Научная статья на тему 'Коррупция в системе образования как одна из наиболее актуальных проблем юриспруденции'

Коррупция в системе образования как одна из наиболее актуальных проблем юриспруденции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2911
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ГОСУДАРСТВО / CORRUPTION / BRIBERY / EDUCATION / EDUCATIONAL PROCESS / STATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шапошникова Ю. А.

В статье приводится определение коррупции, определяется место, а также рассматриваются формы коррупции в системе образования, предлагаются меры для снижения ее уровня. Авторы уверены: убежденность целых поколений молодежи в то, что личный успех достигается не благодаря собственным заслугам и тяжелой работе, а через фаворитизм, взяточничество и мошенничество, наносит непоправимый урон обществу. В статье приведены данные социологических исследований последних десятилетий. Актуальность темы исследования обусловлена социально-экономическим состоянием современного российского общества, уровнем коррупциогенности отдельных сфер, а также необходимостью законодательного усиления мер противодействия коррупции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article defines the definition of corruption, determines the place, and examines the forms of corruption in the education system, suggests measures to reduce its level. The authors are sure: the conviction of entire generations of young people that personal success is achieved not through their own merits and hard work, but through favoritism, bribery and fraud, causes irreparable damage to society. The article presents data of sociological research of the last decades. The relevance of the research topic is due to the socio-economic state of modern Russian society, the level of corruption-specificity of certain spheres, and the need for legislative strengthening of anti-corruption measures.

Текст научной работы на тему «Коррупция в системе образования как одна из наиболее актуальных проблем юриспруденции»

Шапошникова Ю.А.

КОРРУПЦИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОДНА ИЗ НАИБОЛЕЕ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ЮРИСПРУДЕНЦИИ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: коррупция, взяточничество, образование, образовательный процесс, государство.

Аннотация: В статье приводится определение коррупции, определяется место, а также рассматриваются формы коррупции в системе образования, предлагаются меры для снижения ее уровня. Авторы уверены: убежденность целых поколений молодежи в то, что личный успех достигается не благодаря собственным заслугам и тяжелой работе, а через фаворитизм, взяточничество и мошенничество, наносит непоправимый урон обществу. В статье приведены данные социологических исследований последних десятилетий. Актуальность темы исследования обусловлена социально-экономическим состоянием современного российского общества, уровнем коррупциогенности отдельных сфер, а также необходимостью законодательного усиления мер противодействия коррупции.

Key words: corruption, bribery, education, educational process, state.

Abstract: The article defines the definition of corruption, determines the place, and examines the forms of corruption in the education system, suggests measures to reduce its level. The authors are sure: the conviction of entire generations of young people that personal success is achieved not through their own merits and hard work, but through favoritism, bribery and fraud, causes irreparable damage to society. The article presents data of sociological research of the last decades. The relevance of the research topic is due to the socio-economic state of modern Russian society, the level of corruption-specificity of certain spheres, and the need for legislative strengthening of anti-corruption measures.

Поднимая тему актуальных проблем юриспруденции, хотелось бы, прежде всего, сказать о важной роли образования. На протяжении долгих лет ведутся споры о главенствующей сфере жизни государства. Оспаривая степень важности экономики и политики, дискутирующие не умаляют значения безопасности, промышленности, здравоохранения, являющихся основами общественной жизни. Осознавая необходимость каждой из вышеперечисленных структур, хотелось бы отметить, что человек не рождается с навыками владения

определенной профессией. Все они приобретаются в процессе обучения. Именно в стенах учебного заведения происходит становление личности, что является своего рода фундаментом построения успешного государства.

В настоящее время в сфере образования отмечается круг проблем, требующих незамедлительного решения:

- нехватка квалифицированных кадров в условиях растущего числа студентов;

- нарушение баланса между количеством, качеством и реальной потребностью рынка в конкретных трудовых ресурсах;

- нехватка образовательных технологий, обеспечивающих должное построение учебного процесса и т.д.

Эти проблемы разрушительным образом влияют не только на сферу образования, но и государство в целом. Но в последнее время все отчетливее проявляется еще одна проблема, которую невозможно обойти стороной - проблема коррупции.

Неоспоримым является факт приближения коррупции в системе современного российского образования к критической отметке. Затрагивая практически все уровни сфер жизнедеятельности - от детских садов до диссертационных советов - коррупция давно укоренилась и стала нормой взаимоотношений, что не может не вызывать тревогу. По средним оценкам исследователей, сумма оборота денежных средств в сфере образования доходит до 5,5 млрд. долл. [3]. Масштабы коррупции только на этапе поступления в вузы оцениваются в объеме от 520 млн. долл. (данные ЮНЕСКО) до 1,5 млрд. долл. (данные ДЭБ МВД России). Эта сумма равносильна той, что расходуется нашими гражданами на коррупционные платежи ежегодно в вузах. Таким образом, коррупционную составляющую можно сопоставить с бюджетом небольшого государства.

