научно-практической конференции. Красноярск, 23-25 апреля / ред. К.П. Базарин. -Красноярск, 2010. - С. 445-453.
3. Физическая культура как элемент культуры общества и человека / Н.И. Пономарев ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры. - СПб. : [б.и.], 1996. - 280 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.011.3(075)
КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ СУСТАВНО-СВЯЗОЧНОГО АППАРАТА СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП СРЕДСТВАМИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПЛАВАНИЯ
Виктор Леонидович Кондаков, кандидат педагогических наук, доцент, Владимир Вячеславович Дрогомерецкий, аспирант,
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
(НИУ «БелГУ»)
Аннотация
Статья посвящена проблеме нарушений суставно-связочного аппарата студентов вузов. В ней обосновывается и экспериментальным путём доказывается эффективность методики применения оздоровительного плавания для коррекции нарушений суставно-связочного аппарата студентов специальной медицинской группы.
Ключевые слова: учебно-тренировочные занятия по физической культуре, нарушения суставно-связочного аппарата, способы плавания, амплитуды движений крупных суставов, функциональное состояние организма.
CORRECTION OF THE ARTICULAR-LIGAMENTOUS APPARATUS DISORDERS OF THE STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUPS BY MEANS OF HEALTH-
IMPROVING SWIMMING
Victor Leonidovich Kondakov, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Vladimir Vyacheslavovich Drogomeretskiy, the post-graduate student,
Belgorod State National Research University
Annotation
Article is devoted to disorders of the articular-ligamentous apparatus of university students. It has justified and experimentally proved the effectiveness of methods of recreation swimming for correction of the students' disorders of the articular-ligamentous apparatus of the special medical group.
Keywords: educational and training physical culture lessons, disorders of articular-ligamentous apparatus, swimming specific strokes, range of motion of major joints, functional state of organism.
ВВЕДЕНИЕ
Заболевания суставно-связочного аппарата (ССА) являются одними из самых распространенных в мире и часто становятся причиной инвалидности и потери трудоспособности населения [7-9]. В среде студенческой молодёжи вузов России нарушения ССА также распространены и оказывают влияние на профессиональный выбор, ограничивая двигательную активность студентов и затрудняя процесс социализации личности [8,9]. Немало специалистов в научной и популярной литературе называют эффективным средством улучшения состояния ССА оздоровительное плавание [1,3,4,7,8]. Вместе с тем, проведённые аналитические исследования доступной нам литературы не выявили наличие научно обоснованной методики применения оздоровительного плавания на учебнотренировочных занятиях (УТЗ) по физической культуре со студентами специальных медицинских групп (СМГ) с нарушениями ССА. Целесообразность разработки такой методики обусловила актуальность нашего исследования.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Обобщение результатов теоретических [5,6] и собственных экспериментальных исследований позволило выявить эффективные для коррекции нарушений ССА студентов способы плавания: с доской в руках, выполняя движение только ногами: кроль на груди, кроль на боку, кроль на спине, дельфином; с колобашкой (малая доска для ног), зажатой между ног и выполняя движение только руками: брасс, кроль на спине; в полной координации, выполняя движения руками и ногами одновременно: кроль на спине; составные способы, выполняя движения руками и ногами одновременно: руками брассом и ногами кролем на груди, руками брассом и ногами дельфином.
Экспериментальная методика применения оздоровительного плавания со студентами СМГ с нарушениями ССА разрабатывалась согласно утвержденному Примерной программой для вузов годовому планированию: 136 часов в год (68 занятий), по 68 часов (34 занятия) в каждом семестре. Структура УТЗ была следующая: подготовительная часть (суша): ходьба и её виды, комплексы общеразвивающих упражнений (ОРУ) на месте; основная часть (вода): плавание вышеназванными способами, упражнения на месте, безостановочное плавание; заключительная часть (вода): прыжки в воду, статическое плавание, дыхательные упражнения.
Для оценки эффективности экспериментальной методики применения оздоровительного плавания на УТЗ по физической культуре со студентами СМГ с нарушениями ССА был проведён сравнительный педагогический эксперимент. В нём участвовали шесть групп студентов НИУ «БелГУ» (три группы девушек, три группы юношей): две экспериментальных, две опытных, две контрольных. На первых двух и последних двух занятиях в учебном году были произведены: измерения подвижности крупных суставов; тестирование физического развития, физической подготовленности и соматического здоровья занимающихся. Оценка функционального состояния ССА испытуемых производилась с помощью функциональных индексов Ли и Трофимова [9] и метода гониометрии [2]. Для статистического анализа результатов исследований использовали 1-критерий Стьюдента и Б-критерий Фишера.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты педагогического эксперимента показали более выраженные положительные изменения в состоянии ССА у студентов экспериментальных групп (табл. 1-2).
