10. Chetil Olsen. Pro perspektivys frilansa. 24 iiulia 2014 [About the prospects of freelancing. 24 July 2014]. Available at http://firrma.ru/data/articles/3231/
11. Shinkarenko P. What do the freelancers want? Frilans v Rossii: statistika. 22 ianvaria 2016. Available at http://rb.ru/opinion/freelancers/
12. ltogi NatcionaVnoi" perepisi naseleniia Respubliki Kazakhstan 2009 goda : analiticheskii" otchet [The results of the National census of the Republic of Kazakhstan 2009 : analytical report]. Ed. by Smailov A. A. Astana, 2011, 65 p. Available at www.Gks.ru;www.belstat.gov.by
13. Portal onlaVn-rekrutmenta [The portal of the online recruitment]. Available at www.Superjob.ru
14. Rabochaia sila, zaniatosf i bezrabotitca v Rossii (po rezuVtatam vy^borochny^kh obsledovanif rabocheV si-ly). 2016. [Labor force, employment and unemployment in Russia (by results of sample surveys of the workforce). 2016]. Moscow, Rosstat publ., 2016, 146 p.
15. Site of the Kelly Services, Inc Available at www.KellyServices.com.
© Д. Т. Байтенизов, О. Ю. Патласов, 2016
Авторы статьи:
Данияр Тюлюгунович Байтенизов, магистр экономики, докторант кафедры экономики, Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева, г. Астана, Республика Казахстан, e-mail: [email protected] Олег Юрьевич Патласов, доктор экономических наук, профессор, Омская гуманитарная академия, Омский региональный институт, e-mail: [email protected]
Рецензенты:
Т. А. Азатбек, доктор экономических наук, и. о. профессора кафедры экономики, Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева, г. Астана, Республика Казахстан.
Р. А. Байжолова, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики, Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева, г. Астана, Республика Казахстан.
УДК 657.6 DOI 10.17238^п1998-5320.2016.26.165
Е. А. Балашова, А. В. Кириченко, Омский государственный технический университет
КООРДИНАЦИЯ СИСТЕМЫ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕРАСПРЕДЕЛЁННОЙ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ СФЕРЫ ТУРИЗМА: МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД
В рассматриваемой статье предпринята попытка применения методического подхода к координации системы аудиторской проверки использования нераспределённой прибыли с целью организации эффективного механизма внутреннего контроля, позволяющего с достаточной степенью надёжности оценить качество финансовой информации по показателям формирования и использования прибыли. Результаты данного исследования будут полезны коммерческим организациям сферы туризма, не подлежащим обязательному аудиту, поскольку собственники зачастую лишены возможности самостоятельно убедиться в законности и правильности отражённых в отчётности данных ввиду отсутствия соответствующего опыта и знаний.
Ключевые слова: аудит, прибыль, проверка, существенность, риск, ошибки, нарушения.
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ
научного проекта № 16-12-55007
В условиях современного открытого экономического пространства прибыль является базовым показателем эффективности деятельности коммерческого предприятия, в том числе и сферы туризма. Основным отличием прибыли от других финансовых инструментов является то, что чаще всего она выражает реальный доход в денежном эквиваленте. Наличие стабильного дохода всегда характеризует развивающееся предприятие, наличие у него грамотного управленческого аппарата и достаточного количества ресурсов для реализации стратегии развития в долгосрочной перспективе. В настоящее время в связи с растущим уровнем конкурентной борьбы наблюдается расширение масштабов деятельности организаций, их интеграция и специализация [1, с. 7]. С каждым годом
гонка за прибылью заставляет предпринимателей искать новые способы поддержания своего бизнеса на должном уровне [1, с. 6]. В этой связи аудит использования прибыли становится особенно актуален для любой категории бизнеса, так как способен точно диагностировать его эффективность. При этом информация, собранная в процессе аудита, должна быть максимально достоверной.
