УДК 159.9:343.81
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ МЕХАНИЗМОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЦ, ГОТОВЯЩИХСЯ К ОСВОБОЖДЕНИЮ: НАРРАТИВНО-БИОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД
О. Г. Годованец, Е. А. Дурова, Н. А. Цветкова
Реферат: в статье затрагивается проблема эффективности подготовки осужденных, находящихся в исправительных учреждениях, к жизни после освобождения. Период отбывания наказания за полгода до освобождения рассматривается как сенситивный для позитивного влияния на поведение лиц, готовящихся к выходу на свободу. Анализируется отечественный опыт применения технологий ресоциализации в исправительных учреждениях.
Утверждается, что социально-педагогический подход в подготовке осужденных к жизни на свободе эффективен, если он реализуется в дополнение к социально-психологической коррекции таких механизмов саморегуляции поведения осужденных, как самооценка, антиципация, деструктивные социальные установки, стиль саморегуляции. Дается обзор хорошо зарекомендовавших себя специальных психокоррекци-онных программ. Обращается внимание на фактор возраста осужденных. С целью оптимизации подготовки осужденных зрелого и пожилого возраста к жизни на свободе предлагается программа социально-психологической коррекции механизмов саморегуляции их поведения: авторы соединяют возрастной подход, теорию и методы биографического и нарративного подходов и делают ак-
© Годованец О. Г, Дурова Е. А., Цветкова Н. А., 2016
цент на принципе творения целостности сюжета судьбы человека с погашенной судимостью, исходя из научных представлений о том, что люди в возрасте хотят иметь или видеть свою жизнь такой, чтобы о ней было интересно рассказывать. Формулируется задача пенитенциарного психолога, заключающаяся в том, чтобы помочь отбывающему наказание преступнику придать целостность процессу своей жизни в прошлом и помочь выстроить позитивный образ будущего - продолжение сюжета судьбы человека с погашенной судимостью. Отмечается, что в процессе выстраивания этой целостности вымысел стоит иллюстрировать фактами и документами и ориентировать осужденных на позитивное завершение их рассказов, и биографии в целом - так формируется безопасная территория идентичности. Отмечается, что эффективность предложенной программы социально-психологической коррекции механизмов саморегуляции поведения осужденных на основе нарративно-биографического подхода может быть повышена путем включения в нее методов арт-терапии, а достигнутые на ее основе результаты следует закреплять в социальных службах, приближенных к месту жительства человека, отбывшего наказание.
Ключевые слова: осужденные, подготовка к освобождению, механизмы саморегуляции поведения, социально-
психологическая коррекция механизмов саморегуляции поведения осужденных, нарративный подход, биографический подход, коррекционно-превентивная программа на основе нарративно-биографического подхода.
Актуальность рассматриваемого в статье вопроса совершенствования коррекционно-профилактической работы с осужденными в исправительных учреждениях аргументируется тем, что проблема исправления преступников хоть и стоит перед обществом давно, но до сих пор так и не решена. В настоящее время основы организации социально-психологической работы с осужденными в исправительном учреждении согласуются с обязательными требованиями международного сообщества, в частности, о проведении социальной работы с осужденными в пенитенциарных учреждениях, способствующей незамедлительному воспитательному процессу, и ст. 80 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными: «С самого начала отбывания срока заключения следует думать о будущем, которое ждет заключенного после его освобождения» [1, с. 52].
В ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) [2] «Исправление осужденных и его основные средства» записано:«Исправление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование право-послушного поведения. Основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказа-
ния (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие». Ясно, что это законодательно закрепленный социально-педагогический подход к исправлению преступного поведения.
Пункт 6.1 ст. 12 УИК РФ гласит: «Осужденные имеют право на психологическую помощь, оказываемую сотрудниками психологической службы исправительного учреждения и иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи. Участие осужденных в мероприятиях, связанных с оказанием психологической помощи, осуществляется только с их согласия» [2, с. 52].
