Биосоциальные детерминанты смысловой организации образа мира у подростков / А. Н. Алехин [и др.] // Психология, социология и педагогика. 2014. № 11. URL: http://psychology.snauka. ru/2014/11/3922 (дата обращения: 14.11.2015) ; Березина Т. Н. Внутреннее пространство сновидения // Психология и психотехника. 2015. № 2. С. 141-149 ; Глушкова О. В., Медведев Д. А. Субъективный фактор в профессиональной подготовке юристов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2006. №4. С. 332-335 ; Гребенникова Е. А., Медведев Д. А.
Онтогенез внутреннего мира подростков-сирот, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters): электронный научный журнал. Октябрь, 2011. ART 1663. СПб., 2011. URL: http://www. emissia.org/offline/2011/1663.htm (дата обращения: 16.11.2015); Губин В. А., Медведев Д. А. Современная психопедагогика: взгляд на проблему личностно-ориентированного обучения через призму человеческой субъективности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2006. № 1(25). С. 52-60.
УДК 159.98
КОРРЕКЦИЯ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЧЕЛОВЕКА, ПРЕСТУПИВШЕГО ЗАКОН, МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ
О. Г. Годованец, Н. А. Цветкова
В статье поднимается проблема гуманизации исправительного процесса в уголовно-исполнительной системе России; отмечаются позитивные тенденции в ее решении: внедрение специализированных технологий индивидуально-групповой работы с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными (спецконтингентом); показаны возможности применения методов арт-терапии в целях коррекции жизненного пути человека, преступившего закон; обоснован метод арт-автобиографии, предложена программа работы над автобиографией с использованием методов арт-терапии.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, осужденные, жизненный путь, психологическая коррекция жизненного пути, арт-терапия, биографический подход, арт-автобиография.
Актуальность поднимаемого вопроса аргументируется необходимостью гуманизации исправительного процесса в отечественной уголовно-исполнительной системе и приведения его в соответствие с международными стандартами. Необходимы дальнейшая разработка и внедрение инновационных технологий в социально-психологическую работу с осужденными, отбывающими наказание в исправительных учреждениях. Концепция развития уголовно-исполнительной системы (далее — УИС) до 2020 г. предусматривает совершенствование и развитие основных направлений, форм и методов деятельности, укрепление взаимосвязей УИС с государственными органами и институтами гражданского общества
Заметной тенденцией в гуманизации деятельности сотрудников УИС с осужденными является разработка и внедрение специализированных технологий, учитывающих половую принадлежность осужденных, тип совершенных преступлений, индивидуально-психологические и социальные ресурсы личности, а также использование группы в целях пересоциализации человека, преступившего закон, методами активного социально-психологического обучения (в процессе дискуссий, ролевых игр, тренинга) 2.
В Уголовно-исполнительном кодексе РФ (далее — УИК РФ) п. 61 ст. 12 гласит: «Осужденные имеют право на психологическую помощь, оказываемую сотрудниками психологической службы исправительного учрежде-
ния и иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи. Участие осужденных в мероприятиях, связанных с оказанием психологической помощи, осуществляется только с их согласия». Из этого следует, что УИС предоставляет им возможность психологического сопровождения, но не навязывает такую помощь.
В последнее время в работе с осужденными пенитенциарные психологи все чаще используют технологии и методы арт-терапии — невербальной формы искусства, ранее применяемой в индивидуальной и групповой психотерапии тяжелобольных людей, для которых вербальное выражение мыслей и чувств было затруднено 3. Объясняется это тем, что арт-терапия зарекомендовала себя в УИС как перспективное направление психо-коррекционной деятельности. Она оказалась эффективной при адаптации подозреваемых, обвиняемых и осужденных (далее — спецконтингент, если не указано специально) к условиям изоляции; в психокоррекционной работе с осужденными, состоящими на профилактическом учете исправительного учреждения; в решении различных личностных проблем отбывающих наказание в местах лишения свободы; при подготовке осужденных к освобождению; в целях коррекции эмоциональных состояний осужденных, раскаивающихся в совершенных преступлениях.
