УДК 159.973
ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОД ВЛИЯНИЕМ АДАПТИВНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ГИМНАСТИКИ
© К.И. Засядько, И.А. Мищенко, Е.А. Субботина
Ключевые слова: подростки; задержка психического развития; психофизическое состояние; адаптивная коррекционно-развивающая гимнастика.
В статье представлен опыт работы с подростками 12-13 лет с задержкой психического развития. Исследование психофизического состояния школьников 12-13 лет с задержкой психического развития показало необходимость внесения корректив в процесс физического воспитания и психологического сопровождения данной категории учащихся. Была предложена адаптивная коррекционно-развивающая гимнастика (АКР). Эффективность этой гимнастики подтверждается улучшением психофизического состояния подростков 12-13 лет с задержкой психического развития за период исследования.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема помощи детям с задержкой психического развития (ЗПР) приобрела в последние годы особую актуальность. По данным Министерства образования РФ, среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60 % относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации, и около 35 % из них обнаруживают очевидные расстройства нервнопсихической сферы еще в младшей группе детского сада.
Особое место среди этих детей занимают именно дети с ЗПР, причем год от года наблюдается тенденция роста их численности.
Психофизическое развитие детей с ЗПР отличается от такового у детей в норме. У них не сформированы сенсомоторные, интеллектуальные, речевые, эмоциональные предпосылки к различным видам деятельности.
При задержке психического развития наблюдаются нарушения как эмоционально-потребностной, так и интеллектуальной сфер. Но в одних случаях преобладает эмоциональное недоразвитие, в других - нарушение познавательной деятельности [1-2].
Часто трудности обучения детей с ЗПР связаны также с ухудшением функционального состояния организма в процессе адаптации к учебным нагрузкам. Развитие напряжения адаптации и дезадаптивных состояний является фактором, способствующим снижению умственной и двигательной активности детей, обучающихся в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VII вида [3].
Научно обоснованное управление процессом психофизиологической коррекции подростков с задержкой физического развития невозможно без получения постоянной информации о психофизическом состоянии.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование психофизического состояния школьников с ЗПР 12-13 лет проводилось на базе муници-
пального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «специальной (коррекционной) общеобразовательной школы № 16» (VII вида) г. Липецка. В исследовании приняло участие 41 подросток с ЗПР 13-15 лет.
Были использованы следующие методы исследования:
- методика диагностики уровня школьной тревожности (Филлипс) [1-2];
- опросник Басса-Дарки на выявление уровня агрессивности [1-2];
- исследование функционального состояния (частота сердечных сокращений, артериальное давление, жизненная емкость легких, проба Штанге, функциональные индексы Робинсона, Шейх-Заде и Кердо) [4-5];
- исследование двигательной подготовленности (челночный бег 3x10 м, упор присев - упор лежа, бег к пронумерованным медицинболам, бросок мяча в цель, стоя спиной к цели, проба Ромберга) [1-2].
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Все школьники были разделены на экспериментальную и контрольную группы. Как видно из данных табл. 1, достоверных различий между показателями психофизического состояния подростков с ЗПР 12-13 лет на начало исследования не выявлено.
При анализе полученных данных выявлено, что функциональное состояние сердечно-сосудистой системы школьников с ЗПР 12-13 лет находится в пределах физиологической нормы. Параметры внешнего дыхания оказались ниже возрастных норм.
Важным условием психофизиологического обследования является учет даже небольших изменений функциональных возможностей организма, которые в нашем исследовании изучались с помощью функциональных индексов Робинсона, Шейх-Заде и Кердо.
Таблица 1
Показатели функционального состояния и двигательной подготовленности состояния подростков с ЗПР 12-13 лет до исследования (х+т)
Показатели Эксперимен- тальная группа Контрольная группа
ЧСС, уд./мин. 83,19±1,90 82,25±1,99
САД, мм рт. ст. 120,95±1,68 117,25±1,17
ДАД, мм рт. ст. 66,43±1,99 62,75±1,23
ЖЕЛ, мл 2738,1±83,78 2707,5±96,79
Проба Штанге, с 31,19±1,58 28,65±1,39
Индекс Шейх-Заде 1,73±0,06 1,72±0,11
Индекс Робинсона 125,93±4,06 120,43±3,44
Индекс Кердо 19,92±1,9 22,91 ±2,24
Челночный бег 3x10 м, с 8,83±0,07 8,85±0,09
Упор присев - упор лежа, очков 1,67±0,08 1,65±0,07
Бег к пронумерованным медицинболам, с 13,5±0,28 13,02±0,37
Бросок мяча в цель, стоя спиной к цели, очков 2,9±0,30 3,2±0,38
Проба Ромберга, с 7,05±0,44 6,8±0,36
Оценка тонуса вегетативной нервной системы показала, что у всех подростков с ЗПР преобладает тонус симпатической нервной системы и напряжение механизмов адаптационного реагирования.
