М.М. Ивашина, Е.А. Нацыпаева, Л.Ф. Попова
РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДхОД КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНА СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
промышленных предприятий*
М.М. Ivashina, E.A. Natsypaeva, L.F. Popova
The Risk-Based Approach as the Direction of the Improvement of the Quality Management System of Industrial Enterprises
В настоящее время повышение качества деятельности промышленных предприятий путем совершенствования систем менеджмента качества (СМК) является одним из основных путей преодоления кризисного состояния экономики. В связи с необходимостью перехода на новую версию стандарта ГОСТ Р ИСО 9001, у предприятий, в том числе и промышленных, возникает вопрос о внедрении риск-ориентированного подхода в рамках своей деятельности.
В 2012 г. началась подготовка новой версии стандарта ISO 9001:2015, в итоговом варианте которого управление рисками в СМК выделено в обязательный элемент системы. Это обусловлено тем, что многие проблемы СМК современных предприятий связаны именно с процессом управления рисками. Именно поэтому стратегическое планирование должно обязательно опираться на учет возможных рисков.
Принятие новой версии ГОСТ Р ИСО 9001-2015 дало новый толчок для развития системы управления рисками предприятий, т.к. управление рисками в стандарте выделяется как значимый элемент СМК1 и риск-ориентированное мышление становится основой СМК.
Риск-ориентированное мышление - достаточно новое понятие, которое трактуется как необходимость качественного и количественного рассмотрения потенциальных рисков в процессе управления СМК. Новые требования стандарта обязуют предприятия проводить анализ организационного окружения.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта «Повышение результативности системы менеджмента качества как обязательное условие непрерывного повышения качества продукции, производимой отечественными предприятиями оборонно-промышленного комплекса» (№ 17-32-01018).
Вместе с тем, организация может применять более расширенный подход к риск-менеджменту, чем это требуется в международном стандарте ГОСТ Р ИСО 9001-2015 в соответствии с конкретной ситуацией, использовать многие другие руководящие документы, содержащие указания по риск-менеджменту.
Качество продукции - это решающий фактор, обеспечивающий устойчивое экономическое положение и дальнейшее развитие предприятия. Руководство предприятия осознает, что стремление выйти на новые рынки сбыта, должно подкрепляться действиями, направленными на обеспечение высокого уровня качества предлагаемой продукции.
Цель организации в области качества - производить продукцию, соответствующую требованиям российских и международных стандартов, отвечающую требованиям потребителей или превосходящей их ожидания. Далее хотелось бы обозначить задачи предприятий в области СМК:
1. Соответствие СМК предприятия требованиям международных стандартов производства продукции, в том числе ИСО 9001.
2. Добиться стабильности качества продукции на всех этапах жизненного цикла.
3. Обеспечить потребителю подтверждение соответствия продукции требованиям стандартов.
4. Совершенствование и развитие СМК.
Данные задачи должны быть решены посредством следующих принципов:
- руководство несет персональную ответственность перед потребителями за качество продукции;
- СМК должна быть обеспечена всеми необходимыми ресурсами;
- эффективная система обучения, обеспечивающая понимание сотрудниками своих обязанностей в области СМК;
- обеспечение непрерывности процессов оценки и совершенствования деятельности по управлению качеством;
В свою очередь, руководство предприятия:
- берет на себя ответственность за реализацию Политики в области качества и эффективности функционирования системы качества.
- намерено следовать долгосрочной стратегии постоянного улучшения качества, которая позволит предприятию стать лидером на рынках аналогичной продукции.
- при распределении ресурсов и планировании деятельности предприятия основывается на принципах целесообразности и эффективности с их качественной оценкой.
Рассмотрим документацию системы менеджмента качества на российских промышленных предприятиях (таблица 1).
