УДК 338
JEL: A13, С53, С54, G18, R58
DOI: 10.18184/2079-4665.2017.8.4.640-656
Импортозамещающая стратегия РФ как фактор развития
в условиях глобальных вызовов 2017-2019 гг.
Николай Иванович комков 1, Наталья Николаевна Бондарева
2
1-2 Институт народнохозяйственного прогнозирования Российской Академии Наук, Москва, Россия 117418, Москва, Нахимовский проспект, д. 47
E-mail: [email protected], [email protected]
Поступила в редакцию: 10.09.2017; одобрена: 01.11.2017; опубликована онлайн: 24.12.2017
Аннотация
цель: Цели исследования: 1) обоснование новой роли импортозамещающей стратегии как фактора масштабной импортозамещающей промышленной революции в РФ, одной из движущих сил развития экономики; 2) подтверждение целесообразности комплексного синергетического инновационного инструментария господдержки по снижению технологической зависимости РФ от импорта, увеличению динамики роста промышленности, технологического потенциала и экспорта технологий; 3) доказательство прогрессивности масштабирования импортозамещения как новой ключевой стратегии развития РФ с учетом лучшего мирового опыта, на базе частно-государственных инициатив с учетом рисков импортозамещения.
Методология проведения работы: Методика проведения работы основана на моделировании сценариев, анализа открытых статистических источников, прогнозных оценках и расчетах, методах прогнозирования.
результаты работы: На основе анализа статистики дана позитивная оценка методологически прогрессивным инструментам и механизмам реализации стратегии импортозамещения в РФ с доказанной или потенциальной эффективностью с учетом национальной специфики. Показаны новые национальные преимущества и выгоды от преодоления деградировавшего рынка потребления России в 2014-2015 гг. Описаны процессы трансформации и создания нового национального рынка на основе импортозамещения. Обоснован прогноз достижения плановых показателей по программам импортозамещения при условии дальнейшей тотальной модернизации экономики РФ в целях импортозамещения.
выводы: В результате исследования собрана статистика масштабного революционного перехода предприятий РФ на полный цикл производства вместо коротких технологических цепочек, укоренившихся в последние 20 лет. Выявлены проблемы и риски, тормозящие прогресс в импортозамещении в РФ. Отмечена роль РАН как главного научного эксперта РФ в реализации политики импортозамещения. Оценена методология поддержки со стороны Фонда развития промышленности и Ростеха. Показаны сильные преимущества регионального компонента государственного проектного подхода в импортозамещении, методы усиления региональных промышленных компетенций и их продвижения во внешнем мире за счет инструментов господдержки.
ключевые слова: масштабная импортозамещающая промышленная революция, региональные промышленные компетенции, технологическая зависимость, технологические цепочки, региональный компонент, риски и проблемы импортозамещения
Благодарность. Статья подготовлена в рамках работы по проекту «Развитие науки и технологии в развитых и крупных развивающихся странах: тенденции и перспективы» программы Президиума РАН «Анализ и прогноз долгосрочных тенденций научного и технологического развития: Россия и мир» (№0170-2015-0016)
Для цитирования: Комков Н. И., Бондарева Н. Н. Импортозамещающая стратегия РФ как фактор развития в условиях глобальных вызовов 2017-2019 гг. // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2017. Т. 8. № 4. С. 640-656 РО!: 10.18184/2079-4665.2017.8.4.640-656
© Комков Н. И., Бондарева Н. Н., 2017
Import Substitution in Russia as Development Factor in Global Challenges Period of 2017-2019
Nikolay I. Komkov 1, Natalia N. Bondareva 2
2
1-2 Institute of Economic Forecasting of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation 47, Nakhimovsky prospect, Moscow, 117418
E-mail: [email protected], [email protected]
Submitted 10.09.2017; revised 01.11.2017; published online 29.09.2017
МИР
Abstract
Purpose: objectives of research: 1) Justification of a new role of import-substituting strategy as factor of large-scale import-substituting industrial revolution in the Russian Federation, an economic development driving force; 2) Confirmation of expediency of complex synergetic innovative tools of state support on decrease in import technology dependence of the Russian Federation, increase in dynamics of industry growth, technological potential and export of technologies; 3) The proof of progressiveness of scaling of import substitution as new key strategy of Russia development taking into account the best international experience, public and private initiatives and risks of import substitution. Methods: the methodology of the work is based on a modeling of scenarios, analysis of open statistical sources, projections and calculations, forecasting methods.
Results: on the basis of the analysis of statistics a positive assessment is given to methodologically progressive instruments and mechanisms of realization of strategy of import substitution in the Russian Federation with the proved or potential efficiency taking into account national specifics. New national advantages and benefits of overcoming the degrading consumer market in Russia in 2014-2015 are shown. Processes of transformation and creation of the new national market on the basis of import substitution are described. The forecast of achievement of planned targets for import substitution programs in the Russian Federation on condition of further total economy modernization for import substitution is developed.
conclusions and relevance: the statistics of large-scale revolutionary transition of the enterprises of the Russian Federation to a full cycle of production instead of the short technological chains which have taken roots in the last 20 years is collected. The problems and risks which are slowing down progress in import substitution in the Russian Federation are revealed. The role of RAS as chief scientific expert of the Russian Federation in realization of policy of import substitution is noted. The methodology of state support from the Industry Development Fund and Rostec is estimated. Strong advantages of a regional component of the state program approach in import substitution are revealed. Methods of strengthening of regional industrial competences and their global marketing as state support instruments are revealed. Keywords: scale import substitution industrial revolution, regional industrial competences, technological chains, technological dependence, regional component, risks and problems of import substitution
acknowledgments. This article is prepared within the project «Development of science and technologies in developed and developing nations: trends and perspectives» of the program of Presidium of Russian Academy of Sciences «Analysis and forecast of long-term trends of science and technology development: Russia and the world» (No. 0170-2015-0016)
For citation: Komkov N. I., Bondareva N. N. Import Substitution in Russia as Development Factor in Global Challenges Period of 20172019. MIR (Modernizatsiia. Innovatsii. Razvitie) = MIR (Modernization. Innovation. Research). 2017; 8(4):640-656. DOI: 10.18184/20794665.2017.8.4.640-656
Ш
Введение
Негативная геополитическая и экономическая среда (санкции, кризис, др.), затруднение доступа к иностранным технологиям и финансам, коснувшиеся российских компаний с 2014 г., на определенный период затормозили развитие российской промышленности. Правительство РФ, в целях восстановления темпов экономического роста в стране в ответ на глобальные вызовы, оперативно развернуло масштабную комплексную программу ускоренного импортозамещения и поддержки отраслей. Именно в условиях доминирования негативных внешних и внутренних факторов по степени воздействия на экономику РФ, роль государства в оперативном запуске стратегии импортозамещения носит критичный характер и является гарантом конкурентоспособности, роста и безопасности, долгосрочного технологического суверенитета, особенно в оборонной отрасли.
Так, началом резкого ухудшения внешней среды стал ввод в сентябре 2014 г. со стороны США ограничения (санкций) на поставку или реэкспорт товаров, ряда услуг, а также технологий для проектов по разведке и добыче на глубоководном шельфе, шельфе арктических морей и проектов по добыче сланцевой нефти 5-ти российским компаниям («Роснефть», «Транснефть», «Газпром нефть»). Ответом ОАО «АК «Транснефть» на данный вызов стало принятие в 2014 г. программы локализации производства импортной продукции на терри-
тории РФ для магистрального трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. Была разработана новая стратегия компании и долгосрочная программа развития на период до 2020 г. Так, «Транснефть» к 2020 г. планирует сократить долю импортного оборудования с 10 до 3%. При этом, такие прогрессивные меры на мезо-уровне стали результатом комплексной импортозамещающей политики в РФ, в рамках которой предприятие получило комплекс новых инструментов противодействия внешним вызовам.
Напомним, что первые шаги к импортозамещению в РФ были предприняты в 1998 г. после девальвации рубля и кризиса. После 10 лет реформ компании РФ адаптировались к новой среде и рынку, частично расширили и модернизировали производство, повысился спрос на российские товары, который удовлетворялся за счет свободных производственных мощностей. На снижение объемов импорта повлияла и рублевая девальвация. В период 2009-2013 гг. в РФ стратегия импортозамещения была неактуальной из-за роста объемов экспорта сырья и высоких мировых цен на нефть и газ.
Известно, что сегодня экономика РФ пока еще значительно зависит от поставок импортного оборудования и продукции. В ряде стратегических отраслей промышленности доля импорта в 2012-2014 гг. составляла до 80%, что создавало потенциальную угрозу для национальной безопасности и для конкурентоспособности экономики в целом.
