УДК: 908
КРАЕВЕДЕНИЕ В ВУЗЕ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА СТУДЕНТОВ
Буканова Р.Г., Уразова А.И., Иликеева Ю.А., Шаяхметова И.З.
ФГБОУ ВО Башкирский государственный университет, г. Уфа, Российская Федерация
Аннотация. Одной из актуальных проблем для современной России является патриотическое воспитание молодых граждан, от которых зависит будущее нашей страны. Патриотизм имеет непосредственное отношение к морально-нравственным установкам личности, основанным на аксиологическом подходе - ценностном восприятии современного мира. В статье рассматриваются некоторые методологические подходы и методы патриотического воспитания студенческой молодежи. В частности, одним из простых и эффективных средств патриотического воспитания студентов в учебном процессе является краеведение. Важное место в системе специальной исторической подготовки занимает дисциплина «Историческое краеведение», целью которой является подготовка студентов к профессиональной деятельности. Ключевые слова: атриотическое воспитание, студент, история, историческое краеведение.
Духовное возрождение современного российского общества требует консолидации всех слоев населения, выдвигает новые требования к формированию личности и воспитанию подрастающего поколения. Вместе с тем, есть определенные проблемы, связанные молодежной субкультурой, сформировавшейся в условиях неоглобализма и информационного общества. Они, в частности, находят отражение во все более активном участии школьников и студентов протестном движении, митингах и уличных акциях, а также в девиантном поведении, потере ценностных ориентиров у части молодежи. Кроме внешних (экономических, политических и идеологических) факторов, оказывающих влияние на молодежь, следует обратить внимание и на тот факт, что нынешняя молодежь - это социальный продукт «лихих» 90-х годов, когда вместе с советским строем были отвергнуты лучшие достижения советской системы образования и воспитания. В результате отрицания и очернения собственной истории оказалась разорванной связь между поколениями, усугублен комплекс неполноценности у значительной части населения, что ускорило восприятие чуждых для нашего общества идей и стереотипов поведения. Негативное отношение к недавнему прошлому нашей страны проецируется и на современное российское общество.
Как это преодолеть? На государственном уровне одним из актуальных проблем для современной России является патриотическое воспитание молодых граждан, от которых зависит будущее нашей страны. Исследователи отмечают, что в последнее десятилетие проблема патриотизма рассматривается нашим госу-
дарством в контексте национальной безопасности России, и для реализации этой задачи издано немало нормативно-правовых актов [1, с. 2]. Однако, ответственность за формирование личности юных граждан в основном возложена на семью и школу. В нынешних условиях, когда идет процесс оптимизации в сфере образования, сопровождающийся сокращением педагогических кадров, при отсутствии четко поставленных задач перед педагогической общественностью, важная государственная задача по патриотическому воспитанию не может быть реализована в полной мере. К тому же трудно предъявить какие-либо требования к родителям нынешней молодежи, являющимся живыми свидетелями распада СССР. Следовательно, шаг за шагом
- не только призывами, но и конкретными действиями
- необходимо добиваться осознанного проявления не только у молодежи, но и у их родителей, чувства патриотизма: чувства любви к Родине, гордости за свою страну с ее великим прошлым, готовность служить во благо ее процветания.
Следует, очевидно, согласиться с мнением о том, что «понимание патриотизма в современном российском обществе характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью» [2, с. 108]. Чтобы убедиться в справедливости такого утверждения, достаточно просмотреть публикации по данной теме, в которых рассматриваются самые разнообразные подходы к формированию гражданского патриотизма, формы и методы работы по патриотическому воспитанию - в основном, у молодежи.
Каковы же методологические подходы и методы патриотического воспитания? Безусловно, патриотизм
—--—
Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК
The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2017. Vol. 19. No 1
—--—
имеет непосредственное отношение к морально-нравственным установкам личности, основанным на аксиологическом подходе - ценностном восприятии современного мира, частью которого является и наша страна. Что касается государственно-патриотической идеологии, то она, по нашему мнению, еще окончательно не сформирована, хотя некоторые авторы относят ее к теоретической системе. «В целом это система знаний, взглядов, идей, социальных позиций и чувств, выступающих концентрированным выражением и теоретическим обоснованием общегосударственных ценностей, жизненно важных интересов личности, общества и государства, направленных на процветание Отечества, утверждение и укрепление демократических и правовых основ российской государственности, обеспечение прочного положения страны в мире», - такое развернутое определение дается в статье Е. А. Бонда-ренко, в которой рассмотрены модели патриотического воспитания в современных условиях [3]. Автор выделяет 3 группы основных направлений деятельности по патриотическому воспитанию граждан. Наиболее важной нам представляется та модель, которая имеет отношение к непосредственному патриотическому воспитанию российских граждан в семье, школе, вузе, армии, предприятии, учреждении, организации и т.д. [3], так личность формируется именно в этой среде. Мы считаем, что в современных условиях роль высших учебных заведений в формировании у молодежи патриотизма и гражданской позиции, наряду с профессиональной подготовкой, будет только возрастать.
