ние специалистов состоит в том, что эффективность обучения двигательным действиям зависит именно от того, насколько соблюдается в нем объективная последовательность разучиваемых действий (например, в целом обучение разделу программы). Представленная в статье динамика двигательной подготовленности учащихся исследуемой нозологической группы, по нашему мнению, отражает объективные закономерности формирования организма детей и подростков, структурную сложность программного материала и является общей закономерностью.
Литература
1. Гузенко И. Г. Развитие образования в русле представлений идеальной детерминации о жизнедеятельности и здоровье в обучении. // Сб. науч. трудов 1-го Российского конгресса «Реабилитационная помощь населению в Российской Федерации». - М.: Общероссийский общественный фонд «Социальное развитие России», 2003. - С. 67-70.
2. Дмитриев А. А. Педагогические основы коррекции двигательных нарушений у учащихся вспомогательной школы в процессе физического воспитания: Дис. ... д-ра пед. наук. - Красноярск, 1989. - 408 с.
3. Маркосян А. А. Вопросы возрастной физиологии. - М.: Просвещение, 1974. - 223 с.
4. Мозговой В. М. Формирование спортивных двигательных навыков у умственно отсталых школьников 11-16 лет при обучении их гимнастическим упражнениям: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1977. - 265 с.
5. Сулейманов И. И. Общее физкультурное образование: Учебник. Т 1. Школьное физкультурное образование / И. И. Сулейманов, В. И. Михалев, В. Х. Шнайдер и др. - Омск: СибГАФК, 1998. - 268 с.
6. Самыличев А. С. Воспитание двигательных качеств у учащихся вспомогательной школы на уроках физической культуры. // Физическое воспитание во вспомогательной школе. - 1985. - № 3. - С. 13-23.
7. Blaha S. Teorie a praxe tel. vychovy, 1966. - 90 с.
УДК 74.00 ББК Ю 984.0
НИВЕЛИРОВАНИЕ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ КОМИЧЕСКОГО
О. М. Попова
Ключевые слова: отрицательные эмоциональные состояния; комическое; чувство комического; конструирование комического; механизмы нивелирования; «барьер красивости»; «культ силы»; релаксация; смехокоррекция.
Резюме: выясняется природа, причины и формы проявления у детей дошкольного возраста агрессии, тревожности и страхов. Доказывается возможность нивелирования их средствами комического. Описываются механизмы, закономерности и факторы, обусловливающие эффективность психокоррекции отрицательных эмоциональных состояний средствами комического.
Исследователи указывают на терапевтическую функцию чувства комического, являющуюся одним из способов разрядки напряжения благодаря трансформации отрицательных чувств (например горя и гнева) в нечто противоположное, в источник смеха, оберегающего мозг от сверхсильных, особенно в конфликтных ситуациях, эмоциональных потрясений, разряжающих атмосферу, позволяющего сторонам успокоиться и найти компромисс, не испытывая ущемленности, а иногда и сострадать другому. Роль чувства юмора в этом случае сводится к психологической защите человеческого «Я» и позволяет сохранить самообладание, достоинство и самоконтроль в экстремальных условиях [2].
Хотя терапевтическая функция комического материала общеизвестна, эмпирических исследований снижения уровня отрицательных эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста средствами комического относительно мало. В частности, отсутствуют сведения о возможностях, механизмах и факторах нивелирования у детей дошкольного возраста тревожности, страхов и агрессии средствами комического в сравнении.
Известно, что высокая тревожность является деструктивной чертой и неблагоприятно сказывается на жизнедеятельности человека, затрудняет интеллектуальную деятельность в напряженных ситуациях, снижает уровень умственной работоспособности, вызывает неуверенность в собственных силах, способствует становлению отрицательного социального статуса личности; детей с повышенной тревожностью, аддиктивным поведением, эмоциональными нарушениями относят к группе риска [8, 12].
В последние годы значительно увеличилось количество работ, посвященных исследованию агрессии [1, 3, 4, 7, 9], которые отмечают рост различных отклонений в личностном развитии и поведении в детской среде как отражение неустойчивой социальной, экономической, идеологической обстановки, сложившейся в обществе. Наибольшую тревогу вызывают жестокость, агрессивность в поведении детей дошкольного возраста, так как именно в этот период происходит первоначальное формирование личности ребенка.