Таблица 1
Показатели функциональных индексов у юношей ЭГ (п=12), ОГ (п=11) и КГ (п=13)
и девушек ЭГ (п=18), ОГ (п=17) и КГ (п=20) до и после педагогического эксперимента
Показатели Порядок тестирования ЭГ Р ОГ Р КГ Р Р ЭГ-ОГ Р ЭГ-КГ Р ОГ-КГ
М±т М±т М±т
Юноши
индекс Ли баллы до 2,7±0,3 * 2,2±0,1 2,2±0,1
после 1,1±0,1 1,0±0,1 1,7±0,1 ** ** **
индекс Трофимова баллы до 2,8±0,3 * 2,0±0,1 2,0±0,2 **
после 0,8±0,1 1,6±0,1 1,8±0,1 * ***
Девушки
индекс Ли баллы до 2,7±0,1 * 2,9±0,3 *** 2,8±0,2 **
после 1,2±0,1 1,4±0,1 2,3±0,1 *** *
индекс Трофимова баллы до 3,3±0,1 * 3,1±0,2 *** 2,7±0,1
после 0,8±0,1 1,7±0,1 2,4±0,1 * * *
* - различия достоверны по критерию Стьюдента (Р<0,05)
** - различия достоверны критерию Фишера (Р<0,05)
***- различия достоверны критериям Стьюдента и Фишера (Р<0,05)
Таблица 2
Подвижность плечевых суставов у юношей ЭГ (n=12), ОГ (n=11) и КГ (n=13) до и
Сустав Движения ЭГ P ОГ P КГ P P ЭГ-ОГ P ЭГ-КГ P ОГ-КГ
M±m M±m M±m
плечевой левый сгибание до 126,4±7,4 * 127,3±9,2 133,6±8,4
после 155,5±6,6 137,2±8,5 134,6±8,2
правый сгибание до 138,8±6,6 * ** 138,9±7,9 138,6±6,7
после 167,5±2,0 142,1 ±7,8 136,4±8,0 *** *
левый разгибание до 32,1±2,0 * ** 31,0±2,8 ** 32,3±2,4
после 37,0±0,7 36,3±1,2 33,0±2,8
правый разгибание до 29,2±1,8 * ** 29,6±2,3 31,1±2,1
после 34,1±1,0 33,0±1,7 30,0±2,5
левый отведение до 122,8±6,7 * 122,0±8,3 129,4±8,0
после 151,5±5,2 142,5±7,5 131,4±8,4
правый отведение до 140,0±7,7 * ** 142,6±9,9 135,3±7,7
после 165,7±3,2 146,6±9,2 133,4±10,0 ** *
левый ротация до 33,5±2,1 * * 32,3±2,9 31,0±2,5
после 38,5±0,4 33,6±2,4 33,0±3,0
правый ротация до 27,8±2,2 * 28,6±2,9 28,1±2,4
после 34,0±1,5 30,0±2,6 28,8±3,1
Таблица 3
Подвижность тазобедренных суставов у девушек ЭГ (n=18), ОГ (n=17) и КГ (n=20) до
Сустав Движения ЭГ P ОГ P К P P ЭГ-ОГ P ЭГ-КГ P ОГ-КГ
M±m M±m M±m
І & о ю о 3 н левый сгибание до 78,4±1,5 ** 84,5±3,7 ** 78,6±1,8
после 75,9±0,4 81,2±1,9 77,0±1,4 ***
правый сгибание до 80,3±1,8 ** 86,4 ±4,3 ** 80,5 ±2,2
после 76,8±0,5 81,6 ±2,2 77,9 ± 1,7 **
левый отведение до 46,2±1,0 *** 42,4±2,3 46,0±1,3
после 48,7±0,4 43,4±2,2 49,8±1,1 *** *
правый отведение до 47,5±1,7 ** 42,8±1,6 47,4±1,9
после 48,4±0,4 43,6±1,5 49,5±1,4 *** *
левый ротация до 37,7±1,2 ** 32,6±2,8 37,6±1,5
после 39,9±0,2 34,2±2,1 36,9±1,2 *** *
правый ротация до 38,9±1,8 ** 33,3±2,3 38,8±1,9
после 39,5±0,2 35,0±2,0 37,6±1,2 ***
Путём оценки ССА студентов экспериментальных групп с помощью функциональных индексов Ли, Трофимова, было определено достоверное улучшение показателей выполнения элементарных бытовых действий у девушек ЭГ, ОГ, КГ. При этом в ЭГ итоговые значения индекса Ли более благоприятны, чем в КГ (p<0,05 по критериям Стью-дента и Фишера); индекса Трофимова - более благоприятны, чем в ОГ и КГ (p<0,05 по критериям Стьюдента и Фишера).