В данной статье предлагается обратить внимание на один из наиболее доступных и эффективных методов патриотического воспитания в вузе как краеведческая работа, направленная, прежде всего на формирование корпоративной студенческой среды, базирующейся на чувстве гордости за свое учебное заведение, за свой город, область или республику с их богатой историей и отличительными от других регионов уникальными особенностями. На основе всего вышеперечисленного формируется чувство причастности к судьбе общего дома - России. Если перейти от абстрактных рассуждений к реальной жизни, то не секрет, что общегражданский патриотизм основан, прежде всего, на любви к родному краю. Вспомним слова песни «С чего начинается Родина?» (автор - М. Матусовский), которые в свое время более, чем любая патриотическая песня, оказывали огромное эмоциональное воздействие на людей:
С чего начинается Родина...
С заветной скамьи у ворот, С той самой березки, что во поле Под ветром склоняясь, растет...
Вместе с тем, опыт работы в вузе показывает, многие абитуриенты и студенты младших курсов, натасканные в школе для сдачи ЕГЭ, имеют весьма скудные представления о той социокультурной и географической среде, в которой они получили первые представления об окружающем их мире и прошли начальный этап социологизации. В ходе беседы с абитуриентами и студентами выясняется, что мало кто, получив профессию, планирует остаться жить в родном городе или в селе, по-видимому, ввиду отсутствия эмоциональной привязанности к своей малой родине. В связи с этим одной из задач системы высшего профессионального образования становится патриотическое воспитание молодежи следующими средствами:
- Использование таких ресурсов учреждений высшего профессионального образования как музеи (музеи - они есть в каждом вузе - по своей природе являются методическими центрами краеведческой работы). Кроме того, важная роль в решении задач патриотического воспитания студентов отводится краеведческому музею города, области, республики.
- Включение в содержание дисциплин профессионального цикла элементов регионального компонента как иллюстративного материала.
- Введение в учебный план по всем направлениям и специальностям дисциплин, имеющих высокий воспитательный потенциал: история России; история, культура и экономика региона, города, в котором находится вуз; а также предметы общефилософского и культурологического содержания.
Далее, чтобы не быть голословными, кратко изложим некоторый опыт работы на историческом факультете Башкирского государственного университета. Не стоит забывать, что история как учебная дисциплина по своей сущности на основе системных знаний призвана формировать чувство уважения к прошлому и гордости за настоящее своей страны. Поэтому как обучение, так и воспитание студентов-историков направлены на достижение этой цели. История Республики Башкортостан, одного из наиболее интегрированных субъектов Российской Федерации, является мощной информационной базой для воспитания общегражданского патриотизма на основе региональной истории: добровольное вхождение Башкирии в состав России в XVI в., общепризнанные заслуги башкирских воинов по защите независимости России в героической борьбе с иностранными захватчиками, вклад населения республики в экономическое процветание страны и т.д. Поэтому, наряду с глубоким изучением истории России, большое значение придается изучению таких предметов как история Башкортостана, этнология и других, проведению этнографической, археологической и музейной практик. Важное место в системе специальной исторической подготовки занимает дисциплина «Историческое краеведение». Ее целью является подготовка студентов на основе знакомства с теорией
Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК
~ 381 ~
The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2017. Vol. 19. No 10
и практикой отечественного исторического краеведения к будущей профессиональной деятельности, воспитание патриотизма и гражданской позиции, уважения к прошлому и настоящему своей страны, любви к Родине. На краеведческом материале студенты учатся толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия народов нашей страны. Магистерский курс «Сравнительная история регионов» позволяет перейти от истории своей республики к более углубленному изучению соседних регионов. Данный курс позволяет реализовать междисциплинарный подход в изучении гуманитарных дисциплин, показать интегральный характер современных исследований, на конкретных примерах показать взаимодействие славянской, тюркской и угро-финской культур.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
[1] Rusinova M.M. Problemy patrioticheskogo vospitanija stu-dencheskoj molodezhi // Nauchno-metodicheskij jel-ektronnyj zhurnal «Koncept». 2015. № S4. S. 31-35. -URL: http://e-koncept.ru/2015/75078.htm.
[2] Jarovova T.V. Patrioticheskoe vospitanie studencheskoj molodezhi v sovremennyh uslovijah // Srednerusskij vest-nik obshhestvennyh nauk, 2015. № 2 (38). S. 107-112.-https://cyberleninka.ru/article/n/patrioticheskoe-vospi-tanie-studencheskoy-molodezhi-v-sovremennyh-uslovi-yah. Дата обр. 05.07.2017 г.
[3] Bondarenko E.A. Modeli patrioticheskogo vospitanija v sovremennyh uslovijah // Internet i obrazovanie, Dekabr', Tom 2009, № 15- http://www.openclass.ru/node/83656.
LOCAL STUDIES IN THE UNIVERSITY AS A MEANS OF EDUCATION OF PATRIOTISM OF STUDENTS
Bukanova R.G., Urazova A.I., Ilikeeva U.A., Shayakhmetova I.Z.
Bashkir State University, Ufa, Russian Federation
Annotation. One of the pressing problems for modern Russia is the patriotic education of young citizens, on which the future of our country depends. Patriotism is directly related to the moral and moral attitudes of the individual, based on the axiological approach -the value perception of the modern world. In the article some methodological approaches and methods of patriotic education of student youth are considered. In particular, local studies are one of the simple and effective means of patriotic education of students in the educational process. An important place in the system of special historical training is occupied by the discipline "Historical Local Studies", the purpose of which is to prepare students for professional work. Key words: patriotic education, student, history, historical local history.
—--—
Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК