Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 34 (325).
Образование и здравоохранение. Вып. 2. С. 56-58.
В. А. Мартынова
КОРРЕКЦИОННО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ТУБИНФИЦИРОВАННЫХ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Рассматривается теоретическое и экспериментальное обоснование коррекционно-оздоровительной программы физического воспитания тубинфицированных детей дошкольного возраста. Показана динамика заболеваемости детей дошкольного возраста с туберкулёзной интоксикацией, исследовано их физическое развитие.
Ключевые слова: физическое развитие, тубинфицированность, дети дошкольного возраста, средства физического воспитания, методы и формы организации.
Здоровье населения — важнейший показатель социально-экономического развития страны и один из основных критериев качества жизни. Процессы формирования общественного здоровья вполне объективно отражают социальную среду жизнедеятельности и в определённой мере характеризуют состояние окружающей среды конкретного региона.
Особую тревогу сегодня вызывает ухудшение здоровья детей и подростков. Их численность в общей массе населения страны уменьшилась на 4,2 млн и составляет сегодня 35 млн. Около 75 % детей дошкольного возраста имеют серьёзные отклонения в уровне здоровья. Здоровые дети среди школьников младших классов составляют 10— 12 %, а среди старших — всего 5 %. Более чем у 50 % детей разного возраста диагностируются хронические заболевания.
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики1, в 2012 г. было выявлено с первичным анализом болезни органов дыхания у детей 26 579,6 тыс. чел. (в 1995 г.— 22 952,2 тыс. чел.).
В России в 2012 г. было зарегистрировано 97,5 тыс. человек больных с диагнозом активного туберкулёза (в 1995 г.— 85,0 тыс. чел.).
В данной ситуации необходим поиск эффективных мер по оздоровлению тубинфицированных детей и профилактике распространения туберкулёзной инфекции.
Материалы и методы исследования. Нами разработана программа физического воспитания тубинфицированных детей дошкольного возраста, которая представляет собой поликомпо-
1 Здравоохранение [Электронный ресурс] : офиц. статистика // Сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ population/healthcare/
нентную структуру, включающую цель, задачи, принципы, структуру программы физического воспитания, методические особенности, формы организации, критерии оценки; педагогические условия.
Цель — способствовать повышению уровня физического здоровья тубинфицированных детей дошкольного возраста.
Задачи:
- оздоровительные — повышение показателей физического развития и физической подготовленности, снижение заболеваемости острыми респираторными инфекциями, укрепление и повышение иммунитета);
- образовательные — формирование и совершенствование жизненно важных двигательных умений и навыков;
- воспитательные — приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями; всестороннее гармоничное развитие ребёнка;
- коррекционные — коррекция и совершенствование дыхательной функции; коррекция физического развития и физической подготовленности; коррекция и нормализация психоэмоционального состояния; формирование неспецифической сопротивляемости организма тубинфици-рованных детей дошкольного возраста вредным факторам внешней среды.
В основу разработки были положены следующие педагогические принципы: индивидуальнодифференцированного подхода, согласованности, комплексности.
Программа состоит из двух основных блоков: базового (основан на программе «Воспитание и обучение в детском саду» М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова, 2004) и вариативного (основанного на применении туристических упражнений, коррекционно-оздоровительных подвижных игр, дыхательных
упражнений, элементов йоги, психогимнастики М. И. Чистяковой, точечного массажа по А. А. Уманской).
Формы организации: физкультурные занятия, предусмотренные программой «Воспитание, обучение в детском саду» (2 раза в неделю), занятия ЛФК с применением нетрадиционных средств оздоровления (1 раз в неделю), физкультурный досуг; физкультурные праздники; день здоровья, «Семейная физическая культура», физкультурнооздоровительные мероприятия в режиме дня.
Критерии оценки — оценка заболеваемости, физического развития.
Педагогические условия: активная позиция семьи в вопросах оздоровления детей дошкольного возраста, сотрудничество ДОУ и семьи в физкультурно-оздоровительной работе; участие всего педагогического коллектива, медицинских работников и администрации в оздоровительной работе; индивидуально-типологическая адресованность и соответствие оздоровительной программы возможностям и потребностям
♦ Контрольная группа —А— Экспериментальная группа
Рис. 1. Показатели количества дней болезни детей 6-7 лет за период проведения эксперимента
100
90
80
70
60
50
40
30
20
10
0
94,44
41,78
41,13
31,25
14,75
5,45
2,37 1,68 і Чім________
10,64
24,04
3,57
1,92
1 111 ILL-
21,13
4,61 2,65
I hm ,
40,56
14,28
58,92
I 4,79
ПЇЇ1 ,
,04
3 4 5 6
□ Экспериментальная группа
7 8 9 10
Ш Контрольная группа
Рис. 2. Прирост показателей физического развития тубинфицированных девочек 6-? лет
за период проведения эксперимента, %:
1 — масса тела, 2 — длина тела, 3 — ЖЕЛ, 4 — проба Штанге, 5 — ЧСС, 6 — проба Ромберга, 7 — индекс Робинсона, 8 — индекс Скибински, 9 — жизненный индекс, 10 — степ-тест.
дошкольников; создание в ДОУ особого психо-лого-педагогического и бытового комфорта для быстрой адаптации детей дошкольного возраста с заболеваниями дыхательной системы и оперативного включения их в реабилитационную деятельность.
Результаты исследования и их обсуждение. Для оценки влияния данной программы физического воспитания нами рассматривалась динамика пропущенных по болезни дней в период проведения педагогического эксперимента и физическое развитие ребёнка.
В процессе эксперимента в течение 10 месяцев исследования дети в контрольной группе пропустили по болезни 1 122 дня. В экспериментальной группе данный показатель составил 952 дня. При этом на одного ребёнка количество дней болезни составило в контрольной группе 40, а в экспериментальной группе — 32 дня (рис. 1).
При рассмотрении тестов, характеризующих физическое развитие у девочек, было выявле-
но в конце эксперимента, что в экспериментальной группе существенно изменились результаты индекса Скибински (прирост составил 99,44 %), степ-теста (прирост — 58,92 %), ЖЕЛ (прирост — 31,25 %), жизненного индекса (прирост — 14,28 %), пробы Ромберга (прирост — 41,13 %), пробы Штанге (41,78 %). В контрольной группе девочек 6-7 лет прирост тех же показателей за указанный период составил 40,56; 5,45; 10,64; 4,79; 8,04; 24,04 % соответственно.
На рис. 2 показан прирост показателей физического развития тубинфицированных девочек за период проведения эксперимента.
Таким образом, в ходе формирующего эксперимента было установлено, что физическое воспитание тубинфицированных детей дошкольного возраста на основе разработанной модели оказывает существенное положительное воздействие на состояние их здоровья, физическое развитие, что прослеживается в положительной динамике результатов.