КОРПОРАТИВНЫЙ НАЛОГОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ И КОРПОРАТИВНОЕ НАЛОГОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОНЯТИЙ.
CORPORATE TAX MANAGEMENT AND CORPORATE TAX ADMINISTRATION: TRANSFORMATION OF THE CONCEPTS Осадчая Ольга Петровна
д-р экон. наук, заслуженный экономист России, зав. кафедрой «Менеджмент и экономика» Рубцовского индустриального института
(филиал) ФГБОУВПО «Алтайский государственный технический университет им.
И.И.Ползунова» E-mail: [email protected]
Кожевников Евгений Борисович
Аспирант кафедры «Менеджмент и экономика», Рубцовского индустриального института, (филиал) ФГБОУ ВПО « Алтайский государственный технический университет им. И.И.
И.И.Ползунова» E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается трансформация подходов к понятиям «корпоративный налоговый менеджмент» и «корпоративное налоговое управление», а также предлагается авторская трактовка данных понятий.
Abstract. The article discusses the transformation of approaches to the concepts of "corporate tax management" and "corporate tax governance". It also proposes the author's interpretation of these concepts.
Ключевые слова: корпоративное налоговое управление,
корпоративный налоговый менеджмент, корпоративные структуры.
Keywords: corporate tax management, corporate tax governance, corporate structures
В настоящее время, налоговое управление как самостоятельное научно- практическое направление, все больше получает должное развитие и распространение в российской науке и практике хозяйствования. Одними из понятий, введенными в научный и практический оборот, являются «корпоративное налоговое управление» и «корпоративный налоговый менеджмент». Научный анализ литературы позволяет сделать выводы о том, что существующая тенденция исследования корпоративного налогового управления и корпоративного налогового менеджмента лежит в плоскости управления предприятием, и остается без внимания тот факт, что присутствие в словосочетаниях слова корпорация предопределяет иной более высокий уровень управления, нежели тот который присущ автономной организации (фирме).
Осмысление понятий предполагает рассмотрение термина «корпорация», как экономического явления и применение его в современной практики. В данной статье авторы, не претендуют на полное раскрытие сущности корпорации как экономической категории и делают попытку выявить основные факторы, определяющие ее содержание.
Термин корпорация, традиционно использующийся в России, сегодня является весьма многозначным и употребляется в нескольких значениях.
Рассматривая юридические аспекты понятия «корпорация» можно сделать вывод, что оно рассматривается, как собирательное понятие, в широком смысле, под которым понимаются предпринимательские объединения капитала, имеющие различные организационно-правовые формы. В узком смысле под корпорацией понимаются такие формы предпринимательского объединения капитала, как акционерное общество и его модификации. [1].
Экономическая сторона понятия «корпорация» представлена двумя основными подходами. Первый подход интерпретирует корпорацию как акционерное общество или юридическое лицо. Второй подход, расширяет первый и рассматривает корпорацию как совокупность, имеющих собственные интересы, юридических и физических лиц.
Термин «корпорация», интегрированный в активный терминологический аппарат менеджмента, в значительной степени абсорбирует такие дефиниции-неологизмы, как: «интегрированная
корпоративная структура», диверсифицированные корпоративные организации, вертикально-интегрированные компании, «связанно-диферсифицированная система», «система бизнесов», «интергломерат», «интегрованная бизнес- группа», «неформальная бизнес- группа», «метакорпорация», «консолидированная группа бизнеса» и д.р.
Корпорация является довольно сложным организационноэкономическим образованием, который, с одной стороны представляет собой совокупность юридически самостоятельных субъектов, а с другой стороны, выступает как единый хозяйствующий субъект. Такая двойственность требует пересмотра взглядов и принципов управления. Что с одной стороны требует изучения и использования накопленного наукой управления на протяжении ее истории материала, с другой стороны включения новых идей и концепций в ее содержание.
В.В. Котов, разграничивая понятия «фирма», «компания», «корпорация» указал на то, что управление в корпорациях и концернах является предметом такого научного направления как корпоративное управление [2]. В связи с чем, важным представляется рассмотрение понятий «управление», «менеджмент», «корпоративное управление», и «корпоративный менеджмент».