Цель нашего исследования - выявить возможности, механизмы и факторы нивелирования у детей дошкольного возраста отрицательных эмоциональных состояний (агрессия, тревожность и страхи) средствами комического.
Приступая к исследовательской работе, мы имели в виду сходство сущностных характеристик указанных эмоциональных состояний.
В психологической литературе страх определяется как отрицательная эмоция, возникающая в результате воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности, защищаемым ею ценностям; аффективные состояния, связанные с ощущением опасности [5]. С чувством беспокойства, ощущения опасности связаны тревожность - сравнительно мягкая форма про-
явления эмоционального неблагополучия [12] и агрессия - индивидуальное или групповое поведение, действие, направленное на нанесение физического, психического вреда, ущерба, уничтожение другого человека [3].
Сходство отрицательных эмоциональных состояний, на наш взгляд, обусловливает ряд общих факторов: позиция родителей и воспитателей, комплекс неполноценности, фрустрация потребности в признании со стороны ближайшего окружения; действие непреодолимых барьеров, стоящих на пути к достижению цели; неблагоприятное отношение окружающих; несовпадение оценки и самооценки, феномен ролевой идентификации; восприятие угрозы Я-концепции - стремление сопротивляться контролю со стороны других в сочетании с бессознательным чувством некоторой неполноценности; хроническая неуспешность, возникающая под воздействием завышенных противоречивых требований в детском саду и дома, когда ребенок пытается совместить в своем поведении несовместимые правила и идеалы.
В качестве конструктивных методов коррекции отрицательных эмоциональных состояний называются трудотерапия, арттерапия, игротерапия; комплексная психокоррекция, предполагающая сочетание семейной, рационально-групповой игровой терапии, методы расслабления и музыкотерапия; к которым, по нашему мнению, правомерно прибавить еще смехокоррекцию - совокупность указанных методов, основанных на использовании произведений с элементами комического [6, 11].
Экспериментальное исследование снижения агрессии, тревожности и чувства страха у детей дошкольного возраста средствами комического проводилось в форме классической триады.
В экспериментальные группы, предполагающие коррекцию детских страхов, тревожности и агрессии средствами комического, входило по 40 детей старшего дошкольного возраста из детских садов № 2, 9, 16, 35 Шадрин-ска Курганской области, ДОУ № 5, 26, 42 Чебаркуля Челябинской области. Контрольные группы составляли дошкольники, работа с которыми ограничивалась диагностическими срезами.
На этапе констатирующего эксперимента выявлялись уровни чувства комического у испытуемых и их соотношение с уровнями тревожности, агрессии и чувства страха. С этой целью применялись беседа по сериям юмористических картинок, метод предпочтения, альтернативные задания, метод конструирования комического; в качестве экспериментального материала использовались серии юмористических картинок Н. Радлова, С. Бялковской, А. Елисеева, М. Скобелева, стихотворения А. Барто, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, рассказы Н. Носова и т. п.
Определение уровней отрицательных эмоциональных состояний осуществлялось посредством эвристической беседы с детьми по сериям юмористических картинок, изучения продуктов деятельности (рисунки и импровизации на юмористические темы), теста тревожности (Р. Теммл и др.), методики ДДЧ (Дж. Бук), подшкалы-вопросника для оценки личностной тревожности у дошкольников (адаптация В. И. Яковлева), аддитивной проективной методики «Незаконченные ситуации» (модификация И. А. Фурманова), методики «Handtest» Э. Вагнера (модификация Т. Н. Курбатовой, И. А. Фурманова), экспрес-
сивного проективного теста «Рисунок несуществующего животного» (модификация И. А. Фурманова), методики «Лист наблюдения за агрессивными детьми - BAV» (Beobachtungs - bogen Jur agresives Verhalten) (модификация
Н. А. Дубинко).
Критериями выделения уровней восприятия комических деталей были выделение несообразностей в изображении отдельных объектов и сопоставление их с общепринятой нормой; критериями выделения уровней перевертышей - выделение обычных и смешных деталей и обратная координация вещей; критериями выделения уровней конструирования комических ситуаций - выделение обычных и смешных деталей, концовок комических ситуаций, сопоставление их друг с другом и с общепринятой нормой; критериями выделения уровней развития эмоционального компонента чувства комического выступили адекватные и неадекватные оценки и эмоциональное отношение к отрицательным комическим персонажам; критериями конструирования комических деталей - наделение объектов необычными признаками и функциями, продуцирование перевертышей - перенос признаков и функций с объекта А на объект Б и наоборот, конструирование комических ситуаций - совмещение компонентов ситуаций, противоположных по содержанию.
