УДК 159.9.072.422 Н. А. Краюшкина
аспирант кафедры психологии и педагогической антропологии МГЛУ; e-mail: [email protected]
КОПИНГ-СТРАТЕГИИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ МЕНЕДЖЕРОВ
В статье дается краткий обзор теоретических представлений и подходов к изучению преодолевающего поведения. Предлагается определение понятия «копинг». Перечисляются и характеризуются основные функции, виды и структура копинга, указываются наиболее адаптивные и дезадаптивные копинг-стратегии. Представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи между уровнем социально-психологической адаптаптации и выбором варианта копиг-стратегии у студентов и менеджеров первых лет работы. Выявлены особенности и различия во взаимосвязи социально-психологической адаптации и копинг-поведения у студентов и у менеджеров.
Ключевые слова: личность; преодолевающее поведение; копинг-стратегии; социально-психологическая адаптация; профессиональная адаптация.
Krayushkina N. A.
Postgraduate Student, Department of Psychology and Pedagogical Anthropology, MSLU; e-mail: [email protected]
ROLE OF THE OVERCOMING BEHAVIOR IN THE COURSE OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF THE PERSONALITY TO CONDITIONS OF PROFESSIONAL ACTIVITY
In article the short review of theoretical representations and approaches to the behavior study, overcoming a stress (coping) is given. The definition of "coping" concept is given. Basic functions, types and coping structure are listed and characterized, the adaptive and non-adaptive koping-strategy are specified. Results and the analysis of empirical research of correlation between level of a social and psychological adaptaptation and a choice of option of copig-strategy at students and managers of the first years of operation. Features and differences in interaction of social and psychological adaptation and coping-behaviour are brought to light of students and managers.
Key words: personality; the overcoming behavior (raping); raping-strategy; social and psychological adaptation; professional adaptation.
Разные аспекты адаптации человека как субъекта к условиям его профессиональной деятельности рассматриваются в разных психологических дисциплинах, таких как психология труда, психология
личности, социальная психология, психология развития и акмеоло-гия, дифференциальная психология, дифференциальная психофизиология, социология и др. Усложнение социально-экономической жизни, повышенная конкурентность социальной среды, сложные современные технологии предъявляют требования, порой превышающие возможности и ресурсы человека, формируя потребность общества в особом типе личности - устойчивой, толерантной, социально активной, автономной, самосозидательной, способной противостоять мощному давлению неблагоприятных социальных факторов. Поэтому изучение механизмов и закономерностей адаптации человека в разнообразных производственных и социальных условиях на различных уровнях приобретает в настоящее время фундаментальное значение. В психологии в последнее время всё больше внимания уделяется изучению преодолевающего поведения. Оно является одним из основных аспектов современных теорий стресса. Преодоление (копинг) рассматривается как стабилизирующий фактор, который помогает людям поддерживать психосоциальную адаптацию во время стресса.
Целостная психологическая концепция копинг-стратегий и социально-психологической адаптации до настоящего времени является не разработанной. Хотя существует значительное количество как отечественных, так и зарубежных работ, раскрывающих особенности социально-психологической адаптации, с одной стороны, и их связь с копинг-стратегиями - с другой, проблема изменения копинг-стратегий и условия этих изменений остаются малоизученными.
Основные подходы к пониманию копинг-поведения разработаны такими зарубежными исследователями, как А. А. Лазарус, Х. Фолкман, Р. Х. Мосс, Д. К. Шефер, Е. Венингтон, Р. С. Кеслер, М. Ф. Шайер, С. Карвер, Д. К. Вейнтрауб [5; 6; 8; 9]. В российской психологии копинг изучается и самостоятельно, и в связи с исследованиями структуры стресса. При этом само понятие «копинг» трактуется как психологическое преодоление, или совладение, включающее комплекс способов и приемов преодоления дезадаптации, вызванных, прежде всего, стрессовыми состояниями [2; 4]. При этом преодолевающее поведение, или копинг, рассматривается как стабилизирующий фактор, который помогает личности поддерживать психосоциальную адаптацию во время стресса [1].