Возникновение интереса к проблемам аудита нераспределённой прибыли обусловлено тем, что до настоящего времени в отечественной науке отсутствуют исследования, комплексно охватывающие методические аспекты аудита использования нераспределённой прибыли. Нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности не исключает потребности в совершенствовании комплексного подхода к организации системы аудита рассматриваемого участка. Следовательно, для решения данного вопроса необходимо разработать комплекс мероприятий по координации системы аудита использования нераспределённой прибыли с целью организации эффективного механизма внутреннего контроля, позволяющего с достаточной степенью надёжности оценить качество финансовой информации по показателям не только формирования прибыли, но и её использования. Основные направления использования нераспределённой прибыли определены порядком, предусмотренным уставом предприятия и решениями его собственников. При этом приоритетные направления использования прибыли - это выплаты собственникам корпоративных прав, персоналу предприятия по результатам работы, на социальную поддержку, на благотворительность, на развитие предприятия, создание резервного капитала, инвестиционного фонда и т. д.
В процессе проведения аудиторской проверки использования нераспределённой прибыли цель аудитора заключается в поиске наиболее эффективной стратегии сбора доказательств, подтверждающих отсутствие ошибок и нарушений. Для того, чтобы сделать этот поиск целенаправленным, аудитор должен представлять, что именно он доказывает или какую ошибку ищет. В этой связи аудитором могут быть выявлены недобросовестные действия со стороны заинтересованных собственников коммерческой организации.
В ФПСАД № 5 «Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита» [2] отмечено, что действия, совершённые обманным путём одним или несколькими лицами из числа представителей собственника, руководства, работников аудируемого лица и (или) иными лицами для извлечения незаконных выгод, называются недобросовестными.
Недобросовестное составление бухгалтерской отчетности заключается в её преднамеренном искажении, включающем отсутствие числовых данных либо нераскрытие информации в бухгалтерской отчётности с целью введения в заблуждение пользователей этой отчётности.
Недобросовестное составление бухгалтерской отчетности является результатом:
- манипулирования, фальсификации (включая подделку), изменения учётных записей или первичных учётных документов, на основании которых составляется отчётность;
- искажения или намеренного пропуска событий, хозяйственных операций или другой важной информации в бухгалтерской отчётности, или их преднамеренного исключения из данной отчётности;
- намеренного неправильного применения принципов бухгалтерского учёта в отношении числовых данных, классификации, представления и раскрытия информации;
- внесения фиктивных учётных записей в учётные регистры, как правило, ближе к концу отчетного периода, в целях манипулирования результатами хозяйственной деятельности или для достижения каких-то иных целей;
- пропуска или перенесения на более поздние или ранние периоды признания в бухгалтерской отчётности событий и хозяйственных операций, которые имели место в отчётном периоде;
- сокрытия или нераскрытия информации о фактах, которые могут оказывать влияние на показатели бухгалтерской отчётности;
- участия в сложных хозяйственных операциях, направленных на искажённое представление финансового состояния или финансовых результатов деятельности аудируемого лица;
- изменения учётных записей, связанных с существенными или нетипичными хозяйственными операциями, или условий их осуществления.
Основная цель аудиторской проверки использования нераспределённой прибыли заключается в установлении соответствия применяемой в организации методики учёта использования нераспределённой прибыли нормативным актам, действующим в Российской Федерации в проверяемом периоде. При этом необходимо решить ряд задач:
- оценить соответствие бухгалтерской отчётности данным синтетического и аналитического учёта составляющих конечный финансовый результат;
- подтвердить соответствие оформленных предприятием бухгалтерских операций действующему законодательству в области бухгалтерского учёта;
- проверить правильность формирования и отражения прибыли от основного вида деятельности и от иных видов деятельности, не связанных с основным (прочие доходы (расходы));
- проверить правильность формирования и использования чистой прибыли.
Для обеспечения выполнения указанных выше задач аудитору следует выполнить ряд требований нормативно-правовых актов, регулирующих данный участок бухгалтерского учёта и налогообложения. Перечень нормативных документов, регулирующих объект проверки, включает:
- Федеральное законодательство (Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая); Гражданский кодекс РФ (части первая и вторая); Федеральный закон РФ от 30.12.2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»; Федеральный закон от 6.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте»; Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (ред. от 28.12.2010 г.) и от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (ред. от 28 декабря 2010 г.);
- Федеральные правила стандарты аудиторской деятельности (ФПСАД);
- Российские правила стандарты по бухгалтерскому учёту.
