Научная статья на тему 'Эффективность влияния физкультурно-оздоровительных технологий на физическое и психическое состояние дошкольников 6-7 лет с задержкой психического развития'

Эффективность влияния физкультурно-оздоровительных технологий на физическое и психическое состояние дошкольников 6-7 лет с задержкой психического развития Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
806
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Петрунина Н. В.

В статье рассматривается вопрос о повышении качества физического воспитания детей с задержкой психического развития в рамках дошкольного образовательного учреждения. Авторы раскрывают возможности совершенствования процесса физического воспитания детей 6-7 лет с ЗПР через внедрение в ДОУ различных инновационных физкультурно-оздоровительных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Петрунина Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективность влияния физкультурно-оздоровительных технологий на физическое и психическое состояние дошкольников 6-7 лет с задержкой психического развития»

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЛИЯНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ 6-7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Н.В. Петрунина - аспирантка Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

Набережные Челны

EFFECTIVENESS OF SPORT & RECRIATION TECHNOLOGIES INFLUENCE ON 6-7 YEARS-OLD-PRESCHOOLERS' PHYSICAL AND MENTAL CONDITION WITH MENTAL RETARDATION

N.V. Petrunina - post-graduate student The Kama State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism

Naberezhnye Chelny

e-mail: petruninanv@,mail. ru

Ключевые слова: физическое воспитание, дети дошкольного возраста, задержка психического развития, физкультурно-оздоровительные технологии.

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о повышении качества физического воспитания детей с задержкой психического развития в рамках дошкольного образовательного учреждения. Авторы раскрывают возможности совершенствования процесса физического воспитания детей 6-7 лет с ЗПР через внедрение в ДОУ различных инновационных физкультурно-оздоровительных технологий.

Key words: physical education, preschoolers, mental retardation, sport & recreation technology.

Annotation. The article addresses the issue of improving the quality ofphysical education of children with the mental retardation in pre-school educational institution. The authors reveal the possibilities of improving the physical education of 6-7 years-old-children with the mental retardation through the introduction of various innovative sport & recreation technologies.

Введение. В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей, имеющих нервно-соматические, сенсорные заболевания и отклонения в психическом и физическом развитии.

Президент РАМН академик Валентин Покровский (2004) на открытии научно-практической конференции «Медико-социальные приоритеты сохранения здоровья населения России на 2004-2010 годы» заявил, что, у 19% детей дошкольного возраста диагностируются выраженные формы психических расстройств. До 40% детей составляют группу риска по развитию психических нарушений, причем в комплексе таких нарушений преобладают различные формы неврозов. Анализ физического развития детей выявил тенденцию снижения гармонично развитых детей и увеличения числа детей с дисгармоничным развитием. Значительно меньше детей, чем это было в прежние годы, развивается в соответствии со своим календарным возрастом: их число за последнее время снизилось с 85% до 65%. Соответственно, возросло число детей с замедленными темпами созревания.

Исследования В.Г. Алямовской, С.Н. Петровой (2004) показали, что при поступлении в детский сад от 20% до 50% детей имеют низкие и ниже средних возрастно-половые показатели развития основных физических качеств. Почти треть детей (в том числе и

посещающих дошкольные учреждения) имеет неблагоприятные реакции на дозированную физическую нагрузку, а также низкую устойчивость организма к гипоксии.

Задержка психического развития (ЗПР) - это такое нарушение нормального темпа физического развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. Понятие «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания, который с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия обучения и развития детей данной категории.

Задержка психического развития у детей чаще всего обнаруживается с началом обучения дошкольников в старших группах ДОУ.

