_СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА_
УДК 37.0
Селиванова Наталия Леонидовна
Доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующая центром стратегии и теории воспитания личности, Москва
Якушкина Марина Сергеевна
Доктор педагогических наук, заведующая лабораторией теории формирования образовательного пространства СНГ, [email protected], Санкт-Петербург
координация интересов традиционных и инновационных субъектов образовательного
пространства стран содружества
Аннотация. Одним из механизмов развития личности и способом отражения педагогической реальности является образовательное пространство. В основе его формирования лежат идеи целостности образования, понимания тесной взаимосвязи и взаимозависимости человека и окружающей его социокультурной среды, со-бытия, сотрудничества, диалога участников образовательного процесса, творческой самореализации личности. Международное образовательное пространство СНГ можно рассматривать как пространство взаимодействия поликультурных регионов. Основной нормативно-правовой базой межгосударственных отношений и сотрудничества субъектов образовательного пространства СНГ являются различного рода концепции, соглашения и модельные законодательные акты (законы, рекомендации). Вместе с тем межгосударственное образовательное пространство, по сути своей, - созданная его полисубъектами для сотрудничества мультикультурная со-бытийная образовательная сеть (сетевая образовательная организация), функционирующая на территории с разнообразным национальным составом и разными условиями их жизнедеятельности.
Ключевые слова: образовательное пространство СНГ, субъекты образовательного пространства, взаимодействие, взаимозависимость, поликультурные регионы, мультикультурное общество, образовательная политика, модельные законодательные акты.
Введение в проблему и научный аппарат исследования
Характерной особенностью конца ХХ -начала XXI в. является усиление взаимосвязи стран и народов, повышение мультикуль-турности населения многих стран. Однако народы, в мировоззрении которых веками присутствовали противопоставляемые образы «свой» и «чужой», не всегда готовы к продуктивной жизнедеятельности в муль-тикультурном пространстве. В связи с этим формируется запрос общества в организации культурно-образовательной деятельности сообществ, способных к проявлению созидательной позиции в мультикультур-ном социуме. Вопрос о взаимопонимании и взаимодействии между социокультурными институтами по развитию партнерских отношений представителей разных культур, национальностей, конфессий, различных убеждений сегодня весьма актуален. Он продуцирует разработку способов взаимодействия и согласования интересов разных субъектов мультикулътурного образователь-
ного пространства, нацеленного на формирование мультикультурного мировоззрения граждан стран Содружества [4], готовность молодежи к самопознанию, самоутверждению, самореализации в мультикультурном образовательном пространстве.
Цель настоящего исследования: раскрыть основные механизмы согласования интересов субъектов образовательного пространства СНГ и тенденции развития образовательной политики государств-участников СНГ в сфере образования взрослых, разновозрастных сообществ.
В исследовании использованы следующие методы: теоретические - метод теоретического анализа и синтеза; изучение отечественного и зарубежного опыта, позволившее сравнить различные точки зрения исследователей на изучаемую проблему; эмпирические - анкетирование, включенное наблюдение, собеседование, опрос, тестирование, анализ продуктов творческой
деятельности разновозрастных сообществ (групповых субъектов).
Научная новизна полученных результатов исследования заключается в уточнении механизмов взаимодействия субъектов мульти-культурного образовательного пространства, нацеленных на согласование их интересов.
Практическая ценность результатов состоит в том, что они могут быть использованы в программах переподготовки и повышения квалификации специалистов по социальной работе, руководителей и педагогов образовательных организаций; при разработке критериев и показателей развитости образовательных пространств регионов руководителями систем образования, парламентариями.
Известно, что образовательное пространство является одним из механизмов развития личности и способом отражения педагогической реальности [6]. В основе его формирования лежат идеи целостности образования, понимания тесной взаимосвязи человека и окружающей его социокультурной среды, со-действия, со-бытия, диалога, творческой самореализации личности. Образовательное пространство может быть представлено как преобразованная среда, субъектами которой выступают детские, юношеские, взрослые, детско-юношеско-взрослые общности, сформированные для решения конкретных (проектных) задач, построенные в рамках со-бытия ребенка, молодого человека и взрослого. Создание образовательного пространства основано на кооперации всех возможностей той или иной территории посредством взаимодействия социокультурных институтов [10]. Приоритетные направления развития пространства зависят от состояния социокультурной среды территории и личностной позиции субъектов сформированной системы образования.
