(cc)
DOI: 10.26794/1999-849X-2019-12-4-50-59
УДК 338.23(045)
JEL G15, G28, N50, N60
Роль государства в продвижении экспорта промышленной и сельскохозяйственной продукции, конкурентоспособной на международных рынках
Предмет исследования - политика государства в поддержке экспорта промышленной и сельскохозяйственной продукции. Цели работы - предложение мер, направленных на повышение конкурентоспособности промышленной и сельскохозяйственной продукции и создание механизмов для ее продвижения на международные рынки в условиях усиливающихся санкций Запада и необходимости избавления от сырьевой модели развития. Для этого создаются новые институты поддержки отечественного бизнеса, развиваются отрасли производства с ориентацией на увеличение экспортных возможностей отечественных секторов экономики. Растут объемы государственного финансирования развития промышленности и сельского хозяйства. Образован Российский экспортный центр, оказывающий финансовую и нефинансовую поддержку российским компаниям, готовым повышать конкурентные преимущества своей продукции и выходить на внешние рынки. В статье сделаны выводы о том, что в результате осуществляемых государством мер по выполнению сложных и амбициозных задач, направленных на повышение конкурентоспособности отечественной продукции и увеличение объема несырьевого экспорта, достигнуты определенные положительные результаты как в промышленных отраслях, так и сельскохозяйственном производстве. Однако эти результаты не столь весомы, чтобы радикально изменить место России в международном разделении труда. По-прежнему значительную часть экспорта составляют сырьевые товары. Основной упор в политике государства делается на обеспечение больших финансовых вливаний в отрасли и не учитывается уровень эффективности их использования. Финансовые и нефинансовые инструменты и методы чрезвычайно важны, но они должны применяться в рамках комплексного подхода к решению таких проблем. Переход на новую промышленную и техническую основу развития, использование современных знаний, технологий, инноваций пока не соответствуют необходимым требованиям обеспечения международной конкурентоспособности отечественной продукции.
Ключевые слова: промышленная политика; сельскохозяйственная политика; международная конкуренция; финансовые инструменты; нефинансовые инструменты; торговая политика
Для цитирования: Миронова В. Н. Роль государства в продвижении экспорта промышленной и сельскохозяйственной продукции, конкурентоспособной на международных рынках. Экономика. Налоги. Право. 2019;12(4):50-59. DOI: 10.26794/1999-849Х-2019-12-4-50-59
ABSTRACT
The subject of the research is state policy in supporting export of industrial and agricultural produce. The purpose of the work is to propose actions aimed at the increase of competitiveness of industrial and agricultural production and at creating mechanisms for its advancement to international markets in the context of Western sanctions intensifying and the necessity to escape raw materials based development model. To achieve these goals, new institutions for national business development are created, export oriented branches of production are developed. The amount of state participation in financing industry and
В. Н. Миронова
Финансовый университет, Москва, Россия http:/orcid.org/ 0000-0003-4054-2739
АННОТАЦИЯ
State Participation in Industrial and Agricultural Internationally Competitive Produce Advancement
V. N. Mironova
Financial University, Moscow, Russia http:/orcid.org/ 0000-0003-4054-2739
agriculture development is increasing. Russian Export Center has been organized. It supports in financial and nonfinancial way Russian companies that are ready to raise the competitive advantages of their production and to enter foreign markets. It is concluded that due to the actions that the state puts into practice to fulfill complicated and ambitious tasks aimed at competitive recovery of home products and at increasing of non-resource exports some positive results have been achieved both in industrial and agricultural production. The results, however, are not weighty enough to dramatically change the place of Russia in international division of labor. As before, resource commodity still constitutes a significant part of export. The state policy lays special emphasis on financing branches of industry without taking into consideration their effectiveness. Financial and nonfinancial instruments are of high importance, but they should be used in the framework of a comprehensive approach. The transition to a new industrial and technical development platform, modern knowledge, technologies and innovations deployment are yet not in line with the requirements for international competiveness of domestic product.
