Научная статья на тему 'Коррекция плоскостопия у детей средствами физической культуры'

Коррекция плоскостопия у детей средствами физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1082
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛОСКОСТОПИЕ / МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ / CORRECTION METHODS / PLATYPODIA

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гаськов Алексей Владимирович, Казанцева Надежда Владимировна

В статье представлена классификация методов коррекции плоскостопия средствами физической культуры. Отражены суть, анализ и место методик в системе коррекционного физического воспитания детей. Включены комплексы массажа, корригирующей гимнастики и закаливающих процедур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гаськов Алексей Владимирович, Казанцева Надежда Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correction of platypodia at children by means of physical culture

The classification of platypodia correction methods by means of physical culture is presented in the article. The essence, analysis and place of the techniques are highlighted within a system of correctional physical training of children. The complexes of massage, corrective exercises and tempering procedures are included.

Текст научной работы на тему «Коррекция плоскостопия у детей средствами физической культуры»

УДК 796

Коррекция плоскостопия у детей средствами физической культуры

© Гаськов Алексей Владимирович

доктор педагогических наук, профессор, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: gaskov@bsu.ru

© Казанцева Надежда Владимировна

аспирант кафедры теоретических основ физического воспитания, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: kazanseva.inet@mail.ru

В статье представлена классификация методов коррекции плоскостопия средствами физической культуры. Отражены суть, анализ и место методик в системе коррекционного физического воспитания детей. Включены комплексы массажа, корригирующей гимнастики и закаливающих процедур. Ключевые слова: плоскостопие, методы коррекции.

Correction of platypodia at children by means of physical culture

Aleksey V. Gaskov

EdD, Professor, Buryat State University 24a Smolina St., Ulan-Ude, 670000 Russia

Nadezhda V. Kazantseva

Research Assistant, Department of Theory of Physical Culture, Buryat State University, 24a Smolina St., Ulan-Ude, 670000 Russia

The classification of platypodia correction methods by means of physical culture is presented in the article. The essence, analysis and place of the techniques are highlighted within a system of correctional physical training of children. The complexes of massage, corrective exercises and tempering procedures are included. Keywords: platypodia, correction methods.

Актуальность и постановка проблемы. Согласно ежегодным мониторинговым исследованиям, наибольший процент патологий составляют функциональные отклонения опорно-двигательного аппарата, а количество детей, страдающих плоскостопием, варьируется, по данным различных источников, от 40 до 70 % [4; 5].

Стопа является фундаментом нашего тела. Ее сводчатая форма позволяет проявлять различные функции: амортизационную, балансировочную, опорную. В результате уплощения стопа теряет свои уникальные свойства, тем самым запуская механизм патологических нарушений по типу «цепной реакции»: травмируются суставы, позвоночник искривляется, головной мозг испытывает микросотрясения, возникают застойные явления в сосудах нижних конечностей, как следствие, возникают проблемы в сердечно-сосудистой системе.

Классификация методик коррекции плоскостопия позволит сравнить все существующие методы коррекции плоскостопия у детей, оценить их эффективность относительно друг друга и определить место каждой в системе коррекционной физкультурно-оздоровительной работы с детьми.

Анализируя существующие методики коррекции плоскостопия у детей, можно выделить два основных направления: традиционное и нетрадиционное (рис. 1). Традиционные методы можно разделить на три ветви. Одним из эффективных методов коррекции плоскостопия являются массаж и самомассаж. Используются, как правило, в комплексе со специальными физическими упражнениями.

Еще одним направлением является методика закаливающих процедур, в которую входят различные виды закаливания водой (обливание ног, контрастные ванны и т. д.) и босохождение. В основе методики лежат рефлекторные мышечные реакции на холодовое воздействие и «рефлекс щажения» при воздействии неровностей опоры при хождении босиком. В основе традиционных методик корреги-рующей гимнастики — комплексы локальных физических упражнений, производящие движения в области голени и стопы [1; 6]. Недостатками традиционной методики исправления плоскостопия можно считать монотонность и однообразие упражнений, низкий уровень их интенсивности, оказывающий недостаточное влияние на формирование необходимых двигательных качеств и потребность ребенка в реализации двигательного потенциала, а также малую заинтересованность детей в предлагаемых занятиях. Такие упражнения обладают, по нашему убеждению, эмоциональной и двигательной «скупостью», поэтому недостаточно эффективны.

