«ПЕДАГОГИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА» Электронный журнал Камского государственного института физической культуры Рег.№ Эл №ФС77-27659 от 26 марта 2007г
№1 (1/2006)
УДК 61:796
КОРРЕКЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТУБЕРКУЛЕЗНОЙ ИНТОКСИКАЦИЕЙ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Кандидат биологических наук, доцент Ф.Р. Зотова Камский государственный институт физической культуры,
г. Набережные Челны Старший преподаватель В.А. Мартынова Елабужский государственный педагогический университет,
г. Елабуга
PHYSICAL PRESCHOOL CHILDREN WITH TUBERCULOSIS INTOXICATION STATE CORRECTION WITH PHYSICAL CULTURE
DEVICES
Ph.D., Associate Professor F.R. Zotova, Kama State Institute Of Physical Culture, Naberezhnye Chelny Senior teacher V.A. Martynova Elabuzskiy State Pedagogical University, Elabuga
Ключевые слова: коррекция, физическое состояние, дошкольники, туберкулезная итоксикация, физическая культура
Аннотация. В статье рассматриваются особенности показателей физического развития и физической подготовленности детей дошкольного возраста с туберкулезной интоксикацией. Даны теоретическое и экспериментальное обоснования программы физических упражнений, основанной на элементах туризма, предназначенной для коррекции физического состояния дошкольников с заболеваниями дыхательной системы. Key words: correction, Physical state, preschool children, tuberculosis intoxication, physical culture
Summary: The article tells the features of physical state and physical readiness of preschool children with tuberculosis intoxication. There are theoretical and experimental substantiation of the physical culture program based on tourism elements and made for the physical state correction of preschool children with breath sickness system.
Одним из важнейших направлений социальной политики государства является обеспечение здоровья нации, что обусловливается наметившейся тенденцией к ухудшению состояния здоровья детей, увеличением количества детей, страдающих соматическими и нервно-психическими заболеваниями. По данным педиатров, количество детей дошкольного возраста с хроническими заболеваниями составляет 17-20%. Первое место в структуре их заболеваемости занимают болезни органов дыхания, от успешного функционирования которых зависит уровень развития основных физиологических систем организма, общее состояние и здоровье детей. Исследователи отмечают рост заболеваемости населения туберкулезом, в том числе среди детской популяции. По данным эпидемиологов республики Татарстан, заболеваемость туберкулезом в период 2000-2005гг. колебалась от 60,9 до 78,5 на 100 тыс. населения, среди заболевших немалую долю составляют дети дошкольного возраста.
В настоящее время создание эффективных здоровьесберегающих технологий, разработка коррекционно-развивающих программ на основе рациональных двигательных режимов для детей дошкольного возраста с туберкулезной интоксикацией является актуальной задачей, ибо отсутствие таковых снижает результативность оздоровительно-профилактических мер, затягивает период реабилитации.
Специальные исследования выявили результативность применения туризма в развитии физических и интеллектуальных возможностей детей и подростков, однако он не нашел широкого применения в практике дошкольного физического воспитания, в оздоровлении детей с туберкулезной интоксикацией.
На основе анализа научно-методической литературы и изучения практики физического воспитания дошкольников мы пришли к заключению о необходимости систематизации имеющихся данных по проектированию и внедрению коррекционно-оздоровительных программ для детей с заболеваниями дыхательной системы, теоретического и экспериментального обоснования использования туризма в реабилитации детей, перенесших туберкулезную интоксикацию.
Таким образом, выявлено противоречие между:
- необходимостью повышения оздоровительного эффекта физических упражнений, применяемых в физическом воспитании дошкольников с заболеваниями дыхательной системы, и недостаточной разработанностью оздоровительных технологий физического воспитания;
- потенциальными возможностями туризма в оздоровлении, физическом совершенствовании дошкольников с заболеваниями дыхательной системы и
фрагментарностью его использования в практике физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).
Цель исследования: экспериментальное обоснование использования коррекционно-оздоровительной программы, базирующейся преимущественно на туризме, в повышении функциональных возможностей организма, физической подготовленности детей дошкольного возраста.
Методы и методика исследования: Исследования проводились с февраля 2002г по май 2005г на базе детских садов г. Набережные Челны: ДОУ № 5 санаторно-курортного типа, куда поступают дети с туберкулезной интоксикацией и дети, находящиеся в контакте с туберкулезными больными и ДОУ № 77. К исследованию были привлечены 49 дошкольников в возрасте 5-6 лет, в том числе 24 мальчика и 25 девочек, имеющие отклонение в реакции Манту или контактирующие, посещающие ДОУ санаторного типа (экспериментальная группа - ЭГ.). Реабилитация данного контингента детей в ДОУ происходит на протяжении 6-12 месяцев. В контрольную группу (КГ) были привлечены 88 сверстников основной медицинской группы, в том числе 45 мальчиков.
В контрольной группе физическое воспитание осуществлялось на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду». В процессе занятий по физическому воспитанию дошкольников экспериментальной группы использовалась разработанная в ходе исследования коррекционно-оздоровительная программа, базирующаяся преимущественно на туристических упражнениях. Во всех группах занятия проводились с одинаковой кратностью и продолжительностью. Программа каждого года была рассчитана на десять месяцев (с сентября по июнь).