Результаты измерения амплитуд движений крупных суставов студентов ЭГ, ОГ, КГ свидетельствуют об улучшении данного показателя во всех группах. Однако большинство достоверных положительных изменений отмечено в ЭГ (p<0,05 по критериям Стьюдента и Фишера): сгибание, разгибание, отведение и ротация плечевых суставов; сгибание, разгибание, отведение и ротация тазобедренного сустава; сгибание и разгибание коленного сустава.
ВЫВОДЫ
1. Доказана эффективность применения выбранных способов плавания и целесообразность их сочетания с упражнениями в воде на месте для осуществления положительной коррекции ССА студентов СМГ;
2. Подтверждена результативность разработанной методики применения оздоровительного плавания на УТЗ по физической культуре со студентами СМГ с нарушениями ССА.
Статья подготовлена в рамках реализации Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, направление «Гуманитарные науки», мероприятие 1.1 «Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров в области психологических и педагогических наук» по теме: «Разработка новых физкультурно-оздоровительных технологий, способствующих повышению функциональных возможностей организма и обеспечению высокой эффективности образовательной деятельности студентов»
ЛИТЕРАТУРА
1. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание : учеб. пособие для студ. вузов / Н.Ж. Булгакова, С.Н. Морозов, О.И. Попов [и др.] ; под ред. Н.Ж. Булгаковой. -М. : Академия, 2008. - 432 с.
2. Гамбурцев, В. А. Гониометрия человеческого тела / В. А. Гамбурцев. - М. : Медицина, 1973. - 199 с.
3. Ганчар, И.Л. Методика преподавания плавания: технологии обучения и совершенствования : учебник. Ч. 2 / И. Л. Ганчар. - Одесса : Друк, 2006. - 696 с.
4. Горелов, А. А. Опыт использования плавания для оздоровления населения / А.А. Горелов, А.А. Третьяков // Профессионально-личностное развитие студентов в образовательном пространстве физической культуры : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Тольятти, 10-12 ноября 2010 г. : в 2 т. Т. 2 / под общ. ред. В.Ф. Балашовой ; Тольяттинский гос. ун-т. - Тольятти, 2010. - С. 69-73.
5. Дрогомерецкий, В.В. Исследование состояния опорно-двигательного аппарата студентов с помощью гониометрии / В.В. Дрогомерецкий, В. Л. Кондаков // Психологопедагогические технологии повышения умственной и физической работоспособности, снижения нервно-эмоционального напряжения у студентов в процессе образовательной деятельности : материалы Междунар. науч. конф. 16-19 июня 2011 г. : в 2 ч. Ч. 1 / Белгородский гос. ун-т. - Белгород, 2011. - С. 222-226.
6. Дрогомерецкий, В.В. Исследование функционального состояния студентов различных медицинских групп / В.В. Дрогомерецкий, В. Л. Кондаков // Проблемы физкультурного образования: содержание, направленность, методика организация : материалы второго междунар. науч. конгресса / Балтийский федерал. ун-т им. И. Канта. - Калининград, 2011. - С. 155-158.
7. Дубровский, В.И. Лечебная физкультура и врачебный контроль : учебник для студентов мед. вузов / В.И. Дубровский. - М. : ООО «Медицинское информационное агентство», 2006. - 598 с.
8. Епифанов, В.А. Артроз суставов кисти и стопы : клиника, диагностика, лечение / В.А. Епифанов. - М. : МЕДпресс-информ, 2005. - 128 с.
9. Заболотных, И.И. Болезни суставов / И.И. Заболотных. - СПб. : СпецЛит, 2005. - 254 с.
Контактная информация: [email protected]