Из нетрадиционных методик коррекции плоскостопия можно выделить следующую группу методов — внедрение избранных методик технологии спортивной тренировки. Это один из перспективных, теоретически и экспериментально обоснованных направлений повышения эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста. Для коррекции плоскостопия в одной из методик используют элементы художественной гимнастики. Специальные гимнастические упражнения позволяют укрепить ослабленные мышцы стопы и внести эмоциональность и разнообразие в процесс коррекции плоскостопия [5].

Рис. 1. Методики коррекции плоскостопия у детей средствами физической культуры

Мы предлагаем для коррекции плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста прыжки на батуте. Основным критерием для отбора именно этого вида спорта явилась необходимость использования прыжковых упражнений на упругой опоре. Прыжки выступали как наиболее эффективные и оптимальные упражнения, близкие к основному процессу деятельности детей и позволяющие установить высокий уровень заинтересованности детей предлагаемыми упражнениями, а упругая опора используемых снарядов являлась наиболее оптимальным способом гашения ударной нагрузки на стопу при прыжках.

Хотя прыжковые упражнения и не нашли место в традиционных методиках исправления плоскостопия и даже являлись недопустимыми вследствие неблагоприятного влияния ударной нагрузки на ослабленные мышцы стопы при прыжках и соскоках [3], но доказать положительное влияние на стопу прыжковых упражнений и мягкой опоре удалось Брянчиной.

Автор данной методики считает, что в случае использования мягкой опоры при прыжках, в данном случае двух матов, положенных друг на друга, силы реакции опоры распределены наиболее оптимально в соответствии с функциональными особенностями мышечно-связочного аппарата нижней конечности. Тогда как при плоской жесткой опоре наибольшая нагрузка сдвигается к медиальной стороне стопы, в результате чего она систематически перегружается. Прыжковые же упражнения на мягкой опоре, по мнению автора, позволяют создать более благоприятные условия для общего укрепления организма относительно жесткой опоры.

Однако упругая опора по сравнению с мягкой имеет ряд преимуществ: с возрастанием упругости опоры уменьшается ударная нагрузка на стопу; биомеханическая реакция на упругую опору мышеч-но-связочного аппарата стопы характеризуется перераспределением вклада сократительного элемента и упругих компонентов мышц [2], что благоприятным образом сказывается на способности стопы к удержанию ее свода; при контакте с упругой опорой благодаря ее особым физическим свойствам создаются условия для наиболее оптимального распределения нагрузки по всей стопе; упругая опора при прыжковых упражнениях вследствие своих физических свойств создает мельчайшие волновые колебательные движения, которые оказывают положительное воздействие на стопу. И, наконец, специфика прыжковых упражнений на батуте предполагает высокий эмоциональный фон, обеспечивающий высокий уровень заинтересованности ребенка к предлагаемым занятиям и регулярность их посещения.

Похожий механизм оптимизации упругих компонентов мышц наблюдается в еще одной нетрадиционной методике — специальной программе «Спринг-Эластика», разработанной М. Г. Трибурт, одной из задач которой является коррекция плоскостопия. Спецификой и новизной этой методики является принцип «пружины» или пружинистых движений при расслабленных во время исполнения упражнений мышцах. Основные задачи спринг-эластики решаются в основной фазе упражнении — в ходе выполнения пружинистых автоколебательных движении. Таким образом, специфика спринг-эластики определяется тем, что основные движения упражнений являются пассивными, взаи-моподдерживающими в разных частях тела, при участии внешней периодической силы, то есть пассивные движения выполняются по принципу упругих (пружинистых) автоколебаний. Активным элементом в автоколебательной биокинетической системе является упругий волокнистый соединительнотканный компонент ОДА: связки, сухожилия, суставные капсулы, фасции и т.д. Мышцы, которые перекидываются через суставы пассивно двигающихся частей тела, находятся в расслабленном и вытянутом состоянии, что уменьшает влияние на выполнение движений мышечного компонента. При выполнении основных движений спринг-эластики происходит своеобразная смена на противоположные функции активного (мышечного) и пассивного (соединительнотканного) компонентов опорно-двигательного аппарата.