У детей дошкольного возраста выделились следующие уровни сформи-рованности чувства комического.
Низкий уровень: дети затрудняются воспринимать и продуцировать структурные единицы комического (комические детали, перевертыши и комические ситуации), оценка и эмоциональное отношение к отрицательным комическим персонажам носят неадекватный характер (положительная оценка аргументируется случайными ассоциациями и мнимыми положительными качествами, которые незаслуженно приписываются персонажам).
Средний уровень чувства комического: дошкольники адекватно воспринимают и конструируют комические детали и перевертыши; затрудняются воспринимать и моделировать комические ситуации, иногда допускают ошибки в разграничении понятий «смешное», «грустное», «обычное» «некрасивое». Часть детей оценивает комического персонажа положительно, часть - отрицательно. Мотивами положительной оценки являются ассоциации, мнимые положительные качества, утверждения типа «хороший, потому что нравится», «хороший, потому что смешной». Отношение к персонажу может быть как отрицательным, так и положительным. Мотивом положительного отношения выступают удовольствие, полученное от восприятия комической ситуации, и впечатление от внешности персонажа, мотивом отрицательного отношения и отрицательной оценки - несоответствие поведения комического персонажа общепринятой норме.
Высокий уровень чувства комического: дети адекватно воспринимают и конструируют комические детали, перевертыши и комические ситуации; оценка и отношение к комическим персонажам носит репрезентативный характер и определяются соответствием или несоответствием общепринятой норме.
Диагностика показала тесную отрицательную направленность и взаимосвязь между уровнями восприятия комического и тревожности у дошкольников (Кху = 0,74); уровнями конструирования и тревожности (Кху = 0,82); ме-
жду уровнями тревожности и сопровождающими процесс восприятия структурных единиц комического эмоциональными реакциями (Кху = 0,95); между уровнями чувства комического и агрессии (Кху = 0,64); между уровнями чувства комического и чувства страха (Кху = 0,8); что подтверждает правомерность утверждения Р. Бэрона о несовместимости диаметрально противоположных эмоций.
Сравнение полученных данных свидетельствует о различиях и сходстве в восприятии и конструировании комического детьми с разными уровнями тревожности и агрессии. В ходе исследования было установлено, что высокоагрессивные испытуемые часто насмехаются над физическими недостатками животных и людей (...смешно, что кошка без хвоста...), (...смешно, что глухие разговаривают руками.); неадекватно реагируют на трагические события, которые можно увидеть в телефильмах (.он всех расстрелял и сказал: «Отдыхайте, ребята».); интерпретируя содержание смешных рисунков, отождествляют себя с агрессивными персонажами, руководствуясь «культом силы» (.мне нравится больше тот, кто дерется.). На их рисунках преобладают темные тона, действующими лицами импровизаций являются отрицательные сказочные персонажи, террористы, животные; у последних - угрожающая поза, оскалены большие зубы, шерсть дыбом.
Малоагрессивных дошкольников смешат забавные действия домашних животных, оговорки и ошибки в речи, объекты необычного цвета и формы. Воспринимая комические ситуации, дети улыбаются, смеются, делятся друг с другом впечатлениями; при оценке поведения комических персонажей демонстрируют «барьер красивости» (.лиса очень красивая. Она хорошая. Над ней не надо смеяться.); конструируя комические ситуации, отдают предпочтение сказочной и бытовой тематике и обращаются к конструктивным способам создания комических положений. Творческие работы выполняются в ярких тонах; у персонажей-животных ласковые мордочки, спокойная поза (лежат, сидят, спят), на шее - бусы, бантики, яркие шарфики, косынки.
Высокотревожные дошкольники отождествляют комическое с грустным и пугающим, жалеют комических персонажей, попавших в нелепое положение, истолковывают обычные и смешные ситуации как тревогогенные; выполняют творческие работы в темных тонах, изображают безобидные сюжеты, не содержащие остроконфликтных событий («дом с крыльями», «кота ведут на поводке»).