Международное образовательное пространство СНГ, прежде всего, есть пространство взаимодействия поликультурных регионов [7] и может рассматриваться как созданная его субъектами в разрешенном нормативно-правовом поле мультикуль-турная со-бытийная образовательная сеть (возможно - образовательная организация), функционирующая в течение определенного периода на территории с разнообразным национальным составом и условиями их жиз-
недеятельности.
В целом образовательное законодательство СНГ соответствует принципам и нормам Всеобщей декларации прав человека и закрепляет право граждан на обязательное получение бесплатного начального и общего образования, общедоступное техническое и профессиональное образование [3]. Наиболее востребованы национальными законодательствами следующие принципы развития государственных систем образования: светский и демократический характер образования; приоритет гуманистических (общечеловеческих) ценностей; непрерывность и общедоступность образования; преемственность образовательных программ; многообразие образовательных учреждений, программ и технологий; единство культурного и образовательного пространств; бесплатность общего образования.
Необходимо отметить, однако, что не существует ни одного единого образовательного принципа для всех государств-участников СНГ. По-разному решают государства СНГ вопросы содержания права граждан на образование и способов реализации этого права.
Сегодня во всех странах Содружества существует многоуровневое образовательное законодательство. Основным отраслевым документом является закон «Об образовании в Российской Федерации».
Национальная образовательная политика стран Содружества - это, по сути, государственно-общественная политика [5]. Она представляет собой поле взаимодействия государства и общества по трансляции средствами образования национальных социальных ценностей, целей и государственных приоритетов [7]. По своему характеру она полисубъектна и возникает как сложное взаимодействие и взаимосогласование разных групп субъектов и их интересов. В силу исторических традиций и ресурсов ведущим субъектом в странах Содружества является государство. Однако в каждой из стран все более активными становятся сегодня иные субъекты. Важными и своеобразными субъектами образовательного пространства являются национальные (этнокультурные) сообщества, находящиеся на территории другой страны и имеющие в сфере образования специфические требования и интересы. Значимо участие потребителей образова-
тельных услуг, формирующих социальный образовательный заказ: учащиеся и их родители; структуры, требующие подготовленных специалистов и тем самым косвенно оценивающие деятельность образовательных систем и итоговые образовательные результаты. Субъектом образовательной политики и пространства является сама система образования, осознающая свои проблемы и ресурсы, образовательные задачи и социальную миссию [8].
Для образовательной политики на пространстве СНГ характерно:
1) формирование межведомственного подхода к образованию, включение общественных механизмов его развития;
2) динамичный, мобильный, опережающий характер образовательных программ и маршрутов;
3) реализм и самостоятельность развития;
4) открытость, учитывающая государственные интересы и интересы различных слоев общества;
5) нацеленность на конкретный практический результат.
В условиях такой политики сообщество любого образовательного института может быть рассмотрено как групповой субъект образовательной политики и как активный субъект собственной образовательной политики. Условиями реализации этой идеи являются личностная ориентированность обучающихся и индивидуализация образовательного процесса, многообразие образовательных программ и маршрутов, поддержка инновационных инициатив и активное участие в образовании традиционно необразовательных социокультурных институтов.
