УДК 908; 910.3; 37.034
ББК Ч400.522 ГСНТИ 14.15.07 Код ВАК25.00.24
Четверикова Дарья Павловна,
аспирант, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: Dasha_chet@bk.ru.
ОБРАЗ ТЕРРИТОРИИ
КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: патриотизм; патриотическое воспитание; имидж; образ территории; имиджевые / брендинговые ресурсы.
АННОТАЦИЯ. В современных условиях глобализации, усиливающейся дезинтеграции российского общества (и мира в целом) по экономической, социальной (этнической, конфессиональной, субкультурной), политической и другим причинам особенно важна роль патриотизма. Патриотизм является важнейшей ценностью, одной из основ духовно-нравственного единства общества. Патриотическое воспитание всегда было одной из приоритетных задач государства. Необходимость (и значимость) целенаправленного патриотического воспитания обоснована несколькими причинами, в том числе разобщенность российского общества и отсутствие общепризнанной национальной идеи. В статье описываются необходимость и значимость патриотического воспитания. Обоснована важная роль сформированного образа территории в патриотическом воспитании. Воспитание патриотизма невозможно без знания истории, географии и культуры родного края, без занятий краеведением, опоры на национальные традиции. Крайне желательно, чтобы изучение истории происходило не только на уроках, но и вне их (музеи, выставки, экскурсии и т.д.). Доказано, что Свердловская область богата имиджевыми ресурсами, которые способствуют развитию чувства патриотизма.
Chetverikova Dar'ya Pavlovna,
Post-graduate Student, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
THE IMAGE OF THE NATIVE LAND AS A MEANS OF PATRIOTIC EDUCATION
KEYWORDS: patriotism; patriotic education; image; image of the native land; image/branding resources.
ABSTRACT. In the modern conditions of globalization and deepening disintegration of the Russian (and the world as a whole) society according to economic, social (ethnic, confessional and sub-cultural), political and other reasons patriotism becomes especially important. Patriotism is a most important value and one of the basic factors of spiritual and moral integrity of a society. Patriotic education has always been a priority task of the state. The necessity and importance of purposeful patriotic education is caused by several reasons including the disunity of the Russian society and the absence of generally accepted national idea. The article reveals the important role of the well-formed image of the native land in patriotic education. Education of patriotism is impossible without the knowledge of history, geography and culture of the native land and without country study and knowledge of national traditions. It is desirable that the study of history be organized not only at the lessons but also out of school (in museums, at exhibitions, during excursions, etc.). The article argues that Sverdlovsk region is rich in image resources which facilitate the development of patriotism.
■атриотизм - это любовь к своей нальной, субкультурной), политической и
Родине, стране, народу, привязан- другим причинам, особенно важна роль
ность к месту своего рождения, к месту жи- патриотизма. Именно любовь к Родине мо-
тельства. Патриотизмом называют нравст- жет стать направляющим и объединяющим
венный и политический принцип, социаль- вектором в различных сферах жизни обще-
ное чувство, содержанием которого являет- ства и отдельных людей.
ся любовь к отечеству и готовность пожерт- Патриотизм является важнейшей
вовать частными интересами во благо об- ценностью, одной из основ духовно-
щих (государственных). Он предполагает нравствен-ного единства общества. Пат-
гордость достижениями и культурой своей риотическое воспитание всегда было од-
Родины, желание сохранять ее характер и ной из приоритетных задач государства.
культурные особенности, идентификацию Необходимость (и значимость) целена-
себя (особое эмоциональное переживание правленного патриотического воспитания
своей принадлежности к стране и своему обоснована несколькими причинами, в
гражданству, языку, традициям) с соотече- том числе разобщенностью российского
ственниками, стремление защищать инте- общества и отсутствием общепризнанной
ресы своей страны и своего народа. национальной идеи [9, с. 211].
В современных условиях глобализации, Многие писатели и мыслители призна-
усиливающейся дезинтеграции российского вали огромное значение патриотизма. На-
общества (и мира в целом) по экономиче- пример, А. Н. Толстой писал: «Любовь к ро-
ской, социальной (этнической, конфессио- дине - не отвлеченное понятие, но реаль-
© Четверикова Д. П., 2016
ПР
ная душевная сила, требующая организации, развития и культуры» [13]. «В человеке порядочном патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого, как от желания делать добро, - сколько возможно больше и сколько возможно лучше», - отмечал Н. А. Добролюбов [1]. Н. А. Некрасов считал, что любовь к отечеству заключается, прежде всего, в глубоком, страстном желании ему добра и просвещения, в готовности нести ему на алтарь достояние и саму жизнь; в горячем сочувствии ко всему хорошему в нем и в благородном негодовании против того, что замедляет путь к совершенствованию [8].
