EDN: DHCTTZ
М.В. Полинская -к.э.н., доцент, профессор кафедры финансов, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
M.V. Polinskaya - candidate of economic sciences, associate professor, professor of the Department of Finance, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia;
В.В. Понарина - обучающаяся учетно-финансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
V.V. Ponarina-student of Accounting and Finance Faculty, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia;
Д.С. Васюкова - обучающаяся учетно-финансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
D.S. Vasyukova -student of Accounting and Finance Faculty, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia;
А.П. Горбатко - обучающаяся учетно-финансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
A.P. Gorbatko -student of Accounting and Finance Faculty, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia.
ВОЗМОЖНОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ В РОССИИ THE POSSIBILITIES OF TAXATION OF AGRICULTURAL PRODUCERS IN RUSSIA
Аннотация. В статье рассматривается вопрос выбора оптимальной системы налогообложения сельскохозяйственными товаропроизводителями в России. Выявлены особенности налогообложения сельскохозяйственных организаций. Дано понятие «налоговая оптимизация», описывается его суть и рассматривается роль процесса в корпоративном налоговом планировании. Выбор подходящей системы налогообложения позволяет оптимизировать налоговые потоки бизнеса и выстроить эффективную экономическую политику организации в дальнейшем. Рассмотрены действующие режимы налогообложения для сельскохозяйственной отрасли в РФ. Особое внимание уделяется специальному налоговому режиму, а именно ЕСХН (единому сельскохозяйственному налогу). Дана краткая характеристика его основным элементам, выявлены требования (критерии) применения этого режима сельскохозяйственными товаропроизводителями, а также перечислены положительные черты для аграрного сектора при выборе ЕСХН. Приведен наглядный пример использования онлайн-сервиса официального сайта ФНС России в выборе подходящего режима налогообложения при заданных определенных параметрах сельскохозяйственной организации.
Absrtract. The article discusses the issue of choosing the optimal taxation system for agricultural producers in Russia. The peculiarities of taxation of agricultural organizations are revealed. The concept of "tax optimization" is given, its essence is described and the role of the process in corporate tax planning is considered. Choosing a suitable taxation system allows you to optimize business tax flows and build an effective economic policy of the organization in the future. The current tax regimes for the agricultural sector in the Russian Federation are considered. Particular attention is paid to a special tax regime, namely the single agricultural tax (single agricultural tax). A brief description of its main elements is given, the requirements (criteria) for the application of this regime by agricultural producers are revealed, and the positive features for the agricultural sector when choosing the single agricultural tax are listed. An illustrative example of using the online service of the official website of the Federal Tax Service of Russia in choosing a suitable tax regime for the specified certain parameters of an agricultural organization is given.
Ключевые слова: налогообложение, сельское хозяйство, налоговая политика, эффективность, система налогообложения, ЕСХН, налоговая оптимизация, налоги.
Keywords: taxation, agriculture, tax policy, efficiency, taxation system, ECN, tax optimization, taxes.
Установленные в налоговом законодательстве РФ системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей являются одними из основных примеров государственного налогового регулирования в России. Выбор наиболее оптимальной из них стратегически важен как для каждого налогоплательщика в части снижения налоговой нагрузки и повышения эффективности деятельности, так и для обеспечения продовольственной безопасности страны. Специальные налоговые режимы, которые могут применяться в сельскохозяйственной отрасли, чаще всего призваны облегчить жизнь предприятий и индивидуальных предпринимателей с точки зрения минимизации налоговых обязательств и упрощения процедуры налогообложения. Они имеют особое положение в структуре государственного регулирования экономики [1].
В настоящее время у хозяйствующих субъектов аграрной сферы достаточно большой выбор вариантов систем налогообложения в РФ. Все зависит от определенных критериев, характеризующих их (рисунок 1).
Рисунок 1 - Альтернативы в выборе системы налогообложения в аграрной отрасли РФ
Что дает сельскохозяйственному товаропроизводителю переход на тот или иной специальный налоговый режим, покажем в таблице 1 [7].
Таблица 1 - Основные плюсы и минусы налоговых режимов для сельскохозяйственных
товаропроизводителей в РФ [8]
Налоговый режим Плюсы Минусы
ОСН (ОСНО) • ясность и простота системы для предпринимателей; • присутствие возможности применения разных налоговых льгот и освобождений (ОСН позволяет получить налоговые вычеты по НДФЛ); • отсутствие ограничений по доходам и количеству сотрудников. • высокая налоговая нагрузка в силу отсутствия льгот для малого и среднего бизнеса; • необходимость ведения сложной бухгалтерской отчетности и учета всех доходов и расходов.
