Научная статья на тему 'Коррекция психофизического состояния подростков, склонных к девиантному поведению с задержкой психического развития'

Коррекция психофизического состояния подростков, склонных к девиантному поведению с задержкой психического развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
862
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / DEVIATING BEHAVIOR / DELAY OF PSYCHIC DEVELOPMENT / ATHLETIC-SANITARY ACTIVITY / MENTALLY-EMOTIONAL CONDITION / SENSITIVE-PERCEPTIONAL ABILITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Субботина Екатерина Александровна, Мищенко Ирина Александровна, Засядько Константин Иванович

Рассмотрен один из аспектов проблемы социально-психологической адаптации подростков с задержкой психического развития, склонных к девиантному поведению: изучены психологические особенности личности учащихся, их психического состояния и данные физического развития. В результате исследования установлено выраженное снижение психологических и физических возможностей детей, у которых девиантное поведение сочетается с задержанным психическим развитием по сравнению с их сверстниками. Данные, полученные в работе, свидетельствуют об эффективности применения методики, основанной на игровых технологиях с элементами тренинга для оптимизации психофизического состояния этой категории детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Субботина Екатерина Александровна, Мищенко Ирина Александровна, Засядько Константин Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correction psychological-physical status of teenagers with delay of the psychic development, prone to deviating behavior

The article considers one of the aspects of the problem of social-psychological adaptation of teenagers with psychic development delay and prone to deviating behavior: psychological particularities to personalities of pupils, their psychic condition and common physical development are studied. As a result of the research significant reduction of psychological-physical abilities of children who's deviating behavior matches with delayed psychic development in contrast with their peer is ascertained. The data gathered during the research indicate on efficiency of using the methods founded on playing technology with elements of training for optimization of the psychological physical condition of such categories of children.

Текст научной работы на тему «Коррекция психофизического состояния подростков, склонных к девиантному поведению с задержкой психического развития»

УДК 159.91+371

КОРРЕКЦИЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

© Е.А. Субботина, И.А. Мищенко, К.И. Засядько

Ключевые слова: девиантное поведение; задержка психического развития физкультурно-оздоровительная деятельность; психоэмоциональное состояние; сенсорно-перцептивные способности.

Рассмотрен один из аспектов проблемы социально-психологической адаптации подростков с задержкой психического развития, склонных к девиантному поведению: изучены психологические особенности личности учащихся, их психического состояния и данные физического развития. В результате исследования установлено выраженное снижение психологических и физических возможностей детей, у которых девиантное поведение сочетается с задержанным психическим развитием по сравнению с их сверстниками. Данные, полученные в работе, свидетельствуют об эффективности применения методики, основанной на игровых технологиях с элементами тренинга для оптимизации психофизического состояния этой категории детей.

В связи с изменением политической, социальноэкономической и социально-психологической ситуации в России наблюдается сдвиг в структуре отклоняющегося поведения детей и подростков, который в современных условиях значительно чаще выражается в совершении противоправных действий, грубости, неуспеваемости в школе, злоупотреблении наркотическими и другими психоактивными веществами.

Особую актуальность приобретает проблема повышения эффективности профилактической работы с детьми, у которых девиантное поведение сочетается с задержанным психическим развитием.

Нами была предпринята попытка коррекции психофизического состояния подростков с ЗПР с девиантным поведением в условиях обучения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе с помощью игровых технологий с элементами тренинга.

Исследование осуществлялось на базе муниципального образовательного учреждения специальной (коррекционной) общеобразовательной школы № 16 (VII вида) г. Липецка. В исследовании приняли участие 20 подростков 12-13 лет с ЗПР с девиантным поведением.

Изучение личности учащихся с ЗПР в системе социальных отношений в нашем исследовании было направлено на выявление отношения исследуемых к учебе, мерам воспитательного воздействия; успеваемости; поведения; потребностей и интересов; отношения к физической культуре; особенностей личности. Оценка психического состояния определялась с помощью теста Айзенка и оценивалась по четырем шкалам: тревожность, фрустрация, агрессивность и ригидность [1-6].