Если учитывать высокий процент рецидивной преступности, то следует признать, что технологии перевоспитания преступников, подготовки освобождающихся из мест лишения свободы (далее - МЛС) к жизни после освобождения недостаточно эффективны и нуждаются в совершенствовании. Этому есть много причин, среди которых выделим наиболее негативные:
- возвращение освободившихся из МЛС в криминогенную среду (около 70 % освобожденных вновь попадают в окружение, которое ранее подталкивало их к нарушению закона);
- личностные деформации освободившихся из МЛС (у 70 % неоднократно судимых выявлены психические аномалии; труднообратимые изменения в психике складываются примерно через 5-7 лет заключения, 35 % таких освобождающихся нуждаются в специальной психиатрической или психологической помощи в восстановлении механизмов адаптации);
- освободившиеся из МЛС частично или полностью утратили жизненно важные социальные связи и роли (им трудно воспользоваться социальным лифтом в силу нарушенных механизмов адаптации);
- число сотрудников пенитенциарной системы, разуверившихся в позитивной адаптации освобожденных из МЛС, возрастает по мере увеличения стажа их работы (опытные сотрудники, призванные перевоспитывать преступников, делают это без веры в успех своего дела, а новички - с верой, но без опыта).
Большую часть срока большинство осужденных живут в местах лишения свободы не задумываясь о будущем. Однако за несколько месяцев до освобождения они начинают переживать так называемый период ожидания, для которого характерно состояние напряженности, тревоги и т. п. Их радует предстоящее освобождение, но пугает то, что их ждет на свободе. Перед ними встают вопросы: Куда поехать? Как встретят дома? Где жить и работать? Им кажется, что время идет чрезвычайно медленно. У некоторых из них этот период сопровождается снижением активности и появлением мотива необходимости «отдохнуть» перед освобождением.
Однако именно этот период отбывания наказания можно считать сенситивным для позитивного влияния на поведение лиц, готовящихся к выходу на свободу. По оценкам психологов исправительных учреждений, начинать работу с осужденными по подготовке их к освобождению следует примерно за 6 месяцев до окончания отбывания наказания (этот срок закреплен в УИК РФ). Практи-
ка показывает, что адаптация к условиям свободы может быть успешной, если освобождающийся будет знать, что его ожидает за воротами исправительного учреждения.
Психологическая подготовка осужденных к жизни в новых условиях осуществляется по двум программам: а) общей психологической подготовки (заблаговременная подготовка); б) специальной (непосредственная подготовка к освобождению).
Психологи, проводящие эту работу, исходят из тех соображений, что в этот период важно: а) обусловить смещение локуса сознания осужденных с актуальных переживаний на построение образа будущего; б) сконцентрировать усилия на создании у освобождающихся из мест лишения свободы положительной установки по отношению к своей жизни в целом, ее этапам и отдельным эпизодам (событиям); в) сформировать у осужденного установку на поиск смысла своего существования и принятие ответственности за него; г) создать условия для корректировки сложившейся иерархии ценностей, поскольку она, сформированная у осужденных в условиях исправительного учреждения и основанная прежде всего на парадигме выживания в этих условиях, неадекватна жизни на свободе).
Проблема заключается в том, на чем именно делать акцент в подготовке осужденных к освобождению, то есть что именно формировать (социально-педагогический подход) и корректиро-вать(социально-психологический подход) в качестве базовой основы, чтобы получить позитивный результат (перевоспитать преступника и обеспечить его реинтеграцию в общество).
Во все времена и во всех странах пытались решать эту проблему, используя различные технологии наказания, исправления и социальной поддержки (социальный лифт). К настоящему времени в отечественной и зарубежной науке и практике накопился опыт, позволяющий совершенствовать социально-психологическую работу в исправительных учреждениях путем моделирования более эффективных программ обеспечения постпенитенциарной ресоциализации лиц, отбывших наказание.
Отечественный опыт работы с осужденными имеет богатую историю и яркие имена. Идеи С. Т. Шацкого, В. Н. Со-роки-Росинского, А. С. Макаренко и других актуальны и в настоящее время, так как позволяют разрабатывать новые технологии ресоциализации, основанные на коллективном мастерстве персонала исправительного учреждения. Заметной тенденцией в технологиза-ции деятельности с осужденными является разработка и внедрение специализированных технологий, позволяющих учитывать половую принадлежность осужденного, тип совершенного им преступления, индивидуально-психологические и социальные ресурсы личности, а также использовать группу в целях пересоциализации индивида методами активного социально-психологического обучения - в процессе дискуссии, ролевой игры, тренинга [5; 6; 9].
Современные пенитенциарии практически единодушны в том, что для того чтобы облегчить осужденному переход к жизни на свободе, его необходимо постепенно физически, организационно, экономически и психологически готовить к самому факту освобождения
и к решению конкретных вопросов, с которыми ему придется столкнуться [5]. По своей сути это социально-педагогический подход, предполагающий целенаправленное обучение тому, как воспользоваться социальным лифтом, чтобы реинтегрироваться и социально реабилитироваться.