Продолжение таблицы
Налоговый режим Плюсы Минусы
ЕСХН • освобождение от уплаты других налогов; • низкая налоговая ставка; • простая система учета, то есть оплата налога осуществляется два раза в год и один раз в год сдача декларации; • характер перехода уведомительный. • необходимость строгого соблюдения законодательства в части ограничений на применение единого налога и учетных правил; • четкое ограничение статей расходов (они должны соответствовать списку из НК РФ).
УСН • простота и понятность налогового учета; • отсутствие отчислений по налогу на прибыль, НДС, имущество; • возможность подачи декларации 1 раз в год. • наличие ограничений по объемам доходов, остаточной стоимости ОС и количеству сотрудников; • ограниченный перечень расходов.
ПСН • в большинстве случаев стоимость патента относительно невысокая; • существует возможность выбрать срок действия патента в пределах календарного года; • возможно приобретение патентов на разные виды деятельности или в разных регионах. • возможен к применению только индивидуальными предпринимателями; • существует лимит по числу работников и количеству доходов; • необходимость оплаты патента даже при отсутствии дохода.
НПД • низкая ставка налога; • отсутствие страховых взносов; • имеется налоговый вычет; • отсутствие отчетности; • полностью цифровизированный режим налогообложения, что делает его применение максимально удобным. • только для физлиц; • отсутствие возможности иметь работников; • наличие ограничений по доходам и видам деятельности; • ежемесячная уплата.
Опираясь на таблицу 1, стоит отметить, что выбор налогового режима для сельскохозяйственных товаропроизводителей должен быть основан на нескольких пунктах: индивидуальных особенностях бизнеса, его целях и потребностях. Чтобы выбрать самый подходящий вариант, налогоплательщик должен учесть все плюсы и не забыть про минусы каждой системы. Это поможет эффективно управлять налоговыми обязательствами и успешно развивать бизнес.
Для сельскохозяйственных предприятий маленького масштаба и предпринимателей имеются не только налоговые льготы, которые установлены для всех малых и части средних предприятий в целом (УСН, ПСН, НПД), но и льготы, характерные именно для этой сферы. Так в России в настоящее время установлен единый сельскохозяйственный налог (далее ЕСХН) в целях стимулирования аграрного производства. Это специальный налоговый режим, установленный Налоговым кодексом РФ и применяемый наряду с иными режимами налогообложения, созданный для лиц, осуществляющих свою деятельность в сфере сельского хозяйства (рисунок 2) [9].
Рисунок 2 - Краткая характеристика ЕСХН
Организации и предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями, могут добровольно перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога. Для работы на этом режиме существует ряд требований, некоторые представим на рисунке 3.
Рисунок 3 - Некоторые критерии применения ЕСХН
Единый сельскохозяйственный налог в ряде случаев оказывает положительное воздействие на тех налогоплательщиков, которые его выбрали, так как это позволяет им снизить налоговую нагрузку за счет низкой налоговой ставки 6 %, которая направлена на разницу между доходами и расходами и может быть снижена законами субъектов РФ вплоть до 0 %. К примеру, по УСН установлена ставка 15 % по объекту «доходы-
расходы». При этом чистая прибыль растет, что позволяет производителям интенсифицировать свою деятельность в дальнейшем [3].
Иногда, даже занимаясь сельским хозяйством, выбрать подходящую систему налогообложения трудно, так как речь может идти о вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателях без работников и объемами доходов не более 2,4 млн. руб. за год, или с количеством работников не превышающих 15 чел. и объемом доходов не более 60 млн. руб. за год. В этом вопросе поможет разобраться онлайн-сервис сайта ФНС России «Выбор подходящего режима налогообложения» (рисунок 4) [2].
