3. Gerasimov V. N. Voyennaya pedagogika. 4. Fetiskin N. P. Sotsial'no-psikhologicheskaya
M., 1999. diagnostika razvitiya lichnosti i malykh grupp.
M., 2009.
FORMATION OF PERSONAL AND PROFESSIONAL COMPETENCE OF GRADUATES OF MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTION:
EFFICIENCY ASSESSMENT
Meshcheryakov Dmitry Viktorovich
Military and Air Academy named after professor N. E. Zhukovsky and Yu. A. Gagarin,
Voronezh, Russia e-mail: mechericov@mail.ru
In article the author proved need of development of diagnostic tools for an assessment of levels of formation of personal and professional competence of cadets of military higher education institution, allocated groups of competences which are subject to estimation: social and personal, command (administrative), professional and specialized, military and special, opened in detail the technique methods used in a measuring complex, analyzed advantages of rating system of an assessment and considered requirements imposed to experts.
Key words: personal and professional competence, competences, military higher education institution, cadet, measuring complex, pedagogical diagnostics, rating, expert group
УДК 613.9
МЕТОДИКА КОРРЕКЦИИ ПЛОСКОСТОПИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Лернер Виктория Леонидовна, Хлыстов Павел Андреевич
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Россия, e-mail: vikun69@ya.ru
В статье рассмотрены основные причины плоскостопия у детей младшего школьного возраста; раскрыты структура и содержание физкультурных занятий, направленных на коррекцию плоскостопия. Описана специфика методических приемов массажа при данном нарушении; исследована степень плоскостопия у детей младшего школьного возраста с помощью метода Штритера, проведен сравнительный анализ показателей.
Ключевые слова: плоскостопие, младшие школьники, физкультурные занятия коррекционной направленности, массаж
Одной из актуальной задач физической культуры в школе является правильное формирование опорно-двигательного аппарата, а также профилактика и коррекция возможных нарушений. Это обусловлено тем, что среди функциональных отклонений, выявляемых у детей младшего школьного возраста, наибольший удельный вес составляют патологические состояния со стороны опорно-двигательного аппарата, в частности, нарушение осанки и уплощение стоп.
Детская стопа в сравнении со взрослой коротка, широка, а в пяточной области сужена; пальцы расходятся, в то время как у взрослых они плотно прилегают друг к другу. На подошве у детей сильно выражена подкожная
клетчатка, заполняющая свод стопы, что приводит нередко к диагностическим ошибкам. Кости стоп почти целиком состоят из хрящевой ткани, поэтому они более мягкие, эластичные, легко поддаются деформациям. Сус-тавно-связочный аппарат стоп еще не сформирован, суставы в сравнении с суставами взрослых более подвижны, а связки, укрепляющие своды стопы, менее прочны и более эластичны. Мышцы, которые играют важную роль в укреплении свода стопы, относительно слабо развиты. Объем движений детской стопы больше, чем взрослой, вследствие большей эластичности мышечно-связочного аппарата, поэтому детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузкам. При нагрузке своды
стопы несколько уплощаются, но по ее окончании тотчас же, с помощью активного сокращения мышц, возвращаются в исходное положение. В то же время длительная и чрезмерная нагрузка ведет к переутомлению мышц и стойкому опущению сводов [1].
В этой связи мы считаем, что создание в младшем школьном возрасте полноценной коррекционно-оздоровительной среды, включающей физкультурные занятия с использованием специального инвентаря и оборудования, массаж и физиотерапевтические процедуры, способствует укреплению мышц стопы и голени и оказывает положительное влияние на формирование сводов стопы.
Нами была разработана методика коррекции плоскостопия у младших школьников, которая включала в себя коррекционно-оздоровительные физкультурные занятия, массаж, домашнее задание. Всем детям, принявшим участие в эксперименте, поставлен диагноз «Плоскостопие I и II степени». Разработанные занятия проводились на уроках по физической культуре в МАОУ СОШ № 35 г. Тамбова. Методика реализовывалась с октября 2014 г. по май 2015 г.
