дня (необходимое ускорение - 0,775 дня), постоянным издержкам - 150 ден. ед., прибыли - 177 ден. ед.
Используя формулу (21), получим:
0 775
АР = Т9 385 а50 +177) =13,08 (ден. ед).
9. Определение прироста доходов по продаже по приросту выручки:
ad = ao ( Ic + P) + aiv.
(22)
Доказательство. Используя формулы (14) и (1), получим:
ао = ао (к + р )+а;
или ао = ао (1С + р) + а/;, т.е. получена формула (22).
Пример 9. Определить прирост доходов от продажи по КТ, предусматривающей прирост выручки на сумму 100 ден. ед., а также прирост переменных издержек на сумму 10
ден. ед. Предварительная прибыль текущего года - 177 ден. ед.
Используя формулу (22), получим:
ао = -1°^(150 +177) +10 = 23,08 (ден. ед.).
2500
Таким образом, используя указанные формулы экономической взаимосвязи показателей деятельности торгового предприятия, можно при оперативном планировании быстро определить необходимые параметры увеличения прибыли от продажи, учитывающие контрольные точки, которые предполагают достижение установленных целей стратегии.
Список литературы
1. Владимирова Л.П. От стратегии к тактике: выручка от реализации товаров // Вестник Российского университета кооперации. № 2(8). Чебоксары: ЧКИ РУК, 2012. С. 32-34.
2. Владимирова Л.П. От стратегии к тактике: рентабельность торговли. Вестник Российского университета кооперации. № 3(9). Чебоксары: ЧКИ РУК, 2012. С. 29-32.
ВЛАДИМИРОВА Людмила Павловна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, управления и кооперации. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Россий-скогоуниверситета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
VLADIMIROVA, Lyudmila Pavlovna - Candidate of Economics, Associate Professor of Department of Economics, Management and Cooperation. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
УДК 336.22
УПРАВЛЕНИЕ НАЛОГОВЫМИ ВЗАИМООТНОШЕНИЯМИ
В ОРГАНИЗАЦИИ
С.Ю. Гурова, Т.Е. Шипеева
Рассмотрены понятия государственного и корпоративного налогового менеджмента. Определена сущность корпоративного налогового менеджмента, выявлены причины минимизации налоговых платежей за счет уменьшения налоговой базы по отдельным налогам.
Ключевые слова: налог; менеджмент; потоки; налоговая база; корпоративный налоговый менеджмент; минимизация налоговой базы, оптимизация налоговых потоков.
T.Y. Gurova, T.E. Shipeeva. TAX MANAGEMENT RELATIONS IN THE ORGANIZATION
The concepts of state and corporate tax management. Defines the essence of corporate tax management, the causes of minimizing tax payments by reducing the tax base for certain taxes.
Keywords: tax; management; streams; tax base; corporate tax management; minimization of the tax base; tax optimization flows.
На современном этапе вопросы регулиро- и налогоплательщиками, призван решать на-вания отношений, возникающих на всех этапах логовый менеджмент.
развития бизнеса между налоговыми органами Налоговый менеджмент, с одной стороны,
является частью финансового менеджмента, а с другой - самостоятельным направлением управления налогами, в основе которого лежат специфические принципы администрирования налогов организации.
В экономической теории разделяют понятия государственного и корпоративного налогового менеджмента. Исследование касается второй части налогового менеджмента, а именно корпоративного налогового менеджмента, одно из распространенных определений которого состоит в признании его системой управления налоговыми потоками хозяйствующего субъекта путем использования экономически обоснованных рыночных форм и методов принятия управленческих решений в области налогообложения организации. Корпоративный налоговый менеджмент должен решать проблемы управления налоговыми взаимоотношениями, возникающими в связи с исполнением обязанностей по уплате налоговых платежей не только внутри организации, но и на государственном уровне.
Согласимся с таким определением, но вместе с тем корпоративный налоговый менеджмент - это управляющая и управляемая подсистемы, механизм взаимосвязи которых в организации осуществляется для обеспечения роста производства, продаж и доходов организации за счет оптимизации налогообложения путем использования всех особенностей налогового законодательства.