Около 20 преподавателей в России осуждаются за взятку. Продажа бюджетных мест, подготовка авторефератов, статей, курсовых и дипломных работ стала нормой учебной жизни. В опросе по вопросам проявления коррупции приняли участие 2700 студентов из 72 вузов страны [2].

Одной из основных причин коррупции в сфере высшего образования выступает неприятие норм в практической деятельности, правовой нигилизм. В таких случаях люди более управляемы, им легче навязать свою правоту [6].

Коррупция опасна прежде всего тем, что граждане оказываются дезориентированы. Автоматически возникающий нецивилизованный формат общения служит благодатной почвой для распространения

коррупции, влекущей деградацию на всех уровнях жизнедеятельности общества. Подрывая нравственные устои общества, коррупция являет собой серьезную угрозу не только социально-экономическому положению страны, но также и ее национальным интересам, безопасности государства.

Масштаб данной проблемы определяет необходимость более детального знакомства с ней, для чего обратимся собственно к определению коррупции.

Согласно данным словаря, коррупция - (от лат. Corrumpere «растлевать», лат. corruptio «подкуп, продажность; порча, разложение; растление») «термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам».

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» конкретизирует данное понятие и трактует его как дачу взятки, злоупотребление своим служебным положением, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное какое противозаконное использование физическим лицом своего рабочего положения вопреки законным интересам общества в целях получения материальной выгоды, ценностей, имущества или услуг имущественного характера для себя или для третьих лиц либо незаконное представление этой выгоды указанному лицу другими физическими лицами [6].

Однако эту трактовку нельзя признать исчерпывающей ввиду недостаточности терминологических норм. Базируясь лишь на заимствованных формулировках уголовного права, понятие коррупции сводится к простому перечислению деяний, составляющих основу должностных преступлений, исключая такие явные коррупционные преступления, как превышение профессиональных полномочий, нецелевую трату бюджетных и внебюджетных средств, незаконное участие в предпринимательской деятельности. Указанная неточность в референции понятия коррупции, свидетельствует о недостаточности знаний о возможных формах проявления и разновидностях данного явления. Коррупция - комплексное сложное явление, где можно выделить политические, социальные, экономические, моральные и собственно правовые аспекты [5].

Перекладывая данное определение на систему образования, пойдем, что называется, от противного, и обратимся к характеристике Стефана Р. Хайнемана этой системы, приведенной в работе

«Образование и коррупция». Автор считает, что систему образования, свободную от коррупции, отличает:

- доступ всех граждан к получению образования;

- честное распределение учебных материалов;

- прозрачные и честные принципы выбора высшего образования;

- правдивое проведении аккредитации, с равным оцениванием учебных заведений согласно системе стандартов, открытых для общественной огласки;

- честное получение образовательных услуг;

- поддержка профессиональных стандартов лицами, возглавляющими учебные учреждения.

Применительно к рассматриваемой ситуации, систему образования можно охарактеризовать через указанные Стефаном Р. Хайнеманом характеристики со знаком минус.

Несмотря на постоянно видоизменяемые и мимикрирующие формы коррупционных и экономических преступлений, наиболее распространенными в образовании являются следующие:

- использование бюджетных средств не по назначению,

- превышение должностных полномочий,

- использованием служебного положения в корыстных целях,

- дача взятки,

- получение взятки,

- изготовление и распространение фальшивых документов об образовании,

- использование подложных дипломов об образовании,

- совмещение госслужбы и учредительства, а также замещение должностей в коммерческих организациях.

В настоящем законодательстве РФ существует различная классификация статей Уголовного кодекса по коррупционным действиям. Например, ч. 1 ст. 285.1 - нецелевое расходование бюджетных средств; ч. 1 ст. 327 - поддельное изготовление документов; ч. 2 ст. 290 - получение взятки; и др.

Остановимся на двух основных направлениях коррупционной сферы: мошенничестве, базирующемся на доверчивости и правовой недальновидности наших граждан, и собственно - взятках, как универсальной массовой технологии для решения конкретных житейских вопросов.

Если рассматривать первое направление, различные благотворительные взносы (техническое оснащение, охрана, уборка), которые предлагают делать нашим гражданам, стали традиционными формами взяток в нашей стране. Вроде бы официально оформляемые

переводами через Сбербанк, деньги идут не по прямому назначению, а расходуются подставными фирмами на личные нужды руководителей образовательных учреждений. Завуалированными формами взяток являются плата за репетиторство, приобретение учебников, подарки на праздники.