Keywords: industrial policy; agricultural policy; international competition; financial instruments; nonfinancial instruments; trade policy
For citation: Mironova V. N. State participation in industrial and agricultural internationally competitive produce advancement. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2019;12(4):50-59. (In Russ.). DOI: 10.26794/1999-849X-2019-12-4-50-59
ВВЕДЕНИЕ
Экономика России не первый год находится в достаточно сложном положении, обусловленном не только и не столько внешними факторами, сколько внутренними причинами. Инертное состояние экономической политики, ее противоречивость, расхождение между словом и делом критически оцениваются многими экономистами, экспертами, политиками. Накопившиеся проблемы представляют собой, образно говоря, клубок, который предстоит в ближайшие годы распутать и выйти экономике на устойчивый путь развития, позволяющий выпускать современную продукцию, удовлетворяющую потребностям внутреннего и международного рынка.
Успешное освоение зарубежных товарных рынков — сложный, многоступенчатый и комплексный процесс, требующий:
• производства конкурентоспособных товаров с учетом цены и неценовых характеристик, принятых в международной практике;
• создания в рамках торговой политики благоприятных условий выхода продукции на внешние рынки. В этом плане развитие и использование инструментов и методов государственной поддержки способствуют улучшению позиций компаний на международных рынках.
Но прежде чем приступить к рассмотрению сути статьи, следует определиться с понятием «промышленная политика».
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ
Промышленная и сельскохозяйственная политики имеют отличия, но не по существу и целям, а по
объектам воздействия и средствам достижения поставленных задач. Промышленная политика достаточно давно является объектом дискуссий и трактуется по-разному как в российской научной литературе, так и в западных исследованиях. С течением времени понимание промышленной политики трансформировалось, появились новые трактовки, соответствующие тому или иному времени. Более того, в каждой стране в зависимости от особенностей и приоритетов развития выделяются те или иные характеристики и направления промышленной и сельскохозяйственной политики.
Промышленная политика нередко определяется как инструмент, используемый для обеспечения роста экономики и ее конкурентоспособности; как политика, способствующая изменению структуры экономики страны [1].
В зарубежных исследованиях промышленную политику наделяют образом «хорошей экономики» [2]. Иногда в определении промышленной политики акцент делается на обеспечении публичной поддержки и субсидиях, смягчающих неэффективность рынка и государства.
Следует отметить, что промышленная политика является не инструментом, а механизмом, который использует необходимые средства, методы для реализации поставленных целей. Инструменты важны, но не следует их фетишизировать и подменять ими обозначенную цель, поскольку другие взаимосвязанные факторы формируют комплексный подход к решению поставленных задач.
Характерно, что большинство объяснений сути промышленной политики объединяет акцент на том, к чему она ведет и для чего служит, а не на раскрытии содержания.
Эксперты Организации экономического сотрудничества и развития [Organization of Economic Development and Cooperation (OECD)] предлагают пересмотреть трактовку промышленной политики применительно к промышленно развитым странам в части расширения ее содержания. С одной стороны, выделяется ее стратегическая направленность в достижении высоких конкурентных показателей, а с другой — она рассматривается с точки зрения способности добиваться решения задач, выходящих за пределы обеспечения роста ВВП, благодаря продвинутым знаниям, умениям, инновациям, эффективной поддержке со стороны соответствующих институтов. Эта новая промышленная политика считается частью системы, находящейся во взаимодействии и связи с другими ее элементами и направлениями соответствующих политик [3].
С таким подходом нельзя не согласиться, поскольку он отражает расширяющиеся и усложняющиеся взаимозависимости элементов структуры системных отношений. Классическим определением политики, в каком бы ракурсе она не рассматривалась, является система отношений между государством, субъектами хозяйственной деятельности и институтами. От того, как построены эти отношения и насколько они эффективны, во многом зависит возможность достижения поставленных целей.
Еще совсем недавно во многих развитых странах индустриальное развитие рассматривалось как устаревший тренд, который перекрывался интенсивным ростом экономики услуг. Но сегодня доминирующей становится точка зрения, согласно которой деиндустриализация не в состоянии обеспечить стабильный экономический рост и повысить конкурентоспособности национальной экономики [4].
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Во всех сферах жизнедеятельности общества происходят большие и быстрые изменения, значимость и последствия которых пока трудно объективно оценить. Как отмечает Клаус Швабе (Klaus Schwab), рассуждая о четвертой промышленной революции: «мы является свидетелями кардинальных изменений во всех отраслям, где происходят коренные преобразования систем производства, потребления, транспортировки и поставки» [5].
Проведение промышленной и сельскохозяйственной политики России требует учета этих насыщенных и быстро меняющихся трендов, которые на-
кладываются на застарелые и вовремя нерешенные проблемы, что значительно усложняет выполнение поставленных задач, требует взвешенных, четко просчитанных действий и их координации.