Развитие субъектной позиции определившихся в отношении своих целей и ценностей активных участников формирования политики и собственно международного пространства можно выявить в следующих полях взаимодействия субъектов: информационно-просветительском, согласования и договора, инновационного опыта и др. Самым содержательным является сегодня информационно-просветительское пространство (сайты, информационные стенды, буклеты, проспекты, публичные отчеты руководителей). Проблемными можно по-прежнему назвать пространства согласования и договора, инновационного опыта. Проводимые образовательной организацией совместно с иностранными партнерами мероприятия можно считать механизмом формирования образовательной политики и пространства. Результатом проведения становится выявление проблемных полей, потребностей и интересов субъектов, их активности и т. д., а также создание различных образовательных сетей (в том числе событийных) и общественного (в данном случае международного) образовательного заказа. Результаты совместной работы субъектов по формировании образовательной политики и пространства: создание новых структур в образовательной организации (органов самоуправления, советов, комитетов, пресс-центра и проч.); создание документов, регламентирующих деятельность образовательных организаций и сообществ в пространстве СНГ; повышение уровня социальной защищенности, активности субъектов, ориентации на сотрудничество; формирование ценностно-смысловых полей.
Организация эмпирического исследования
Опытно-экспериментальная работа основывалась на том, что условия и программа взаимодействия субъектов в международных сообществах не противоречили современным образовательным и воспитательным концепциям и могли быть успешно реализованы в странах Содружества. При этом отметим, что деятельность международных образовательных сообществ была направлена на обеспечение согласования интересов субъектов, их социокультурную реализа-
цию. Предполагалось, что интегрированная согласованная деятельность субъектов и дальнейшее саморазвитие образовательного пространства определенной территории (города, региона), которая становится сетевым узлом развития национального и международного пространств (пространства СНГ), - взаимозависимые процессы.
В начале формирования любого образовательного пространства (национального, международного) важная роль принадлежит
работе по ориентации всех социокультурных институтов и сообществ на совместную согласованную деятельность. Первоначально, как правило, педагоги активизируют свои действия в направлении взаимодействия социокультурных институтов, преобразования культурно-исторической среды, усиления ее воспитательного и образовательного потенциала. Они выступают инициаторами объединения в творческие команды (педагоги, сотрудники музеев, библиотек, выставочных залов, иных учреждений культуры, образовательного досуга) по реализации различных проектов социальной направленности, которые можно рассматривать как межведомственные сообщества по типу «общность - общность». По мере развития взаимодействия проявляют активность представители иных социокультурных институтов. Отмечено, что при этом происходит систематизация деятельности творческих сообществ, объединенных общими целями формирования образовательного пространства, включение в проекты и программы большого количества открытых мероприятий. Появляются новые групповые субъекты и новые формы деятельности: локальные экспериментальные площадки, педагогические мастерские, творческие лаборатории, проектные группы, временные творческие объединения, проблемные творческие группы, педагогические студии, парки культуры и др. Они насыщают образовательно-историко-культурную деятельность субъектов пространства новыми идеями, проектами, программами. Структура образовательного пространства формируется по принципу дополнительности с использованием разных видов сетевого взаимодействия. Сеть может быть на основе: ассоциации, кооперации, взаимодействия субъектов, которые реализуют социальный проект, консорциума.
Сеть на основе ассоциации - добровольное объединение физических и (или) юридических лиц для взаимовыгодного сотрудничества. Например, сеть образовательная, представляющая практики образования взрослых в рамках проектов, публикаций, обучения; информационная, дающая представление об услугах данной организации; сеть партнеров для эффективного международного сотрудничества с другими организациями в области образования взрослых.
Сеть, основанная на кооперации, т. е. форме организации труда, при которой значительное число людей совместно участвуют в одном и том же или разных, но связанных между собой процессах труда. Сеть как кооперация образовательных организаций в целом составляет основу инфраструктуры образовательного пространства СНГ. Сеть партнеров образовательной организации представляет собой сообщество социокультурных институтов не только как организаций, но, скорее, как неких способов формирования образовательных культур. Культурные артефакты возникают и фиксируются как новое содержание на основе встречи друг с другом непохожих между собой представлений.
Сеть, субъекты которой реализуют социальный проект. Например, проведение мастер-классов по обучению инвалидов традиционным практикам по декоративно-прикладному искусству.
Консорциум - форма временного объединения независимых предприятий и организаций с целью координации их предпринимательской деятельности. Например, работа над проектами модельного законотворчества. Франчайзинг - вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передает другой стороне (франчайзи) за плату (роялти) право на определенный вид бизнеса (сеть для стажировок для проведения диссертационных исследований граждан стран Содружества; сеть, в которой происходит внутрифирменная подготовка специалистов; сеть тренингов личностно-профессионального роста сотрудников компании, учреждения и развитие команды, реализующей данный сетевой проект).