Коррекционно-оздоровительные занятия проводились с детьми, имеющими плоскостопие, индивидуально и групповым (8 человек) методом в течение 8 месяцев по 2 занятия в неделю продолжительностью -40-45 мин. Каждое занятие состояло из 3 частей: подготовительной, основной и заключительной.
Подготовительная часть (продолжительность 15 минут) включала в себя организацию группы для занятия, построение. В этой части использовались различные виды ходьбы: ходьба по наклонной плоскости, ходьба по гимнастической палке, ходьба по мату, ходьба с подниманием прямых ног, ног, согнутых в коленях, передвижение в приседе, «прыжок лягушки», «ход слона», ходьба на пятках, на носках, на наружном крае стопы, перекаты с пятки на носок, ходьба в различном темпе и различных направлениях (змейкой, спиной вперед). Кратковременный бег. Дыхательные упражнения.
В основной части (продолжительность 20 минут) занятия применялись специальные коррекционные упражнения в различных исходных положениях.
Физические упражнения, рекомендуемые при плоскостопии, выполняемые в исходном положении, лежа на спине:
1. Поочередно и одновременно оттягивать носки стоп с одновременным их супинирова-нием. 2. Согнуть ноги, упереться стопами в пол. Развести пятки и свести. После серии движений расслабление. 3. Поочередное и одновременное приподнимание пяток от опоры. 4. Ноги согнуты в коленях и разведены, стопы соприкасаются друг с другом подошвенной поверхностью. Отведение и приведение пяток с упором на пальцы стоп. 5. Положить согнутую в колене ногу на колено другой, полусогнутой ноги. Круговые движения стопы в одну и другую сторону. То же сменив положение ног. 6. Скользящие движения стопой одной ноги по голени другой, «охватывая» голень. То же другой ногой [2].
Упражнения, выполняемые в исходном положении сидя:
1. Ноги согнуты, стопы параллельны. Приподнимание пяток одновременно и поочередно. 2. Тыльное сгибание стоп одновременно и поочередно. 3. Приподнимание пятки одной ноги с одновременным тыльным сгибанием стопы другой ноги. 4. Ноги прямые. Сгибание и разгибание стоп. 5. Положить одну ногу стопой на колено другой ноги. Круговые движения стопой в обе стороны. То же другой ногой. 6. Захватывание пальцами стоп мелких предметов и перекладывание их на другое место. То же другой ногой. 7. Сидя сзади развести колени и подтянуть стопы до полного соприкосновения подошвенными поверхностями. 8. В упоре сидя сзади развести колени и подтянуть стопы до полного соприкосновения подошвенными поверхностями [3].
Упражнения, выполняемые в исходном положении стоя:
1. Стопы параллельно, на расстоянии ширины ступни, руки на пояс. Подниматься на носках одновременно и попеременно. Приподнимать пальцы стоп с опорой на пятки одновременно и попеременно. Перекат с пятки на носок и обратно. 2. Полуприседания и приседания на носках, руки в стороны, вверх, вперед. 3. Стопы параллельны. Перекат на наружные края стопы и обратно. 4. Носки вместе, пятки врозь. Полуприседания и приседания в сочетании с движениями рук. 5. Стопы параллельны, руки на пояс. Поочеред-
ное поднимание пяток. 6. Стоя на гимнастической палке, стопы параллельны. Полуприседания и приседания в сочетании с движениями рук. 7. То же, но, стоя на рейке гимнастической стенки. Приподнимание на носки и возвращение в исходное положение. 8. Стоя на рейке гимнастической стенки. Приподнимание на носки и возвращение в И.П. 9. Стоя на набивном мяче. Приседания в сочетании с движениями рук [4].
Как правило, на одном занятии использовалось 3-4 упражнения, выполняемые в различных исходных положениях.
Затем школьникам предлагался комплекс физических упражнений, задание которых было сформулировано в форме загадок. Перед выполнением каждого упражнения учитель дает детям задание, а они должны «нарисовать» то, что загадано, движениями правой, затем левой стопы. Загадки, а также последовательность упражнений желательно варьировать через каждые одно-два занятия. Далее мы приводим примеры заданий, использованных нами на уроках физической культуры.
1. «Месяц». За домами, у дорожки висит пол-лепешки.
