АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КРИМИНОЛОГИИ
Н.Ф. Бодров*
К ВОПРОСУ О СПОСОБАХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Ключевые слова: коррупция, образование, способ преступления, расследование, судебная экспертиза.
Bodrov N.F. About modus operandi of corruption offenses in educational sphere
This article considers matters of modus operandi of corruption offenses in educational sphere. The article is devoted to consideration of factors which can determine selection of modus operandi and nature of corruption offenses. The article contain analysis of the most common, and new modus operandi in context of growth of computer technologies. Special attention was paid to the issues of complicity in the crime and the structure of the interests of corrupt wrongdoers. The features of such corruption offenses at the present time, in the opinion of the author, appear in increasingly complicated structure of the corruption groups and tendencies of modern Internet technologies usage in order to commit corruption offenses.
Both features of modern methods stipulate necessity of improvement guidelines for the corruption offenses investigation. Significant attention must be paid to the recommendations for using expert knowledge in detection and investigation of corruption offenses in the educational sphere.
В настоящее время данные о способах современной преступной деятельности приобретают новое содержание. В традиционной трехзвенной системе подготовки, совершения и сокрытия преступления значительное внимание преступников, совершающих преступления коррупционной направленности, уделено именно сокрытию преступлений. Благодаря развитию компьютерных технологий разрабатываются новые способы преступлений, некоторые из которых не требуют деятельности по сокрытию, являются анонимными, так как не требуют внесения персональных данных или не предусматривают механизмов проверки вносимых данных.
Совершенствование способов преступлений с помощью современных научных достижений происходит на фоне использования в раскрытии и расследовании преступлений устаревших методических рекомендаций, незнания возможностей использования специальных знаний, фрагментарного, а не системного выявления коррупционных связей, выявления только наиболее характерных проявлений коррупции - взяточничества, коммерческого подкупа, служебного подлога.
© Бодров Н.Ф., 2012.
* Аспирант кафедры судебных экспертиз Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина. [[email protected]]
При таком подходе коррупция в сфере образования ошибочно рассматривается как бытовая, а совершаемые преступления представляются как «вечное противостояние студента-балбеса и преподавателя в борьбе за положительные оценки»1. Указанная позиция является весьма спорной в связи с тем, что категория преступлений коррупционной направленности в сфере образования включает значительное количество тяжких и особо тяжких преступных деяний. Более того, результаты преступлений коррупционной направленности в сфере образования могут быть использованы для совершения других преступлений. Элементарным примером будет являться использование поддельного диплома о высшем образовании для совершения мошенничества.
Так, например, для замещения вакантной должности заместителя главного врача психиатрической больницы № 3 имени Скворцова-Степанова сотрудница этого учреждения предоставила поддельный диплом о высшем образовании и на основании этого в течении 5 лет незаконно получала надбавку к заработной плате, которая составила 406 тысяч 459 рублей и 44 копейки2.
Западно-Сибирской транспортной прокуратурой в ходе проверок соблюдения законодательства о государственной службе выявлены факты трудоустройства должностных лиц транспортной милиции на государственную службу по поддельным дипломам.
Так, установлено, что инспектор милиции при трудоустройстве предоставил в отделение кадров одного из ЛОВД на транспорте диплом Томского торговоэкономического техникума, согласно которому он получил среднее профессиональное образование.
Другой сотрудник органов внутренних дел на транспорте был принят на работу на основании фиктивного диплома Томского сельскохозяйственного техникума. Для перевода на должность младшего оперуполномоченного уголовного розыска оперативно-розыскного отдела криминальной милиции он предоставил в кадровую службу еще один подложный документ - диплом Томского государственного архитектурно-строительного университета.
Не имея правовых оснований для прохождения службы, милиционер получил повышение по службе, приказом Министра внутренних дел РФ ему были присвоены специальные звания - «лейтенант милиции» и «старший лейтенант милиции»3.
Возвращаясь к рассматриваемой теме - способам преступлений коррупционной направленности в сфере образования, следует отметить, что развитие технологий не требует от преступников больших усилий для их освоения. Передовые
1 Лебедев В.Б. Для директора - взятка, для профессора - оплата услуг // ЭЖ-Юрист. 2011. №22. СПС «КонсультантПлюс».
