Научная статья на тему 'Классификация методик коррекции плоскостопия у детей средствами физической культуры'

Классификация методик коррекции плоскостопия у детей средствами физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1255
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛОСКОСТОПИЕ / МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ / PLATYPODIA / CORRECTION METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаськов Алексей Владимирович, Казанцева Надежда Владимировна

В статье представлена классификация методов коррекции плоскостопия средствами физической культуры. Проведен анализ данных методик в системе коррекционного физического воспитания детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаськов Алексей Владимирович, Казанцева Надежда Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSIFICATION OF TECHNIQUES OF PLATYPODIA CORRECTION AT CHILDREN BY MEANS OF PHYSICAL CULTURE

The classification of platypodia correction methods by means of physical culture is presented in the article. The analysis of these techniques has been made in the system of correctional physical training of children.

Текст научной работы на тему «Классификация методик коррекции плоскостопия у детей средствами физической культуры»

"Мост" (см) 80,2 88,8 <0,05 88,0 89,1 >0,05

1,6 1,0 1,8 1,1

Наклон вперед стоя на 2,3 3,1 >0,05 2,5 6,2 <0,05

скамейке (см) 0,5 0,8 0,5 0,8

Анализ данных указывает на существенные изменения, произошедшие в экспериментальной группе юношей под воздействием управляющих воздействий с использованием экспериментальной методики. В контрольной группе изменения также произошли, но в значительно меньшей мере.

Подводя итог о проделанной работе, можно констатировать факт, что целенаправленная работа по воспитанию силовых способностей и гибкости с использованием общеподготовительных средств подготовки по разработанной нами методике позволяет эффективно и качественно осуществлять учебно-тренировочный процесс без рассогласования с тренировочным процессом на базовом этапе подготовки.

Литература

1. Алтер М.Дж. Наука о гибкости. - Киев: Олимпийская литература, 2001.- 424 с.

2. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: ФиС, 1988. -329 с.

3. Гармаев В.Б., Сагалеев А.С., Дашиев А.Б. Физическая подготовка тайбоксеров на этапе углубленной специализации. - Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. - 102 с.

4. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена.- М.: ФиС, 1970. - 199 с.

5. Курысь В.Н. Основы силовой подготовки юношей. - М.: Советский спорт, 2004. - 264 с.

6. Селуянов В.Н. Методы построения физической подготовки спортсменов высокой квалификации на основе имитационного моделирования: дис. ... д-ра пед. наук. М.: ГЦОЛИФК, 1992.

Гармаев Василий Буянтуевич, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой спортивных дисциплин ФФКСиТ Бурятского государственного университета. Тел. (8-3012) 221215, е-mail: vgarmaev@mail.ru

Тапхаров Михаил Викторович, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник НЛ ИТПС Бурятского государственного университета. Тел. (8-3012) 221215, е-mail: саs313@rambler.ru

Айсуев Лубсандоржи Дугаржапович, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой физического воспитания Бурятского государственного университета. Тел. (8-3012) 221215, е-mail: саs313@rambler.ru

Garmaev Vasiliy Buyantuevich, candidate of pedagogical sciences, head of the department of sport disciplines, Buryat State University, Ulan-Ude, tel. (8-3012)221215. E-mail: cas313@rambler.ru

Tapkharov Mikhail Viktorovich, candidate of pedagogical sciences, senior researcher, tel. (8-3012) 221215. E-mail: саs313@rambler.ru

Aisuev Lubsandorzhi Dugarzhapovich, candidate of pedagogical sciences, head of the department of physical education, Buryat State University, tel. (8-3012) 221215. E-mail: саs313@rambler.ru

УДК 796

© А. В. Гаськов, Н. В. Казанцева

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДИК КОРРЕКЦИИ ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В статье представлена классификация методов коррекции плоскостопия средствами физической культуры. Проведен анализ данных методик в системе коррекционного физического воспитания детей. Ключевые слова: плоскостопие, методы коррекции.

А. V. Gaskov, N. V. Kazantseva

CLASSIFICATION OF TECHNIQUES OF PLATYPODIA CORRECTION AT CHILDREN BY MEANS OF PHYSICAL CULTURE

The classification of platypodia correction methods by means of physical culture is presented in the article. The analysis of these techniques has been made in the system of correctional physical training of children. Keywords: platypodia, correction methods.

Актуальность и постановка проблемы. Согласно ежегодным мониторинговым исследованиям, наибольший процент патологий составляют функциональные отклонения опорно-двигательного аппарата, а количество детей, страдающих плоскостопием, варьируется, по данным различных источников, от 40 до 70 % [8, 11, 13, 14].

