ВЕСТНИК Педагогические науки
2018/4
2. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов / Э.Ф. Зеер. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 336 с.
3. Желтова Е.В. Психологические аспекты обеспечения качества подготовки специалиста: тезисы // Наука, методика вуза: Научно-методическая конференция, 9-10 ноября 2005 г. Ростов-на-Дону. Ростов н/Д.: Фолиант, 2006. С. 122- 125.
Bibliograficheskij spisok
1. Bityanova M.R. Organizaciya psihologicheskoj raboty v shkole / M.R. Bityanova. M., 1997.
298 s.
2. Zeer EH.F. Psihologiya professij: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov / EH.F. Zeer. M.: Akademicheskij proekt; Ekaterinburg: Delovaya kniga, 2003. - 336 s.
3. ZHeltova E.V. Psihologicheskie aspekty obespecheniya kachestva podgotovki specialista: tezisy // Nauka, metodika vuza: Nauchno-metodicheskaya konferenciya, 9-10 noyabrya 2005 g. Ros-tov-na-Donu. Rostov n/D.: Foliant, 2006. S. 122- 125.
Ооржак Лариса Николаевна - доцент кафедры психологии, кандидат психологических наук, Тувинский государственный университет, г. Кызыл, E-mail: larisa_oorjak@rambler.ru
Oorzhak Larisa Nikolaevna - Assistant Professor of the Department of Psychology, candidate of psychological sciences, Tuvan State University, Kyzyl, E-mail: larisa_oorjak@rambler.ru
УДК 372.3
КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Марченко Н. В., Фрокол А.С.
Детский сад № 167, г. Красноярск Тувинский государственный университет, г. Кызыл
CORRECTION OF THE EMOTIONAL SPHERE AT CHILDREN OF PRESCHOOL AGE WITH SPEECH DISORDERS
Marchenko N.V., Frokol A.S.
Kindergarten No. 167, Krasnoyarsk Tuvan State University, Kyzyl
В статье представлены результаты оценки эффективности программы по коррекции эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Использование коррекционной программы с элементами арт-терапии показало свою эффективность. Благодаря ее реализации были отмечены позитивные изменения в эмоциональной сфере детей: снижение уровня тревожности и уменьшение количества детских страхов.
Ключевые слова: эмоциональная сфера, арт-терапия, младшие дошкольники, нарушения речи, коррекция.
The article presents the results of the evaluation program for the correction of the emotional sphere of children of younger preschool age with speech disorders. The use of the correctional program with elements of art therapy has shown its effectiveness. Its implementation was marked by positive changes in the emotional sphere of children: reducing the level of anxiety and reduce the number of children's fears.
Keywords: emotional sphere, art therapy, younger children, speech disorders, correction.
Возраст от 4 до 5 лет представляет собой этап интенсивного развития, в котором закладываются основы психического, нравственного и физического здоровья. Современный мир достаточно стрессогенен, что негативно влияет на эмоциональное состояние людей. Труднее приходится детям, т. к. они более зависимы от состояния взрослых, и, пока не умеют самостоятельно регулировать свои эмоции. Еще сложнее детям с нарушениями речи: возникают нарушения коммуникации, иногда дети подвергаются насмешкам со стороны окружающих и т.д. Все это, в дальнейшем, может приводить серьезным проблемам в поведенческой, когнитивной и других сферах жизнедеятельности детей. Таким образом, вопрос о коррекции эмоциональной сферы детей-дошкольников с нарушениями речи является актуальным.
В настоящее время в научной литературе можно встретить большое количество исследований, связанных с изучением влияния арт-терапии на развитие психоэмоциональной сферы ребенка, а также на диагностику и коррекцию личностных качеств детей (Л.Д. Лебедева, В.П. Анисимов, Л.А. Белозерова и др.) [1,2,3]. Исследовательская и коррекционно-развивающая работа осуществлялась с опорой на эти источники.
Диагностическая и коррекционная работа проводилась в МБДОУ №140 г. Красноярска. Выборку составили дети 4-5 лет с нарушением речи (логопедическая группа). Сведения о детях представлены в таблице 1.