Международный и отечественный опыт доказывает, что непосредственно перед проведением качественной аудиторской проверки любого участка учёта следует провести ряд мероприятий спланированных должным образом. Поскольку планирование предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, необходимо спрогнозировать масштаб предстоящих работ с учётом полученных знаний о деятельности экономического субъекта. При этом затраты времени на планирование работы могут достигать 20 % и более от продолжительности всей проверки при условии, что аудитор работает с клиентом впервые. Целиком комплекс мероприятий по проведению аудита использования нераспределённой прибыли можно представить в виде последовательно выполняемых этапов сопровождающихся соответствующим набором аудиторских процедур, а именно:
Этап I. Планирование аудита.
Этап II. Составление программы аудита (рассматриваемого участка учёта).
Этап III. Подготовка письменного сообщения о результатах проверки.
Этап I. Одной из первых процедур на этапе планирования аудиторской проверки является оценка качества состояния системы внутреннего контроля посредством тестирования работников аппарата управления. В соответствии с ФПСАД № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчётности» [3] система внутреннего контроля (далее по тексту СВК) представляет собой процесс, организованный и осуществляемый представителями собственника, руководством, а также другими сотрудниками аудируемого лица, для того чтобы обеспечить достаточную уверенность в достижении целей с точки зрения надёжности финансовой (бухгалтерской) отчётности, эффективности и результативности хозяйственных операций и соответствия деятельности аудируемого лица нормативным правовым актам. В свою очередь, тест по оценке системы учёта и внутреннего контроля поможет аудитору принять решение о том, может ли аудитор в своей работе полагаться на систему внутреннего контроля аудируемого лица и дать оценку риска средств контроля.
Следующей процедурой планирования аудиторской проверки является установление приемлемого уровня существенности с целью выявления существенных искажений. Под уровнем существенности понимается максимально допустимое количество ошибок либо искажений, которое может содержать учётная информация либо бухгалтерская (финансовая) отчётность и которое не вводит в заблуждение квалифицированного пользователя информации. Данный показатель имеет основополагающее значение в условиях проверки конкретного предприятия, в зависимости от его значения строятся план и программа аудита, определяется объём и глубина аудиторских процедур.
Согласно ФПСАД № 4 «Существенность в аудите» [4] аудитор рассматривает существенность как на уровне финансовой (бухгалтерской) отчётности в целом, так и в отношении остатка средств по отдельным счетам бухгалтерского учета групп однотипных операций и случаев раскрытия информации.
Наиболее рациональный вариант расчёта уровня существенности представлен в таблице 1.
При расчёте уровня существенности необходимо:
1. Рассчитать среднее арифметическое значение имеющихся показателей графы № 4.
2. Сравнить наибольшее и наименьшее значение графы № 4 со средним арифметическим.
3. Найти процент отклонения наибольшего и наименьшего значений от среднего арифметического.
4. Исключить из расчёта наибольшие и наименьшие значения показателей.
5. Найти среднее арифметическое значение графы № 4 из оставшихся трёх показателей. Полученная величина, округлённая либо в большую, либо в меньшую сторону (но не более
20 %) и есть уровень существенности для предприятия.
6. Рассчитанный уровень существенности необходимо распределить в равной пропорции на актив и пассив баланса между его статьями. При этом полученные величины означают предельное значение ошибки в разрезе статей бухгалтерского баланса, в нашем случае по статье «Нераспределённая прибыль (непокрытый убыток)».
Таблица 1
Определение уровня существенности в целом по предприятию, тыс. руб.
Базовые показатели Значение базового показателя Критерий, % Значение для нахождения существенности Примечания
1. Прибыль (убыток) до налогообложения 5
2. Выручка от продаж 2
3. Валюта баланса 2
4. Собственный капитал 10
5. Общие затраты 2
Будучи независимым экспертом, аудитор несёт ответственность перед экономическим субъектом, выражая мнение о достоверности отдельных показателей отчётности. Поэтому должен приложить все усилия для выражения объективного мнения и сведения к минимуму аудиторского риска. В зависимости от профессионального опыта аудитора в аудиторской практике принято оценивать аудиторский риск в пределах от 1 до 5 %.