Анализ социально-психологических технологий работы с осужденными показывает, что методы арт-терапии присутствуют в большинстве программ психокоррекции: на ее основе решается проблема интеграции индивидуального подхода и групповых форм работы 4.
В дословном переводе с английского языка арт-терапия (агМЬегару) означает «лечение, основанное на занятиях художественным творчеством». Изначально арт-терапия базировалась на идее З. Фрейда о том, что внутреннее «Я» может быть выражено в визуальной форме при помощи рисования, лепки и живописи. Для ее развития существенную роль сыграли две теории: теория бессознательного З. Фрейда и учение К. Г. Юнга о персональных и универсальных символах. Из них следует, что арт-терапия может служить:
а) способом освобождения от конфликтов и сильных переживаний;
б) драйвером терапевтического процесса;
в) вспомогательным средством для интерпретаций и диагностической работы 5;
г) дисциплинирующей и контролирующей «силой»;
д) способом развития внимания к чувствам, усиления ощущения собственной ценности.
По мере развития идея З. Фрейда стала приобретать более широкую концептуальную базу, включая гуманистические модели формирования и развития личности К. Роджерса и А. Маслоу 6.
В настоящее время в арт-терапии различают несколько подходов:
а) интегративный творческий (например, в рамках креативной терапии) — основное значение придается самостоятельной творческой активности человека; выразительные средства искусства служат для обнаружения скрытого потенциала личности;
б) проективная арт-терапия, позволяющая выразить чувства, отношения, состояния и причины их возникновения, чтобы человек лучше себя узнал, понял свои чувства и мог справиться с ними;
в) деятельная арт-терапия, рассматривающая занятие искусством как возможность отвлечься от патологических мыслей и состояний, поддерживает здоровые силы личности, способствует развитию новых интересов, стимулирует их и укрепляет;
г) сублимационный подход, нацеленный на проявление и реагирование различных инстинктивных асоциальных импульсов (например, сексуальных, агрессивных) и различных эмоциональных состояний (депрессия, тоска, страх, тревога), что снижает риск активизации этих состояний в форме враждебности, сексуальных извращений, самоубийств и др.
В арт-терапевтическом процессе используют природные материалы (мел, песок, глину, камни, листья, овощи, фрукты и т. п.) и искусственные (картон, гуашь, краска, бумага, пластилин, веревка, пластик, целлофан и т. п.). Применяют новые формы творческой деятельности: инсталляцию, перфоманс, видеоарт, компьютерное творчество, т. е. те виды деятельности, где главную роль играет визуальный канал восприятия информации.
Центральное понятие для арт-терапевтов — сублимация, поскольку искусство способно одновременно «направить в другое русло» и выразить чувства ненависти, боли, тревоги, страха, обиды и т. п.
Механизм психокоррекционного воздействия арт-терапии состоит в том, что искусство позволяет человеку в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации с помощью своих творческих способностей. Приемы арт-терапии связаны с представлением о том, что любой человек (как подготовленный, так и неподготовленный) способен преобразовывать свои внутренние конфликты в визуальные формы.
Вызывая определенные образы с помощью свободных ассоциаций, закрепляя их в символической форме, человек имеет возможность успешно решать свои проблемы. С помощью символа можно найти путь к проблеме, вызывая движение энергии, сопряженной с проблемой. Поскольку эта энергия уже не может находиться в состоянии покоя, то ее обнаружение рождает движе-
ние, способное вывести энергию на уровень сознания. Задача арт-терапевта — не интерпретировать образ, а помочь человеку раскрыть глубинное содержание образа, высвободить энергетическую составляющую посредством конструктивного диалога.
Методы арт-терапии используют в трех основных формах:
1) индивидуальная работа с человеком (в процессе психологического консультирования или психотерапии);
2) работа с диадами (в целях коррекции межличностных отношений);
3) работа с группами (в том числе с семьями).
Если в процессе индивидуальной работы для достижения психокоррекционной цели важны взаимоотношения арт-терапевта и человека 7, то для работы с группой более значимы определенные нормы:
1) принцип откровенности и искренности;
2) отказ от использования «ярлыков»;
3) контроль поведения: «обо всем можно говорить, но не все можно делать»;
4) принцип ответственности;
5) правило «стоп»;
6) соблюдение конфиденциальности;
7) правило «толерантность».