Вывод. Традиционные методики коррекции плоскостопия имеют ряд недостатков: монотонность и однообразие упражнений, их локальный характер, низкий эмоциональный фон и недостаточный уровень двигательной активности. Все нетрадиционные методики объединяет необходимость поиска более эффективных и разнообразных, эмоционально богатых средств коррекции плоскостопия, поиск новых двигательных реакций на выполняемые в определенных условиях упражнения. Каждая из этих методик может с успехом использоваться в качестве эффективного дополнения к традиционным методикам коррекции плоскостопия. Методика прыжков на упругой опоре объединяет все преимущества существующих нетрадиционных методик в единое целое, является эффективным и перспективным методом коррекции плоскостопия у детей.

Литература

1. Гребова Л. П. Лечебная физическая культура при нарушениях опорно-двигательного аппарата у детей и подростков: учеб. пособие. — М.: Академия, 2006. — С. 18-54.

2. Жумаева А. В. Сопряженное технико-физическое совершенствование квалифицированных прыгунов в длину с использованием локальных отягощений: дис. ... канд. пед. наук. — М., 2001. — С. 144.

3. Ловейко И. Д. Лечебная физкультура у детей при дефектах осанки, сколиозах и плоскостопии. — Л.: Медицина, 1982. — С 123-124.

4. Потапчук А. А., Матвеев С. В., Дидур М. Д. Лечебная физкультура в детском возрасте. — СПб.: Речь, 2007. — С. 268.

5. Шарманова С. Б., Калугина Г. К. Оздоровительная направленность художественной гимнастики в физическом воспитании детей дошкольного возраста // Физическая культура. — 2004. — № 2. — С. 34-36.

6. Черная Н. Л. Нарушения опорно-двигательного аппарата у детей: учеб. пособие. — Ростов н/Д.: Феникс, 2007. — С. 12-25.

References

1. Grebova L. P. Lechebnaya fizicheskaya kul'tura pri narusheniyakh oporno-dvigatel'nogo apparata u detei i podrostkov [Therapeutic physical training in disorders of musculoskeletal system of children and adolescents]. Moscow: Akademiya, 2006. Pp. 18-54.

2. Zhumaeva A. V. Sopryazhennoe tekhniko-fizicheskoe sovershenstvovanie kvalifitsirovannykh prygunov v dlinu s is-pol'zovaniem lokal'nykh otyagoshchenii. Dis. ... kand. ped. nauk [The dual technical and physical improvement of qualified jumpers at length with the use of local weight. Cand. pedagogical sci. diss.]. Moscow, 2001. P. 144.

3. Loveiko I. D. Lechebnaya fizkul'tura u detei pri defektakh osanki, skoliozakh i ploskostopii [Exercise therapy for children with defects of posture, scoliosis and flatfoot]. Leningrad: Meditsina, 1982. Pp. 123-124.

4. Potapchuk A. A., Matveev S. V., Didur M. D. Lechebnaya fizkul'tura v detskom vozraste [Exercise therapy in childhood]. St Petersburg: Rech', 2007. P. 268.

5. Sharmanova S. B., Kalugina G. K. Ozdorovitel'naya napravlennost' khudozhestvennoi gimnastiki v fizicheskom vospitanii detei doshkol'nogo vozrasta [Health-improving orientation of rhythmic gymnastics in physical training of preschool children]. Fizicheskaya kul'tura — Physical Culture. 2004. No. 2. Pp. 34-36.

6. Chernaya N. L. Narusheniya oporno-dvigatel'nogo apparata u detei [Disorders in musculoskeletal system of children]. Rostov-on-Don: Feniks, 2007. Pp. 12-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.