И. п. - сидя, ноги врозь, руки в упоре сзади. Несколько раз нарисовать полукруг правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.
2. «Солнце». В дверь, в окно стучать не будет, а взойдет и всех разбудит. И.п. - то же. Несколько раз нарисовать круг и отходящие от него лучи правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.
3. «Туча». По небу ходила, солнышко закрыла. Только солнце спряталось - и она расплакалась.
И. п. - то же. Несколько раз нарисовать очертания тучи правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.
4. «Молния». Летит огненная стрела, никто ее не поймает: ни царь, ни царица, ни красная девица.
И. п. - то же. Несколько раз зигзагообразными движениями нарисовать молнию правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.
5. «Дождь». Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет. И никуда я не иду, покуда он идет.
И. п. - сидя, согнутые ноги врозь, стопы параллельно, руки в упоре сзади. Постукивать о пол носком одной ноги, другой и носками обеих ног одновременно («дождь барабанит по стеклам»), оставляя пятки плотно прижатыми к полу. То же, только постукивать пятками, а носки плотно прижаты к полу.
6. «Радуга». Крашеное коромысло над рекой повисло.
И. п. - сидя, ноги врозь, руки в упоре сзади. Несколько раз нарисовать радугу правой, левой стопой и двумя стопами одновременно [5].
В заключительной части (продолжительность 10 минут) применялись упражнения на расслабление, медленная ходьба, дыхательные упражнения.
Все физические упражнения, в первую очередь, должны быть направлены на приближение переднего отдела стопы (носка) к заднему (пяточной области), то есть способствовать углублению свода стопы. Например, когда ребенок поднимает внутренний край стопы (косолапит), то напрягаются мышцы, поддерживающие свод и мешающие ему опускаться. В результате выполнения движения приведения стопы и сгибания пальцев постепенно укрепляются соответствующие мышцы, а также повышается их тонус.
С этой целью рекомендуется выполнять специальные упражнения с различными предметами, например, перекладывание стопой мелких предметов, сжатие стопой резиновой груши, подтягивание пальцами ног матерчатого коврика, захватывание и удержание обеими стопами мяча, захватывание пальцами небольших предметов (булавы, карандаша), а также делать упражнения, стоя на бревне или набивном мяче. Полезна также в теплое время ходьба по песку и камням на пляже [6].
При выраженном плоскостопии, сопровождающемся вальгусной установкой пяточных костей, проведение коррекционно-оздоровительных занятий должно сочетаться с назначением массажа.
Сеансы массажа проводились работниками медицинского кабинета, находящего в школе. При проведении массажа необходимо учитывать следующие методические
указания: длительность сеанса массажа 10-15 минут, курс массажа - 10-15 сеансов, ежедневно или через день; приемы массажа детей младшего школьного возраста должны отличаться легкостью и нежностью; массаж сочетают с коррекционно-оздоровительными упражнениями, его можно проводить до и после занятий; при наличии болей в стопах массаж следует назначать после упражнений [7].
Последовательность приемов массажа при плоскостопии.
Исходное положение ребенка лежа на спине. Сеанс массажа начинается с массажа ноги, применяя поглаживание для общего воздействия. Прием проводится от стопы к паховой области, по передней и задней поверхности бедра и голени, каждый раз обходя коленную чашечку снизу и избегая толчков в области коленного сустава.
Затем проводят массаж голени. Сначала массируется задняя, потом передняя поверхность голени. Применяют приемы поглаживания (продольное прямолинейное, гребнеобразное), выжимание (продольное, обхватом), разминание (ординарное, щипцеобраз-ное поперечное, фалангами согнутых пальцев, стимуляция мышц), растирание (лучевым краем кисти проводится на передней поверхности голени) и легкие ударные приемы (рубление, поколачивание). Особое внимание следует уделять задней поверхности мышц голени. Все массажные движения выполняются по направлению от голеностопного к коленному суставу [7].
После массажа голени переходят к массажу голеностопного сустава, применяя приемы концентрического поглаживания и растирания (подушечкой большого пальца, подушечками четырех пальцев, «щипцами»). Растирание чередуется с пассивными движениями стопы в голеностопном суставе. При растирании голеностопного сустава прием следует проводить очень осторожно, с небольшим смещением связок и мышц, иначе это приведет к снижению сократительной функции мышц и увеличению разболтанности суставов.