Некоторые экономисты считают, что целью корпоративного налогового менеджмента является минимизация налоговых платежей за счет уменьшения налоговой базы по отдельным налогам. По нашему мнению, это приводит к тому, что налоговое управление сводится к деятельности организаций и направлено на простое сокращение своих налоговых обязательств, к сожалению, не только в теории, но и на практике. Это обусловлено следующими причинами:
Во-первых, в России на налогоплательщика возложено довольно высокое, по сравнению с европейскими странами, налоговое бремя, которое, тем не менее, не отвечает количеству и качеству реально предоставляемых обществу благ: бесплатное образование, здравоохранение, посещение культурно-массовых, просветительских мероприятий и др. Именно этот фактор породил практику массового ухода экономики в «теневой» сектор.
Во-вторых, налогоплательщики из-за ряда экономических факторов пытаются уменьшить свои налоговые обязательства. В свою очередь, эти факторы зависят как от финансового со-
стояния налогоплательщика, так и от общего состояния экономики в стране (периоды экономических кризисов, периоды подъема экономики и расширения международного сотрудничества).
Третья причина заключается в относительной молодости налоговой системы, и, как следствие, в пробелах налогового законодательства, в сложности восприятия его налогоплательщиками. Зачастую, само налоговое законодательство дает налогоплательщику возможности минимизировать налоговую базу, тем самым уменьшить налоговые обязательства. Например, в соответствии со ст. 283 НК РФ убытки, полученные организацией в предшествующий налоговый период, можно перенести на будущие периоды в течение 10 лет, причем как полностью, так и частично. Другими словами, в следующих налоговых периодах организация вправе уменьшить налоговую базу на сумму налогового убытка для целей налогообложения прибыли. Это не льгота, а один из самых действенных законных методов налоговой оптимизации. Пользуются им практически все организации.
В-четвертых, большинство российских налоговых реалий являются зарубежными заимствованиями. Это противоречит российскому экономическому менталитету и особенностям управленческой деятельности на уровне хозяйствующих субъектов. Например, бюджетообразующий налог на добавленную стоимость был введен в России с принятием Закона «О налоге на добавленную стоимость» в декабре 1991 г. Впервые схема обложения НДС была разработана в 1954 г. французским экономистом М. Лоре, благодаря которому он полностью и окончательно был введен во Франции уже в 1968 г.
В-пятых, в российской практике зачастую отсутствует учет налогов и их сбалансированность: уменьшение одних налогов порой приводит к увеличению других и наоборот. Например, согласно п. 2 ст. 170 НК РФ уменьшение налоговой базы по НДС влияет на увеличение налоговой базы для исчисления налога на прибыль организации.
И наконец, статистические данные Рос-стата не всегда полные и достоверные. Это связано со все еще высоким процентом теневых операций, в них не отражаемых. Как следствие - для целей налогового менеджмента становятся бессмысленными межхозяйственные сравнения по официальным данным.
На практике существуют различные способы оптимизации налоговых потоков в рамках налогового менеджмента. Каждый налого-
плательщик сам выбирает способ оптимизации налоговой базы. Первый способ основан на методах сокрытия от фискальных органов доходов, искажении бухгалтерской и налоговой отчетности, использовании поддельной документации. Этот способ связан с нарушением налогового законодательства, и, как следствие, наступает налоговая, административная, а в некоторых случаях и уголовная ответственность налогоплательщика. Например, по действующему законодательству уклонением от уплаты налогов признается, если сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 100 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 300 тыс. руб.
Другой способ основан на использовании предоставленных налоговым законодательством возможностей: корректировка своей хозяйственно-финансовой деятельности, методов ведения бухгалтерского и налогового учета, использования пробелов в законодательстве и т.д. Например, налогоплательщик имеет право при регистрации организации выбрать режим налогообложения, если его деятельность не противоречит действующему налоговому законодательству.
Традиционно считается, что корпоративный налоговый менеджмент основан именно на законных, легальных способах оптимизации налоговой базы. Такое мнение зачастую оторвано от реальной действительности, сужает роль налогового менеджмента в организации. Корпоративный налоговый менеджмент как вид управленческой деятельности шире, многообразнее обычного стремления налогоплательщика минимизировать налоговые платежи. Прежде всего, он связан с оптимизацией налоговых потоков и налоговым планированием.
Для создания и успешного функционирования корпоративного налогового менеджмента должны быть созданы определенные условия: наличие стратегии развития, бизнес-планов и бюджетов; готовность администрации осуществлять налоговое планирование на основе стратегических и тактических планов, а также четко сформулированных принципов управления. Безусловно, в любой компании разработка документов стратегического планирования и на их основе принципов управления налогами невозможна без ясного понимания логики функционирования системы налогооб-
ложения на макроуровне, а также учета тенденций ее развития.