2 Ежедневная петербургская интернет-газета «Фонтанка.ру» <http://www.fontanka. ги/2011/08/17/014> (последнее посещение - 04.04.2012г.).
3 Материалы официального сайта Западно-Сибирской транспортной прокуратуры <http://www.zsproc.ru/borba-s-korrupcieiy> (последнее посещение - 04.04.2012г.).
технологии быстро дешевеют, появляется возможность их реализации с использованием бытовой компьютерной техники. Вместе с тем для осуществления деятельности по раскрытию и расследованию подобных преступлений требуются современные подходы, использование все более широкого круга специальных знаний.
Совершенствование способов преступлений коррупционной направленности в сфере образования сопровождается обстоятельствами, которые могут способствовать выявлению и расследованию преступлений. К подобным обстоятельствам относятся: оснащение образовательных учреждений средствами контроля рабочего времени, помещений и территории - камерами наблюдения, использование идентификационных карточек стандарта КОЛЕС 18000-3:2010 для студентов и преподавателей.
Для получения информации с подобных носителей возникает необходимость проведения исследования. Результаты подобных исследований с использованием специальных знаний ложатся в основу для разработки рекомендаций по сбору достоверной и достаточной информации для последующего проведения исследования, предотвращения следственных и экспертных ошибок. Анализ следственной и судебной практики показывает, что существующие рекомендации учитываются далеко не всегда.
Использование специальных знаний может быть направлено на предотвращение преступлений, совершаемых в сфере образования. К примеру, на кафедре судебных экспертиз МГЮА имени О.Е Кутафина составлена и пополняется база данных преподавателей Академии, составленная с привлечением экспертов-почерковедов. В базе имеются подписи, которые могут быть использованы как информативные образцы для экспертного исследования, связанного с решением задачи об установлении подражания подлинному почерку или подписи преподавателя. В данном случае речь идет об экспертной профилактике преступлений.
В качестве еще одного примера профилактики можно привести проект «Зачетные книжки без взяток», подготовленный Общественной палатой. Перечень способов преступлений составлялся на основе жалоб студентов, поступивших на «горячие линии» и по телефонам доверия4.
Особенностью преступлений коррупционной направленности в сфере образования является разнообразие социальных характеристик участников. Подкуп лица, осуществляющего образовательную деятельность, как правило, осуществляют лица с более низким образовательным, профессиональным уровнем. В роли исполнителей или соучастников могут выступать несовершеннолетние.
При необходимости допроса учащегося подозреваемого или свидетеля следует учитывать особенности тактики допроса несовершеннолетних, пригласить в качестве специалиста педагога или психолога.
4 Чернухина Ю. Брать - целая наука Студентам выдали зачетки по «взятковедению» //
Новые Известия. 23.08.2011 г. <http://www.newizv.ru/society/2011-08-23/149947-brat-celaja-nauka. Йш1> (последнее посещение - 04.04.2012 г.).
Определяющим фактором выбора способов является специфика образовательной деятельности. Мы выбрали сферу образования для рассмотрения способов совершаемых в ней преступлений по нескольким причинам.
Во-первых, круг интересов в сфере образования - ограничен. Эта особенность позволяет очертить круг субъектов, участвующих в преступлениях коррупционной направленности.
Во-вторых, ограниченный круг субъектов и специфика образовательной деятельности обусловливает характер преступлений коррупционной направленности.
В-третьих, механизм подкупа в сфере образовательной деятельности в силу указанных особенностей более доступен для изучения, а выработанные на основе его анализа криминалистические рекомендации могут быть затем использованы для разработки рекомендаций по расследованию преступлений коррупционной направленности в других сферах.
Именно со спецификой образовательной деятельности непосредственно связаны: характер преступлений коррупционной направленности, условия их совершения, физические и функциональные возможности преступников.
Как и в деятельности общечеловеческой, в преступной деятельности ее исполнитель имеет свою собственную систему обобщенных способов действий, направленных на достижение желаемого результата. Способ совершения преступления напрямую связан с физическими и функциональными возможностями человека, которые, однако, в немалой степени обусловлены как самим характером преступления, так и внешними условиями, в которых оно совершается5.
