2011. - № 5 (75). - С. 136-140.
Контактная информация: [email protected]
УДК 316.35
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КРЕАТИВНОСТИ
СТУДЕНТАМИ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Александр Дмитриевич Какухин, кандидат педагогических наук, профессор,
Иван Васильевич Коваль, доктор социологических наук, профессор,
Сибирский федеральный университет (СФУ), г. Красноярск
Аннотация
Одним из направлений в процессах управления становления личности является формирование и использование управленческого потенциала в технологии подготовки конкурентоспособных специалистов спортивного профиля. Достижение этого качества осуществляют у формируемых вузовских специалистов. Выделение физкультурно-спортивной сферы, взаимодействующей и детерминирующей состояние других сфер жизнедеятельности общества, определяет ее ведущую роль в решении этой проблемы.
Ключевые слова: конкурентоспособный специалист; управленческий потенциал; конкурентоспособность.
PEDAGOGICAL APPROACH TO CREATIVITY APPLICATION BY THE
STUDENTS OF THE FACULTY OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT
Alexander Dmitrievich Kakukhin, the candidate of pedagogical sciences, professor,
Ivan Vasilyevich Koval, the doctor of sociological sciences, professor,
Siberian Federal University, Krasnoyarsk
Annotation
One of the trends in management processes of personality growth is the formation and usage of managerial capacity in the technology of preparation of competitive specialists with sports profile. Achievement of this quality is carried out for the university formed specialists. Allocation of physical culture and sports spheres, interacting and determining the status of other spheres of society, determines its leading role in solving this problem.
Keywords: competitive specialist, managerial capacity, competitiveness.
Проблема модернизации сфер жизнедеятельности общества неотделима от совершенствования деятельности социальных институтов образования и науки. Более того их деятельность является одной из главных детерминант реализации ее идей. Кроме этого нельзя не учитывать, что существует социальный заказ подготовки конкурентоспособных специалистов. В этой связи можно утверждать, что модернизация и реализация заказа не только находятся во взаимосвязи, но и с позиций стратегии успешного вхождения России в мировое разделение труда модернизация выступает условием реализации заказа, а не наоборот.
АНАЛИЗ ОПЫТА РЕШЕНИЙ ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗАХ
Проблематика исследований состояния подготовки конкурентоспособных специалистов существенно отличается от исследовательской практики поиска резервов. Представленная характеристика направленности исследований отражает их связь с социальнопроизводственной сферой. В предлагаемой статье ставится вопрос на другом уровне, исследователи исходят из того, что в настоящее время существует социальный заказ «Создание конкурентоспособных специалистов и формирование основ конкурентоспособно-
сти вузов страны в целом».
Наши исследования предполагают, что подготовку конкурентоспособных специалистов физкультурно-спортивного профиля следует связывать с проектированием их карьеры [2]. Однако они в своем исследовании преимущественно сосредоточили свое внимание на мотивационном аспекте формирующихся специалистов спортивнофизкультурного профиля [2]. За пределами их внимания остались проблемы формирования социолого-управленческого, изобретательского и инновационного потенциала.
В 90-е годы обществоведческие науки, преподаваемые в вузах, оказались в сложном положении. Они перестали выполнять свою особую функцию в формировании вузовских специалистов. Именно этим можно объяснить снижение к ним студентов. Например, исследования А.Г. Сабирова показали, что количество студентов, положительно относящихся к этим наукам, снижается. Если в 1994г. число студентов, положительно оценивающих гуманитарные науки, было 65%, то в 1998г. - 57%, негативно -19%, нейтрально - 34%.
В этой связи автор подчеркивает, что безразличие в условиях сегодняшнего хаоса в ценностных ориентациях людей также опасно, как и негативизм [1].
Доказано, что сознание развивается через интеллект человека. В то же время известно, что человек полноценно развивается при гармоничном сочетании действий мыслительных и движений физических. Данная взаимосвязь проявляется в 94,5% случаев наблюдений [3].
Следовательно, нарушение взаимосвязи психического и физического компонентов в человеке не позволит ему быть ни психически-интеллектуальным, ни физически развитым. Отставание либо в психически-интеллектуальном, либо в физическом развитии обуславливает неиспользование сущностных сил личности, не позволяет формировать ее социолого-управленческий, изобретательский, инновационный потенциал.
В последние годы нами предпринята попытка определения знаний у студентов на основе формирования у них управленческого потенциала, востребованного реализацией социального заказа. Для информационного обеспечения этого процесса используются данные социологических исследований о готовности студентов применять свою креативность в управлении социальными процессами в обществе (табл.1).