Стопа является фундаментом нашего тела. Ее сводчатая форма позволяет проявлять различные функции: амортизационную, балансировочную, опорную. В результате уплощения стопа теряет свои уникальные свойства, тем самым запуская механизм патологических нарушений по типу «цепной реакции»: травмируются суставы, позвоночник искривляется, головной мозг испытывает микросотрясения, возникают застойные явления в сосудах нижних конечностей, как следствие возникают проблемы в сердечнососудистой системе.

Классификация методик коррекции плоскостопия позволит сравнить все существующие методы коррекции плоскостопия у детей, оценить их эффективность относительно друг друга и определить место каждой в системе коррекци-онной физкультурно-оздоровительной работы с детьми.

Суть статьи. Анализируя существующие методики коррекции плоскостопия у детей, можно выделить два основных направления: традиционное и нетрадиционное (рис. 1). Традиционные методы можно разделить на три ветви. Одним из эффективных методов коррекции плоскостопия является массаж и самомассаж. Используются, как правило, в комплексе со специальными физическими упражнениями. Еще одним направлением является методика закаливающих процедур, в которую входят различные виды закаливания водой (обливание ног, контрастные ванны и т. д.) и босохождение. В основе методики рефлекторные мышечные реакции на холодовое воздействие и «рефлекс щажения» при воздействии неровностей опоры при хождении босиком. В основе традиционных методик коррегирующей гимнастики лежат комплексы локальных физических упражнений, производящие движения в области голени и стопы [4, 6, 15]. Недостатками традиционной методики исправления плоскостопия можно считать монотонность и однообразие упражнений, низкий уровень их интенсивности, оказывающий недостаточное влияние на формирование необходимых двигательных качеств и потребность ребенка в реализации двигательного потенциала, а также малую заинтересованность детей в пред-

лагаемых занятиях. Такие упражнения обладают, по нашему убеждению, эмоциональной и двигательной «скупостью», поэтому недостаточно эффективны.

Из нетрадиционных методик коррекции плоскостопия можно выделить следующую группу методов - внедрение избранных методик технологии спортивной тренировки. Это один из перспективных, теоретически и экспериментально обоснованных направлений повышения эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста [1]. Для коррекции плоскостопия в одной из методик используют элементы художественной гимнастики. Специальные гимнастические упражнения позволяют укрепить ослабленные мышцы стопы и внести эмоциональность и разнообразие в процесс коррекции плоскостопия [14].

Мы предлагаем для коррекции плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста использовать прыжки на батуте. Основным критерием для отбора именно этого вида спорта явилась необходимость использования прыжковых упражнений на упругой опоре. Прыжки выступали как наиболее эффективные и оптимальные упражнения, близкие к основному процессу деятельности детей и позволяющие установить высокий уровень заинтересованности детей предлагаемыми упражнениями, а упругая опора используемых снарядов являлась наиболее оптимальным способом гашения ударной нагрузки на стопу при прыжках.

Хотя прыжковые упражнения и не нашли место в традиционных методиках исправления плоскостопия и даже являлись недопустимыми вследствие неблагоприятного влияния ударной нагрузки на ослабленные мышцы стопы при прыжках и соскоках [6, 7], доказать положительное влияние на стопу прыжковых упражнений и мягкой опоре удалось Брянчиной [2].

Автор данной методики считает, что в случае использования мягкой опоры при прыжках, в данном случае двух матов, положенных друг на друга, силы реакции опоры распределены наиболее оптимально в соответствии с функциональными особенностями мышечно-связочного аппарата нижней конечности. Тогда как при плоской жесткой опоре наибольшая нагрузка сдвигается к медиальной стороне стопы, в результате чего она систематически перегружается. Прыжковые же упражнения на мягкой опоре, по мнению автора, позволяют создать более благоприятные условия для общего укрепления организма относительно жесткой опоры.

Рис. 1. Методики коррекции плоскостопия у детей средствами физической культуры

Однако упругая опора по сравнению с мягкой имеет ряд преимуществ: с возрастанием упругости опоры уменьшается ударная нагрузка на стопу [2, 3, 9, 12]; биомеханическая реакция на упругую опору мышечно-связочного аппарата стопы характеризуется перераспределением вклада сократительного элемента и упругих компонентов мышц [5, 9], что благоприятным образом сказывается на способности стопы к удержанию ее свода; при контакте с упругой опорой благодаря ее особым физическим свойствам создаются условия для наиболее оптимального распределения нагрузки по всей стопе [3, 12]; упругая опора при прыжковых упражнениях вследствие своих физических свойств создает мельчайшие волновые колебательные движения [10], которые оказывают положительное воздействие на стопу. И, наконец, специфика прыжковых упражнений на батуте предполагает

высокий эмоциональный фон, обеспечивающий высокий уровень заинтересованности ребенка к предлагаемым занятиям и регулярность их посещения.