Способы преступлений коррупционной направленности в сфере образования обусловливаются следующими факторами.
1. Уровень учреждения в системе образования.
От уровня учреждения в системе образования зависит характеристика личности лица, осуществляющего подкуп. Таким лицом может быть обучающееся лицо, либо его представитель (как правило, родственник учащегося).
Исходя из сущности образовательного процесса, в нем можно выделить трехзвенную структуру интересов: «родственники учащегося - учащийся - педагог». Данная структура может дополняться элементами соучастия, посредничества. В зависимости от уровня образовательного учреждения в структуре могут участвовать только два элемента «родственники учащегося - педагог» или «учащийся - педагог».
Если на уровне общего образования, например, в учреждениях дошкольного образования, учащиеся не участвуют в совершении преступлений коррупционной направленности, то на уровне профессионального образования они могут выступать как самостоятельные участники. Максимума самостоятельности учащиеся достигают на уровнях послевузовского профессионального образования и профессиональной подготовки.
5 Карпов Н.С., Мозоль А.П., Завьялов С.М. О понятии способа совершения преступления / Материалы международной научно-практической конференции 16-17 октября 2003 г.
Ч. I. Уфа: РИО БашГУ, 2003. С. 257.
2. Структура образовательного учреждения.
Структура образовательного учреждения может различаться в разных учреждениях одного уровня. Различия могут обуславливаться организационно-правовой формой учреждения и типом образовательного учреждения (например, дошкольное образовательное учреждение; оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, военное образовательное учреждение высшего профессионального образования и др.).
3. Порядок принятия решений в образовательном учреждении.
В зависимости от объекта преступного посягательства следует определять круг лиц, деятельность которых связана с обеспечением нормальной деятельности того или иного процесса в образовании, будь то хранение и учет бланков документов об образовании или порядок приема документов абитуриентов, или др.
Способ преступления в отношении каждого из объектов тесно связан с процедурой принятия решений в образовательном учреждении. В случае если подкупаемое лицо обладает достаточными полномочиями для принятия и реализации решения, то оно может совершить преступление, обеспечив преступный результат с помощью административных процедур. В таком случае информация о преступлении и способе будет отражена, по большей части, в материалах финансовой отчетности, организационно-распорядительных документах. Иными словами, субъекты, обладающие достаточными полномочиями, способны использовать для совершения преступлений коррупционной направленности законные процедуры.
Субъекты, обладающие достаточными полномочиями, могут привлекать соучастников для совершения преступления. Но соучастие в таком случае будет обусловлено не спецификой принятия решений в образовательном учреждении, а боязнью самостоятельно совершить преступление, опасаясь уголовной ответственности, заботой о собственном авторитете.
В связи с многоступенчатостью процесса принятия решения преступление может быть совершено лицом, не обладающим в полной мере достаточными полномочиями, необходимыми для правомерного воздействия на правоотношения в сфере образования. Такие лица для совершения преступлений коррупционной направленности в сфере образования будут вынуждены прибегнуть к хищениям, подделке документов и другим способам, связанным с незаконным воздействием на образовательный процесс.
4. Характер деятельности преступника.
Данное понятие, на наш взгляд, точнее определяет особенности способа преступления коррупционной направленности, чем характеристика «должность», так как характер деятельности лиц, занимающих одну и ту же должность, может значительно отличаться. При изучении преступлений коррупционной направленности важно учитывать тот факт, что их может совершать недолжностное лицо. Распространенным преступлением коррупционной направленности, совершаемым субъектами, не являющимися должностными лицами является подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков, предусмотренное ст. 327 УК РФ.
5. Характеристика личности подкупающего лица.
Учащиеся как потребители образовательных услуг, выбирая тот или иной способ преступления коррупционной направленности, видят в нем возможность получить результаты образовательной деятельности - оценки или документы об образовании, не затрачивая на их получение много времени и труда. Общественная опасность преступного деяния осознается ими весьма ограниченно, возможность наступления уголовной ответственности осознается ими далеко не всегда. В связи с этим для учащихся менее характерно сокрытие совершенного преступления.
