Научная статья на тему 'О противодействии коррупции в высшем учебном заведении'

О противодействии коррупции в высшем учебном заведении Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1723
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / КОРРУПЦИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / КОРРУПЦИЯ В РОССИИ / КОРРУПЦИЯ В РОССИЙСКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гилинский Яков Ильич

Коррупция сложный социальный феномен, порождение общества и общественных отношений, одно из проявлений продажности. Социальный феномен продажности (от коррупции должностных лиц до брачных аферистов и проституции в сфере политики, науки, искусства, журналистики или же сексуальных отношений) возможен в обществе развитых товарно-денежных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О противодействии коррупции в высшем учебном заведении»

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО

Я. И. Гилинский,

заведующий кафедрой уголовного права

О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

Взяточничество губительно для государства, в котором я хотел бы жить.

В. Рейсмен

Общие понятия

Коррупция сопровождает человечество с древнейших времен. Наказание за взяточничество (подкуп) предусматривалось законами Хаммураби (четыре тысячи лет назад), устанавливалось египетскими фараонами

Имеется множество определений коррупции. Возможно, наиболее краткое (и точное) из них: «Злоупотребление публичной властью ради частной выгоды» (Joseph Senturia 2). Правда, еще короче латинское: Do ut facies (даю, чтобы сделал).

Существует множество форм (проявлений) коррупции: взяточничество, фаворитизм, непотизм (кумовство), протекционизм, лоббизм, вымогательство, предоставление льготных кредитов, заказов, знаменитый русский «блат» (использование личных контактов для получения доступа к общественным ресурсам, оказание различных услуг родственникам, друзьям, знакомым) и др.

Исчерпывающий перечень коррупционных видов деятельности невозможен. Известно, что в России легально существовало «кормление», переросшее затем в мздоимство (подкуп за действия без нарушения закона) и лихоимство (подкуп за действия, нарушающие действующее законодательство).

Коррупция — сложный социальный феномен, порождение общества и общественных отношений, одно из проявлений продажности. Социальный феномен продажности (от коррупции должностных лиц до брачных аферистов и проституции — в сфере политики, науки, искусства, журналистики или же — сексуальных отношений) возможен в обществе развитых товарно-денежных отношений. Денежная (товарно-денежная) сущность проституции как продажности обосновывалась Г. Зиммелем 3. Он отмечал, что природа проституции и природа денег аналогичны, что в условиях товарно-денежных, вещных отношений проституция (продажность) становится символом межчеловеческих отношений.

В современном обществе, включая российское, коррупция — социальный институт, элемент системы управления, тесно взаимосвязанный с другими социальными институтами — политическими, экономическими, культурологическими. Об институциона-лизации коррупции (процессе становления социальных практик регулярными и долговременными) свидетельствуют: выполнение ею ряда социальных функций (упрощение административных связей, ускорение и упрощение принятия управленческих решений, содействие экономическому развитию путем сокращения бюрократических барьеров и др. 4); наличие определенных субъектов коррупционных взаимоотношений (патрон — клиент); распределение социальных ролей (взяткодатель, взяткополучатель, посредник); наличие определенных правил игры, норм, известных субъектам коррупционной деятельности; установившаяся и известная заинтересованным лицам такса услуг.

Исследования И. Клямкина, А. Олейника, В. Радаева, Л. Тимофеева, Т. Шанина и других позволяют утверждать, что коррупция, наряду с теневой экономикой, теневой политикой, теневым правом, сформировавшиеся в России еще в годы советской власти и сохраняющиеся до сих пор, образуют институционализированную теневую реальность, не считаться с которой значит не понимать реальную социальную действительность, происходящие в обществе процессы, а следовательно, находиться в плену иллюзий... И коррупция — лишь элемент (пусть один из важнейших) этой теневой реальности нашего бытия.

Ситуация в России

По данным международной организации Transparency International, оценивающей (в результате исследований) уровень восприятия коррупции от 1,0 (самые коррумпированные страны) до 10,0 (наименее коррумпированные), Россия входит в число наиболее коррумпированных стран мира. Так, в 2006 г. Россия с баллом 2,5 (наименее коррумпированные — Финляндия, Исландия, Новая Зеландия — имели балл 9,6) оказалась наряду с Бенином, Гамбией, Гайаной, Гондурасом, Непалом, Филиппинами, Руандой, Свазилендом; в 2007 г. с баллом 2,3 (наименее коррумпированные — Дания, Финляндия, Новая Зеландия — с баллом 9,4) — вместе с Гамбией, Индонезией, Того. В 2008 г. — 2,1 балла, и Россия делит 147-е место с Сирией, Кенией и Бангладеш. Это самый низкий результат за последние восемь лет: в 2000 г. — этот показатель составлял 2,8 балла, в 2002 г. — 2,7. Так Россия с каждым годом все больше скатывается в коррупционную бездну. Правда, в 2009 г. у России 2,2 балла (наименее коррумпированы Новая Зеландия — 9,4 балла и Дания — 9,3. балла), и она занимает 146-е место наряду с Камеруном, Эквадором, Кенией, Сьерра-Леоне, Тимором, Украиной и Зимбабве. Но это вряд ли служит большим утешением (см. рис. 1, 2).