Низкотревожные дети при восприятии и конструировании комического испытывают позитивные эмоции (радость, удовольствие) и эмоциональную раскрепощенность; создавая комические конструкции, придерживаются разнообразной тематики, в том числе остроконфликтных сюжетов («мальчик с рогами», «заштрихованное лицо», «девочка с выбитыми зубами»).
Для высокоагрессивных детей объектами смешного являются физическое несовершенство, причинение вреда другому человеку, для высокотревожных - тревогогенные ситуации; высокоагрессивные дошкольники, как правило, отождествляют себя с «агрессорами», высокотревожные - с «жертвами». Высокоагрессивные испытуемые используют в качестве защитных механизмов вытеснение (дерутся, ссорятся), высокотревожные ведут себя сдер-
жанно. Некоторые их них постоянно жалуются, что их обижают, и говорят, что у них «ничего не получится».
Кроме различий в паттернах высокоагрессивных и высокотревожных дошкольников есть также определенное сходство: высокий темп речи, суетливость движений, неадекватность реакций на комическое, повышенная раздражительность, неумение квалифицировать выраженные в мимике и позе комических персонажей их эмоционально-экспрессивные состояния, использование темных красок в процессе изображения комических сюжетов и т. д.
Помимо сказанного, нами было выявлено также сходство в поведении низкотревожных и низкоагрессивных дошкольников, а именно: умение адекватно квалифицировать эмоциональное состояние комических героев; вариативность темпа и громкости речи, плавность движений, толерантность, использование ярких красок при изображении комических сюжетов и склонность к розыгрышам и анекдотам, что является, на наш взгляд, показателем здорового духа и средством обеспечения веселого настроения и вытеснения отрицательных эмоций.
Подытоживая вышесказанное, следует отметить, что восприятие и конструирование детьми дошкольного возраста комического в определенной степени обусловливаются уровнями отрицательных эмоциональных состояний, тревожности и агрессии.
На этапе формирующего эксперимента преследовалась цель - выявить возможности, факторы и механизмы нивелирования у детей дошкольного возраста негативных эмоциональных состояний средствами комического. Для этого использовалась специально разработанная парциальная программа нивелирования отрицательных эмоциональных состояний средствами комического.
Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками проводилась поэтапно.
Ориентировочный этап предусматривал объединение детей в игровое общество, формирование межличностного взаимодействия, эмоциональное раскрепощение детей, адаптацию их к психокоррекционному процессу. Проведение ориентировочных занятий предполагало следующую последовательность игровых упражнений: 1) вхождение (формирование игровой мотивации, знакомство с игрушками - главными «героями» занятий); 2) игры-знакомства (знакомство детей друг с другом, развитие коммуникативных навыков, сплочение группы): «Клубочек», «Познакомимся»; 3) подвижнше игръ (эмоциональное раскрепощение, активизация членов группы): «Кот Ананас», «Смеешься -не смеешься», «Жучок»; 4) игръ с комическим содержанием (сплочение группы, развитие восприятия комического, нетрадиционное видение ситуации): «Кошкин дом», «Принц на цыпочках», «Горячий стул»; 5) игръ с элементами артте-рапии или хореографии (снятие нервно-психического напряжения): «Волшебный дождь», «Буги-вуги наоборот»; 6) рефлексия (обсуждение игр, наиболее понравившихся в ходе занятия).
На когнитивно-обучающем этапе работы осуществлялась основная коррекционно-развивающая работа, составляющими которой были обучение детей восприятию и конструированию структурных единиц комического, развитие у них адекватного эмоционального реагирования на комическое, обучение
дифференциации эмоций и способам совладения с тревожностью как с состоянием.
В ходе формирующего эксперимента использовался комплекс традиционных и специально разработанных методов психокоррекции, каждый из которых имел специфический механизм воздействия на эмоциональную сферу дошкольника, снижающий уровень их тревожности, страхов и агрессии.
Часть заданий предполагала формирование у детей восприятия и конструирования комических деталей, перевертышей и комических ситуаций. Для этого использовались эвристическая беседа по серии юмористических картинок, методика «предпочтения», задания по конструированию комических ситуаций, методика «четвертый лишний» и др. Для формирования новых адаптивных способов поведения применялся метод нетрадиционного анализа сказок - задействование комического материала для обучения детей дискредитации объектов страха, постановка объектов в ложное, унизительное положение, изображение их в смешном виде (.Баба-Яга сидит не в ступе, а в тарелке с супом, .Змей Горыныч размером с таракана); морфологический анализ - сочинение сказок, в которых частица «не» должна употребляться перед всеми существительными, глаголами или перед именами героев; придумъва-ние сказки по смешанным образцам (использование для создания комических образов переноса функций с объекта на объект, наделение героев сказки необычными чертами характера и т. п.); включение в повествование сказочных сочинений «спасательных предметов» (зеркало, расческа, ложка и пр.) и т. д.