Уровень испытываемого стресса у школьников с ЗПР оценивается как средний.
Результаты, полученные с помощью индекса Робинсона, позволяют отнести функциональное состояние подростков с ЗПР к зоне крайних вариантов нормы и преморбидных состояний.
Данные исследования показали низкий уровень развития координационных способностей подростков с ЗПР 12-13 лет.
Школьники с ЗПР 12-13 лет плохо согласовывают свои действия, не могут принимать правильную позу тела при словесной инструкции, плохо анализируют свои действия и не умеют дифференцировать мышечные усилия.
Тестирование школьной тревожности по тесту Филипса выявило ее повышенный уровень по следующим факторам: общая тревожность в школе, переживание социального стресса и страх самовыражения, страх несоответствия ожиданиям окружающих. Уровень тревожности в целом оценивается как повышенный.
В результате исследования агрессивности и враждебности при помощи опросника Басса-Дарки были получены следующие данные. Почти по всем критериям выделяемых опросником у учащихся выявлены высокие показатели. У 95 % исследуемых высокий уровень физической агрессии, т. е. обследуемые предпочитают использовать физическую силу против другого лица. У 87 % школьников высокий уровень подозрительности. Это говорит о том, что у обследуемых нет доверия по отношению к другим людям. У 83 % учащихся высокий уровень негативизма, что говорит о сильно выраженной оппозиционной манере в поведе-
нии. У 79 % подростков высокий уровень обиды, обследуемым свойственно видеть и подчеркивать невнимание к ним окружающих их людей. Уровень косвенной агрессии выявился у 75 % обследуемых, что свидетельствует о некой эмоциональной распущенности. Высокий уровень раздражения у 70 % обследуемых показывает, что они не всегда могут контролировать свои негативные переживания и быть вспыльчивыми.
Исходя из вышеизложенного, можно предположить, что возможные трудности в межличностном общении подростков с ЗПР связаны с их эмоциональной незрелостью и отсутствием умения регулировать свое поведение. Поэтому коррекция эмоциональных нарушений должна быть направлена на повышение их активности и устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как физическая и косвенная агрессия, негативизм, обидчивость, раздражительность. Работа должна быть направлена на умение контролировать свое поведение, умение сдерживать свои агрессивные реакции. Необходимо формировать эмоциональную устойчивость и саморегуляцию. Коррекционная работа должна строиться исходя из причин возникновения высокой тревожности.
Нами была разработана адаптивная коррекционноразвивающая гимнастика (АКР), направленная на выравнивание выявленных нарушений.
В основе предлагаемой методики лежит несколько аспектов.
Первый аспект - это упражнения, позволяющие развивать в учащихся более тонкое восприятие и чувствование самих себя, своего состояния, ощущений тела.
Известно, что чем меньше активизирована внутренняя энергетика человека, тем уже интервал устойчивости, и наоборот, чем выше внутренняя энергетика человека, тем шире интервал устойчивости человека к различным влияниям окружающей среды.
Поворот внимания школьника на самого себя -путь активизации внутренних ресурсов.
Целью предложенной методики является обучение учащихся управлять своим вниманием, сосредоточивать внимание на тех зонах собственного тела, где находятся руки, чувствовать себя, свое тело, ощущать внутренние процессы - все это относится к внутренним возможностям саморегуляции.
Второй аспект методики - это освоение учащимися навыков самомассажа стрессозависимых зон тела.
Исследования показывают, что в этих зонах наиболее часто встречаются нарушения, возникающие как отклик на воздействие неблагоприятных факторов стресса, что в свою очередь ведет к нарушению функций внутренних органов, снижению адаптивных возможностей организма. Прямым следствием подобного неблагополучия является снижение работоспособности, отклонения в поведении, проблемы роста и развития ребенка.
Дети с помощью элементарного массажа учатся снимать мышечные напряжения, помогая тем самым избежать пагубных последствий стрессов.
Третий аспект предлагаемой методики - вибрационные упражнения (виброгимнастика, вибротанец, звуковибрация).
В основе вибрационных упражнений, используемых в данной методике, лежат естественные движения детей и ритм.
Четвертый аспект - это упражнения, направленные на развитие сенсорно-перцептивных способностей школьников с ЗПР.
Реализация экспериментальной методики осуществлялась 2 раза в неделю в течение одного учебного года.