Для освобожденного из МЛС достичь цели социальной интеграции и реабилитации - означает: а) включиться в общественно полезный труд, пройдя профессиональную подготовку (переподготовку); б) установить здоровые семейные отношения, в том числе и с родителями; в) восстановить полезные социальные связи и завязать новые; г) жить и действовать с уважением к закону и нравственным ценностям.
Для обеспечения этого результата в период подготовки осужденных к освобождению применяются специальные программы психокоррекцион-ного воздействия, например, социально-психологический тренинг по подготовке осужденных к жизни на свободе М. Г Дебольского [6], оригинальная программа социально-педагогического тренинга в системе средств нравственного воспитания заключенных А. С. Новоселовой; разработаны и применяются формирующая беседа, различные модели арт-терапии, модель работы с психологическими защитами и психотравмами несвободной личности и ряд других технологий и методов.
Однако работа Н. Е. Колесниковой [3] показала, что социально-педагогический подход уместен, если он реализуется в дополнение к социально-психологической коррекции механизмов саморегуляции поведения осужденных, отбывающих наказания в исправитель-
ных учреждениях общего режима, - самооценки, антиципации, деструктивных социальных установок, стиля саморегуляции, которая более успешна, если психолог работает с молодыми преступниками, причем в условиях группового общения и взаимодействия.
Опираясь на данные ее исследования, можно предположить, что эффективность социально-психологической коррекции механизмов саморегуляции поведения мужчин старшей возрастной группы, готовящихся к освобождению, может быть повышена, если сочетать групповую работу с индивидуальной и использовать для подготовки к жизни на свободе нарративно-биографический подход, то есть соединить возможности возраста осужденного, теорию и методы работы биографического и нарративного подходов и сделать акцент на принципе «творения целостности сюжета судьбы человека с погашенной судимостью». Этот принцип основан на концепции психологии судьбы, которая убеждает в том, что человек жаждет иметь такую (или так видеть) свою жизнь, чтобы о ней было интересно рассказывать. Человек хочетразно-образить пьесу своей жизни, поэтому одно и то же событие он каждый раз может излагать по-иному. Это не заблуждение и не обман - так личность «сочиняет себя» в течение всей своей жизни, ассимилируя происходящие с ней события, создавая события искусственные, часто бросая один сюжет и переходя к другому. «Счастлив тот, кто к концу своей жизни создал целостный сюжет своей судьбы», - утверждает В. М. Розин [7, с. 98].
Задача пенитенциарного психолога - помочь отбывающему наказание
преступнику придать целостность своей жизни в прошлом и помочь выстроить образ будущего - продолжение сюжета судьбы человека с погашенной судимостью, причем в процессе выстраивания этой целостности целесообразно художественный вымысел заключенного иллюстрировать фактически, то есть использовать биографический подход.
Биографический подход в социально-психологической работе с заключенными основывается на исследовании жизненного пути человека, совершившего преступление. Основными источниками биографических данных являются официальные биографические документы, результаты практической деятельности, а также фотографии, документальные видеофильмы и др. Их использование с целью восстановления хронологической последовательности жизненных событий дает преступнику возможность осознать, как его прошлое определяет его настоящее и обусловливает будущее, признать ценность прошлого, научиться использовать полученный опыт и стратегии, которые ранее помогали справляться с трудностями законопослушным образом, изменить стиль жизни. Кроме того, биографические факты дают психологу основания для планирования психокор-рекционного вмешательства (если заключенный изъявит желание получить психотерапевтическую помощь). При биографическом подходе используются методы: рассказ историй и написание личной биографии. Метод рассказа историй служит средством наведения мостов между психологом и заключенным, помогает создать атмосферу доверия во взаимоотношениях между заключенными - членами психокор-
рекционной группы. Рассказываемые истории подтверждают личностную и социальную идентичность осужденного, помогают ему научиться управлять текущей ситуацией. Метод написания личной биографии позволяет заключенному адекватно оценить свое положение в данной ситуации, увидеть альтернативы его изменения и решить текущие проблемы.