Сложившиеся в результате развития взаимодействия социокультурных институтов качественно иные вертикальные и горизонтальные связи (насыщенные проектной деятельностью) способствуют формированию сетевой организации пространства, поддерживают общий процесс его развития, задавая определенный уровень активной деятельности. При взаимодействии социокультурных институтов одни из них замедляют свое развитие, другие - ускоряют, но ни один не остается без изменений. Происходит поэтапное согласование позиций, взаимоотно-
шений. Это приводит к качественно новому состоянию всей системы взаимодействия социокультурных институтов и новым стадиям развития пространства, что подтверждает положение о нелинейном развитии образовательного пространства. В результате меняются позиции субъектов образовательного пространства - появляются общие позиции различных субъектов, ориентированные интересами территории; транслируются общие ценности: со-творчество, со-бытие, новые нормы как ценность (творчество как норма жизнедеятельности); формируются единые подходы к образовательной политике.
Результаты опытно-экспериментальной работы позволили сделать вывод о том, что развитие взаимодействия социокультурных институтов способствует росту сложности, нелинейности взаимосвязей между субъектами пространства, что ведет, в свою очередь, к формированию сетевого характера согласованного взаимодействия и целостности пространства. Результаты опытно-экспериментальной работы показали, что взаимодействие социокультурных институтов, приводящее к согласованию интересов субъектов, выступает фактором развития образовательного пространства и сопровождается следующими взаимосвязанными процессами: формированием совместной деятельности совокупности сообществ (организаций, учреждений); самоопределением различных образовательных учреждений, сопровождающемся, как пра-
вило, образованием новых творческих структур (клуб, театр, фотостудия и проч.); институализацией образовательных структур в учреждениях образования и культуры (образовательные центры в музеях); созданием новых общностей, объединенных общей целью и задачами, совместной деятельностью по реализации этих задач, возможной институализацией межведомственных проектных групп и определение территории их деятельности (экспозиционный театр; парки культуры); возникновением и развитием новых норм и ценностей в ходе совместной согласованной деятельности субъектов взаимодействия; развитием новых взаимоотношений между субъектами взаимодействия, основанных на новых нормах и ценностях, регулирующих их поведение и совместную деятельность; координацией деятельности института управления, появлением и развитием общественных форм управления.
Результаты опытно-экспериментальной работы позволили обосновать реальность и оправданность выделения на постсоветском пространстве и существования в современном образовательном пространстве СНГ отдельных национальных образовательных регионов, инфраструктура которых самодостаточна. Она строится с учетом социально-экономических, демографических, культурных особенностей региона, потенциала присутствующих в нем социокультурных институтов, их эффективного взаимодействия.
Этапы развития образовательного пространства СНГ
В ходе эксперимента отчетливо прослеживались этапы развития образовательного пространства СНГ на основе воспроизводимого взаимодействия социокультурных институтов разных стран, которые раскрывают суть механизма согласования интересов субъектов и развития самого пространства СНГ.