Анализ полученных результатов показал, что большинство подростков с ЗПР с девиантным поведением не проявляют интереса к учебе и преобладают ученики с удовлетворительной успеваемостью. Так, лишь 14,8 % подростков положительно относятся к учебной деятельности, однако на «4» и «5» учатся только 7,3 %;

58,8 % исследуемых показали равнодушное отношение

к учебе и 26,4 % подростков не нравится учиться в школе.

Оценивая мотивацию к физкультурно-оздоровительной деятельности, можно отметить, что 26,8 % подростков отличаются низкой и 53,4 % хорошей и положительной мотивацией к занятиям физической культурой.

Исследование показало, что грубо реагируют на замечания учителей 73,5 % подростков с ЗПР с девиантным поведением. Нарушение дисциплины, пропуски учебных занятий без уважительной причины были отмечены у 58,8 % учащихся. Данные показатели являются основными при постановке на внутришкольный учет у социального педагога. Большинство подростков равнодушно относятся к педагогическим воздействиям. Так, 77,9 % подростков безразлично относятся к требованиям педагогов. Проявляют грубый негативизм по отношению к педагогическим воздействиям 12 % обследуемых.

Данные, характеризующие психоэмоциональное состояние подростков, оцениваемое по четырем шкалам: тревожности, агрессивности, фрустрации, ригидности, представлены на рис. 1.

100

90------------------------------------------------

80---- -------------------------------------------

70---- ------ ---------------------------

60---- ---------- ----------- --------------------

% 50------ ------ ------ ------- ----

40---- ------ ------ ------- ----

30---- ------ ------ ------- ----

20---- ---------- ----------- ----------- --------

10---- ---------- ----------- ----------- --------

0 -----------,-----------,-----------,------------

12 3 4

1 - тревожность, 2 - агрессивность, 3 - фрустрация, 4 - фригидность

Рис. 1. Количество учащихся с повышенным уровнем показателей психических состояний по опроснику Айзенка

Высокий уровень тревожности зарегистрирован у 86 % подростков; агрессивности - у 75 %. Это свидетельствует о необходимости работать в направлении их снижения, т. к. эти свойства могут закрепиться как негативные свойства личности. На фоне этого отмечено снижение мотивации к учебной деятельности, ухудшение успеваемости и увеличение агрессивности. 64 % учащихся имеют высокий уровень фрустрации. Данное состояние возникает вследствие реальной или воображаемой помехи и препятствует достижению цели.

Как видно из представленных данных, подростки имеют повышенный уровень тревожности, агрессивности, фрустрации, и, в основном, это можно связать с существующими социально-экономические условия жизни, неблагоприятным социальным окружением, неблагополучной семейной обстановкой.

Анализ данных общефизического развития подростков с ЗПР с девиантным поведением показывает, что задержка психического развития негативно сказывается и на этих показателях. Особенно это справедливо для психомоторных и сенсорно-перцептивных способностей (табл. 1).

С целью коррекции психофизического состояния занятия в экспериментальной группе строились на игровых технологиях с элементами тренинга.

Занятия проводились 2 раза в неделю в виде факультативных продолжительностью 40 минут в течение пяти месяцев.

Воздействуя на психоэмоциональную сферу через игры, мы одновременно пытались сформировать адекватную самооценку личности, создать позитивные мотивационные установки, скорректировать негативные психические процессы, развивать двигательные навыки и повышать интерес к занятиям физической культурой.

Занятия были структурированы по принципу соответствия основным методам познания - анализу и синтезу информации - с учетом групповой динамики и построены на самопознании, самосознании, саморазвитии личности. Основное содержание занятий составили психотехнические методики, основанные на элементах спортивных и подвижных игр и направленные на снятие напряжения, сплочение группы, а также на самоопределение и самосознание подростков девиантного поведения с задержкой психического развития. В подготовительную и заключительную части занятий были включены упражнения, направленные на расслабление и снятие психоэмоционального напряжения.