Наиболее распространенными способами передачи подкупа учащимися являются:
• передача денег из рук в руки, в конверте, упаковке или без нее;
• передача денег вместе с документами (в зачетных книжках, материалах контрольных работ);
• приобретение и передача педагогу подарков или продуктов питания;
• передача платежных (подарочных) пластиковых карт.
К примеру, сотрудниками УВД по г. Ижевску было установлено, что в период с 17 ноября 2010 года по 29 ноября 2010 года сотрудники Ижевского филиала АНО ВПО Центросоюза РФ «Российский университет кооперации» получили от студента 16 подарочных сертификатов одной из сети магазинов, стоимостью 2 000 рублей каждый.
За это преподаватели обещали формально ликвидировать имеющуюся у студента академическую задолженность по преподаваемым заместителем директора учебным дисциплинам и оказать содействие в ликвидации академической задолженности по другим предметам без их фактической сдачи и проверки знаний по ним.
Также преподаватели взяли на себя обязательство не вносить представление на имя директора образовательного учреждения об отчислении студента в связи с наличием у него академической задолженности по трем и более предметам6.
Часто в процесс передачи взятки включаются посредники. Привлечение посредников может происходить из соображений безопасности, чтобы не передавать предмет подкупа самому. Инициатива, передачи предмета подкупа может исходить от посредника, когда он получает вознаграждение за передачу или имеет возможность бесплатно осуществить доступ к предмету подкупа - экзаменационным билетам, бланкам документов и др.
Посредниками могут выступать ученики, педагоги, родственники других учеников.
Например, в 2005 году при получении взятки была задержана доцент кафедры экономической теории Кузбасского государственного технического университета. Чтобы не пересдавать экзамен, студенты решили дать преподавателю взятку, попросив о посредничестве старосту группы. Оставшись после экзамена
6 Официальный сайт Управления МВД России по г. Ижевску <http://uvd-izh.ru/news/ view/id/22> (последнее посещение - 04.04.12 г.).
в кабинете наедине с преподавателем, староста попросил его «посодействовать в сдаче экзамена некоторым нерадивым студентам». Преподаватель передала брошюру, в которую староста вложил деньги7.
На выполнение функций посредника могут указывать следующие следы: наличие у задержанных лиц документов (зачетных книжек, бланков ведомостей) одногруппников и других лиц; записей, содержащих рукописные или печатные схемы, чертежи прохода и расположения кабинетов, контактные данные педагогов.
Анализ материалов уголовных дел показывает, что в некоторых случаях студенты могут привлекать преподавателей в качестве соучастников.
Так, в одном из Санкт-Петербургских вузов организатором и посредником между учащимися и преподавателем оказался студент 4-го курса. 22-летний молодой человек в Интернете в социальных сетях находил потенциальных «клиентов», готовых заплатить за экзамены, зачеты, курсовые работы8.
Важная информация, необходимая для доказывания по делам о преступлениях, совершаемых с использованием Интернет-технологий и розыска лиц, пользовавшихся услугами преступников, может быть получена с привлечением лиц, обладающих специальными знаниями в области электроники, электротехники, информационных систем и процессов, радиотехники и связи, вычислительной техники (в том числе программирования) и автоматизации9 - компьютерно-технических экспертов.
Однако учащиеся редко проявляют инициативу в выборе способа подкупа. Способ передачи подкупа им подсказывают родственники или педагоги.
Родственники могут самостоятельно передавать предмет подкупа или привлекать учащихся в качестве посредников. В случае самостоятельного осуществления подкупа преступники могут задействовать свои трудовые и профессиональные полномочия. Целями использования таких полномочий могут быть: осуществление подкупа путем оказания услуг - выполнения ремонтных работ, трудоустройство родственников педагога или противодействие расследованию.
Родственнику как лицу, не обучающемуся в образовательном учреждении, но желающему подкупить работника сферы образования, будет проще совершить данное преступление за пределами территории образовательного учреждения. Для совершения подобных действий современные преступники пользуются услугами, например, курьерских служб. В таком случае посредник не располагает информацией о цели передачи средств, не знаком ни с одним из преступников. Осложняет ситуацию тот факт, что некоторые курьерские службы не требуют от отправителя указывать личные данные, чем активно пользуются преступники.