Проблема импорта технологий и технологического отставания РФ в условиях санкций стала критической. В 2015 г. РФ импортировала технологий на 2,2 млрд долл., экспортировав их всего на 1,7 млрд долл. При ежегодном росте объемов внешней торговли растет и отставание РФ от технологических лидеров (США, Японии, Китая). Несомненно, что в целом именно развитие экспорта является важнейшей стратегической задачей для всех российских производителей. Стратегический потенциал импортозамещения в РФ - компании-лидеры и госкорпорации: «Ростех», «Газпром», «Группа ГАЗ», «Транснефть», Уралвагонзавод, «БТК групп», Трех-горная мануфактура, представители фармацевтической промышленности, научные центры и ВУЗы 1.
Отметим также, что тесное взаимодействие российских ИТ-компаний с иностранными вендорами привело к значительному оттоку финансовых средств РФ за рубеж. По экспертным данным, ежегодный объем лицензионных отчислений крупнейших иностранных ИТ-компаний (Microsoft, SAP, Oracle, Hewlett-Packard, IBM, Cisco) в РФ достигает 285 млрд руб., что составляет более 40% общего объема российского ИТ-рынка (Минэкономразвития оценило в 2013 г. российский ИТ-рынок в 762,3 млрд руб.). Причем более 85 млрд руб. из этих средств - расходы государственных организаций. Выручка вышеназванных иностранных компаний за счет закупок в рамках 94-ФЗ и 223-Ф3 в 2013 г. составила 219 млрд руб.
Заметим, что импортозамещающая стратегия предполагает принятие стратегических управленческих решений по трансформации структуры национального производства экономическими и административными мерами таким образом, чтобы удовлетворить национальные потребности в импортных товарах и услугах с учетом перспектив развития экономики.
Как известно, традиционными предпосылками к развитию импортозамещения и защите национальной экономики являются:
• Регулирование рынка при помощи пошлин, или таможенно-тарифное регулирование;
• Лицензирование импорта продукции, введение различных квот (нетарифное регулирование рынка);
• Субсидии для региональных производств.
Полагаем, что при этом вышеназванный набор мер классического регулирования стал явно отставать от потребностей рынка в РФ и вызовов среды.
Отметим, что оперативно разработанный в 20142015 гг. с учетом изменения среды и национальных интересов РФ комплексный инновационный инструментарий господдержки позволил сохранить и увеличить динамику роста промышленности и её технологический потенциал. Для этого в большинстве высокотехнологичных отраслей, обеспечивающих целые сектора экономики, были профинансированы (в том числе и на негрантовой основе) те проекты, которые:
1) помогли ускоренно продвинуться вверх по цепочке добавленной стоимости;
2) быстро расшили застарелые узлы технологической зависимости;
3) обеспечивали импортозамещение не только отдельных продуктов, но и целых звеньев промышленных цепочек;
4) активно конкурировали с импортом внутри страны;
5) обеспечивали явный статус равноправных технологических партнёров на глобальном рынке.
Именно этот стратегически правильный подход обеспечил симбиоз комплексности и эффективности мер по импортозамещению. В итоге РФ не осталась в самоизоляции, а наоборот, расширила присутствие на глобальной арене, включая рост геополитического статуса. По прогнозам экспертов, реализация импортозамещения способна обеспечить 10-15% промышленного роста в России в ближайшие 5-7 лет.
Президент НП РУССОФТ Валентин Макаров считает, что единственный способ создать действительно конкурентоспособный российский продукт - ориентироваться не на национальный, а сразу на глобальный рынок. Подобный вывод можно сделать на примере таких стран, как Бразилия и Индия, которые, стараясь создать отдельные продукты только для замещения на местном рынке, потерпели поражение. Успеха добились страны с ориентацией на глобальный рынок (Индия в области ИТ-аутсорсинга, Бразилия - в создании самолетов Embraer). Возможные риски импорто-замещения:
1) возможность госкорпораций и чиновников лоббировать решения по импортозамещению по своему усмотрению;
2) опасность нарушения равных условий конкуренции в конкурсах;
1 Здесь и далее данные из открытых источников сети Интернет: http://www. frprf.ru; http://minpromtorg.gov.ru. Сайт Министерства промышленности и торговли РФ
3) отсутствие объективных критериев для выбора победителей в споре между национальным и иностранным производителем, а также возможность манипулировать результатами конкурсов.
Проведенное исследование подтверждает прогрессивность и целесообразность вышеназванных государственных методологических подходов к выработке механизмов и инструментов внедрения, масштабирования импортозамещения как новой ключевой стратегии развития РФ с учетом лучшего мирового опыта, обобщает первые результаты государственных мер и частно-государственных инициатив с точки зрения их эффективности.
После поручения министерствам 12 февраля 2014 г. Президента РФ В.В. Путина представить предложения по вопросу поддержки российских программных продуктов в рамках государственных закупок, закупок естественных монополий и государственных компаний, начался новый период в развитии РФ - период тотальной модернизации экономики в условиях протекционизма по отношению к национальным товарам. С 1 января 2014 г. вступило в силу Постановление правительства от 24 декабря 2013 г. № 1224 «Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства».
По результатам анализа Минпромторга РФ в июне 2014 г. выявлены наиболее перспективные с точки зрения импортозамещения отрасли (табл. 1).
Таблица
Наиболее перспективные с точки зрения импортозамещения отрасли промышленности в РФ
Table 1
The most promising industries from the point of view of import substitution in the Russian Federation
№ п/п Название отрасли Доля импорта в потреблении
1. Станкостроение более 90%
2. Тяжелое машиностроение 60-80%
3. Легкая промышленность 70-90%
4. Электронная промышленность 80-90%
5. Фармацевтическая промышленность 70-80%
6. Медицинская промышленность 70-80%
7. Машиностроение для пищевой промышленности 60-80%
Составлено авторами по материалам сайта Минпромторга РФ.
URL: http://minpromtorg.gov.ru/
Compiled by the authors on the materials of the website
of the Ministry of Industry and Trade of the Russian
Federation. URL: http://minpromtorg.gov.ru/
По оценке Минпромторга РФ, в случае реализации политики импортозамещения, к 2020 г. им-портозависимость по разным отраслям промышленности снизится с уровня 70-90% до уровня 50-60% и более в ряде отраслей, особенно перспективных для госзакупок.
Период 2013-2017 гг. характеризуется запуском «промышленной революции» в РФ, на основе комплексного подхода. Первыми методологически прогрессивными инструментами и механизмами реализации политики импортозамещения в РФ с доказанной или потенциальной эффективностью в данный период стало следующее:
1) определен термин «импортозамещение» и разработаны новые критерии национального продукта.
2) оперативно и успешно адаптирован в РФ лучший мировой опыт промышленного протекционизма (увеличены ставки ввозных таможенных пошлин по ряду позиций товарной номенклатуры, снижаются ввозные таможенные пошлины на отдельные виды сырья и комплектующих, в частности, для медицинской промышленности. Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» разрешается устанавливать запреты и ограничения на закупку импортной продукции, а также преференции для отечественных производителей).
3) максимально оперативно проведено совершенствование российской законодательной
1 базы для обеспечения эффективного до-
ступа промышленности к инструментам господдержки.
4) создана Государственная информационная система промышленности (ГИСП) в формате интернет-портала, как источник данных для принятия решений как для правительства РФ, так и самих субъектов промышленности. Это новый инструмент предоставления сервисов для всех субъектов промышленности. В рамках ГИСП создан специальный модуль «Мониторинг проектов импортозамещения».
5) созданы отраслевые Межведомственные рабочие группы по снижению зависимости отраслей РФ от импорта оборудования, комплектующих и запасных частей, услуг (работ) иностранных компаний.
6) разработано 22 отраслевых плана сбалансированного импортозамещения в РФ, для выполнения которых по всем отраслям запущено более 800 проектов, с 2016 по 2020 гг. планируется осуществить
еще 900 проектов (например, План мероприятий по импортозамещению в радиоэлектронной промышленности Российской Федерации в редакции от 17.12.2015 г., План мероприятий по импортозамещению в отрасли машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации в редакции от 31.12.2015 г. и др.).
7) с 1 июля 2015 г. действует закон «О промышленной политике», определяющий принципы господдержки участников процесса импорто-замещения, включая инвестконтракты сроком на десять лет.
8) создано Агентство по технологическому развитию (АТР) в целях увеличения количества заключённых лицензионных соглашений и созданных в целях трансфера технологий совместных предприятий, повышения конкурентоспособности российских компаний за счёт их вовлечения в процессы модернизации и технологического обновления, а также роста несырьевого экспорта (Распоряжение от 26 мая 2016 г. №1017-р).
9) Фонд развития промышленности (далее -ФРП), созданный в конце 2014 г. путем преобразования Российского фонда технологического развития, показал первые реальные достижения и результаты деятельности, определены уполномоченные банки и финансовые институты. В 2015-2016 гг. ФРП одобрил около 200 проектов, собственные инвестиции компаний составили более 100 млрд руб. Создано 16 тыс. рабочих мест.
