.

(7) Mitypova G. S. Vestnik Burjatskogo Gosuniversiteta, 2011, no. 7, pp. 166-171.

(8) Oleg (Cherepanin) Istorija hristianstva v Tailande [History of Christianity in Thailand], p. 43.

(9) Ibid., p. 168.

(10) Russkie v Tajlande, Vash putevoditel'po Tajlandu [Your Guide to Thailand], available at: http://klumber.ru/russkie-v-tajlande.htm

(11) Pattajja - russkij gorod [Pattaya - Russian city], available at: http://www.2thai.ru/ about-thailand/pattaya-russian-city/

(12) Pravoslavie v Tajlande [Orthodoxy in Thailand], available at: http://www.orthodox.or.th/ index.php?content=history&sub_content=orthodox&lang=ru

(13) Oleg (Cherepanin) Istorija hristianstva v Tailande [History of Christianity in Thailand], p. 187.

(14) Ibid., p. 188.

(15) Ibid., p. 189.

(16) Ibid., pp. 197-198.

(17) Pravoslavie v Tajlande [Orthodoxy in Thailand], available at: http://www.orthodox.or.th/ index.php?content=history&sub_content=orthodox&lang=ru

(18) Oleg (Cherepanin) Istorija hristianstva v Tailande [History of Christianity in Thailand], p. 174.

(19) Pravoslavie v Tajlande [Orthodoxy in Thailand], available at: http://www.orthodox.or.th/ index.php?content=history&sub_content=orthodox&lang=ru

(20) Memorandum Fonda Pravoslavnoj Cerkvi v Tajlande o religioznyh osobennostjah i ju-risdikcionnoj prinadlezhnosti [Memorandum Orthodox Church Foundation in Thailand about religious customs and jurisdictional accessory], available at: http://www.orthodox.or.th/ index.php?content=documents&lang=ru

(21) Uspenskij muzhskoj monastyr', Tailand Pravoslavnyj [Thailand Orthodox], 2012, no. 3 (3), p. 4.

(22) Ukaz Prezidenta Indonezii № 6 za 2000 g. [Decree of the President of Indonesia № 6 for 2000], available at: http://www.kemenag.go.id/index.php?a=artikel&id=12446&t=183

(23) Bjantoro, Daniil. The Beginning of the Eastern Orthodox Mission in Modern Indonesia [The Beginning of the Eastern Orthodox Mission in Modern Indonesia], available at: friendsofindonesia.org/docs/history.pdf, pp. 17-19.

(24) Pravoslavnaja Cerkov' v Indonezii [Orthodox Church in Indonesia], available at: http://www.russkiymir.ru/russkiymir/ru/publications/articles/article0371 .html

(25) Ibid.

NEW VECTORS OF MISSIONARY ACTIVITY OF RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN EARLY XXIst CENTURY (THE CASE OF MISSIONS IN THAILAND, CAMBODIA AND INDONESIA)

E.V. Kryazheva-Kartseva Idrus Asrinda Ayub

Department of Russian History Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklay Str., 10-2, Moscow, Russia, 117198

The article analyzes the specifics of foreign missions of the Russian Orthodox Church in the early XXIst century in the countries of Southeast Asia such as Thailand, Cambodia and Indonesia and identifies the stages of this phenomenon development. The authors conclude that the result of the active work of the ROC Mission in Thailand at present was not only the recognition of the church by the state, the increase in the number of community members, congregations, appearance of the monastery, but also the activity start of the Delegation of the Kingdom of Cambodia, which in 2013 was registered in the "Orthodox Christian Church of Cambodia (Moscow Patriarchate)".

The Republic of Indonesia is also becoming an active Orthodox community, the appearance of which is connected with the name of Archimandrite Daniel, who became the founder of the Indonesian Orthodox Church, incorporated in 1991. The increased activities of the Orthodox Christians in Indonesia are connected with the transition of the Church in 2004 under

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kpxweea-Kap^ea E.B., Mdpyc Acpunda Am6. HoBtie BeKTopti MnccnoHepcKoft gearemHOCTH.

the jurisdiction of the Russian Orthodox Church Outside of Russia and in 2008 due to the reunification of the Russian Orthodox Church and the Russian Orthodox Church Outside of Russia under the jurisdiction of the Moscow Patriarchate..

Key words: Russian Orthodox Church, Russian foreign mission of the Orthodox Church, Orthodox Christianity in Thailand, Orthodox Christianity in Cambodia, Orthodox Christianity in Indonesia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.