Занятия были направлены на развитие навыков эффективного общения и конструктивного поведения в конфликтных ситуациях, умения адекватно выражать свои чувства и понимать выражение чувств других людей, повышение уровня рефлексивности и создание мотивации для дальнейшего саморазвития участников, а также формирование психомоторных и сенсорноперцептивных способностей учащихся.

Результаты итогового тестирования свидетельствуют о том, что игровые занятия с элементами тренинга оказались достаточно эффективны в коррекции психофизического состояния подростков девиантного поведения с задержкой психического развития (табл. 2-4).

Оценка психического состояния определялась с помощью теста Айзенка и оценивалась по четырем

шкалам: тревожность, фрустрация, агрессивность и ригидность. Как видно из представленных данных, к концу исследования в экспериментальной группе уровень тревожности, агрессивности, фрустрации и ригидности снизился достоверно на 2,7, 2,4, 2,5, 2,5 балла и у большинства подростков находится в пределах нормы. Данные результаты, на наш взгляд, можно объяснить использованием адекватных педагогических приемов, нормализирующих взаимоотношения в коллективе, а также применяемых в процессе занятий физических упражнений, адекватных интересам занимающихся.

Таблица 1

Результаты тестирования уровня психомоторных и сенсорно-перцептивных способностей подростков общеобразовательной и специальной (коррекционной) общеобразовательной школы ПУ вида

Показатели Учащиеся общеобра-зователь-ной школы Учащиеся с ЗПР с девиантным поведением Р

Прыжок в длину с места, см 154,0+3,1 136,9+1,5 < 0,05

Приседания за 15 с, раз 16,4+1,6 12,0+0,6 < 0,05

Реакция на движущийся объект, с 0,063+0,037 0,163+0,040 < 0,05

Восприятие временного интервала, с 13,3+0,5 15,7+0,8 > 0,05

Относительная ошибка при восприятии временного интервала, % 10,83+4,32 31,17+6,69 < 0,05

Проба Ромберга, с 27,0+9,2 10,07+0,68 < 0,05

Таблица 2

Динамика показателей психоэмоционального состояния подростков девиантного поведения с ЗПР в ходе исследования

№ п/п Показатели Этап Экспери- ментальная группа Контрольная группа

1 Тревожность в начале исследования 12,1 ± 0,3 11,9 ± 0,42

в конце исследования 9,4 ± 0,1 10,8 ± 0,2*

2 Агрессив- ность в начале исследования 12,5 ± 0,3 13,1 ± 0,4

в конце исследования 10,1 ± 0,21 13,0 ± 0,5*

3 Фрустрация в начале исследования 11,7 ± 0,4 11,4 ± 0,6

в конце исследования 9,2 ± 0,6 11,2 ± 0,42*

4 Ригидность в начале исследования 12,1 ± 0,4 11,8 ± 0,3

в конце исследования 9,6 ± 0,21 11,6 ± 0,64*

Примечание. * - Р < 0,05 между контрольной и экспериментальной группой после исследования.

Таблица 3

Динамика психомоторных и сенсорно-перцептивных способностей школьников девиантного поведения

с ЗПР 12-13 лет за время эксперимента

№ п/п Показатели Контрольная группа (п = 7) М±т Экспериментальная группа (п = 8) М±т

до исследов. после исследов. до исследов. после исследов.

1 Прыжок в длину с места, см. 136,29+2,04 136,86+1,90 137,5+2,38 141,63+2,14

2 Приседания за 15 с, раз 11,86+0,96 12,29+0,84 12,13+0,79 13,38+0,71

3 Реакция на движущийся объект, с 0,166+0,01 0,165+0,01 0,161+0,01 0,154+0,01*

4 Восприятие временного интервала, с 15,96+1,33 15,80+1,33 15,55+1,04 13,20+0,50*

5 Относительная ошибка при восприятии временного интервала, % 32,98+11,05 31,67+11,08 29,58+8,70 10,0+4,14*

6 Проба Ромберга, с 10,57+0,78 10,86+4,10 9,63+1,10 12,25+1,03*

Примечание. * - Р < 0,05 между контрольной и экспериментальной группой после исследования.

