МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ
Якушкина Марина Сергеевна,
Филиал Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт управления образованием Российской академии образования» в г. Санкт-Петербурге, заведующий лабораторией, доктор педагогических наук, [email protected]
УПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПРОСТРАНСТВОМ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА*
Аннотация
В статье рассматривается проблема управления воспитательным пространством муниципального района. Показано, что ориентир системы образования и воспитания на развитие личности через механизм воспитательного пространства меняет подходы к выстраиванию процессов управления. Рассмотрено становление в рамках развития воспитательного пространства муниципального района разноплановых моделей управления (традиционное административное, управление посредством методической службы, педагогическое управление, школьное и студенческое самоуправление, кураторство). Обосновано, что управление является систематизирующим фактором деятельности системы образования муниципального района, обеспечивающей развитие его целостного воспитательного пространства. Ключевые слова.
муниципальная система образования; воспитательное пространство муниципального района; взаимодействие субъектов воспитательного пространства; управление взаимодействием.
Последние десятилетия в условиях недостатка ресурсов в системе образования и воспитания ощутима ценность ресурса кооперации индивидуальных и групповых субъектов системы, а сетевое взаимодействие стало отражением поиска эффективных форм их взаимодействия и механизмом формирования образовательного, информационного, воспитательного пространства [6]. Анализ литературы свидетельствует об интересе к решению вопросов управления сетевым взаимодействием [1], к проблеме эффективности в управлении взаимодействием субъектов посредством существующих управленческих схем, технологий, принципов
*Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания по теме «Развитие национально-региональных образовательных пространств в условия формирования межгосударственной образовательной политики государств-участников СНГ»
ведомственного управления и т.д., к дискуссии о необходимости использования различных форм общественного управления. Наблюдается подвижное равновесие между традиционной вертикалью управления и процессом децентрализации системы управления образованием, в ходе которого возрастает значимость процессов управления на муниципальном уровне [7]. В результате основным действующим лицом системы образования, источником ее саморазвития в определенном смысле становится педагог. Инновационный потенциал педагогов сегодня проявляется в изменении собственного образа педагогической деятельности, стиля мышления [1].
В литературе описаны следующие концептуальные подходы к управлению:
• Классическая административная школа, которая характеризуется научным подходом к менеджменту и принципам управления, постоянным анализом способов выполнения тех или иных работ с целью их совершенствования, установкой на то, что оплата труда - важнейший элемент мотивации работников.
• Школа человеческих отношений, использующая в менеджменте факторы коммуникации, группового развития, мотивации и лидерства; исследующая поведение людей в организациях, характеризующаяся отношением к членам организации как к активному человеческому ресурсу.
• Количественный подход к управлению, который использует количественные измерения, информационные системы управления и вычислительную технику.
• Системный и ситуативный подходы. В этом случае организация рассматривается как состоящая из взаимосвязанных частей. Для достижения успеха организации большое значение придается окружающей среде и обратной связи. Решение принимается на основе изучения всего комплекса возможных ситуационных факторов.
Тенденции и ориентиры развития системы российского образования, изменения в практике и теории педагогики, связанные, в том числе, с развитием личности через механизм воспитательного пространства, меняют и подходы к выстраиванию процессов управления. Так, например, в образовательных организациях утвердился принцип вариативности, который дает возможность ей выбирать и конструировать педагогический процесс по оптимальным для школы вариантам. Учителя стремятся к переменам на уровне ценностного отношения субъектов образования, к изменению содержания совместной деятельности педагогов с детьми и родителями. В результате формируется система управления деятельностью субъектов воспитания посредством педагогических сообществ с участием представителей различных, в том числе необразовательных, учреждений, иных ведомств.
Управление как система. Управление взаимодействием субъектов воспитательного пространства - согласование между собой отношений всех компонентов воспитательного пространства, связывание их в одно целое. Развитие воспитательного пространства предполагает формирование нового Института управления, в деятельности которого участвуют традиционные
органы управления образованием и представители педагогических сообществ, учреждений культуры, социальных учреждений, которые создают дополнительные условия для решения воспитательных задач на уровне района, микрорегиона. В результате формирования Института управления на муниципальном уровне реализуется единая политика, что позволяет координировать темпы развития экономики, образования, социокультурной и других сфер жизнедеятельности района. Развитие становится ценностной основой образовательного, воспитательного пространства.