Таблица 1
Имя Возраст Особенности Имя Возраст Особенности
речевого развития речевого развития
А.А. 4 ОНР III уровня А.З. 4 ОНР II уровня
С. Б. 5 ОНР III уровня С.И. 4 ОНР III уровня
А.В. 4 ОНР II уровня ДК. 5 ОНР II уровня
Д.Д. 4 ОНР III уровня Л.Л. 5 ОНР III уровня
В.Ж. 4 ОНР III уровня Н.М. 56 ОНР III уровня
«На входе» и «на выходе», при изучении эмоциональной сферы детей 4-5 лет с ОНР использованы следующие методики: «Дом, дерево, человек»; рисуночный тест «Кактус»; тест «Страхи в домиках».
Таблица 2 позволяет наглядно увидеть результаты диагностики уровня тревожности у детей (до начала коррекционной работы).
Таблица 2
Результаты оценки детей старшего дошкольного возраста по методике «ДДЧ» (уровень тревожности) - перед коррекционной работой
Имя Результат диагностики Имя Результат диагностики
А.А. Незащищенность, тревожность, депрессивность, фрустрация, враждебность, трудности общения А.З. Тревожность, конфликтность
С. Б. Незащищенность, тревожность, фрустрация, трудности общения,депрессивность С.И. Чуткий, доброжелательный, хорошая приспособляемость;
ВЕСТНИК Педагогические науки
2018/4
А.В. Тревожность, фрустрация, трудности общения, депрессивность Д.К. Женственность, чуткость, доброжелательность, хорошая приспособляемость.
Д.Д. Незащищенность, высокий уровень тревожности, трудности в общении, склонность к депрессии Л.Л. Чувство незащищенности, признаки тревожности, трудности в общении, склонность к депрессии
В.Ж. Незащищенность, высокий уровень тревожности, недоверие к себе, чувство неполноценности Н.М. Чувство незащищенности, признаки тревожности, чувство неполноценности
Как видно из таблицы 2, чувство незащищенности и тревожность свойственны всем детям, кроме двух, также у большинства детей отмечается, помимо этих чувств, еще и чувство неполноценности, враждебность к себе, трудности в общении, состояние фрустрации и склонность к депрессии.
■ высокий уровень тревожности р норма Рис. 1 Уровень тревожности по методике «ДДЧ» (до коррекции)
Рис. 1 позволяет увидеть, что у 80% детей, из общего количества обследованных, выявлен высокий уровень тревожности.
Таблица 3
Результаты исследования детей 4-5 лет с нарушением речи по методике «Кактус»
(до кор рекции)
Имя Результаты исследования Имя Результаты исследования
А.А. Ярко выраженная агрессия, импульсивность, скрытность, женственность, стремление к домашней защите. Экстраверт. А.З. Агрессия, неуверенность в себе, демонстративность, стремление к домашней защите. Экстраверт.
С. Б. Агрессия неуверенность в себе, демонстративность, стремление к домашней защите. Экстраверт С.И. Демонстративность, неуверенность в себе, стремление к домашней защите. Интроверт.
А.В. Ярко выраженная агрессия, импульсивность, демонстративность, стремление в домашней защите. Экстраверт. Д.К. Демонстративность, женственность, скрытность, стремление к домашней защите. Экстраверт.
Д.Д. Ярко выраженная агрессия, импульсивность, скрытность, женственность, стремление к домашней защите. Экстраверт. Л.Л. Демонстративность, неуверенность в себе, стремление к домашней защите. Интроверт.
В.Ж. Агрессия, демонстративность, стремление к домашней защите. Экстраверт. Н.М. Демонстративность, женственность, стремление к домашней защите. Экстраверт.
Как видно из результатов диагностики, у всех детей с нарушением речи встречаются такие отрицательные эмоциональные проявления, как импульсивность, чувство одиночества и стремление к домашней защите, демонстративность.
На рис. 2 показаны результаты диагностики по методике «Страхи в домиках».
20
17 16 15 16
13 13 12
8 6 6
0 | ■ ■
Рис. 2. Количество страхов у детей 4-5 лет с нарушением речи по методике «Страхи в домиках» (до коррекции)
Таким образом, было выявлено, что у большинства детей с нарушением речи встречаются такие отрицательные эмоциональные проявления как агрессия, импульсивность, чувство одиночества и стремление к домашней защите, демонстративность. У большинства детей (80%), принявших участие в исследовании, уровень тревожности превышает норму, а у 30% детей страхи превышают нормативные показатели.
Полученные данные свидетельствуют о необходимости разработки и реализации программы для коррекции эмоциональной сферы детей с нарушением речи.