Считается, что сущность копинга заключается в эффективной адаптации человека к требованиям ситуации. Предназначение копинг-поведения состоит в том, чтобы дать возможность человеку справиться с ситуацией: ослабить, смягчить, избежать или привыкнуть к требованиям ситуации и таким образом преодолеть стресс, совладать с ним или предохранить себя от стрессовой ситуации. Макс Вебер полагал, что coping направлен на поддержание физического, психического здоровья и удовлетворенности социальными отношениями. К. Хорни понимала совладание как возможность справиться с угрозой и тревожным состоянием и выделила свойства «гибкость» и «ригидность» стратегии поведения как индикаторов душевного здоровья и психической адаптации1. В. В. Константинов считает, что процесс преодоления проблемных ситуаций - это социально-психологическая адаптация личности, в ходе которой открываются новые способы поведения, новые программы и планы личности [4].
Профессиональная деятельность современного менеджера характеризуется многообразием профессиональных функций: организация и планирование производства, реализация продукции; руководство коллективом; принятие управленческих решений; управление конфликтами в организации. Последняя функция традиционно включается в состав профессиональных обязанностей менеджера.
Исследователи указывают на наличие современных тенденций, характерных для профессиональной деятельности менеджера: на доминирование не рационально-прагматических аспектов управления, а социально-психологических, личностных компонентов деятельности; на требование к способности осуществления непрерывного общения, ориентированного на передачу управленческой информации; на получение и на обработку обратной связи и обратной информации; на знание основ, технологий менеджмента. Актуальность проблемы профессиональной адаптации студентов и молодых специалистов обусловлена потребностью общества в профессионально компетентных специалистах, обладающих мобильностью, активностью, умением ориентироваться в сложных профессиональных ситуациях, готовностью к профессиональному становлению и к повышению квалификации, что в свою
1 Цит. по: [7].
очередь требует создания непрерывно функционирующей системы психолого-педагогического сопровождения профессиональной адаптации обучающихся. Имеются данные о том, что успешность социально-психологической адаптации и стратегии поведения в трудных ситуациях взаимосвязаны [3].
С целью выявления взаимосвязи выбора варианта копинг-стратегии с уровнем социально-психологической адаптации и выявления различий в выборе копинг-стратегий у студентов, обучающихся по специальности «менеджмент», и у менеджеров (первые годы работы) был проведен констатирующий эксперимент. В исследовании приняли участие 102 человека, кторые работают на производстве в качестве менеджеров первые годы и студенты старших курсов, обучающиеся по специальности «менеджмент».
Испытуемым были представлены следующие методики: тест-опросник для определения уровня субъективного контроля, методика для выявления стратегий и моделей преодолевающего поведения, разработанная Н. Е. Водопьяновой и Е. С. Старченковой, и опросник для диагностики уровня социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонд.
По результатам исследования уровней социально-психологической адаптации были выделены две группы испытуемых: с высоким и низким уровнем развития адаптационных способностей. Обнаружена разница во взаимосвязи между показателями социально-психологической адаптации и копинг-стратегиями у лиц с высоким и низким уровнем адаптационных способностей. Серьезные различия между группами с высоким и низким уровнем развития адаптационных способностей выявлены по шести видам копинг-стратегий. В группе испытуемых с высоким уровнем адаптации корреляционный анализ показал наличие значимых связей между такими показателями социально-психологической адаптации и копинг-стратегиями, как «адаптация» и «вступление в социальный контакт» (г = 0,329, при p < 0,01), «самопринятие» и «ассертивные действия» (г = 0,464, при p < 0,05), «самопринятие» и «вступление в социальный контакт» (г = 0,388, при p < 0, 01), «принятие других» и «вступление в социальный контакт» (г = 0,416, при p < 0,05), «принятие других» и «агрессивные действия» (г = -0,545, при p < 0,01), «эмоциональная комфортность» и «вступление в социальный контакт» (г = 0,333, при p < 0,05),
«эмоциональная комфортность» и «манипулятивные действия» (г = -0,456, при р < 0,01) и «стремление к доминированию» и «ассер-тивные действия» (г = -0,336, при р < 0,01).
В группе испытуемых с низким уровнем адаптации можно выделить значимые корреляции между такими показателями социально-психологической адаптации и копинг-стратегиями, как «адаптация» и «поиск социальной поддержки» (г = 0,591, при р < 0,01), «самопринятие» и «поиск социальной поддержки» (г = 0,364, при р < 0,05), «принятие других» и «манипулятивные действия» (г = -0,518, при р < 0,01), «эмоциональная комфортность» и «избегание» (г = 0,416, при р < 0,05), «эмоциональная комфортность» и «поиск социальной поддержки» (г = 0,344, при р < 0,01), «интернальность» и «манипулятивные действия» (г = -0,388, при р < 0,01), «стремление к доминированию» и «агрессивные действия» (г = 0,448, при р < 0,05) и «стремление к доминированию» и «импульсивные действия» (г = 0,341, при р < 0,01).
