СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5 / 2018.
2. Ф. П. Царевский.Яндекс.Директ. Как получать прибыль, а не играть в лотерею, М.: Питер, 2016. 225 с.
3. Владислав Анисимов. Call Tracking: как остлеживать звонки и поднимать продажи. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://angry-elephants.ru/blogs/call-tracking-kak-otslezhivat-zvonki-i-podymat-prodazhi-instrukciya, свободный. - (дата обращения: 16.04.2018).
4. Д.Р.Григорьева, Г.А. Гареева, Л.И.Ганеев . Методы оценки конкурентоспособности предприятий. Научное и образовательное пространство: перспективы развития : материалы VII Всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 15 янв. 2018 г.) - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2018. - С. 256-257. - ISBN 978-56040559-7-7.
© Гареева Г.А., Григорьева Д.Р., Файрушин Б.Р., 2018
УДК 339.9
А.В. Фаллер
магистрант СФУ, г. Красноярск, РФ E-mail: [email protected] Д.А. Чернавина магистрант СФУ, г. Красноярск, РФ E-mail: [email protected]
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация
Рассматриваются состояние и модели поведения российского бизнеса в условиях экономической нестабильности, анализируется необходимость ведения КСО с точки зрения конкурентного преимущества, исследуется роль государства для стимуляции социальной ответственности бизнеса (на примере металлургических компаний).
Ключевые слова:
Международный опыт, инновации, КСО, конкуренция, государство, поддержка, вторичное сырье, металлургическая промышленность
В условиях экономической нестабильности и ограничений для российского бизнеса со стороны Запада - общепризнанным является тот факт, что инновационная деятельность и модернизации в области производства необходимы для удержания на плаву. Однако на опыте ведения бизнеса нашими соотечественниками зачастую дальше разговоров о таковой необходимости дело никуда не заходит.
Подавляюще приоритетным свойством российского бизнеса, не дающим волю воображению и риску, является страх. Одним из основных правил является принцип «лучше синица в руках, чем журавль в небе». Бизнесмены, знающие не понаслышке, что такое дефолт и видевшие, как в один миг можно потерять всё, предпочитают реальную прибыль сегодня, чем потенциальную в будущем. Проблема всестороннего развития инноваций остро стоит на этом принципе. К чему тратить большие суммы на модернизацию, которая не гарантированно окупится, когда можно сегодня иметь хоть и малое, но своё? Наряду со скачками экономической активности и давлением со стороны зарубежных стран каждому приходится задумываться, глядя в далёкое будущее: кто-то вкладывает все сбережения, накопленные непосильным трудом в банк,
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5 / 2018.
дабы если не приумножить, то хотя бы сохранить, а кто-то достаёт из долгого ящика самые, казалось бы, странные идеи и начинает реализовывать их на примере действующего бизнеса. Потому успех инновационных стартапов зависит не только от самой идеи, но и от определенных факторов, при наступлении которых единственно верным решением остаётся - действовать. Лишь при наличии этих условий инновации из гипотетически полезного товара, на который непросто найти покупателя, превращаются в эффективный инструмент, помогающий превзойти конкурентов.
Не стоит думать, что инновационные решения касаются только оборудования, технологического процесса или продукции. Здесь задействовано всё что может отличить существующую компанию от конкурентов: это и рынки сбыта, ценовой сегмент, покупательская аудитория, условия работы с партнёрами, особенности доставки и т.д.
Одним из основных катализаторов «переосмысления» ведения бизнеса стал 2008 год, когда многие компании ушли с рынка, даже не пытаясь перестроиться в условиях кризиса. Остались самые сильные, конкурентоспособные и адаптивные. В этот момент остро встал вопрос пересмотра бизнеса для сохранения своих позиций, для развития и расширения. На помощь бизнес-аналитикам приходит стратегия «клиент всегда прав». На самом деле данная стратегия формально существует давно, однако на практике применима далеко не всегда.
Отныне в России очень прочно укрепляется статус потребителя, преследуются его цели, желания, все возможные удобства для комфорта именно клиента. Наряду с этим активное развитие получают различного рода сайты отзывов, где составляется рейтинг компаний на основании отзывов клиентов - неплохой маркетинговый ход, построенный на принципе «сарафанного радио», т.к. реклама в СМИ захватывает широкую часть потенциальных клиентов, но далеко не каждый клиентом станет, а вот в случае, когда репутация в кругах потребителей негативная - данный факт распространяется очень быстро и на высокую долю потребительской аудитории рассчитывать не приходится. Эксперты отмечают, что 2008 год стал основой для развития корпоративной-социальной ответственности (КСО) в России.