Основными пассивными движениями при плоскостопии являются подошвенное сгибание (оттягивание носков вниз) и супи-нирование стоп (поворот вовнутрь). Нельзя проводить пронацию стопы, это движение
усиливает патологическое состояние связоч-но-мыше-чного аппарата стоп и голеней. Помимо вышеуказанных движений можно осторожно выполнять круговые движения стопы по ходу и против часовой стрелки. Учитывая мышечную гипотонию и выраженную разболтанность суставов, пассивные движения должны проводиться в пределах, не превышающих физиологическую амплитуду движения [8].
Затем продолжают массаж на подошвенной поверхности стопы (непосредственно сводов стопы). Массаж подошвы стопы проводят в положении лежа на животе (ребенку до трех лет рекомендуется лежа на спине). Голень приподнять под углом 45°. Если массаж проводят одной рукой, то другой рукой поддерживают ногу за голеностопный сустав. При массаже двумя руками стопа должна лежать на валике. Массаж стоп проводится для укрепления мышц и связочного аппарата стопы и воспитания опорной функции.
Применяют приемы поглаживания (тыльной стороной кисти, гребнеобразное), поперечное выжимание, гребнеобразное растирание, разминание (подушечкой большого пальца, подушечками четырех пальцев, фалангами согнутых пальцев) и ударные приемы (поколачивание пальцами). Все приемы выполняются по направлению от кончиков пальцев до пяточной области [9].
Полезно после массажа применять механические массажеры для стоп.
Для того, чтобы усилить и закрепить эффект коррекционно-оздоровительных занятий, мы давали домашнее задание, суть которого заключалась в выполнении упражнений под контролем родителей.
Упражнения проводятся 2 раза в день (утром и вечером); начало занятий не ранее, чем через час после еды и не позже чем за полтора часа до сна; длительность 25-30 минут; нагрузка должна увеличиваться постепенно; упражнения выполняются без обуви; занятия всегда проводятся под контролем взрослого, который следит за правильностью выполнения упражнений, вносит необходимые исправления, чтобы они были эффективны для устранения плоскостопия; занятия должны быть увлекательными, веселыми, увлекательными, интересными, приносить
радость. Основной фактор успеха при работе с плоскостопием - регулярность нагрузок.
Инвентарь, необходимый для проведения упражнений от плоскостопия: мяч; гимнастическая палка; набор мелких предметов; коврик против плоскостопия (любая неровная поверхность).
Комплекс упражнений для лечения плоскостопия.
Ходьба на носочках, на пяточках, на внутренней и внешней стороне ступни. Маленьким детям упражнение можно подать в виде игры: походить как мишки, как пингвины, как балерины.
Ходьба по любой неровной поверхности: коврику против плоскостопия, по крупной гальке, ребристой доске, приставным шагом по гимнастической палке или шведской стенке очень полезна для борьбы с плоскостопием. Если ничего этого нет, то орехи, фасоль или теннисные шарики, насыпанные в тазик, могут стать отличным тренажером для коррекции плоскостопия у детей. Поддерживайте ребенка во время выполнения упражнения, чтобы он не упал.
Упражнение «качели» - перекаты с носка на пятку.
Шагаем, высоко поднимая ноги, как цапля.
Упражнение «тропинка» - идем по «дорожке в лесу»: переступаем через «камни» (высоко поднимая ноги), «проходим под низкими ветками» (в полуприседе на носочках). В этом упражнении можно проявить фантазию, чтобы увлечь ребенка. Можно «ехать на лыжах», «скользить на коньках, «идти по лужам» и многое другое. Главное, чтобы у детей работали мышцы голенос-топа.
Шагаем на месте, носочки «приклеились» к полу.
Ходьба по наклонной лестнице или доске. Это очень полезное упражнение для работы с плоскостопием.
Повороты и вращение стопы внутрь, наружу.
Перемещение мелких предметов с помощью пальцев ног. Это упражнение пользуется огромной популярностью у детей. Можно перемещать их через палочку, выкладывать фигурки, складывать в ящик. Можно
устроить соревнования, кто скорее это сделает, вы или малыш.
