Научная статья на тему 'Коррекционно-оздоровительная программа физического воспитания тубинфицированных детей дошкольного возраста'

Коррекционно-оздоровительная программа физического воспитания тубинфицированных детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
328
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ТУБИНФИЦИРОВАННОСТЬ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ / PHYSICAL DEVELOPMENT / TB-INFECTED / CHILDREN OF PRESCHOOL AGE / MEANS OF PHYSICAL TRAINING / METHODS AND ORGANIZATION FORMS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мартынова Виктория Александровна

Рассматривается теоретическое и экспериментальное обоснование коррекционно-оздоровительной программы физического воспитания тубинфицированных детей дошкольного возраста. Показана динамика заболеваемости детей дошкольного возраста с туберкулёзной интоксикацией, исследовано их физическое развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мартынова Виктория Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRECTIONAL AND IMPROVING PROGRAM OF PHYSICAL TRAINING OF TBINFECTED CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

Theoretical and experimental justification of the correctional and improving program of physical training of TB-infected children of preschool age is considered. Dynamics of incidence of children of preschool age with tubercular intoxication is shown, their physical development is investigated.

Текст научной работы на тему «Коррекционно-оздоровительная программа физического воспитания тубинфицированных детей дошкольного возраста»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 34 (325).

Образование и здравоохранение. Вып. 2. С. 56-58.

В. А. Мартынова

КОРРЕКЦИОННО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ТУБИНФИЦИРОВАННЫХ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Рассматривается теоретическое и экспериментальное обоснование коррекционно-оздоровительной программы физического воспитания тубинфицированных детей дошкольного возраста. Показана динамика заболеваемости детей дошкольного возраста с туберкулёзной интоксикацией, исследовано их физическое развитие.

Ключевые слова: физическое развитие, тубинфицированность, дети дошкольного возраста, средства физического воспитания, методы и формы организации.

Здоровье населения — важнейший показатель социально-экономического развития страны и один из основных критериев качества жизни. Процессы формирования общественного здоровья вполне объективно отражают социальную среду жизнедеятельности и в определённой мере характеризуют состояние окружающей среды конкретного региона.

Особую тревогу сегодня вызывает ухудшение здоровья детей и подростков. Их численность в общей массе населения страны уменьшилась на 4,2 млн и составляет сегодня 35 млн. Около 75 % детей дошкольного возраста имеют серьёзные отклонения в уровне здоровья. Здоровые дети среди школьников младших классов составляют 10— 12 %, а среди старших — всего 5 %. Более чем у 50 % детей разного возраста диагностируются хронические заболевания.

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики1, в 2012 г. было выявлено с первичным анализом болезни органов дыхания у детей 26 579,6 тыс. чел. (в 1995 г.— 22 952,2 тыс. чел.).

В России в 2012 г. было зарегистрировано 97,5 тыс. человек больных с диагнозом активного туберкулёза (в 1995 г.— 85,0 тыс. чел.).

В данной ситуации необходим поиск эффективных мер по оздоровлению тубинфицированных детей и профилактике распространения туберкулёзной инфекции.

Материалы и методы исследования. Нами разработана программа физического воспитания тубинфицированных детей дошкольного возраста, которая представляет собой поликомпо-

1 Здравоохранение [Электронный ресурс] : офиц. статистика // Сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ population/healthcare/

нентную структуру, включающую цель, задачи, принципы, структуру программы физического воспитания, методические особенности, формы организации, критерии оценки; педагогические условия.

Цель — способствовать повышению уровня физического здоровья тубинфицированных детей дошкольного возраста.

Задачи:

- оздоровительные — повышение показателей физического развития и физической подготовленности, снижение заболеваемости острыми респираторными инфекциями, укрепление и повышение иммунитета);

- образовательные — формирование и совершенствование жизненно важных двигательных умений и навыков;

- воспитательные — приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями; всестороннее гармоничное развитие ребёнка;

- коррекционные — коррекция и совершенствование дыхательной функции; коррекция физического развития и физической подготовленности; коррекция и нормализация психоэмоционального состояния; формирование неспецифической сопротивляемости организма тубинфици-рованных детей дошкольного возраста вредным факторам внешней среды.