Организацию, внедряющую методы налогового менеджмента, должна интересовать не величина уплачиваемых налогов как таковая, а результативность от принимаемых решений в области налоговой политики организации. Налоговая политика организации эффективна только в том случае, когда нацелена на оптимизацию налоговых потоков. Управленческие решения по поиску дополнительных источников доходов должны сопровождаться управленческими решениями в области налоговых расходов и вложения налоговой прибыли. Такой механизм сочетания управленческих решений составляет оптимизацию налогов и свидетельствует о эффективности всей системы управления. Рациональная многовариантная оптимизация налоговых платежей, полученная на этой основе экономия дополнительных налоговых доходов, и эффективное их вложение в развитие бизнеса и является целью корпоративного налогового менеджмента. В общем понимании и минимизация, и оптимизация преследуют единую цель - уменьшение налогового бремени налогоплательщиков. Следует, однако, отметить, что минимизация, реализуемая в локальных ситуациях, представляет собой оптимизацию системного характера. Поскольку целью предпринимательской деятельности является получение прибыли, логично, что конечным результатом налогового менеджмента должна явиться оптимизация общего уровня налоговых издержек.
Соответственно, совершенствование отечественной системы налогообложения не может ограничиваться осуществлением налогового менеджмента на уровне государства, а требует развития корпоративного налогового менеджмента, поскольку корпорация - базовый элемент общей системы управления рыночной экономикой.
Сегодня корпоративный налоговый менеджмент руководствуется, прежде всего, целями и задачами государственной политики, проводимой в области налогообложения, а это означает, что для реализации эффективного корпоративного налогового менеджмента необходимо совершенствовать налоговое законодательство.
Список литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 1 и 2.
2. Налоговый менеджмент / под ред. Т.Я. Силь-вестровой. Чебоксары, 2013. 320 с.
ГУРОВА Славяна Юрьевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры денежного обращения, учета и статистики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: slav_gur@mail. ru
ШИПЕЕВА Татьяна Евгеньевна - магистрант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
GUROVA, Slavyana Yurevna - Candidate of Economics, Associate Professor of Department of Monetary Circulation, Accounting and Statistics. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
SHIPEEVA, Tatyana Evgenjevna - Graduate Student. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
УДК 657.633.5
МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ
О.Ю. Куртаева
Исследован вопрос повышения эффективности контроля путем создания систем мотивации персонала, стимулирующих развитие самоконтроля работников для достижения целевых показателей.
Ключевые слова: эффективность; контроль; самоконтроль; персонал; стратегия контроля; система мотивации; ключевые показатели.
O.Y. Kurtaeva. MOTIVATION OF EMPLOYEES AS A BASIS FOR EFFICIENT SYSTEM OF INTERNAL CONTROL
The article investigates the issue of improving the effectiveness of control systems by creating a motivation to encourage the development of self-control workers to meet the targets. The article deals with four kinds of monitoring strategy and relationship is established between effectiveness system of internal control and motivation of employees.
Keywords: efficiency; control; self-control; staff; control strategy; incentives; key indicators.
Основной проблемой при создании эффективной системы контроля является определение необходимого баланса между централизацией и децентрализацией контрольных функций и полномочий. Степень централизации контроля зависит от избранной экономическим субъектом стратегии и стиля управления.
Один из наиболее часто цитируемых теоретиков управления и оценки организационных структур Джон Чайлд еще в 1972 г. выделил четыре основных стратегии контроля:
- централизованный личный контроль;
- бюрократический контроль;
- контроль результатов;
- культурный контроль [2].
Стратегии контроля расположены на
рис. 1 по мере убывания степени централизации контроля в зависимости от количества субъектов контроля.
При авторитарном стиле управления совершенно логично наличие системы централизованного личного контроля, когда руково-
дитель экономического субъекта или собственник бизнеса лично наблюдает за исполнением управленческих решений и проверяет соответствие достигнутых результатов объявленным целям. Централизованная система контроля формируется чаще всего, когда институты собственника и руководителя предприятия совпадают. То есть субъектом контроля выступает один и тот же человек. Таким образом, система контроля основана на суждении одного человека-руководителя и ограничена его временным, профессиональным и физиологическим ресурсом. Мотивация персонала при такой стратегии выстраивается также в зависимости от суждений и личных предпочтений единоличного руководителя.
Стратегия бюрократического контроля основана на прямом вертикальном контроле, интегрированном в систему иерархии власти. Такая стратегия определяет сосредоточение контрольных полномочий на вышестоящих уровнях управления. Работники низших уров-