В контрольной группе положительная динамика наблюдается в показателях тревожности на 1,1 балла, но не является достоверной. В показателях агрессивности, фрустрации и ригидности изменений не произошло.

Проведенный анализ полученных результатов наглядно свидетельствует о положительных изменениях в психоэмоциональном состоянии занимающихся экспериментальной группы, в то время как в контрольной группе показатели психоэмоционального состояния не изменяются или изменяются не столь значительно.

Анализ результатов в конце исследования показал, что в экспериментальной группе произошло улучшение уровня школьной мотивации. Так, 50 % положительно относятся к учебной деятельности; 20 % имеют хорошую мотивацию, 5 % имеют высокую мотивацию к учебной деятельности и только 20 % испытуемых имеют низкий уровень мотивации. В контрольной группе произошли лишь незначительные изменения. Положительно относятся к учебной деятельности лишь 22,8 и 4,5 % имеют хорошую мотивацию. 54,5 % имеют низкую мотивацию и 18,2 % негативно относятся к учебной деятельности.

Что касается мотивации к физкультурнооздоровительной деятельности, то к концу эксперимента этот показатель достоверно улучшился.

Так, 75 % учащихся стали положительно относиться к занятиям физической культурой и имеют хорошую мотивацию к этой деятельности. В контрольной группе значительных изменений не произошло.

Одним из важных показателей, определяющих личность подростка, является его поведение в учебном заведении и вне его, а также отношение к воспитательным мероприятиям.

Анализ, проведенный в конце исследования, показал, что произошел ряд положительных изменений в показателях личностных качеств подростков экспериментальной группы. Сократилось число учащихся, грубо реагирующих на замечания учителей на 30,5 %, нарушения дисциплины, пропуски занятий без уважительной причины на 20 %. Процент учащихся, состоящих на внутришкольном учете у социального педагога, снизился на 9,5 %. 35 % стали положительно относиться к воспитательным мероприятиям, тогда как в начале

экспериментального исследования лишь 10 % положительно относились к данным мероприятиям. Снизилась (на 20 %) доля учащихся, равнодушно относящихся к воспитательным мероприятиям. Негативного отношения к концу исследования стало на 5 % меньше.

Несмотря на столь значительные положительные изменения в экспериментальной группе, в контрольной группе изучаемые показатели практически не изменились.

У учащихся с ЗПР диапазон возраста 12-13 лет является благоприятным периодом для достижения уровня нормального развития психомоторных сенсорноперцептивных способностей при условии использования специально организованной системы их коррекции

[5, 6].

Результаты контрольного тестирования выявили изменения в показателях психомоторных и сенсорноперцептивных способностей у детей с ЗПР 12-13 лет (табл. 3).

При этом наиболее значительные сдвиги отмечены по показателю восприятия и воспроизведения временного интервала, способности сохранять статическое равновесие и по показателю «Приседания за 15 с», отражающему способность к поддержанию максимального темпа движений.

Таблица 4

Темпы прироста показателей уровня психомоторных и сенсорно-перцептивных способностей школьников с ЗПР за время эксперимента

Показатели Контрольная группа(А %) Экспериментальная группа (А %)

Прыжок в длину с места 0,42 3,0

Приседания за 15 с 2,27 10,3

Реакция на движущийся объект -0,6 -4,34

Восприятие временного интервала -1,0 -15,11

Относительная ошибка при восприятии временного интервала -3,97 -66,19

Проба Ромберга 2,74 27,2

Менее значительные сдвиги произошли в реакции на движущийся объект и прыжке в длину с места.

Анализ результатов показал, что в экспериментальной группе темпы роста показателей психомоторных и сенсорно-перцептивных способностей выше, чем в контрольной группе.