Вначале обратимся к такому научному направлению как теория систем управления (в части управления экономическими и социальными системами). Согласно теории систем управления: «Управление - процесс, обеспечивающий необходимое по целевому назначению протекание процессов преобразования энергии, вещества и информации, поддержание работоспособности и безаварийности функционирования объекта путем сбора и обработки информации о состоянии объекта и внешней среды, выработки решений о воздействии на объект и их исполнение. Здесь цель является причиной управления, и задающие воздействия определяются на основе знания цели...» [3, с.8].
Применительно к техническим системам, в данном научном направлении, четко прослеживается разница между субъектами и объектами управления [3, с.8].
С точки зрения теории менеджмента: «Управление в широком понимании есть функция некоторой системы, направленная либо на сохранение основного качества системы (потеря которого приводит к разрушению), либо на выполнение программы, обеспечивающей устойчивость функционирования системы и достижение заданной ею цели, либо на развитие системы» [3, с.8].
Таким образом, при сопоставлении понятия «управление» данное теорией систем управления и теорией менеджмента прослеживается его смысловая идентичность.
Рассматривая понятие «менеджмент» следует отметить то, что современная экономическая литература пестрит многообразием его дефиниций. На наш взгляд, интересным является определение менеджмента, в котором он рассматривается как форма управления социально-экономическими процессами посредством и в рамках предпринимательской деятельности коммерческой организации [4].
При исследовании категорий «корпоративный менеджмент» и «корпоративное управление» следует отметить то, что данные понятия не идентичны.
Корпоративный менеджмент сосредоточен на механизмах ведения бизнеса и под его термином подразумевается деятельность профессиональных специалистов в ходе проведения деловых операций.
Понятие «корпоративное управление» гораздо шире понятия «корпоративный менеджмент» и означает взаимодействие множества лиц и организаций, имеющих отношение к самым разным аспектам функционирования фирмы. Корпоративное управление находится на более высоком уровне руководства компанией, нежели менеджмент. Пересечение функций корпоративного управления и менеджмента имеет место только при разработке стратегии развития компании [5].
Поскольку управление налогообложением, тесно связано с общей системой управления хозяйствующим субъектом и включает в себя такие понятия, как «корпоративный налоговый менеджмент» и «корпоративное налоговое управление» которые, по нашему мнению, несправедливо отождествляются, то далее следует рассмотреть эти две категории.
Систематизация сложившихся подходов к определению сущности корпоративного налогового менеджмента позволила выделить подходы: управления налоговыми потоками [6, 7], экономических отношений [8], финансовый подход [9, 10, 11], организационный аспект [12]. Признавая, что каждый подход характеризует различные стороны корпоративного
налогового менеджмента, следует отметить, что его содержание в условиях объединения предприятий остается не раскрытым.
На наш взгляд, наиболее полную трактовку понятию «корпоративный налоговый менеджмент» дает Антонов С.А., которую и положим в основу разработки авторского определения исследуемой категории применительно к корпорации, как к объединению хозяйствующих субъектов.
Корпоративный налоговый менеджмент- совокупность организационных, методических, технологических средств, правил и принципов управления формированием налогооблагаемыми базами на уровне бизнес- единицы и на уровне корпоративного объединения с целью приведения консолидированных налоговых потоков к оптимальности и упорядоченности, с учетом действующего налогового законодательства и стратегии развития корпорации.
Отличительными особенностями авторской трактовки стали акценты на управление формированием налогооблагаемых баз и консолидацию налоговых потоков корпорации.
Налогооблагаемая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения и является основой для исчисления налога, так как именно к ней применяется ставка налога.
Методы формирования налогооблагаемых баз и налоговых платежей зависят от применяемого бизнес- единицей налогового режима, вида деятельности для которого данный налоговый режим предназначен и налоговых льгот, применяемых в рамках выбранного режима налогообложения, а также ее места расположения.
