Научная статья на тему 'Корпоративная социальная ответственность системообразующих компаний горно-металлургической отрасли России'

Корпоративная социальная ответственность системообразующих компаний горно-металлургической отрасли России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
586
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Записки Горного института
Scopus
ВАК
ESCI
GeoRef
Область наук
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КОМПАНИИ / НЕФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / ЖЕЛЕЗОРУДНЫЕ КОМПАНИИ / ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ СТОРОНЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пикалова Т. А.

Концепция корпоративной социальной ответственности (КСО) в России находится на стадии формирования. Успешная стратегия компании в области КСО, учитывающая интересы всех заинтересованных сторон, позволяет снизить нефинансовые риски компании и способствует ее устойчивому развитию. Поэтому при разработке и оценке стратегии КСО необходимо выявить все заинтересованные группы компании, а также оценить потенциальный эффект от реализации стратегии для каждой из групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Корпоративная социальная ответственность системообразующих компаний горно-металлургической отрасли России»

УДК 622:338.242.2

Т.А.ПИКАЛОВА, аспирантка, pikalova_tatiana@mail.ru

Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», Санкт-Петербург

T.A.PIKALOVA, post-graduate student, pikalova_tatiana@mail.ru National Mineral Resources University (Mining University), Saint Petersburg

КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СИСТЕМООБРАЗУЮЩИХ КОМПАНИЙ

ГОРНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ

Концепция корпоративной социальной ответственности (КСО) в России находится на стадии формирования. Успешная стратегия компании в области КСО, учитывающая интересы всех заинтересованных сторон, позволяет снизить нефинансовые риски компании и способствует ее устойчивому развитию. Поэтому при разработке и оценке стратегии КСО необходимо выявить все заинтересованные группы компании, а также оценить потенциальный эффект от реализации стратегии для каждой из групп.

Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность компании, нефинансовая отчетность, железорудные компании, заинтересованные стороны.

THE CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY OF SYSTEM FORMING MINING AND METALLURGICAL COMPANIES

OF RUSSIA

The concept of corporate social responsibility in Russia is in the process of formation. A successful strategy of a company in the field of CSR, taking into account the interests of all stakeholders, reduces non-financial risks of the company and contributes to its sustainable development. Therefore, when developing and evaluating of the CSR strategy it's necessary to identify all the stakeholders of the company, as well as to evaluate the potential effect of strategy's implementation for each of the groups.

Key words: corporate social responsibility, non-financial statements, iron ore companies, interested parties.

В последние годы в экономических исследованиях и практике менеджмента заметно вырос интерес к концепции корпоративной социальной ответственности, включая вопросы социальной ориентации бизнеса, его вклада в развитие страны, региона, проблемы взаимодействия с местным сообществом. Сложившееся видение бизнеса как деятельности, направленной на получение прибыли от производства и реализации продукции, работ и услуг, дополняется его представлением в качестве источника роста общественного благосостояния.

В силу многостороннего воздействия внешней среды на деятельность компании, интеграция принципов корпоративной социальной ответственности (КСО) в стратегию развития позволяет снизить нефинансовые риски компании, улучшить имидж, повысить качество продукции и лояльность клиентов, уменьшить количество претензий со стороны регулирующих органов.

На Западе сложился комплексный подход к корпоративной социальной ответственности как к части стратегии развития компании по нескольким направлениям: со-

Количество компаний, опубликовавших отчеты о КСО

Отрасль промышленности Количество компаний, опубликовавших отчеты о КСО

2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Нефтегазовая 10 10 11 12 14 14

Электроэнергетика 3 14 20 20 26 32

Металлургическая 6 9 11 11 11 13

Химическая 1 2 2 3 4 4

Деревообрабатывающая (целлюлозно-бумажная) 4 4 4 4 4 4

Пищевая 2 2 2 3 3 3

Финансы 2 7 7 11 16 16

Телекоммуникация 0 0 1 3 6 6

ЖКХ 2 2 2 2 3 3

Цементное производство 0 0 0 0 1 1

Образование и здравоохранение 0 2 2 2 3 3

Транспорт 0 0 2 3 3 3

Прочие виды услуг 0 1 1 1 2 3

НКО 0 0 2 2 2 2

Всего 30 53 67 77 98 107

Отраслевые отчеты 2 2 2 3 4 4

Итого: 32 55 69 80 102 111

циальная политика, экологическая политика, устойчивое развитие компании [3]. Большинство российских компаний под КСО понимают участие в реализации программ, направленных на развитие персонала, а также поддержку незащищенных слоев населения на благотворительной основе. Таким образом, менеджмент российских компаний зачастую реализует принципы социальной ответственности, исключительно реагируя на острые социальные, экологические проблемы в обществе, преимущественно на муниципальном уровне.