7 Аргументы и факты <http://gazeta.aif.ru/_/online/kuzbass/534/02_02> (последнее посещение - 04.04.12 г.).
8 В Петербурге раскрыли преступную сеть, продававшую оценки в вузе // Российская газета, 2012. <http://www.rg.ru/2012/03/06/reg-szfo/vuz-anons.html> (последнее посещение -04.04.12 г.).
9 Россинская Е.Р., Галяшина Е.И. Настольная книга судьи: судебная экспертиза. М.: Проспект, 2010. С. 378.
6. Характеристика личности подкупаемого лица.
Педагоги хорошо осознают общественную опасность деяний и возможность наступления уголовной ответственности. Этим обусловлены разнообразные действия, направленные на сокрытие или маскировку подкупа.
Действия, направленные на сокрытие процесса совершения преступления.
В данную группу входят: совершение преступления коррупционной направленности без свидетелей; привлечение посредников; использование телекоммуникационных средств - платежных систем; сговор и подготовка алиби.
Действия, направленные на сокрытие результатов и следов преступления.
В данную группу входят: изъятие видеограмм камер наблюдения; сокрытие, полученных преступным путем материальных ценностей; оказание воздействия на свидетелей; подкуп контрольно-надзорных и правоохранительных органов.
В случае если преступник не планировал действия, направленные на сокрытие результатов преступления, при задержании им могут быть совершены самые неожиданные действия.
В августе 2011 г. преподаватель одного из вузов Республики Башкортостан при задержании попытался съесть взятку в размере полторы тысячи рублей. На встрече с преподавателем студентка передала ему полторы тысячи рублей, а он внес в зачетную книжку запись о сдаче зачета и свою подпись. В это время в аудиторию вошли оперативники БЭП. Педагог не растерялся - отошел в сторону и стал есть купюры. Чтобы пресечь попытку уничтожить улики, правоохранителям пришлось применить силу. В итоге пережеванные купюры были приобщены к уголовному делу в качестве вещественных доказательств10.
Одним из доказательств по данному делу стала видеограмма камеры наблюдения, установленной в аудитории. Описанная ситуация еще раз подчеркивает существование обстоятельств, которые могут способствовать выявлению и расследованию преступлений. Если бы камера наблюдения не была установлена в учебной аудитории, то фактические обстоятельства можно было бы установить с использованием специальных знаний. Так, идентификация лица, жевавшего купюры, может быть проведена с использованием методов судебно-медицинской
и А __ и
молекулярно-генетической экспертизы. А использование специальных знаний в области исследования веществ, материалов и изделий позволило бы установить тождество специального химического вещества, нанесенного на купюру и имеющегося в ротовой полости задержанного. Важной особенностью в данной ситуации является необходимость участия специалиста для отбора смывов и других образцов, пригодных для экспертного исследования.
Совершение взяточничества или других проявлений коррупции в образовательном учреждении в одиночку затруднительно. С необходимостью взаимодействия преступники сталкиваются из-за особенностей административных процедур в образовательном учреждении - решения вопросов, например, о выдаче документов об образовании.
10 Официальный сайт МВД по Республике Башкортостан. <http://www.mvdrb.ru/obzor_3397. Йт!> (последнее посещение - 04.04.12 г.).
Процессу формирования преступных групп способствует наличие иерархической системы управления в образовательных учреждениях. Основываясь на отношениях власти-подчинения, лица, занимающие более высокое положение в структуре иерархии, пользуются помощью подчиненных. Таким образом, лаборанты, методисты, старосты осуществляют различные виды соучастия в преступлении.
Привлечение соучастников и посредников может обуславливаться желанием обезопасить себя от уголовного преследования, желанием расширить круг «клиентов» или особенностями способа преступления, например, при продаже документов об образовании лицам, не обучающимся в образовательном учреждении.
В качестве посредников, помимо учащихся, могут выступать родственники педагогов, работающие в том же учреждении.