Что касается второго направления, механизмом стимулирования взяточничества в нашей стране стало введение ЕГЭ. Как сообщает ДЭБ МВД России, в 2009 г. зафиксировано на 116% больше должностных преступлений и на 91% больше фактов получения взяток, чем годом ранее.

Как признаются правоохранительные органы, существует проблема заявителей, так как люди обращаются в правоохранительные органы в крайних случаях. По сведениям МВД, 60% фактов коррупции за последний год в России в сфере образования составили хищения и растраты чужого имущества; 12% - злоупотребления профессиональным положением; 10% - служебный подлог; 8% - дача и получение взятки. Исходя из того, что как выявление и пресечение такого рода преступлений, как взятка, зачастую намного более сложный процесс, чем выявление и пресечение хищений и растрат имущества, данная статистика до конца не отражает реального положения.

Глобальным источником коррупции в образовании является также продажа всевозможных документов об образовании (аттестатов, дипломов, справок), которой занимаются специально организованные преступные сообщества [1].

Спрос рождает предложения и ежегодно в нашей стране покупается до 500 тыс. дипломов о высшем образовании, как сообщает Рособрнадзор.

Ценники поддельных дипломов на настоящем бланке Госзнака составляют в среднем 20-50 тыс. долларов и могут достигать 150-180 тыс. долларов. Дипломы, изготовленные кустарным типографским способом или на цветном ксероксе, стоят порядка 700-1000 долларов, школьные аттестаты - около 500 долларов. Черные рынки ежегодно сбывают до 20 тыс. дипломов кандидатов наук, порядка 5 тыс. дипломов докторов наук.

Страшным фактом является то, что среди людей, уличенных в использовании фальшивых документов о высшем образовании за последние годы, присутствуют:

• руководство контрольно -надзорных органов Федерации (замглавы Роскультуры, начальник ГУ МЧС РФ по Свердловской области, начальник управления Ростехнадзора по Владимирской области,

начальник Бадинского территориального отдела Государственной лесной службы Забайкальского края);

• чиновники, возглавляющие администрацию городов и районов: глава администрации - Пермский край, мэр Архангельска, мэр Партизанска (Приморский край), глава Павловского р-на (Алтайский край);

•сотрудники полиции: начальник штаба УВД г. Березняки (Пермский край), 30 офицеров УВД г. Тобольска (Тюменская обл.), 35 сотрудников ДПС ГИБДД УВД Южного округа г. Москвы во главе с заместителем командира полка;

• врачи и фармацевты: хирург детской поликлиники № 2 г. Ульяновска, фармацевт аптеки в Эртильском районе (Воронежская обл.);

• педагоги, адвокаты, таможенники, судебные приставы и др.

27 августа 2009 г. проект, известный под названием, «Поиск©таП.ги», проанализировал статистику поисковых запросов среди интернетных пользователей и выяснил, какие документы люди чаще всего пытаются купить. В тройку наиболее популярных - вошли дипломы о высшем образовании, водительские права и больничные листы. Причем дипломы заняли лидирующее место со значительным отрывом - 46,41% от всех запросов.

Каким же образом нужно переломить данную ситуацию? Являются ли эффективными меры, по борьбе с коррупцией? Какие действия можно предпринять, чтобы хоть как-то наладить ситуацию? Вывод очевиден: вряд ли нужно надеяться только на действия правоохранительных органов, так как процесс взяточничества -двусторонний. И зачастую другая сторона совсем не заинтересована в правомерных действиях власти, что значительно осложняет положение. Как показывают опросы прошлых лет, около 80% наших граждан сами предлагают взятки для более быстрого решения своих проблем.

Парадокс ситуации состоит в том, что только образование, как таковое, может помочь в остановке разрастания коррупции, уменьшить ее последствия.

В 2008 г. В. Паниным (зампредседателя Общероссийского общества прав потребителей образовательных услуг) и А. Бланковым (начальник 3-го отдела оперативно-розыскного бюро Департамента экономической безопасности МВД России, подполковник милиции) был реализован проект «Абитуриент-2008», направленный на борьбу с коррупцией в вузах, под независимый общественный контроль взяты

были около 11 крупнейших вузов (в это число вошли МГИМО, МГТУ им. Н.Э. Баумана, Академия народного хозяйства им. Г.В. Плеханова).

По мнению В. Панина, низовую коррупцию можно обуздать только путем привлечения общественных масс, так как именно низшие уровни управления коррупцией характеризуются малой чувствительностью к импульсам, идущим сверху, и могут быть потеснены только при давлении снизу силами граждан и гражданских институтов. От каждого человека в этом случае требуется проявление активной гражданской позиции, адекватной запросам общества.