Согласно ФПСАД № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчётности» [3] аудиторский риск - это риск выражения ошибочного аудиторского мнения в случае, когда в финансовой (бухгалтерской) отчётности присутствуют существенные искажения. В разрезе аудиторского риска раскрываются его составляющие элементы:
1. Неотъемлемый (внутренний) риск - подверженность остатка средств на счетах бухгалтерского учёта или групп однотипных операций искажениям, которые могут быть существенными, при допущении отсутствия необходимых средств внутреннего контроля.
2. Риск средств контроля - риск того, что искажение, которое может иметь место в отношении остатка средств по счетам бухгалтерского учёта или групп однотипных операций и быть существенным, не будет своевременно предотвращено или обнаружено и исправлено с помощью систем бухгалтерского учёта и внутреннего контроля. При оценке риска внутреннего контроля достаточно использовать результаты устного тестирования.
Неотъемлемый риск и риск внутреннего контроля составляют риск существенного искажения отчётности. Риск существенного искажения финансовой отчётности - это риск того, что существенное искажение было допущено в финансовой отчётности до начала проведения проверки.
3. Риск необнаружения - риск того, что аудиторские процедуры по существу не позволяют обнаружить искажение остатков средств по счетам бухгалтерского учёта или групп операций, которое может быть существенным по отдельности или в совокупности с искажениями остатков средств по другим счетам бухгалтерского учёта или группы операций. Риск необнаружения является показателем эффективности и качества работы аудитора, его квалификации и знакомства с деятельностью экономического субъекта.
Определение уровня существенности и распределение его между статьями баланса, а также установление значения аудиторского риска позволяют аудитору перейти к планированию и составлению программы аудиторской проверки.
Этап II характеризуется разработкой и составлением программы аудита, которая представляет собой детальный перечень аудиторских процедур, выполняющих роль подробной инструкции при проверке.
Основными разделами программы аудита использования нераспределённой прибыли являются:
Раздел 1. Аудит формирования нераспределённой прибыли. В этой части программы осуществляются следующие аудиторские процедуры:
- проверка соответствия данных синтетического и аналитического учёта;
- проверка соответствия данных синтетического учёта данным бухгалтерской отчётности;
- проверка отражения в учёте операций по формированию нераспределённой прибыли отчётного года;
- проверка отражения в учёте операций по списанию сумм добавочного капитала при выбытии ранее переоцененных основных средств или нематериальных активов;
Раздел 2. Аудит использования нераспределённой прибыли. В этой части программы к аудиторским процедурам относятся:
- проверка исполнения обязанности по направлению прибыли в резервный капитал и в другие фонды в соответствии с действующим законодательством или уставом организации и отражения указанной информации в отчётности организации;
- проверка соблюдения требований действующего законодательства по ограничению распределения прибыли в части выплаты доходов учредителям (участникам);
- проверка правильности отражения информации об утвержденных промежуточных дивидендах в отчётности;
- проверка правильности и своевременности отражения в бухгалтерском учёте хозяйственных операций по направлению части прибыли предыдущего года на выплату дивидендов;
- проверка правильности отражения в бухгалтерском учёте операций по направлению части прибыли на прочие цели, не связанные с выплатой доходов учредителям.
- проверка порядка покрытия убытка прошлых лет.
Более детально организация аудиторской проверки использования нераспределённой прибыли приведена в работе И. С. Богданович, Е. А. Балашова «Организация аудиторской проверки использования нераспределённой прибыли» [5, с. 47-52].
При проведении проверки следует учесть наличие факторов, определяющих состав показателей программы аудита использования нераспределённой прибыли: наименование аудиторской процедуры, источники проверки, нормативные документы, регулирующие аудиторские процедуры, методы контроля. Для наглядности фрагмент программы аудита использования нераспределённой прибыли представлен в таблице 2. При этом следует отметить, что каждый этап проверки подтверждается соответствующим рабочим документом аудитора, образец которого представлен в таблице 3.
