УДК 657.4
Н. В. МАМУШКИНА
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АУДИТА ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО И КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ЖИВОТНОВОДСТВА
Ключевые слова: аудит, затраты, животноводство, нормативное регулирование, себестоимость, учет.
Аннотация. В статье обобщены и систематизированы основные нормативные и правовые акты, на основании которых аудитор проводит проверку достоверности информации о затратах и калькулировании себестоимости продукции животноводства в сельскохозяйственных организациях.
Аудиторская проверка затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции животноводства является одним из трудоемких участков в аудиторской деятельности, требующей знания нормативной документации с последующими в ней изменениями.
Для планирования и осуществления аудиторской деятельности требуется информация, в составе которой выделяются нормативные акты, определяющие порядок совершения и бухгалтерского учета хозяйственных операций, формирования отчетности, а также информация аудируемого лица (экономического субъекта) [17, с. 87].
Систему нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России представляют нормативно-правовые акты четырех уровней, действующие начиная с 1996 года. Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в России состоит их пяти уровней: (рисунок 1 и 2). [2, с. 148].
Документами первого уровня определяется место, роль, задачи аудиторской деятельности в финансово-экономической системе. Законодательный уровень включает Федеральный закон «О бухгалтерском учете», Гражданский кодекс РФ, Конституцию РФ. Из перечисленных нормативных документов следует отметить Федеральный
© Мамушкина Н. В., 2013
закон РФ «О бухгалтерском учете», который содержит основные понятия и положения, которые составляют единую методологическую и правовую основу бухгалтерского учета и отчетности на территории РФ. В нем сформулированы: объекты, задачи, понятия в учете, его сфера действия, организация учета, предъявляемые требования к ведению бухгалтерского учета, содержание первичной документации, регистров бухгалтерского учета, оценка имущества, обязательств, учетная политика, права и обязанности главного бухгалтера, положение об ответственности за организацию бухгалтерского учета и за нарушения законодательства РФ в бухгалтерском учете, которую несут руководители организации. В законе приводится состав бухгалтерской отчетности, сроки ее представления, а также проведение инвентаризации и порядок хранения документов бухгалтерского учета [21, с. 93].
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» является нормативным документом первого уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в России и устанавливает единые требования по организации и ведению бухгалтерского учета, в частности, принципа последовательности ведения учетной политики организацией, оформления каждого факта хозяйственной деятельности экономического субъекта первичным учетным документом и соблюдения ведения в них обязательных реквизитов, регистрации данных, содержащихся в первичных учетных документах в регистрах бухгалтерского учета, инвентаризации активов и обязательств организации и общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности и ее состав (статьи 6, 7, 8,9, 10,11, 13 и 14 настоящего Закона) [30, с. 132-135].
Рисунок 1 - Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ
Законодательные и подзаконные нормативные акты включены в состав документов второго уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и аудиторской деятельности. В документах рассматриваемого уровня определяются общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для исполнения всеми участвующими в ней субъектами. [20, с. 59-63].
Основные принципы ведения и организации финансового бухгалтерского учета в организации установлены Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика» и Планом счетов бухгалтерского учета и некоторыми другими нормативными документами (третий и четвертый уровень) [30, с. 204].
Применительно к теме работы иследования раскроем основные положения нормативных актов, регулирующих затраты и себестоимость продукции животноводства (таблица 1) [5, с. 45].