До недавнего времени промышленной политике России уделялось небольшое внимание в расчете на то, что механизм рыночных отношений самостоятельно отрегулирует структуру экономики и повысит эффективность производства. Принимались нормативно-правовые акты, например указ Президента РФ 1997 г. «О концепции промышленной политики России», который не воплотился в реальных действиях.
Долго ожидаемый Федеральный закон № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» был принят только в конце 2014 г. Одними из важных положений этого документа являются определение форм и инструментов управления промышленностью, учреждение фондов развития промышленности и института специального инвестиционного контракта.
Программы импортозамещения, экспорта и производство конкурентоспособной продукции гражданского назначения обеспечиваются льготным заемным софинансированием. Согласно годовому отчету за 2018 г. Фонд развития промышленности профинансировал 140 проектов, что на 43% превышает показатели 2017 г. Общая сумма займов, выданных в 2018 г., превысила 27,6 млрд руб.; при поддержке этого Фонда открыты 57 новых производств. В отчете подчеркнуто, что развитие конкурентоспособного промышленного сектора в контуре нового технологического уклада является критически важным для России1.
Специальные инвестиционные контракты (далее — СПИК) заключаются между инвестором и государством и предусматривают, что инициатор проекта берет обязательство освоить производство промышленной продукции в обозначенный срок. В свою очередь, Российская Федерация или ее субъект гарантирует стабильность налоговых и других условий и предоставляет меры поддержки. Однако пока эта форма не получила достаточного развития.
Развитие несырьевого сектора экономики и увеличение экспорта готовой продукции являются приоритетными задачами экономической политики государства. В соответствии с майским 2018 г. указом
1 Годовой отчет Фонда развития промышленности за 2018 г.
Стабильная динамика. С. 3. URL: http://www.frprf.ru (дата
обращения: 10.04.2019).
Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» экспорт несырьевых неэнергетических товаров должен осуществляться к 2024 г. в размере 250 млрд долл. США, а также добиться роста производительности труда в несырьевом секторе экономики не менее 5% в год2.
Таким образом, поставлены достаточно амбициозные и сложные задачи, от решения которых во многом зависят будущее социально-экономическое развитие страны, ее место в мировой экономике.
Обширная тематика развития несырьевого сектора экономики широко обсуждается на политическом и профессиональном уровнях. На втором Столыпинском форуме, состоявшемся в мае 2019 г., впервые представлена «дорожная карта» устойчивого роста несырьевого сектора экономики. Предлагается развивать кластерные проекты, которые включают такие приоритетные направления, как экономика простых вещей, малые и средние предприятия, производящие товары потребительского рынка, индустрия здоровья, доступный энергоэффективный дом, «3+передел» — переработка нефти, газа, леса, черных и цветных металлов и т.д.3
РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
Развитие промышленного сектора экономики и осовременивание его структуры направлены на обеспечение международной конкурентоспособности продукции.
Постановлением Правительства РФ от 30.03.2018 № 368-15 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации „Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности"» поставлена задача создать конкурентоспособную, устойчивую, структурно сбалансированную промышленность на основе ее интеграции в мировую технологическую среду, сформировать и освоить новые рынки инновационной продукции. Намечены этапы реализации этих задач: первый этап охватывал период 2013-2015 гг., а, второй этап рассчитан на 2016-2020 гг.
2 Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/57425.
3 Столыпинский форум «Стратегия для России» 22-23 мая 2019 г. URL: http://www.clustermedtech.ru/news1/ii-stolypinskij-forum-strategii-dlya-rossii-22-23-maya-2019-goda/ (дата обращения: 30.05.2019).
Производство востребованной промышленной продукции должно основываться на международных показателях конкурентных преимуществ, число которых постоянно растет в условиях четвертой промышленной революции.
Эксперты Всемирного экономического форума (World Economic Forum, WEF) провели комплексный анализ и оценили производительность мировых экономик в рейтинге «Индекс глобальной конкурентоспособности 4.0-2018» (Global Competitiveness Index 4.0 2018 или GCI 4.0 2018). Специфичность этого комплексного анализа состоит в отражении способности экономик составлять конкуренцию другим странам в условиях четвертой промышленной революции. На основании этого индекса оценивается конкурентоспособность по 12 наиболее важным факторам долгосрочного роста национальных экономик и их доходов. К ним отнесены: качество институтов, состояние инфраструктуры, проникновение IT и современных коммуникаций, макроэкономическая стабильность, потребительский рынок, рынок труда, финансовая система, размер внутреннего рынка, состояние здоровья населения, образование и навыки людей, динамика развития бизнеса и способность к инновациям4.
