Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 4( 16)
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Структура и предикторы субъективного благополучия личности: этнопсихологический анализ» (грант № 14-06-00250).
Библиографический список
1. Рягузова Е. В. Репутация личности как кредит доверия другого // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2014. Т. 14, вып. 1. С. 71-76.
2. Марцинковская Т.Д. Категория отношения в современной психологии // Мир психологии. 2011. N° 4. С. 31-38.
3. Шамионов Р. М. Субъективное благополучие личности : этнопсихологический аспект // PsyJournals.ru: портал психологических изданий http://psyjournals.ru/ sgu_socialpsy/issue/30315_full.shtml (дата обращения:
02.06.2015).
4. Бочарова Е. Е. Этнопсихологические предикторы субъективного благополучия личности // Психология обучения. 2014. № 11. С. 95-108.
5. Углова Т. В. Субъективные предпосылки удовлетворённости жизнью в период взрослости // Вестн. Новгород. гос. ун-та им. Ярослава Мудрого. 2013. Т. 2. № 74. С. 91-94.
6. Андреева Г. М. Психология социального познания : учеб. пособие для студентов вузов. М., 2005. 303 с.
Attitude to Politico-social Phenomena and satisfaction with Life in Representatives of Different Ethnic Groups
Alfiya R. Vagapova
Saratov State University
83, Astrahanskaya str., Saratov, 410012, Russia;
E-mail: al_fiya@bk.ru
The article presents the results of theoretical and empirical investigation, which is devoted to socio-political phenomena and satisfaction with life. The investigation was made on a sample of representatives of the Russian, Tartar and Kazakhs ethnic groups (Saratov Region, N = 30). The author uses a complex of psychological and pedagogic
УДК 316.37
ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА СТРАТЕГИЙ ПРЕОДОЛЕВАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ МУЖЧИНАМИ И ЖЕНЩИНАМИ
М. А. Кленова
Кленова Милена Александровна - кандидат психологических наук, старший преподаватель, кафедра социальной психологии образования и развития, Саратовский государственный университет, Россия E-mail: milena_d@bk.ru
Изложены результаты эмпирического исследования, посвященного изучению половых особенностей выбора копинг-стратегий.
techniques: questionnaire compiled by the author (for investigation of attitudes to socio-political phenomena), «Index of satisfaction with life test» (by N. V. Panina), «Scale of subjective well-being» (by M. V. Sokolova), which allowed to study attitude to socio-political phenomena in representatives of different ethnic groups. The article shows, that the attitude in groups is different and is connected with evaluation of well-being and satisfaction with life. The applied aspect of the problem under study may be used for counseling practice of psychological services.
Key words: ethnic groups, politico-social phenomena, satisfaction with life.
References
1. Ryaguzova Е. V. Reputatsiya lichnosti kak kredit doveriya drugogo (The reputation of the person as a credit of other' trust). Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagog}>. 2014. Vol. 14, iss. 1, pp. 71-76 (in Russian).
2. Martsinkovskaya T. D. Kategoriya otnosheniya v sovre-mennoy psikhologii (An attitude category in the modern psychology). Mir psikhologii (The World of Psychology). 2011, no. 4, pp. 31-38 (in Russian).
3. Shamionov R. M. Subektivnoe blagopoluchie lichnosti: etnopsikhologicheskiy aspekt (Subjective well-being of the personality: ethnopsychological aspect). Available at: http: http://psyjoumals.ru/sgu_socialpsy/issue/30315_fuU.shtml php (accessed 2 June 2015).
4. Bocharova E. E. Etnopsikhologicheskie prediktory sub»ektivnogo blagopoluchiya lichnosti (Ethno-psycho-logical predictors of personality's subjective well-being). Psikhologiya obucheniya (Educational Psychology). 2014, no. 11, pp. 95-108 (in Russian).
5. Uglova T. V. Sub'ektivnye predposylki udovletvorennosti zhizn'yu v period vzroslosti (The subjective conditions of life satisfaction during adulthood). Vestn. Novgorod. gos. un-ta im. Yaroslava Mudrovogo (Vestnik of Yaroslav the Wise Novgorod State University). 2013. Vol. 2, no. 74, pp. 91-94 (in Russian).
6. Andreeva G. M. Psikhologiya sotsial'nogo poznaniya (Psikhologiya of social knowledge). Moscow, 2005. 303 p. (in Russian).