Таблица 1 - Перечень нормативно-правовых документов и методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат и калькулированию себестоимости продукции животноводства
№ пп Перечень нормативно-правовых актов и методических рекомендаций
1 «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансовохозяйственной деятельности предприятий и организаций агропромышленного комплекса и Методических рекомендаций по его применению», приказ Минсельхоза РФ от 13 июня 2001 г. № 654
2 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету сельскохозяйственной продукции и сырья», постановление Госкомстата России от 29 сентября 1997 г. № 68
3 «Об утверждении специализированных форм первичной учетной документации», приказ Минсельхоза РФ от 16 мая 2003 г. № 750
4 «Об утверждении Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств сельскохозяйственных организаций», приказ Минсельхоза РФ от 19 июня 2002 г. № 559
5 «Об утверждении Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат в животноводстве», «Методические рекомендации по бухгалтерскому учету животных на выращивании и откорме», приказ Минсельхоза РФ от 2 февраля 2004 г., № 73
Продолжение таблицы 1
6 «Об утверждении Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов в сельскохозяйственных организациях», приказ Минсельхоза РФ от 31 января 2003 г. № 26
7 «Об утверждении Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат на производство и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в сельскохозяйственных организация, приказ Минсельхоза РФ от 6 июня 2003 г № 792
8 Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат и выхода продукции в молочном и мясном скотоводстве от 11 июня 2007 г.
9 Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организаций» (ПБУ 10/99), утверждено приказом Минфина РФ от 06 мая 1999 г. № 33 н
10 Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организаций» (ПБУ 1/2008), утверждено приказом Минфина от 6 октября 2008 г. № 106 н
11 Положение по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности» (ПБУ 22/2010), утвержденное приказом Минфина РФ от 28 июня 2010 г. № 63 н
12 Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2012 г. № 402-ФЗ
Снижение затрат на производство продукции для сельскохозяйственных предприятий является важнейшим резервом роста прибыли и повышения уровня ее рентабельности [16, с. 119-123].
Сегодня для определения себестоимости продукции (работ, услуг) используется ПБУ 10/99 - стандарт по бухгалтерскому учету, регулирующий общие правила формирования информации о расходах организаций в бухгалтерском учете. Необходимо отметить, что себестоимость продукции зависит от состава и размеров учтенных затрат на производство, особенностей технологического процесса производства продукции животноводства, о чем мы говорили выше, структуры производства и прочих факторов, оказывающих влияние на состав и размер затрат. Согласно ПБУ 10/99 «Расходы организации» организации обязаны раскрывать в бухгалтерской отчетности выручку от продажи продукции, составляющую пять и более процентов от общей
суммы доходов за отчетный период. При выделении в информации видов доходов, составляющих пять и более процентов от общей суммы доходов за отчетный год, следует отразить соответствующую каждому виду часть расходов. Согласно данного положения, в приложениях к бухгалтерской отчетности должна быть раскрыта информация о порядке признания коммерческих и управленческих расходов, о расходах по обычным видам деятельности в разрезе элементов затрат, об изменении величины расходов, не имеющих отношения к исчислению себестоимости проданной продукции, а также отчислениях, связанных с образованием резервов. В ПБУ 10/99 определено, что перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно [3, с. 167169].
Планом счетов предусмотрены следующие счета затрат: 20 «Основное производство» субсчет 2 «Животноводство».
Постановление Госкомстата № 68 устанавливает для использования учета молочного скотоводства 56 документов формы «СП» и краткой области их применения. Все документы этого положения разбиты на пять групп, включая документы 3-5 групп, применительно для целей учета на предприятиях молочного скотоводства (3 группа -17 документов, 4 группа - 10 документов, 5 группа - 10 документов). Следует отметить, что на предприятиях агросектора, помимо документов формы «СП», используются и некоторые документы формы «АПК», например, «Расчет начисления оплаты труда работникам животноводства» формы № 413-АПК (утвержденные приказом Мин-сельхоза РФ от 16 мая 2003 г. № 750) [23, с. 68].
В методических рекомендациях № 559, утвержденных приказом Минсельхоза России от 19 июня 2002 г, раскрываются вопросы правильного отражения животных на откорме и их перевода в основное стадо. В методических рекомендациях № 73 дается подробное описание учетных операций для отражения учетных данных по получению молодняка и его выращиванию и указываются ссылки на первичные документы синтетического учета и методику калькулирования себестоимости приплода и привеса. [22, с. 145].
На сегодняшний день вопросы учета затрат регулируются отраслевыми рекомендациями, в частности приказом Минсельхоза РФ № 792 от 06.06.2003 «Об утверждении Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат на производство и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в сельскохозяйственных организациях». В данных рекомендациях рассматривается методика учета производственных затрат, готовой продукции, расчет себестоимости головы приплода и центнера молока по системе суммирования затрат
на содержание основного молочного стада и их распределение в пропорции 90 % - молоко, 10 % - приплод [18, с. 73-79].
Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) указывает на необходимость раскрытия информации о способах ведения бухгалтерского учета, выбранный метод учета затрат, группировку затрат по элементам, способ формирования себестоимости продукции (работ, услуг), утвержденные формы первичных учетных документов и график документооборота, организацию аналитического и синтетического учета затрат и выхода продукции животноводства, а также на факты изменения учетной политики, оказавших или способных оказать влияние на финансовое положение организации. Кроме того, должны быть указаны причины этих изменений и оценка последствий их в стоимостном выражении, чтобы заинтересованные пользователи отчетности имели возможность сравнить показатели финансовой отчетности на протяжении нескольких отчетных периодов и определить тенденции их изменений [25, с. 69].
В Положении по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» ПБУ 22/2010 отмечено, что организация обязана раскрывать характер ошибки, сумму корректировки по каждой статье отчетности, сумму корректировки о базовой и разводненной прибыли и сумму корректировки вступительного сальдо.
Система законодательного регулирования аудиторской деятельности представлена системой, состоящей из пяти уровней (рисунок 2) [15, с. 114].
Самый верхний уровень представлен Конституцией Российской Федерации и системой кодексов (Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ и т. д.), относятся федеральные законы, в том числе закон «Об аудиторской деятельности».
Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ является основным нормативным документом в аудите, но в целях качественного проведения аудиторских проверок, использования наиболее эффективных методов и приемов аудита и повышения достоверности отчетности возникает необходимость применения в аудиторской практике единых правил (стандартов) аудита [4, с. 187].
Второй уровень представлен постановлениями Правительства РФ, среди которых постановления от 23.09.2002 № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности».
Правительство РФ в соответствии с Законом № 307-ФЗ утвердило постановлением от 23 сентября 2002 г. № 696 34 федеральные правила (стандарта) аудиторской деятельности. После отмены ФПСАД № 15 и № 6 количество стандартов равно 32 [1, с. 35-38].
Рисунок 2 - Система законодательного регулирования аудиторской
деятельности
Так как в настоящее время функции государственного регулирования аудиторской деятельности постановлением Правительства РФ от 11.02.02 № 135 возложены на Министерство финансов Российской Федерации, четвертый уровень образуют приказы указанного министерства.
В настоящее время в России действуют федеральные стандарты аудиторской деятельности № 1-6, утвержденные Минфином России 20 мая 2010 г. № 46н [27, с. 107-108].
К третьему уровню системы нормативного регулирования аудиторской деятельности относятся правила (стандарты), устанавливающие нормы, обязательные для всех субъектов рынка аудиторских услуг. Правила (стандарты) аудиторской деятельности - это нормативные документы, регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудита и сопутствующих ему услуг, а также требований к оценке качества аудита, к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации [28, с. 57].
Четвертый уровень представляют письма Министерства финансов Российской Федерации, затрагивающие отдельные вопросы регулирования аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям и организациям. Таким образом, аудиторским стандартам, в том числе и внутренним стандартам аудиторских организаций, отводится доминирующая роль в системе нормативного регулирования аудиторской деятельности.
Пятый уровень включает внутренние стандарты аудиторских организаций, в качестве которых понимаются документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудита, принятые и утвержденные аудиторской организацией с целью обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности требованиям правил (стандартов) аудиторской деятельности [7, с. 259].
Наибольший удельный вес и важнейшее положение в системе нормативного регулирования занимают аудиторские стандарты, предназначенные для определения методологических основ аудита, способов организации и технологии внутренних работ, базовых требований к аудиторам.
Правило (стандарты) - это единые основополагающие требования к процессу проведения аудиторских проверок, качеству аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг. Стандарты определяют общий подход к проведению аудита и его объему и основные принципы, которым должны следовать аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в ходе осуществления проверок [29, с. 207].