Управление взаимодействием потенциальных и реальных субъектов рассматривается как сетевое. К основным характеристикам сетевого управления (И.М. Реморенко) [5] относят децентрализацию взаимоотношений, результатом которой является преобладание горизонтальных связей между субъектами над вертикальными. Так называемое «частичное лидерство» в сети, предполагающее, что каждый субъект может являться лидером в какой-то одной области, а в другой - лишь разработчик и/или заинтересованный участник. Широкая специализация в сети, предполагающая возможность посредством сети решить не столько узкопрофессиональные проблемы, сколько «пограничные», лежащие на пересечении разных сфер профессиональной и общекультурной деятельности. Выстраивание неформальных отношений, предполагающих, помимо профессионального общения, членов сети, их клубный характер. Важно то, что сетевое взаимодействие создает условия для педагогической деятельности творческого, продуктивного характера. При этом связанные с сетью вертикальные структуры удерживают системность организации сетевой деятельности, последовательность предъявления получаемых в сети результатов.
Такая система представляет собой скоординированное сочетание на муниципальном уровне традиционного административного управления образованием, методического и педагогического управления, различных форм самоуправления школьников и студентов. Вследствие этого наблюдается сдвиг от управления деятельностью образовательных организаций к управлению культурно-образовательными процессами, охватывающими жизнедеятельность муниципального района в целом. Сама система управления становится фактором, обеспечивающим развитие целостного воспитательного пространства района. Процесс управления представляет собой поэтапную последовательность процедур изучения социокультурной ситуации, экспертной оценки систем образования и воспитания, управленческой поддержки инновационных процессов и прогнозирования обусловленных ими изменений в муниципальной системе образования. При этом система управления развитием муниципального района опирается на программно-целевую деятельность, представляющую собой комплекс последовательно реализуемых программ и проектов, которые включают блок программ прогноза и проектирования, блок программ деятельности (реализации), блок обеспечивающих программ. Функции управления, прежде всего - управления развитием, делятся между целевыми программами и проектами, имеющими конкретных ответственных
исполнителей. Механизм перехода к такому управлению: создание проектно-исследовательских (или адаптивных) структур управления, специальных исследовательских групп, центров, подразделений (как бюджетных, так и внебюджетных), организация новых управленческих связей и отношений, сотрудничество с научными структурами.
В содержании процесса управления воспитательным пространством приоритетными становятся такие проблемы, как: создание условий для творческого роста ребенка, педагога, вовлечение в образовательный процесс родителя, оформление нормативно-правовой базы, расширение связей с социокультурными институтами, обновление содержания образования, создание комфортных условий обучения, охрана здоровья детей и взрослых, стимулирование и мотивация педагогического труда, освоение новой реальности - воспитательного пространства района. Условия развития процесса управления воспитательным пространством: педагогизация деятельности социокультурных институтов, координация их деятельности в решении проблем образования и проблем их собственного развития средствами образования, развитие внутрисистемных (школа-вуз, школа-учреждение дополнительного образования, проч.) и межсистемных (образование и культура, образование и здоровье и др.) связей образования в интересах развития личности ребенка, педагога, родителя.
Результат - развитие в муниципальном районе следующих моделей управления:
1. Прямое административное управление, которое осуществляет прежде всего функции консультанта, координатора. Основные задачи: обеспечение нормативно-правовой, финансовой базы, обеспечение условий непрерывного функционирования образовательных организаций, обеспечение прямого и обратного потока информации, организационная поддержка инновационных процессов, мониторинг программ развития образовательных организаций.