Исследования А.М. Воропаева (1990), С.Г. Шевченко (1998), Л.В. Шпаковой (2002), А.А. Дмитриева (2006), Н.А. Козленко (2007) показали, что наибольшие затруднения у дошкольников с ЗПР вызывает выполнение физических упражнений различной координационной сложности, связанных с ориентировкой в пространстве, точностью движений, глазомером, функцией равновесия. У детей относительно низкие показатели силовых и скоростно-силовых способностей в разных видах метания на дальность из-за сниженной координации движений обеих рук, недоразвития мелкой моторики кистей и пальцев рук. Это обусловлено тем, что ловкость зависит от деятельности центральной нервной системы, процессов координации и экстраполяции, функционального совершенства анализаторных систем.

Ряд авторов (Г.И. Жаренкова, 1972; Л.И. Переслени и Л.А. Рожкова, 1993) в своих работах показали, что у некоторых детей с ЗПР максимальное напряжение внимания наблюдается в начале выполнения задания, а по мере продолжения работы оно неуклонно снижается, у других - сосредоточение внимания наступает лишь после осуществления некоторой деятельности. Для третьей группы детей характерна периодичность в сосредоточении внимания.

Наряду с этим многие исследователи (D. Jones, A. Benton, 1983; Л.И. Переслени, 1993; Т.В. Егорова, 1999; Мастюкова, 2002) отмечают, что детям с ЗПР необходим более длительный период времени для приема и переработки сенсорной информации, чем нормально развивающимся детям. Также у данных детей снижены долговременная и кратковременная память, произвольное и непроизвольное запоминание, продуктивность и устойчивость памяти; отмечается слабое развитие опосредованного запоминания, которое ухудшается при осуществлении интеллектуальной активности.

Вышеизложенные факты доказывают целесообразность адаптации и реализации, экспериментальных физкультурно-оздоровительных технологий за основу, которых взята методика Г. Домана, включающая три раздела - это развитие двигательных навыков (повышение двигательной активности детей); моторных навыков (развитие силы, подвижности и координации рук); вестибулярного аппарата (координация движений и равновесие). Содержание технологий позволит не только решить специфические задачи физического воспитания детей дошкольного возраста с ЗПР, но и будет способствовать их успешной интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.

Объект исследования - процесс физического воспитания детей с задержкой психического развития (ЗПР).

Предмет исследования - влияние физкультурно-оздоровительных технологий на показатели физического и психического состояния детей с ЗПР.

Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать эффективность физкультурно-оздоровительных технологий в физическом воспитании детей 6-7 лет с ЗПР.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы, антропометрия, методы тестирования, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Исследование проводилось на базе «Детский сад комбинированного вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в психическом развитии детей № 63» г. Нижнекамска.

В педагогическом эксперименте приняло участие 60 детей 6-7 лет с задержкой психического развития, из них 36 человек в экспериментальной группе и 24 в контрольной.

Было проведено сравнение показателей физического развития, физической подготовленности, функционального и психического состояния дошкольников с ЗПР с нормально развивающимися сверстниками.

В начале педагогического эксперимента нами выявлены статистически равные показатели в физическом развитии, физической подготовленности, функциональном и психическом состоянии детей контрольной и экспериментальной групп.

Анализ результатов исследования показал сниженный уровень этих показателей по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками.

На основе результатов констатирующего эксперимента мы подобрали формы и содержание физкультурно-оздоровительных технологий (Рис. 1).

Методика Г. Домана рекомендует занятия с детьми, которые проводятся 10 раз в день по несколько минут (от 1 до 10), что организационно очень сложно в условиях детского сада. Адаптированная программа включала в себя три основные формы физкультурно-оздоровительной работы, преобразованные или дополнительно введенные в процесс физического воспитания в дошкольном учреждении.

Рис. 1. Формы и содержание физкультурно-оздоровительных технологий

Оздоровительный бег проводился ежедневно во время утренней гимнастики на территории ДОУ. Для проведения оздоровительного бега дети были разделены на три группы с учетом их физического развития и состояния здоровья.

I группа - первые 3 недели бег 3 минуты, постепенно время бега каждые три недели увеличивается на 1 минуту, в конце продолжительность бега составляет 15 минут.

