М. С. Якушкина, М. Р. Илакавичус
(Санкт-Петербург)
Организационно-педагогические условия подготовки субъектов образовательного пространства стран СНГ
В статье рассматривается проблематика подготовки сложноорганизованных групповых субъектов образовательного пространства СНГ к международному взаимодействию. Выделены основные характеристики формирующегося в результате образовательного сообщества.
Сегодня возможности для расширения и усложнения взаимодействия людей разных стран средствами образования существенно расширились. Виртуальная действительность стала как никогда реальна для миллионов выходящих в Интернет людей разного возраста. Поэтому понятие открытое «образовательное пространство» органично вписывается в картину мира современного человека. Социальная, культурная, экономическая, политическая открытость дает необычайные возможности для осуществления осознанного выбора в области образования. Наши современники имею возможность выбирать, как минимум, из двух масштабных региональных образовательных пространств Евразии: СНГ и ЕС. За постперестроечное время каждое государство-участник Содружества сделало свой ценностный выбор, оформило накопленный опыт выстраивания суверенной национальной системы образования. Кроме того, налицо сбалансированность интересов бизнеса, государства и граждан в налаживании и поддержании межгосударственных связей. Контекст выбора на сегодня определяется двумя аспектами. Потенциальный заказчик образовательных услуг, как правило, имеет представление о том, что он ищет: прагматика повседневности определяет эффективность как соотношение затрат (временных, материальных, необходимых усилий разного рода] и полученного результата. Однако выбор регионального образовательного пространства осуществляется не только исходя из затратности. Второй аспект - ценностно-исторический базис выбираемого пространства. Он поддерживается общественной и политической волей государств-участников. Но этой поддержки явно недостаточно. Статья посвящена проблеме подготовки
субъектов образовательного пространства СНГ современного этапа к взаимодействию.
Тенденция прагматизма быстро была освоена в России. Бизнесмены, понимая значимость постоянного приумножения человеческого ресурса, придирчиво отбирают предложения на рынке курсов повышения квалификации. Получение работником сертификата установленного образца не принципиально -важно освоенное за короткое время без отрыва от производства умение, развитие которого может осуществляться дистанционно все тем же провайдером. Особенно ценятся курсы, в среде которых в процессе выполнения реального проекта за короткое время развивается способность работать в группе. Эта университетская модель зарекомендовала себя как почти универсальное средство обучения. Передача информации курса осуществляется с помощью ИКТ, а вот разворачивание этапов коллективной деятельности, умение вести дискуссию, доказывая свою точку зрения и понимая точку зрения оппонента, весьма важно. Не менее важно обучить персонал «социальным навыкам» - умению налаживать коммуникацию, развивать эмоциональный интеллект. Представления об идеальном работнике у современных инжиниринговых компаний основываются на понимании: «Не существует рода деятельности или области знаний, которые не предполагали бы общения между людьми в той или иной форме. Все, что люди создают, они создают для других людей» [1, с. 26]. При этом средний американец за жизнь меняет 3 профессии, а смены мест работы насчитывают до 20 [там же]. Эти объективные условия жизни и являются причиной масштабности освоения западными обществами модели «обучения на протяжении всей жизни». Подведем итог: совре-
менный запрос на образование включает в себя следующие компоненты: краткосрочность; проектный характер (учит работать в группе]; модуль развития критического мышления; тренинговый модуль межличностной коммуникации либо конфликтологии. Потенциальный «ученик» современной Евразии, он будет искать оптимальное сочетание именно этих параметров. Но есть еще один важный параметр: в какой стране он находится.
В связи с этим встает проблема конкурентоспособности образовательного пространства СНГ современного периода. Можно сказать, что она напрямую зависит от создания условий для становления множества субъектов пространства, способных к проявлению активной позиции и обоснованному выбору, а также условий для формирования полисубъекта пространства. Принцип целостности образовательного пространства предполагает организацию деятельности, в которой каждый его субъект сможет раскрыться в динамично меняющихся условиях с разных сторон [2].
Развитие взаимодействия различных социокультурных институтов, представляющих национальные образовательные системы как групповые субъекты пространства СНГ, способствует росту сложности, нелинейности взаимосвязей между ними. Его следствием является формирование сетевого характера согласованного взаимодействия и целостности пространства. Они, с одной стороны, обеспечивают сохранение уникальности, специфики каждого субъекта, с другой - создают условия для их согласования в диалоге. Целостность системы взаимодействия субъектов пространства в условиях свободы выбора обеспечивает согласование их интересов и интеграцию. Она же способствует формированию единой образовательной политики всей многонациональной мультикультурной общности, представляющей интегрированный комплекс интересов, возможностей, потребностей полисубъекта образовательного пространства СНГ. Именно целостность пространства обеспечивает конкурентоспособность сложноорганизованного образовательного сообщества стран Содружества и всего образовательного пространства. Подготовка его участников — актуальная задача современного этапа развития образовательного пространства СНГ.
Образовательное сообщество стран Содружества является целостностью, что позволяет охарактеризовать его как обладающее некоторой степенью устойчивости и в определенном смысле консерватизмом. Поддержка консерватизма позволяет удерживать центростремительные силы в условиях неконтролируемого притока инноваций. Можно также утверждать, что данное сообщество определяется как универсальное. Оно генерирует условия для удовлетворения самых разнообразных образовательных потребностей частных лиц, групповых сообществ, социокультурных институтов.