Их значение состоит в том, что их применение способствует достижению определенного качества, гарантий аудиторских услуг, объективности в выражении аудиторского мнения по принципам ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской отчетности.
Значение системы стандартов состоит в том, что она:
- обеспечивает качество проверок;
- содействует внедрению новых научных достижений;
- помогает пользователям понять процесс аудиторской проверки;
- обеспечивает связь отдельных элементов аудиторского процесса;
- создает общественный имидж профессии [28, с. 43].
Согласно ст.7 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ правила (стандарты) аудиторской деятельности разрабатываются в соответствии с МСА, установлена двухуровневая система:
- федеральные стандарты аудиторской деятельности;
- стандарты аудиторской деятельности саморегулируемых организаций аудиторов. [26, с. 154].
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита, являются обязательными для аудиторских организаций и аудиторов, саморегулируемых аудиторских объединений и их работников, определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности.
Стандарты саморегулируемых организаций аудиторов определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг; не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности; не должны создавать препятствия осуществлению аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами аудиторской деятельности; являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членами указанной саморегулируемой организации аудиторов [24, с. 78].
Анализ содержания отечественных стандартов аудиторской деятельности свидетельствует, что в них представлены главным образом общие принципы выполнения аудиторских работ, требования, предъявляемые к элементам аудиторской деятельности [19, с. 178].
Например, правило (стандарт) «Аудиторские доказательства» описывают виды доказательств, их достоинства и недостатки, источники и методы получения, но не содержат рекомендаций порядка формирования аудиторских доказательств; правило (стандарт) № 4 «Существенность в аудите» рассматривает основные положения суще-
ственности и ее взаимосвязи с аудиторским риском, но не описывает методы и приемы для ее расчета [13, с. 47].
При получении аудиторских доказательств в ходе проверки аудита затрат и себестоимости продукции животноводства аудитор должен руководствоваться:
1) федеральными стандартами аудиторской деятельности,
утвержденными Минфином России (далее ФСАД) - № 5/2010 и
6/2010;
2) федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными постановлением Правительства РФ - № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 8, № 11, № 20 [11, с. 13, 26, 47, 98-102].
Требования к порядку проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в части обязанностей аудиторской организации, индивидуального аудитора по рассмотрению в ходе аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности действий, совершенных обманным путем или несколькими лицами из числа представителей собственника, руководства, работников аудируемого лица и (или) иными лицами для извлечения незаконных выгод, установлены в Федеральном стандарте аудиторской деятельности № 5/2010 «Обязанность аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита» [6, с. 117].
Требования к порядку проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в части соблюдения обязанностей аудиторской организацией, индивидуального аудитора по рассмотрению в ходе аудита бухгалтерской отчетности аудируемого лица, требований нормативно-правовых актов и выявления существенных искажений указанной отчетности преднамеренными или непреднамеренными действиями указаны в ФСАД № 6/2010 «Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита» [12, с. 39].
Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности» определяет целевую установку и принципы его организации.
ФПСАД № 2 «Документирование аудита» устанавливает требования к документированию операций в процессе аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, определяет форму и содержание рабочих документов и конфиденциальность информации и сохранности документов аудитора [8, с. 46].
ФПСАД № 3 «Планирование аудита» определяет необходимость предварительного ознакомления с деятельностью клиента, составления плана и программы, включая оформление изменения и
уточнений, возникших в ходе аудита [9, с. 39].
Методические подходы к определению понятия «существенность», единые требования, касающиеся ее и ее взаимосвязи с аудиторским риском, а также оценка аудитором последствий искажений дается в ФПСАД № 4 «Существенность аудита». В случае выявления искажения бухгалтерской отчетности или нарушении требований законодательства необходимо выполнять требования правил (стандартов) аудиторской деятельности [9, с. 78].
ФПСАД № 5 «Аудиторские доказательства» определяет вид и состав аудиторских доказательств и процедуры их получения, дает классификацию процедур проверки по существу, включающие инспектирование, запрос, подтверждение, пересчет и аналитические процедуры [10, с. 23].