Похожий механизм оптимизации упругих компонентов мышц наблюдается в еще одной нетрадиционной методике - специальной программе «Спринг-эластика», разработанной М.Г. Трибуртом [10], одной из задач которой является коррекция плоскостопия. Спецификой и новизной этой методики является принцип «пружины» или пружинистых движений при расслабленных во время исполнения упражнений мышцах. Основные задачи спринг-эластики решаются в основной фазе упражнении - в ходе выполнения пружинистых автоколебательных движений. Таким образом, специфика спринг-эластики определяется тем, что основные движения упражнений являются пассивными взаи-

моподдерживающими в разных частях тела, при участии внешней периодической силы, то есть пассивные движения выполняются по принципу упругих (пружинистых) автоколебаний. Активным элементом в автоколебательной биокинетической системе является упругий волокнистый соединительнотканный компонент ОДА: связки, сухожилия, суставные капсулы, фасции и т.д. Мышцы, которые перекидываются через суставы пассивно двигающихся частей тела, находятся в расслабленном и вытянутом состоянии, что уменьшает влияние на выполнение движений мышечного компонента. При выполнении основных движений спринг-эластики происходит своеобразная смена на противоположные функции активного (мышечного) и пассивного (соединительнотканного) компонентов опорно-двигательного аппарата.

Вывод. Традиционные методики коррекции плоскостопия имеют ряд недостатков: монотонность и однообразие упражнений, их локальный характер, низкий эмоциональный фон и недостаточный уровень двигательной активности. Все нетрадиционные методики объединяет необходимость поиска более эффективных и разнообразных, эмоционально богатых средств коррекции плоскостопия, поиск новых двигательных реакций на выполняемые в определенных условиях упражнения. Каждая из этих методик может с успехом использоваться в качестве эффективного дополнения к традиционным методикам коррекции плоскостопия. Методика прыжков на упругой опоре объединяет все преимущества существующих нетрадиционных методик в единое целое, является эффективным и перспективным методом коррекции плоскостопия у детей.

Литература

1. Бальсевич В.К. Конверсия технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех // Теория и практика физ. культуры. - 1993. - № 4. - С. 21-23.

2. Брянчина Е.Б. Своды стопы и их укрепление прыжковыми упражнениями в младшем школьном возрасте: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. -М., 1977. - С. 22.

3. Гойхман П., Соснина Е. Прыгучесть или упругость [Электронный ресурс] // Материалы международного семинара «Легкая атлетика в XXI веке», по-

священного 100-летнему юбилею Николая Озолина.

- 2008. - URL: www.iaaf-rdc.ru

4. Гребова Л.П. Лечебная физическая культура при нарушениях опорно-двигательного аппарата у детей и подростков: учеб. пособие. - М.: Академия,

2006. - С 18-54.

5. Жумаева А.В. Сопряженное технико-физическое совершенствование квалифицированных прыгунов в длину с использованием локальных отягощений: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2001. - С. 144.

6. Козырева О. В. Лечебная физкультура для дошкольников (при нарушении опорно-двигательного аппарата): пособие для инструкторов лечеб. физкультуры, воспитателей и родителей. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2005. - С. 3-18.

7. Ловейко И.Д. Лечебная физкультура у детей при дефектах осанки, сколиозах и плоскостопии. -Л.: Медицина, 1982. - С. 123-124.

8. Марченко О. К. Сравнительная характеристика данных центральной гемодинамики детей с плоскостопием и здоровых детей дошкольного возраста // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. ХГАДИ (ХХПИ). - Харьков, 2004. - № 6.

- С. 93-97.

9. Немцев О.Б., Полянский А.В. Особенности взаимодействия бегуна с различными опорами // Физическая культура, спорт, биомеханика: материалы междунар. электр. науч. конф. (17-18 мая 2007 г.), Ин-т физ. культуры и дзюдо, Адыг. гос. ун-т. - Майкоп: Изд-во Адыг. гос. ун-та, 2007. - С. 122-126.

10. Панкратова О. Фрагмент интервью с автором методики спринг-эластика [Электронный ресурс]. URL: http://www.elastica.ru/.

11. Потапчук А.А., Матвеев С.В., Дидур М.Д. Лечебная физкультура в детском возрасте. - СПб. : Речь,

2007. - С. 268.