Лица с высоким уровнем адаптационных способностей используют активные и просоциальные копинг-стратегии, а именно: самопринятие, ассертивные действия, вступление в социальный контакт, принятие других.
Испытуемые с низким уровнем адаптации в стрессовых ситуациях стремятся либо найти поддержку, либо «уйти от решения проблемы», либо становятся агрессивными и склонны манипулировать другими людьми; таким образом, можно сказать, что они выбирают пассивные, асоциальные и непрямые стратегии поведения. Следующим этапом нашего исследования было выявление качества взаимосвязи показателей социально-психологической адаптации и копинг-стратегий и выявление различий в этой взаимосвязи у студентов и у менеджеров.
В группе студентов корреляционный анализ показал наличие значимых связей между такими показателями социально-психологической адаптации и копинг-стратегиями, как «адаптация» и «вступление в социальный контакт» (г = 0,356), «адаптация» и «поиск социальной поддержки» (г = 0,424), «принятие других» и «поиск социальной поддержки» (г = 0,382), «эмоциональная комфортность» и «поиск социальной поддержки» (г = 0,284), «интернальность» и «поиск социальной поддержки» (г = 0,309), «стремление к доминированию» и «агрессивные действия»
(г = 0,372) и «эскапизм» и «избегание» (г = 0,443) (см. табл. 1). Это означает, что высокий уровень адаптации у студентов связан, прежде всего, с выбором просоциальных копинг-стратегий таких, как «вступление в социальный контакт» и «поиск социальной поддержки», т. е. со стремлением сообща с другими находить решение проблемы и выход из трудной ситуации, а также со способностью обратиться к другим людям за поддержкой.
Таблица 1
Взаимосвязь показателей социально-психологической адаптации и копинг-стратегий (у студентов)
Показатели социально-психологической адаптации
их я ь 2
я и ц ие т я н уг р д аь У ст о н ь е ни иа нв ео м з
Копинг-стратегии а 1— п а Ада и ^ п о м а О О) з т я н и р П ат о о и с го н р е т н И с о. Е ^ ен ри ¿5 1 д к с го к с т
Ассертивные действия
Осторожные действия
Избегание со 4
Вступление в соц. контакт 356**
Поиск соц. поддержки 424** 382* 284* 309*
Асоциальные действия
Агрессивные действия 372*
Импульсивные действия
Манипулятивные действия
Кроме того, копинг-стратегия «поиск социальной поддержки» связана с принятием других, когда человек доброжелателен к другим, с эмоциональной комфортностью, которую ощущают испытуемые, чувствуя поддержку, и с интернальностью, осознавая свою ответственность за происходящее. Также следует отметить, что в данной группе стремление к доминированию связано с выбором агрессивной копинг-стратегии, желание доминировать часто сопровождается именно агрессивными действиями, а желание уйти от проблем с выбором копинг-стратегии «избегание», что является взаимосвязанным.
В группе менеджеров можно выделить значимые корреляции между такими показателями социально-психологической адаптации и копинг-стратегиями, как «адаптация» и «ассертивные действия» (г = 0,628), «адаптация» и «вступление в социальный контакт» (г = 0,304), «самопринятие» и «вступление в социальный контакт» (г = 0,532), «принятие других» и «осторожные действия» (г = 0,352), «эмоциональная комфортность» и «вступление в социальный контакт» (г = 0,357), «интернальность» и «вступление в социальный контакт» (г = 0,299) и «эскапизм» и «осторожные действия» (г = 0,279) (см. табл. 2).