Эмпирическая база исследования составила 50 человек, из них 25 мужчин и 25 женщин в возрасте от 25 до 35 лет. Копинг-стра-тегии изучались при помощи опросника С. Хобфолла (SACS). Статистический анализ полученных данных проводился при помощи пакета программ SPSS 17.0, был использован корреляционный анализ по Пирсону и t-критерий Стьюдента. Установлено, что преобладающими стратегиями преодоления в данной выборке выступают активные и пассивные конструктивные копинги. Для
© Кленова М. А., 2015
М. А. Кленова. Особенности выбора стратегий преодолевающего поведения
женщин в большей степени характерен выбор агрессивных и импульсивных копингов, а для мужчин - ассертивных действий. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в консультативной практике психологических служб. Ключевые слова: преодолевающее поведение, копинг, половые особенности, индивидуально-психологические характеристики.
DOI: 10.18500/2304-9790-2015-4-4-322-326 Введение
Проблема изучения особенностей преодолевающего поведения остается весьма актуальной, несмотря на то, что в настоящее время существует огромное количество исследований в рамках социальной, клинической, возрастной психологии, посвященных изучению феномена копинга. Выбор копинг-стратегий определяется не только внешними факторами (типом ситуации), но и внутренними (личностными чертами и диспозициями). Изучение связей личностных черт с копинг-стратегиями может способствовать как использованию определенных личностных черт в качестве предикторов копингов, так и лучшему пониманию механизмов целостного функционирования личности как субъекта деятельности.
Теоретический анализ проблемы
Исследования Н. В. Степановой и О. С. Булгаковой посвящены изучению особенностей выбора копинг-стратегий мужчинами и женщинами, пережившими развод. Копинг-стратегии при разводе являются социально-поведенческими формами защиты, в основе формирования которых лежит работа адаптационных механизмов защиты. Формы копинг-стратегий зависят от индивидуальных особенностей организаций личности. Авторами установлено, что формы социального реагирования на стресс и выбор стратегии преодоления имеют половую специфику [1].
Д. А. Коломацкий изучает полоролевые особенности взаимосвязи между уровнем социально-психологической адаптации и копинг-стра-тегиями. Им установлено, что существует разница
Сравнительный анализ п
во взаимосвязи между показателями социальнопсихологической адаптации и копинг-стратегиями у педагогов-мужчин и педагогов-женщин. Для мужчин определяющей является такая копинг-стратегия, как «ассертивные действия», а для женщин - «поиск социальной поддержки». С выбором данных стратегий также связано их самопринятие. Педагоги-мужчины чувствуют эмоциональный комфорт, когда действуют открыто, а женщины
- когда получают социальную поддержку. Ответственность за свои жизненные ситуации, которую осознают мужчины, побуждает их действовать активно и агрессивно, а женщины в этом случае предпочитают осторожные действия. Педагоги-мужчины, которые стремятся доминировать, выбирают активные копинг-стратегии, а женщины
- непрямые, то есть манипулятивные [2].
Выборка, методики и методы исследования
Эмпирическая база исследования составила 50 человек (25 мужчин и 25 женщин в возрасте 25-35 лет). В качестве основного инструментария был использован опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (Strategic approach to coping scale, SACS), разработанный С. Хобфоллом, российская адаптация выполнена Н. Водопьяновой и Е. Старченковой. Методика определяет девять моделей преодолевающего поведения: ассертивные действия, вступление в социальный контакт, поиск социальной поддержки, осторожные действия, импульсивные действия, избегание, манипулятивные (непрямые) действия, асоциальные действия, агрессивные действия, а также вычисление общего индекса конструктивности. Статистический анализ достоверности полученных результатов был выполнен с использованием л-критерия Стьюдента и корреляционного анализа по Пирсону.
результаты исследования и их обсуждение
Первым шагом в эмпирическом исследовании стало изучение доминирующих копинг-стратегий. Рассмотрим результаты описательных статистик по методике С. Хобфолла (табл. 1).