Вариацией предыдущего упражнения является рисование карандашом, зажатым пальцами ног. Подобные занятия нравятся детям любого возраста и являются очень полезными для коррекции плоскостопия.
Собирание пальцами ножек небольшой отрез ткани, расстеленной на полу. При лечении плоскостопия нужно следить, чтобы в этом упражнении пяточки ребенка не отрывались от пола.
Катание мяча в разных направлениях и по кругу левой ногой, потом правой, поднимаем его как можно выше двумя ногами; катание гимнастической палки.
Упражнение «аплодисменты» ногами.
Упражнение «велосипед».
Растирание стоп друг о друга.
Важно помнить, что гимнастику от плоскостопия для детей следует организовывать в интересной игровой форме, тогда ребенок будет с удовольствием заниматься каждый день. Это правило касается даже подростков, которых обычно сложно заставить делать зарядку. Соревноваться, кто быстрее сложит пальцами ног предметы в коробку или ровнее «напишет» слово гораздо интереснее, чем выполнять обычные упражнения [10].
Для оценки эффективности разработанной методики, направленной на коррекцию плоскостопия, в качестве диагностического метода нами был использован метод Штри-тера, характеризующий наличие и степень плоскостопия. В нашем эксперименте приняли участие 8 школьников 7-9 лет (5 девочек и 3 мальчика), которым поставлен диагноз «Плоскостопие» I и II степеней. При определении наличия и степени плоскостопия по плантограмме с помощью метода Штри-тера в начале педагогического эксперимента (октябрь 2014 г.) мы выявили, что 5 из 8 младших школьников имеют двустороннее плоскостопие, причем у 4 детей на одной ноге данная патология II степени, а у одного мальчика обе ноги с плоскостопием той же степени. 3 школьника, принявших участие в эксперименте, имеют одностороннее плоско-стопиеI степени.
После проведения 8-месячного формирующего этапа педагогического эксперимен-
та, который представлял собой методику коррекции плоскостопия, мы вновь использовали метод Штритера (май 2015 г.). При этом у 5 из 8 детей, принявших участие в эксперименте, плоскостопие не было выявлено. У 3 школьников после проведения экс-
перимента наблюдалось только одностороннее плоскостопие I степени.
Затем нами был проведен сравнительный анализ исходных и итоговых показателей, полученных методом Шритера, результаты которого приведены в таблице 1.
Таблица 1
Сравнительный анализ исходных и конечных результатов плантограммы (метод Штритера)
№ Фамилия, имя ребенка Исходные результаты Итоговые результаты
Левая стопа, степень Правая стопа, степень Результат Результат Левая стопа, степень Правая стопа, степень
1 Настя Г. II I Двусторон. пл. Левосторон. пл. I -
2 Жанна З. - I Правосторон. пл. - - -
3 Лена З. I II Двусторон. пл. - - -
4 Наташа К. I II Двусторон. пл. Правосторон. пл. - I
5 Артём Д. II II Двусторон. пл. Левосторон. пл. I -
6 Максим К. I - Левосторон. пл. - - -
7 Алёша М. I II Двусторон. пл. - - -
8 Оксана М. - I Правосторон. пл. - - -
Сравнительный анализ показал, что у 5 из 8 школьников после проведения педагогического эксперимента плоскостопие не было выявлено. Однако у 3 школьников все еще наблюдается данная патология. Тем не менее, и у них есть прогресс: во-первых, у всех троих детей до начала коррекционных мероприятий отмечалось двустороннее плоскостопие; во-вторых, плоскостопие на одной или обеих ногах было II степени. Итоговые результаты констатируют у данных младших школьников одностороннее плоскостопие I степени, что в свою очередь свидетельствует об эффективности разработанной методики.
Литература
1. Ловейко И. Д. Лечебная физическая культура у детей при плоскостопии. Л., 1982.
2. Валеев Н. М., Гарасеева Т. С., Попов С. Н. Лечебная физическая культура. М., 2008.
3. Гишберг Л. С. Применение лечебной физкультуры при заболеваниях плоскостопием. М., 1998.