10) в 13-ти регионах создаются региональные фонды развития промышленности, что существенно позволит расширить список получателей льготных займов на реализацию высокотехнологичных проектов.
11) запущена программа Инвестиционный лифт (далее - ИЛ) по оказанию поддержки компаниям и инвестиционным проектам в сфере несырьевого экспорта. В рамках ИЛ организовано взаимодействие Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства (далее - Корпорация МСП), Российского фонда прямых инвестиций (далее - РФПИ), Фонда развития промышленности (далее - ФРП) и Российского экспортного центра (далее - РЭЦ) для оказания финансовой и нефинансовой поддержки участникам программы.
12) начатая в 2013 г. реформа госакадемий изменила статус РАН, сделав ее главным экспертным органом РФ. В 2016 г. в РАН была создана информационно-экспертная систе-
ма и сформирован национальный корпус экспертов из 7265 ученых. Из 5000 представленных на экспертизу в 2016 г. научных проектов 368 соответствуют мировому уровню (табл. 2). Сегодня оперативно (в течение 1421 дней) проводится научная и научно-технологическая экспертиза самых разных объектов, в Интернете размещается экспертное заключение по каждому проекту, с которым может познакомиться любой потенциальный инвестор.
13) в 2014-2016 гг. разработан 51 национальный справочник наилучших доступных технологий. Их внедрение во всех секторах экономики потребует до 2030 г. инвестиций в объёме более 8 трлн руб.
14) созданы электронные иллюстрированные каталоги (450 страниц) высокотехнологичной промышленной продукции и услуг для нужд Арктической зоны РФ, описывающие потенциал 650 предприятий из 77 регионов.
15) определен перечень перспективных отраслей для импортозамещения в РФ.
16) запускаются механизмы усиления региональных промышленных компетенций и их продвижения во внешнем мире, в том числе за счет инструментов господдержки.
17) создан перечень национальных предприятий и организаций, оказывающих существенное влияние на отрасли промышленности и торговли, для включения их в качестве исполнителей государственной программы импорто-замещения Минпромторга РФ (например, в 2016 г. Группа компаний «Специальные системы и технологии» (далее - ГК «ССТ»), крупнейший в России и в Европе производитель нагревательных кабелей и систем электрообогрева, стала участником приоритетного проекта).
18) определен «Перечень приоритетных программ и проектов» (например, проект «Международная кооперация и экспорт»). Всего в Перечне комплексных инвестиционных проектов по приоритетным направлениям гражданской промышленности 99 проектов, реализуемых компаниями, заключившими договор о субсидировании с Минпромторгом России. Общая стоимость 99 проектов - 163 млрд руб. В ходе их реализации создаются 15 тыс. рабочих мест.
19) создаются каталоги отечественного оборудования и техники по радиоэлектронике, автомобиле- и машиностроению, судостроению и нефтегазовой промышленности.
Результаты экспертизы инновационных проектов экспертами РАН в 2016 г.
Results of examination of innovative projects by experts of the Russian Academy of Sciences in 2016
Table 2
№ п/п Название проектов Число проектов В % к
1. Общее число проектов на экспертизе 5000 100
2. Проекты, рекомендованные к продолжению исследований и выделению финансирования 3468 69,4
3. Проекты, рекомендованные к завершению по ряду причин, в частности, из-за отсутствия научной новизны 1532 30,6
4. Проекты, обладающие выраженным потенциалом коммерциализации и находящиеся в высокой степени готовности 2540 50,8
5. Проекты, соответствующие мировому уровню открытий, из них проекты в сфере: 368 7,4
5.1. нанотехнологий 18
5.2. робототехники 14
5.3. энергоэффективности 12
5.4. транспортных и космических систем 13
5.5. систем вооружения 9
5.6. науки о жизни 8,5
5.7. ИТ-технологии 7,75
Таблица 2 продукции. Так, Российское
агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (далее - ЭКСАР) занимается страховой поддержкой экспорта товаров и услуг российского производства и российских инвестиций за рубежом, содействием выходу на новые рынки.
22) активируются традиционные институты развития, включая кластеризацию и индустриальные парки, частно-государственные и частные инициативы, в частности, в области импортозамеще-ния. Так, в 2016 г. в РФ действовало 93 индустриальных парка, почти половина из которых -частные, что свидетельствует о высокой привлекательности этого формата для бизнеса.
Составлено авторами по материалам сайта Минпромторга РФ. URL: http://minpromtorg.gov.ru/ Compiled by the authors on the materials of the website of the Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation. URL: http://minpromtorg.gov.ru/
20) созданы меры поддержки отраслей и проектов. Например, инвестиционный лифт - программа, нацеленная на оказание поддержки компаниям и инвестиционным проектам в сфере несырьевого экспорта, другой пример- создание механизма мезонинного финансирования, как источника капитала для компаний, не имеющих большой залоговой массы. Это позволит обеспечить доступ к финансам еще большему количеству средних производственных компаний. Введены новые налоговые льготы, льготы по арендной плате за пользование госимуществом, сниженные тарифы на товары, работы и услуги, цены на которые подлежат госрегулированию, предоставление займов предприятиям на льготных условиях (в рамках предбанковского финансирования) в целях импортозамещения и перехода на наилучшие доступные технологии.
21) трансформируются специализированные институты развития (например, Российский экспортный центр и др.), которые направлены на поддержку экспорта высокотехнологичной
23) реализуется «Программа развития промышленности и ее конкурентоспособности», принятая 15.04.2014 г. Постановлением № 328 Правительства РФ, включая прогрессивные подпрограммы (например, «Индустриальные парки»). В ней заложен механизм выдачи субсидий на инфраструктуру при создании индустриального парка в том или ином субъекте РФ. Эта мера обеспечивает создание удобных площадок для реализации проектов производств.
24) проведен мониторинг национального образования науки - 1582 государственных научных организаций и вузов по 25-ти критериям, в частности, числу публикаций и их качеству, коммерциализации результатов, состоянию финансовой деятельности и приборной базы и т.д. Оценен научный потенциал РФ. При сокращении финансирования РАН достойно представляет РФ в международном научном пространстве, выдает результаты мирового уровня (на устаревшей исследовательской базе, где износ научного оборудования порой превышает 80%).
25) внедрены новые формы поддержки коммерциализации ИС в РФ (компенсации за регистрацию интеллектуальной собственности, др.). В современных условиях в РФ важно приватизировать все изобретения, права на которые принадлежат государству, как стандартного залогового инструмента для мега-проектов с иностранным участием. Только
Минпромторг РФ в октябре 2016 г. управляло правами на более чем 19 тыс. патентов.
26) внедрены прогрессивные подходы Правительства РФ в области снижения зависимости российского ТЭК от импорта благодаря эффективным формам работы, развитию и тиражированию творческого подхода к вопросам отраслевого импортозамещения - регионально-отраслевой подход. Например, «Газпром», где рабочая группа по им-портозамещению в ТЭК получила новые результаты благодаря таким инструментам, как специнвестконтракты, дорожные карты по конкретным предприятиям и регионам. Результатом по отдельным областям стало увеличение за три года на 30% закупок по программам импортозамещения. В итоге, результатом «Газпрома» в области импортоза-мещения в трубной отрасли стал переход на закупки продукции отечественных производителей - по трубам большого диаметра на 100%, а в целом по всему сортаменту труб на 99,9%.
27) Федеральный ФРП разработал программу софинансирования региональных фондов по принципу «70 на 30%». Это означает, что каждые 100 млн руб., заложенных в областном бюджете для регионального ФРП, привлекут 233 млн руб. федеральных средств. Внедряется механизм Меморандумов о взаимопонимании по реализации инвестиционного проекта по развитию определенной отрасли регионов.
28) в начале 2014 г. Минпромторг РФ разработал механизм компенсации процентных ставок по кредитам на реализацию комплексных инвестиционных проектов, в настоящее время в перечень включены 14 одобренных проектов.
29) разработаны новые импортозамещающие технологические регламенты и стандарты качества повышенного уровня, присущие следующему технологическому укладу с целью определения перспективных НИР и закладки заделов для будущей конкурентоспособности. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) заявило о «Программе разработки национальных стандартов на 2017 г. и перспективной программе разработки национальных стандартов на 2018-2019 гг.». Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» и на основе положений Концепции развития национальной системы стандартизации на период до 2020 г. Среди приоритетов
Росстандарта - разработка стандартов к техническим регламентам Таможенного союза, программа по импортозамещению в промышленности. Российские национальные метрологические институты в рамках целевой программы Росстандарта разработали принципиально новую эталонную базу.
30) выстроена системная взаимосвязь региональной и федеральной промышленной политики, как новое направление производственного роста.