Д. С. Лихачев писал: «Совершенно необходимо уже в средней школе изучать краеведение, заниматься в кружках по истории и природе своего края. И, наконец, самое главное - в программах по преподаванию истории в средней школе необходимо предусмотреть уроки по местной истории».
Любовь к своей Родине - это не нечто отвлеченное; это и любовь к своему городу, к своей местности, к памятникам ее культуры, гордость своей историей. Вот почему преподавание истории в школе должно быть конкретным - на памятниках истории, культуры, героического прошлого.
К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать -воспитывать любовь к родным местам, воспитывать духовную оседлость» [5, с. 146]. Воспитание патриотизма невозможно без знания истории, географии и культуры родного края, без занятий краеведением, опоры на национальные традиции. Крайне желательно, чтобы изучение истории происходило не только на уроках, но и вне их (музеи, выставки, экскурсии и т.д.). Как писал российский философ В. В. Розанов, «воспитывает человека не школьный урок, не учебник, не классный учитель, но всегда и только жизнь» [14].
В начале ХХ века краеведение переживало бурный расцвет, но позднее интерес к нему ослаб. Многие краеведческие музеи были закрыты. Однако сейчас интерес к краеведению вспыхнул с новой силой. Краеведение воспитывает любовь к родному краю и дает те знания, без которых невозможно сохранение памятников культуры. «Мы сами должны быть интеллигентны, культурны, воспитаны, понимать красоту и быть добрыми - именно добрыми и благодарными нашим предкам, создававшим для нас и наших потомков всю ту красоту, которую не кто-либо другой, а именно мы не умеем порой опознать, принять в свой нравственный мир, хранить и деятельно защищать. Каждый человек обязан
знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет», - отмечал Д. С. Лихачев [5, с. 134].
Важным импульсом в совершенствовании процесса воспитания патриотизма в Свердловской области стала «Стратегия патриотического воспитания граждан в Свердловской области до 2020 года», утвержденная Постановлением Правительства Свердловской области. Она реализуется в рамках комплексной программы «Патриотическое воспитание граждан в Свердловской области на 2014-2020 годы». В каждом втором учреждении дополнительного образования (таких учреждений в Свердловской области 221) реализуются образовательные программы патриотического содержания, такие как комплексная программа «Каменный пояс», межведомственная программа «Родники», краеведческий форум «Мы - Уральцы». В муниципальных образованиях реализуются социально-педагогические проекты: «Юные тагильча-не», «Будущее Титановой долины», «Я -ирбитчанин» и другие [14].
Знание истории, географии, культуры родного края, национальных традиций, столь необходимое для воспитания любви к Родине, патриотизма, создает в сознании образ территории родного края.
Согласно Д. Н. Замятину, географический образ - это устойчивое пространственное представление, которое возникает в результате какой-либо человеческой деятельности. Он является, как правило, когнитивной моделью окружающего географического пространства (или географической реальности), возникающей для более эффективного достижения какой-либо цели. В некоторых случаях образ территории можно отождествить с географической реальностью. В действительности, однако, происходит постепенная трансформация географических образов в связи с изменениями целей, определенных человеческой деятельностью и условием их осуществления [15, с. 182, 183].
Также Д. Н. Замятин пишет, что «в общем смысле географический образ - это совокупность ярких, характерных сосредоточенных знаков, символов, ключевых представлений, описывающих какие-либо региональные пространства (территории, местности, регионы, страны, ландшафты и др.)» [3, с. 15]. То есть, можно сказать, что сформированный географической образ Родины и подразумевает под собой знание и принятие истории, географии, культуры родного края и национальных традиций.
Основой для формирования образа (имиджа) территории, являются имиджевые ресурсы. Имиджевые ресурсы - это со-
вокупность элементов природы, культуры и материального производства территории, которая используется в процессе общественного производства для удовлетворения материальных, культурных и рекреационных потребностей человека и общества. Любой ресурс территории, попадающий в информационное поле, становится имиджевым ресурсом, так как влияет на имидж территории в сознании человека. Так, все, что человек (ребенок) узнает о родном крае, влияет на образ территории края в его сознании.
