УДК 376.3 : 796
КОРРИГИРУЮЩЕЕ ВЛИЯНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ, ОРИЕНТИРОВАННОЙ НА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, СТРАДАЮЩИХ СКОЛИОЗОМ I И II СТЕПЕНИ
Доктор педагогических наук, профессор З.М.Кузнецова,
аспирант А.Н.Кудяшева Камский государственный институт физической культуры
г. Набережные Челны CORRECTED INFLUENCE OF COMPLEX PROGRAM ORIENTATED ON PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH I AND II LEVELS OF
SCOLIOSIS
Z.M. Kuznetsova, Full Professor, Dr. Pedagogical Sc. A.N. Kudiasheva, Post graduate student Kama State Institute Of Physical Culture, Naberezhnye Chelny
Ключевые слова: дети младшего школьного возраста, сколеотическая болезнь, лечебная физическая культура, массаж, плавание, физическое развитие, здоровье. Аннотоация: Особенности физических, анатомических и психологических свойств детей младшего школьного возраста, указывают на необходимость более внимательного подхода к выбору средств и методов физического воспитания. Особенности физического развития и формирования скелета должны обязательно приниматься во внимание при планировании учебно-тренировочного процесса, основу которого составляют физические упражнения.
Таким образом, для получения наиболее эффективного результата в лечении детей младшего школьного возраста, страдающих сколиозом I и II степени, необходимо комплексное воздействие, включающее различные средства лечения.
Key words: primary school children, scoliosis sickness, therapeutic physical training, massage, swimming, physical development, health.
Summary: Peculiarities of physical, anatomic, psychological primary school children features point to the importance of choosing physical education devices and methods more carefully. Features of physical development and skeleton forming should be taken under teaching process of physical education planning.
So to get the most effective results at I and II levels of scoliosis primary school children treating, complex influence should take place which includes different treatment devices.
В структуре заболеваемости детей младшего школьного возраста особое место принадлежит нарушениям опорно-двигательного аппарата, в том числе искривлениям позвоночника. Распространенность сколиотической болезни составляет в различных возрастных группах среди детей и подростков 35% (В.П. Андрианов, В.А. Колесниченко).
Сколиоз характеризуется не только искривлением позвоночника, но и торсией, т.е. скручиванием позвонков.
Особенностью сколиотической болезни является то, что она в большинстве случае имеет прогрессирующий характер.
По известной классификации Чаклина сколиоз имеет 4 степени. I и II степень сколиоза поддаются лечению, а Ш и IV степень поддаются лечению очень сложно и все внимание направлено на приостановление регрессирующей болезни.
Изучая причины возникновения сколиоза у детей в младшем школьном возрасте, ученые сходятся во мнении, что основной причиной является, низкий уровень физического развития, заболевания нервной системы, и, как следствие, слабость связочно-мышечного аппарата.
Особенности физических, анатомических и психологических свойств детей младшего школьного возраста, указывают на необходимость более внимательного подхода к выбору средств и методов физического воспитания. Особенности физического развития и формирования скелета должны обязательно приниматься во внимание при планировании учебно-тренировочного процесса, основу которого составляют физические упражнения. Не комфортные для организма двигательные действия, такие, как резкие толчки во время приземления в прыжках, неравномерная нагрузка на левую и правую ногу могут вызвать нежелательные изменения в костях таза и зонах роста костей, чрезмерные статические
нагрузки на нижние конечности при незавершенном окостенении приводят к плоскостопию у детей
По данным института гигиены детей и подростков за период обучения в школе улучшения состояния здоровья детей не происходит, напротив, некоторые заболевания принимают хроническую форму, а к 40-45 годам каждый второй житель России имеет 2-3 хронических заболевания (Бальсевич В.К.).
Для исправления сколиоза необходимо принятие мер, способствующих улучшению физического развития (питание, режим дня, создание и соблюдение гигиенических условий), а так же целенаправленное использование средств физического воспитания (Виноградов П. А, Абальмасова Е. А).
Предлагаемая нами методика включает в себя как традиционные средства лечения (лечебная физическая культура, плавание, массаж), так и нетрадиционные (гимнастика хатха-йога) адаптированная для детей данного возраста.
Лечебная физическая культура, включающая физические упражнения из разных исходных положений, позволяет воздействовать на необходимые группы мыщц и укрепляет связочно-мышечный аппарат.
Плавание является неотъемлимой частью в структуре комплексного лечения сколиоза. Благодаря свойствам воды происходит вытяжение и разгрузка позвоночника. Так же в нашей методике мы использовали упражнения для освоения с водой как на воде, так и на суше.
Массаж в комплексном лечении сколиоза обычно применяют после урока лечебной гимнастики. Обладая лечебным эффектом он улучшает кровоснабжение мышц, делает их эластичными, что способствует их росту. Здесь основной задачей массажиста является умело определить зоны гипертонуса и гипотонуса. Соответственно, повышая тонус мышц в зоне гипотонуса и понижая его в зоне гипертонуса, т.к. при сколиозе наблюдается неравномерный мышечный тонус.
Доказано, что слабая двигательная активность детей, особенно в период активного роста, когда ускоренное развитие скелета и мышечной массы не подкрепляется соответствующей тренировкой систем кровообращения и дыхания, является одной из причин ухудшения здоровья. Открытость организма ребенка внешним влияниям, высокая восприимчивость к движениям позволяют формировать у него приспособительные механизмы к реальным условиям жизнедеятельности с момента рождения, используя при этом целенаправленный комплекс оздоровительной физической культуры
Богатейшие возможности развития, укрепления и поддержания физических и психических свойств человеческого организма имеет гимнастика хатха-йога (Э.Б. Рагимова, В.В. Антонов, Черилл Изаксон,). При некоторой ее корректировке к современным условиям физического воспитания она может быть использована в комплексной программе для детей младшего школьного возраста, страдающих сколиозом I и II степени.
Оздоровительная гимнастика хатха-йога направлена на развитие физических, психических и интеллектуальных качеств человека, способствует закаливанию организма, усиливает защитные свойства иммунной системы организма к простудным и инфекционным заболеваниям, помогает развитию и совершенствованию дыхательной системы детей, улучшению психофизическое состояние; развивает и укрепляет здоровье, предупреждает нарушения опорно-двигательного аппарата, плоскостопия, формирует правильную осанку (Свами Вишну, В.А. Зубков, О.Н. Московченко, В.С. Бойко, Т.П. Игнатьева).
При выполнении комплексов оздоровительной гимнастики происходит сильное, но адекватное возрасту и психофизическому состоянию ребенка воздействие механической и психической энергии на организм как на целостное образование. При регулярной практике организм подвергается воздействию по одной и той же функциональной модели, что обеспечивает быструю адаптацию его систем.
Таким образом, для получения наиболее эффективного результата в лечении детей младшего школьного возраста, страдающих сколиозом I и II степени, необходимо комплексное воздействие, включающее различные средства лечения.