31) реализуется «Стратегия развития Государственной корпорации «Ростех» на период до 2020 г.» в целях обеспечения технологического преимущества России. Бизнес-моделью избрана корпорация развития, позволяющая найти баланс между долгосрочными стратегическими интересами государства и коммерческими целями. Выручка Ростеха в 2013 г. составила 1,04 трлн руб., чистая прибыль -40 млрд руб. Налоговые отчисления в бюджеты всех уровней превысили 138 млрд руб.;
32) создано Электронное Правительство -новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов. Все отраслевые департаменты полностью переходят на электронную отчетность, активная вовлеченность предприятий в работу ГИСП приобретает также особую актуальность.
33) запущен опрос, посвященный изучению внешнеэкономической деятельности предприятий и направленный на снижение барьеров для осуществления внешнеэкономической деятельности на рынках государств-членов ЕАЭС. ЕЭК, при участии ряда научно-исследовательских организаций РФ, Беларуси и Казахстана, с 2017 г. приступает к проведению ежегодных мониторингов системообразующих предприятий, направленных на выявление барьеров для развития кооперационного сотрудничества, движения промышленных товаров на общем рынке ЕАЭС и на рынки третьих стран.
34) внедряются новые профессиональные стандарты (трудовые функции и современные компетенции) при участии Национального совета при президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям и отраслевых советов по профессиональным квалификациям.
35) реализуются промышленные инфраструктурные проекты в области эффективного импортозамещения в промышленности (машиностроении) через систему индустриальных парков и инфраструктурных проектов.
36) утверждена постановлением Правительства РФ № 719 «Методика определения степени локализации, механизм и условия специального инвестиционного контракта» как прогрессивный инструмент промышленной политики. Ключевые критерии (принципы) локализации производств иностранных компаний в РФ, которым должны удовлетворять проекты по импортоза-мещению, включают ориентацию компании на внешние рынки, т.е. на развитие экспортного направления; встраивание российских предприятий и отечественных комплектаторов в глобальные производственные цепочки.
37) осуществляется внедрение масштабных инфраструктурных проектов на территории РФ при участии иностранных государств (Мин-пром РФ и Всекитайская корпорация машиностроения и строительства).
38) отдельным приоритетом политики импорто-замещения стало развитие интеллектуальных промышленных технологий, проектов и технологий двойного назначения, госзаказ в области обороны, размещение высокопроизводительного оборудования и технологий для перевооружения предприятий ОПК.
39) импортозамещение производится в рамках использования ресурсосберегающих технологий и возобновляемых источников энергии, сохранения экологии и др.
40) разрабатываются механизмы достижения целей импортозамещения за счет индустриальных площадок на территории других государств (пилотный проект по созданию российской индустриальной зоны в Египте с копированием успешного опыта), проведения конференций, бизнес-миссий.
Полагаем, что результатом реализации политики
импортозамещения является:
1) насыщение внутреннего рынка через создание принципиально новых национальных комплексных технологий, а не взамен импортных продуктов и услуг;
2) стимулирование технологической модернизации производства, повышение его эффективности для освоения новых конкурентоспособных видов продукции с относительно высокой добавленной стоимостью;
3) использование конкурентных национальных преимуществ и выгод от международного раз-
деления труда и глобальных рынков капитала, рост производительности труда, создание новых рабочих мест и другие социальные цели;
4) существенное сокращение времени для модернизации и перевода на инновационное развитие отдельных предприятий и целых отраслей, благодаря трансферу новейших зарубежных технологий на новых условиях господдержки;
5) продвижение новых товаров и услуг в рамках импортозамещения на глобальный рынок, и повышение экспортного потенциала выпускаемой предприятиями РФ продукции;
6) установление высоких приоритетов и стандартов качества для развития национального производства, предполагающих целенаправленную госполитику по созданию благоприятной среды импортозамещения в РФ;
7) преодоление трансформации рынка РФ, произошедшей в последние двадцать лет, в части сокращения взаимного неэквивалентного обмена результатами производства между РФ и ее внешнеторговыми партнерами в количественных и качественных соотношениях;
8) полный отказ от демпинговых поставок в РФ импортных товаров и услуг, сужение линейки импортируемых видов товаров, особенно в стратегических отраслях экономики;
9) восстановление деградировавшего рынка потребления в РФ, уровня технологических потребностей россиян и их образования как потребителей инноваций;
10) увеличение объема производства конкурентоспособной и высокотехнологичной продукции и т.д.
Важно заметить, что импортозамещение в РФ сегодня производится на более высокой технологической основе, на базе заделов нового технологического уклада, с общественной поддержкой с целью обеспечения будущей конкурентоспособности экономики и с учетом государственной поддержки, включающей:
• выравнивание уровней производственных отраслей,
• восстановление или создание новых производственных связей;
• принятие законов и создание среды для синер-гетического взаимодействия промышленности, инвесторов, бизнеса, вузов и науки, роста частно-государственной инициативы.
Проведенный анализ в рамках данного исследования показал, что плановые показатели, поставленные Правительством РФ на начальном этапе по импортозамещению, в целом достигнуты. Оцен-
ка эффективности импортозамещения отражается в процентном соотношении, как уменьшение или прекращение импорта определенного товара посредством производства, выпуска в стране того же товара или товаров аналогичного назначения. В целом используются стандартные показатели статистики национальной экономики.
Так, в итоге реализации вышеназванных комплексных мер и инициатив, согласно докладу «Об основных результатах деятельности Министерства промышленности и торговли в 2016 г. и целях и задачах на 2017 г.», во втором полугодии 2016 г. опережающий индекс производственной активности в РФ вырос до 55% впервые за шесть лет. В 2016 г. рост производства в РФ составил 1,5%. Среди лидеров - ОПК с ростом в 10%. В судостроении прирост производства гражданской продукции -11%, в авиастроении - почти 20%. Развивается производство в РФ дженериков и инновационных препаратов. В перечне жизненно необходимых лекарственных препаратов доля российских лекарств достигла почти 77%.
Кроме того, в 1,5 раза выросло производство сельхозтехники. Производство сельхозтехники растет, начиная с 2013 г. В 2016 г. выпуск сельскохозяйственных тракторов увеличился на 26,7%, в том числе российских моделей тракторов - на 38,5%. При этом производство энергонасыщенных тракторов выросло на 64%. Наряду с ростом объемов производства самоходной техники увеличивается производство плугов на 37,5%, культиваторов -на 13%, сеялок - на 106%, машин для внесения минеральных удобрений - на 13%. На сегодняшний день в России реализуются различные меры господдержки, направленные на развитие сельхозмашиностроения, в том числе в виде предоставления субсидий производителям. В 2016 г. на эти цели было направлено более 11 млрд руб., что в 2 раза больше, чем годом ранее. Это позволило приобрести более 17 тыс. единиц техники.
Отдельно отметим, что в 2017 г. запущены новые механизмы развития трех отраслей - машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности, индустрии технических средств реабилитации и высокотехнологичной отрасли переработки промышленных и бытовых отходов (в РФ 2017 г. - год экологии).
В итоге реализации вышеназванных мер в РФ активно создается инновационная среда, включающая комплексные синергетические характеристики, свойственные лучшим мировым СЭС, кластерным объединениям, наукоградам, СЭЗ и др. Иностранный и российский частный бизнес включился в национальную специфику, увидел реальные перемены в госрегулировании и поверил в систему стимулов. Происходит переход предприятий
РФ на полный цикл производства вместо коротких технологических цепочек, которые укоренились в последние 20 лет.
Отметим, что в отраслевые планы мероприятий по импортозамещению включена продукция радиоэлектронной промышленности, в том числе вычислительная техника, телекоммуникационное оборудование, периферийное оборудование, электронная компонентная база и прочее. Полагаем, что трансотраслевой эффект импортоза-мещения вполне ожидаем частично уже в среднесрочной перспективе - развитие электроники поможет стимулировать развитие собственных ИТ-технологий.
Важно подчеркнуть, что, вместе с тем, остаются определенные проблемы и риски, тормозящие прогресс в импортозамещении. Так, до сих пор остается актуальной проблема отсутствия межотраслевых балансов в РФ. Это часто создает искусственный профицит промышленных мощностей в разных регионах. В настоящее время данные, необходимые для более точного анализа и принятия решений, разрозненны, и к ним не всегда имеется доступ. Предполагается, что в единой системе ГИСП они будут аккумулированы, и это позволит снять проблему. ГИСП предполагает выстраивание системы отраслевых балансов в промышленности, постоянный контроль над состоянием промышленного производства.
Важной мерой активизации импортозамещения стало Постановление Правительства РФ № 3 от 3 января 2014 г., устанавливающее порядок предоставления субсидий из федерального бюджета на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2014-2016 гг.
В 2013 г. в РФ было впервые введена новая форма поддержки - возвратные субсидии, когда средства предоставляются на компенсацию затрат на НИОКР в рамках инвестиционного проекта, результатом по этому проекту являются уже конкретные индикаторы и показатели по промышленному производству. Получатели средств - 58 компаний в 33-х регионах РФ, реализующие 60 проектов по приоритетным направлениям гражданской промышленности. Субсидии общей суммой 1 491 млн руб. выделены по постановлению Правительства № 3 от 3 января 2014 г. в качестве компенсации части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на реализацию новых комплексных инвестиционных проектов. Пять компаний, реализующие крупнейшие инвестиционные проекты и получившие самые большие субсидии, создадут 1 145 рабочих мест.
