Комплексная оценка роли Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова в инновационном, научно-образовательном и социокультурном развитии территории ДВФО. Методология исследования
О.В. Перфильева
Перфильева Ольга Владимировна — к.соц.н., директор Центра международных сопоставительных исследований Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»; Е-таП: [email protected]
В статье представлена методология комплексного исследования по оценке роли вузов в региональном развитии, адаптированная для изучения опыта Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова в содействии развитию регионов Дальневосточного федерального округа.
В целях исследования для систематизации и последующей оценки опыта СВФУ в содействии региональному развитию были выделены три ключевых направления, в которых роль университета может быть наиболее заметна: инновационное, научно-образовательное и социокультурное развитие. Данные направления соответствуют функциям, которые призваны выполнять федеральные университеты, и соотносимы с основными направлениями, в которых также ожидается прогресс регионов Дальневосточного федерального округа.
В ходе исследования был проведен анализ состояния социально-экономического развития территории ДВФО и реализации Программы развития СВФУ, осуществлен синтез результатов, сформулированы предложения по проведению оценки потенциала вуза в развитии территории.
В целях исследования разработан инструментарий для анализа результатов Программы развития университета с точки зрения эффективности полученных результатов для достижения целей развития территории ДВФО.
Полученные результаты носят прикладной характер и могут быть использованы для разработки концепции позиционирования университета как агента инновационного развития территории, развития «платформы взаимодействия» университета с региональными стейкхолдерами для содействия развитию территории; внесения корректив в будущие этапы программы развития с более точным учетом потребностей территории на основе выявленных конкурентных преимуществ университета в научно-исследовательской и образовательной деятельности, а также в части реализации университетом своей социальной функции. Проведенное исследование закладывает основу для дальнейшего изучения потенциала университета в продвижении своих возможностей для более эффективного содействия развитию территории.
Исследование проведено в рамках проекта «Анализ роли СВФУ в развитии территории на основе методики ОЭСР, адаптированной для российских вузов, с целью выработки предложений по оценке потенциала СВФУ для формирования научно обоснованных рекомендаций по позиционированию и усилению влияния университета в инновационном, научно-образовательном и социокультурном развитии территории», выполняемого в рамках договора № 1537-09/12 от 24.09.2012 г., реализованного в 2012 г. Институтом международных организаций и международного сотрудничества НИУ ВШЭ совместно с Институтом перспективных технологий в образовании СВФУ.
Ключевые слова: региональное развитие, развитие территории, федеральные университеты, оценка роли вузов в региональном развитии, эффективность программы развития, позиционирование университета, внешнее взаимодействие, конкурентоспособность, включенность в региональное развитие, Северо-Восточный федеральный университет, СВФУ.
Key words: regional development, territorial development, federal universities, university regional engagement evaluation, university development programme effectiveness evaluation, university positioning, university external networking, competitiveness, regional engagement, North-Eastern Federal University, NEFU.
Введение
Отечественную систему высшего образования на современном этапе характеризуют серьезные трансформационные процессы, приводящие к изменению содержания и форм предоставления образовательных услуг, институциональным преобразованиям, модернизации образовательного процесса, мобилизации ресурсов для выхода на международный рынок и сопутствующему развитию интернационализации, а также повышению значимости результатов образования для развития самой системы высшего образования и общества в целом. Актуальные сегодня системы оценки качества деятельности вузов в России обращены к измерению входящих условий (ресурсов) и результатов деятельности вузов в ключевых направлениях их деятельности: обучении, проведении научных исследований, трансфере результатов своей деятельности обществу. К оценке результатов деятельности вузов в отмеченных направлениях принято подходить с позиций количественного подхода, основанного на использовании наборов индикаторов, способных выразить происходящие качественные изменения внутри системы высшего образования в числовых показателях. Такой подход наилучшим образом подходит в условиях оперативного мониторинга деятельности вузов, определения целевых показателей развития отдельных вузов и всей системы высшего образования, прост в реализации, может носить системный и регулярный характер. Однако критическими для такого подхода являются как раз индикаторы, выраженные в значениях числовых показателей, способных отразить сложность, многообразие и жизненность системы высшего образования в целом, и подвижность отдельных элементов ее структуры.
Практика показывает, что далеко не все изменения, происходящие в современной системе высшего образования, тем более в России, можно оценить с помощью количественных индикаторов. Слишком много условий, внешних и внутренних, оказывающих влияние на результативность разных вузов.