Корпоративные структуры представляют собой сложные организационно-экономические образования, в которых налоговые потоки имеют двойственную структуру, состоящую из внутригрупповых и
внешнегрупповых налоговых потоков. Консолидация налоговых потоков вносит структурную упорядоченность в финансовые потоки корпорации, облегчает маневрирование финансовыми ресурсами и содействует успешному управлению, приводя в действие все резервы, использование которых возможно в условиях консолидации финансовых потоков.
Поскольку корпоративный налоговый менеджмент выступает составной частью корпоративного налогового управления, то целесообразным и значимым для финансовой науки, а также для науки и практики управления, является формирование определения
«корпоративное налоговое управление» применительно к корпоративному образованию.
Корпоративное налоговое управление- это: составная часть
системы управления корпорацией, в рамках которой посредством реализации налогового механизма на разных уровнях управления разрабатываются и реализуются решения, направленные на эффективное функционирование корпоративного налогового менеджмент; внутреннее и внешнее согласование с функциональными стратегическими целями, направленное на достижение главной стратегической цели- создание и поддержание устойчивого конкурентного преимущества интегрированного образования.
Предложенная авторская трактовка развивает и дополняет теоретические основы налогового управления, поскольку рассматривает корпоративное налоговое управление применительно к разным уровням управления и как процесс, направленный на достижение основной цели функционирования корпорации- создание и поддержание устойчивого конкурентного преимущества.
Список литературы:
1. Макарова, О.А. Корпоративное право [Электронный ресурс] / О.А. Макарова - Режим доступа: http://www.knigashop.ru/book/1785.
2. Котов, В.В. Об управлении корпорацией [Электронный
ресурс]- Режим доступа: http://www.pan-i.ru/novosti/ob-upravlenii-
korporatsiey.html
3. Заложнев, А.Ю. Прикладные модели и методы
внутрифирменного управления М.: ИПУ РАН, 2003. - 167 с.
4. Улина, С.Л. Подходы к формированию системы финансового
менеджмента в России [Электронный ресурс] / С.Л. Улина // Менеджмент в России и за рубежом.- 2000.- №2/08. - Режим доступа:
http://www.cfin.ru/press/management/2000-2/08.shtml.
5. Корпоративное управление основные понятия и результаты
исследования российской практики [Электронный ресурс] // Управление компанией.- 2004.- №2.- Режим доступа:
http://www.iteam.ru/publications/corporation/section_96/article_3294/.
6. Налоговый менеджмент : учебное пособие / С.В. Барулин. Е.А. Ермакова, В.В. Степаненко.- Москва: Омега-Л, 2008.- 269с.
7. Антонов, С.А. Теоретические подходы к организации
корпоративного налогового менеджмента [Электронный ресурс] / С.А. Антонов // Управление экономическими системами: электронный
научный журнал.- 2012.- №9. - Режим доступа: http://www.uecs.ru/teoriya-upravleniya/item/1527-2012-09-12-06-20-48.
8. Ломакина, И.С. Корпоративный налоговый менеджмент: экономическое содержание, функции и роль в системе управления предприятием [Электронный ресурс] / И.С. Ломакина - Режим доступа: http:// sisupr.mrsu.ru/2011 -1/PDF/Lomakina.pdf.
9. Букина, Г.Н. Корпоративный налоговый менеджмент как неотъемлемая составляющая стратегии управления бизнесом
[Электронный ресурс] / Г.Н. Букина // ЭКО. - 2007. - №1. - Режим доступа: http://econom.nsc.ru/eco/arhiv/ReadStatiy/2007_01/Bukina.htm.
10. Борзунова, О.А. Налоговый менеджмент -консолидированный институт права и экономики [Электронный ресурс] / О.А. Борзунова // Право и экономика.- 2011. - N 6.- Режим доступа: ИПС Консультант плюс.
11. Хотинская, Г.И. Налоговый менеджмент (на примере сферы сервиса) учебно-методическое пособие / Г.И. Хотинская. - М.: МГУС, 2006.
12. Гунякова А.А. Инструментарий организации корпоративного налогового менеджмента (на промышленном предприятии): автореф. дис.... канд. эконом. наук: 08.00.05 /Гунякова Алия Атласовна- Уфа., 2010. - 25 с.