Помимо этого в коррекционно-развивающей работе была задействована музъкотерапия, включающая муз^1^к^алън^о-п.сих:оло^ческий массаж - вид музыкальной психотерапии, выражающийся в чередовании мажорно-тонизирующей (отражающей эмоции радости, веселья, удовольствия) и умиротворенной музыки с целью тренировки подвижности нервных процессов, обучения контролю мышечных и психологических зажимов, непроизвольного появления улыбки и смеха; музшкалън^/^е медитации - вид музыкальной психотерапии, в котором звучащая музыка соединяется со зрительными образами и специальными формулами внушения юмористического содержания («Устойчиво стоя на земле», «Только смеяться», «Песенка о смехе», «Улыбка при неудачах», «Да и нет», «Ах, как нам весело» и др.): хореография - коррекция тревожного и агрессивного поведения в ходе смешных ритмических движений, ролевых танцев с комическим содержанием («Поезд», «Я и ты», «Темнота», «Ниточка с иголочкой», «Карнавал животных», «Буги-вуги наоборот» и др.); рецептивная музъкотерапия - вспомогательный вид музыкотерапии, предполагающий сопровождение всех музыкальных занятий мелодичной музыкой, предназначенной для поддерживания взаимных контактов детей, создания атмосферы взаимопонимания, доверия друг другу, дружелюбия, всеобщего единения. Указанные методы дополняла смехорелаксация - игры и упражнения, предполагающие тренировку мышц лица в улыбке, которые проводились с целью снятия мышечного напряжения, обучения детей глубокому диафрагмальному дыханию, способствующему контролю за тревожным состоянием и тонизирующему эмоции детей.
На закрепляющем этапе исследования производилось закрепление умений детей в дифференциации и рефлексировании различных эмоциональных состояний, проверялась степень овладения ими способами снятия психического напряжения, использования средств комического в снижении фобогенно-сти объектов и ситуаций. Структура закрепляющих эмоционально-поведенческих тренингов предполагала: вхождение (создание игровой мотивации); дидактическую игру (закрепление детьми приобретенных в ходе тренингов способов совладения с тревожным состоянием - «Смелость города берет», «Я -всемогущий властелин»); цветовую ассоциацию самочувствия.
Общая длительность занятий составляла 40-45 минут.
Одно из направлений коррекции отрицательных эмоциональных состояний детей было представлено семейной и педагогической психокоррекцией, предполагающей психологическое просвещение родителей и воспитателей, работающих с детьми; предупреждение психотравмирующих ситуаций в семье и дошкольном учреждении. Содержанием работы на данном этапе было проведение индивидуальных консультаций педагогов и родителей по результатам диагностики эмоционально-личностного развития детей. В ходе консультаций обсуждались особенности эмоциональной сферы ребенка, причины и формы проявления его эмоционального неблагополучия, индивидуальный подход и оптимальные условия для благоприятного эмоционального развития каждого конкретного дошкольника.
Помимо индивидуальных консультаций, психологическое просвещение родителей и воспитателей предполагало организацию лектория на различные темы, касающиеся эмоционального развития детей, проблемы детской тревожности и агрессии и роли смеха для функционирования организма. Лекторий для родителей и педагогов имел разное содержание, обусловленное субъективностью воспитательно-образовательного процесса, и включал в себя прослушивание лекций на темы: «Как помочь детям с нарушениями в общении», «Семейный портрет в интерьере», «Борьба за ребенка - борьба с ребенком», «Лепные нелепицы, или Смех сквозь слезы», «В лаборатории смеха», «О веселых детях и веселых книгах» и т. д.
На этапе контрольного эксперимента использовались те же методики, что и на этапе констатирующего эксперимента.
Диагностика показала, что после коррекционной работы у большинства дошкольников исчезло чувство страха перед теми объектами, которые доминировали в их сознании до формирующего эксперимента (сказочными героями (ф = 2,19), темнотой, ночью (ф = 0,927), фантастическими существами (ф = 1,024)), но сохранилось по отношению к тем объектам, которые не упоминались на этом этапе работы: страшными насекомыми, пресмыкающимися (ф = 1,047), героями видеофильмов (ф = 1,671).