В рамках исследования нами была разработана программа по физической культуре с использованием средств туризма. Помимо туристических упражнений, преимущественным в ее содержании были следующие средства: подвижные игры оздоровительно- коррекционной направленности, дыхательные упражнения, элементы хат - ха йоги.
Программа состоит из следующих разделов: образовательный, физкультурно-оздоровительный, коррекционно-профилактический и диагностический.
Образовательный раздел. Содержание этого раздела направлено на формирование теоретических знаний дошкольников о физическом состоянии и физическом развитии человека, строении его, работе сердца и органов дыхания во время выполнения физических упражнений, а также о видах туризма, предназначении и устройстве некоторых туристических снаряжений, способах ориентирования на местности, правилах поведения в лесу.
Формирование знаний дошкольников осуществлялось на познавательных занятиях, а также физкультурных занятиях с туристической направленностью с участием воспитателя и медицинского работника ДОУ. Физкультурные занятия проводились в форме природоведческих прогулок, прогулок-разведок, прогулок-поисков, спортивных викторин и конкурсов.
Физкультурно-оздоровительный раздел. Содержание данного раздела направлено на повышение функциональных возможностей кардиореспираторной системы, формирование туристических умений, преодоление отставания в уровне развития физических качеств. Содержание раздела реализовывалось на физкультурных занятиях(3 раза в неделю по 30 минут, в том числе с сентября по ноябрь и с апреля по июнь - на улице), в досуговой деятельности: спортивных праздниках, развлечениях (1 раз в квартал), днях здоровья (ежемесячно), прогулках на воздухе (ежедневно). Основные средства, используемые в этом разделе: туристические прогулки (от 500м в сентябре до 2500м в июне), экскурсии, подвижные игры (игры малой, средней и большой подвижности), круговая тренировка(4 комплекса круговой тренировки, используемые в период с декабря по март), туристические эстафеты, аттракционы.
Коррекционно-профилактический раздел. Содержание раздела направлено на профилактику простудных заболеваний, закаливание организма, улучшение дренажной функции бронхов, рассасывание воспалительных образований. Содержание этого раздела реализовывалось на занятиях по ЛФК (два раза в неделю по 30-35 минут), утреней гимнастики, физкультминутках, физкультурных паузах, и включало такие средства, как ароматерапия, фитотерапия, элементы хат - ха йоги, коррекционно-профилактические игры и игровые упражнения, корригирующие упражнения для исправления нарушений осанки, плоскостопия. Особое внимание уделялось дыхательным упражнениям (дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой и К.П. Бутейко), поскольку эта категория детей имеет интоксикацию легких или контактные дети. Дыхательные упражнения сочетались с общеобразовательными и включались во все физкультурные мероприятия.
Диагностический раздел. Содержание раздела направлено на изучение показателей физического развития и физической подготовленности, уровня здоровья исследуемых дошкольников в процессе эксперимента. Физическое развитие определяли методами антропометрии и функциональных проб (8 показателей), физическую подготовленность -методом контрольных тестов (5 показателей), уровень здоровья - методом экспресс-оценке по С.В. Хрущеву, изучением медицинских карт.
Работа с родителями проводилась с целью приобщения их к оздоровительной деятельности; расширения их знаний о возможностях средств физической культуры в повышении функциональных возможностей организма, формирования ценностного отношения к своему здоровью и физическому, психическому здоровью детей. Необходимость данного раздела обусловлено тем, что знания, полученные в дошкольных учреждениях, могут противоречить практике жизни семьи, ведущей нездоровый образ жизни. В результате полученные знания могут становиться для ребенка абстрактными, оторванными от реальной жизни. С этой целью с родителями проводились родительские собрания, где рассматривались вопросы мониторинга физического развития, физической подготовленности и уровня здоровья дошкольников, содержания и методики проведения занятий физической культурой с дошкольниками в домашних условиях, а также (раз в квартал) - совместные физкультурно-массовые мероприятия.
Педагогическими условиями, способствующим повышению эффективности программы оздоровления детей дошкольного возраста с заболеванием дыхательной системы в дошкольном образовательном учреждении, являются:
- активная позиция семьи в вопросах оздоровления детей дошкольного возраста, сотрудничество ДОУ и семьи в физкультурно-оздоровительной работе;
- участие всего педагогического коллектива, медицинских работников, администрации в оздоровительной работе, что становиться возможным при формировании у них знаний и умений по проведению оздоровительной работы, их убежденности в важности и эффективности такой работы, моральном и материальном стимулировании их деятельности в этом направлении;
- индивидуально- типологическая адресованность и соответствие оздоровительной программы туристической направленности возможностям и потребностям дошкольников, дозирование физических нагрузок в процессе реализации программы с учетом возраста, тяжести интоксикации, времени пребывания в ДОУ, уровня двигательной подготовленности и двигательной активности, состояния здоровья и психического развития детей;
- создание особого психолого-педагогического и бытового комфорта в ДОУ для быстрой адаптации детей дошкольного возраста с заболеванием дыхательной системы и оперативного включения их в реабилитационную деятельность;
- создание специальной материально-технической базы для реализации программы (приобретение простейшего туристического снаряжения, проектирование туристических троп и «станций» и др.).