Таблица 2
Фрагмент рекомендуемой программы аудита использования нераспределённой прибыли
№ Наименование аудиторской процедуры Источники проверки Нормативные документы, регулирующие аудиторские процедуры Методы контроля
первичные документы регистры синтетического и аналитического учёта отчётность прочие документы
Таблица 3
Образец рабочего документа аудитора
Рабочий документ аудитора № Организация Проверяемый период
Ведомость проверки направлений использования прибыли
№ п/п Направление использования прибыли Использование нераспределённой прибыли по данным организации Использо вание нераспределённой прибыли по данным проверки Отклонение (+, -), РУб- Причина отклонения
Направление Сумма, руб- Направление Сумма, руб-
В ходе проверки аудитором могут быть выявлены нарушения и ошибки. В случае выявления ошибок и нарушений проверяющий должен определить их количественное влияние на бухгалтерскую
отчётность с учётом рассчитанного уровня существенности. При этом ПБУ 22/2010 [6] установлены правила исправления ошибочных записей, в том числе касающихся нераспределённой прибыли. При наличии существенной ошибки, выявленной после утверждения годового отчёта, проведения собрания собственников и вынесения решения о распределении прибыли, должно быть проведено ещё одно собрание, на котором будет принято решение о распределении новой прибыли. Хотя может сложиться ситуация, когда прибыль была, а на поверку оказался убыток.
Наиболее часто встречающимися ошибками при аудите использования нераспределённой прибыли являются:
- материальное расходование прибыли при наличии убытка. Выбор варианта учёта распределения прибыли определяется позицией собственников, однако материальное расходование нераспределённой прибыли возможно только при её наличии в составе капитала организации;
- неправильное списание прибыли по направлениям;
- арифметические ошибки. Например, неправильно определена сумма дивидендов, подлежащих выплате, что приводит к искажению налогооблагаемой базы по налогу на прибыль и НДФЛ;
- недобросовестные действия должностных лиц. Например, занижение прибыли, подлежащей распределению для выплаты дивидендов, с целью личного обогащения;
- неправильная корреспонденция счетов.
Этап III является завершающей стадией, на которой руководству аудируемого лица подготавливается письменная информация. В ней выражается мнение о достоверности бухгалтерской отчётности, сформированное на основе полученных аудиторских доказательств, и соответствии порядка ведения бухгалтерского учёта требованиям, установленным нормативными актами, действующими в Российской Федерации. Если аудиторская проверка использования нераспределённой прибыли проводится в рамках аудита всей бухгалтерской отчётности, тогда аудитором готовится аудиторское заключение [5, с. 51].
Если же проводится проверка только названного участка учета, то в соответствии с ФПСАД № 22 «Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника» [7] для руководителя и собственников аудируемого лица подготавливается письменное сообщение о результатах проверки, в котором должны найти отражение следующие моменты:
1. Сформулированы положительные и отрицательные стороны в организации внутреннего контроля и учёта на предприятии.
2. Обобщены результаты проверки по каждому этапу программы проверки, с указанием ошибок или положительных сторон в организации учёта выбранного участка и ссылкой на соответствующие нормативные акты.
3. Даны подробные рекомендации по устранению выявленных нарушений.
Такие данные приводятся с целью доведения до руководства проверяемого субъекта сведений о недостатках в бухгалтерском учёте, которые могут привести к существенным ошибкам в бухгалтерской отчётности, и в порядке внесения конструктивных предложений по совершенствованию систем бухгалтерского и налогового учёта конкретного участка учёта. Рекомендуется по итогам проверки исправить допущенные нарушения, и силами работников бухгалтерии осуществить исправления по аналогичным нарушениям в других периодах, не подвергнутых аудиторской проверке, а также внести изменения в учётные и отчётные данные, поскольку нарушения «тянут» за собой увеличение налогового бремени.
Предлагаемая концепция координации аудиторской проверки использования нераспределённой прибыли позволит обеспечить наиболее качественную систему мероприятий по проверке данного участка учёта. Рассмотренные процедуры в части аудита нераспределённой прибыли обеспечивают единообразие принципов и подходов к проверке, позволяют учесть многообразие условий функционирования, исключив необоснованность и предвзятость. Всё это позволит аудиторам получать достоверные результаты, обеспечивая простоту и ясность в выводах. В целом, мнение аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчётности в отношении показателей наличия и использования прибыли может способствовать большему доверию к организации со стороны заинтересованных пользователей. Результаты данного исследования будут полезны коммерческим организациям, не подлежащим обязательному аудиту, поскольку собственники лишены возможности самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные, зачастую очень сложные операции - законны и правильно отражены в отчётности, так как обычно либо не имеют доступа к учётным записям, либо отсутствует соответствующий опыт.