Тревожность у детей экспериментальной группы достоверно снизилась с 86,2 до 33,3% по тесту тревожности (р = 0,013) и с 66,7% до 37,5% по методике ДДЧ (р = 0,02). Необходимо добавить, что программа коррекции детской тревожности в большей степени обеспечила ее снижение в восприятия жизненных ситуаций (тест тревожности р = 0,012) и в меньшей степени - тревожности как личностной черты (методика ДДЧ: р = 0,032). Сопоставление пока-
зателей эффективности психокоррекционных воздей-ствий обнаружило их более высокую интенсивность у старших дошкольников (р = 0,013), чем у средних дошкольников (р = 0,03).
Формирование у детей чувства комического сопровождалось снижением у них агрессии: количество испытуемых с высоким и средним уровнем агрессии в контрольной группе существенно не изменилось (с 68% до 66%; ф = 0,21 при р > 0,05), а в экспериментальной группе - достоверно снизилось с 36% до 4% (ф = 4,22 при р < 0,01).
В экспериментальной группе возросло количество испытуемых с высоким уровнем чувства комического (значимые различия 3,02 при р < 0,01), в то время как у дошкольников из контрольной группы изменения в показателях чувства комического оказались незначительными (значимые различия
0,26 при р > 0,05). Сравнительный анализ эффективности психокоррекционных воздействий обнаружил их наибольшую интенсивность у детей с высоким уровнем агрессии (ф = 4,22 при р < 0,01).
Сравнение показателей корреляции когнитивного и эмоционального компонентов чувства комического и агрессии позволило установить идентичность результатов констатирующего и контрольного экспериментов. После формирующего эксперимента не изменились по направленности и интенсивности взаимосвязи уровней агрессии с уровнями восприятия комического (Яху = 0,71 - в контрольной, Яху = 0,69 - в экспериментальной выборках) и агрессии с конструированием комического (Яху = 0,64 - в контрольной, Яху = 0,65 - в экспериментальной группах). Незначительные сдвиги произошли во взаимосвязи уровней агрессии и эмоционального компонента чувства комического (Яху = 0,41 - в контрольной, Яху = 0,38 - в экспериментальной группах). Идентичность показателей корреляции агрессии и чувства комического до и после формирующих воздействий свидетельствует о надежности проведенного нами исследования.
Систематизация полученного материала подвела нас к предположению, что нивелирование отрицательных эмоциональных состояний происходит за счет таких механизмов, как: проекция или бессознательный перенос субъектом собственных свойств, переживаний на внешние объекты, осуществляемый под влиянием доминирующей направленности личности; травестирование - изображение объектов детских страхов в уменьшенном виде; идентификация -отождествление ребенком себя с персонажем художественного произведения, в ходе которого происходит проникновение в смысловое содержание сюжетной линии произведения; дискредитация объектов страха, тревожности и агрессии путем их вышучивания и осуждения. Обесценивание поведения отрицательных персонажей происходило за счет игротерапии - проигрывания возможных смешных положений, в которые они попадают, и прогнозирования отрицательных последствий вспышек гнева персонажей и самих «актеров»; арттерапии -рисуя объекты страха, агрессии и тревожности в комичном виде, дошкольники тем самым осваивали способы снятия нервно-психического напряжения и освобождались от обычных оценок известных персонажей и отрицательных эмоций; создания ситуации несовместимости полярных эмоций: радости и агрессии, тревоги и смеха и т. д., сопровождающих восприятие и конструирование испы-
туемыми комического; физиологического влияния смеха и улыбки на расслабление организма и его тонизирование и десенсибилизирующего построения психокоррекционного процесса.