Из многочисленных направлений арт-терапии были выбраны направления, которые, на наш взгляд, являются наиболее эффективными для помощи детям 4-5 лет. Это - изотерапия, имаготерапия, кинезитерапия, театротерапия. С опорой на эти направления была разработана коррекционная программа. Главная цель программы - гармонизация эмоциональной сферы ребенка с речевыми нарушениями через развитие способностей самовыражения и самопознания посредством соприкосновения с искусством.
Программа включает перспективный план, куда входят все три направления арт-терапевтических методов (см. табл. 7). Программа состоит из 20 занятий, которые проводились раз в неделю, продолжительностью 20-30 минут. Форма работы групповая.
По окончании реализации программы была проведена повторная диагностика по тем же методикам, что и до начала коррекционной деятельности.
Повторное исследование проводилось в марте 2017г. Цель исследования: определить эффективность коррекционной программы по развитию эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста с использование арт-терапевтических методов.
Сравнительные результаты диагностики (до и после коррекции) по методике ДДЧ представлены на рис. 4.
100%
0%
80%
70%
20%
30%
Норма ■ Высоким
До коррекции После коррекции
Рис. 4 Динамика изменений в эмоционально-аффективной сфере по методике «ДДЧ»
0
Таблица 7
Тематический план по коррекции эмоциональной сферы детей с нарушениями речи__
№ занятий Наименование раздела, темы Дата проведение Оборудование Часы
1 Коррекционно-развивающее занятие по развитию эмоциональной сферы с детьми средней группы Цель: развитие эмоционального мира ребёнка, способствовать формированию дружеских взаимоотношений детей в группе 10 сентября 2016 Альбомный лист, гуашь, столы и стулья по количеству детей, магнитофон, колокольчик, салфетки. 20 мин.
2 Логоритмическое занятие с элементами арттера- пии в средней группе. Тема: Осень. «Прогулка в осеннем лесу». 24 сентября 2016 Осенние листочки, игрушка ежик, мультимедийная презентация 20 мин.
3 Комплекс кинезиологических упражнений. 17 сентября 2016 Наглядное пособие. 20 мин.
4 Театрализованная деятельность по мотивам сказки К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха». Цель: Развивать умение использовать невербальные средства общения: мимику, жесты, позы и т. д. 3 октября 2016 Маски участников спектакля, стол со скатертью, самовар, чашки, блюдо с угощениями, «денежка», сапожки с золотыми застёжками, горшочек с мёдом, фонарик для. Комарика, сабля, «паутина», барабаны, цветочки на полянке, музыкальное сопровождение. 230 мин.
5 Театрализованная деятельности «Прогулка по волшебной дорожке» Цель: Стимулировать эмоциональное восприятие и участие детей в театрализованной игре. 10 октября 2016 Чудесный мешочек, пальчиковый театр «Теремок», дорожка, игрушка котик, музыка Железновой. 20 мин.
6 Театрализованная деятельность в средней логопедической группе по теме: «Лиса и заяц» 17 октября 2016 Маски героев сказки; мягкий модуль, белая ткань; деревья; аудиозапись «В гостях у сказки» 20 мин.
7 Коррекционное занятия с элементами изотерапии «Осьминог». Цель: - Устранение психологического напряжения и создание положительного настроя средствами изотерапии. - Формирование позитивного аффекта, связанного с получением удовольствия от самовыражения в рисовании «ладошкой». - Активизация визуальных, аудиальных и кинестетических ощущений. 22 октября 2016 Пособие «Осьминог» со звёздами основных цветов на щупальцах; магнитофон; аудиозапись «Звуки океана»; краски для рисования пальцами (можно взять гуашь + зубная паста); маленькие валики из поролона; затонированный под морское дно лист ватмана; вода для рук, салфетки. 20 мин.
8 Занятие в средней логопедической группе с элементом изотерапии «Следы зверей» Формы и методы работы: рассказ, рисование, упражнение, игра. Цель: закрепление знаний о диких животных; продолжение знакомства с оттенками цветов спектра, выравнивание эмоционального фона. 1 ноября 2016 Краски, листы бумаги, мягкие игрушки: заяц, лиса, медведь, клубок ниток, мягкие модули. 20 мин.
9 Занятие по развитию эмоциональной сферы детей и рисованию в средней группе «Взъерошенные человечки» Цель: развитие эмоциональной сферы детей старшей группы. 8 декабря 2016 Схемы «взъерошенных человечков» с разным настроением; «волшебный клубочек»; кисти, краски, альбомные листы. 20 мин.