При этом приоритет получили проекты в химической (542,8 млн руб. или 36,4% объема субсидий)
и лесной промышленности (427,4 млн руб., или 26,5% от всей суммы субсидий). Крупнейшие получатели субсидий - Игоревский ДОК, «Вертекс», «Сыктывкар Тиссью Груп», «СтавСталь» и «Ува-древ-Холдинг». Активные консультации Фонда развития промышленности привлекли в 2015 г. в 2 раза больше заявок на конкурсное субсидирование части процентной ставки новых инвестпроек-тов (в 2014 г. - 130, в 2015 г. - 270).
Субсидии предоставляются при условии внесения инвестиционного проекта в Перечень комплексных инвестиционных проектов по приоритетным направлениям гражданской промышленности Минпромторга России. Предприятия, включенные в перечень, смогут претендовать на получение субсидии в размере 0,7 ключевой ставки ЦБ РФ.
Также отметим новую роль Российской Академии Наук (РАН) как главного научного эксперта РФ в реализации политики импортозамещения. Так, в РАН для экспертизы в рамках программы импортозамещения в 2016 г. представлены 5000 проектов (см. табл. 2).
Важно отметить результаты национального мониторинга. Так, самыми значимыми научно-исследовательскими проектами названы: проект Института катализа им. Г.К. Борескова СО РАН по созданию принципиально новых катализаторов для прорывных технологий кислотного катализа, проект Института молекулярной генетики РАН (пять генов, которые могут отвечать за развитие болезни Паркинсона), проект Научно-исследовательского института онкологии имени Н.Н. Петрова (новый фотосенсибилизатор). Проведен мониторинг работы 1582 государственных научных организаций и вузов по 25-ти критериям, в частности, числу публикаций и их качеству, коммерциализации результатов, состоянию финансовой деятельности и приборной базы и т.д.
Далее, для оценки степени интегрированности науки в глобальное научное пространство проведен анализ публикаций. В 2015 г. опубликовано около 677 тыс. статей в российской базе данных РИНЦ. Что касается международных баз данных, то 225 тыс. статей опубликованы в Google Scholar; 81,5 тыс. - в Scopus; 71 тыс. публикаций - в Web of Science; около 44 тыс. работ - в Специализированной информационно-аналитической системе (СИАС) и 2 тыс. статей - в ERIH.
Вместе с тем, эксперты отмечают, что ученые вузов чаще публикуются в отечественных журналах, а академических институтов - в международных. Так, в престижной базе Web of Science доля организаций ФАНО (куда входят все институты РАН), составляет 41,92%, Минобрнауки - 35,26%. Лидеры публикаций - Физико-технический институт
им. А.Ф. Иоффе РАН, Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН и Государственный научный центр РФ - Институт теоретической и экспериментальной физики. Таким образом, в программах импортозамещения важнейшая роль отводится институтам РАН, сообществам науки, образования и бизнеса, которые, несмотря на недостаточное финансирование, пока еще предъявляют высокие результаты своей работы, хотя и ниже своего реального потенциала.
Рассмотрим подробнее два важных инструмента поддержки импортозамещения.
1. Фонд развития промышленности
Отдельно необходимо подчеркнуть эффективность работы Фонда развития промышленности (далее
- ФРП), преобразованного из Российского фонда технологического развития в конце 2014 г. По состоянию на 05 октября 2016 г. договоры займа подписаны с компаниями на реализацию 85-ти проектов в 39-ти регионах России. Общий объем выданных займов достиг 25 млрд руб. При этом в рамках 10-ти профинансированных ФРП проектов в 10-ти регионах России производства уже открыты. Реализация проектов позволяет привлечь в реальный сектор экономики, помимо займов ФРП, 73,7 млрд руб. и создать более 9,1 тыс. рабочих мест. В итоге общая стоимость реализации проектов по импортозаме-щению в промышленности РФ составит 98,8 млрд руб. До октября 2016 г. ФРП профинансировал 85 проектов на сумму около 25 млрд руб., которые реализуются в 39-ти субъектах страны. В 2015 г. бюджет Фонда составил около 20 млрд руб., в 2016 г.
- 23 млрд руб. ФРП профинансировал 100 бизнес-проектов в 2016 г. в РФ. Среди основных критериев выбора технологических решений:
• минимальное воздействие на окружающую среду;
• максимальное использование существующих производственных мощностей завода;
• внедрение системы производственного экологического мониторинга.
Для реализации промышленно-технологических проектов Фонд на конкурсной основе предоставляет целевые займы по ставке 5% годовых сроком до 7 лет в объеме от 50 до 500 млн руб., стимулируя приток прямых инвестиций в реальный сектор экономики. Действуют четыре программы займов: «Проекты развития», «Проекты консорциумов», «Проекты станкостроения» и «Лизинговые проекты». В случае проектов с иностранным участием или импортозамещения к Фонду подключается РФПИ, РЭЦ параллельно через систему торгпредств, систему своих партнеров за рубежом, исследования рынка.
Помимо реализации программ льготного заемного финансирования, на базе Фонда развития про-
мышленности работает консультационный центр, который в ежедневном режиме оказывает информационно-консультационную и справочную поддержку промышленным предприятиям по участию в конкурсных процедурах по мерам господдержки.
ФРП уже софинансирует в Свердловской области 6 импортозамещающих проектов общей стоимостью почти 5,4 млрд руб. Сумма займов ФРП составила 1,6 млрд руб. Это предприятия «Эпсилон», «НПК «Уралвагонзавод», «Уральский дизель-моторный завод», «Завод Медсинтез», «Сибеко», «НПК Урал-НефтьСервис», реализующие проекты в области машиностроения, фармацевтики, нефтепереработки. При реализации профинансированных проектов создается 448 высокотехнологичных рабочих мест, в том числе в моногородах Краснотурьинск и Нижний Тагил, а также в ЗАТО Новоуральск. Минпромтор-гом РФ прорабатывается схема функционирования этого фонда, а в бюджете уже запланировано порядка 19 млрд руб. на 2014-2017 гг. на его финансирование. Фонд развития промышленности одобрил выдачу льготных займов на 28 млрд. руб. по 94-ти важнейшим отраслевым проектам. Наблюдательный совет Фонда развития промышленности Мин-промторга России утвердил предоставление 11 займов общим объемом 3,6 млрд руб. на реализацию крупных импортозамещающих проектов.
2. Ростех
Важнейшая роль в программах импортозамеще-ния отводится российской государственной корпорации «Ростех» (до 23 июля 2014 г. - «Ростех-нологии»), созданной в 2007 г. для содействия в разработке, производстве и экспорте высокотехнологичной промышленной продукции гражданского и военного назначения. В составе «Ростех» - более 700 организаций, из которых сформировано 15 холдинговых компаний
(АО «Вертолёты России», АО «Станкопром», АО «НПК «Техмаш», ОАО «РТ-Авто», Холдинг «Швабе», ОАО «Концерн „Калашников"», «Национальная иммунобиологическая компания», Концерн «Автоматика», АО «СИБЕР» - Системы Инновационной Безопасности России, АО «Объединённая двигателестроительная корпорация», АО «Объединённая приборостроительная корпорация», ОАО «НПО „Высокоточные комплексы"», Холдинг «Технодинамика», АО «Концерн Радиоэлектронные технологии», АО «Росэлектроника», ОАО «РТ-Химкомпозит»). Девять из них - в оборонно-промышленном комплексе, шесть - в гражданских отраслях промышленности. Организации «Ростех» расположены в 60-ти субъектах РФ и поставляют продукцию в 70 стран. Корпорация создана на основе имущественного взноса РФ. На предприятиях «Ростех» работает более 900 тыс. человек, или около 1,2% трудоспособного населения РФ.
«Ростех» в 2009 г. приняла на баланс 437 предприятий с общим убытком 630 млрд руб. (30% предприятий - в предкризисном и кризисном состоянии, 28 - в стадии банкротства, 17 предприятий не осуществляли хозяйственную деятельность, а 27 частично утратили имущество либо имели значительный риск его утраты). Консолидированная выручка «Ростех» в 2015 г. достигла 1 трлн 140 млрд руб. Заработная плата в среднем по Корпорации в 2015 г. составила 41 000 руб., налоговые выплаты Корпорации в бюджеты всех уровней превысили 160 млрд руб.
«Ростех» заключила соглашения о сотрудничестве с 214 опорными вузами по целевой подготовке специалистов, развитию кооперации в рамках предметных (научных и технологических) направлений и проведению совместных исследовательских (конструкторских и технологических) работ. Создано 258 базовых кафедр, осуществляющих в интересах корпорации реализацию 382 программ вузов.