Подобный случай имел место в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова, когда старший преподаватель кафедры экономической теории факультета государственного управления была задержана в московском ресторане при получении взятки в €35 тыс., за которую она обещала обеспечить поступление в МГУ. Старший преподаватель не обладала полномочиями по решению вопроса о поступлении, но могла бы воспользоваться помощью своего отца - декана того же факультета11.
В связи с необходимостью взаимодействия с множеством учащихся, педагоги могут составлять списки лиц, от которых они собираются принять подкуп. Так, в одном из изученных уголовных дел были установлены следующие обстоятельства.
Преподаватель колледжа сообщила классному руководителю группы об условиях получения положительных оценок за материальное вознаграждение и попросила оказать содействие в сборе денег с учащихся. Многие студенты согласились, передали классному руководителю группы по 500 руб. для дальнейшей их передачи преподавателю. Классный руководитель группы составила список студентов, сдавших деньги. Позднее классный руководитель пришла к преподавателю со списком студентов, передавших деньги, журналом группы, после чего преподаватель выставила этим студентам оценки «хорошо» и «удовлетворительно», забрала журнал, список студентов, который затем порвала, и ушла.
Очевидно, что использование специальных знаний при расследовании данного дела позволило бы восстановить содержание списка при производстве технической экспертизы порванного листа, а при проведении почерковедческой экспертизы - установить исполнителя записей. Тем самым следствие получило бы информацию и о взяткодателях, и о соучастнике данного преступления.
Наибольшее распространение, как показывает анализ уголовных дел, получили следующие формы маскировки подкупа под видом:
• пожертвований, благотворительных взносов на развитие детских садов, школ и даже вузов;
11 Информационное агентство «РЕГНУМ». <http://www.interfax.ru/news.asp?dt=14.03.2011 &pd=2&p=2> (последнее посещение - 04.04.12 г.).
• покупку методических материалов;
• оплату подготовительных курсов, дополнительных занятий;
• доплату за пересдачу экзаменов;
• оформление фиктивного займа;
• поручение покупки какого-либо товара. В таких случаях для покупки дорогого предмета учащемуся или иному лицу передается незначительная сумма денег, а недостающие он должен доплатить из собственных средств;
• проигрыша в карты, бильярд и другие игры. Данный способ получил значительное распространение с появлением интернет-игр, в которых можно создавать счет, пополняемый реальными деньгами, а выигрыш переводить, например, на банковский счет. Внимание преступников данный способ привлекает отсутствием необходимости использовать личные данные для регистрации, доступностью для реализации на любом персональном компьютере, имеющем выход в сеть Интернет.
Подводя итог рассмотрению способов преступлений коррупционной направленности в сфере образования, следует отметить, что для современных способов осуществления подкупа характерны две особенности, значительно осложняющие деятельность по раскрытию и расследованию.
Первой особенностью является усложняющаяся структура посредничества
_ и _ и т-\ _
при совершении преступлений коррупционной направленности. В ряде случаев отношения посредников перерастают в деятельность организованной преступной группы. Члены такой группы совершают различные преступления коррупционной направленности и далеко не всегда имеют статус должностного лица. В связи с этим представление коррупции только как взяточничества, коммерческого подкупа или служебного подлога ошибочно сужает направление расследования и негативно сказывается на его результатах.
Второй особенностью преступлений данной категории является тенденция использования современных, главным образом интернет-технологий. Среда сети Интернет стала местом совершения преступления, местом поиска и сговора соучастников, получила характер детерминанты современных способов преступлений коррупционной направленности.
Обе особенности современных способов обуславливают необходимость совершенствования методических рекомендаций по расследованию преступлений коррупционной направленности. В связи с тем, что механизм подкупа в сфере образовательной деятельности более доступен для изучения, выработанные на основе его анализа криминалистические рекомендации могут быть использованы для разработки рекомендаций по расследованию преступлений коррупционной направленности в других сферах.
Анализ материалов следственной и судебной практики позволяет утверждать, что в процессе раскрытия и расследования преступлений коррупционной направленности возникают новые сложные задачи, для решения которых уже сейчас могут быть эффективно использованы специальные знания различных видов и родов судебных экспертиз.