Результаты исследования.
Эффективность методики применения туризма в процессе физического воспитания детей 5-7 лет оценивалась посредством сравнения показателей здоровья, физического развития и физической подготовленности детей ЭГ и КГ до и после проведения эксперимента. Проведенное до начала эксперимента комплексное обследование состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности детей обеих групп позволило заключить, что дети с туберкулезной интоксикацией отстают от сверстников контрольной группы по ряду показателей физического развития (в индексах Скибинского и Руфье, ИГСТ, пробах Штанге и Ромберга), физической подготовленности в беге 10 м с обеганием предметов, беге 30 м, прыжках в длину с места, приседании за 30 сек, уровне физического здоровья (табл.).
Таблица
Изменение показателей физического развития и физической подготовленности дошкольников экспериментальной и контрольной группы за период исследования _(х+Бх)_
Показатели, единицы Экспериментальная группа Контрольная группа
измерения
в начале в конце в начале в конце
эксперим эксперим. эксперим эксперим.
Физическое развитие
Индекс Скибинского, усл.ед 163,05±7,07 196,62+8,74 189,26+5,97 223,19+13,80
Проба Штанге, с 14,36+0,32 18,35+0,59 14,85+0,17 15,35+0,24
Проба Ромберга, с 31,17+4,54 52,94+0,93 39,75+2,48 53,23+1,76
Индекс Руффье, усл.ед. 13,75+1,08 7,05+0,72 8,09+0,41 5,11+0,42
ИГСТ, усл.ед 44,24+1,43 52,78+0,76 47,6+1,04 56,06+1,58
ЖЕЛ, мл 950+28,28 1117,64+33,5 1054,5+19,7 1132,35+31,3
Жизн. инд., мл/кг. 50,05+2,06 50,44+1,46 51,02+1,94 51,56+1,05
ЧСС уд./мин. 90,6+2,40 89,82+2,74 85,09+2,62 84,94+1,38
( Физическая подготовленность
Бег 30 м, с 8,95+0,24 7,82+0,15 8,46+0,05 7,16+0,10
Прыжки в длину с места, см 79,84+2,68 103,25+2,84 86,82+1,8 111,24+1,45
Метание в даль, м:
- правой рукой 4,38+0,20 6,01+0,26 4,84+0,12 5,82+0,16
- левой рукой 3,4+0,15 5,04+0,20 4,18+0,12 5,50+0,14
Бег 10м. с обеган. предм., с 6,81+0,25 5,27+0,10 5,62+0,08 4,71+0,05
Приседание за 30 с, кол.раз. 16,48+0,50 24,37+0,29 18,96+0,3 26,68+0,88
После завершения педагогического эксперимента было проведено повторное медико-педагогическое обследование детей ЭГ и КГ. Изменение показателей физического развития детей дошкольного возраста в ходе педагогического эксперимента показало достоверные положительные изменения результатов в обеих группах, однако прирост результатов в ЭГ выше по сравнению с КГ.
Так, в экспериментальной группе физическая работоспособность (индекс Руфье) увеличилась почти в два раза, прирост в индексе Скибинского составил 20,6% ( КГ -
17,9%), пробе Штанге -27,8% (КГ -17,8%), пробе Ромберга -69,8% (в КГ -33,9%), ЖЕЛ -17,6% (в КГ -7,4%), что свидетельствует о повышении функциональных возможностей органов дыхания и кровообращения.
В ходе итогового педагогического тестирования физической подготовленности обеих групп наблюдались достоверные положительные изменения результатов, что объясняется, с одной стороны, возрастным развитием, а с другой - эффективностью применяемых физических упражнений. Сравнительный анализ показателей физической подготовленности детей после проведения эксперимента выявил достоверные (р<0,05) различия в результатах экспериментальной и контрольной групп - дошкольники КГ достоверно опережают сверстников ЭГ во всех контрольных упражнениях, кроме метания вдаль правой рукой. В то же время темпы изменений показателей физической подготовленности более высоки в ЭГ (в метании мешочка вдаль, беге 10 м с обеганием предметов, приседании) и в силу этой тенденции результаты дошкольников ЭГ приближаются к таковым детей КГ.
Важным итогом нашего эксперимента является то, что в ЭГ на 55,45% уменьшилось число детей с низким и ниже среднего уровнем здоровья, возросло на 35,45 % детей с уровнем выше среднего, на 20% снизилась простудная заболеваемость.
Таким образом, полученные результаты позволили сделать выводы о том, что предлагаемая экспериментальная программа по физическому воспитанию коррекционно-оздоровительной направленности, базирующаяся на туристических упражнениях, способствует высокому приросту показателей физического развития, физической подготовленности и уровня здоровья детей дошкольного возраста с заболеваниями дыхательной системы.