4. Велитченко В. К. Физкультура для ослабленных детей. М., 1989.
5. Учебник инструктора по лечебной физической культуре / под ред. В. П. Правосудова. М., 2000.
6. Дубровский В. И. Лечебная физическая культура (кинезтерапия). М., 2001.
7. Готовцев П. И. Лечебная физическая культура и массаж. М., 2008.
8. Лукомский И. В. Физиотерапия. Лечебная физическая культура. Массаж. Минск, 2009.
9. Фокин В. Н. Массаж и другие методы лечения. М., 2004.
10. Белая Н. А. Руководство по лечебному массажу. М., 1994.
11. Епифанов В. А. Лечебная физическая культура. М., 2002.
References
1. Lovejko I. D. Lechebnaya fizicheskaya kul'tura u detej pri ploskostopii. L., 1982.
2. Valeev N. M., Garaseeva T. S., Popov S. N. Lechebnaya fizicheskaya kul'tura. M., 2008.
3. Gishberg L. S. Primeneniye lechebnoj fiz-kul'tury pri zabolevaniyakh ploskostopiyem. M., 1998.
4. Velitchenko V. K. Fizkul'tura dlya oslablen-nykh detej. M., 1989.
5. Uchebnik instruktora po lechebnoj fizi-cheskoj kul'ture / pod red. V. P. Pravosudova. M., 2000.
6. Dubrovskij V. I. Lechebnaya fizicheskaya kul'tura (kinezterapiya). M., 2001.
7. Gotovtsev P. I. Lechebnaya fizicheskaya kul'tura i massazh. M., 2008.
8. Lukomskij I. V. Fizioterapiya. Lechebnaya fizicheskaya kul'tura. Massazh. Minsk, 2009.
9. Fokin V. N. Massazh i drugiye metody le-cheniya. M., 2004.
10. Belaya N. А. Rukovodstvo po lechebnomu massazhu. M., 1994.
11. Epifanov V. А. Lechebnaya fizicheskaya kul'tura. M., 2002.
TECHNIQUE OF CORRECTION OF PLATYPODIA OF YOUNGER SCHOOL STUDENTS
Lerner Viktoriya Leonidovna, Hlystov Pavel Andreevich
Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, Russia e-mail: vikun69@ya.ru
In article authors considered the main reasons for platypodia at children of younger school age, opened the structure and the content of the sports occupations directed on correction of platypodia, described specifics of methodical methods of massage at this violation, investigated platypodia degree at children of younger school age by means of Shtriter's method and carried out the comparative analysis of indicators.
Key words: platypodia, younger
УДК 371(083.74)
ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ЗАДАЧИ И РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО-НОВОМУ
Маховицкая Наталья Федоровна, Городова Татьяна Пантелеймоновна, Потапова Алла Ивановна МБОУ СОШ № 47, г. Белгород, Россия, e-mail: tania.gorodova@yandex.ru
Кучерова Оксана Егоровна
Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, Россия, e-mail: kucherova2005@yandex.ru
В статье анализируется введение новых образовательных стандартов в основном общем образовании, отмечаются преимущества организации образования в соответствии с ними. Акцентируется внимание на основных составляющих стандарта, раскрываются его особенности, проводится сравнительный анализ предшествующих стандартов и нового ФГОС. Обращается внимание на то, что в новом стандарте четко регламентируется роль родителей в образовательном процессе, изменяется жизнь ребенка в образовательной организации. Также в статье подчеркивается необходимость перехода образовательного процесса в школе на деятельностный характер, что, несомненно, активизирует субъектов образовательной деятельности и способствует их уверенному продвижению вперед. Рассматриваются компетентности учителя, необходимые для работы в соответствии с ФГОС.
Ключевые слова: ФГОС ООО, общее образование, ученик, стандарт, родители, сотрудничество, личностные и метапредметные результаты, компетентность учителя
Повышение качества образования - задача, которую можно отнести к категории непреходящих. На современном этапе развития образования эту задачу призваны помочь решить новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее ФГОС). ФГОС основного общего образования (ФГОС ООО) был утвержден приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря
2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011, и представляет собой «совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».
Детальный анализ предшествующего ФГОС и ФГОС нового поколения позволил