10 Занятие с использованием логосказки. Тема: «Части тела». Цель: развитие и совершенствование речи детей, через эмоциональное декламирование сказки. 15 декабря 2016 Кукла, лист бумаги, разрезные куклы. 20 мин.
11 Занятие познавательного цикла «Передай добро по кругу» Цель: Продолжать формировать четкие представления о добре и зле. Программное содержание: Уточнить представление детей о добрых и злых чувствах и поступках и их последствиях, развивать умение высказывать суждения. Закрепить умение определять эмоциональное состояние близких, знакомых, побуждать к оказанию помощи. 22 декабря 2016 Разрезные картинки; наглядный материал сказочных героев. 20 мин.
12 Игра «Покажи, какой предмет?» Упражнение «Отгадай предмет по его частям» Игра «Скажи про кого я говорю?» Цель: развивать внимание, память, воображение; воспитывать умение внимательно слушать; развивать эмоциональную сферу детей; формировать положительные установки на участие в играх, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества 12 января 2017 Предметные и сюжетные картинки 20 мин.
13 Занятие по коррекции детских страхов с использованием изотерапии» Цель занятия: коррекция детских страхов 26 января 2017 Клубок ниток; листы бумаги формата А4; простые карандаши ТМ; ластики; настольная игра «Поиграем в сказку» (картинки формата А4, состоящие из 6-9 частей). 20 мин.
14 Продолжение занятия по коррекции детских страхов с использованием изотерапии Цель занятия: коррекция детских страхов. 2 февраля 2017 Клубок ниток; листы бумаги формата А4; простые карандаши ТМ; ластики; настольная игра «Поиграем в сказку» (картинки формата А4, состоящие из 6-9 частей). 20 мин.
15 Занятие в логопедической группе по социально-эмоциональному развитию детей. Тема: «Грустно» Цель: Формирование умения осознанно относиться к собственным и чужим чувствам, эмоциям, настроению. 9 февраля 2017 Маски с различными эмоциями, музыкальные аудиозаписи, альбомные листы, цветные мелки. 20 мин.
16 Открытое занятие по социально-эмоциональному развитию детей средней группы по сказке «Белоснежка и семь гномов» Задачи работы: 1. Формировать уверенность в себе, своих силах и возможностях. 2. Формировать чувство включенности в межличностные отношения и сопричастности переживаниям окружающих. 3. Закреплять умение различать и передавать эмоциональные состояния (радость, спокойствие, удивление). 4. Помочь снять эмоциональное напряжение. 16 февраля 2017 Макет с заданиями, «Гномы» (веселый, удивлённый, - изображения 2 гномов (веселый, удивлённый) на сундуках, - 14 звездочек, - 7 воздушных шариков, - 14 маркеров, - одежда для Белоснежки - платье, диадема; для принца - плащ, шпага, корона, - 2 макета торта (из пластилина), - украшения на 7 тарелочках, - символическое изображение эмоций (знак вопроса, 11 - радости, 2 - удивления), - колпачки гномов, - макет лесной полянки, - магнитофон и музыкальные произведения (Моцарт "Маленькая ночная серенада", С. Елизарова "Рыбка золотая"). 30 мин.
17 Занятие по развитию речи в средней логопедической группе «Перелетные птицы» Тема: «Перелетные птицы» Программное содержание: закреплять знания о перелетных птицах; формировать чувство включенности в межличностные отношения 2 марта 2017 Иллюстрации перелетных птиц; тени птиц, изображение дерева и кормушки, березовые веточки, геометрические фигуры для обозначения слов, запись голосов птиц. 20 мин.
18 Занятие по развитию речи в средней логопедической группе Тема: «Зимняя сказка» Цель: закрепить знания о диких животных; продолжить работу над эмоциональным пересказом текста. 9 марта 2017 Мультфильм по песне «Раз морозною зимой», картинки лисы, медведя, дятла, картинки с изображением хвостов белки, зайца, лисы, волка, маски дятла, медведя, лисы, зайца, наклейки с изображением медведя, лисы, дятла, карточки к игре «Один-много», картинки с изображением норы, дупла, берлоги. 20 мин.
19 Занятие по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу?» Коррекционно-воспитательные цели: Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, ответственности, инициативности. Воспитывать простейшие эмоции: грусть, удивление, радость, злость, и учить их выражать и распознавать с помощью пиктограмм. 16 марта 2017 Наборное полотно, музыкальный шар, диск с записью голосов домашних животных. Фигурки домашних животных и их детенышей. Пиктограммы с изображением эмоций. Перчатки с домашними животными. 30 мин.