Сегодня в образовательном сообществе государств-участников СНГ люди имеют возможность делать соответствующий их способностям профессиональный выбор, реализация которого на практике не только на Родине и в регионе, но в иной стране Содружества может способствовать повышению материального благополучия и карьерному росту. В таком сложноорганизованном мультикуль-турном сообществе, как СНГ, люди могут приобретать профессиональные компетенции разных областей материально-производственной сферы, знакомиться с достижениями науки и культуры разных народов. Таким образом, характеристикой сообщества стран Содружества является универсальность, обеспечивающая гражданам выбор способов и форм взаимодействия, которые предоставляют доступ к более высокой организации их жизнедеятельности и облегчают достижение личных высот. Прогресс всего образовательного сообщества видится в совершенствовании его универсальности, которую можно рассматривать не как расширение единства, а как предоставление людям все большего спектра образовательных возможностей в целостном образовательном пространстве СНГ. Суть организационно-педагогических условий заключается в инициации наиболее активными субъектами (представителями Беларуси, Казахстана, Российской Федерации] международных проектов и программ, предлагающих широкий спектр возможностей для образовательной деятельности.
Данное сообщество обладает высоким уровнем саморегуляции, что позволяет беспрерывно осуществлять воспроизводство системы образовательных отношений. Эта задача решается с помощью межгосударственных институтов: семьи, общественных орга-
Якушкина М. С., Илакавичус М. Р. Организационно-педагогические условия подготовки субъектов ...
низаций, сообществ по интересам, транснациональных корпоративных структур. Малопредсказуемые результаты влияния уравновешиваются деятельностью институтов права, религии. Они обеспечивают соблюдение в образовательном пространстве всех принятых сообществом и утвержденных правил, норм, традиций. Основой устойчивости данного сообщества можно признать формальные образовательные институты и межгосударственные органы управления нормами и правом в образовательном пространстве СНГ. Устойчивость придают и неформальные институты, например, транслируемые на пространстве СНГ евразийские гуманитарные ценности [4]. Организационно-педагогические условия подготовки субъектов связаны с ознакомлением их с законодательной базой конкретного государства и международного образовательного сообщества.
Описываемое образовательное сообщество характеризуется наличием внутренних механизмов самообновления. Доказательством служит появление в сложившейся системе взаимосвязей и взаимозависимостей новых объединений. Образовательное сообщество стремится к созданию условий для освоения новыми образовательными институтами, групповыми субъектами ценностных ориен-таций, логики взаимозависимостей. Оно способствует освоению институтами деятельности по сложившимся законам, правилам, традициям. Однако новые (контролируемые и неконтролируемые] законы, правила, традиции, постепенно накапливаясь в пространстве, могут привести к качественным изменениям всей системы образовательных отношений в образовательном пространстве (так происходит с национальными системами образования в настоящее время]. Отступление от принятых сообществом законов, норм, традиций подталкивает данную систему к поиску новых средств и ресурсов для поддержки равновесия и стабильности.
Новой движущей силой могут стать не только противоречия внутреннего развития, но и приращения (например, тенденции объединения системных и несистемных элементов] [5]. В этом процессе важной характери-
стикой является степень открытости каждой национальной и региональной системы образования (национально-региональных образовательных пространств]. Она выражается в стремлении перенимать опыт других систем (открытое пространство] или, напротив, стремлении замкнуться, пресечь внешнее влияние, вернувшись к модели закрытой системы.
В данном контексте проектная деятельность становится актуальным направлением подготовки субъектов к взаимодействию в пространстве СНГ. Ее реализация обусловливает необходимость подготовки кураторского корпуса. Куратор - особый субъект проектной деятельности, «катализирующий» процесс развития проектной группы. На первом этапе он выступает как автор либо соавтор проекта. Далее куратор способствует выявлению лидера группы или специалиста, помогающего группе детально разработать и реализовать проект. В дальнейшем он может выступать как консультант лидера группы или методиста, курирующего, например, педагогов-предметников.
Совместная деятельность по реализации различных проектов и программ позволяет накопить ценнейший опыт работы в группе международного состава, ее важным результатом является появление новых субъектов взаимодействия — общественных объединений ученического самоуправления и кураторства для лиц разных возрастных групп либо разновозрастных объединений, осуществляющих управление сетевыми проектами и программами.
В заключение подчеркнем, что образовательное сообщество стран Содружества -сложное, многокомпонентное и многоуровневое образование, устанавливающее взаимосвязи между различными субъектами, богатое потенциальными и актуальными смыслами, включающее в себя идеи целостности, активности, развития, взаимодействия, диало-гичности, рефлексивности, творчества, оно создает оптимальные организационно-педагогические условия для подготовки субъектов образовательного пространства стран СНГ.
Литература
1. Интервью с ректором университета Ричмонда Рональдом Кручером // Вопросы образования. - 2015. - №4. - С. 21-32.
2. Якушкина М. С. Взаимодействие социокультурных институтов как фактор развития воспитательного пространства. - СПб.: СПбГУ, 2007.
3. Шилз Э. Общество и общества: макросоциологический подход // Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы : пер. с англ. - М.: Прогресс, 1972.
4. Мертон Р. К. Социальная теория и социальная структура // Социологические исследования. - 1992. - № 2-4. - С. 118-124.
5. Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства / сост. Р. Г. Григорьева. - СПб.: Академический проект, 2002. - 543 с.
Публикация выполнена в рамка темы НИР № 01201353817 «Развитие национально-региональных образовательных пространств в условиях формирования межгосударственной образовательной политики государств-участников СНГ» Программы фундаментальных научных исследований гос. академий наук на 2013-2020 годы (в части РАО)