Термин КСО был введен в оборот в 1953 г. американским ученым Г. Боуеном, который формулировал корпоративную социальную ответственность как «бизнес - это часть общества, перед которым он несет ответственность». [1]. Помимо ответственности перед потребителями и поставщиками КСО направлена на работников компании, на общество, на окружающую среду, город и страну в целом.
Российская модель КСО находится на этапе формирования. Существует ряд факторов, тормозящих становление КСО в России, в частности отсутствие государственного стимулирования инициатив КСО, слабость рыночных институтов, коррупция и пр. Однако уже отмечается некое сходство российской модели с европейской и китайской моделями КСО, где основным инициатором социально ответственного поведения являются органы власти. [3]
Бизнес в условиях экономической нестабильности на рынке заинтересован не только в получении прибыли и сокращении издержек, но и в том, чтобы иметь достаточно ресурсов для производства с целью сделать персонал лояльным, а отношения с государством - легкими. Залог здоровой конкуренции -адаптивность под потребности внешней среды. Рейтинг социального вклада ведущих российских компаний, отражающий уровень их корпоративной социальной ответственности, в России ведется независимым российским рейтинговым агентством «Репутация» по направлениям: экономическая результативность и организационное управление, взаимодействие с потребителем, трудовые отношения и права персонала, экология и охрана окружающей среды, взаимодействие с обществом. [4]
Говоря о богатстве страны природными ресурсами стоит отметить, что многие крупные промышленные предприятия являются также и градообразующими, которые помимо того, что ведут бизнес в конкретном регионе, так ещё и решают социальные проблемы в регионах присутствия.
Потребность российского бизнеса в получении общественного признания и закреплении на глобальных рынках является стимулом для изменений в подходе компаний к взаимодействию с обществом. Естественно, внедрение корпоративной социальной ответственности требует значительных затрат и во
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5 / 2018.
многом не без помощи государственной поддержки. [2] Выходит, что стимуляцией к ведению социальной политики компанией может быть только:
- имидж компании;
- государственная поддержка.
Существующее законодательство не может обеспечить принудительного воздействия на компании с целью развития их социально-ответственной политики. Не существует штрафов, мер воздействия, законов, это полностью добровольная сторона деятельности компании. Однако в редких случаях это может напрямую пригодиться как государству, так и бизнесу.
Рост издержек добычи и производства полезных ископаемых приводит к снижению объема добычи и росту цены на добытый металл. Металлургические компании, напрямую зависящие от добывающих, используют стратегию поиска альтернативных источников сырья, не уступающих по характеристикам и цене. И тут на помощь приходит стратегия переработки вторичного сырья с целью извлечения из него драгоценных металлов, с последующей утилизацией отходов переработки.
Преимущества данной стратегии:
- Компания-переработчик обеспечивает собственные запасы драгоценного металла;
- Вторичное сырьё (лома, отходы, лом электронного оборудования, катализаторы нефтехимии, отработанные автомобильные нейтрализаторы и др.) - являются сильными загрязнителями окружающей среды;
- Компания, использующая данную стратегию, является конкурентоспособной на рынке аналогичных предприятий и устойчивой к колебаниям экономической ситуации.
Однако даже компании, которая способна самостоятельно разработать и внедрить новые технологии, без поддержки государства порой не обойтись. Препятствием для инноваций становится не только нехватка финансов, но и несовершенство законов.
К примеру, одним из значительных источников восполнения запаса ценных металлов может стать переработка автомобильных катализаторов. Сегодня на волне возросшего внимания к вопросам экологии, при возрастающем количестве машин на дорогах растет и число отработанных катализаторов. По подсчетам экспертов, ежегодно в России выбрасывается примерно 2,5 тыс. тонн катализаторов - между тем переработка их могла бы ежегодно возвращать на вторичный рынок не менее 5 тонн платиноидов (т.е. металлов платиновой группы - платины, палладия, родия).