На первом этапе происходит активное формирование связей и отношений между субъектами взаимодействия - социокультурными институтами и сообществами в определенном направлении развития образования, образование новых сообществ - новых потенциальных сетевых узлов пространства, закладываются основы для возникновения
сетевого взаимодействия социокультурных институтов, для появления субъектов общественного управления развитием пространства. Проектные или иные творческие группы, представляющие то или иное направление взаимодействия, характеризуются общими свойствами (возникают самопроизвольно в соответствии с инициативой своих субъектов и заказом международного социума, имеют общественно-государственный способ управления) и имеют отличия друг от друга, связанные с направлением проектной деятельности, механизмом ката-лизации их развития; субъект-субъектными отношениями и сформированными в ходе
развития целями для всех субъектов данного направления развития пространства. Даже при полном отсутствии какой-либо инициативы извне они могут возникать самопроизвольно в соответствии с инициативой одного или нескольких субъектов проектной деятельности - участников данного сообщества. Периодически в сообществе появляются новые проектные идеи, актуализированные социокультурной средой, и происходит значительная активизация конкретного сетевого узла пространства. Наиболее активные проектные группы, творческие коллективы, иные сообщества (организации, движения, советы, редакции газет и т. д.) способны поддерживать и создавать новые, иные сетевые узлы. Необходимо отметить, что при организации взаимодействия социокультурных институтов важным является учет возрастного и дифференцированного подходов, что предполагает возможность отбора содержания и технологий деятельности детских, юношеских, взрослых и смешанных сообществ с учетом их возрастных возможностей, потребностей общества и социокультурных особенностей данной территории. Социокультурные институты могут формировать собственное пространство определенной территории и таким образом активно влиять на развитие образовательного пространства целого региона или СНГ. Эти пространства могут находиться на разных уровнях развития и тем самым играть разную роль в становлении международного пространства.
Второй этап характеризуется формированием сетевых связей между различными сообществами, упрочнением позиций сетевого управления развитием пространства. Взаимодействие социокультурных институтов характеризуется также следующими показателями: наличием единых гуманистических подходов и конструктивного общения представителей различных социокультурных институтов и сообществ; развитием содержательных связей между субъектами взаимодействия; функциональной целесообразностью деятельности участников взаимодействия; формированием множества межведомственных детских, юношеских, взрослых и смешанных проектных сообществ, ориентированных на потребности социокультурной среды и участие в сетевом управлении взаимодействием социокультур-
ных институтов.
Принципами объединения детей и взрос -лых в сообщества в условиях развития межгосударственного образовательного пространства являются: социокультурный характер совместной деятельности; образовательная интеграция на уровне региона или СНГ, выраженная в согласованной деятельности учреждений образования, культуры, науки, независимо от их ведомственной подчиненности; межотраслевая кооперация, представляющая собой согласованные действия отраслевых органов управления по решению образовательных проблем; проек-тно-договорная деятельность в отношениях между субъектами на основе совместных социокультурно-образовательных проектов; формирование образовательных сообществ представителями различных сфер, заинтересованных в становлении образовательного пространства региона, СНГ. Возникает корпорация, или единая сетевая социокультурная организация, интегрирующая потенциал и ресурсы отдельных сетевых узлов. Социокультурная организация поддерживает единый нормативный порядок, воспроизводит новые и устоявшиеся нормы. Сообщество, представляющее сетевой узел, является структурной единицей сетевой социокультурной организации, имеет собственные функции и структуру, способную к самостоятельному существованию, созданную проектными или иными творческими группами.
Управление социокультурной организацией осуществляется с помощью представителей отдельных сообществ (лидеров, волонтеров, кураторов и др.), которые защищают права его участников на всех уровнях власти, в том числе в координационных общественных органах управления. Пространство «мягко» реагирует на внешнее воздействие, создавая собственное «магнитное» поле для внешних партнеров [9]. В сетевых социокультурных организациях взаимодействие субъектов друг с другом наиболее сложное, близкое к природному объекту. Конечной стадией образования крупных сетевых социокультурных организаций является формирование регионального образовательного пространства, межгосударственного пространства СНГ.
С точки зрения синергетики сложные системы, достигшие развитого состояния, имеют тенденцию распадаться. Устойчивая
система организуется из неустойчивой, неустоявшейся. Далее она распадается, способствуя созданию нового структурного образования. Процесса распада организации можно избежать, если она вовремя переходит на иной, противоположный режим. Распад (хотя бы частичный) заменяется объединением, максимальное развитие не-однородностей - их размыванием, сглаживанием. Возможен повторный переход на иной режим. Это играет важную роль в процессе развития и саморазвития пространства (последнее выступает характеристикой третьего этапа в его развитии).
Третий этап характеризуется саморазвитием пространства. В процессе самоорганизации пространства подтверждается положение теории самоорганизации о том, что целое развивается быстрее составляющих его частей [1]: пространство на этом этапе, как организация более высокого уровня, «подталкивает», синхронизирует развитие входящих в него и находящихся на разных стадиях своего развития полисубъектов. Синтез эволюционизирующих структур в одну сложную происходит посредством установления общего для всех темпа развития.