Например, используемый сегодня в различных системах оценки качества деятельности вузов относительный показатель объема привлеченных вузом внебюджетных средств. Данный показатель является индикатором результата работы вуза по направлению «Трансфер знаний». То есть индикатор призван количественно оценить результат от взаимодействия того или иного вуза с внешними стейкхолдерами, представляющими любой другой сектор, кроме государственного. Казалось бы, достаточно надежный показатель, выражающийся в устойчивых денежных единицах, но подверженных изменению курса валют, экономической активности хозяйствующих экономических субъектов и пр. Но отражает ли данный показатель качество внешних взаимодействий вуза, сложившиеся условия для подобных взаимодействий, факторы, влияющие на динамику данного показателя во времени? Согласно практике измерения результативности работы вузов, данный индикатор способен выразить текущее состояние дел, констатировать факт установленных взаимосвязей вуза с внешним окружением, выраженных в объеме или доле привлеченных средств в общий бюджет вуза, при наличии временных рядов данных — также спрогнозировать возможные изменения в этом узком аспекте работы вуза.
При такой вариативности условий, затрудняющих выработку комплексных показателей, релевантных и единых для всех типов и категорий существующих в России вузов, представляется, что для оценки тех же исходных параметров и результатов деятельности вузов можно использовать качественный подход. Такой подход не только описывает, но и объясняет происходящие процессы. В контексте высшего образования это процессы, имеющие место внутри и вовне национальной системы высшего образования. Возвращаясь к описанному выше примеру с объемом привлекаемых вузом внебюджетных средств, при качественном подходе к оценке результатов в направлении трансфера знаний акцент смещается с объема средств на источник и условия их привлечения. Актуальными при качественном подходе в данном случае будут вопросы о том, во взаимодействии с какими стейкхолдерами вуз получил возможность заработать дополнительные средства в свой бюджет; какая деятельность вуза способствует привлечению дополнительных средств; какие условия этому способствуют; что препятствует привлечению больших объемов финансирования; какие действия со стороны университета могут стимулировать положительные изменения, и т.д.
Разница и полнота получаемой информации при количественном и качественном подходах очевидна. Также очевидным является и то, с какой целью проводится тот или иной анализ, какие задачи можно будет решить с помощью получаемой информации.
Имеющийся зарубежный опыт применения качественного подхода к оценке деятельности университетов показывает, что часто данный подход используется для решения задач институционального управления в сфере высшего образования. Прикладной характер результаты качественного анализа получают в случае, когда требуется внести коррективы в уже разработанные планы развития вуза, наметить новые стратегические цели, выработать собственную линию продвижения, позиционирования, выявить и охарактеризовать собственную идентичность, например, для формирования бренда высшего учебного заведения. Однако с расширением возможностей применения результатов анализа на практике усложняется сам подход, требуя большего времени для реализации, нежели количественные оценки, носящие более или менее оперативный характер1.
При качественном подходе к оценке результатов работы университетов последние погружаются в контекст взаимодействий, которые происходят на разных уровнях — местном, региональном, национальном, международном, глобальном, и обуславлива-
1 Как прикладное направление исследований проблематика роли вузов в региональном развитии разрабатывается зарубежными исследователями на протяжении более десяти лет. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) инициирует масштабные сравнительные международные проекты в этой области, начиная с 2007 г. Растет интерес к этим исследованиям и в России, прежде всего в связи с изменениями в национальной системе высшего образования, в результате которых роль и вклад российских университетов в региональное развитие получают сегодня особенную актуальность. Несмотря на существующие отличия в функционировании национальных систем высшего образования в России и за рубежом, тенденция к разработке систем оценки влияния деятельности университетов на социально-экономическое развитие регионов и отдельных отраслей экономики может рассматриваться как общая и в международном масштабе, и как характерная для России.
На сегодняшний день, прежде всего в зарубежной практике анализа роли вузов в региональном развитии, сложилось несколько подходов, каждый из них уделяет внимание отдельным аспектам роли вузов в региональном развитии. Чтобы определить подход, в наибольшей степени отвечающий исследовательским задачам представляемого проекта, был проведен специальный анализ преимуществ и ограничений каждого из подходов применительно к исследованию. В результате анализа за основу исследования был принят подход, основанный на оценке вклада высшего образования в региональное развитие через концепцию «вуза, включенного в региональное развитие» (regionally engaged university) (Приложение 1).
ют деятельность университетов на каждом из них. При этом особое внимание уделяется внешним и внутренним условиям функционирования системы и отдельных ее институтов, их способности учитывать потребности развития своих территорий и внешних стейкхолдеров, механизмам, с помощью которых происходит взаимодействие.
Представляемое комплексное исследование по оценке роли Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (далее СВФУ) в инновационном, научно-образовательном и социокультурном развитии территории ДВФО основано на качественной оценке деятельности вузов, в частности их роли в развитии изучаемой территории, что позволяет получить всестороннюю оценку вовлеченности университета в контекст регионального развития и его конкретных достижений. В отличие от зарубежных и более ранних отечественных исследований по проблематике роли вузов в региональном развитии [1—13], настоящее исследование носит уникальный характер, поскольку впервые рассматривает особенности функционирования одного университета в контексте условий социально-экономического развития федерального округа и его отдельных регионов. Анализ внешних условий функционирования университета подкрепляется применением комплекса специально разработанных инструментов, в том числе для проведения самообследования внутри университета, серии интервью и фокус-групп как внутри университета, так и вовне с внешними стейкхолдерами на предмет оценки вклада университета в развитие территории с помощью реализации масштабной программы развития. Результаты качественной оценки при этом могут использоваться для разработки сценариев развития и формирования элементов университетской стратегии позиционирования (продвижения) университета на территории в качестве научно-образовательного центра, способного вносить заметный вклад в формирование инновационного потенциала рассматриваемой территории.