Реализация этих принципов-норм необходима для защиты участников от негативного опыта межличностного общения в группе, возможных травматических переживаний. Арт-терапевт стремится, чтобы эти принципы последовательно осуществлялись в группе, превращаясь в нормы поведения 8.
В качестве объектов коррекционного воздействия методов арт-терапии могут выступать личность, семья или группа. В нашем случае — жизненный путь человека, преступившего закон.
Анализируя опыт применения методов арт-терапии в рамках собственной проектной деятельности, нацеленной на коррекцию девиантного поведения подростков, профилактику правонарушений несовершеннолетних и социального сиротства 9, а также идеи в трудах Н. Е. Колесниковой 10 и направления в работе с осужденными к наказаниям без изоляции от общества 11, мы пришли к выводу о возможном использовании методов терапии через искусство в целях коррекции жизненного пути человека, преступившего закон.
Жизненный путь — история индивидуального развития личности, состоящая из событий, последовательно сменяющих друг друга фаз: рождение, детство, юность, зрелость, старость и смерть. Способность субъективной регуляции этого процесса формируется постепенно, по мере созревания мозга и его функций, становления в процессе социализации интеллекта, самосознания, характера индивида. В той степени, в какой человек сам организует и направляет события своего жизненного пути, обустраивает собственную среду развития, относится к событиям, не зависящим от его воли (например, общественные процессы современности), он является субъектом жизнедеятельности. Исследуя и понимая закономерности своей жизнедеятельности и своего жизненного пути, человек может яснее представить оптимальный ва-
риант собственного развития, четче определить жизненный путь. Понимание роли личности в планировании и осуществлении жизненного плана способствует более ответственному отношению к нему, стремлению ставить серьезные жизненные цели и достигать их.
Задача пенитенциарного психолога сводится к тому, чтобы помочь отбывающему наказание придать целостность процессу своей жизни в прошлом и помочь выстроить образ будущего — как продолжение жизненного пути человека с погашенной судимостью. В основу процесса выстраивания этой целостности можно положить биографический подход.
Такой подход опирается на два основных метода: написание личной биографии и рассказ историй. Первый позволяет осужденному адекватно оценить свое положение в данной ситуации, увидеть альтернативы изменения и разрешить текущие проблемы. Восстановление хронологической последовательности жизненных событий дает человеку возможность осознать, как его прошлое определяет его настоящее и обусловливает будущее, признать ценность прошлого, научиться использовать полученный опыт и стратегии, которые ранее помогали справляться с трудностями законопослушным образом, изменить стиль жизни. Факты биографии дают психологу основания для планирования психокоррекционного вмешательства (если осужденный изъявит желание получить психотерапевтическую помощь).
Метод рассказа историй служит средством «наведения мостов» между психологом и осужденным, помогает создать атмосферу доверия во взаимоотношениях между осужденными — членами психокоррекционной группы. Рассказываемые истории из собственной жизни подтверждают личностную и социальную идентичность осужденного, корректируют его самооценку, помогают ему научиться управлять текущей ситуацией.
Проблема заключается в том, что многим осужденным сложно написать автобиографию (плохо выражают свои мысли в письменной форме, имеют низкий уровень грамотности и т. п.). В таких случаях психологу ничего другого не остается, как предложить им работу над арт-автобиографией. Это описание жизненного пути человека (в данном случае осужденного и отбывающего наказание), основанное на фактических событиях, которые проанализированы и представлены в хронологической последовательности с помощью методов и средств арт-терапии, т. е. в символической форме.
Работа над арт-автобиографией — процесс длительный, предполагающий сочетание индивидуального подхода с групповым. В наличии и в распоряжении психолога и осужденных должен быть набор различных материалов для творческого процесса: художественные (краски, карандаши, восковые мелки, пастельные мелки); природные (кора, листья и семена растений, цветы, перышки, ветки, мох, камешки и т. п.); пластичные (глина, пластилин, специальное тесто и т. п.); бумага для рисования разных форматов и оттенков, картон; журналы, газеты, обои, бумажные салфетки, цветная бумага, фольга, пленка, коробки от конфет, пластиковые бутыл-
ки, открытки, тесьма, веревочки, текстиль; кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств, ножницы, нитки, кусочки шерсти, пуговицы, разные типы клеев, скотч и др.