Все имиджевые ресурсы территории можно разделить на две основные группы -культурные и туристические.
1 группа - культурные ресурсы:
• архитектура (памятники архитектуры, современные строения);
• литература (художественные произведения, путевые заметки, дневники, периодика, мифы, легенды);
• музыка (известные музыкальные исполнители, ассоциирующиеся с определенной территорией; музыкальные произведения с упоминанием конкретных топонимов или о местности);
• образовательные ресурсы (престижные вузы, выдающиеся ученые);
• культурные объекты и особо охраняемые территории (музеи, памятники истории и культуры, заповедники, заказники);
• символика (логотипы, герб, флаг).
2 группа - туристические ресурсы:
• событийно-туристические ресурсы (фестивали, ярмарки, выставки, концерты);
• гастрономически-туристические ресурсы (кухни народов, населяющих территорию);
• лечебно-оздоровительные ресурсы (санатории, оздоровительные природные ресурсы) [15, с. 186, 187].
Свердловская область богата всеми видами имиджевых ресурсов:
• памятники: памятник Татищеву и де Генину, «Горожане», «Черный тюльпан», многочисленные памятники деятелям культуры, памятники ссыльным полякам в поселках Озерный и Костоусово и пр.;
• строения (даже целые архитектурные ансамбли): усадьба Расторгуева-Харитонова,
усадьба Ошуркова, Невьянская наклонная башня, «Городок чекистов», «Литературный квартал» и пр.;
• литература: сказки П. П. Бажова, произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка и др.;
• прославившие Екатеринбург современные музыкальные группы: «Чайф», «Наутилус Помпилиус», «Курара», «Обе две», «Настя», «Агата Кристи», «Смысловые галлюцинации», «Сансара» и др.;
• образовательные учреждения г. Екатеринбурга, куда съезжается молодежь из различных областей России для обучения в таких вузах, как: Уральский федеральный университет им. Б. Н. Ельцина, Екатеринбургская духовная семинария, Уральский государственный юридический университет, Уральская государственная консерватория им. М. П. Мусоргского и пр.;
• музеи: Свердловский областной краеведческий музей, объединенный музей писателей Урала, литературно-мемориальный дом-музей Д. Н. Мамина-Сибиряка, Екатеринбургский музей изобразительных искусств и пр.;
• памятники природы: «Оленьи ручьи», «Самоцветная полоса Урала», «Чертово городище» и многие др.;
• символика области;
• различные ежемесячные и ежегодные культурные мероприятия: этнические ярмарки, «Всемирный фестиваль клоунов», «Фестиваль православной молодежи», «Старый новый рок» и др.
Таким образом, сформированный образ территории родного края является обязательным условием воспитания патриотизма. Любовь к Родине невозможна без знания ее особенностей, истории, географии, культуры и традиций.
Свердловская область имеет богатую историю, культурное наследие, сформированный образ промышленного, образовательного, культурного центра Урала, укоренившийся в общественном сознании. В области существуют многочисленные природные парки, памятники культуры, музеи, театры и библиотеки, которые могут и готовы способствовать формированию положительного образа территории, а следовательно, и развитию чувства патриотизма.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белинский В. Г., Герцен А. И., Чернышевский Н. Г., Добролюбов Н. А. Педагогическое наследие / Сост. А. Ф. Смирнов. М. : Педагогика, 1988. 384 с.
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». URL: http://ivo.garant.ru/#/document/199483/paragraph/8280:1.
3. Замятин Д. Н. Метагеография: Пространство образов и образы пространства. М. : Аграф, 2004. 512 с.
4. Концепция патриотического воспитания. URL: http://docs.cntd.ru/document/901867597.
5. Лихачев Д. С. Письма о добром. СПб. : Азбука, Азбука-Аттикус, 2013. 160 с. (Азбука-классика).
6. Лихачев Д. С. Раздумья о России. СПб. : Logos, 2001. 668 с.
7. Мешков А. Е. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на традиционных ценностях отечественной культуры : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2011.
8. Некрасов Н. А. Заметки о журналах за сентябрь 1855 года // Полное собрание сочинений и писем в 15 томах (1847-1869). Ленинград : Наука, 1990. Т. 11. Книга вторая. Критика. Публицистика.