Переработка автомобильных катализаторов - дело крайне нужное с точки зрения не только экономики, но и экологии, поскольку отслужившие катализаторы оцениваются как умеренно опасные для окружающей среды - это означает, что даже после того, как их вредное воздействие прекратится, на восстановление экологической системы потребуется не менее 10 лет. Но на сегодняшний день российская программа утилизации катализаторов не работает - и дело не только в отсутствии традиции и технологий, но и в законодательных барьерах.
Компании, желающие перерабатывать отходы металлургического производства, конкретно автомобильных катализаторов - должны напрямую заручиться поддержкой государства, т.к. созданием пунктов сбора у населения заняться не могут (это не разрешено российским законодательством). На примере зарубежных стран Россия пытается выстроить цивилизованную систему взаимодействия между участниками процесса сбора. С принятием шагов на законодательном уровне в выигрыше останутся как компании, так и государство.
Список использованной литературы:
1. Зарецкий А.Д., Иванова Т.Е. КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: МИРОВАЯ И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА // Успехи современного естествознания. - 2011. - № 12. - С. 91-93; URL: http://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=29033 (дата обращения: 26.04.2018).
2. Корпоративная социальная ответственность: учебник / коллектив авторов; под ред. И.Ю. Беляевой, М.А. Эскиндарова. - М.: КНОРУС, 2016. - С. 76-77.
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5 / 2018.
3. Корпоративная социальная ответственность: учебник и практикум для академического бакалавриата / под общ. ред. В.Я. Горфинкеля, Н.В. Родионовой. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - С. 52-56.
4. Кравцова Е.М. Модели социальной ответственности бизнеса в мировой экономике / Кравцова Е.М., Матвеева Ю.В. // Экономика, предпринимательство и право. - 2016. - Том 6. - № 1. - С. 81-98.
© Фаллер А.В., Чернавина Д.А., 2018
УДК 004
Р.Р. Шайдуллин
г. Набережные Челны, РТ E-mail: [email protected] Г.А. Гареева канд.пед.наук, доцент КФУ, г. Набережные Челны, РФ Д.Р. Григорьева канд.пед.наук, доцент КФУ, г. Набережные Челны, РФ
АВТОМАТИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЯМИ С КЛИЕНТАМИ
Аннотация
Каждый менеджер по продажам работает по-разному, кто-то фиксирует процесс своих звонков на бумаге, кто-то фиксирует в программе Ехсе1,а кто-то вообще не ведет процесс своей работы.
Входящие звонки или заявки с сайта от новых клиентов тоже не фиксируются, зачастую сложно понять, кто из менеджеров занимается входящей заявкой. Реальный учет ведется только на уровне оплаченных заказов или отгрузки товаров. Невозможно определить насколько эффективно работает отдел продаж, как отрабатываются все входящие звонки. Выход из этой ситуации - внедрение CRM системы.
Ключевые слова: CRM-система, доставка, продажа, клиент, маркетинг.
В условиях сложившейся экономической ситуации, ужесточения конкуренции и роста требований улучшения качества сервиса со стороны клиентов, чтобы сохранить конкурентоспособность, компаниям нужно внедрять специализированные системы управления CRM-системы.
CRM-система-это прикладное программное обеспечение для организаций, предназначенное для автоматизации компаний, для повышения уровня продаж, улучшения обслуживания клиентов путём сохранения информации о клиентах и взаимоотношений с ними. В CRM-системе центром всей философии бизнеса является клиент, а главными направлениями деятельности компании являются меры по обеспечению эффективного маркетинга.
CRM-системы с каждым годом становится все нужнее и пользуется большим спросом. Так как компании, которые используют эти программы, увеличивают объем продаж, поднимая уровень дохода.
CRM-системы появились благодаря тому, что в конце 19 века и вплоть до середины 20 века начался бурный рост компаний и их сотрудники уже не справлялись с таким объемом работы.
Одной из первых CRM-систем была система, разработанная М.Перкиным «Day-Timer». Эта система давала возможность вносить информацию о проведении каких-нибудь мероприятий и о тех мероприятиях, которые уже прошли. Данная система стала очень востребованной спустя 5 лет после своего выхода, её модернизацию до сих пор используют в работе. Еще одним предком этих систем является «Rolodex» в неё же можно было вносить информацию о контактах, ну и о клиентах [1].