Доклады, регулярно публикуемые Всемирным экономическим форумом, подтверждают, что конкурентные преимущества национальных экономик в мировой экономике зависят от комплексной, последовательной политики государства как на макро-, так и микроуровне.
Международная консалтинговая и аудиторская компания Delloite Touche Tohmatsu Limited (Delloite Global) совместно с Советом по конкурентоспособности США (Council on Competitiveness) разработали индекс глобальной промышленной конкурентоспособности Global Manufacturing Competitive Index (GMCI), в котором у России 35-е место с показателем 43,9% из 100 мест5.
Россия занимает низкие места в рейтингах стабильности и прозрачности регулятивной, налоговой и экономической политики; не имеет качественной инфраструктуры.
4 The global Competitiveness report 2018. URL: http://www3. weforum.org/docs/GCR 2018/05FullReport/TheGlobalCompeti tivenessReport2018.pdf (дата обращения: 01.05.2019).
5 Global Manufacturing Competitiveness Index 2016. URL: http://www2.deloitte.com/br/en/pages/manufacturing/articles/ global-manufacturing-competitiveness-index.html (дата обращения: 11.05.2019).
Поэтому возникает закономерный вопрос: может ли в недостаточной конкурентной среде на местном рынке создаваться конкурентоспособная продукция по международным меркам? Уровень развития конкуренции в российской экономике по-прежнему неудовлетворителен. Национальный план по развитию конкуренции до 2020 г. утвержден указом Президента РФ в 2017 г. и детализирован в «дорожной карте» на период 2018-2020 гг., в соответствии с которой планируется реализовать 274 мероприятия в 17 отраслях экономики. Однако, по мнению руководителя ФАС России И.Ю Артемьева, этот план выполняется менее чем наполовину [6].
Важную роль в производстве современной и востребованной на международных рынках продукции играет торговая политика, основная задача которой состоит в создании условий доступа иностранных товаров на отечественный рынок и обеспечении доступа отечественной продукции на рынки других стран.
Торговая политика сегодня приобретает все более детерминированный политический характер, что находит выражение в конфронтации, конфликтах, использовании санкционных методов ограничения доступа на национальные рынки.
Инструменты торговой политики многочисленны и разнообразны и включают правовые, экономические, административные средства, которые должны в конечном счете приводить к модернизации структуры экономики и повышению конкурентоспособности отраслей, увеличивая в перспективе экспортный потенциал страны.
В рамках торговой политики следует выделять инструменты, которые направлены на поддержку отечественного производителя, в частности стимулирование экспорта законными способами в соответствии с международными обязательствами страны.
Российские экспортеры сталкиваются с многочисленными проблемами, выражающимися в необходимости изучения структуры и особенностей иностранного рынка, конкурентной среды, системы ценообразования, выбора метода и способа поставки товара, а также определения доходности бизнеса, выявления и минимизации рисков. Нередко у многих предприятий, особенно принадлежащих к малому и среднему бизнесу, отсутствуют необходимая информация о возможностях и способах получения государственной поддержки, знания специфики ведения бизнеса в международном масштабе, что создает препятствия в реализации внешнеэкономической деятельности.
МЕРЫ, ПРИНИМАЕМЫЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭКСПОРТА ПРОДУКЦИИ
Институты поддержки российского экспорта начали формироваться с 1994 г. и предусматривали оказание услуг по кредитованию внешней торговли. Экспортно-импортный банк (Росэксимбанк) создал специальный механизм гарантий. Но система государственного страхования рисков при осуществлении экспортных операциях не получила дальнейшего развития.
Сегодня используются разнообразные меры и способы поддержки экспорта на федеральном и региональном уровнях, создаются отраслевые союзы предпринимателей и отраслевые ассоциации.
Государственное содействие экспорту осуществляется через финансовые и нефинансовые инструменты, представленные в табл. 1, 2.