В рамках программы по импортозамещению «Ростех», «Фармстандарт» и итальянская Kedrion Biopharma подписали соглашение о создании АО «Киров Плазма» на базе кировского завода для решения проблемы по 100% ликвидации зависимости РФ от импорта биологических и лекарственных препаратов (сегодня зависимость достигает 90%).
Отметим, что «Ростех» ведет ВЭД, привлекая зарубежных партнёров как инвесторов и носителей передовых технологий (стратегическое партнерство между АВТОВАЗом и альянсом Renault-Nissan, «КАМАЗом» и немецким концерном «Daimler»). Создан целый ряд СП - Boeing, General Electric, SAFRAN, Finmeccanica, Pirelli, Alcatel-Lucent и др. В ближайшей перспективе планируется создать еще около 20 СП.
На основе вышеизложенного, а также с учетом геополитического и экономического прогноза, полагаем, что в 2017-2020 гг. потребуется полномасштабная ревизия и консолидация внутренних резервов и потенциала развития, разработка долгосрочной программы импортозамещающей трансформации экономики РФ на период до 2030 г.
При этом важно определить наиболее пострадавшие от санкций 2014 г. отрасли, источники утраты информации об иностранных поставщиках компонентов, технологий (возможно, через международные аудиторские компании, патентные бюро и др.) для их целевой поддержки.
Предстоит масштабная межотраслевая и межрегиональная работа по целенаправленному восстановлению разрушенных ранее производственных цепочек, выстроенных национальными госкорпорациями и бизнесом, иностранными государствами и конкурирующими бизнесами. Их
восстановление позволит реализовать многие отложенные из-за санкций инвестиционные проекты (в том числе и в сфере освоения Арктики и др.).
РФ, как член ВТО, может внести изменения в свои тарифные обязательства (составить перечень наиболее чувствительных для российской промышленности товаров, по которым целесообразно изменить ставки ввозных таможенных пошлин). Для защиты внутреннего рынка также могут вводиться специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры через механизмы ЕЭК.
В ряде отраслей, прежде всего в машиностроении, действенными мерами по содействию импортоза-мещения может быть стандартизация. Она является средством обеспечения взаимозаменяемости отдельных элементов, повышения надежности, обеспечения норм безопасности и экологических требований. Развитие национальных стандартов позволит сократить импорт некачественной продукции, мотивировать предприятия на производство конкурентоспособной продукции.
Государственные закупки также могут стать мерой содействия импортозамещению, как инструмент начального спроса и поддержки отечественных производителей в период выхода на конкурентоспособные объемы производства. Целесообразен специализированный подход к различным товарным группам.
Программа импортозамещения ведется на региональном уровне через механизм Меморандумов о взаимопонимании по реализации инвестиционного проекта по развитию определенной отрасли. Так, Меморандум по нефтегазовому машиностроению был подписан в 2016 г. в Орловской области. При этом при администрациях регионов работой по импортозамещению заняты департаменты экономического развития и инвестиционной деятельности, а в госкорпорациях - департаменты технологических партнерств и импортозамещения (как в АО «Газпром нефть»).
Отметим, что, для снижения зависимости российского топливно-энергетического комплекса от импорта, Минпромом РФ сформированы программы импортозамещения и дорожные карты реализации 70-ти инвестпроектов по выпуску нефтегазового оборудования на сумму свыше 170 млрд руб. на условиях специнвестконтрактов.
Напомним, что специнвестконтракт (СПИК) -это новый нефинансовый инструмент мотивации бизнеса на создание новых производственных мощностей в РФ. Решение о возможности или невозможности заключения СПИКа принимает специальная комиссия (Минпром, Минэкономразвития, Минфина, Минэнерго и др.).
Машиностроение, как лидер импортозамещения, оказывает транзитное влияние на смежные и другие отрасли.
Также важно отметить рост кооперационных проектов по импортозамещению с иностранными государствами. Так, объединение станкостроительных компетенций РФ и Республики Беларусь (Минский станкостроительный завод (ОАО «МЗОР») холдинга «Белстанкоинструмент» (16 предприятий станкоинструментальной промышленности Республики Беларусь, 9600 сотрудников), ОАО «Минский электротехнический завод им. В.И. Козлова»), ОАО «Минский механический завод им. С.И. Вавилова» (специализирующееся на разработке и выпуске высококачественных оптико-электронных, лазерных и оптико-механических изделий)) оптимизирует развитие единой научно-технической и производственной базы и углубит кооперационное взаимодействие. Примером такого сотрудничества может стать совместная разработка новых видов станкоинструментальной продукции с привлечением государственных мер поддержки, оказываемых российской и белорусской сторонами.
Минпром РФ и Всекитайская корпорация машиностроения и строительства активно сотрудничают в сфере финансирования и строительства инфраструктурных проектов на территории России. Так, в 2016 г. подписан предварительный кредитный договор с Всекитайской корпорацией машиностроения и строительства на общую сумму 5225 млн руб., и о поддержке со стороны регионов, а также о намерении подписать с китайскими партнерами полноценный договор о финансировании и строительстве.
Следует отметить важность проекта по организации АО «Шнейдер Электрик» (Франция) на территории РФ промсборки и локальной адаптации отдельных видов электротехнической продукции, систем противоаварийной защиты и автоматизации управления технологическими процессами, поэтапной глубокой локализации в среднесрочной перспективе и локализации максимально точного и широкого набора технологических операций, которые выгодно локализовать в РФ.
В целом эффективно обрабатывается и учитывается опыт регионов в сфере сотрудничества с иностранными инвесторами, опыт иностранных компаний, успешно локализовавших свое производство в РФ. На примере фармацевтической и автомобильной промышленности копируются (адаптируются) лучшие практики локализации, выявляются ключевые проблемы и перспективы дальнейшего развития.
Важно отметить, что крупные компании в рамках программ импортозамещения диверсифицируют
свою продукцию и рынки сбыта. Так, Балтийская промышленная компания совместно с Приборостроительным заводом (Росатом) приступила к самостоятельному производству станков. Предприятие реализует проект «Организация сборки и производства металлообрабатывающих станков в РФ» («Станкостроение»), цель которого - полный цикл производства оборудования для металлообработки на территории РФ с использованием российских разработок. В рамках проекта «Станкостроение» Балтийская промышленная компания строит новый завод для сборки всей линейки металлообрабатывающего оборудования под торговой маркой F.O.R.T. Планируется заключить специнвестконтракт по производству станков токарной, фрезерной и расточной групп для нужд судостроения, авиации, космоса и др.
В области станкостроения лидирует СП «Сименс АГ» и «Силовые машины» (в промышленной зоне «Горелово» Ленинградской области) по производству и обслуживанию газовых турбин мощностью выше 60 МВт. Создан региональный сервисный
центр по обслуживанию газовых турбин с численностью 100 человек. При поддержке всемирных центров станционного сервиса и ремонта «Сименс» подготовлена команда компетентных российских специалистов, обладающих международным опытом. Параллельно с локализацией, иностранные компании («Сименс ПЛМ Софтвер») запускают программы поддержки высокотехнологичных стартапов с российскими компаниями. Заметим, что ООО «Сименс Технологии газовых турбин» - СП «Сименс АГ» (65%) и ОАО «Силовые машины» (35%), основанное в 2011 г. в СПб. В июне 2015 г. запущен новый мультифункциональ-ный энергокомплекс стоимостью более 100 млн евро и более 350 рабочих мест.
Экспертный совет ФРП одобрил льготные займы на развитие импортозамещающих производств в 8-ми регионах РФ: на сумму 1,5 млрд руб. («Проекты развития») и дополнительно на 500 млн руб. по программе «Проекты консорциумов». Общая стоимость одобренных проектов - 11,4 млрд руб. (табл. 3).
Таблица 3 Table 3
Проекты по импортозамещению в машиностроении РФ (2016 год)
Projects on import substitution in mechanical engineering of the Russian Federation (2016)
№ п/п Название предприятия Название проекта Стоимость проекта (млн. руб.) Объем заемного софинанси-рования ФРП (млн руб.)