Результаты итогового тестирования выявили положительное влияние предложенной адаптивной коррекционно-развивающей гимнастики на психофизическое состояние подростков с ЗПР 12-13 лет (табл. 2).
Анализ полученных данных выявил более значительное улучшение показателей двигательной подготовленности в экспериментальной группе от 7 до 100,5 % против 4,4-29,7 % в контрольной группе.
Такая же тенденция прослеживается и по показателям внешнего дыхания. Проба Штанге и ЖЕЛ увеличиваются на 80 и 21 % у учащихся экспериментальной группы и на 27 и 7,9 % соответственно у школьников контрольной.
Важным показателем эффективности экспериментальной методики является снижение симпатического влияния на регуляцию функций у подростков экспериментальной группы. В конце исследования в экспериментальной группе наблюдается динамическое равновесие между отделами вегетативной нервной системы, в то время как в контрольной большинство школьников остаются симпатотониками.
Уровень испытываемого стресса у подростков экспериментальной группы снижается до нормальных значений, а у школьников контрольной группы так и остается повышенным.
Результаты исследования наглядно свидетельствуют о положительных изменениях в психоэмоциональном состоянии занимающихся экспериментальной группы, в то время как в контрольной группе показатели психоэмоционального состояния не изменялись или изменялись не столь значительно.
При повторном исследовании подростков экспериментальной группы, по тесту Филипса, было выявлено, что общее эмоциональное состояние школьников, связанное с различными формами его включения в жизнь школы, стало значительнее спокойнее. Практически исчез страх самовыражения, связанный с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей. Значительно снизился страх несоответствия ожиданиям окружающих, ожидания негативных оценок.
Тестирование школьников экспериментальной группы при помощи Баса-Дарки показало, что у подростков стало лучше получаться регулировать свое поведение и справляться с негативными эмоциями, т. е. значительно снизились показатели физической агрессии, вербальной агрессии и готовности к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении.
Оппозиционная манера, выражающаяся от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов, осталась присутствовать в поведении подростков, но стала менее агрессивнее.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, результаты исследований показали высокую эффективность адаптивной коррекционноразвивающей гимнастики в плане улучшения психофизического состояния подростков 12-13 лет с задержкой
Таблица2
Показатели функционального состояния и двигательной подготовленности состояния подростков с ЗПР 12-13 лет после исследования (х+т)
Показатели Эксперимен- тальная группа Контрольная группа
ЧСС, уд./мин. 78,0±1,67 79,95±1,72
САД, мм рт. ст. 115,95±0,89 117,25±1,17
ДАД, мм рт. ст. 74,05±0,89 69,5±1,14*
ЖЕЛ, мл 3328,6±78,67 2922,5±97,68*
Проба Штанге, с 56,19±1,26 36,4±1,03*
Индекс Шейх-Заде 1,34±0,06 1,54±0,09*
Индекс Робинсона 112,87±2,69 117,04±3,05
Индекс Кердо 4,26±2,16 12,29±2,37*
Челночный бег 3x10 м, с 8,21 ±0,06 8,46±0,08*
Упор присев - упор лежа, очков 3,35±0,06 2,0±0,05*
Бег к пронумерованным медицинболам, с 11,23±0,21 12,21±0,33
Бросок мяча в цель, стоя спиной к цели, очков 4,81±0,24 4,15±0,29*
Проба Ромберга, с 11,05±0,36 8,4±0,33*
Примечание. * - Р < 0,05 между контрольной и экспериментальной группой после исследования.
психического развития и позволяют рекомендовать ее для занятий в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VII вида.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мамойчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. СПб., 2006.
2. Шевченко С.Г. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. М.: АРКТИ, 2004.
3. Винник М. О. Задержка психического развития у детей: методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы. Ростов н/Д: Феникс, 2007.
4. Баевский Р.М., Берсенева А.П. Донозологическая диагностика в оценке состояния здоровья // Валеология. СПб., 1993.
5. Данилова Н.Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний. М., 1992.
Поступила в редакцию 25 ноября 2010 г.
Zasyadko K.I., Mishchenko I.A., Subbotina E.A. Dynamics of psychological and physical status of teenagers with delay of psychical development under influence of adaptive correction physical training
In the article the experience of work with teenagers of 12-13 years old with delay of the psychical development is presented. Research of their psychological and physical state retained the necessity of bringing of correctives for the process of physical education and psychological accompaniment of this category of student. An adaptive correction-developing gymnastics was offered (ACRE). Efficiency of this gymnastics is confirmed by the improvement of the psychological and physical state of 12-13 years old teenagers with delay of psychical development for period of research.
Key words: teenagers; delay of psychical development; psychological and physical state; adaptive correction-developing gymnastics.