2. Опосредованное управление с помощью методической службы [3]. Основные задачи:
а) обеспечение единства воспитательного пространства, диагностика и анализ состояния системы образования (образовательной ситуации), разработка общих целей, критериев оценки эффективности ее функционирования, определение активных «резонансных» точек пространства, «рычагов управления», повышение профессиональной компетентности, инициирование, научно-методическая поддержка, координация опытно-экспериментальной деятельности и инновационных процессов;
б) ориентация в содержании процесса управления образованием на следующие приоритетные проблемы: создание условий для творческого роста ребенка, педагога, вовлечения в образовательный процесс родителя, расширение связей с социокультурными институтами, обновление содержания образования, управление качеством образования, создание условий обучения, охраны здоровья детей и взрослых, стимулирование и мотивация педагогического труда, оформление нормативно-правовой базы;
в) для реализации программно-целевой модели управления часть управленческих полномочий органов управления образованием постепенно делегируется государственно-общественной ветви управления, органам педагогического управления;
г) задача по отношению к конкретному учителю - формирование его индивидуальной, авторской, творческой, высокоэффективной системы педагогической деятельности, повышение его профессиональной компетентности.
Критерии и показатели результативности системы управления посредством методической службы: эффективность информационного, научно-методического и исследовательского обеспечения; состояние кадрового потенциала (аттестация и диагностика кадрового потенциала; организация психологической, социальной и профессиональной поддержки); наличие и состояние нормативно-правового обеспечения. Педагогическое проектирование как форма творческой работы позволяет построить максимальное количество взаимных связей между всеми субъектами воспитательного пространства (как индивидуальными, так и групповыми); создать условия для реализации механизма управления и координации деятельности педагогов в рамках образовательной организации; объединить в общую деятельность с едиными целями педагогов образовательных организаций, сотрудников учреждений культуры, производств, научных руководителей.
Методическая служба обладает большим потенциалом, внутренним динамизмом, поэтому ее целесообразно рассматривать как целый комплекс структур, влияющих на результаты и эффекты деятельности муниципальной системы образования.
3. Педагогическое управление. В основе педагогического управления созданием и развитием воспитательного пространства муниципального района лежит идея самоуправления, осуществляемого субъектами воспитательного пространства [2].
В условиях формирования саморазвивающегося и самообновляющегося муниципального района система образования и воспитания обладает свойством диффузии педагогических инноваций, изменяющей не только себя, но и свое окружение. Поэтому механизмом управления становится создание условий для диффузии инноваций внутри воспитательного пространства и за его пределы через формирование горизонтальных и вертикальных связей, кооперации деятельности различных сообществ или их представителей. В результате формируются сообщества (локальные экспериментальные площадки, педагогические мастерские, творческие лаборатории, проектные группы, временные творческие объединения, проблемные творческие группы, педагогические студии, парки культуры, проч.), способные не только коллегиально управлять созданием сети педагогических событий, формирующих воспитательное пространство, но и влиять на изменение качества содержания базового и дополнительного образования детей, взрослых, создавать условия для активного участия родителей в процессе формирования пространства. Такая система управления образованием района открыта социуму, среде. При взаимодействии и взаимообмене со средой
система получает недостающие ей компоненты для саморазвития, что подтверждает необходимость расширения инновационных форм управления (соуправления) через обеспечение взаимосвязей между государственными, общественными, педагогическими органами управления. Основные задачи:
1. Реализация прав педагогов, учащихся, родителей на участие в управлении системой образования.
2. Удовлетворение образовательных и культурных потребностей (интересов) учащихся, их родителей, педагогов.
3. Развитие механизмов разрешения противоречий и конфликтов, согласования интересов всех субъектов системы образования.
Педагогические и управленческие нововведения всегда связаны с изменениями в деятельности и в отношениях между сотрудниками учреждения. В этом смысле они представляют потенциальную угрозу устоявшимся ролям и статусам сотрудников. Сопротивление нововведениям обусловлено консервативными качествами людей и получает подкрепление в доминирующей внутриорганизационной структуре, связанной с общепринятыми нормами, устойчивыми стереотипами поведения и ценностными ориентациями большинства. Результат развития воспитательного пространства - формирование культуры управления педагога - совокупности ценностных ориентаций, символики, традиций и других ценностей, лежащих в основе взаимоотношений между педагогами, учениками, родителями, организаторами образования.