Цели и задачи исследования
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова — один из девяти вузовских консорциумов, созданных в России за последнее десятилетие. Федеральные университеты являются объединениями крупных региональных вузов, слияние которых обеспечивает более существенный вклад высшего образования в инновационное и социально-экономическое развитие регионов, на территории которых они расположены2.
СВФУ был создан в 2009 г. в соответствии с Указом Президента Российский Федерации от 7 мая 2008 г., и объединяет в своей структуре Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова, Якутский государственный инженерно-технический институт, Саха государственную педагогическую академию, Институт региональной
2 «Целью создания новых университетов является развитие системы высшего профессионального образования на основе оптимизации региональных образовательных структур и укрепления связей образовательных учреждений высшего образования с экономикой и социальной сферой федеральных округов. Стратегическая миссия федерального университета — формирование и развитие конкурентоспособного человеческого капитала в федеральных округах на основе создания и реализации инновационных услуг и разработок. Федеральный университет реализует эту миссию, организуя и координируя в федеральном округе работы по сбалансированному обеспечению крупных программ социально-экономического развития территорий и регионов в его составе квалифицированными кадрами, а также научными, техническими и технологическими решениями, в том числе путем доведения результатов интеллектуальной деятельности до практического применения» // Официальный сайт Министерства образования и науки РФ. URL: Ы!р://минобрнауки.рф/ (дата обращения: 10.01.2013).
экономики Севера, Институт прикладной экологии Севера, Институт математики, Институт здоровья.
Согласно Программе развития на 2010—2019 гг., университет стремится стать многопрофильным научно-образовательным комплексом с развитой инновационной, образовательно-научной и социально-культурной инфраструктурой, осуществляющим качественную подготовку высококвалифицированных кадров, способных обеспечить разработку наукоемких технологий и модернизацию отраслей экономики и социальной сферы региона, создающим условия для образовательной и научной кооперации и сотрудничества внутри региона Северо-Востока России3.
Как федеральный университет СВФУ призван активно содействовать развитию территории федерального округа в целом. Это означает, что перед университетом стоит задача усиления своего присутствия и, соответственно, влияния на развитие всех регионов — субъектов Дальневосточного федерального округа (далее ДВФО). Основным инструментом решения этой задачи выступает программа развития университета. Можно предположить, что достигается это посредством реализации приоритетных проектов и мероприятий, предусмотренных программой в краткосрочной и среднесрочной перспективе, через взаимодействие с партнерами в других регионах — субъектах ДВФО.
Построение анализа на основе задачи СВФУ по развитию и укреплению своих позиций в более широком контексте развития Дальневосточного федерального округа определяет необходимость введения в анализ четырех уровней (городской, республиканский, региональный и окружной) и реализацию исследования с учетом этой специфики.
В 2010—2011 гг. университет реализовал первый этап Программы развития (ПР) по следующим приоритетным проектам:
1. «Достижение нового качества университета».
2. «Обеспечение экологической безопасности и технологически эффективного
воспроизводства минерально-сырьевой базы, рационального природопользования».
3. «Использование наукоемких технологий и производств в условиях Севера».
4. «Повышение качества жизни на Севере».
5. «Сохранение и развитие культуры народов Арктики».
6. «Аналитическая и кадровая поддержка инновационного социально-экономического развития Северо-Востока России».
Проекты и мероприятия, заложенные в программу развития федерального университета, направлены на формирование «знаниевого» капитала, необходимого для развития как Республики Саха (Якутия), так и других регионов ДВФО, в том числе и инновационного. Это условие позволяет погрузить университет в контекст процессов, происходящих на окружном / межрегиональном уровне, и рассмотреть территорию ДВФО как «точку входа» в сферу региональной конкуренции, положение отдельных регионов в которой определяется наличием у каждого из них «знаниевого» капитала. Учитывая тот факт, что более конкурентоспособными признаются регионы, на территории которых происходит интенсивное приращение знания, можно говорить о высоком потенциале Республики Саха (Якутия) развиваться и развивать территорию ДВФО
3 Программа развития СВФУ // Официальный сайт Северо-Восточного федерального университета. URL: http://www.s-vfu.ru/universitet/rukovodstvo-i-struktura/strukturnye-podrazdeleniya/progr_ razv/ (дата обращения: 12.01.2013).
