Научная статья на тему 'Коррупция как угроза экономической безопасности России: генезис проблемы и способы борьбы с ней'

Коррупция как угроза экономической безопасности России: генезис проблемы и способы борьбы с ней Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1365
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / АНТИКОРРУПЦИОННЫЙ АКТ / ДОЛЖНОСТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ СЛУЖАЩИЙ / КОНВЕНЦИЯ / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ / ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО / CORRUPTION / OFFICIAL / INCOME / PRIVATE INTERESTS / LEGAL FRAMEWORK / LAW / RULE OF LAW / RULING OF LAW / TRANSNATIONAL PHENOMENON / SOCIAL PHENOMENON

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чапчиков Сергей Юрьевич

Масштаб и характер коррупции в России создают серьезную угрозу экономической безопасности государства. Явление и понятие коррупции носят комплексный, системный характер. В Российской Федерации в настоящее время сформированы и функционируют правовая и организационная основы противодействия коррупции. Необходимо вскрыть причины возникновения коррупционных явлений и принять комплексные меры по их локализации путем разработки эффективных механизмов реализации принятых нормативных правовых актов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Corruption as Russian economical security threat: the problem's genesis and the way to resist it

Corruption in the Russian Federation (considering its scale and nature) pose a significant threat to economic security of the state. Corruption (the phenomenon as well as the term) is complex and systemic. At present in the Russian Federation there are legal and institutional frameworks developed and adopted to counteract corruption. It's necessary to reveal reasons behind corruption and take comprehensive measures to confine its manifestations by developing effective mechanisms of implementation of existing legislation.

Текст научной работы на тему «Коррупция как угроза экономической безопасности России: генезис проблемы и способы борьбы с ней»

С.Ю. Чапчиков

КОРРУПЦИЯ КАК УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ: ГЕНЕЗИС ПРОБЛЕМЫ И СПОСОБЫ БОРЬБЫ С НЕЙ

В настоящее время в России борьба с коррупцией - чрезвычайно актуальная и острая проблема. Россия входит в группу наиболее коррумпированных стран мира. В 2003 году, по данным международной организации «Transparency International», основанным на оценках индекса восприятия коррупции (CPI), Россия занимала 86-е место из 133 стран, в 2005 г. она «сползла» на 126-е место из 158 стран, соответствующее уровню такой страны, как Сьерра-Леоне. 26 сентября 2007 года организация «Transparency Int.» опубликовала свой очередной рейтинг состояния коррупции в мире. Россия занимает в нем 143 место из 180 с рейтингом 2,3 балла.

По оценкам некоторых экспертов, ежегодные убытки от коррупции в России составляют 20-25 млрд долларов США. Общая сумма, выплачиваемая предпринимателями чиновникам, оценивается в 33,5 млрд долларов США [1].

Есть и более критические оценки. Согласно данным фонда «ИНДЕМ», только в деловой сфере России за период с 2001 по 2005 гг. объем коррупции вырос примерно с 33 до 316 млрд долларов США в год. При этом средний размер взятки, которую российские бизнесмены дают чиновникам, вырос с 10 до 136 тыс. долларов [2]. Более половины взрослого населения страны имеют личный опыт дачи взяток.

Как социально негативное явление в обществе коррупция известна с давних времен.

Согласно утверждению Никколо Макиавелли, коррупция - это использование публичных возможностей в личных интересах. В работе «Государь», давая исчерпывающие характеристики советникам государей, он, в частности, подчеркивал: «Есть один безошибочный способ узнать, чего стоит помощник. Если он больше заботится о себе, чем о государе, и во всяком деле ищет своей выгоды, он никогда не будет хорошим слугой государю, и тот никогда не сможет на него положиться»

[3].

Данное понятие вошло в различные словари и энциклопедии. В частности, в «Словаре русского языка» коррупция определяется как «подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей» [4, с. 108]. В «Политическом словаре» понятие «коррупция» - это «разложение экономической и политической систем в государстве, выражающееся в продажности должностных лиц и общественных деятелей» [5, с. 289]. Во французском большом пятитомном словаре «Лярусс» коррупция определяется как «правонарушение, в котором может быть обвинен любой человек (чиновник, наемный работник и т.д.), который требует определенного предложения, обещания денег или подарка за то, чтобы предпринять на своем рабочем месте какое-то действие или воздержаться от него» [6, р. 776].