9. Попп И. А., Шахнович И. С. Проектный подход в патриотическом воспитании молодежи (на примере всероссийского патриотического проекта «Живая история») // Педагогическое образование в России. 2015. № 12.
10. Сайт Российского Союза Молодежи. URL: http: //www.ruy.ru .
11. Сайт электронной библиотеки «MyBook». URL: http: //russia.mybook.ru.
12. Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года. URL: http://www.fadm.gov.ru/upload/iblock/2e4/140319_Project%20of%20Strategy.pdf
13. Толстой А. Н. Собрание сочинений в 10 томах. М. : Художественная литература, 1958-1961. Т. 10.
14. Формирование ценностного отношения к историческому прошлому - основа гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания : сборник научных и учебно-методических трудов по материалам международ. науч.-практ. конференции. Екатеринбург, 2015.
15. Четверикова Д. П. Имиджевые ресурсы территории: географический аспект // Современные исследования природных и социально-экономических систем. Инновационные процессы и проблемы развития естественнонаучного образования : материалы международ. науч. -практ. конференции, Екатеринбург, 11-12 декабря 2014 года. Екатеринбург, 2014. Т. 1. 201 с. С. 182-188.
LITERATURA
1. Belinskiy V. G., Gertsen A. I., Chernyshevskiy N. G., Dobrolyubov N. A. Pedagogicheskoe nasledie / Sost. A. F. Smirnov. M. : Pedagogika, 1988. 384 s.
2. Gosudarstvennaya programma «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossiyskoy Federatsii na 20112015 gody». URL: http://ivo.garant.rU/#/document/199483/paragraph/8280:1.
3. Zamyatin D. N. Metageografiya: Prostranstvo obrazov i obrazy prostranstva. M. : Agraf, 2004. 512 s.
4. Kontseptsiya patrioticheskogo vospitaniya. URL: http://docs.cntd.ru/document/901867597.
5. Likhachev D. S. Pis'ma o dobrom. SPb. : Azbuka, Azbuka-Attikus, 2013. 160 s. (Azbuka-klassika).
6. Likhachev D. S. Razdum'ya o Rossii. SPb. : Logos, 2001. 668 s.
7. Meshkov A. E. Grazhdansko-patrioticheskoe vospitanie uchashchikhsya na traditsionnykh tsennostyakh otechestvennoy kul'tury : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 2011.
8. Nekrasov N. A. Zametki o zhurnalakh za sentyabr' 1855 goda // Polnoe sobranie sochineniy i pisem v 15 tomakh (1847-1869). Leningrad : Nauka, 1990. T. 11. Kniga vtoraya. Kritika. Publitsistika.
9. Popp I. A., Shakhnovich I. S. Proektnyy podkhod v patrioticheskom vospitanii molodezhi (na primere vserossiyskogo patrioticheskogo proekta «Zhivaya istoriya») // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2015. № 12.
10. Sayt Rossiyskogo Soyuza Molodezhi. URL: http://www.ruy.ru .
11. Sayt elektronnoy biblioteki «MyBook». URL: http://russia.mybook.ru.
12. Strategiya razvitiya molodezhi Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda. URL: http://www.fadm.gov.ru/upload/iblock/2e4/140319_Project%20of%20Strategy.pdf
13. Tolstoy A. N. Sobranie sochineniy v 10 tomakh. M. : Khudozhestvennaya literatura, 1958-1961. T. 10.
14. Formirovanie tsennostnogo otnosheniya k istoricheskomu proshlomu - osnova grazhdansko-patrioticheskogo i dukhovno-nravstvennogo vospitaniya : sbornik nauchnykh i uchebno-metodicheskikh trudov po materialam mezhdunarod. nauch.-prakt. konferentsii. Ekaterinburg, 2015.
15. Chetverikova D. P. Imidzhevye resursy territorii: geograficheskiy aspekt // Sovremennye issledovaniya prirodnykh i sotsial'no-ekonomicheskikh sistem. Innovatsionnye protsessy i problemy razvitiya estestvennonauchnogo obrazovaniya : materialy mezhdunarod. nauch.-prakt. konferentsii, Ekaterinburg, 11-12 dekabrya 2014 goda. Ekaterinburg, 2014. T. 1. 201 s. S. 182-188.