Необходимость оценки аудиторского риска и разработка аудиторских процедур для снижения данного риска на основе понимания деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, установлены Федеральным правилом аудиторской деятельности № 8.
Правило (стандарт) № 11 «Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица» устанавливает оценку аудитором соблюдения аудируемым лицом выполнения принципа допущения непрерывности деятельности, которое является основным при подготовке бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Сущность, цели и применение аналитических процедур на стадии планирования, применение их в качестве проверки по существу и общей обзорной проверки на завершающей стадии аудита рассматриваются в Федеральном правиле (стандарте) № 20 «Аналитические процедуры». При этом правило устанавливает использование аналитических процедур и на других этапах аудита.
Контроль и учет производства продукции животноводства должен осуществляться в условиях соответствующего учета и при наличии законодательного регулирования и нормирования [14, с. 6771].
В таблице 2 систематизируем нормативные документы, регулирующие непосредственно бухгалтерский учет и аудит затрат на производство и себестоимость продукции животноводства.
Аудитору необходимо иметь базу нормативно-правовой документации при осуществлении аудиторской проверки затрат и калькулирования продукции животноводства, основной целью которой является соблюдение требований действующего законодательства и установление достоверности информации, предоставляемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемой организации.
Таблица 2 - Система нормативного регулирования аудита учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции животноводства
Нормативное регулирование бухгалтерского учета Нормативное регулирование аудита
1 уровень «Законодательный уровень»
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ
2 уровень «Нормативный уровень»
Положения по бухгалтерскому учету: ПБУ 1/2008 «Учетная политика о рганизации» ПБУ 10/99 «Расходы организации» ПБУ 22/2010 ««Исправление ошибок в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности» «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» Федеральные стандарты аудиторской деятельности
3 уровень «Методический уровень»
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности с Инструкцией по его применению Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) в сельскохо зяйственных организациях Методические рекомендации по учету затрат в животноводстве Альбом форм первичных документов для организаций АПК Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат и выхода продукции в молочном и мясном скотоводстве «Методические рекомендации по бухгалтерскому учету животных на выращивании и откорме Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (ФПСАД): ФПСАД № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности» ФПСАД № 2 «Документирование аудита» ФПСАД № 3 «Планирование аудита» ФПСАД № 4 «Существенность в аудите» ФПСАД № 5 «Аудиторские доказательства» ФПСАД № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности»
Продолжение таблицы 2
Методические рекомендации по бухгалтерскому учету материальнопроизводственных запасов в сельскохозяйственных организациях Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств сельскохозяйственных организаций Унифицированные формы первичной учетной документации по учету сельскохозяйственной продукции и сырья Специализированные формы первичной учетной документации ФПСАД № 11 «Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица» ФПСАД № 20 «Аналитические процедуры» Федеральные стандарты аудиторской деятельности ФСАД № 5 «Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита» ФСАД № 6 «Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита»
4 уровень «Организационный (технологический) уровень»
Рабочие документы самой организации (Учетная политика) Правила (стандарты профессиональных общественных аудиторских объединений и внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности»
5 уровень « Внутрифирменные стандарты»
- Внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности
Обобщение основных положений нормативных документов и актов способствует организации информационной базы аудита, облегчает формирование аудиторских процедур, позволяет определить источники аудиторских доказательств и операций обработки данных по каждой процедуре и в конечном итоге способствует повышению качества и эффективности аудиторских проверок.
ЛИТЕРАТУРА
1. «О бухгалтерском учете» ФЗ № 402-ФЗ от 06.12.2011 г.
2. «Об аудиторской деятельности» Закон № 307-ФЗ от 24 декабря 2008 г.
3. Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696.
4. «Об утверждении федеральных стандартов аудиторской деятельности», утвержденные Приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46 н.
5. «Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита», ФСАД № 5/2010 приказ Минфина России от 17 августа 2010 г. № 90 н.
6. «Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита» ФСАД № 6/2010 , приказ Минфина России от 17 августа 2010 г. № 90 н.