Библиографический список
1. Богоявленская, Т. С. Разработка стратегии управление затратами компании ЗАО «Иртышское» / Т. С.Богоявленская, О. А. Куценко, А. В. Кириченко // Уникальные исследования XXI века. - 2015. - № 11 (11). - С. 6-25.
2. Приказ Минфина РФ от 17.08.2010 № 90н (ред. от 16.08.2011) «Об утверждении федеральных стандартов аудиторской деятельности» (вместе с «Федеральным стандартом аудиторской деятельности (ФСАД 5/2010). Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита», «Федеральным стандартом аудиторской деятельности (ФСАД 6/2010). Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита») [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.
3. Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчётности» (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 (ред. от 27.01.2011 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.
4. Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 4 «Существенность в аудите» (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 (ред. от 27.01.2011 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.
5. Богданович, И. С. Организация аудиторской проверки использования нераспределённой прибыли. / И. С. Богданович, Е. А. Балашова // Сибирская финансовая школа. - 2011. - № 5 - С. 47-52.
6. Исправление ошибок в бухгалтерском учёте и отчётности (ПБУ 22/2010) (утв. Приказом Минфина РФ №63н от 28.06.2010 г. ред. 08.11.2010г.). - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.
7. Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 22 «Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника» (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 (ред. от 27.01.2011 г.). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.
E. A. Balashova, A. V. Kirichenko, Omsk State Technical University
COORDINATION OF THE SYSTEM OF UNDISTRIBUTED PROFIT USE AUDITS BY TOURISM ENTERPRISES: METHODICAL APPROACH
This paper tries to apply a methodical approach to the coordination of the system of the undistributed profits use audits to organize an effective internal control mechanism, which allows to evaluate the quality of financial information in terms of formation and use of profits with a sufficient degree of reliability. The results of this study will be useful to commercial organizations in the sphere of tourism not audited mandatory, because the owners are often have no opportunity to verify independently the legality and correctness of the reported data due to the lack of relevant experience and knowledge.
Keywords: audit, profit, verification, relevance, risk, mistakes, violation.
References
1. Bogoiavlenskaia T. S., Kucenko O. A., Kirichenko A. V. Develop strategies for cost management of JSC "Ir-tysh". UnikaFnye issledovaniia XXI veka, 2015, No. 11 (11), pp. 6-25.
2. Prikaz Minfina RF ot 17.08.2010 N 90n (red. ot 16.08.2011) «Ob utverzhdenii federaFnykh standartov auditorskof deiateFnosti» (vmeste s «FederaTnym standartom auditorskof deiateFnosti (FSAD 5/2010). Obiazannosti auditora po rassmo-treniiu nedobrosovestnykh defstvif v hode audita», «FederaFny'm standartom auditorskof deiateFnosti (FSAD 6/2010). Obiazannosti auditora po rassmotreniiu sobliudeniia audiruemy m litcom trebovanif normativny kh pravovykh aktov v hode audita») [The order of the Ministry of Finance of the Russian Federation dated 17.08.2010 N 90н (ed 16.08.2011) "On approving Federal auditing standards" (with "the Federal standard of auditing activity (FSAD 5/2010). Duties of the auditor on consideration of unfair actions during audit", "Federal standard of auditing activity (FSAD 6/2010). Duties of the auditor on consideration of observance by the audited person of requirements of standard legal acts in the course of the audit")]. Available at http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.
3. FederaFnoe pravilo (standart) auditorskof deiateFnosti № 8 «Ponimanie deiateFnosti audiruemogo litca, sredy\ v kotorof ona osushchestvliaetsia, i ocenka riskov sushchestvennogo iskazheniia audiruemof finansovof (bukhgalterskof) otchetnosti» (utv. Postanovleniem PraviteFstva RF ot 23.09.2002 № 696 (red. ot 27.01.2011 g.). [Federal rule (standard) of auditor activity № 8 "the Understanding of the entity, the environment in which it is carried out, and assessment of risks of material misstatement in the audited financial (accounting) statements" (app. The resolution of the Government of the Russian Federation from 23.09.2002 № 696 (as amended on 27.01.2011).] Available at http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.