Таблица 2
Взаимосвязь показателей социально-психологической адаптации и копинг-стратегий (у менеджеров)
Показатели социально-психологической адаптации
х м-ко ь 2
я и ц а ие т я н и ^ уг р д <и я ь ат нс ьо 5? £ ст о н ь с го е ни иа нв ео с о. Е ^ м з и с
ап Ада п о м а о т я н и р П о м н р е т н И ен е-1 ° а к к с СП
Копинг-стратегии со
Ассертивные действия 628**
Осторожные действия 352* 279*
Избегание
Вступление в соц. контакт 304* 532** 357* 299*
Поиск соц. поддержки
Асоциальные действия
Агрессивные действия
Импульсивные действия
Манипулятивные действия
Это означает, что высокий уровень адаптации у менеджеров связан, прежде всего, с выбором таких копинг-стратегий, как «ассертивные действия» и «вступление в социальный контакт», т. е. активные и просоциальные копинг-стратегии определяют высокую способность к адаптации. Кроме того, выбор копинг-стратегии «вступление в социальный контакт» связан с самопринятием,
т. е. решая проблемы сообща, человек осознает свой вклад и разделяет с другими свои проблемы. Он может расценивать это как признание своей нужности, что способствует повышению самопринятия, чувству эмоционального комфорта, который ощущают испытуемые, вступая в отношения с другими людьми, и ответственностью за свою жизнь, т. е., осознавая свою ответственность, человек стремится решить свои проблемы и делает это совместно с другими. Также следует отметить, что в данной группе выбор копинг-стратегии «осторожные действия» связан, с одной стороны, с принятием других, а с другой - с желанием уйти от проблем.
Таким образом, можно сделать вывод, что существует разница во взаимосвязи между показателями социально-психологической адаптации и копинг-стратегиями у студентов и менеджеров. В обеих группах способность к адаптации связана с выбором копинг-стратегии «вступление в социальный контакт». В группе студентов определяющей является такая копинг-стратегия, как поиск социальной поддержки (возможно, что в студенческие годы легче найти поддержку в других людях). В группе работающих менеджеров -ассертивные действия, активность и уверенность в себе может быть связана с особенностями профессиональной деятельности менеджера и с его успешностью. Чувство эмоционального комфорта и интернальность в группе студентов связана с выбором копинг-стратегии поиск социальной поддержки, а в группе работающих менеджеров - вступление в социальный контакт. В группе студентов желание уйти от проблем связано с их избеганием, а приятие других людей - со стремлением получить от них поддержку. В группе работающих менеджеров эти характеристики социально-психологической адаптации связаны с осторожными действиями в трудных ситуациях и по отношению к другим людям. Возможно, это можно объяснить тем, что в профессиональной деятельности уйти от проблем бывает просто невозможно и, понимая это, менеджеры предпочитают действовать осторожно во всех отношениях и ситуациях.
Итак, наше исследование помогло выявить различия в механизмах адаптации у студентов и у менеджеров. Проблема профессиональной адаптации молодежи всегда была актуальна, но не стояла так остро, как в настоящее время. Актуальность проблемы профессиональной адаптации студентов обусловлена потребностью общества в профессионально компетентных специалистах,
обладающих мобильностью, активностью, умением ориентироваться в сложных профессиональных ситуациях, готовностью к профессиональному становлению и к повышению квалификации, что в свою очередь требует создания непрерывно функционирующей системы психолого-педагогического сопровождения профессиональной адаптации обучающихся [1; 10].
Таким образом, успешность социально-психологической адаптации и копинг-стратегии - явления взаимосвязанные, и выбор вариантов копинг-стратегий различается у студентов, обучающихся по специальности «менеджмент», и у менеджеров.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2009. - 336 с.
2. Константинов В. В. Социально-психологическая адаптация вынужденных мигрантов в условиях диффузного или компактного проживания // Психологический журнал. - 2005. - Т. 26. - № 2. - С. 16-22.
3. Нартова-Бочавер С. К. «Coping Behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. - 1997. - Т. 18. - № 5. -C. 20-29.
4. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека - М. : Прогресс, 1998. - 314 с.
5. Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза. - СПб. : Лань, 1997. - 81 с.
6. Carver C. S., Scheier M. F., Weintraub J. K. Assessing coping strategies: a theoretically based approach // Journal of Personality and Social Psychology. - 1989. - V. 56. - P. 267-283.
7. Folkman S., Lazarus R. S. Coping and emotion // А. Monat and S. Richard Lazarus. Stress and Coping. - 1991. - Р. 207-227.
8. Lazarus R. S., & Folkman S. Stress, appraisal and coping. - N. Y. : Springer Publishing Company, 1984. - 456 p.
9. LazarusR. S., FolkmanS. The concept ofcoping /A. Monat and R. S. Lazarus // Stress and Coping: an Anthology. - N. Y. : Columbia University Press., 1991. - Р. 189-206.
10. Lazarus R. S., Kanner A. D., Fоlkman S. Етойош: a ^gmt^e рhenо-meM^^al analysis // Етойоа Theоry, Research and Exрerience. - V. 1. -1980. - Р. 185-217.