Проведенное исследование дает основание утверждать, что коррекцию отрицательных переживаний испытуемых затрудняют: 1) неумение детей
структурировать комические ситуации, в которых фигурируют тревожные, агрессивные персонажи, что мешает верно оценить поведение проявляющих агрессию и тревожность комических персонажей, поставить себя на их место, продумать возможные варианты поведения и их последствия; 2) отсутствие навыков дифференцировки эмоционально-экспрессивных состояний персонажей (реальных людей) у высокоагрессивных и высокотревожных испытуемых; 3) влияние сложившихся стереотипов оценок поведения персонажей, и в связи с этим неприятие отрицательных черт персонажа, положительно оцениваемого в повседневной жизни; 4) отсутствие представлений о нормах и правилах поведения, в результате чего дошкольники, комментируя произведения с элементами комического, затрудняются выделить несоответствия общепринятой норме в цели, мотиве, способе достижения цели персонажа и адекватно оценить ситуацию, в которую он попадает; 5) отсутствие представлений о механизмах построения комических конструкций; 6) неуме-
ние прогнозировать отрицательные последствия агрессивных, тревожащих детей персонажей; 7) «Культ силы» - установка: если персонаж сильный, значит, всегда прав (.Медведь проснется и всем задаст. Нечего тут кататься и шуметь.).
Примечательно, что техника «парадоксальной интенции» и техника «проигрывания альтернативных ролей» оказались неодинаково эффективными в коррекции тревожности и агрессии у детей дошкольного возраста. Выяснилось, что для снятия состояния агрессии более эффективной является техника «парадоксальной интенции», менее эффективной - техника «проигрывания альтернативных ролей»; для нивелирования детской тревожности и чувства страха обе техники относительно равнозначны. Данное обстоятельство мы объясняем тем, что использование техники «парадоксальная интенция» сопровождается концентрацией внимания детей на отрицательных эмоциях и последующем их вытеснением, а техника «проигрывания альтернативных ролей» требует от ребенка определенного напряжения, повышенной саморегуляции, которые в определенной степени снижают эффективность коррекционной работы. В работе с агрессивными испытуемыми использование сначала техники «парадоксальной интенции», а затем техники «проигрывания альтернативных ролей» обеспечивало положительный эффект. В данном случае дети сначала освобождались от отрицательной энергии (техника «парадоксальная интенция»), а затем, выполняя роли, не совпадающие с их жизненными ролями, усваивали положительные формы поведения неагрессивных людей.
На основе проведенного исследования мы пришли к следующим допущениям:
1. Уровни чувства комического и негативные эмоциональные состояния детей дошкольного возраста отрицательно коррелируют друг с другом.
2. Негативные эмоциональные состояния детей дошкольного возраста искажают восприятие комического и в определенной степени определяют содержание их юмористических импровизаций.
3. Произведения с элементами комического являются эффективным средством снижения у дошкольников уровня отрицательных эмоциональных состояний.
4. Нивелирование отрицательных эмоциональных состояний происходит благодаря десенсибилизирующему построению психо-коррекционного процесса, снижению значимости тревожащих детей объектов в процессе их высмеивания и осуждения, формированию защитных механизмов личности, созданию ситуации несовместимости полярных эмоций; физиологическому влиянию улыбки и смеха на расслабление организма и его тонизирование.
Литература
1. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. - М.: Апрель-Пресс. 1999. - 512 с.
2. Борев Ю. Б. Комическое. - М.: Искусство: 1970. - 330 с.
3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1997. - 269 с.
4. Егошкин Ю. В. Диагностика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста (на сравнительном материале исследования детей, воспитывающихся в детском доме и в семье): Автореф. дис. . канд. пси-хол. наук (19 00 07) - М., 1995. - 23 с.
5. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. -М.: Просвещение.1993. - 192 с.
6. Ильина И. Ю. Аффективное поведение и его коррекция в младшем дошкольном возрасте: Автореф. дис. . канд. психол. наук (1900 07). - М., 1998. - 22 с.
7. Истратова О. Н. Диагностика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста: Автореф. дис. . канд. психол. наук. - Таганрог, 1998. - 22 с.
8. Конева О. Б. К вопросу об отклонениях в развитии личности у детей в процессе социализации // Актуальные вопросы практической психологии. -Шадринск. 1996. - С. 179-181.
9. Копченова Е. Е. Детская агрессивность как качество личности: Автореф. дис. . канд. психол. наук (19 00 07) - М., 2000. - 21 с.
10. Лук А. Н. О чувстве юмора и остроумия. - М.: Искусство, 1986. -
191 с.
11. Павелко И. С. Сублимация агрессии в деятельности // Журнал практического психолога. - 1998. - № 3. - С.39-43.
12. Прихожан А. М. Психологическая природа и возрастная динамика тревожности: Автореф. дис. . канд. психол. наук. - М., 1996.