Таблица 1
метров копинг-стратегий
Копинг-стратегии Минимум Максимум Среднее Стандартное отклонение
Ассертивные 14,00 27,00 20,42 3,36
Вступление в социальный контакт 15,00 30,00 23,28 3,42
Поиск социальной поддержки 16,00 30,00 23,42 3,65
Осторожные действия 12,00 30,00 22,24 3,8
Импульсивные действия 6,00 25,00 18,10 3,6
Избегание 6,00 29,00 17,40 4,21
Манипулятивные действия 10,00 30,00 19,68 4,48
Асоциальные 7,00 30,00 17,46 4,70
Агрессивные 8,00 30,00 17,78 5,353
Психология социального развития
323
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 4(16)
Как видно (см. табл. 1), доминирующими стратегиями преодоления в данной выборке являются «поиск социальной поддержки», «вступление в социальный контакт» и «осторожные действия». В большинстве исследований, проведенных ранее (в частности, в тех, которые мы изучали при теоретической подготовке к нашему исследованию), приводятся данные о том, что в большинстве случаев испытуемые, которые не страдают психическими расстройствами, предпочитают именно активные и пассивные конструктивные копинги. Наше исследование не противоречит этим данным. Наиболее предпочитаемыми для респондентов являются пассивные конструктивные копинги. В отличие от ассер-тивных действий, где проявляется способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него, поиск социальной поддержки и вступление в социальный контакт как копинг-стратегии предполагают пассивное участие самой личности в решении трудных жизненных ситуаций. В то же время эти две стратегии преодоления можно рассматривать не только как адаптивные и просоциальные. Например, в исследовании Н. Е. Водопьяновой установлено,что манипулятивные действия положительно коррелируют с вступлением в социальный контакт. Это говорит о том, что само вступление в социальный контакт преследует разные цели. Оно может быть направлено на прямой и открытый обмен мнениями и переживаниями и связано с обращением к окружающим за помощью и поддержкой, будучи «здоровой» просоциальной стратегией поведения и положительно коррелируя с поиском социальной поддержки. В других случаях вступление в социальный контакт предполагает непрямые (манипулятивные) действия, которые не служат эффективным способом разрешения профессиональных трудностей [3]. Однако в нашем исследовании подобной взаимосвязи не обнаружено, т. е., возможно, испытуемые, прибегающие к взаимодействию с окружающими в трудных жизненных ситуациях, не используют ма-нипулятивные действия в отношении тех людей, к которым они обращаются за помощью. Может быть, это связано с характером самой выборки.
Получен ряд корреляционных взаимосвязей, анализ которых приводится далее: так, ассертив-ные действия связаны со вступлением в социальный контакт (г = 0,344) и избеганием (г = -0,498). Другими словами, ассертивность для наших испытуемых представляется в контексте принципов ассертивного поведения, в частности следующих: демонстрация самоуважения и уважения к другим людям. В данном случае главными являются три качества - честность, открытость и прямота в разговоре, но не за счёт эмоционального состояния другого человека.
Отрицательная корреляционная связь с избеганием в данном случае говорит о том, что испы-
туемые, которые чаще предпочитают ассертивные действия, реже используют стратегию избегания. Действительно, одним из принципов ассертивного поведения является «принятие на себя ответственности за собственное поведение», что само по себе уже противоречит поведению, направленному на уход от решения проблем.
Копинг-стратегия «вступление в социальный контакт» прямо пропорционально связана со стратегией «осторожные действия» (г = 0,372), т. е. испытуемые, стремящиеся найти помощь в решении собственных проблем силами и средствами других людей, также часто используют осторожные действия в качестве стратегии преодоления. Такие действия предполагают модель поведения, согласно которой усилия человека направлены на взвешивание возможных последствий от возникшей проблемной ситуации, проверку и перепроверку потенциальных рисков, а также экономичное распределение имеющихся у него ресурсов в данной ситуации. Склонность к установлению социальных контактов в данном случае может являться одним из стабилизирующих факторов для таких личностей: своеобразный взгляд со стороны может помочь оценить проблемную ситуацию и способы ее преодоления.
Копинг-стратегия агрессивных действий связана с импульсивными (г = 0,282), избеганием (г = 0,282), манипулятивными (r = 0,511) асоциальными действиями (г = 0,464). Если взаимосвязь между агрессивными и асоциальными действиями не вызывает вопросов, то связь между агрессивными действиями и избеганием требует дополнительного анализа. Избегание представляет модель поведения, в рамках которой усилия человека направлены на отказ от решения и намеренное игнорирование возникших жизненных трудностей. Возможно, подобное поведение связано с когнитивным осознанием собственного избегания, ухода от проблемной ситуации, что, как следствие, может приводить к раздражительности и агрессивности со стороны человека, проявляющего подобное поведение.
Следующим шагом в нашем исследовании стало изучение доминирующих стратегий преодоления в группах мужчин и женщин (табл. 2).