II группа - первые 3 недели бег 2 минуты, каждые три недели время бега увеличивается на 1 минуту, в конце продолжительность бега составляет 13 минут.

III группа - первые три недели бег в чередовании с ходьбой: 30 сек. - ходьба, 1 мин. -бег, 30 сек. - ходьба, следующие три недели бег 1мин.30сек. через каждые три недели время бега увеличивается на 30 сек. В конце продолжительность бега составляет 7 минут.

Упражнения для развития моторики рук и вестибулярного аппарата были распределены на восемь комплексов по пять упражнений в каждом.

Упражнения подбирались по принципу «от простых к более сложным». Эти упражнения были включены в физкультурное занятие и в режим дня в виде дополнительных занятий. При выполнении упражнений учитывалось состояние здоровья детей. Во время дополнительных занятий с детьми разучивались новые упражнения, отрабатывали сложные

элементы, совершенствовали и закрепляли знакомые упражнения. Работа велась как со всей группой, так и с подгруппами и индивидуально. Хорошо разученные упражнения и не требующие страховки, дети выполняли самостоятельно. Дозировка упражнений и количество подходов зависело от тренированности ребенка, его физического развития и состояния здоровья. Для повышения интереса детей дополнительные занятия по экспериментальной программе проводились в виде единого сюжета, построенного на сказочной или реальной основе, и в виде круговой тренировки.

Дополнительные занятия проводились ежедневно, после прогулки в течение 10 минут и после сна, в течение 20 минут.

1. Занятие - (10 мин.):

Одно упражнение для развития моторики рук, количество повторений - от 4 до 12 раз. Два упражнения для развития вестибулярного аппарата, количество повторений - от 4 до 12 раз.

2. Занятие - (20 мин.):

Вводная часть - 2 минуты (ходьба, бег).

Основная часть - 15 минут (пять упражнений для развития моторики рук и вестибулярного аппарата, количество повторений - от 4 до 12 раз).

Заключительная часть - 3 минуты (игра, ходьба).

Физкультурные занятия в экспериментальной группе, так же как и в контрольной проводились 2 раза в неделю. Дети контрольной группы занимались по программе «Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с задержкой психического развития» Е.М. Мастюковой. В экспериментальной группе за основу была выбрана эта же программа, но она была дополнена подобранными нами физкультурно -оздоровительными технологиями. Все упражнения экспериментальной программы были включены для закрепления или повторения, новые упражнения на физкультурных занятиях не разучивались.

Физкультурное занятие (25 мин).

Вводная часть - 3-4 минуты (бег, ходьба).

Основная часть - 18 минут (одно упражнение для развития моторики рук, количество повторений 4 раза; одно упражнение для развития вестибулярного аппарата, количество повторений - 4 раза).

Заключительная часть - 3-4 минуты (игра, упражнения на дыхание, ходьба).

Применение физкультурно-оздоровительных технологий оказало благоприятное воздействие на показатели физической подготовленности детей (Табл. 1). Как видно из таблицы, выявлены положительные изменения по всем показателям в обеих группах, но в экспериментальной группе прирост выше.

Таблица 1

Показатели физической подготовленности детей контрольной (КГ) и экспериментальной

(ЭГ) групп до и после эксперимента, Xср±Sx

Показатели группы до эксперимента после эксперимента

Бег 30 м. ЭГ 7,40+0,49 6,98+0,45

КГ 7,36+0,57 7,20+0,49

Прыжки в длину ЭГ 98,6+11,8 110,9+7,8

КГ 97,7+12,2 103+11,4

Метание правой рукой ЭГ 6,1+0,79 7,4+0,89

КГ 6,04+0,74 6,7+0,77

Метание левой рукой ЭГ 4,18+0,60 5,23+0,32

КГ 4,13+0,55 4,66+0,58

Челночный бег ЭГ 11,76+0,47 11,14+0,33

КГ 11,70+0,53 11,49+0,30

Вис на перекладине ЭГ 5,93+0,82 6,85+0,73

КГ 6,09+0,74 6,47+0,78

Исследуя показатели функционального состояния детей 6-7 лет с ЗПР после проведения педагогического эксперимента, получили следующие результаты: показатели пробы Ромберга улучшились в ЭГ - на 30,1%, в КГ на - 19,9%; показатели теста «змейка» улучшились в ЭГ - на 24,8%, в КГ - на 15,2% (Табл. 2).