Нарративный подход (повествовательный, от англ. narrative - история, повествование) успешно применяется в консультировании клиентов зрелого и пожилого возраста [4]. В работе с осужденными он может быть эффективен в том случае, когда в процессе их подготовки к освобождению выявляются психологические проблемы, оказывающие сильное негативное влияние на их поведение. Основной метод работы в нарративном подходе - экстернали-зирующая беседа, ключевой прием -дистанцирование человека от проблемы (переживания). Основной частью рассказа и моментом появления в нем фабулы является его завершение. Рассказчик (нарратор) - носитель знания о финале, и только благодаря этому качеству он принципиально отличается от другого субъекта нарративного рассказа - его героя, который, существуя в центре событий, не имеет этого знания. В ходе работы осужденные освобождаются от отнимающих силы чувств - стыда, вины и отвращения к себе, поэтому могут взять больше ответственности за свои поступки; проясняются смысл, ценности, намерения, мечты, умения и возможности, прослеживается история их возникновения и развития. В итоге у готовящегося к освобождению осужденного формируется безопасная тер-
ритория идентичности, он может взглянуть на свою жизнь с ресурсной позиции и совершать осознанный выбор, предвидя последствия своих действий и соизмеряя свое поведение стребова-ниями Закона.
Программа социально-психологической коррекции на основе нарративно-биографического подхода предполагает индивидуально-групповую работу с осужденными и включает в себя:
1) знакомство, обсуждение методов работы над автобиографией, вхождение в роли: рассказчика - биографа;
2) цикл встреч на тему «Мой жизненный путь во времени и пространстве» (автобиография): «Места, где мне удалось побывать»; «Люди, которых я встретил на своем жизненном пути»; «Чувства, которые мне удалось пережить»; «Дела, которые я сделал»; «Решения, которые я принял. Поступки, которые я совершил»; «Конфликты, в которых я участвовал»;
3) встречи на тему «Дела, которые я не завершил»;
4) цикл встреч на тему «Мой жизненный план»: «Дела, которые я хочу увидеть сделанными»; «Отношения, которые я хочу восстановить»; «Люди, которых я хочу встретить»; «События, участником которых я хочу стать»;
5) заключительные встречи (индивидуальное консультирование с целью редактирования автобиографии и групповая работа - экспертиза жизненных планов).
В заключение отметим два существенных нюанса рассматриваемой проблемы: 1) эффективность программы социально-психологической коррекции механизмов саморегуляции поведения осужденных на основе
нарративно-биографического подхода может быть повышена, если психологи применяют методы арт-терапии (с их помощью более успешно решается проблема профилактики суицида [8], а также побегов, которые вероятны именно перед освобождением) [10]; 2) чтобы освобождающиеся из МЛС могли успешно адаптироваться в течение первого года жизни на свободе и начать строить законопослушный образ жизни, им нужна психологическая помощь, нацеленная на дальнейшую коррекцию механизмов саморегуляции поведения и деятельности в условиях свободы, уже на основе анализа конкретных ситуаций из повседневной жизни. Думается, что такого рода технологии могут разрабатываться и реа-лизовываться не только сотрудниками ФСИН России, но и по их заказу - психологами социальных служб системы социальной защиты населения Российской Федерации.
Список литературы
1. Всеобщая декларация прав человека. URL : http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_ LAW_120805 (дата обращения: 15.05.2016).
2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. URL : http://www.consultant.ru/
document/cons_doc_LAW_12940 (дата обращения: 18.05.2016).
3. Колесникова Н. Е. Социально-психологическая ресоциализация осужденных-мужчин в исправительном учреждении : дис. ... канд. психол. наук. Москва, 2011. 239 с.
4. Манухина Н. М. Применение нарративного подхода // Психология зрелости и старения. 2006. № 3 (35). С. 74-116.
5. Годованец О. Г, Дурова Е. А., Копытин А. В. Организационно-методическое сопровождение деятельности центра социально-психологической реабилитации и подготовки к освобождению осужденных, имеющих длительные сроки отбывания наказания : практ. рек. / под ред. А. Н. Баламута. Вологда. 2015. 244 с.
6. Проведение социально-психологических тренингов с осужденными : метод. пособие для начальников отряда, воспитателей, психологов исправительных учреждений / под ред. М. Г. Де-больского. М., 2005. 57 с.
7. Розин В. М. Психология судьбы: программирование или творчество? // Вопросы психологии. 1992. № 1-2. С. 98-105.
8. Рыбакова А. И. Психологическая профилактика суицидальных проявлений // Социально-психологическая профилактика и психотерапия суицидального состояния личности. III Все-рос. научно-практ. конф. / под ред. Е. А. Петровой, Т. И. Бонкало. М. 2014. С. 190-196.
9. Цветкова Н. А., Колесникова Н. Е. Технологии социально-психологической работы с осужденными к наказаниям без изоляции от общества : учеб.-метод. пособие. М., 2011. 259 с.
10. Чернышкова М. П., Дегтярева О. Л., Де-больский М. Г. Социально-психологический анализ побеговых ситуаций в учреждениях УИС // Прикладная юридическая психология. 2015. № 4. С. 119-127.