Данные (см. табл. 2) свидетельствуют о достоверно значимых отличиях в предпочтениях копинг-стратегий мужчинами и женщинами: среди мужчин более популярны ассертивные действия, в то время как женщины чаще склонны к избеганию, агрессивным и импульсивным действиям и поиску социальной поддержки. Наши данные соотносятся с исследованиями, проведенными ранее, а именно Д. А. Коломацким. Для мужчин определяющей является такая копинг-стратегия как «ассертивные действия», а для женщин - «поиск социальной поддержки». С выбором этих стратегий также связано их самопринятие. Кроме того, автор говорит, что ответственность за свои жизненные ситуации, которую осознают мужчины, побуждает их действовать активно и агрессивно, а
324
Научный отдел
М. А. Кленова. Особенности выбора стратегий преодолевающего поведения
Таблица 2
Сравнение показателей по методике Хобфолла в группах мужчин и женщин
Стратегии преодоления /-критерий равенства средних
Ассертивные -4,596
Вступление в социальный контакт -0,399
Поиск социальной поддержки 2,387
Осторожные действия 0,311
Импульсивные действия 1,881
Избегание 3,606
Манипулятивные действия 0,756
Асоциальные -0,473
Агрессивные 2,925
женщины в этом случае предпочитают осторожные действия [2]. Полученные нами данные отчасти совпадают с результатами работы, приведенной в качестве примера. Мужчины, принявшие участие в нашем исследовании, оказались более ассертивны, в отличие от женщин. Однако достоверной разницы по шкале «осторожные действия» не обнаружено. Кроме того, склонными к агрессивным действиям оказались именно женщины. Таким образом, сопоставляя результаты нашего исследования и проведенного Д. А. Коломацким, можно сделать вывод о том, что существует определенная зависимость от полоролевого статуса в выборе копинг-стратегий, а именно: мужчины чаще прибегают к ассертивным действиям, в то время как женщины - к поиску социальной поддержки.
Явное предпочтение избегания у женщин может быть также связано с более высокими показателями по шкале «поиск социальной поддержки». Возможно, это объяснется тем, что женщины в трудных жизненных ситуациях чаще, чем мужчины, обращаются за помощью вовне, а до того момента, пока эта помощь не придет, предпочитают уход от существующей проблемы.
Не менее интересен тот факт, что женщины в ситуации преодоления гораздо чаще готовы воспользоваться агрессивными копингами. Согласно исследованиям, проведенным ранее А. А. Кузьминых и С. Н. Ениколоповым, установлено, что подавляющее большинство опрошенных людей признают разницу в мужской и женской агрессии. Небольшое количество опрошенных женщин физическую агрессию упоминают и утверждают, что она используется лишь в крайних случаях, в то же время большинство считают ее характерной для мужчин. Женщинам же чаще приписывается косвенная агрессия, выражающаяся в истериках, скандалах и психологическом давлении, однако оба пола проявляют тенденцию считать себя агрессивнее [4]. Возможно, приведенное в качестве примера исследование отчасти подтверждает полученные нами результаты, что женщины чаще, чем мужчины, используют косвенные агрессивные виды поведения.
Заключение
Таким образом, в исследовании преобладающих копинг-стратегий в нашей выборке было установлено, что испытуемые чаще используют пассивные конструктивные копинги (вступление в социальный контакт и поиск социальной поддержки). Установлена достоверная разница между данными мужчин и женщин: для мужчин более характерны ассертивные действия, в то время как женщины чаще предпочитают избегание, агрессивные и импульсивные действия в качестве стратегий преодоления.
Библиографический список
1. СтепановаН. В., Булгакова О. С. Выбор копинг-страте-гии мужчинами и женщинами, пережившими развод // Вестн. психофизиологии. 2014. № 4. С. 31-39.
2. Коломацкий Д. А. Половые особенности взаимосвязи социально-психологической адаптации и копинг-стра-тегии у педагогов // Вестн. Екатерининского ин-та. 2014. № 4 (28). С. 116-121.
3. Водопьянова Н. Е. Выгорание учителей и модели преодолевающего поведения. URL: http://www.irbis. vegu.ru/repos/8495/Html/0051.htm (дата обращения:
05.07.2015).
4. Кузьминых, А. А., Ениколопов С. Н. Бытующие представления о мужской и женской агрессии // Психологическая наука и образование. 2011. № 5. С. 70-80.
Peculiarities of Choosing Coping Behavior strategies in Males and Females
Milena A. Klenova
Saratov State University
83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia E-mail: milena_d@bk.ru
The article presents results of the empirical investigation dedicated to studying gender-related peculiarities of coping strategies choices. The empirical base of the investigation consisted of 50 people, among them 25 males and 25 females aged 25-35 years old. Coping strate-
Психология социального развития
325
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 4(16)
gies were studied with Hobfoll's questionnaire. Statistical analysis of the obtained data was done with SPSS 17.0 package. We also used Pearson's correlation analysis and Student's t-test. It was found out that the prevailing coping strategies in the sample were active and passive constructive coping strategies. Typical coping actions for females were aggressive and impulsive actions, while for males - assertive actions. The applied aspect of the problem under study can be used in counseling practice of psychological services.