на основе «знаниевой» экономики и, в первую очередь, за счет рационального использования потенциала федерального университета4.
Представляется, что результаты проектов программы развития должны способствовать благоприятному развитию тех регионов, на которые распространяется влияние университета, а также говорить о сформированных или формирующихся партнерствах университета на каждом из четырех уровнях анализа (городской, республиканский, региональный и окружной).
В качестве рабочей гипотезы принимается предположение, согласно которому результаты деятельности СВФУ могут оказывать влияние не только на развитие регионов ближнего круга (город Якутск, Республика Саха (Якутия), регионы Северо-Востока РФ), но и на всю территорию ДВФО. Таким образом, важным является определение возможностей для усиления влияния деятельности СВФУ на изучаемой территории. Исследование призвано дать ответ на ряд важных вопросов, в том числе о том:
— как соотносится программа развития университета с приоритетами и задачами развития Дальнего Востока в целом?
— в какой степени программа развития университета учитывает потребности развития не только своего региона, но и других регионов — субъектов ДВФО?
— с какими партнерами университет достигает поставленных целей развития в своем регионе и других регионах — субъектах ДВФО?
— располагает ли университет необходимым «заделом» / потенциалом для выхода на решение задач развития не только своего региона, но и других регионов — субъектов ДВФО, и, соответственно, укрепления своего присутствия и влияния на уровне округа в целом?
— в партнерстве с какими организациями этот потенциал реализуется сейчас и может быть реализован в будущем?
В рамках исследования раскрываются характеристики влияния университета на регионы ДВФО, степень этого влияния для разноудаленных регионов, и те меры и действия, которые должны быть реализованы в целях максимального использования потенциала университета для социально-экономического развития территории.
Целью исследования, таким образом, является анализ и оценка текущего состояния участия СВФУ в формировании знаниевого капитала и развитии территории на основе комплексной «модели многофункционального и многоуровнего участия вузов в региональном развитии» для выработки предложений по оценке потенциала СВФУ и формирования научно обоснованных рекомендаций по позиционированию и усилению влияния университета на инновационное, научно-образовательное и социокультурное развитие территории.
Объектом исследования выступает Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, вовлеченный в процессы территориального развития на основе многостороннего взаимодействия с другими участниками социально-экономического развития территории.
Предмет исследования определяется мероприятиями и мерами, предпринимаемыми СВФУ для содействия инновационному, научно-образовательному и социокуль-
4 При этом следует принимать во внимание присутствие на территории ДВФО других образовательных центров, формирующих экономику знания территории, прежде всего других вузов, включая еще один крупнейший для Дальнего Востока центр — Дальневосточный федеральный университет. Этот аспект необходимо учитывать при формировании рекомендаций по продвижению СВФУ на территории ДВФО, при формулировании положений институциональной стратегии позиционирования.
турному развитию регионов ДВФО посредством реализации первого этапа программы развития, и их соответствия потребностям и задачам социально-экономического развития федерального округа в целом и входящих в него отдельных субъектов Федера-
Основу исследования составляет комплексный анализ реализации первого этапа программы развития СВФУ на период 2010—2011 гг. с учетом потребностей развития изучаемой территории. Для получения объективной картины в рамках исследования предусматривается анализ статистики и документов стратегического развития регионов исследуемой территории, а также самоанализ отдельных структурных подразделений СВФУ на предмет реализации проектов программы развития для целей развития территории. Полученные результаты составляют основу внутренней оценки эффективности университета для развития исследуемой территории. Кроме того, для получения комплексного видения работы университета проводится оценка деятельности СВФУ внешними стейкхолдерами, также способствующими социально-экономическому развитию территории ДВФО во взаимодействии с университетом и самостоятельно.
Серия интервью и фокус-групп с широким кругом стейкхолдеров для внешней оценки влияния университета на цели развития территории (г. Якутска, Республики Саха (Якутия), регионов СВ РФ, ДВФО) и определения потенциальных направлений повышения уровня влияния проведена для получения объективного представления о месте и роли университета в социально-экономическом развитии территории ДВФО. При этом направления оценки варьируют от традиционной образовательной и научно-исследовательской деятельности университета до его включенности в инновационное, экологическое и социокультурное развитие, самостоятельно или во взаимодействии с внешними участниками регионального развития.
Методологическое обоснование исследования
Анализ существующих подходов к оценке роли вузов в региональном развитии за рубежом и в России (Приложение 1) позволил определить основные элементы методологии представляемого исследования.
Рамку анализа задает подход, основанный на оценке вклада высшего образования в региональное развитие через концепцию «вуза, включенного в региональное развитие» (regionally engaged university).