20 Занятие для детей средней группы (развитие эмоциональной сферы) Тема: Путешествие в страну эмоций Цель занятия: - систематизировать знания детей о способах адекватного проявлениях чувств человека 23 марта 2017 20 мин.
Из рис. 4 видно, что применение арт-терапевтических методов положительно повлияло на уровень тревожности детей, если ранее у 80% детей был высокий уровень тревожности, то после проведения арт-терапевтических приемов только у 30% детей еще наблюдается высокий уровень тревожности, что свидетельствует об эффективности проведенной работы.
Сравнительный анализ результатов исследования по методике «Кактус» представлен на рис.5.
150%
100%
50%
0%
100%
60°%
40°%
0%
До коррекции
После коррекции
Норма ■ Высокий
Рис.5. Результаты исследования по методике М.А. Панфиловой «Кактус» (сравнение данных до и после коррекционной работы)
Рис. 5 наглядно демонстрирует положительные результаты влияния арт-терапевтических методов на эмоциональную сферу детей, если ранее практически у 100% детей наблюдались отрицательные эмоциональные проявления, то после коррекции у 60% детей показатели пришли в норму.
Сравнительный анализ результатов исследования по методике «Страхи в домиках» для выявления динамики изменений представлен на рис. 6. 150%
100%
50% 0%
0%
До коррекции ■ Норма ■ Высокий После коррекции
Рис. 6 Результаты исследования по методике «Страхи в домиках» (до и после коррек-
ционной работы)
Здесь также отмечается положительная динамика: если до проведения коррек-ционной работы у 30% детей наблюдалось высокий уровень страхов, то после нее, у всех детей количество страхов пришло в норму.
Итак, результаты повторной диагностики испытуемых (после осуществления коррекционно-развивающей работы) показали положительную динамику в изменении уровня тревожности, страхов. В целом, по окончании коррекционной работы, можно сделать вывод, что уровень проявления нарушений в эмоциональной сфере детей с
ВЕСТНИК Педагогические науки
2018/4
ОНР снизился с высокого уровня до среднего, по окончании коррекционной работы отмечается некоторое снижение показателей чувства незащищенности и тревожности, вообще не демонстрируются детьми с ОНР чувство неполноценности, враждебность к себе.
Таким образом, можно сделать вывод, что выбранные для коррекции арт-терапевтические направления способствуют позитивному изменению эмоциональной сферы у детей 4-5 лет с нарушением речи: снижению уровня тревожности и снижению страхов.
Библиографический список
1. Анисимов В.П. Искусство и нравственность: к проблеме определения предмета арт-педагогики / В.П. Анисимова // Совр. проблемы науки и образования. 2009. № 2. С. 1-9
2. Белозорова Л.А. Арт-терапия как средство психокоррекции нарушений эмоциональных состояний детей-дошкольников: автореф. дис. ... канд. психол. Наук / Л.А. Белозорова. Курск, 2011. 29 с.
3. Лебедев Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л.Д. Лебедева. СПб.: Речь, 2003. 254 с.
Bibliograficheskij spisok
1. Anisimov V.P. Iskusstvo i nravstvennost': k probleme opredeleniya predmeta art-pedagogiki / V.P. Anisimova // Sovr. problemy nauki i obrazovaniya. 2009. № 2. S. 1-9
2. Belozorova L.A. Art-terapiya kak sredstvo psihokorrekcii narushenij ehmocional'nyh sos-toyanij detej-doshkol'nikov: avtoref. dis. ... kand. psihol. Nauk / L.A. Belozorova. Kursk, 2011. 29 s.
3. Lebedev L.D. Praktika art-terapii: podhody, diagnostika, sistema zanyatij / L.D. Lebedeva. SPb.: Rech', 2003. 254 s.
Марченко Наталья Викторовна - воспитатель детского сада № 167, г. Красноярск, Е-mail: natalia.aseeva2016@yandex. ru
Фрокол Анна Семеновна - старший преподаватель кафедры психологии Тувинского государственного университета, E-mail: frokol@rambler.ru
Marchenko Natalia Viktorovna - kindergarten teacher № 167, Krasnoyarsk, E-mail: nata-lia.aseeva2016@yandex.ru
Frokol Anna Semenovna - senior lecturer of the Department of Psychology of Tuvan State University, E-mail: frokol@rambler.ru