Управление как организация. Современный муниципальный район отличается управленческо-организационной структурой и ее назначением от любой другой организации (предприятие, фирма, учреждение и т.п.). Особенность организации управления муниципальным районом заключается в том, что здесь, независимо от традиционно используемых форм, схем, методов управления, существует выраженная децентрализация в управлении процессами воспитания в отдельных образовательных и необразовательных организациях. Эта особенность может быть связана с выбором руководством организации или района ориентации на программно-проектную систему управления, с выбором образовательной организацией стратегии развития, индивидуальных образовательных маршрутов для школьников.
Сегодня в структуру управления могут быть включены различные Советы, органы школьного и студенческого самоуправления или соуправления (общественные организации, советы, клубы и т.д.).
Управление как процесс (изменения, происходящие в результате взаимодействий). Управление взаимодействием субъектов воспитания - это планирование, организация, координация и анализ, влияющие на процесс функционирования и развитие воспитательного пространства. Анализ существующих методов управления позволяет сделать вывод о том, что управление взаимодействием субъектов воспитания возможно через использование социально-психологических методов управления и системы мотивационного управления, предпосылками которого являются возможности потенциальных субъектов воспитательного пространства знать
(иметь информацию о системах воспитания района и проч.); уметь (мероприятия должны быть «допустимыми» для участников, не должны нарушать юридических и этических норм); мочь (участники должны иметь средства для реализации идеи); хотеть (они должны быть мотивированы).
Факторы, благоприятно действующие на создание воспитательного пространства муниципального района:
1. Существование действенной нормативно-правовой базы, детерминирующей взаимоотношения потенциальных субъектов воспитательного пространства.
2. Разработка нормативов финансирования.
3. Поддержка инновационной активности педагогов, родителей школьников руководителями муниципальной системы образования.
4. Функционирование информационной муниципальной системы, обеспечивающей сбор и анализ информации.
5. Создание механизмов отбора и оценки новшеств.
6. Кадровая политика (повышение квалификации).
7. Обмен опытом, тиражирование инновационной деятельности.
8. Повышение престижа руководителей, способствующих формированию условий для того, чтобы инновационная деятельность стала ценностью муниципальной системы.
9. Повышение «чувствительности» образовательных организаций к нововведениям.
Одним из оптимальных вариантов взаимодействия субъектов воспитательного пространства, влияющих на его развитие, является активизация системы кураторов в образовательных организациях. Куратор -лицо, которому поручено наблюдение за какой-либо работой; член системы конкурсного управления; он не просто «главный организатор», но и проводник проектного начала; активный соучастник, соавтор или автор проекта (кураторская деятельность - новая форма авторства). Не следует забывать и о важной социальной, посреднической функции куратора. Куратор - это и полномочный представитель курируемого, отстаивающий его интересы. Система школьных кураторов может быть составной частью структуры внеучебной работы вуза. В деятельность куратора входит разработка совместно с различными ведомствами и общественными формированиями программ развития, реализация которых направлена на создание необходимых условий для полноценного обучения и воспитания студентов, школьников, а также создание совместных ученических (школьных) и студенческих органов самоуправления, проведение традиционных ежегодных конференций, деловых игр по вопросам организации ученического и студенческого само- и соуправления.
Управление как явление означает объединение элементов системы (цель, задачи, программы, ресурсы, средства) для реализации какой-либо миссии. Управленческая деятельность может рассматриваться как синтез науки и искусства. Научный компонент управленческой деятельности состоит из управленческих технологий, правил, закономерностей и мало
зависит от личности субъектов взаимодействия и управления. Искусство представляет собой использование руководителем своих творческих способностей, интуиции, субъективного опыта и т.д. Чтобы управлять развитием воспитательного пространства, необходимо осознавать существование информационной реальности - информационного пространства, сопровождающего любую человеческую деятельность. Информационное пространство создается в процессе общения участников создания пространства. Язык этого общения, образцы поведения, нормы и ценности, знания составляют его основу. Основное содержание - программы и проекты совместной деятельности, которые возникают в результате общения субъектов в связи с принятой целью. В современных условиях только гибкая структура информационного пространства, способная создать условия для реализации творческого потенциала субъектов пространства, может стать частью самого пространства. Интерес представляют здесь самоуправляемые событийные сообщества, в которых участники сами определяют цели совместной деятельности, являясь не искусственно созданным, а естественным образованием.