Далее устанавливаем необходимые критерии налогоплательщика: особенности, размер годового дохода, а также количество наемных сотрудников. Для наглядного примера мы выбрали определенные параметры сельскохозяйственной организации, которая однозначно может применять как ЕСХН, так и ОСН (при этом по налогу на прибыль в налоговом законодательстве установлена налоговая ставка 0 %, а по НДФЛ налоговые каникулы на 5 лет для членов КФХ), однако онлайн-сервис показал нам еще два возможных к использованию режима налогообложения. Из них необходимо выбрать оптимальный, то есть тот, который сможет уменьшить сумму налогов к уплате в данной ситуации (к нулю свести их невозможно) и обеспечит долговременную экономию на налоговых издержках. Также налогоплательщику важно получить экономический эффект от дальнейшего вложения [4].
Данный процесс носит название «налоговая оптимизация». Она является одним из факторов роста, способствующих конкурентоспособности, и находится в одном ряду с технологической и финансовой оптимизацией. Значение «оптимизация налогов» простыми словами можно объяснить как поиск способов экономии на уплате налогов. Но важно помнить, что налоговая оптимизация представляет собой не просто механическое сокращение налогового оклада, но и является составной частью стратегического планирования хозяйствующего субъекта. Ее основной целью является увеличение финансовых ресурсов [5].
Рисунок 4 - Выбор режима налогообложения
Можно выделить наиболее эффективный способ увеличения прибыли - построение эффективной системы управления предприятием, которое приведет к оптимальной структуре бизнеса, то есть к оптимизации всей деятельности предприятия. Именно это поможет обеспечить оптимизацию налоговых расходов фирмы на перспективу (рисунок 5). А механическое сокращение налогов эффективным не является.
Рисунок 5 - Взгляд на понятие «налоговая оптимизация» [6]
Применение любой системы налогообложения, подходящей для сельскохозяйственных товаропроизводителей, является добровольным. Каждый налогоплательщик должен сам просчитать, какой из предоставленных вариантов наиболее выгоден для него и сделать выбор [3].
Источники:
Налоговая грамотность : учебник / С. Д. Сулейманов, Я. А. Погребная, Л. П. Грундел, М. Д. Сулейманов. - Москва : Креативная экономика, 2019. -320 с. - ISBN 978-5-91292-290-9. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1931480 (дата обращения: 22.04.2024). - Режим доступа: по подписке.
Налоговые инструменты финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства /Полинская М.В. - Краснодар, 2023. Налоговый менеджмент: курс лекций в блок-схемах / М. В. Полинская // Учебное наглядное пособие / Краснодар, 2018.
4. Налогообложение сельскохозяйственных товаропроизводителей в 2023 году: альтернативы и цифровые компетенции /Полинская М.В. //В сборнике: Точки научного роста: на старте десятилетия науки и технологии. Материалы ежегодной научно-практической конференции преподавателей по итогам НИР за 2022 г. Краснодар, 2023. С. 769-772.
5. Официальный сайт Федеральной налоговой службы. Выбор подходящего режима налогообложения [Электронный ресурс] - Режим доступа :https://www.nalog.gov.ru/rn77/service/mp/.
6. Пименов Н.А., Родионов Д.Г. Налоговый менеджмент. / Учебник для академического бакалавриата. - М.: Издательство Юрайт, 2019.
7. Плюсы и минусы, направления совершенствования налога на профессиональный доход /Полинская М.В., Пилипенко Ю.Ю. //В книге: Стратегическое развитие социально-экономических систем в регионе: инновационный подход. Материалы VI международной научно-практической конференции : сборник статей и тезисов докладов. Владимир, 2020. С. 436-439.
8. Сельскохозяйственные товаропроизводители: страховые взносы и специальные налоговые режимы в 2023 году /Полинская М.В. //В сборнике: Точки научного роста: на старте десятилетия науки и технологии. Материалы ежегодной научно-практической конференции преподавателей по итогам НИР за 2022 г.. Краснодар, 2023. С. 772-775.
9. Систематизация налоговых льгот и их эффективность на современном этапе /Полинская М.В., Лысенко П.Р., Иваньшин И.Е. //Естественно-гуманитарные исследования. 2022. № 42 (4). С. 207-212.
10. Воронов, А. А. Стратегическое взаимодействие агропромышленной и финансово-кредитной сферы в региональной экономике / А. А. Воронов, Л. В. Глухих, Д. Я. Родин // Международные научные исследования. - 2015. - № 1-2(22-23). - С. 100-108. - EDN VMNPBH.