Таблица 1
Характеристика креативного управленческого потенциала студентов ФФКиС
Наименование объекта, предмета Поток, 2 курс, в % Ю/Д Поток, 4 курс, в % Ю/Д
1.Усовершенствование своей учебной деятельности 76,9/60,0 66,6/100,0
2.Улучшение положения коллег, своих близких 61,5/80,0 77,7/83,3
3.Управление в целом государством, обществом 38,5/20,0 44,4/-
4. Красноярским краем 46,2/20,0 66,7/16,7
5. Городом 69,2/60,0 66,7/16,7
6. Институтом 53,8/60,0 33,3/50,0
7. СФУ 38,5/60,0 55,5/50,0
Интегральные значения 153,22/156,84 159,70/149,99
Различия в интегральных данных 2,37% в пользу девушек 6,47% в пользу юношей
Различия в интегральных данных юношей 4 и 2 курсов 4,2% в пользу юношей 4 курса
Различия в интегральных значениях 2 и 4 курсов ЭФ/ПФ 4,57% в пользу девушек 2 курса
Социологические данные свидетельствуют о наличии особенностей в креативности респондентов, обусловленных как их профессиональной ориентацией, так и гендерной принадлежностью.
Согласно интегральным данным, различия в управленческой креативности на 2 курсе физкультурно-спортивного факультета (ФФКиС) первое место занимает «улучшение положения коллег и близких» (отметили 80,0% девушек), у юношей 76,9% первое
место занимает «управление своей учебной деятельности». Как видно, имеется различие не только в аспектах, но и в оценке приоритетов применения креативности. На втором месте у юношей находится возможность совершенствования управления городом (69,2% ответов, второе место), а у девушек на втором, третьем, четвертом, пятом местах находятся совершенствование своей учебной деятельности, управление городом, институтом и СФУ (по 60,0% ответов по каждому аспекту).
Согласно социологическим данным, 100,0% девушек 4 курса готовы к использованию своей креативности в совершенствовании своей учебной деятельности. На втором месте находится их готовность к улучшению положения коллег и своих близких (83,3% ответов, второе место). 50,0% девушек готовы к использованию своей креативности в управлении факультетом и СФУ.
Ситуация в реализации креативности у юношей 4 курса несколько отличается от положения в группе девушек. Например, 77,7% юношей готовы использовать свою креативность в управлении положением коллег и близких (первое место), но по этому аспекту они отстают от девушек на 7,2%. 66,7% юношей 4 курса акцентированы в использовании своей креативности в управлении своей учебной деятельности, Красноярским краем и городом (второе-третье-четвертое места), Менее всего они готовы к изменениям в управлении факультетом (33,3%), обществом (44,4%) и СФУ (55% ответов).
Следует отметить, что респонденты - девушки второго курса по уровню управленческой креативности превосходят не только юношей на 2,37%, но и девушек 4 курса на 4,57%.
Эти данные свидетельствуют о том, что управленческая креативность как юношей, так и девушек за время обучения в вузе, оставаясь высокой, но мало изменяющейся в целом.
Представляют интерес данные об изменениях в акцентах использования креативного потенциала у студентов (табл. 2).
Таблица 2
Уровень управленческой креативности студентов ФФКиС, направленной
на обеспечение своей конку рентоспособности
Наименование объекта, предмета Поток 2 курса, в % Ю/Д Поток 4 курса, в % Ю/Д
Усовершенствование своей учебной деятельности 76,9/60,0 66,6/100,0
Институтом (факультетом) 53,8/60,0 33,3/50,0
Интегральные значения 93,85/84,85 74,46/111,80
Различия в интегральных данных 10,61% в пользу юношей 50,15% в пользу девушек
Различия в интегральных значениях по курсам у юношей ЭФ/ПФ 26,04% в пользу юношей 2 курса
Различия в интегральных значениях по курсам у девушек ПФ/ЭФ 31,76% в пользу девушек 4 курса
Данные опроса показывают, что респонденты обоих курсов в значительной мере готовы к использованию креативности в управлении совершенствованием своей учебной деятельности и факультетом, т. е. в изменении условий обеспечения своей конкурентоспособности (первый ранг на табл. 2).
Направленность креативности у юношей на повышение эффективности своей учебной деятельности на 26,5% выше, чем у девушек. В то же время показатели девушек выше в ориентации на использование своей креативности в совершенствование деятельности факультета на 9,0%, чем юношей на этом курсе.