Все больше российских компаний внедряют принципы корпоративной социальной ответственности и ежегодно публикуют нефинансовые отчеты о своей деятельности (табл.1) [4].

Подготовка нефинансовой отчетности в области корпоративной социальной ответственности является одним из индикаторов повышения информационной открытости бизнеса. Однако для эффективной реализации стратегии КСО менеджменту компании следует определить ключевые направления реализации политики социальной ответственности, а также показатели, отражающие ее эффективность.

Стратегия КСО компании включает целый ряд направлений: производство качественных товаров, защита окружающей среды, обеспечение безопасных условий труда, социальная защита персонала, предоставление информации о деятельности компании, вклад в развитие экономики региона и страны в целом.

Деятельность горной компании обусловливает рост требований к социальной ответственности и экологической политике в связи с тяжелыми условиями труда персонала, а также градообразующим, бюджетообразующим и социально значимым статусом компании [5]. В горной, металлургической, нефтедобывающей и химической отраслях принципы корпоративной ответственности реализуют такие компании, как «Норильский никель», «Лукойл», «Северсталь», «РУСАЛ», «Татнефть», «Еврохим».

Международный опыт показывает, что корпоративная социальная ответственность и отчетность по КСО и устойчивому развитию дает компаниям следующие результаты: улучшение имиджа и деловой репутации, рост капитализации компании, развитие прозрачности компании для общества, повышение инвестиционной привлекательности.

Эффект от внедрения политики КСО и показатели КСО горной компании

Заинтересованные стороны Эффект от реализации политики КСО Показатели

Жители региона, Развитая инфраструктура Отношение социальных инвестиций к выруч-

в котором компа- Поддержка образования, спорта, социальных ке компании

ния осуществляет программ Расходы на реализацию природоохранных

деятельность Экологическая безопасность мероприятий

Отношение величины фактических выбросов

вредных веществ в атмосферу к нормативным

значениям

Органы местной Полная уплата налогов Размер налоговых отчислений

власти Повышение уровня социальной стабильности в Отношение средней заработной платы в ком-

регионе пании к средней заработной плате по отрасли

Поддержка социальных программ Наличие градообразующих компаний в хол-

динге

Наличие нарушений налогового, экологиче-

ского законодательства

Собственники Повышение деловой репутации компании Размер дивидендов на акцию

Поддержка со стороны органов власти Прирост выручки за год

Повышение инвестиционной привлекательности

компании

Снижение нефинансовых рисков

Общество Повышение прозрачности компании для обще- Наличие ежегодного отчета о КСО и устой-

ства (доступ к информации) чивом развитии

Использование ресурсосберегающих техноло- Отношение величины переработанных отхо-

гий, обеспечение экологической и промышлен- дов к общей величине отходов производства

ной безопасности производства Награды за нефинансовую отчетность

Персонал Безопасные условия труда (улучшение условий Коэффициент травматизма с потерей рабочего

труда) времени (ЬТ1РК)

Дополнительные социальные льготы и гарантии Показатель социальных расходов на одного

Создание рабочих мест для молодых специали- работника в год

стов, возможность профессионального карьер- Затраты на обучение сотрудников в год

ного роста

Инвесторы Достоверность отчетности компании Государственные гарантии

Повышение деловой репутации компании Размер прибыли на акцию

Повышение инвестиционной привлекательности

компании

Снижение рисков

Поставщики Следование этическим принципам компании Сертификация системы менеджмента качества

и потребители Своевременное и точное выполнение договор- Проведение открытых тендеров на закупки

ных отношений товаров и услуг

Справедливая конкуренция

При разработке стратегии корпоративной социальной ответственности компании и оценке ее уровня необходимо учитывать интересы всех заинтересованных сторон, поскольку это позволяет снизить нефинансовые риски компании.

Нами проведено исследование реализации программ КСО на примере металлургических холдингов. Были выявлены основные заинтересованные стороны деятельно-

сти компании с точки зрения КСО, а также потенциальный эффект для каждой из сторон от внедрения стратегии КСО. Для оценки уровня корпоративной ответственности были предложены показатели для каждой из заинтересованных сторон (табл.2).