1. Центр развития ядерной медицины (г. Москва) «ТЦКД - Атомкомплект» Организация экспортно ориентированного производства стронция-82 для применения в томографии. К 2020 г. 16% продукции проекта будет продаваться в РФ, остальные 84% - на экспорт 1900 500
2. Авиационная корпорация «Рубин Производство привод-генераторов переменного тока и плунжерных насосов для авиационной техники, в том числе для новых самолетов SSJ 100 и МС-21. Будет создано 150 высокотехнологичных рабочих мест 2000 300
3. «Буринтех» (г. Уфа) Разработка уникальной роторной управляемой системы для бурения скважин на нефть и газ. Сегодня российская нефтегазодобыча на 100% зависит от иностранных сервисных компаний, предоставляющих услуги с применением РУС. Реализация проекта существенно снизит эту зависимость 728,4 300
4. АО «Транспневматика» (г. Нижний Новгород) Производство систем дискового тормоза для электропоезда «Ласточка», в том числе экспорт в Чехию и Индию 350,1 129,2
5. Курский электроаппаратный завод Производство современных модульных автоматических производственных выключателей для промышленных предприятий, объектов инфраструктуры. Создадут 164 высокопроизводительных рабочих места. Предполагается занять до 15-17% российского рынка 147,7 72,1
6. «Полимет» Точное литейное производство деталей из различных марок чугуна и стали. Продукция создаваемого литейного производства заменит менее качественную продукцию, поставляемую предприятиями Украины, Индии, Китая. Планируется экспортировать часть производимой продукции в Германию, Данию, Чехию. Производство восполнит имеющийся дефицит на рынке качественного точного литья в сегменте отливок от 3 до 100 кг. Будет создано 172 высокотехнологичных рабочих места 8474 300
Окончание таблицы 3 End of the table 3
№ п/п Название предприятия Название проекта Стоимость проекта (млн. руб.) Объем заемного софинанси-рования ФРП (млн руб.)
7. Волгоградский алюминиевый завод СУАЛ Выпуск обожженных анодных блоков для подвода тока к электролиту в алюминиевом производстве. Будет создано 503 высокотехнологичных рабочих места. Качество производимых анодов будет выше поставляемых из Китая 4900 300
8. «Технографит» (г. Смоленск) Выпуск высокоплотного и прочного мелкозернистого графита. Российские потребители в большинстве своем используют импортный мелкозернистый графит, произведенный во Франции, Украине, Японии 378 187
9. «Томские технологии машиностроения», ПАО «Газпром» Локализация выпуска антипомпажных и регулирующих клапанов, электроприводов и электроприводов с энергоаккумулятором 1250
10. «Клаас» (Германия) Создания и модернизации завода сельскохозяйственных машин в Краснодарском крае
11. «Мазда Сол-лерс Мануфэкчуринг Рус» (г. Владивосток) Строительство завода по выпуску автомобильных двигателей. Согласно контракту инвестор гарантирует инвестиции объемом более 2 млрд руб. в организацию в 2018 г. двига-телестроительного производства мощностью 50 тыс. двигателей в год, в том числе локализацию ряда технологических операций по обработке базовых компонентов двигателей 15800
12. «ДМГ Мори» «Гиль-демайстер бетай-лигунген ГмбХ» Модернизации промышленного производства (строительство Ульяновского станкостроительного завода). Локализация производства комплектующих 4000
13. Копейский машиностроительный завод Производство современного высокопроизводительного проходческого комплекса для добычи угля 601 300
14. «Ростонер» Татарстан Производство тонера и картриджей для копировально-множительной техники 619,3 299,6
15. «Интермаш» Липецк Производство обрабатывающих центров с российской системой ЧПУ, планирует занять 40% этого сегмента рынка с новыми фрезерными, токарными и шлифовальными станками 580 400
16. Машиностроительный концерн «ОРМЕТО-ЮУМЗ» Производство прокатных валков с повышенной эксплуатационной стойкостью для металлургических предприятий, намерена занять до 40% рынка РФ 661,3 300
17. Вертолетострои-тельный кластер, «Роствертол» Производство современной летной техники, многоцелевых самолетов, вертолетов. Развитие авионики 10000, освоено 600
18. Уральский завод специального арматуростроения Серийное производство шаровых кранов для нефтегазовой промышленности (нефтегазовое машиностроение) 5200 300
Составлено авторами по материалам сайта: Минпромторга РФ. URL: http://minpromtorg.gov.ru/; http://www.garant.ru/hotlaw/federal/592708/#ixzz4cepVaYZS; http://ria.ru/economy/20141117/1033627726. html; http://www.regnum.ru/news/polit/1861647.html#ixzz3JG9gJmXt
Compiled by the authors on the materials of the website: of the Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation. URL: http://minpromtorg.gov.ru/; http://www.garant.ru/hotlaw/federal/592708/tixzz4cepVaYZS; http://ria.ru/ economy/20141117/1033627726.html; http://www.regnum.ru/news/polit/1861647.htmltixzz3JG9gJmXt
Приведенный список проектов - лишь малая часть текущей масштабной импортозамещающей промышленной революции в РФ.
Причем национальный и региональный уровни сотрудничества в принятии управленческих решений в этом процессе взаимосвязаны. Так, в этой связи интересен опыт менеджмента специального инвестиционного контракта (СПИК) по реализа-
ции (локализации) на территории Томской области проекта «Создание и модернизация производства импортозамещающей продукции для ПАО «Газпром» (на базе Томского электромеханического завода им. В.В. Вахрушева» (ТЭМЗ ,ок-тябрь 2016 г.). Создаваемое предприятие «Томские технологии машиностроения» освоит выпуск комплектующих взамен аналогичной зарубежной продукции (антипомпажные и регулирующие кла-
паны, электропривод). Объем специнвестконтрак-та - 1 млрд 250 млн руб. (срок - 7 лет).
Резюмируя, отметим, что проведенный анализ государственного проектного подхода в импор-тозамещении выявил сильные преимущества регионального компонента. Он основан на прогрессивной региональной промышленной политики с акцентом на развитие экспортного потенциала территорий.
Проведенный анализ подтверждает предположение, что Правительство РФ реализует единую промышленную политику на национальном уровне и в регионах, определяет перечень необходимых компетенций, существующих в регионах, и тех, которые нужно сформировать на территориях в определенные сроки, разрабатывает методы усиления региональных промышленных компетенций и их продвижения во внешнем мире за счет инструментов господдержки.
При этом одновременно отслеживаются тренды развития рынков в мире, тенденции с учетом исключения случайного перепроизводства в регионах и производства невостребованной рынком продукции. При импортозамещении актуальна проблема экономии ресурсов и сохранения экологии. Например, в качестве негативного примера можно привести классический пример, когда произошел стихийный рост числа производителей азотных удобрений, цена на которые рекордно снизилась за 10 лет, а также избыточное создание автосборочных и электросталеплавильных производств в субъектах РФ.
Кластеризация и индустриальные парки - эффективные инструменты импортозамещения - активно внедряются в регионах РФ. Государство, стимулируя их создание, помогает регионам встраиваться в эту систему: выделяются государственные средства для компенсации затрат регионам и их мотивацию создавать производства, инфраструктуру предприятий, облегчая таким образом формирование необходимых компетенций.
В частности, планируется выделение средств господдержки кластерам- производителям нефтегазового и химического оборудования Воронежской области - проект «Создание модульной обвязки скважины, оборудованной длинномерными лифтовыми колоннами с использованием устьевого источника энергосбережения»; станкостроительный кластер «Липецкмаш» - проект «Генборг»; промышленный электротехнический кластер Псковской области - проект «Разработка и организация производства электротехнической электрогазовой продукции напряжением 110-220 кВ».
Сегодня активно развиваются два проекта кластера производителей нефтегазового и химического
оборудования Воронежской области, два проекта приборостроительного кластера «Планар» Челябинской области, проект промышленного электротехнического кластера Псковской области, проект станкостроительного кластера «Липецкмаш» Липецкой области.
Отметим, что импортозамещение в железнодорожном машиностроении неразрывно связано с целью наращивания экспорта. Так, в числе ведущих экспортеров машиностроения РФ: «МТЗ Трансмаш» - производитель тормозных систем, «ЭЛТЕЗА» - производитель трансформаторов, предохранителей и резисторов, а также «Радио-авионика» (железнодорожная автоматика, телемеханика, средства неразрушающего контроля), НПЦ «Инфотранс» (автоматизированные средства диагностики различных модификаций для контроля путевой инфраструктуры, контактной сети, связи, систем автоматики и телемеханики), «Фирма ТВЕМА» (системы, комплексы и машины для диагностики путей и оборудования).
Очевиден факт, что продукция российских производителей сегодня востребована за рубежом. В частности, «ТВЕМА» поставляет компоненты страны в СНГ, Германию (системы визуального обнаружения дефектов для поездов-дефектоскопов), Китай (самоходная дефектоскопная тележка ДРЭД и др.), Израиль (система дефектоскопии и видеоконтроля рельсов для мобильных средств диагностики железнодорожной инфраструктуры), Венгрию (дефекто-скопное оборудование), Чехию (система дефектоскопии и видеоконтроля рельсов для мобильных средств диагностики железнодорожной инфраструктуры). В 2015 г. доля экспортных поставок в общем объеме выручки компании составила 25%.
Несомненно, что импортозамещение в машиностроении непосредственно связано с технологиями двойного назначения, выполнением государственного заказа в области обороны, размещения высокопроизводительного оборудования и технологий для перевооружения предприятий ОПК. В целом, интенсивное развитие интеллектуальных промышленных технологий является актуальным для ОПК РФ.