Подход исходит из эффективного использования возможностей и потенциала институтов высшего образования как условия (фактора) регионального развития, а также из понимания процессов регионального развития как сложноорганизованных многосторонних взаимодействий различных участников: органов управления центрального (федерального), регионального и муниципального уровней; рынка труда; промышленных предприятий; предприятий малого и среднего бизнеса и бизнес-сектора в целом; институтов гражданского общества в лице различных некоммерческих, неправительственных, профессиональных и общественных организаций/объединений; а также институтов высшего образования. Структура взаимодействия представляет собой разветвленную многоуровневую систему, взаимодействие между элементами которой складывается как между различными уровнями, так и внутри каждого из них.
Посредством реализации своих функций — обучения, исследовательской деятельности, трансфера знаний и взаимодействия с регионом — университеты способны создавать благоприятную среду для развития территории, на которой они расположены и на которую потенциально способны оказать положительное влияние, обеспечивая
тем самым условия для эффективного развития регионов и страны в целом. При этом реализация университетами программ развития в целях местного, регионального, а следовательно и общенационального развития, осуществляется во взаимодействии с другими региональными участниками.
При реализации исследования на основе данного подхода выделяются следующие элементы анализа:
— определение территории для конкретного университета;
— формирование представления о ключевых проблемах, потребностях и перспективах социально-экономического развития территории;
— формирование представления о деятельности конкретного университета в отношении выявленных проблем и потребностей развития отдельной территории;
— формирование представления о системе взаимодействия университета с территорией.
Для определения территории для университета, находящегося в центре внимания исследователей, предлагается использовать несколько ключевых понятий.
Территория — макрорегион Дальневосточного федерального округа, объединяющий девять регионов — субъектов Российской Федерации: Республику Саха (Якутия), Магаданскую область, Чукотский автономный округ, Камчатский край, Амурскую область, Хабаровский край, Еврейскую автономную область, Приморский край, Сахалинскую область.
Регион — один из девяти субъектов Российской Федерации, входящих в Дальневосточный федеральный округ (Республика Саха (Якутия), Магаданская область, Чукотский автономный округ, Камчатский край, Амурская область, Хабаровский край, Еврейская автономная область, Приморский край, Сахалинская область).
Региональное развитие — процесс формирования положительной динамики параметров устойчивого и сбалансированного воспроизводства экономического, социального и демографического потенциала региональных систем.
Территориальное развитие определяется как изменение и качественное преобразование социально-экономического состояния региональных систем.
Инновационное развитие территории — процесс преобразования региональных систем посредством осуществления инновационной деятельности экономическими и социальными институтами, отдельными индивидами.
Научно-образовательное развитие территории достигается посредством проведения образовательной региональной политики и мер, направленных на укрепление научно-технического потенциала региональных систем.
Социокультурное развитие территории связано с социальными преобразованиями и трансформацией региональных систем при положительной динамике процессов развития общества и человеческого капитала.
Для формирования представления об основных проблемах и потребностях социально-экономического развития территории осуществляется анализ показателей статистики социально-экономического развития территории, позволяющий выявить состояние, проблемы и тенденции ее развития. Получению более полной картины о потребностях развития территории способствует анализ документов стратегического развития как самой территории, так и составляющих ее регионов. Источники для анализа документов идентифицируются исходя из принятого в рамках исследования понимания территории. Уровень анализируемых документов стратегического развития (федеральный, региональный, муниципальный) определяется исходя из целей и задач исследования.
Представление о деятельности конкретного университета в отношении выявленных проблем и потребностей развития отдельной территории формируется на основе изучения основных документов, обуславливающих деятельность изучаемого университета, прежде всего программы развития и отчетов о ее реализации изучаемым университетом.
Представление о системе взаимодействия изучаемого университета с исследуемой территорией формируется посредством качественного анализа стратегических направлений взаимодействия университета с территорией: процессов взаимодействия вуза с другими субъектами социально-экономического развития территории на основе применения комплексной «модели многофункционального и многоуровнего участия вузов в региональном развитии в контексте потребностей региона»5. При помощи модели результаты проведенных статистического анализа, анализа документов и качественного исследования соотносятся между собой, обеспечивая комплексный характер оценки роли вуза в региональном развитии. В контексте настоящего исследования стратегические направления взаимодействия определяются исходя из содержания программы развития университета.
Каждый из отмеченных элементов методологии должен служить общей цели исследования — определению возможностей изучаемого университета отвечать на вызовы и удовлетворять потребности социально-экономического развития конкретной территории.
Для достижения общей цели в рамках анализа необходимо использовать надежные формализованные методы, прежде всего анализ статистики и вторичный анализ данных, контент-анализ или анализ документов. Выбор набора инструментов диктуется теми источниками информации, которые имеются в распоряжении исследователей, а также тем, насколько детальными и глубокими должны быть ожидаемые результаты. В случае необходимости проведения более глубокого анализа вклада университета в региональное развитие требуется применение качественных методов исследования, а именно обращение к инструментам проведения качественных социологических исследований.