Рис. 1. Показатель коррупции в России. Данные Kansparency International

Ежегодные убытки от коррупции в стране составляют $25—35 млрд. Годовые затраты всех граждан на взятки — порядка $2,8—3 млрд, общий объем коррупции — $240—320 млрд в год. Так, по данным Фонда ИНДЕМ, в 2005 г. сумма коррупционного рынка составила $319 млрд, из них $316 млрд — деловая коррупция, $3 млрд — бытовая. По данным Генеральной прокуратуры, к ноябрю 2006 г. коррупционный рынок составил $240 млрд. Это — больше национального бюджета России.

Средний размер взятки, которую российские бизнесмены дают российским чиновникам, увеличился за несколько лет с 10 тыс. до 136 тыс. долларов.

По результатам другого исследования Transparency International (2009), определялся удельный вес (доля) населения, участвовавшего в даче взятки. И по этому показателю Россия оказалась в числе наиболее «взяткодающих» стран (см. рис. 3).

О масштабах и всевластии коррупции, помимо бесчисленных фактов, свидетельствует формирование в России коррупционных сетей, хорошо изученных Фондом ИНДЕМ (руководитель — Г. А. Сатаров 5). Позволю себе длинную цитату: «От единичных разрозненных сделок коррупционеры переходят к организованным и скоординированным действиям, объединяясь в преступные сообщества, образующие коррупционные сети... Деятельность коррупционных сетей проявляется в формировании взаимосвязей и взаимозависимостей между чиновниками по вертикали управления,. а также по горизонтали на различных уровнях управления между разными ведомствами и структурами. Эти взаимосвязи и взаимозависимости направлены на систематическое совершение коррупционных сделок, как правило, с целью личного обогащения, распределения бюджетных средств в пользу структур, входящих в коррупционную сеть, повышения прибылей, их максимизации, или получения конкурентных преимуществ финансово-кредитными и коммерческими структурами, входящими в коррупционную сеть. Руководителями коррупционных сетей часто являются самые высокопоставленные российские чиновники и политики» 6.

Коррупция является сегодня в России проблемой № 1, главной угрозой обществу. В условиях тотальной коррумпированности всех ветвей власти на всех уровнях принципиально невозможно решить ни одной иной социальной, экономической, политической проблемы. Ибо все упирается в вопрос: кто, кому и сколько должен заплатить?

MIN

< ,о

4,8 4 в

2,2 МАХ

1

Новая Дания США Италия Польша Россия Сомали Зеландия

Рис. 2. Показатель коррупции в странах мира

Коррупция в российской высшей школе

В газете «Ваш тайный советник» еще в 2000 г. публиковались размеры взяток ($10— 15 тыс.) за поступление в престижные вузы Санкт-Петербурга (включая юридические). Средняя же «такса» для поступления в петербургские вузы в 2003 г. — $2500—4000.

Специальное исследование коррупции в учебных учреждениях, осуществленное Департаментом экономической безопасности (ДЭБ) МВД РФ с мая по сентябрь 2009 г. по

Страна/территория

% Группа 1: Более 50 процентое Камерун, Либерия, Сьерра Леоне, Уганда

Респондентов, Группа 2: ме»ду23 и 49 Армения, Азербайджан, Боливия, Камбоджа, Гана, Индонезия, Ирак, Кения.

которые процентами Литва,Молдова, Монголия, РОССИЯ, Сенегал, Венесуэла

сообщили о Гр уппа 3: меизду 13 и 22 Белоруссия,Греция, Венгрия, Косово, Кувейт, Ливан, Нигерия, Пакистан, Перу,

том, что процентами Сербия. Украина

платц|| и Группа 4: меоду7 и 12 Босния и Герцеговина, Чили. Колумбия, Чехия, Гонконг, Индия.Малайзия,

взятку за процентами Филиппины, Таиланд

последние 12 Аргентина .Австрия, Бруней , Болгария, Канада.Хорватия,Дания. Финляндия.

ме сяце в Группа5: менееб проценте 6 Бывшая югославская республика Македония. Грузия.Исландия,Израиль, Япония, Люксембург,Нидерланды,Норвегия. Панама „Польша, Португалия, Сингапур, Южная Корея, Испания, Швей цари я, Турция, Соединенное Королевство , США

Источник: ТИ Барометр Мировой Коррупции 2009.

Рис. 3. На кого равняемся

всей стране (операция «Образование—2009»), показало, что общая сумма взяток составила 22,6 млн руб. Однако это были лишь выявленные ДЭБ МВД случаи.

По данным независимых исследований, только в летнюю сессию 2009 г. взятки в вузах достигли суммы в $150 млн. Генеральная прокуратура РФ включила преподавателей вузов в перечень самых коррумпированных профессий, наряду с врачами и сотрудниками милиции.

Аналогично оценивается место системы образования в коррупционной «пирамиде» и международными исследованиями (см. рис. 4).

Коррупционность в сфере высшего образования оценивается как 50—60% «дающих» от всех студентов и 30—40% «берущих» от общего числа преподавателей.