12. Сучилин Н.Г., Савельев В.С., Николаев Н.П. Использование пневматических снарядов-тренажеров с регулируемой упругостью в подготовке национальных сборных // Моделирование спортивной деятельности в искусственно созданной среде (стенды, тренажеры, имитаторы): материалы конф. - М., 1999. -С. 113-115.

13. Стеркина Р.Б., Коркина Ю.В. Итоги первого заседания Научно-методического совета по коррек-ционно-методическим проблемам дошкольного образования МОПО РФ // Дошкольное воспитание. -1997. - № 10. - С. 2-3.

14. Шарманова С.Б., Калугина Г.К. Оздоровительная направленность художественной гимнастики в физическом воспитании детей дошкольного возраста // Физическая культура. - 2004.- № 2. - С. 34-36.

15. Нарушения опорно-двигательного аппарата у детей: учеб. пособие / Н.Л. Черная [и др.]. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - С. 12-25.

Гаськов Алексей Владимирович, доктор педагогических наук, профессор. Бурятский государственный университет. Тел.: 8(301-2) 645322, e-mail: gaskov@bsu.ru

А.В. Гаськов, Г.Я. Галимов, В.А. Кузьмин, М.Д. Кудрявцев, Ю.А. Копылов, В.А. Стрельников. Особенности формирования социально значимых личностных качеств студентов-боксеров как основы будущей профессиональной деятельности

Казанцева Надежда Владимировна, аспирант кафедры теоретических основ физического воспитания. Бурятский государственный университет. Тел.: 89086462477, e-mail: kazanseva.inet@mail.ru

Gaskov Alexey Vladimirovich, doctor of pedagogical sciences, professor. Buryat State University. Tel.: 8(301-2) 645322, e-mail: gaskov@bsu.ru

Kazantseva Nadezhda Vladimirovna, postgraduate student, department of foundations of physical education. Buryat State University. Tel.: 89086462477, e-mail: kazanseva.inet@mail.ru

УДК: 37.037.1

© А. В. Гаськов, Г. Я. Галимов, Т. Г. Арутюнян, М. Д. Кудрявцев

ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОПРИЗЫВНОЙ МОЛОДЕЖИ

В статье обосновываются результаты исследования военно-патриотического и физического воспитания на основе изменений программной взаимосвязи военно-патриотического и физического воспитания учащихся допризывного возраста и допризывной молодежи.

Ключевые слова: патриотизм, допризывное подрастающее поколение, военно-патриотическое воспитание.

A. V. Gaskov, G. Ya. Galimov, T. G. Arutyunyan, M. D. Kudryavtsev

BASIC CONCEPTUAL STATEMENTS OF CHANGES IN MILITARY PATRIOTIC AND PHYSICAL EDUCATION OF PRECONSRIPTION YOUTH

In the article the results of a study of military-patriotic and physical education program are grounded on the basis of changes in the relationship of military-patriotic and physical education students of pre-conscription age and pre-conscription youth.

Keywords: patriotism, pre-conscription young generation, military-patriotic education.

Актуальность исследования. Патриотизм является важнейшим духовным достоянием личности и государства, одним из важнейших элементов общественного сознания - фактором сохранения общественной стабильности, мобилизации сил в чрезвычайных ситуациях, к которым страна должна быть подготовлена заблаговременно.

Чувство патриотизма как форма переживания человеком своего отношения к Отечеству является одним из наиболее глубоких, закрепленных веками чувств, которое выражается в потребности в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования служении Родине, составляет духовно-нравственную основу развития личности.

Готовность встать на защиту Отечества от посягательств различных агрессоров подразумевает и вооруженную защиту, требующую хорошей физической подготовленности [1].

Объект исследования: процесс военно-патриотического и физического воспитания школьников допризывного возраста.

Предмет исследования: программно-методическое и структурно-организационное обеспечение взаимосвязи военно-патриоти-

ческого и физического воспитания допризывной молодежи.

Цель исследования: теоретически обосновать и в опытно-экспериментальной работе проверить программно-методическое и структурно-организационное обеспечение военно-патриотического и физического воспитания допризывной молодежи на основе их взаимосвязи.

Задачи исследования

1. Проанализировать в педагогической теории и практике современное состояние военно-патриотического и физического воспитания.

2. Разработать методы и организацию исследования.

3. Теоретически обосновать и в опытно-экспериментальной работе реализовать программно-методическое и структурно-организационное обеспечение военно-патриотического и физического воспитания юношества в их взаимосвязи.

4. Выявить основные компоненты взаимосвязи военно-патриотического и физического воспитания, обеспечивающие эффективность допризывной подготовки школьников.

Гипотеза исследования: военно-патриотическое и физическое воспитание школьников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.