Существует мнение, что коррупция стимулируется самой нынешней системой образования, так как требования, предъявляемые высшими заведениями к абитуриентам, не соответствуют фактическому уровню знаний выпускников школ. Ввиду того, что процесс поступления становится чрезвычайно сложным, а иногда и просто невозможным, хорошей альтернативой могло бы стать введение дополнительного года обучения в школе, нацеленного на выравнивание школьной программы и адекватного соотнесение ее с требованиями вуза. Также предлагается обратить внимание на развитие программы среднего специального образования: своевременно проводить мониторинг на определение отраслей с нехваткой специалистов среднего специального образования; необходим тесный контакт со стороны руководителей образовательных учреждений с потенциальными работодателями выпускников. Должны быть увеличены шансы поступления выпускников среднего профессионального образования в высшие заведения на старшие курсы.

Одной из других частых причин взяточничества, становится отсутствие должной мотивации к образовательному процессу. Куда проще становится «купить оценку на экзамене», чем готовиться самостоятельно. Повысить заинтересованность студентов могло бы внесение изменений в действующую систему выпускных экзаменов, одним из вариантов которых могло бы стать проведение ролевой игры, тем более что такого рода испытания являются излюбленным методом многих работодателей крупных международных компаний при приеме на работу.

Хотелось бы отметить, что не способствует развитию мотивации к учебе и относительная легкость восстановления в вузе после отчисления за неуспеваемость. В нашем законодательстве предусмотрено восстановление с потерей года обучения. Для вуза такая ситуация является что ни на есть выгодной, ведь студент, обучающийся на платной основе, вынужден снова оплачивать

обучение. Примечателен опыт наших западных коллег, где отчисленный студент лишается возможности продолжать образование в рамках своей специальности.

Другой распространенной причиной коррупции является неразвитая система саморегулирования. Нейтральное отношение к этому массовому явлению со стороны большинства обучающихся и соответственно отсутствие желания к исправлению ситуации способствует лишь разрастанию коррупции в социуме. Действенным методом борьбы могла бы стать созданная ситуация конфликтности: процесс отчисления должен быть осложнен большим количеством издержек для учащегося, что соответственно увеличит мотивацию «неотчисления». По окончании курса среди студентов необходимо проводить массовое анонимное анкетирование, что покажет реальную картину и представит так называемый «канал обратной связи».

Другим фактором, способствующим широкому распространению коррупции, является сама бальная система оценки. Вариантом решения могла бы послужить формализация знаний, что заведомо невозможно в нашей стране с учетом её культурно-исторических традиций. Это подтверждает ситуация с единым государственным экзаменом, введение которого, как известно, было направленно на борьбу с коррупцией. Однако на заданный студентам вопрос: «По Вашему мнению, влияет ли введение единого государственного тестирования вместо вступительных испытаний на снижение уровня коррумпированности в вузе?», примерно половина опрошенных дали отрицательный ответ, аргументируя свою позицию тем, что в данном случае, меняется лишь получатель взяток, не решая вопрос в корне [9].

Кроме того, стартующий ряд законопроектов (№ 335155- «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части введения единого государственного экзамена») заявляют, что для поступления в вуз на некоторый ряд специальностей недостаточно будет предоставить результаты единого госэкзамена, позволяющие установить уровень учебных достижений обучающихся по освоению федерального компонента государственного образовательного стандарта. Вузы вводят ряд дополнительных испытаний. Как утверждает В. Болотов (Рособрнадзор), это является вполне правомерным и даже необходимым, и ряд этих специальностей уже определен.

Одним из негативных аспектов проведения единого госэкзамена может стать увеличение доли платного образования. Государство берет на себя финансирование обучения выпускников, которые

показывают высокий балл при сдаче ЕГЭ, однако, нет твердой уверенности в том, что «проходной балл» не будет намеренно завышен для снижения финансирования. В связи с эти напрашивается вывод, что введение единого экзамена не является «панацеей» в борьбе с коррупцией.

Список литературы

1. Газетов А.Н. Вопросы экономического и правового анализа эффективности предотвращения коррупции в государственной контрактной системе // Журнал российского права. 2017. № 7 (247). С. 134-148.

2. Гневашева В.А., Луков С.В., Намлинская О.О. Российский вуз глазами студентов: данные VI этапа (2006 г.) // Знание. Понимание. Умение. 2006. № 3. С. 189-198.

3. Григорьева Н.А. Государственная политика и практика развития гражданского образования в России (1958 - 2006 гг.) // Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. - Волгоград, 2009. - 504 с.

4. Шашкова А.В. Правовые инновации в противодействии корпоративной коррупции // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. № 1. С. 40-42.

5. Юхачев С.П. Политэкономия коррупции. - Тамбов, 2008. - 397

с.

6. Юхачев С.П. Коррупция в системе образования: типология и последствия // Социально-экономические явления и процессы. 2008. № 3 (11). С. 110-113.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.