Таблица 1
Документация системы менеджмента качества промышленного предприятия
Пользователи информации Нормативная база Содержание документов
Руководители, потребители, регулирующие и контролирующие органы Политика и цели в области качества; Руководство по качеству Политика и цели в области качества, описание СМК
Структурные подразделения предприятия Стандарты предприятия, устанавливающие процессы и процедуры систем менеджмента качества, порядок их функционирования Описание процессов и процедур СМК, их функционирования, оценки результативности
Персонал предприятия Рабочая документация СМК, в том числе: конструкторская, организационно-распорядительная, структура управления предприятием, Положение о структурных подразделениях, должностные инструкции, планы и программы по качеству графики и планы контроля, планы внутреннего аудита и т. п. Детальное описание конкретных работ, ответственность исполнителей
Наличие сертификата СМК дает предприятию определенные гарантии для получения лицензий на производство продукции, получение госзаказов. Кроме того, наличие сертифицированной системы менеджмента качества повышает степень доверия потребителей и партнеров.
Как известно, система менеджмента качества основана на 7 основных принципах, реализация которых осуществляется на промышленных предприятиях.
1. Ориентация на потребителя. Одной из стратегических целей предприятия является удовлетворение потребностей клиентов. Исходя из этого, предприятие постоянно проводит мониторинг потребностей покупателей с целью выявления отклонений заявленных потребностей от фактических характеристик выпускаемой продукции. Выполнение требований потребителей является ключевой целью операционных процессов СМК и обеспечивается за счет реализации стратегии соответствия.
2. Лидерство руководителя. Руководители предприятий обеспечивают единство цели и направления деятельности компании. Они создают
и поддерживают внутреннюю среду, в которой сотрудники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации. Эффективность функционирования СМК определяется личной ответственностью и степенью участия руководителей всех уровней управления в ее создании, функционировании и развитии.
3. Вовлеченность персонала. Работники составляют основу предприятия. Для того чтобы этот принцип был реализован на предприятии в полной мере, с персоналом проводятся следующие мероприятия:
- формулирование целей предприятия происходит с учетом мнение сотрудников;
- повышение мотивации сотрудников на достижение высоких результатов в области качества;
- построение корпоративной культуры, способствующей достижению результатов каждого сотрудника.
Однако этих действий недостаточно для того, чтобы повысить вовлеченность персонала в совершенствование системы менеджмента качества. Низкая вовлеченность персонала повышает затраты предприятия на контроль, поскольку его требуется гораздо больше, когда персонал равнодушен.
4. Процессный подход. Система менеджмента качества на предприятии представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих процессов. Постоянное совершенствование - еще один из основополагающих принципов СМК промышленного предприятия. В целях постоянного совершенствования деятельности предприятие постоянно проводит мониторинг и аудит деятельности.
5. Принятие решений, основанных на фактах. Получаемые фактические данные, относящиеся к деятельности компании, анализируются с использованием инструментария СМК, анализ Парето, диаграмма Иси-кавы, гистограмма, специальные графики и т.п., с целью получения объективных свидетельств.
6. Последним принципом системы менеджмента качества является «Менеджмент взаимоотношений».
На многих рассмотренных промышленных предприятиях было выявлено отсутствие процесса управления рисками. Эта проблема является достаточно значимой и актуальной в настоящее время, поскольку в условиях конкуренции, а также нестабильной экономической ситуации в стране и мире, возникновение потерь вследствие наступления рисковых ситуаций просто недопустимо.
Содержание ГОСТ Р ИСО 9001:2015 говорит о повышении значимости процессного подхода в сочетании с новой концепцией риск-ориентированного мышления.
Применение указанного риск-ориентированного подхода направлено на предотвращение выпуска несоответствующей продукции и предоставления несоответствующих услуг.
Внедрение риск-менеджмента дает предприятию следующие возмож-ности:2
- повышать возможность достижения целей;
- поддерживать активный менеджмент;
- осознавать необходимость идентификации и воздействия на риски по всей организации;
- улучшать идентификацию возможностей и угроз;
- отвечать соответствующим законодательным и другим обязательным требованиям и международным нормам;
- улучшать обязательную и управленческую отчетность и т.д.
Для внедрения и успешного функционирования риск-ориентированного подхода, необходимо внедрять определённый механизм управления рисками3. Рассмотрим этапы внедрения данного механизма подробнее.
На первом этапе необходимо обозначить роль и место риск-менеджмента в общей системе управления предприятием. В данном случае необходимо понять актуальность данного вопроса, необходимость внедрения менеджмента рисков на промышленном предприятии. Риск присущ всем аспектам деятельности предприятия, поэтому важно уметь его идентифицировать и управлять им.