Применительно к исследованию данный алгоритм анализа получает особое содержание: методология комплексного исследования по анализу роли СВФУ в инновационном, научно-образовательном и социокультурном развитии территории ДВФО, таким образом, опирается:
— на анализ социально-экономического развития регионов территории ДВФО;
— анализ стратегических документов социально-экономического развития регионов территории ДВФО;
— анализ содержания программы развития федерального университета на предмет учета потребностей инновационного, научно-образовательного и социокультурного развития территории ДВФО;
— анализ стратегических направлений взаимодействия федерального университета для реализации программы развития;
— оценку вклада федерального университета в развитие территории ДВФО на текущем этапе;
— анализ потенциальных направлений усиления роли федерального университета в развитии территории ДВФО РФ в будущем;
5 Модель многофункционального многоуровневого участия вузов в региональном развитии в контексте потребностей развития региона принята за основу при реализации проекта «Обзор роли вузов в региональном развитии», реализуемого Программой «Институциональное управление в высшем образовании» Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
— выработку рекомендаций по позиционированию федерального университета в качестве центра инновационного, научно-образовательного и социокультурного развития рассматриваемой территории.
Проведенное исследование позволило выявить внешние и внутренние факторы, способствующие или, наоборот, препятствующие:
— реализации программы развития СВФУ в целях инновационного, научно-образовательного и социокультурного развития территории ДВФО;
— участию СВФУ в инновационном, научно-образовательном и социокультурном развитии территории;
— формированию «платформы взаимодействия» как основы долгосрочных парт-нерств университета с внешними стейкхолдерами в целях развития территории.
Таблица 1. Основные направления, используемые методы и ключевые результаты выполненного исследования
Направление анализа Используемые методы Полученные результаты
1. Анализ социально-экономического развития регионов территории ДВФО Анализ статистики и вторичный анализ данных Систематизировано состояние и выделены общие и отдельные проблемы социально-экономического развития девяти субъектов ДВФО РФ
2. Анализ стратегических документов социально-экономического развития регионов территории ДВФО Анализ документов Систематизированы приоритеты и задачи стратегического развития девяти субъектов ДВФО РФ, Дальнего Востока и Забайкальского региона до 2025 г., муниципального образования г. Якутска
3. Анализ программы развития федерального университета на предмет учета потребностей инновационного, научно-образовательного и социокультурного развития территории ДВФО Анализ документов; самоанализ; серия интервью и фокус-групп Выявлены и систематизированы достижения СВФУ по шести приоритетам Программы развития на 2010—2011 гг. с точки зрения учета потребностей развития ДВФО, выявлены и проанализированы лучшие практики трех структурных подразделений СВФУ в части учета потребностей развития ДВФО; выявлены внешние и внутренние факторы реализации Программы развития СВФУ для содействия развитию ДВФО; выявлены основные стейкхолдеры «платформы взаимодействия» СВФУ при реализации Программы развития для содействия развитию ДВФО
4. Анализ стратегических направлений взаимодействия федерального университета на уровне ДВФО для реализации программы развития Анализ документов; самоанализ; серия интервью и фокус-групп Выявлены ключевые направления внешнего взаимодействия СВФУ для эффективного содействия развитию ДВФО через реализованные проекты первого этапа Программы развития. Выявлены основные конкурентные преимущества СВФУ для укрепления позиций университета в качестве одного из главных инновационных центров развития Дальнего Востока. Сформулированы рекомендации по закреплению позиций университета в выявленных направлениях
5. Анализ потенциальных направлений усиления роли федерального университета в развитии территории ДВФО Анализ документов; самоанализ; серия интервью и фокус-групп Выявлены перспективные направления усиления присутствия и влияния СВФУ на территории ДВФО для более эффективного содействия развитию территории. Сформулированы рекомендации по дальнейшему изучению и оценке потенциала и перспектив интеграции СВФУ в выявленных направлениях в целях более эффективного содействия развитию территории
По итогам реализации комплексного исследования по оценке роли СВФУ в инновационном, научно-образовательном и социокультурном развитии территории ДВФО были сформулированы рекомендации:
1) по укреплению роли и усилению потенциала СВФУ в развитии территории в будущем;
2) формированию институциональной стратегии позиционирования СВФУ для инновационного, научно-образовательного и социокультурного развития территории.
Полученные результаты носят прикладной характер и могут быть использованы для разработки концепции позиционирования СВФУ в Дальневосточном федеральном округе как одного из ключевых агентов инновационного развития, для развития «платформы внешнего взаимодействия» университета с внешними стейкхолдерами в регионах ДВФО, главным образом в целях инновационного, научно-образовательного и социокультурного развития территории; внесения корректив в будущие этапы программы развития с более точным учетом потребностей территории ДВФО в целом с использованием выявленных конкурентных преимуществ СВФУ в научно-исследовательской и образовательной деятельности, а также в части реализации университетом своей социальной миссии, третьей роли. Проведенное исследование закладывает основу для дальнейшего изучения потенциала университета в продвижении своих возможностей для более эффективного содействия развитию регионов ДВФО.