7. «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности» ФПСАД № 1, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696.
8. «Документирование аудита» ФПСАД № 2, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696.
9. «Планирование аудита» ФПСАД № 3, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696.
10. Существенность в аудите» ФПСАД № 4, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696.
11. «Аудиторские доказательства» ФПСАД № 5, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696.
12. « Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности» ФПСАД № 8, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23 сентября
2002 г. № 696.
13. «Аналитические процедуры» ФПСАД № 20, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696.
14. «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций агропромышленного комплекса и Методических рекомендаций по его применению», Приказ Минсельхоза РФ от 13 июня 2001 № г. № 654.
15. «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету сельскохозяйственной продукции и
сырья», постановление Госкомстата России от 29 сентября 1997 г. № 68.
16. «Об утверждении специализированных форм первичной учетной документации», приказ Минсельхоза РФ от 16 мая 2003 г. № 750.
17. «Об утверждении Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств сельскохозяйственных организаций», приказ Минсельхоза РФ от 19 июня 2002 г. № 559
18. «Об утверждении Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат в животноводстве», приказ Минсельхоза РФ от 2 февраля 2004 г., № 73.
19. «Методические рекомендации по бухгалтерскому учету животных на выращивании и откорме», приказ Минсельхоза РФ от 2 февраля 2004 г., № 73.
20. «Об утверждении Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов в сельскохозяйственных организациях», приказ Минсельхоза РФ от 31 января
2003 г. № 26.
21. «Об утверждении Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат на производство и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в сельскохозяйственных организация, приказ Минсельхоза РФ от 6 июня 2003 г. № 792.
22. Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат и выхода продукции в молочном и мясном скотоводстве от 11 июня 2007 г.
23. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организаций» (ПБУ 10/99), утверждено приказом Минфина РФ от 06 мая 1999 г. № 33 н.
24. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организаций» (ПБУ 1/2008), утверждено приказом Минфина от 6 октября 2008 г. № 106 н.
25. Положение по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности» (ПБУ 22/2010), утвержденное приказом Минфина РФ от 28 июня 2010 г. № 63 н.
26. Валиева Г. Р. Нормативно-правовое регулирование учета затрат в молочном скотоводстве / Современные тенденции и актуальные проблемы развития инновационной экономики: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 50-летию Института Экономики. Казань: Издательство Казанского ГАУ, 2011. 515 с.
27. Клычова Г. С. Нормативно-правовое регулирование аудита финансовой отчетности // Клычова Г. С., Муллахметова Э. Х. // Учетно-аналитические инструменты развития инновационной экономики: материалы II Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых. Том 1. г. Княгинино: НГИЭИ, 2011. С. 124-129
28. Лисович Г. М. Сельскохозяйственный учет (финансовый и управленческий): Учебник. Серия «Экономика и управление». Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002. 720 с.
29. Рогуленко И. М. Аудит: учебник для бакалавров. / под ред. Т. М. Рогуленко [ и др. ]. М. : Издательство Юрайт, 2013. 540 с.
30. Рогуленко Т. М. Аудит: учебник / Т. М. Рогуленко, С. В. Пономарева. М.: КНОРУС, 2010. 416 с.
LEGAL REGULATION OF PROVIDING AUDIT COSTS ON PRODUCTION AND CALCULATION OF PRIME COST IN CATTLE-BREEDING PRODUCTION
Keywords: audit, cost, cattle-breeding, legal regulation, accounting, prime cost.
Annotation: The article summarizes and systematizes the main regulatory legal acts letting the auditor check the authenticity of the information about the costs and calculation of prime cost of cattle-breeding production in agricultural organizations.
МАМУШКИНА НАТАЛЬЯ ВАЛЕРЬЕВНА - преподаватель кафедры бухгалтерского учёта, анализа и аудита, Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, Россия, Княгинино, ([email protected]).
MAMUSHKINA NATALIA VALERIEVNA - lecturer of the chair «Accounting, analysis and audit», Nizhny Novgorod State Engineering and Economic Institute, Russia, Knyaginino, ([email protected]).