Одним из основных институтов, осуществляющим реализацию политики государства в области поддержки компаний-экспортеров, является АО «Российский экспортный центр» (далее — РЭЦ), который функционирует в режиме «единого окна». На базе этого центра создана система финансовой и нефинансовой координации и содействия экспорту, участниками которой являются Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (далее — АО «ЭКСАР»). АО «Росэксимбанк» (далее — РЭБ) обеспечивает экспортеров кредитными инструментами, позволяющими повышать конкурентоспособность российского бизнеса за рубежом. Банк выполняет функции агента Правительства РФ по обеспечению государственной поддержки экспорта: кредитует компании и выдает по запросу разные виды гарантий от своего имени.
Государственная поддержка оказана более чем 6600 предприятиям в объеме около 12 млрд долл. США. За 2015-2017 гг. АО «ЭКСАР» увеличило объем поддержки российского экспорта в два раза — до 13 млрд долл. США, а темпы прироста по итогам 2017 г. выросли в полтора раза по сравнению с 2016 г. Около половины компаний принадлежат к малому и среднему бизнесу, в том числе работающему в регионах6.
По итогам 2017 г. РЭБ заключил более 200 соглашений, оказав поддержку 134 экспортерам по
6 Годовой отчет 2017 АО «ЭКСАР» «Объединяем лучших»
URL: https://www.2017.exportcenter.ru/eksar (дата обращения: 25.05.2019).
Таблица 1 / Table 1
Финансовые инструменты содействия экспорту / Financial export promotion instruments
1. Кредиты (credit)
Предоставление льготных экспортных кредитов / Provision of soft credits Внешэкономбанк
АО «Росэксимбанк»
«МСП Банк»
Предоставление экспортных кредитов с субсидированием процентной ставки / Provision of export credit with interest rate subsidies Внешэкономбанк
2. Страхование (insurance)
Страхование кредита покупателю / Buyer credit insurance Страхование кредита поставщика / Supplier credit insurance Страхование рисков по аккредитиву / Insurance of risks under the letter of credit Комплексное страхование экспортных кредитов / Comprehensive insurance of export credits Страхование инвестиций / Investment insurance Страхование кредита на пополнение оборотных средств экспортера / Credit insurance for working capital of the exporter Страхование экспортного факторинга / Insurance of export factoring АО «ЭКСАР»
3. Гарантии (guarantee)
Государственные гарантии в обеспечение обязательств экспортера и иностранного покупателя / State guarantees in ensuring obligations of the exporter and the foreign buyer АО «Росэксимбанк»
Источник/ Source: составлено автором / compiled by the author.
реализации 256 экспортных контрактов из 34 различных регионов Российской Федерации7.
Планируется, что в 2019 г. 7700 компаний-экспортеров смогут получить финансовую помощь в размере около 34,7 млрд долл. США.
Создаются новые инструменты, стимулирующие предпринимателей развивать несырьевой экспорт. Используя выделенное финансирование, РЭЦ имеет возможность перечислять компенсационные выплаты коммерческим банкам на выпадающие доходы на полный срок действия заключенных кредитных соглашений (до трех лет). Кредитные соглашения заключаются банком с компанией-экспортером или иностранным покупателем — импортером. При участии РЭЦ ставка по займу снижается, и бизнесмен получает возможность брать в долг экспортный кредит под более выгодный процент. Кредитование покупателя выгодно экспортеру, поскольку он снижает свою кредитную нагрузку и уменьшает риски.
7 Годовой отчет РЭБ 2017. URL: https://www.2017.exportcenter.ru/ eksimbank (дата обращения: 20.05.2019).
В ответ на предложения экспортеров принято решение о расширении «экспортного кредита», который теперь включает такие инструменты финансирования, как аккредитив, дисконтирование, факторинг. Размер предельного финансирования по экспортному проекту увеличен с 7 до 15 млрд руб. В случае организация российского производства за рубежом или учреждения экспортно ориентированного предприятия на территории России установлен предельный размер финансирования в размере до 30 млрд руб.8
Постепенно складывающаяся система инструментов поддержки экспорта охватывает сельскохозяйственный сектор экономики, который выделен как приоритетное направление государственной политики.
В ряде государств пересматриваются методы поддержки сельхозпроизводителей, и государственная политика концентрируется не на поддер-
8 Постановление Правительства РФ от 16.06.2018 № 692 «Об изменениях в порядке субсидирования процентных ставок по экспортным кредитам». URL: http://www.government.ru/ docs/ (дата обращения: 01.06.2019).