EDN: WMGARJ
М.В. Полинская -к.э.н., доцент, профессор кафедры финансов, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
M.V. Polinskaya - candidate of economic sciences, associate professor, professor of the Department of Finance, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia;
Д.А. Узунян - обучающаяся учетно-финансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
D.A. Uzunyan -student of the Accounting and Finance Faculty, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia;
М.В. Скиба - обучающаяся учетно-финансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
M.V. Skiba-student of the Accounting and Finance Faculty, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia;
С.В. Лозня - обучающаяся учетно-финансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
S.V. Loznya -student of the Accounting and Finance Faculty, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia.
КОРПОРАТИВНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РИСКИ: СУЩНОСТЬ И ОЦЕНКА CORPORATE TAX RISKS: ESSENCE AND ASSESSMENT
Аннотация. В статье исследован уровень использования мероприятий корпоративного налогового планирования в ряде стран БРИКС, выявлена сущностная характеристика корпоративных налоговых рисков, проведена классификация налоговых рисков по трем классификационным признакам с приведением примеров из практики налогового планирования, выделены три блока в оценке налоговых рисков компаниями, дан алгоритм действий налогоплательщика на каждом из этапов оценки налоговых рисков, в том числе с использованием критериев, индикаторов Концепции планирования выездных налоговых проверок и интерактивного сервиса ФНС России «Прозрачный бизнес. Калькулятор налоговой нагрузки», предложен критериально-индикативный подход к оценке налоговых рисков в организации на основании Концепции планирования выездных налоговых проверок. Представлен пример оценки налогового риска в организации по нескольким основным критериям самостоятельной оценки налоговых рисков налогоплательщиками-юридическими лицами на основе выделения зон налогового риска. Сформулировано «золотое правило» процесса налоговой оптимизации в организации. Указанный подход к оценке налоговых рисков в организации позволит им своевременно выявить, минимизировать, нейтрализовать налоговые риски.
Absrtract. The article examines the level of use of corporate tax planning measures in a number of BRICS countries, identifies the essential characteristics of corporate tax risks, classifies tax risks according to three classification features with examples from the practice of tax planning, identifies three blocks in the assessment of tax risks by companies, provides an algorithm for taxpayer actions at each stage of tax risk assessment, including the use of criteria, indicators of the Concept for Planning Field Tax Audits and the interactive service of the Federal Tax Service of Russia "Transparent Business. Tax Burden Calculator", a criteria-indicative approach to assessing tax risks in an organization based on the Concept of Planning Field Tax Audits is proposed. An example of tax risk assessment in an organization is presented according to several main criteria for independent assessment of tax risks by taxpayers-legal entities based on the identification of tax risk zones. The "golden rule" of the tax optimization process in the organization has been formulated. This approach to the assessment of tax risks in the organization will allow them to identify, minimize, and neutralize tax risks in a timely manner.
Ключевые слова: налог, риск, контроль, критерий, индикатор, контрагент, выгода, затраты, деловая репутация, оценка, налоговая нагрузка, добросовестность, Концепция, минимизация.
Keywords: tax, risk, control, criterion, indicator, counterparty, benefit, costs, business reputation, valuation, tax burden, integrity, concept, minimization.
Понятие и процесс оценки налоговых рисков, как со стороны налоговых органов, так и самостоятельно налогоплательщиками, возникли не так давно в практике налоговой системы РФ. Исходя из результатов опроса, в некоторых странах, которые являются участниками БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика), всего лишь 10% компаний занимаются вопросами управления системой налогообложения, налоговым планированием, минимизацией налоговых рисков. В РФ использование методов управления налоговыми рисками все более входит в практику управления бизнесом в целом. Этот процесс является составляющей оценки финансовых рисков и частью процесса налогового менеджмента одновременно [2].
Налоговый риск определяется как вероятность возникновения негативного события, которое выливается для налогоплательщика в утрате ресурсов, возникновении дополнительных расходов по уплате пеней и штрафов в соответствии с НК РФ и КоАП РФ, недополучении налоговой выгоды, снижении финансовых показателей, в частности, объемов прибыли, потери деловой репутации, в уголовной ответственности. Вообще, налоговые риски можно подразделить на риски государства и риски налогоплательщиков. В отношении первых, государство теряет в уровне сбора налогов по причине недоработок и ошибок в налоговом администрировании, а именно в результате снижения эффективности налогового контроля, урегулирования налоговой задолженности и пр. Остановимся на рисках налогоплательщиков, то есть корпоративных налоговых рисках.