По словам студентов одного из московских вузов, зачет «стоит» 2000 руб., а экзамен — 100—300 евро. В других вузах страны «стандартные расценки» — 2500— 3500 руб. за экзамен.

В литературе приводятся и более обобщенные данные 7. Так, общая сумма взяток в сфере высшего образования в 2007 г. составила $520 млн, в 2008 г. — $618 млн, в 2009 г. — не менее $750 млн (см. рис. 5).

Из $618 млн в 2000 г. порядка $520 млн — «расходы» на поступление в вуз, $98 млн — плата за сессии (включая контрольные работы, курсовые и др.).

Правда, сумма 2009 г. включает взятки за ЕГЭ (коррупционные потоки начали переходить из высшей школы в среднюю, в комитеты олимпиад, а также в медицинские учреждения — за признание абитуриента «инвалидом»).

Так, «если раньше коррупция была сосредоточена на уровне приемных комиссий вузов, то теперь приходится вылавливать факты на уровне школ и медицинских учреждений. Ведь известно, что коррупция появляется и развивается там, где принимаются решения. То есть там, где сдается ЕГЭ или выдаются справки об инвалидности... Чернобыльцев и инвалидов сейчас появилось столько, что хоть караул кричи» 8.

Источник: ТИ Барометр Мировой Коррупции 2009 Рис. 4. Где мы платим

По самым последним данным, максимальная стоимость 100-балльного ЕГЭ в 2009 г. составила 10000 евро, а «инвалидность» — 80000 руб. ... Однако непосредственно за зачеты и экзамены коррупционный оборот составляет не менее $100 млн.

Коррупциогенность высшей школы в значительной степени объясняется низкой оплатой труда: ставка доцента в государственном вузе — 9 тыс. руб., профессора — 16 тыс. рублей. Это сопоставимо с заработной платой сотрудников милиции: порядка 9 тыс. руб. у среднего офицерского состава и 16 тыс. руб. — у старшего офицера. Правда, работники высшей школы имеют большие возможности легального совместительства, нежели сотрудники милиции.

Система мер профилактики коррупции в высшей школе

Система мер профилактики коррупции в высшей школе существенно отличается от профилактики в сферах государственного управления и правоохранительных органов. Это связано с особенностями субъектов и характером коррупционного взаимодействия (учащийся — преподаватель).

Изучение некоторого опыта противодействия коррупции применительно к высшей школе позволяет наметить некоторую систему мер.

• Мониторинг взяточничества в каждом вузе (на каждом факультете) путем анонимного опроса студентов два раза в год (после каждой экзаменационной сессии), а также абитуриентов после их зачисления.

• Для проведения мониторинга разработка соответствующего краткого опросника (анкеты).

• Организация «горячей линии» в вузе (на факультете) для приема электронных анонимных заявлений студентов о фактах взяточничества.

• Проведение не реже одного раза в год совместных заседаний руководства факультетами (и заведующих кафедрами) со студенческим активом (студсовет, старосты групп, курсов, студенческих кружков) по вопросу объединения антикоррупционных усилий.

2007 2008 2009

Рис. 5. Общая сумма взяток в сфере высшего образования (результаты экспертных оценок)

• Создание атмосферы нетерпимости к любым проявлениям коррупции в вузе. Проведение заседаний ученых советов факультетов и кафедр по проблеме коррупции в учебном заведении. Предупреждение учебно-вспомогательного процесса и профессорско-преподавательского состава о немедленном увольнении из вуза в случае выявленного факта взяточничества с передачей материалов в правоохранительные органы.

• Для большинства профессорско-преподавательского состава еще существуют понятия чести, «доброго имени», незапятнанной репутации. Этим необходимо воспользоваться, осуществляя индивидуальную работу на кафедрах и факультетах вуза.

• Необходимо использовать и общепрофилактическую антикоррупционную пропаганду через вузовские средства информации (журналы, газеты, радио и др.).

Конечно, ни какая-либо изолированная антикоррупционная мера, ни их совокупность не гарантируют «ликвидацию» коррупции в высшей школе (как и в любой другой сфере жизнедеятельности). Но применение продуманной системы мер поможет минимизировать это социальное зло.

Примечания

1. Подробнее см.: Kugel Y., Gruenberg G. International Payoffs. Lexington Books, 1977.

2. См.: Wewer G. Politische Korruption // Politic-Lexicon. München, Wein: Oldenbourg Verlag, 1994. S. 481.

3. Simmel G. Philosophie des Geldes. Berlin, 1958. S. 414, 434.

4. Left N. Economic Development trough Bureaucratic Corruption // The American Be

5. См.: Сатаров Г. А. Диагностика российской коррупции: Социологический анализ. М.: ИНДЕМ, 2002.

6. Сунгуров А. Ю. (ред.) Гражданские инициативы и предотвращение коррупции. СПб.: Норма, 2000. С. 72.

7. The New Times. 02. 06. 2008. С. 15—17; The New Times. 31. 08. 2009. С. 9—11; и др.

8. Крылов Д., Савина Е. ЕЕ в дверь, а она в окно // The New Times. 31. 08. 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.