Таблица 2 / Table 2
Нефинансовые меры поддержки экспорта / Non-financial export support measures
Информационно-консультационные меры / Information and advisory measures Торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах
Региональные центры поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства
Промоутерско-организационные меры / Promotion and organizational measures Минэкономразвития России
Торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах
Региональные центры поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства
Реализация паспортов проектов российских компаний и регионов / Implementation of project passports of Russian companies and regions Минэкономразвития России. Торговые представительства Российской Федерации в иностранных странных государствах
Поддержка выставочно-ярмарочной деятельности / Promotion of exhibition-fair activities Минпромторг России
Бизнес-миссии Минэкономразвития России / Business missions of the Ministry of economic development Минэкономразвития России. Торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах
Межправительственные комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству между Российской Федерацией и иностранными государствами / Interstate commissions on trade economic and scientific technical cooperation between Russia and foreign states Минэкономразвития России
Российские деловые советы с зарубежными странами / Russian business councils with foreign countries Торгово-промышленная палата Российской Федерации. Российский союз промышленников и предпринимателей
Устранение барьеров для экспорта (Removing barriers to exports)
Улучшение условий по доступу товаров и услуг на внешние рынки / Improving market access for goods Минэкономразвития России
Упрощение таможенных процедур / Simplify custom procedures Устранение административных барьеров / Removal of administrative barriers Минэкономразвития России
Источник/Source: URL: http://www.ved.gov.ru/rus_export/russian_exporters.
жке непосредственно фермерского производства, а ориентирована на выполнении комплекса задач, в первую очередь на охрану окружающей среды. В других странах государственная поддержка сельхозпроизводителей продолжает активно использоваться. Но в обоих случаях доминирует
концепция необходимости развития общественных услуг, улучшающих положение производителей, потребителей и общества в целом.
Несмотря на накопившиеся проблемы, сельское хозяйство России достаточно успешно развивается в последние годы, о чем свидетельствуют
результаты по импортозамещению некоторых групп аграрной продукции и завоевание Россией ведущих позиций на международном рынке зерна.
В соответствии с госпрограммой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. выделены задачи поддержки агропромышленного комплекса (далее — АПК) и определены меры по их решению. Главными задачами являются улучшение качества российской аграрной продукции и рост конкурентоспособности отечественных предприятий, превращение страны в нетто-экспор-тера продовольствия. Для достижения этих целей необходимо проделать большую и сложную работу, охватывающую многие направления и сферы развития АПК. Создание современной инфраструктуры и агрологистики, модернизация транспортных узлов и действующих производств, строительство новых современных предприятий, развитие отечественной селекции и генетики в рамках научно-технической программы развития сельского хозяйства не исчерпывают объем намечаемых мероприятий.
Значительные финансовые средства направляются на развитие сельского хозяйства и обеспечение продовольствием населения страны. По данным Минсельхоза России, на финансирование отрасли за последние десять лет из бюджета выделено 1,9 трлн
руб.
Разработан национальный проект «Экспорт продукции АПК», который считается ключевым направлением сельскохозяйственной политики и обеспечивается государственным финансированием на сумму 350 млрд руб. Планируется увеличить объем экспорта продукции до 45 млрд долл. США к 2024 г. Это означает рост экспорта в два раза по сравнению с аналогичным показателем 2017 г.9
Значительная часть выделенных средств — свыше 290 млрд руб. — будет направлена на создание новой товарной массы за счет льготного кредитования и мелиорации, а более 30 млрд руб. — на развитие экспортно ориентированной агрологистики. Мероприятия по устранению внешнеторговых барьеров получат поддержку в размере 18 млрд руб., используемых также на субсидирование сертификации сельхозпродукции, и почти 9 млрд руб.—на обеспечение мер по созданию и продвижению продукции за ру-
9 Сводный обзор о мерах и механизмах поддержки экспорта. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/ prom_i_agroprom/dep_agroprom/export/Documents (дата обращения: 30.05.2019).
бежом, в частности на формирование и продвижение брендов и региональных суббрендов, создание сети атташе по АПК и обеспечение функционирования планируемого центра «Агроэкспорт»10.
Определены приоритетные отрасли сельхозпро-изводства, по которым планируется в последующие семь лет (до 2024 г.) наращивание объема экспорта: масложировая отрасль, пищевая и перерабатывающая промышленность и т.д.