На 4 четвертом курсе 100,0% девушек акцентируют свою креативность на совершенствование своей учебной деятельности, что на 50,0% больше, чем юношей. Такое же соотношение в направленности потенциала креативности на повышение эффективности функционирования факультета.
Исходя из концептуальных положений о необходимости формирования конкурентоспособных специалистов, имеет особое значение использование управленческой креативности у респондентов для решения проблемы повышения эффективности, как личного использования потенциала, так и в целом ФФКиС. Отсюда вытекает особое значение данных об интегральных значениях направленности креативности на повышение эффективности подготовки конкурентоспособных специалистов спортивно-физкультурного профиля (табл. 2).
Согласно табличным данным, интегральные значения по группам юношей и девушек об управленческой креативности, направленной на обеспечение их конкурентоспособности, различаются на 10,61% в пользу юношей 2 курса. На 4 курсе показатели девушек на 50,15% выше, чем у юношей.
Интегральные значения у юношей 2 курса на 26,04% выше, чем у юношей 4 курса, а интегральные значения выше на 31,76% в пользу девушек 4 курса. Отсюда вытекает, что процесс роста направленности креативности девушек на повышение эффективности учебного процесса существенно опережает стремления юношей. Таким образом, девушки 4 курса в большей мере осознают потребность, а, следовательно, и предвидят возможность позитивных изменений в учебном процессе и их роль формировании конкурентных деловых и личностных качеств.
Согласно данным, у девушек потребность в позитивных изменениях опережает идентичную потребность у юношей (табл.2), отсюда следует вывод о том, что девушки в большей мере осознают необходимость обеспечения своей конкурентоспособности, чем юноши, а потому, можно утверждать, что их управленческая креативность в большей мере в настоящее время направлена на решение этой задачи (Табл. 2).
Так как авторы исследуют управленческую креативность в трех уровнях и в двух основных аспектах, то представляет интерес характеристика управленческой креативности студентов, направленной на совершенствование своей среды жизнедеятельности и социальных институтов (табл. 3).
Таблица 3
Характеристика управленческой креативности студентов, направленной на совер-
шенствование своей среды жизнедеятельности и социальных институтов
Наименование объекта, предмета Поток, 2 курс, в % Ю/Д Поток, 4 курс, в % Ю/Д
1. Улучшение положения коллег, своих близких 61,5/80,0 77,7/83,3
2.Управление: в целом государством, обществом 38,5/20,0 44,4/-
3. Красноярским краем 46,2/20,0 66,7/16,7
4. Городом 69,2/60,0 66,7/16,7
5. Институтом (факультетом) 38,5/60,0 55,5/50,0
Интегральные значения 129,11/131,91 141,28/99,98
Различия в интегральных данных 2,17% в пользу девушек 41,31% в пользу юношей
Различия в интегральных значениях по курсам юношей Ф/ПФ 9,43% в пользу юношей 4 курса
Различия в интегральных значениях по курсам девушек ПФ/ЭФ 39,94% в пользу девушек 2 курса
Исходя из табличных данных, видно, что различия в интегральных значениях управленческой креативности юношей и девушек имеют разнонаправленные тенденции: одна к росту, составляя около 9,43% в пользу юношей 4 курса, и другая тенденцию - к снижению креативности на 39,94% в пользу девушек 2 курса.
Несомненно, что юноши в большей мере осознают потребность в изменениях среды своей жизнедеятельности, а девушки в меньшей.
Очевидно, что управленческая креативность юношей и девушек в разной мере ориентирована на изменения среды обитания и деятельности социальных институтов.
Обеспечению роста креативности студентов служит многоаспектная деятельность преподавательского фактора и руководства факультета физической культуры и спорта.
Учеными-исследователями, преподавателями факультета проделана большая работа по созданию учебников и учебных пособий. По личной инициативе изданы монографии и методические пособия, в которых отражены поиски формирования конкурентоспособных специалистов.
Сущностные характеристики управленческих ориентаций формируемых руководителей трудовых коллективов:
Ориентация на дело (Д) характеризует уровень компетентности, способность к самостоятельному принятию решений, личную продуктивность руководящего специалиста. Показатели у юношей на 20,0%, чем у девушек.
Ориентация на отношения с людьми (П) характеризует воспитательную, гуманную направленность руководящего специалиста, его умение делегировать полномочия, вовлекать членов в процесс принятия решений. Показатели у девушек на 1,3% выше, чем у юношей.
Ориентация на себя (С) характеризует стремление руководящего специалиста реализовать себя в руководящей работе, добиться личных целей, стремление к самостоятельности и независимости. Показатели у девушек на 7,0 % выше, чем у юношей.