Таблица 2

Показатели функционального состояния детей экспериментальной (ЭГ) и

контрольной (КГ) групп до и после эксперимента, Хср±Бх_

Показатели группы до эксперимента после эксперимента

Проба Ромберга ЭГ 22.95+2.65 32.85+3.27

КГ 23.36+2.41 29.17+2.73

Тест «змейка» ЭГ 16,33+2,51 25,03+3,09

КГ 16,75+2,47 21,55+3,09

На следующем этапе после проведения педагогического эксперимента было повторно исследовано психическое состояние детей. Анализируя полученные результаты, можно указать на следующие изменения в показателях психического состояния детей экспериментальной группы: зрительная память улучшились в ЭГ - на 29,7%; в КГ - на 20,4%; концентрация и устойчивость внимания в ЭГ - на 27,8%; в КГ - на 17,7% (Табл. 3).

Таблица 3

Показатели психического состояния детей экспериментальной (ЭГ) и контрольной _(КГ) групп до и после эксперимента, Хср±Бх_

Показатели группы до эксперимента после эксперимента

Зрительная память ЭГ 5,1+0,54 7,24+0,72

КГ 4,9+0,49 5,9 +0,57

Концентрация и устойчивость внимания ЭГ 5,2+0,44 7,2+0,64

КГ 5,1+0,51 6,2+0,60

Литература

1. Воропаев, A.M. Особенности методики физического воспитания детей старшего дошкольного возраста, имеющих недостаточный уровень школьной зрелости : автореф. дис. ... канд. пед. наук / A.M. Воропаев. - М., 1990. - 25 с.

2. Голубева, Г.Н. Формирование активного двигательного режима ребенка (до 6-ти лет) средствами физического воспитания в основные периоды адаптации к условиям среды : автореф. дис. ... доктора пед. наук / Г.Н. Голубева. - М., 2008. - 50 с.

3. Дмитриев, А.А. Физическое воспитание учащихся вспомогательной школы // Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе / А.А. Дмитриев, под ред. В.В. Воронковой. - М. : Школа-Пресс, 2006. - С. 335-354.

4. Доман, Г. и Д. Как сделать ребенка физически совершенным / Г. И Д. Доман, Б. Хаги. - пер. с англ. - М., 2000. - 336 с.

5. Егорова, Т.В. Особенности познавательных процессов у младших школьников с пониженной обучаемостью : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т.В. Егорова. - М., 1999. - 167 с.

6. Жаренкова, Г.И. Действия детей с ЗПР по образцу и словесной инструкции / Г.И. Жаренкова //Дефектология. - 1972. - №4. — С. 10-12.

7. Козленко, Н.А. Физическое воспитание учащихся вспомогательной школы / Н.А. Козленко. -Киев, 2007. - С. 7-24, 28-37.

8. Мастюкова, Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст) : советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии / Е.М. Мастюкова. - М. : ВЛАДОС, 1997. - 304 с.

9. Переслени, Л.И. Механизмы нарушения восприятия у аномальных детей: психофизиологическое исследование / Л.И. Переслени. - М. : Педагогика, 2003. - 94 с.

10. Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии / под ред. Л.В. Шпаковой. - СПб. : Детство-Пресс, 2002. - 160 с.

11. Шевченко, Л.Е. Содержание и методика коррекционной работы средствами физического воспитания со старшими дошкольниками с задержкой психического развития : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л.Е. Шевченко. - Майкоп, 2000. - 23 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.