Кроме того, на первом этапе предлагается проведение SWOT-анализа с целью выявления сильных и слабых сторон предприятия в постоянно изменяющейся среде, которые и позволят оценить место риска в дальнейшем стратегическом развитии предприятия. Также SWOT-анализ поможет выявить и соотнести между собой угрозы и возможности, сильные и слабые стороны предприятия.
Внедрение и применение риск-ориентированного подхода должно занимать одно из важных мест в стратегии предприятия. Задачей предприятия является сохранение стабильного положения на рынке и обеспечение финансовой устойчивости, поэтому предлагается применять взвешенную стратегию управления рисками. Она предполагает применение методов определения и снижения рисков с учетом дополнительных факторов, возможностей и угроз.
Вторым этапом механизма внедрения риск-ориентированного подхода является формирование группы риск-менеджмента. Группа по управлению рисками будет состоять из работников предприятия и раз в год заниматься разработкой целевых мероприятий по выявлению, управлению предотвращению рисков их последствий. Группа будет состоять из четырех человек, ее должен возглавлять руководитель организации, занимающийся проблемами управления рисками и координацией деятельности других участников группы с целью регулирования риска и обеспечения компенсации возможных потерь и убытков. Ответственным за выявление и оценку рисков должен стать аналитик планово-производственного отдела, предупреждением и страхованием риска должен заниматься руководитель
планово-производственного отдела, контролем и мониторингом рисков должен заниматься руководитель предприятия, руководитель экономического отдела и аналитик. Задача риск-менеджеров заключается в выявлении рисков, их оценке, страховании, контроле и мониторинге.
На третьем и четвертом этапе предлагается разработать СТП по оценке рисков. Для этого необходимо разработать балльную систему оценки рисков предприятия с учетом специфики деятельности. В качестве примера приведем разработанную авторами балльную систему оценки возможных рисков промышленного предприятия (таблица 2).
Таблица 2
Балльная система оценки возможных рисков промышленного предприятия
Фактор риска Описание риска Вероятность возникн-я, баллы Возможные потери, баллы
Объективные риски
Поставщики Несоблюдение сроков договора поставки; повышение цен на сырье
Посредники Невыполнение договорных обязательств
Заказчики Падение спроса вследствие неудовлетворения потребностей
Конкуренты Повышение давления со стороны конкурентов
Контактные аудитории Появление дискредитирующей информации в СМИ
Природный фактор Природные катаклизмы и катастрофы
Технический фактор Отставание от НТП
Политический фактор Ужесточение требований законодательства
Экономический фактор Экономический кризис
Продолжение табл. 2
Фактор риска Описание риска Вероятность возникн-я, баллы Возможные потери, баллы
Субъективные риски
Руководство Принятие неэффективных управленческий решений
Финансовый отдел Недополучение прибыли, неэффективное расходование средств
Отдел кадров Нехватка квалифицированных специалистов
Производственный отдел Нарушение производственной программы
Отдел сбыта Невыполнение объема продаж
Оценку рисков предлагается проводить по балльной системе, где: 1-2 балла - низкая вероятность возникновения, маленькие потери; 3-5 баллов - средняя вероятность возникновения, небольшие потери; 6-8 баллов - высокая вероятность возникновения, значительные потери; 9-10 баллов - очень высокая вероятность возникновения, огромные потери.
После определения степени риска предлагается составить карту рисков на основе полученных данных. Таким образом, при анализе и оценке рисков, предприятие получает возможность спрогнозировать будущее состояние рыночной конъюнктуры, разработать мероприятия по минимизации рисков.
Каждый бизнес-процесс, в том числе по управлению рисками, должен быть определенным образом описан. В описании должны быть учтены все компоненты, необходимые для его надлежащего функционирования. Рассмотрим схему, которая может быть использована для описания процесса и его последующего документирования на примере одного из промышленных предприятий города Саратова (рисунок 1).
Выявленные риски необходимо задокументировать и представить руководству. Документирование рисков позволит предприятиям комплексно подойти к управлению рисками, а также избежать наступления подобного риска в будущем.