Станкостроительная отрасль РФ (лидеры - Липецкое станкостроительное предприятие, ПАО «Сиблитмаш» и др. участники подпрограммы «Станкоинструментальная промышленность») создают серийные производства высокотехнологичных станков. Станкостроители продвигают продукцию за рубежом через Российскую ассоциацию производителей станкоинструментальной продукции «Станкоинструмент».
Правительство РФ при разработке программ им-портозамещения учитывает все инициативы, по-
тенциал, предложения иностранных корпораций по локализации их производств на территории РФ.
Так, подписание специального инвестиционного контракта стало ключевым фактором при принятии Mazda Motor Corporation решения об организации двигателестроительного производства в РФ. В результате реализации данных проектов предприятия РФ становятся конкурентоспособными площадками по производству автомобилей и ключевых узлов, интегрируются в глобальные цепочки автопоставок. Проект СП «Мазда Соллерс» вписывается в новую «Стратегию развития автомобильной промышленности РФ до 2025 г.». Компания планирует организовать производство новейших двигателей Mazda Sky Engine, включая операции по механической обработке базовых деталей двигателя. Создается более 600 рабочих мест.
Выводы
1. Принятые в связи с падением мировых цен на углеводороды и санкциями в 2014 г. Правительством РФ административные меры по импорто-замещению постепенно стали трансформироваться в стратегически обоснованные решения по развитию целого комплекса важнейших отраслей экономики: ОПК, сельского хозяйства, машиностроения, электроники, фармацевтической промышленности и др.
2. Методики этих мер на начальном этапе были не вполне совершенны, но многие их организационные нестыковки и рассогласования были выявлены и устранены в последующие два года. Более того, многие компании ситуацию с импортоза-мещением стали понимать более широко, и использовать экономические меры поддержки им-портозамещения как составную часть стратегий отраслевого и корпоративного развития.
3. В состав мер поддержки входило формирование целей развития с указанием качественных и количественных нормативных показателей их достижения, состава участников, сроков, субсидий, льготных кредитов и др. Эти меры носили в ряде случаев системный характер, и предполагали развитие материальной базы для последующего устойчивого и не зависящего от импорта развития ряда отраслей (электроники, фармацевтики и др.).
4. Выделенные для поддержки импортозамеще-ния в промышленности из государственного бюджета средства в 2014 г. составили около 500 млрд руб., средства самих компаний на проекты импортозамещения - 100 млрд руб., а общая стоимость проектов импортозамещения оценивается около 1 трлн руб.
5. Принятые и частично реализованные меры позволили обеспечить рост промышленного про-
изводства в РФ в 2016 г. на 1,5%; рост объемов в ОПК - 10%, в гражданском судостроении -11%, в авиастроении - почти 20%. В сельском хозяйстве рост производства в 2016 г. составил около 3%.
6. Необходимо подчеркнуть, что меры по реализации импортозамещения не были восприняты компаниями как призыв к автаркии, и некоторые из них уже нашли замену находящимся под санкциями зарубежным компаниям в части поставки необходимого оборудования и комплектующих.
7. Отметим, что многие меры господдержки в области импортозамещения отличаются комплексным подходом и масштабностью. Предприятия РФ и их иностранные партнеры повысили уровень доверия к господдержке, активно вписываются в ставшие понятными для бизнеса модели ЧГП, копируют лучший мировой опыт, активизируются в патентовании идей.
8. В заключение полагаем, что в 2020-2022 гг. возможен выход РФ на более высокие темпы роста эффективности в области импортоза-мещения и экономики в целом, особенно в интенсивно финансируемых в настоящее время приоритетных отраслях и отдельных прорывных технологий, при условии сохранения (или смягчения) текущего уровня неблагоприятной геополитической среды. Значительная деградация внешней среды станет существенным препятствием для защиты национальных геополитических и экономических интересов РФ, включая реализацию революционных промышленных задач по импортозамещению.
Список литературы
1. Тимофеев Р.А. Российская политика импортозамещения как фактор устойчивого развития отечественной экономики в современных условиях // Вестник экономики, права и социологии. 2016. № 2. C. 116120. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26367520
2. Березинская О.Б, Ведев А.Л. Производственная зависимость российской промышленности от импорта и механизм стратегического импортозамещения // Вопросы экономики. 2015. № 1. С. 103-115. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22917350
3. Орленко Л. Необходимые условия новой индустриализации и импортозамещения // Экономист. 2015. № 4. С. 29-35
4. Атаров Н.З. Стратегии и факторы импортозамещения на рынке продукции фондообразующего машиностроения России // Экономическая наука современной России. 2017. № 3 (78). С. 129-136. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30463764
5. Ершов А.Ю. Формирование импортозамещающей стратегии // Фундаментальные исследования. 2015. № 8-2. С. 374-379
6. Ершов П.А., Выжитович А.М. Оценка потенциала и перспектив реализации региональной политики импортозамещения на примере Новосибирской области // Мир экономики и управления. 2016. Т. 16. № 3. С. 113-124. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=27150099
7. Белокрылова О.С. Институциональная модернизация стратегии экономического развития в условиях принуждения к импортозамещению // Вопросы регулирования экономики. 2014. Т. 5. № 3. С. 6-13. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22296170
8. Ищенко-Падукова О.А., Мовчан И.В. Экономическая политика импортозамещения: институциональ-
ные условия и императивы эффективности // Вопросы регулирования экономики. 2017. Т. 8. № 1. С. 76-84. DOI: 10.17835/2078-5429.2017.8.1.076-084
9. Мау В.А. Уроки стабилизации и перспективы роста: экономическая политика России в 2016 году // Вопросы экономики. 2017. № 2. С. 5-29. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28367345
10. Дерюгин А. Бюджеты регионов: на пределе возможностей // Экономическое развитие России. 2016. № 12. С. 70-75. URL: https://www.iep.ru/ files/RePEc/gai/ruserr/ruserr-2016-12-790.pdf
Об авторах:
комков Николай Иванович, заведующий лабораторией организационно-экономических проблем управления научно-техническим развитием, Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН (117418, г. Москва, Нахимовский проспект, 47), Москва, Российская Федерация, доктор экономических наук, профессор, Scopus ID: 25655112100, [email protected] Бондарева Наталья Николаевна, научный сотрудник лаборатории организационно-экономических проблем управления научно-техническим развитием, Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН (117418, г. Москва, Нахимовский проспект, 47), Москва, Российская Федерация, [email protected]
Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
References
1. Timofeev R.A. Russian Policy of Import Substitution as a Factor of Sustainable Development of Modern Russian Economy. The Review of Economy, the Law and Sociology. 2016; 2:116-120 (in Russ.)
2. Berezinskaya O.B., Vedev A.L. Dependency of the Russian industry on importsand the Strategy of import Substitution industrialization. Voprosy Ekonomiki = Problems of Economic Transition. 2015; 1:103-115 (in Russ.)
3. Orlenko L. Necessary conditions for a new industrialization and import substitution. The Economist. 2015; 4:29-35 (in Russ.)
4. Atarov N.Z. Strategies and factors of import substitution in the market of fund-creating engineering industry products in Russia. Economics of Contemporary Russia. 2017; 3(78):129-136 (in Russ.)
5. Ershov A.Y. The formation of import-substitution strategy. Fundamental research. 2015; 8-2:374-379 (in Russ.)
6. Ershov P. A., Vyzhyitovich A. M. Assessment of the Potential and Prospects for the Implementation of
the Regional Policy of Import Substitution through the Example of the Novosibirsk Region. World of Economics and Management. 2016; 16(3):113—124 (In Russ.)
7. Belokrylova O. S. (2014). Institutional modernization of economic development strategy in the conditions of coercion to import substitution. Journal of Economic Regulation. 2016; vol. 5, no. 3, pp. 6-13. (In Russian).
8. Ishchenko-Padukova O.A., Movchan I.V. Economic Policy of Import Substitution: Institutional Conditions and Imperative of Efficiency. Journal of Economic Regulation, 2017, Vol. 8 (no. 1), p. 76-84. DOI: 10.17835/2078-5429.2017.8.1.076-084
9. Mau V.A. The lessons of stabilization and prospects of growth: Russia's economic policy in 2016. Voprosy Ekonomiki = Problems of Economic Transition. 2017; 2:5-29 (in Russ.)
10. Deryugin A. Regional Budgets: at the End of Tether. Russian Economic Developments. 2016; 12:70-75 (in Russ.)
About the authors:
Nikolay I. Komkov, Institute of economic forecasting of the Russian Academy of Sciences (47, Nakhimovsky prospect, Moscow, 117418), Moscow, Russian Federation, Doctor of Economic Sciences, Professor, Scopus ID: 25655112100, [email protected] Natalia N. Bondareva, Institute of economic forecasting of the Russian Academy of Sciences (47, Nakhimovsky prospect, Moscow, 117418), Moscow, Russian Federation, [email protected]
All authors have read and approved the final manuscript.