Ориентация на официальную субординацию (О) характеризует стремление руководящего специалиста соблюдать внешние проявления деятельности руководителя, казаться руководителем, соблюдать большую дистанцию с подчиненными, сохранять авторитет любой ценой. Показатели у девушек на 13,7% выше, чем у юношей (табл. 4).
Таблица 4
Дифференциация управленческого потенциала студентов 2 курса физкультурноспортивного профиля в зависимости от оценки характера социально_________________________производственных ситуаций_________________________
Респонденты Характеристика управленческого решения
Ориентация на дело Ориентация на отношения с подчиненными Ориентация на себя Ориентация на официальную субординацию
(Количество принятых решений в %)
1. Девушки 25.0 22.0 32.1 20.8
2.Юноши 30.0 21.7 30.0 18.3
Сравнительный анализ 20.0% в пользу юношей 1,3% в пользу девушек 7,0% в пользу девушек 13,7% в пользу девушек
ВЫВОДЫ
1) Юноши в большей мере склоны использовать свой потенциал, ориентируясь на дело, а девушки больше уделяют внимания гармонии отношений со своими подчиненными;
2) Девушки в большей мере ориентируются на самореализацию своего потенциала в деловых решениях и субординации;
3) В то же время следует констатировать, что юноши в начале формирования своего управленческого потенциала недооценивают роль субординации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Добреньков, В. И. Фундаментальная социология : в 15 т. Т. 2 : Эмпирическая и прикладная социология / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - М. : ИНФРА-М, 2004. - 986 с.
2. К вопросу о проектировании карьеры специалистов спортивнофизкультурного профиля / О.О. Катцын, И.В. Коваль, О.Н. Московченко, А. Д. Какухин // Физическая культура и спорт в системе образования : материалы XII Всероссийской
научно-практической конференции. Красноярск, 23-25 апреля / ред. К.П. Базарин. -Красноярск, 2010. - С. 445-453.
3. Физическая культура как элемент культуры общества и человека / Н.И. Пономарев ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры. - СПб. : [б.и.], 1996. - 280 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.011.3(075)
КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ СУСТАВНО-СВЯЗОЧНОГО АППАРАТА СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП СРЕДСТВАМИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПЛАВАНИЯ
Виктор Леонидович Кондаков, кандидат педагогических наук, доцент, Владимир Вячеславович Дрогомерецкий, аспирант,
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
(НИУ «БелГУ»)
Аннотация
Статья посвящена проблеме нарушений суставно-связочного аппарата студентов вузов. В ней обосновывается и экспериментальным путём доказывается эффективность методики применения оздоровительного плавания для коррекции нарушений суставно-связочного аппарата студентов специальной медицинской группы.
Ключевые слова: учебно-тренировочные занятия по физической культуре, нарушения суставно-связочного аппарата, способы плавания, амплитуды движений крупных суставов, функциональное состояние организма.
CORRECTION OF THE ARTICULAR-LIGAMENTOUS APPARATUS DISORDERS OF THE STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUPS BY MEANS OF HEALTH-
IMPROVING SWIMMING
Victor Leonidovich Kondakov, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Vladimir Vyacheslavovich Drogomeretskiy, the post-graduate student,
Belgorod State National Research University
Annotation
Article is devoted to disorders of the articular-ligamentous apparatus of university students. It has justified and experimentally proved the effectiveness of methods of recreation swimming for correction of the students' disorders of the articular-ligamentous apparatus of the special medical group.
Keywords: educational and training physical culture lessons, disorders of articular-ligamentous apparatus, swimming specific strokes, range of motion of major joints, functional state of organism.
ВВЕДЕНИЕ
Заболевания суставно-связочного аппарата (ССА) являются одними из самых распространенных в мире и часто становятся причиной инвалидности и потери трудоспособности населения [7-9]. В среде студенческой молодёжи вузов России нарушения ССА также распространены и оказывают влияние на профессиональный выбор, ограничивая двигательную активность студентов и затрудняя процесс социализации личности [8,9]. Немало специалистов в научной и популярной литературе называют эффективным средством улучшения состояния ССА оздоровительное плавание [1,3,4,7,8]. Вместе с тем, проведённые аналитические исследования доступной нам литературы не выявили наличие научно обоснованной методики применения оздоровительного плавания на учебнотренировочных занятиях (УТЗ) по физической культуре со студентами специальных медицинских групп (СМГ) с нарушениями ССА. Целесообразность разработки такой методики обусловила актуальность нашего исследования.