Программа работы над автобиографией с использованием методов арт-терапии включает несколько этапов:
1. Подготовительный (от 1 до 12 консультаций). Индивидуальная работа с осужденными (знакомство, оценка индивидуальных особеностей и диагностика социально-психологических свойств личности, беседы о жизненных событиях и др.; предложение заняться в период отбывания наказания составлением автобиографии средствами и методами арт-терапии; помощь в восстановлении жизненного пути осужденного на основе тех событий, которые для него значимы и находят документальное подтверждение).
2. Организационный. На этом этапе необходимо осуществить набор в группу из числа осужденных, прошедших первый этап. Группа не должна быть многочисленной, оптимальное количество участников от 7 до 12 человек. Проводится первая групповая встреча, на которой участники начинают целенаправленное взаимодействие друг с другом, формируют правила работы группы, чтобы оно было плодотворным и гуманным.
3. Цикл встреч. Структура групповой встречи:
а) «разогрев» — 10% общего времени. Стадия включения в работу; выбор общего жизненного этапа (начиная с детства) для проработки в группе и каждым участником отдельно: событие из биографии, которое произошло на данном этапе жизненного пути;
б) творческая деятельность:
— индивидуальная творческая деятельность в группе (представление жизненного события методами арт-терапии) — 30% общего времени;
— общегрупповая работа — рассказы осужденных о своих событиях и продуктах деятельности, обсуждение или дискуссия — 50% общего времени;
в) завершающий этап — 10% общего времени: уборка помещения, завершающие упражнения, ритуал прощания.
4. Завершающий этап: обсуждение полученных результатов и перспективы их применения. Закрытие группы.
Изменения, происходящие на разных этапах индивидуально-групповой работы осужденных над своими арт-автобиографиями, психолог может анализировать на трех основных уровнях их проявления:
1) внутриличностный (изменения в эмоционально-психологическом состоянии, самооценке, стиле саморегуляции поведения и деятельности осужденных, и др.);
2) межличностный (изменения в общении и взаимодействии осужденного с членами группы и самим арт-терапевтом);
3) социальный (изменения в отношениях к собственной жизни среди людей, нравственным ценностям, семье, закону, труду и др.).
Представленная здесь технология более уместна в рамках реализации программы общей психологической
подготовки осужденных к жизни на свободе, имеющей длительный срок реализации. Однако арт-автобиография послужит опорой и при реализации программы специальной подготовки, которую осужденные проходят в последние шесть месяцев перед выходом на свободу (в качестве основы построении жизненного плана). Применение данного варианта работы с осужденными в УИС будет способствовать не только гуманной психологической коррекции жизненного пути человека, преступившего закон, но и обеспечению целостности технологии социально-психологического сопровождения процесса исправления преступников в пенитенциарных учреждениях.
Арт-терапия в исправительном учреждении— это:
а) один из методов психологической работы;
б) рассказ человека, изолированного от общества, о себе;
в) путь к установлению отношений с собой, другими, миром и законом;
г) процесс осознания себя-в-мире;
д) способ социальной адаптации в местах лишения свободы;
е) творческий поиск новых (социально приемлемых) способов самоутверждения (переживание момента творения дает силы для преодоления препятствий, решения внутренних и внешних конфликтов);
ж) технология подготовки освобождающихся из исправительных учреждений к жизни в условиях свободы.
Работа над автобиографией средствами арт-терапии имеет ряд очевидных преимуществ перед другими формами психологической работы с осужденными, содержащимися в местах лишения свободы:
а) она подходит для 40% осужденных, отличающихся недостаточно развитой речью и отставанием в интеллектуальном развитии. Средства арт-терапии помогут им проявить чувства и отношения, которые удалось испытать на жизненном пути, но не получалось их выразить;
б) составление автобиографии средствами арт-терапии в большинстве случаев вызывает позитивные эмоции, способствует преодолению агрессивности, апатии, фрустрации, последствий психологической травмы, формируют позитивный настрой;
в) создаваемые спецконтингентом художественные образы могут быть предметом коррекции, разрушаться или сохраняться без причинения ущерба самим авторам и другим людям;
г) в процессе арт-терапии у осужденного появляется доступ к подавленным чувствам, которые он может осознать и выразить, при этом активизируется процесс самопознания и появляется интерес к себе, что в условиях изоляции от общества важно.