На основе выделенных показателей оценки уровня социальной корпоративной ответственности был проведен анализ состояния и результатов КСО металлургиче-

Показатели КСО холдингов «Металлоинвест» и «Северсталь»

Заинтересованные стороны Показатель Годы

2008 2009 2010

Жители региона, Отношение социальных инвестиций к выручке 0,4/0,6 0,2/0,8 0,3/0,7

в котором компания компании

осуществляет дея- Расходы на реализацию природоохранных меро- 3390/1964 н.д./1452 2201/1846

тельность приятий, млн руб.

Отношение величины фактических выбросов н.д./63 103/53 100/63

вредных веществ в атмосферу к нормативным

значениям, %

Органы местной Величина налоговых отчислений, млн руб. н.д./21133 15608/5001 н.д./12996

власти Отношение средней заработной платы в компа- 1,92/1,18 1,64/1,08 1,7/1,13

нии к средней заработной плате по отрасли

Наличие градообразующих компаний в холдинге Да/Да Да/Да Да/Да

Наличие нарушений налогового, экологического - / - - / - - / -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

законодательства

Собственники Размер дивидендов на акцию, руб./акц. 7,17/0,04 - / - 2,42/0,09

Прирост выручки за год, % +21,29/+71 -29,4/-49,4 -1,8/+53,19

Общество Наличие ежегодного отчета о КСО и устойчивом - / - - / - Да/Да

развитии

Доля переработанных отходов в общей величине н. д./18,8 12,4/18,8 11,04/17,7

отходов производства, %

Награды в области корпоративной социальной 1/1 2/2 5/2

ответственности, шт.

Персонал Коэффициент травматизма с потерей рабочего 0,0163/0,085 0,0096/0,068 0,0095/0,066

времени (LTIFR) (на 200 тыс.ч)

Годовые социальные расходы на одного работни- 8252/23380 15581/19090 10100/27430

ка, руб./чел. в год

Затраты на обучение персонала в год, тыс. руб. 198985/31940 96573,06/16075 171918/26061

Инвесторы Государственные гарантии, млн руб. - / - - /30750 - / -

Прибыль на акцию, руб./акц. 2,01/0,1 -1,03/0,17 -0,57/0,45

Поставщики Сертификация системы менеджмента качества ISO 9001, ISO/TS 16949,

и потребители ISC )/TS 29001/ ISO 9 001

Проведение открытых тендеров на закупки това- Да/Да Да/Да Да/Да

ров и услуг

Примечание. В числителе - «Северсталь», в знаменателе - «Металлоинвест»; н.д. - нет данных.

ских холдингов «Металлоинвест» и «Северсталь».

Холдинги «Металлоинвест» и «Северсталь» осуществляют полную цепочку горно-металлургического производства - от добычи руды до выпуска продукции высоких степеней передела. Холдинг «Металло-инвест» внедряет принципы корпоративной социальной ответственности в своих компаниях с 2009 г., «Северсталь» - с 2006 г.

Для холдингов были рассчитаны показатели по каждой из заинтересованных сторон (табл.3). Исходными данными для рас-

четов послужили данные отчетов о корпоративной социальной отчетности [1].

Анализ нефинансовой отчетности холдингов «Металлоинвест» и «Северсталь» выявил отсутствие ключевой информации для оценки уровня КСО. Часть информации представлена только за 2010 г., что затрудняет анализ деятельности компаний в области КСО в динамике.

На основе представленных показателей можно сделать вывод, что уровень КСО компании «Северсталь» выше, чем у компании «Металлоинвест».

В области экологической политики компании, которые в силу своей деятельности оказывают огромное негативное влияние на окружающую среду, осуществляют недостаточное количество мероприятий, направленных на снижение нагрузки на природную среду. Так, холдинги «Северсталь» и «Металлоинвест» перерабатывают только 11,04 и 17,7 % образованных отходов соответственно. При этом в сырьевых дивизионах холдингов (на горных предприятиях) более 84 % отходов производства «Метал-лоинвеста» не перерабатывается и отправляется в отвалы, в холдинге «Северсталь» этот показатель составляет более 90 %. Тем не менее природоохранные инвестиции холдинга «Северсталь» на 19,2 % больше, чем у «Металлоинвеста».