4. FederaFnoe pravilo (standart) auditorskof deiateFnosti № 4 «Sushchestvennosf v audite» (utv. Postanovleniem PraviteFstva RF ot 23.09.2002 № 696 (red. ot 27.01.2011 g.). [Federal rule (standard) of auditor activity № 8 "the Understanding of the entity, the environment in which it is carried out, and assessment of risks of material misstatement in the audited financial (accounting) statements" (app. The resolution of the Government of the Russian Federation from 23.09.2002 № 696 (as amended on 27.01.2011).]. Available at http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.
5. Bogdanovich I. S., Balashova E. A. The audit of the use of retained earnings. Sibirskaia finansovaia shkola, 2011, No. 5, pp. 47-52.
6. Ispravlenie oshibok v bukhgalterskom uchete i otchetnosti (PBU 22/2010) (utv. Prikazom Minfina RF №63n ot 28.06.2010 g. red. 08.11.2010g.) [Correction of errors in accounting and reporting (PBU 22/2010) (app. By order of the Ministry of Finance of the Russian Federation No. 63n of 28.06.2010 from 08.11.2010 G. G. ed.)]. Available at http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.
7. FederaTnoe pravilo (standart) auditorskoi' deiatel'nosti № 22 «Soobshchenie informatcii, poluchennoi' po rezultatam audita, rukovodstvu audiruemogo litca i predstaviteliam ego sobstvennika» (utv. Postanovleniem Pravi-tel' stva RF ot 23.09.2002 № 696 (red. ot 27.01.2011 g.). [Federal rule (standard) of auditor activities № 22 «the Message information received by results of audit, the management of the audited entity and representatives of its owner» (app. The resolution of the Government of the Russian Federation from 23.09.2002 № 696 (as amended on 27.01.2011).]. Available at http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.
© Е. А. Балашова, А. В. Кириченко, 2016
Авторы статьи:
Елена Александровна Балашова, доцент, Омский государственный технический университет. Анастасия Владимировна Кириченко, старший преподаватель, Омский государственный технический университет е-mail: [email protected]
Рецензенты:
Т. Д. Синявец, доктор экономических наук, профессор, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского.
Е. В. Коваленко, кандидат экономических наук, доцент, Омский государственный педагогический университет.
УДК 330.46 DOI 10.17238^п1998-5320.2016.26.172
О. М. Куликова,
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия, г. Омск
Е. В. Усачева, Городская поликлиника № 4, г. Омск
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССАМИ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье рассмотрены вопросы применения авторской технологии управления процессами в сфере отечественного здравоохранения на примере разработки мероприятий по профилю «Пульмонология» для крупного промышленного центра. Выявлено, что заболеваемость населения крупных промышленных центров хроническими болезнями органов дыхания зависит от экологической обстановки и ресурсной обеспеченности процессов оказания медицинских услуг, медицинской активности пациентов.С применением данной технологии разработано комплексное управленческое решение, направленное на снижение заболеваемости населения г. Омска некоторыми хроническими болезнями органов дыхания, планируемое к реализации в 2017-2019 гг. Для снижения заболеваемости населения исследуемыми болезнями необходимо увеличить число койко-мест в круглосуточных стационарах, повысить обеспеченность населения врачами-пульмонологами, а также медицинскую активность населения путём реализации программ дополнительной диспансеризации и диспансерного наблюдения. Это позволит снизить заболеваемость населения г. Омска хроническими болезнями органов дыхания в плановый период на 4,14 % по сравнению с прогнозом. Планируемые затраты на его реализацию составляют 187 млн рублей.
Ключевые слова: процессы сферы здравоохранения РФ, управление процессами, сохранение здоровья нации.
В настоящее время становятся актуальными вопросы оптимизации и эффективного использования ресурсного обеспечения процессов оказания медицинских услуг в сфере отечественного здравоохранения. Это обусловлено, с одной стороны, ростом заболеваемости населения, с другой стороны, необходимостью оптимального расходования имеющихся средств на медицинское обслуживание населения в Российской Федерации (РФ) [1, 2, 5].
В основе оказания медицинских услуг в сфере здравоохранения лежит совокупность взаимосвязанных основных и вспомогательных процессов, реализуемых через сеть медицинских организаций. Данные процессы реализуются в условиях высокой неопределённости, и эффективность их реализации в значительной