Стратегия государства по стимулированию экспорта продукции нацелена на обеспечение условий комплексной поддержки производителей, включающей институциональное, информационно-аналитическое, финансовое, страховое и логистическое обеспечение. Основным институтом содействия экспортерам сельскохозяйственной продукции является РЭЦ, а также торговые представительства России в иностранных государствах. Центр оказывает консультационную поддержку и совместно с Минсельхозом России организует аналитическое сопровождение экспорта аграрной продукции по согласованным географическим направлениям.
Функции РЭЦ включают помощь в организации участия представителей аграрного бизнеса в зарубежных выставочно-ярмарочных мероприятиях; отраслевых бизнес-миссиях с использованием механизма государственного софинансирования; оказывается поддержка экспортным проектам по реализации продукции через предоставление информации об инструментах и мерах поддержки экспорта сельскохозяйственной продукции; торговые представители РЭЦ помогают в продвижении продукции на внешние рынки стран.
Минпромторг России разработал концепцию формирования нового облика торгпредств, в функции которого входит оказание помощи российскому бизнесу в выходе на мировой рынок. Торговые дома за рубежом занимаются поиском контрагентов для российских компаний, защитой прав интеллектуальной собственности, сертификацией товаров. Одним из инструментов продвижения продукции российских компаний на внешние рынки является участие в выставках.
Важным направлением их деятельности является формирование и раскручивание общероссийского
10 Паспорт национального проекта Международная коо-
перация и экспорт. URL: http://www.ved.gov.ru/news/24110. html (дата обращения: 03.05.2019).
бренда «Сделано в России» с дополнительной разработкой региональных суббрендов.
Производство экспортной аграрной продукции поддерживается в основном посредством инструментов льготного кредитования. Был изменен механизм субсидирования кредитов. Производители получают кредиты по льготной ставке не выше 5%, а Минсельхоз России перечисляет субсидии тем банкам, которые их выдали. На федеральном уровне аграрное ведомство сохранило контроль над администрированием крупных направлений субсидирования АПК. Распределение остальных субсидий передано в ведение регионов (так называемая единая субсидия, объединившая 26 различных субсидий) — каждый регион получает единую сумму средств, которые он может распределять с учетом своей специфики и потребности в соответствии с установленными целевыми индикаторами. На льготное кредитование сельхозпроизводителей по ставке до 5% в бюджете предусмотрено почти 50 млрд руб.11
Несмотря на принимаемые решения и меры, вопросы конкурентоспособности и производительности АПК остаются нерешенными в силу многих субъективных и объективных причин. Известно, что основную долю сельскохозяйственного экспорта составляет сырье. Поставлена задача развивать экспорт продукции с добавленной стоимостью, объем которой должен постепенно увеличиваться за счет переработки зерна, производства масложировой, кондитерской и молочной продукции.
Это решение вполне обосновано и выполнимо. Но следует учитывать, что многие страны используют тарифные и нетарифные методы, ограничивающие импорт готовой сельскохозяйственной продукции. Защищая интересы собственного производителя, они предпочитают получать сырье, самостоятельно его перерабатывать, создавая добавленную стоимость. В этой связи важно добиваться в рамках торговой политики договоренностей о снижении импортных пошлин на готовую сельскохозяйственную продукцию.
Существенным препятствием для развития сельскохозяйственного производства и экспорта является плохое состояние транспортной инфраструктуры, что осложняет создание цепочек добавленной сто-
11 Итоговый доклад о результатах деятельностиминсель-хоза россии за2018 год. URL: http://mcx.ru/upload/iblock/10 c/10c6695082afd0ac0ea4b6e41fa3f6d9.pdf (дата обращения: 29.05.2019).
имости внутри страны на основе разделения труда между регионами. Государственная поддержка производства и экспорта сельскохозяйственной продукции должна распространяться на развитие всего аграрного комплекса Российской Федерации.
Компания Deloitte выделила три основных драйвера повышения конкурентоспособности АПК России: государственная поддержка; стабильное законодательство; невысокая стоимость потребления энергии12.
Безусловно, этими показателями не ограничиваются возможности производства качественной и конкурентоспособной аграрной продукции.
ВЫВОДЫ
Государственная политика, направленная на повышение конкурентоспособности и экспортного потенциала ключевых отраслей и секторов российской экономики, начала развиваться и приносить первые результаты. Но остаются значительные проблемы, которые предстоит решать в ближайшей перспективе.