Выводы
В заключение отметим, что взаимодействие социокультурных институтов и согласование интересов субъектов образовательного пространства можно рассматривать как взаимосвязанные, взаимозависимые процессы.
Основные механизмы согласования интересов субъектов международного пространства (образовательного пространства СНГ) - проведение переговоров и консультаций; заключение договоров и контрактов; согласование содержания образовательной деятельности; актуализация своих творческих продуктов в различных видах сетей (ассоциация, кооперация, социальный проект, консорциум, франчайзинг; событийная или сеть Интернет).
Основные меры и способы реализации интересов субъектов: нормативно-правовое обеспечение; планирование и прогнозирование деятельности субъектов, ресурсов и результатов; повышение квалификации субъектов; изменение условий их деятельности.
Воздействие интеграции и интегрированных объединений на интересы субъектов проявляется в усилении общности и синер-гичности интересов, смягчении противоречий между ними, расширении организационных возможностей, более полной реализации интересов традиционных и инновационных субъектов пространства.
Научная новизна полученных результатов исследования заключается в уточнении механизмов взаимодействия субъектов мульти-культурного образовательного пространства, нацеленных на согласование их интересов.
Направлениями совершенствования межгосударственного регулирования развития пространства, способствующего более полной реализации интересов его субъектов, может быть разработка и содействие реализации комплексных национальных программ развития, увеличение государственных расходов на развитие инфраструктуры пространства.
Библиографический список
1. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Основания синергетики. Режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры. - М.: Алетейя, 2002. - 176 с.
2. Кондракова И. Э., Фёдорова Н. М. Гуманитарные ориентиры образовательной политики и государственно-общественного управления в сфере школьного образования: научно-методические материалы. - СПб: Книжный дом, 2008. - 168 с.
3. Концепция формирования единого (общего) образовательного пространства СНГ (1997 г.)
[Электронный ресурс]. - URL: http://www.cis. minsk.by/page.php?id=7560 (дата обращения: 11.01.2016).
4. Лукьяненко Е. А. Семья как субъект муль-тикультурного образовательного пространства: региональный аспект: дис. ... канд. пед. наук. -Астрахань, 2007. - 184 с.
5. Матюшков Л. П. Проблемы развития инновационной экономики // Конкурентоспособность региональной экономики: проблемы и перспективы развития: сб. материалов межвузовской науч.-
практ. конф. (Брест, 25 ноября 2010 г.). - Брест: БрГУ, 2010. - С. 3-6.
6. Селиванова Н. Л. Предпосылки создания перспективных моделей воспитания // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - №№ 3. - С. 25-29.
7. Соглашение о сотрудничестве в области образования (Ташкент, 15.05.1992) [Электронный ресурс]. - URL: http://cis.minsk.by/page. php?id=7570 (дата обращения: 11.01.2016).
8. Тагунова И. А. Основные цели и ведущие
формы организации социализации в школе за рубежом // Известия Российской академии образования. - 2009. - № 4. - С. 102-114.
9. Хоменко И. А. Этапы развития социального партнерства // Директор школы. - 2007. - № 4. -С. 83-88.
10. Якушкина М. С., Пинчук Н. В. Моделирование социокультурных сетей в процессе формирования образовательного пространства // Человек и образование. - 2011. - № 4. - С. 71-75.
Поступила в редакцию 25.03.2016
Selivanova Natalia Leonidovna
Dr. Sci. (Pedag.), Prof., Member-corresp. RAO, Head of the Center of Strategy and Theory of the Personality Education, Moscow
Yakushkina Marina Sergeevna
Dr. Sci. (Pedag.), Head of the Laboratory of the CIS Educational Space Formation theory, [email protected], St. Petersburg
coordination of interests of traditional and innovational subject of the cis countries educational space
Abstract. Educational space - this is the mechanism of development of personality and a way to reflect the pedagogical reality. Ideas integrity of education, and the relationship of human interdependence and the environment, co-existence, co-cooperation, dialogue participants in the educational process, creating self-realization are the basis of the formation of the space. The legal basis of international relations and co-operation of the educational space of the CIS - concepts, agreements, model laws, guidelines. Subjects coordinate their interests in creating multicultural-education network (network educational organization), operating in the territory with a diverse ethnic composition and different conditions of their vital activity.