Key words: coping behavior, coping, gender-related peculiarities, individual and psychological characteristics.
References
1. Stepanova N. V., Bulgakova O. S. Vybor koping-strategii muzhchinami i zhenshchinami, perezhivshimi raz-vod (Choice of coping-strategy by men and women experienced divorce). Vestn. psikhofiziologii (Psychophysiology news). 2014, no. 4, pp. 31-39 (in Russian).
УДК 316.6: 159
2. Kolomatskiy D. A. Polovye osobennosti vzaimosvyazi sotsial'no-psikhologicheskoy adaptatsii i koping-strategii u pedagogov (Sexual features of intercorrelation teachers' social-psychological adaptation and coping-strategy). Vestn. Ekaterininskogo in-ta (Bulletin of Catherine the Great National Institute). 2014, no. 4 (28), pp. 116-121 (in Russian).
3. Vodop'yanova N. E. Vygoranie uchiteley i modeli preodole-vayushchegopovedeniya (Teachers' burnout and models of overcoming behavior). Available at: http://www.irbis.vegu. ru/repos/8495/Html/0051.htm (in Russian) (accessed 5 July 2015) (in Russian).
4. Kuz'minykh A.A., Enikolopov S. N. Bytuyushchie predstavleniya o muzhskoy i zhenskoy agressii (Existing representations of male and female aggression). Psikho-logicheskaya nauka i obrazovanie (Psychological Science and Education). 2011, no. 5, pp. 70-80 (in Russian).
ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В АСПЕКТЕ ЕЕ АДАПТИРОВАННОСТИ У ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
И. В. Малышев, А. Ш. Абдулаев
Малышев Иван Викторович - кандидат психологических наук, доцент, кафедра педагогической психологии и психодиагностики, Саратовский государственный университет, Россия E-mail: iv.999@list.ru
Абдулаев Александр Шамильевич - учитель-дефектолог, средняя образовательная школа № 1, г. Ртишрво, Саратовская область, Россия
E-mail: teh-tehnic@yandex.ru
Приведены данные сравнительного анализа характеристик ценностных ориентаций и социализации личности подростков с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и не страдающих хроническими заболеваниями. Описаны основные современные подходы к пониманию социально-психологических проявлений социализации личности, ее ценностей и адаптационных возможностей. Эмпирическое исследование выполнено на двух выборках по 35 человек (подростков 13-15 лет), отличающихся наличием статуса «ограниченные возможности здоровья», с применением диагностического инструментария: методики «Уровень соотношения "ценности" и "доступности" в различных жизненных сферах» E. Б. Фанталовой, «Опросник приспособленности» Х. Белла, методов сравнительного и корреляционного анализа. Показано, что особенностями формирования ценностной сферы подростков с ограниченными возможностями здоровья являются условия приспособленности подростка в семье и состояние здоровья: низкая социальная приспособленность в совокупности с ограничениями здоровья повышают дезинтеграцию и изменяют ценностную сферу подростка.
Ключевые слова: ценностные ориентации подростков с ОВЗ, характеристика социализации личности, уровень социальной приспособленности.
DOI: 10.18500/2304-9790-2015-4-4-326-332
К постановке проблемы
На сегодняшний день по-прежнему актуальна проблематика успешной социализации и формирования ценностно-мотивационной сферы личности подростка с ограниченными возможностями здоровья. Представляют интерес различные подходы психологов к осмыслению этой проблемы и созданию условий для успешной социализации личности с ограниченными возможностями здоровья в целом и в соответствии с возрастными периодами в частности. Важным является определение особенностей формирования ценностной сферы и условий социализации, так как от успешного вхождения этих подростков в различные слои российского общества зависит психологическое и социальное благополучие не только отдельного человека, социальной группы, но и государства. Изучая условия формирования ценностной сферы и социализации конкретной личности с ограниченными возможностями здоровья, можно определенно говорить и об её влиянии на будущие поколения через свои ценности и представления о человеческих взаимоотношениях в обществе.
На основании нескольких подходов к пониманию социализации личности Р. М. Шамионов рассматривает данное явление как сложный многоуровневый и многофункциональный процесс и результат вхождения человека в социальную среду [1]. Рассматривая этапы процесса социализации, А. Л. Журавлев выделяет ранний этап
© Малышев И. В., Абдулаев А. Ш., 2015