Таким образом, наблюдаемые в конце исследования положительные изменения в психофизическом состоянии подростков девиантного поведения с задержкой психического развития свидетельствуют об эффективности применения методики, основанной на игровых технологиях с элементами тренинга для его оптимизации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Данилова Н.Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний. М., 1992.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Практикум по возрастной психологии: учеб. пособие / под ред. Л. А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2008.

3. Практикум по психофизиологической диагностике: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

4. Шевченко С.Г. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. М.: АРКТИ, 2004.

5. Методы исследования и оценка физического развития детей и подростков. Новосибирск, 1996.

6. Мамойчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. СПб., 2006.

Поступила в редакцию 21 декабря 2009 г.

Subbotina E.A., Mishenko I.A., Zasiadko K.I. Correction psychological-physical status of teenagers with delay of the psychic development, prone to deviating behavior.

The article considers one of the aspects of the problem of social-psychological adaptation of teenagers with psychic development delay and prone to deviating behavior: psychological particularities to personalities of pupils, their psychic condition and common physical development are studied. As a result of the research significant reduction of psychological-physical abilities of children who’s deviating behavior matches with delayed psychic development in contrast with their peer is ascertained. The data gathered during the research indicate on efficiency of using the methods founded on playing technology with elements of training for optimization of the psychological physical condition of such categories of children.

Key words: deviating behavior; delay of psychic development; athletic-sanitary activity; mentally-emotional condition; sensitive-perceptional abilities.

УДК 579.61:616.51

АНТИЛИЗОЦИМНЫЙ ПРИЗНАК КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПАТОГЕННОСТИ S. aureus ПРИ ХРОНИЧЕСКИХ КОЖНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ

© О.Е. Фалова

Ключевые слова: микрофлора кожи; персистенция; антилизоцимная активность.

Изучена микрофлора кожи при хронических дерматозах. Отмечено преобладание кокковой флоры со значительной долей S. aureus. Изучена антилизоцимная активность микроорганизмов. Обнаружена высокая частота встречаемости данного признака. Обсуждается возможная этиологическая роль данного свойства кокковой флоры при кожных патологиях.

Способность микроорганизмов подавлять некоторые факторы естественной резистентности макроорганизма дает патогенам селективное преимущество для выживания в организме человека. Одним из таких патогенных свойств является способность микроорганизмов ингибировать лизоцим - антилизоцимная активность (АЛА). В некоторых публикациях отмечена роль АЛА микроорганизмов в развитии различных заболеваний, что особенно интересно при ряде хронических кожных патологий неизвестной этиологии. Целью работы явилось изучение выраженности АЛА микрофлоры кожи при псориазе, экземе, атопическом дерматите.

Обследовано 270 лиц на базе стационара областного кожно-венерологического диспансера г. Ульяновска. Смывы с кожи брали с пораженных и интактных участков по Иванову (1984). Идентификацию микроорганизмов проводили стандартными методами на базе баклаборатории ГКБ № 1 г. Ульяновска. Группу сравнения составили 80 практически здоровых лиц. АЛА

определяли методом отсроченного антагонизма. Активность штаммов оценивали в мкг/мл.

Наиболее частыми представителями микрофлоры кожи при хронических дерматозах являются бактерии рода Staphylococcus. Частота их обнаружения на пораженных участках кожи составила 82,8 % от всего количества выделенных культур, на интактных участках -

89,8 %, в группе сравнения - 66,5 %.

Частота встречаемости АЛА у представителей Staphylococcus spp., выделенных с пораженной кожи, составила 59,1 % всех изученных культур, с интактных участков - 37,5 %, в контроле - 12,6 %. Количественное значение АЛА микроорганизмов варьировалось от 1 до 5 мкг/мл и составило: 2,7 ± 0,1 и 2,5 ± 0,2 (мкг/мл) для микроорганизмов с пораженной и интактной кожи соответственно.

Выраженность антилизоцимного признака в зависимости от клинической формы заболевания показала различия при экземе, атопическом дерматите и псориа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.