Результаты исследования представлены в Аналитическом докладе о перспективах продвижения Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова с учетом задач и возможностей социально-экономического развития территории ДВФО, опубликованном в настоящем номере журнала (см. с. 163—198).
Литература
1. Бараблина С.В., Мехришвили Л.Л. Социальная ответственность: роль высших учебных заведений // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2012. № 1.
2. Нагорнов В.А., Перфильева О.В. Оценка роли вузов в региональном развитии: формирование устойчивых партнерств для развития // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2010. № 4.
3. Перфильева О.В. Роль вузов в региональном развитии. Методология оценки социально-экономических эффектов реализации проекта по созданию федеральных университетов в интересах регионов, отраслей, системы образования // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2010. № 3.
4. Перфильева О.В. Университет и регион: на пути к реализации третьей функции // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2011. № 1.
5. Перфильева О.В. Формируя партнерство с бизнесом: достижения и проблемы федеральных университетов на современном этапе // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2012. № 1.
6. Петрякова Е.А. Роль крупного вуза в формировании и развитии регионального образовательного поля: Автореф. дис. ... канд. соц. наук. Астрахань: Астраханский государственный технический университет, 2004.
7. Университет как социально ответственный партнер территории. По материалам проекта «Университет и сообщество». М.: Фонд «Новая Евразия», 2011.
8. Arbo P., Benneworth P. Understanding the Regional Contribution of Higher Education Institutions: a Literature Review // OECD Education Working Paper. No. 9. Paris: OECD, 2007. URL: www. oecd.org/edu/workingpapers (date of access: 16.10.2012).
9. Charles D.R. Universities and Engagement with Cities, Regions and Local Communities // Rebalancing the Social and Economic. Learning, Partnership and Place / C. Duke, M. Osborne, B. Wilson (eds.). NIACE, 2005. P. 148-150.
10. Goddard J., Charles D., Pike A., Potts G., Bradely D. Universities and Communities. L.: Committee of Vice-Chancellors and Principals, 1994.
11. Goddard J.B., Chatterton P. The Response of Universities to Regional Needs // Economic Geography of Higher Education: Knowledge, Infrastructure and Learning Regions / F. Boekema, E. Kuy-pers, R. Rutten (eds.). L.: Routledge, 2003.
12. Measuring Third Stream Activities. The Russell Group of Universities Final Report. April 2002.
13. Reichert S. Continuing Education in the Context of Universities' Regional Engagement // Sirus Lille Seminar. 4.06.2010.
Приложение 1
Таблица П1. Преимущества и ограничения зарубежных и отечественных практик оценки роли вузов в региональном развитии применительно к исследованию «Оценка роли Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова в инновационном, научно-образовательном и социокультурном развитии территории ДВФО»
ЗАРУБЕЖНЫЕ ПОДХОДЫ
Преимущества Ограничения
Подход 1. Оценка вклада высшего образования в региональное развитие на основе концепции обучения в течение всей жизни (непрерывное образование) (lifelong learning university engagement) Концептуально обоснован. Рассматривает высшее образование как часть более широкого процесса обучения в течение всей жизни. Позволяет оценить вклад вузов в региональное развитие через анализ участия вузов в непрерывном образовании. Позволяет систематизировать и типологизировать опыт участия вузов в непрерывном образовании. Позволяет выработать (трансформировать, преобразовать) институциональные стратегии непрерывного образования вузов. Может применяться для оценки третьей роли и социально значимых эффектов для региона от деятельности российских вузов Оценивает вклад вузов в региональное развитие опосредованно через анализ участия вузов в непрерывном образовании. Ограничен концептуальной рамкой обучения в течение всей жизни. Не учитывает особенности и характеристики территорий (регионов), на которых расположены вузы. Используется для оценки выполнения обязательств европейских университетов по исполнению Хартии непрерывного образования европейских университетов. Требует дополнительного анализа, настройки, для того чтобы провести оценку влияния деятельности университетов на социально-экономическое развитие регионов и отдельных отраслей экономики. После адаптации в большей степени ведет к оценке социальных и в меньшей степени экономических эффектов от деятельности вузов для регионов
Подход 2. Оценка вклада высшего образования в региональное развитие на основе концепции «вуза, включенного в региональное развитие» (regionally engaged university) Концептуально обоснован. Позволяет рассматривать вузы в отношении к своим регионам. Типологизирует разнообразие взаимодействий университетов с региональным, местным сообществом в зависимости от разных внешних условий. Позволяет выявить и охарактеризовать региональное окружение для каждого вуза. Позволяет определить территориальную принадлежность каждого вуза. Способствует формированию территориальной идентичности вузов, влияет на миссию и институциональную структуру. Позволяет применить методику анализа процессов взаимодействия вузов с регионами. За исключением необходимости ввести в анализ элемент определения территориальной принадлежности вузов, данный подход не располагает существенными ограничениями для применения в рамках проекта, поскольку позволяет применить методику анализа процессов взаимодействия вузов с регионами. Оценка вклада вузов в региональное развитие посредством реализации институциональных программ развития при таком подходе может исходить из анализа результатов и эффектов от реализации проектов и мероприятий программы на условия развития различных региональных стейкхолдеров, с которыми взаимодействуют изучаемые вузы. Также при таком подходе необходим дополнительный анализ тенденций социально-экономического развития отдельных изучаемых регионов и регионального развития страны в целом (выделение ключевых тенденций, определяющих общее направление развития страны). Важным ограничением для использования данного подхода является дескриптивный характер получаемых результатов.