В зарубежной литературе исследование коррупции ведется давно и широким фронтом. М. Вебер, например, ввел функциональный подход к исследованию коррупции. Он сделал вывод о функциональности и приемлемости коррупции при условии, что она усиливает позицию элит, гарантирующих форсирование происходящих в обществе изменений. Согласно воззрениям сторонников такого подхода, выполнив свои политические и экономические функции, коррупция исчезает [7, с. 55]. Другой сторонник функционального подхода - Г. Мюрдаль, наоборот, признает негативную сторону коррупции. По его мнению, она является препятствием для модернизации общества и его развития [8, р. 952].

Наличие в законодательной базе государства возможностей для нелегального обогащения чиновников путем вымогания взяток или незаконной приватизации, или специальных льгот для чиновников приводит к большой дифференциации доходов чиновников на легальные и нелегальные.

Во вступительном слове на совещании по проб-лемам противодействия коррупции 19 мая 2008 г. Президент РФ Д.А. Медведев отметил, что только в 2007 году, по официальной статистике, возбуждено десять с половиной тысяч уголовных дел в этой сфере. Но это только вершина айсберга. Этот вид преступлений носит скрытый характер, и, естественно, их трудно найти, трудно расследовать и трудно привлечь к ответственности коррупционеров [2].

Коррупция проявляется во всех сферах экономической деятельности.

К сферам деятельности, которые в наибольшей степени подвержены коррупции в России, относятся таможенные службы, медицинские организации, автоинспекции, судебные органы, налоговые органы, правоохранительные органы.

В политической сфере отрицательные последствия коррупции проявляются в подрыве престижа страны на международной арене, способствовании ее политической и экономической изоляции и пр.

Выступая 30 сентября 2008 г. на заседании Совета по противодействию коррупции, Президент России Д.А. Медведев констатировал: «Коррупция в нашей стране приобрела не просто масштабные формы, масштабный характер, она стала привычным, обыденным явлением, которое характеризует саму жизнь в нашем обществе. И, как вы понимаете, речь идет даже не только о банальных взятках, независимо от их размера, но, по сути, о тяжелой болезни, которая разъедает нашу экономику и разлагает все общество.

В этой связи кардинальное снижение уровня коррупции - это, конечно, стратегическая задача, которая стоит перед страной» [10].

Опасность коррупции и необходимость бороться с ней признаются в нашей стране давно. В новой России первым антикоррупционным актом был Указ Президента России от 4 апреля 1992 г. № 361 «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы». 8 апреля 1997 г. был принят Указ Президента России № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд». Указом Президента России от 24 ноября 2003 г. был образован Совет при Президенте России по борьбе с коррупцией. Но данные усилия не могли приостановить ухудшение ситуации в стране, связанной с коррупцией.

Размах коррупции в современном мире привлек внимание и международных организаций. 16 декабря 1996 г. ООН приняла Декларацию о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях - первый специальный акт международного уровня. 15 ноября 2000 г. была принята Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности. Специальный комитет получил мандат на разработку международно-правового акта против коррупции на основании резолюций ГА ООН 55/61 от 4 декабря 2000 г. и 55/260 от 31 января 2002 г.

9 декабря 2003 г. Российская Федерация подписала Конвенцию Организации Объединенных Наций против коррупции. Она была ратифицирована Россией 8 марта 2006 года (№ 40-ФЗ) с рядом оговорок.

Содержание проектов антикоррупционных законодательных актов, безусловно, подтверждает последовательную позицию России по формированию антикоррупционного законодательства с учетом ее международно-правовых обязательств. При этом уже четко осознано то обстоятельство, что национальное антикоррупционное законодательство следует понимать в более широком смысле как систему нормативных установок, включающую не только репрессивное уголовное законодательство, но и превентивные антикоррупционные нормы.

По итогам саммита лидеров «Группы восьми» в Санкт-Петербурге 16 июля 2006 г. был принят План действий по борьбе с коррупцией, в котором в целях развития международного обязательства Российской Федерации по борьбе с масштабной коррупцией в сфере государственного управления на высоком уровне еще раз были подтверждены ее обязательства.

В целом в Российской Федерации в настоящее время в основном сформированы и функционируют правовая и организационная основы противодействия коррупции. Серьезный антикоррупционный потенциал заложен в Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах и плане мероприятий по ее проведению, одобренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р, а также в законодательстве Российской Федерации, регулирующем вопросы государственной службы.

31 июля 2008 г. Президентом РФ был одобрен Национальный план противодействия коррупции. В плане три раздела: меры по законодательному обеспечению противодействия коррупции; меры по совершенствованию государственного управления в целях предупреждения коррупции; меры по повышению профессионального уровня юридических кадров и правовому просвещению.