Социальная деятельность холдингов сосредоточена на таких направлениях, как инвестиции в социальную инфраструктуру, поддержка материнства и детства, пенсионеров и малообеспеченных слоев населения, сохранение культурного наследия и поддержка современных культурных инициатив. На реализацию социальных программ в 2010 г. компании «Металлоинвест» и «Северсталь» направили 1586,3 и 1382,2 млн руб. соответственно. Социальный вклад холдинга «Северсталь» получил высокую оценку общества: в 2010 г. «Северсталь» стала победителем ежегодного конкурса РСПП «Лучшие российские предприятия. Динамика. Эффективность. Ответственность» в номинации «Социальные инвестиции и проекты» [2].

Политика холдингов в области повышения социальной защиты и развития персонала занимает ключевое место в стратегии КСО компаний. Холдинг «Северсталь» в 6,6 раз больше выделяет средств на обучение персонала, заработная плата в компании также выше, чем в компании «Металлоинвест».

На охрану труда и промышленную безопасность холдингами «Металлоинвест» и «Северсталь» в 2010 г. было затрачено 607 и 1420 млн руб. соответственно. Одна из ключевых целей «Северстали» - выйти на производство без смертельных несчастных случаев к 2015 г. и значительно снизить производственный травматизм. Коэффици-

енты травматизма с потерей рабочего времени рабочих «Северстали» в 2008-2010 гг. ниже показателей «Металлоинвеста».

В целом, несмотря на явную ориентацию рассматриваемых холдингов на реализацию стратегии корпоративной социальной ответственности, уровень КСО в компаниях ниже, чем в западных компаниях.

В мировой практике деятельность в области КСО является одним из инструментов, который позволяет повышать деловую репутацию компании, ее капитализацию в долгосрочном периоде, устанавливать эффективные и сбалансированные отношения с заинтересованными сторонами: органами власти, акционерами, потребителями, персоналом, партнерами, местными сообществами. Российские компании находятся на начальном этапе развития КСО. Часть показателей, имеющих большое значение для оценки КСО компании, не отражаются в нефинансовой отчетности российских компаний. Кроме того, сопоставимость результатов деятельности компаний в области КСО иногда невозможна в силу различия представляемых в отчетности компаний показателей и сведений. Таким образом, дальнейшее развитие нефинансовой отчетности должно быть направлено на повышение полноты сведений и унификацию представляемой в отчете информации для сопоставимости данных.

ЛИТЕРАТУРА

1. Годовой отчет о корпоративной социальной ответственности «Металлоинвест». http: // www. metinvest. com / files / %D0 % A1SR_09_10_rus. pdf

2. Годовой отчет о корпоративной социальной ответственности «Северсталь». http: // www. severstal. ru / files / 1206 / CSR_Report % 202010. pdf

3. Костин А.Е. Зеркало для инвестора // Стратегия России. 2004. № 3.

4. Повышение информационной открытости бизнеса через развитие корпоративной нефинансовой отчетности: Аналитический обзор корпоративных нефинансовых отчетов, 2008-2011 / А.Н.Шохин, Л.В.Аленичева, Е.Н.Феоктистова, Ф.Т.Прокопов, М.Н.Озерянская. М., 2012.

5. Пономаренко Т.В. Особенности построения сбалансированной системы показателей в интегрированных горных компаниях // Сборник научных статей международной научно-практической конференции «Интеграция науки, образования и производства -

стратегия развития инновационной экономики» / Т.В.Пономаренко, Т.А.Пикалова. Екатеринбург, 2011.

REFERENCES

1. Annual report on corporate social responsibility of «Metalloinvest». http: // www. metinvest. com / files / % D0 % A1SR_09_10_rus. pdf

2. Annual report on corporate social responsibility of «Severstal». http: // www. severstal. ru / files / 1206 / CSR_Report % 202010. pdf

3. Kostin A.E. Mirror for the investor // Russian strategy. 2004. N 3.

4. Increasing transparency of business through the development of corporate sustainability reporting. Analytical review of the corporate non-financial reports, 2008-2011 // A.N.Shokhin, L.V.Alenichev, E.N.Feoktistov, F.T.Prokop, M.N.Ozeryanskaya. Moscow, 2012.

5. Ponomarenko T.V., Pikalova TA. Characteristic Features of Construction of the Balanced Scorecard in the Integrated Mining Companies // Collected Articles of the International Scientific and Practical Conference «Integration of Science, Education and Industry is a Strategy of Innovation Economy». Yekaterinburg, 2011.

Научный руководитель д-р экон. наук, доцент Т.В.Пономаренко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.