СП m
0 H
1 ^
7s
<
Т >
"О
0 Ь
1 сг
X О
>
I
со >
J=
со
ЗАРУБЕЖНЫЕ ПОДХОДЫ
Преимущества Ограничения
Стремится к выработке комплексной рамки для оценки роли вузов в региональном развитии. Исходит из: анализа социально-экономического развития отдельных регионов; определения и характеристики направлений взаимодействия вузов с регионами; по итогам анализа предлагает набор практических рекомендаций по укреплению региональной роли вузов. Оценка роли вузов в региональном развитии встроена в более широкий анализ процессов регионального развития. Позволяет выявить стратегические направления взаимодействия вузов с регионами и определить стратегических стейкхолдеров (потенциальных или имеющихся партнеров). Позволяет оценить степень взаимодействия вузов с регионами. Позволяет провести сравнительный анализ стратегических социально-экономических показателей развития и потребностей отдельных субъектов РФ и соответствующих возможностей системы ВО в отдельных регионах Применение данного подхода для проекта тем не менее может быть обосновано комплексностью запланированных задач и ожидаемых результатов
Подход 3. Оценка вклада высшего образования в региональное развитие через концепцию «третьей роли университетов» (universities' third mission) Концептуально обоснован. Стремится количественно оценить влияние вузов на состояние общества. Может применяться для оценки влияния вузов на социальное самочувствие и состояние отдельных регионов. Опирается на количественные показатели. Учитывает аспекты деятельности вузов, выходящие за рамки традиционных функций обучения и проведения научных исследований. Позволяет определить степень включенности вузов в общественное развитие в целом и регионов в частности Ориентирован на оценку третьей роли вузов. Имеются сложности с выработкой показателей результатов деятельности вузов в контексте выполнения ими социальной функции. Для целей проекта не может быть применен, поскольку не учитывает особенности взаимодействия изучаемых вузов с региональным окружением, не затрагивает анализ социально-экономического развития отдельных регионов, предлагает в целом систему показателей для национальных или региональных рейтингов, оценивающих качество вузов, в частности реализацию их социальной функции
"О
0 ь
сг
<
1
"О
о
о
СП
РОССИЙСКИЕ ПОДХОДЫ
Преимущества Ограничения
Подход 4. Изучение проблем развития российского высшего образования в контексте проблем регионализации системы российского образования Одно из важных направлений научных исследований отечественной социологии. В контексте оценки влияния деятельности университетов на социально-экономическое развитие регионов (и/или отдельных отраслей экономики) проблемы регионализации высшей школы должны составлять одно из важных направлений анализа, наряду с анализом тенденций социально-экономического развития регионов Может быть назван подходом условно. К вопросам развития высшей школы на уровне регионов обращаются как с позиций социологии образования, так и с позиций социальной психологии, социологии личности, социологии трудовых отношений, проблем социального расслоения и мобильности, регионального развития и его социально-экономических аспектов
Подход 5. Оценка влияния деятельности университетов на социально-экономическое развитие регионов на основе комплексной модели «университет-сообщество» Концептуально обоснован. Транслирует лучший мировой опыт. Формирует основу для развития региональных вузов. Формирует основу для усиления вклада вузов в региональное развитие. Создает условия для институциональных преобразований российских региональных вузов. Способствует развитию системы многоканального финансирования российских региональных вузов Является практико-ориентированным, сфокусирован на формировании компетенций социального предпринимательства в системе управления вузами и изучении третьей роли вузов в аспекте социальной включенности в местные сообщества. Конечным результатом применения данного подхода являются выработанные/сформированные/развитые/усовершенствованные навыки социального предпринимательства университетов, которые способствуют взаимодействию вузов с региональным и местным сообществом и содействуют повышению их вклада в региональное развитие. Данный подход не может быть применен как основа для аналитического исследования. Составляет основу проекта «Университет и сообщество» (Фонд «Новая Евразия»)