25 декабря 2008 г. Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым подписан принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации пакет законов по противодействию коррупции, которые должны стать правовой основой для разработки мер, направленных на устранение причин коррупционных проявлений в обществе, а также по совершенствованию деятельности правоохранительных органов и их взаимодействию в борьбе с коррупцией.

Данными законами вводятся дополнительные обременения, ограничения и обязательства в отношении государственных и муниципальных служащих. Например, такое обременение, по начальству, как сообщать о фактах и случаях, ставших известными в процессе служебной деятельности, о различных правонарушениях в этой сфере.

Закон «О противодействии коррупции» ставит в качестве базовой задачи совершенствование структуры государственного управления, а также функций и полномочий органов государственной власти. И здесь мы исходим из того, что коррупция является следствием избыточного и нерегламентированного государственного регулирования.

Упрощается ведение судебных действий в отношении так называемых спецсубъектов, расширяется сфера контроля за достоверностью представления государственными и муниципальными служащими информации об имуществе, доходах и имущественных обязательствах, расширяется и унифицируется сфера имущественного контроля.

В этом пакете законов вносятся изменения и в Закон об оперативно-розыскной деятельности в части возможности применения оперативно-разыскных мероприятий для проверки достоверности сведений о декларируемом государственным или муниципальным служащим имуществе, доходах и имущественных правах, - здесь имеется в виду налогооблагаемое имущество, а также возможность использования оперативно-разыскных мероприятий для поиска имущества, подлежащего конфискации.

В законе впервые содержится норма в отношении права должностного лица после увольнения с государственной или муниципальной службы в течение двух лет занимать должности в коммерческих организациях, с которыми это должностное лицо прежде было связано при выполнении своих функциональных обязанностей.

Государственный или муниципальный служащий обязывается представлять декларацию о доходах, имуществе и имущественных обязательствах. Аналогичную информацию обязаны предоставлять и члены его семьи, которыми согласно закону считаются супруги и несовершеннолетние дети.

В Федеральный конституционный закон о Правительстве вводится норма, обязывающая Председателя Правительства, заместителя Председателя Правительства и федеральных министров декларировать свое имущество, доходы, имущественные обязательства, также эта обязанность распространяется на членов семей соответствующих должностных лиц.

Федеральный закон «О противодействии коррупции» (далее - закон), являясь основным в системе мер противодействия коррупции, определяет коррупцию как социально-юридическое явление, коррупционное правонарушение как отдельное проявление коррупции, влекущее за собой дисциплинарную, административную, уголовную или иную ответственность, и противодействие коррупции как скоординированную деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц по предупреждению коррупции, уголовному преследованию лиц, совершивших коррупционные преступления, и минимизации и (или) ликвидации их последствий.

В законе коррупция определяется путем перечисления противоправных действий, являющихся наиболее рельефным проявлением коррупции, и указания на сущностный признак коррупции -незаконное использование лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства, сопряженное с получением выгоды, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими лицами. Коррупцией также признается совершение указанных действий от имени или в интересах юридического лица.

Содержащееся в законе определение коррупции согласуется с определением коррупции в Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию (Страсбург, 1999 год).

В законе закреплены меры по профилактике коррупции, включающие в себя:

- специальные требования к лицам, претендующим на замещение должностей судей, государственных должностей Российской Федерации и должностей государственной службы, перечень которых определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации, предусматривающими, в том числе, и контроль над доходами, имуществом и обязательствами имущественного характера указанных лиц;

- развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства Российской Федерации;

- совершенствование механизма антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Российской Федерации;

- возложение на государственных и муниципальных служащих обязанности уведомлять о ставших им известными в связи с исполнением своих должностных обязанностей случаях коррупционных или иных правонарушений, а также привлечение к дисциплинарной и иной ответственности за невыполнение данной обязанности.

Большое внимание уделено определению основных направлений государственной политики в сфере противодействия коррупции. Эти направления включают в себя, в частности:

- совершенствование системы и структуры государственных органов, оптимизацию и конкретизацию их полномочий;

- разработку системы мер, направленных на совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы и стимулирование добросовестного исполнения обязанностей государственной и муниципальной службы на высоком профессиональной уровне;

- сокращение категорий лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам и ведения оперативно-разыскных мероприятий;

- введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области социальной деятельности единой системы запретов, ограничений, обязанностей и дозволений, направленных на предупреждение коррупции;

- обеспечение справедливой и равной для всех доступности правосудия и повышение оперативности рассмотрения дел в судах;

- развитие процедур досудебного и внесудебного разрешения споров, прежде всего, между гражданами и государственными органами.