Прежде всего при всей важности инструментария поддержки отечественных экспортеров следует формировать комплексные условия для развития бизнеса начиная с первых этапов его становления. Большие финансовые вливания вряд ли могут оказать долгосрочный позитивный эффект при недоучете их эффективности и слабом предпринимательском климате в стране в целом.
Хотя количество заявок от российских компаний увеличивается, но в целом их немного, и чаще всего сообщается не о намерении поставить продукцию в какую-то страну, а декларируются планы на производство экспортной продукции.
Для достижения высоких показателей конкурентоспособности необходимо в первую очередь добиваться повышения производительности труда.
Производственные отношения между субъектами хозяйственной деятельности и государством предполагают проведение комплексной, последовательной и скоординированной между министерствами и ведомствами экономической и финансовой политики, налаживание системы управления в целом, выполнение принятых решений, повышение ответственности за взятые обязательства.
12 Snapshort of the Russian Agroindustry Deloitte CIS Research Center Moscow, 2018. URL: https://www2.deloitte.com/ content/dam/Deloitte/ru/Documents/research-center/russian-agroindustry-2018.pdf (дата обращения: 11.06.2019).
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Романова О. А. Приоритеты промышленной политики России в контексте вызовов четвертой промышленной революции. Экономика региона. 2018;14(2):420-432.
2. Cutter B. L., R. Stangler D. The good economy kansas city. Roosevelt Institute and Kauffman Foundation, 2016. p. 64.
3. Aiginger K. Industrial policy for a sustainable growth path. Policy paper. 2014;(13):1-33. URL: https://www. oecd.org/eco/Industrial-Policy-for-a-sustainable-growth-path.pdf (дата обращения: 15. 05.2019).
4. Dheret С., Morosiwith М., Hedberg А., Towards R. A new industrial policy for Europe. European policy center Brussels Issue paper. 2014;(78):7. URL: https://www.epc.eu/documents/uploads/pub_4995_towards_a_new_ industrial_policy_for_europe.pdf (дата обращения: 12.06.2019).
5. Schwab Klaus. The fourth industrial revolution. 2016; Switzerland, p. 9. URL: http://www.weforum.org (дата обращения: 11.05.2019).
6. Мереминская Е. Новое лицо госкапитализма. Ведомости. 2019;80(4807);6 мая.
7. Agricultural policy monitoring and evaluation. 2018;11-18. URL: https://www.oecd.org/agriculture/topics/ agricultural-policy-monitoring-and-evaluation/ (дата обращения: 13.06.2019).
REFERENCES
1. Romanova О. А. The Priorities for industrial policy of Russia in challenges of the fourth industrial revolution. Ekonomica regiona = Economy of region. 2018;14(2):420-432.(in Russ).
2. Cutter B. L., R. Stangler D. The good economy Kansas city: Rusvelt institute I Kaufman Faundashen = Roosevelt Institute and Kauffman Foundation, 2016; p. 64.
3. Aiginger K. Industrial Policy for a sustainable growth path. Policy paper. 2014;(13):1-33. URL: https://www. oecd.org/eco/Industrial-Policy-for-a-sustainable-growth-path.pdf (accessed on15. 05.2019).
4. Dheret C., Morosiwith M., Hedberg A., Towards R. A new industrial policy for Europe. European policy center Brussels Issue paper. 2014;(78):7. URL: https://www.epc.eu/documents/uploads/pub_4995_towards_a_new_ industrial_policy_for_europe.pdf (accessed on 12.06.2019).
5. Schwab K. The fourth industrial revolution. 2016; Switzerland, p.9. URL: http://www.weforum.org (accessed on 11.05.2019).
6. Mereminskaya Е. New face of state capitalism. Vedomosti. 2019;80(4807);6 of May (accessed on 30.05.2019). (In Russ.).
7. Agricultural policy monitoring and evaluation. 2018;11-18. URL: https://www.oecd.org/agriculture/topics/ agricultural-policy-monitoring-and-evaluation/ (accessed on 13.06.2019).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Валентина Николаевна Миронова — кандидат экономических наук, доцент Департамента мировой
экономики и мировых финансов, Финансовый университет, Москва, Россия
ABOUTTHE AUTHOR
Valentina N. Mironova — Cand. Sci. (Econ.), Assoc. Prof., the World Economy and World Finance Department,
Financial University, Moscow, Russia
Статья поступила 20.04.2019; принята к публикации 25.06.2019. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. The article was received 20.04.2019; accepted for publication 25.06.2019. The author read and approved the final version of the manuscript.