Вовлекая спецконтингент в процесс составления арт-автобиографии, психолог должен понимать, что и у терапии искусством существуют противопоказания к применению. К ним относятся:
1) отказ осужденного заниматься этой деятельностью;
2) болезненное состояние после травм, операций; соматические заболевания, сопровождающиеся болью;
3) сильно выраженное психомоторное или маниакальное возбуждение (но при их слабой степени и агрессивных тенденциях арт-терапия показана);
4) грубые расстройства личности.
Для проведения такой работы со спецконтингентом требуется личная готовность сотрудника, которая включает следующие аспекты:
а) теоретический и практический компоненты подготовки в области арт-терапии и биографического подхода в психологии;
б) высокую степень проработанности собственных проблем.
1 Концепция развития УИС РФ до 2020 года : распоряжение Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р. URL: http://base.garant.ru/1357449 (дата обращения: 04.05.2016).
2 Дебольский М. Г., Кокурин А. В. Современное состояние и основные направления совершенствования психокор-рекционной работы с осужденными // Психокоррекцион-ные технологии в работе пенитенциарных психологов : сб. мат-лов психологов уголовно-исполнительной системы. М., 2005. 14 с. ; Борисова С. Е. Психологическая техника «Самопознание» и ее применение в тренинговой и консультативной работе // Психопедагогика в правоохранительных органах.
2014. № 4(59). С. 69-72 ; Бабурин С. В. Использование методов арт-терапии в работе пенитенциарного психолога // Там же.
2015. № 3(62). С. 58-60.
3 Красикова Ю. Ю., Лаврентьева И. В., Савельева Т. И. Методы арт-терапии в психокоррекционной работе с осужденными. Рязань, 2012. С. 25-29 ; Пестриков Д. В., Сеник И. В., Зимаков В. В. АРТ-терапия как индивидуальная форма пси-хокоррекционной работы с осужденными, отбывающими наказание в виде лишения свободы // Прикладная юридическая психология. 2014. № 2. С. 72-79.
4 Колесникова Н. Е. Социально-психологическая ресоциа-лизация осужденных-мужчин в исправительном учреждении : дис. ... канд. психол. наук. М., 2011. С. 112-154.
5 Кузьмина Е. Р. Нарисуй мне о себе: практическая психология для взрослых и детей. М., 2001. С. 8-9.
6 Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика. СПб., 2003. 135 с. ; Практическая арт-терапия. Лечение, реабилитация, тренинг / под ред. А. И. Копытина. М., 2008. С. 15-17.
7 Киселева М. В., Кулганов В. А. Арт-терапия в психологическом консультировании. СПб., 2012. С. 4.
8 Красикова Ю. Ю., Лаврентьева И. В., Савельева Т. И. Указ. соч. С. 45-46 ; Лебедева Л. Д. Указ. соч. С. 86-87.
9 Социально-психологическая технология «Толерантное общение и взаимодействие»: пособие для психологов, специалистов социальной работы и воспитателей школ-интернатов / Н. А. Цветкова [и др.]; под ред. Н. А. Цветковой. Псков, 2007. С. 58 ; Цветкова Н. А. Коррекция и развитие материнской сферы: технология социально-психологической работы с воспитанницами школ-интернатов : науч.-метод. учеб. пособие. Псков, 2010. С. 105-107 ; Права детей и профилактика насилия в замещающих семьях : учеб. пособие для психологов и социальных педагогов / под ред. Н. А. Цветковой. Псков, 2011. С. 24-35.
10 Колесникова Н. Е. Указ. соч. С. 155-217.
11 Колесникова Н. Е., Цветкова Н. А. Технологии социально-психологической работы с осужденными к наказаниям без изоляции от общества. М., 2011. С. 119.