Keywords: educational space of the CIS, the subjects of educational space, interaction, interdependence, multicultural regions, multicultural society, education policy, the model legislation.
References
1. Knjazeva, E. N., Kurdjumov, S. P., 2002. Osnovanija sinergetiki. Rezhimy s obostreniem, samoorganizacija, tempomiry [Foundations of Synergetics. The sharpening regimes, self-organization, tempo-world]. Moscow: Aletejja, 176 p. (in Russ.).
2. Kondrakova, I. Je., Fedorova, N. M., 2008. Gumanitarnye orientiry obrazovatel'noj politiki i go-sudarstvenno-obshhestvennogo upravlenija v sfere shkol'nogo obrazovanija: nauchno-metodicheskie materialy [The humanitarian guidelines of educational policy and public-public administration in the field of school education: scientific and methodological materials]. St. Petersburg: Knizhnyj dom, 168 p. (in Russ.).
3. Koncepcija formirovanija edinogo (obshhego) obrazovatel'nogo prostranstva SNG (1997 g.) [The concept of forming a single (general) educational space of the CIS (1997)] [online]. Avialable at: http:// www.cis.minsk.by/page.php?id=7560 (Accessed 11
January 2016) (in Russ.).
4. Luk'janenko, E. A., 2007. Sem'ja kak subekt mul'tikul'turnogo obrazovatel'nogo prostranstva: re-gional'nyj aspect [The family as the subject of multicultural educational space: the regional dimension]. Cand. Sci. (Pedag.). Astrahan', 184 p. (in Russ.).
5. Matjushkov, L. P., 2010. Problemy razvitija in-novacionnoj jekonomiki [Problems of development of innovative economy]. Konkurentosposobnost' re-gional'noj jekonomiki: problemy i perspektivy razvitija: sb. materialov mezhvuzovskoj nauch.-prakt. konf. [The competitiveness of the regional economy: problems and prospects: Sat. Materials interuniversi-ty scientific-practical. Conf.]. Brest: BrSU Publ., pp. 3-6 (in Russ.).
6. Selivanova, N. L., 2013. Predposylki sozdani-ja perspektivnyh modelej vospitanija [Background of the promising models of education]. Sibirskij peda-gogicheskij zhurnal [Siberian Pedagogical Journal],
3, pp. 25-29 (in Russ., abstr. in Eng.).
7. Soglashenie o sotrudnichestve v oblasti ob-razovanija (Tashkent, 15.05.1992) [Agreement on cooperation in education (Tashkent, 15.05.1992)] [online]. Avialable at: http://cis.minsk.by/page. php?id=7570 (Accessed 11 January 2016) (in Russ.).
8. Tagunova, I. A., 2009. Osnovnye celi i ve-dushhie formy organizacii socializacii v shkole za rubezhom [The main objectives of the organization and the leading form of socialization in school abroad]. Izvestija Rossijskoj akademii obrazovanija [Proceedings of the Russian Academy of Educa-
tion.], 4, pp. 102-114 (in Russ., abstr. in Eng.).
9. Homenko, I. A., 2007. Etapy razvitija so-cial'nogo partnerstva [Stages of development of social partnership]. Direktor shkoly [The director of the school], 4, pp. 83-88 (in Russ., abstr. in Eng.).
10. Jakushkina, M. S., Pinchuk, N. V, 2011. Modelirovanie sociokul'turnyh setej v processe formirovanija obrazovatel'nogo prostranstva [Modelling of social and cultural networks in the formation of educational space]. Chelovek i obrazovanie [Man and education], 4, pp. 71-75 (in Russ., abstr. in Eng.).
Submitted 25.03.2016