В основу разработки были положены следующие педагогические принципы: индивидуальнодифференцированного подхода, согласованности, комплексности.

Программа состоит из двух основных блоков: базового (основан на программе «Воспитание и обучение в детском саду» М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова, 2004) и вариативного (основанного на применении туристических упражнений, коррекционно-оздоровительных подвижных игр, дыхательных

упражнений, элементов йоги, психогимнастики М. И. Чистяковой, точечного массажа по А. А. Уманской).

Формы организации: физкультурные занятия, предусмотренные программой «Воспитание, обучение в детском саду» (2 раза в неделю), занятия ЛФК с применением нетрадиционных средств оздоровления (1 раз в неделю), физкультурный досуг; физкультурные праздники; день здоровья, «Семейная физическая культура», физкультурнооздоровительные мероприятия в режиме дня.

Критерии оценки — оценка заболеваемости, физического развития.

Педагогические условия: активная позиция семьи в вопросах оздоровления детей дошкольного возраста, сотрудничество ДОУ и семьи в физкультурно-оздоровительной работе; участие всего педагогического коллектива, медицинских работников и администрации в оздоровительной работе; индивидуально-типологическая адресованность и соответствие оздоровительной программы возможностям и потребностям

♦ Контрольная группа —А— Экспериментальная группа

Рис. 1. Показатели количества дней болезни детей 6-7 лет за период проведения эксперимента

100

90

80

70

60

50

40

30

20

10

0

94,44

41,78

41,13

31,25

14,75

5,45

2,37 1,68 і Чім________

10,64

24,04

3,57

1,92

1 111 ILL-

21,13

4,61 2,65

I hm ,

40,56

14,28

58,92

I 4,79

ПЇЇ1 ,

,04

3 4 5 6

□ Экспериментальная группа

7 8 9 10

Ш Контрольная группа

Рис. 2. Прирост показателей физического развития тубинфицированных девочек 6-? лет

за период проведения эксперимента, %:

1 — масса тела, 2 — длина тела, 3 — ЖЕЛ, 4 — проба Штанге, 5 — ЧСС, 6 — проба Ромберга, 7 — индекс Робинсона, 8 — индекс Скибински, 9 — жизненный индекс, 10 — степ-тест.

дошкольников; создание в ДОУ особого психо-лого-педагогического и бытового комфорта для быстрой адаптации детей дошкольного возраста с заболеваниями дыхательной системы и оперативного включения их в реабилитационную деятельность.

Результаты исследования и их обсуждение. Для оценки влияния данной программы физического воспитания нами рассматривалась динамика пропущенных по болезни дней в период проведения педагогического эксперимента и физическое развитие ребёнка.

В процессе эксперимента в течение 10 месяцев исследования дети в контрольной группе пропустили по болезни 1 122 дня. В экспериментальной группе данный показатель составил 952 дня. При этом на одного ребёнка количество дней болезни составило в контрольной группе 40, а в экспериментальной группе — 32 дня (рис. 1).

При рассмотрении тестов, характеризующих физическое развитие у девочек, было выявле-

но в конце эксперимента, что в экспериментальной группе существенно изменились результаты индекса Скибински (прирост составил 99,44 %), степ-теста (прирост — 58,92 %), ЖЕЛ (прирост — 31,25 %), жизненного индекса (прирост — 14,28 %), пробы Ромберга (прирост — 41,13 %), пробы Штанге (41,78 %). В контрольной группе девочек 6-7 лет прирост тех же показателей за указанный период составил 40,56; 5,45; 10,64; 4,79; 8,04; 24,04 % соответственно.

На рис. 2 показан прирост показателей физического развития тубинфицированных девочек за период проведения эксперимента.

Таким образом, в ходе формирующего эксперимента было установлено, что физическое воспитание тубинфицированных детей дошкольного возраста на основе разработанной модели оказывает существенное положительное воздействие на состояние их здоровья, физическое развитие, что прослеживается в положительной динамике результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.