В законе установлено, что в целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований по реализации государственной политики в области противодействия коррупции по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц.

Для исполнения решений указанных органов могут подготавливаться проекты указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации, проекты постановлений, распоряжений и поручений Правительства Российской Федерации, которые представляются на рассмотрение соответственно Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации в установленном порядке, а также издаваться акты (совместные акты) федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представители которых входят в состав соответствующего органа.

Таким образом, в законе заложены правовые основы для возможного формирования координирующего органа по противодействию коррупции. Но в то же время не определены ни его структура, ни порядок формирования, ни круг полномочий. Решение этих вопросов отнесено на усмотрение Президента Российской Федерации.

В законе также указано, что Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность по борьбе с коррупцией (выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений) органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

Меры противодействия коррупции, касающиеся дисциплинарной, административной и иной ответственности физических и юридических лиц, полномочий органов государственной власти Российской Федерации, участвующих в предупреждении коррупции и борьбе с ней, статуса судей, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований, членов избирательных комиссий, Председателя, заместителя Председателя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации и служащих Банка России, порядка прохождения гражданами соответствующих видов государственной службы, контроля за сделками и финансовыми операциями государственных и муниципальных служащих, лиц, замещающих должности государственной или муниципальной службы в прошлом, и членов их семей, подлежат урегулированию в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовном кодексе Российской Федерации, федеральных законах «О статусе судей в Российской Федерации», «О прокуратуре Российской Федерации», «О государственной гражданской службе Российской Федерации», «О воинской обязанности и военной службе», «О федеральной службе безопасности», «Об оперативно-розыскной деятельности», «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» и в других законодательных актах.

Система мер противодействия коррупции, предусмотренная пакетом законов, строится на использовании прежде всего мер упреждения, направленных, в частности, на создание на государственной и муниципальной службе атмосферы «невыгодности» коррупционного поведения.

Такие меры включают, в частности:

- установление обязанности каждого из государственных и муниципальных служащих, замещающих должности, перечень которых установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации, представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих и членов своей семьи и наделение соответствующих должностных лиц правом запрашивать у правоохранительных и контролирующих органов информацию, подтверждающую достоверность представленных сведений;

- установление правила, в соответствии с которым граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в их должностные обязанности, только с согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Данное положение также распространяется на служащих Банка России;

- закрепление механизма проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера определенных категорий государственных и муниципальных служащих, в том числе с использованием оперативно-разыскных возможностей;

- введение правила, согласно которому невыполнение государственным или муниципальным служащим обязанности представления указанных сведений может явиться основанием для его освобождения от занимаемой должности или привлечения к иным видам дисциплинарной ответственности.

В целях создания механизма ответственности юридических лиц, в том числе и иностранных, за коррупционные правонарушения устанавливается общая норма, согласно которой в случае, когда от имени или в интересах юридического лица передается взятка или осуществляется коммерческий подкуп, к юридическому лицу в порядке, предусмотренном административным и гражданским законодательством Российской Федерации, могут быть приняты такие меры ответственности, как, в частности, предупреждение и административный штраф.

В развитие этого общего требования в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предлагается внести соответствующие изменения.

Литература

1. Исследование фонда ИНДЕМ «Диагностика российской коррупции 2005» // http://www.indem.ru/rassian.asp

2. Медведев Д.А. Вступительное слово на совещании по проблемам противодействия коррупции 19 мая 2008 г. // http://www.kremlin.ru/appears/2008/05/19/1331_type63374type63378type82634_200940. shtml

3. Макиавелли Н. Государь. М., 1990.

4. Словарь русского языка: В 4-х т. М., 1986. Т. 2.

5. Политический словарь. М., 1958.

6. Grand Larousse: En 5 volumes. Paris, 1987. T. 2.

7. Делла Порта Д. Действующие лица в коррупции: политические бизнесмены в Италии // Международный журнал социальных наук. 1997. № 16.

8. Myrdal G. Asian drama: An inquiry into the roperty of nations. N.Y.: Pantheon, 1968. Vol. 2.

9. Еделев А.Л. Коррупция как системная угроза стабильности и экономической безопасности Российской Федерации // Налоги. 2008. Специальный выпуск. Январь.

10. Медведев Д.А. Вступительное слово на заседании Совета по противодействию коррупции 30 сентября 2008 г. // http://www.kremlin.ru/appears/2008/09/30/1625_type63374type63378type82634_ 207054 .shtml

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.