Результаты исследования свидетельствуют о значимости деятельности муниципальных систем образования, инфраструктура которых самодостаточна и учитывает социально-экономические, демографические, культурные особенности территории и его населения, характер социокультурной и образовательной ситуации, в пределах которых возможно формирование воспитательного пространства. При этом управление становится фактором развития целостного воспитательного пространства муниципального района.
Выводы. Управление - систематизирующий фактор деятельности системы образования муниципального района, обеспечивающей развитие его целостного воспитательного пространства:
1. Прямое административное управление допускает переход на проектную основу от управления деятельностью образовательных учреждений к управлению культурно-образовательными процессами, охватывающими жизнедеятельность района в целом.
2. Опосредованное методическое управление, которое одним из основных направлений деятельности научно-методической службы допускает создание условий для развития творчества педагогов, их партисипативности как условия педагогического управления развитием воспитательного пространства.
3. Педагогическое управление, допускающее, наряду с постоянной структурой научно-методических и информационно-аналитических центров, введение временных целевых управленческих структур (творческих сообществ педагогов, созданные для решения конкретных задач, для разработки конкретных проектов, программ). Им дано право приглашать для конкретных проектных задач специалистов разных структур, учреждений, ведомств, что порождает новые взаимоотношения, связи между образовательными организациями района.
4. Кураторы создают условия для реализации в пространстве муниципального района механизмов само- и соуправления.
5. В результате процесса формирования воспитательного пространства возникает новая норма - участие педагогов, студентов, школьников, их родителей в управлении системой образования района.
Литература
1. Адамский А.И. Модель сетевого взаимодействия // Управление школой. 2002. №4. URL: http://upr.lseptember.rU/2002/04/2.htm (дата обращения: 25.06.2017).
2. Алиева Л.В. Педагогическое управление - условие реализации перспективных моделей внешкольного воспитания детей // Сибирский педагогический журнал. 2015. №2. С. 31-36.
3. Василевская Е.В. Разработка сетевой организации муниципальной методической службы: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2004. 219 с.
4. Орлихина Н.Е. Развитие региональной системы сетевой организации дополнительного профессионального образования учителей: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. М., 2006. 38 с.
5. Реморенко И.М. На путях к сетевому управлению // Совместный выпуск газеты «Сельская школа со всех сторон» и журнала «На путях к новой школе». 2003. №3. URL: http://altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/12/8.
6. Селиванова Н.Л. Предпосылки создания перспективных моделей воспитания // Сибирский педагогический журнал. 2013. №3. С. 25-29.
7. Сморгунов Л.В. Сетевая методология исследования политики // Политический анализ: доклады Центра эмпирических политических исследований СПбГУ / под ред. Г.П. Артемова. М., 2007. Вып. 2. С. 25-43.
Yakushkina Marina Sergeevna,
The Branch of The Federal State Budget Scientific Institution
«Institute of Education Management of the Russian Academy of Education»,
in St. Petersburg, the Head of the Laboratory, Doctor of Pedagogics,
MANAGEMENT OF EDUCATIONAL SPACE OF THE MUNICIPAL DISTRICT
Annotation
In article the problem of management of educational space of the municipal district is considered. It is shown that the reference point of an education system and education via the mechanism of educational space changes approaches to forming of management processes for development of the personality. Formation within development of educational space of the municipal district of versatile models of management (traditional administrative, management by means of methodical service, pedagogical management, school and student government, coaching) is considered. It is proved that management is the systematizing factor of activity of an education system of the municipal district which provides development of its complete educational space. Keywords:
municipal educational system; educational space of the municipal district; interaction of subjects of educational space; management of interaction.