Контроль качества, составление отчетной документации и т.д.
Данные, информация
Руководители ОТК, ОП,
бухгалтерии и т.д.
Производство продукции, транспортировка, обеспечение энергией и т.д.
Руководители механосборочного, транспортного цехов, ОГЭ и т.д.
Требования к входным данным: точность, релевантность, своевременность и т.д.
Порядок выполнения процесса: сбор данных -анализ информации - составления плана -
утверждение плана (возможны корректирующие мероприятия в процессе реализации)
Требования к выходным данным: своевременность, точность, минимальное количество корректировок и т.д.
1С
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ
Планирование: сбор информации по итогам предыдущего периода (требования: своевременность, точность и т.п.); сбор данных (требования: достоверная информация по будущим заказам, стоимость сырья и др. ресурсов) и т.д.
Организация работ: распределение обязанностей среди сотрудников отдела, наделение их полномочиями
Контроль выполнения: количество проведенных корректировок в предыдущем периоде, адекватность показателей и т.п.
Регулирование: достижение максимальной гибкости
Рис. 1. Цикл управления процессом планирования для ОАО «Завод «Проммаш»4
Некоторые мероприятия представлены в таблице 3.
Таблица 3
Мероприятия по предотвращению и реагированию на риски промышленного предприятия
Фактор риска Мероприятия по предотвращению наступления риска Мероприятия по реагированию в случае наступления риска
Несоблюдение договорных обязательств посредниками Распределение риска между участниками, занесение специальных условий в договоре Отказ от работы с посредниками, неоднократно нарушившими договорные обязательства
Недополучение прибыли Проведение маркетинговых исследование, привлечение дополнительных средств Перераспределение или добавление ресурсов, пересмотр основных финансовых показателей
Отставание от НТП Проверка качества процесса производства, мониторинг инновационных технологий в отрасли и применение лучшего опыта Совершенствование технологии производства
Неудовлетворение требований заказчиков Выявление потребностей клиентов, анализ цепочки ценностей Предоставление послепродажного обслуживания, ввод системы скидок, проведение акций
Невыполнение планов объема продаж Совершенствование системы мотивации сотрудников, учет сезонности спроса Корректировка планов объемов продаж
После анализа рисков, а также предложения мероприятий по их минимизации, необходимо разделить ответственность в системе управления рисками.
Вариант схемы распределения ответственности предприятия представлен в таблице 4.
Таблица 4
Распределение ответственности по управлению рисками
Этапы внедрения риск-ориентированного подхода Должностное лицо
Руководитель предприятия Помощник директора Заместитель директора по качеству Аналитик финансового отдела
Составление реестра рисков У С С О
Оценка рисков У С - О
Разработка плана по реагированию на риск У С,О О
Выполнение мероприятий по реагированию на риск У С,О С
Контроль выполнения мероприятий по реагированию на риск У,О С,О О
Обозначения, используемые в таблице:
У - должностное лицо, которое утверждает документы, относящиеся к данному этапу процедуры внедрения и осуществления риск-ориентированного подхода;
С - должностное лицо, с которым в обязательном порядке согласуется документы, относящиеся к данному этапу процедуры внедрения и осуществления риск-ориентированного подхода;
О - ответственный за этап процедуры внедрения и осуществления риск-ориентированного подхода.
Такое распределение ответственности позволит четко соблюдать регламент, а также выполнить все необходимые требования в рамках внедрения риск-менеджмента на промышленном предприятии.
Заключительным этапом внедрения риск-ориентированного подхода станет контроль и, в случае выявления отклонения, корректировка раннее разработанных предложений. Специалисты отдела качества, а также руководство предприятия должны осуществить анализ эффективности принятых решений. При контроле и корректировке информацию необходимо документировать для более качественного последующего анализа.
Это позволяет более детально изучить систему управления рисками на предприятии, а также постоянно совершенствовать ее.
Рассмотрим место управления рисками и внедрения риск-ориентированного подхода в составе бизнес-процессов предприятия на примере ОАО «Завод «Проммаш» (рисунок 2). Данный состав отражает специфику производства и ведения бизнеса. Для формирования состава процессов выполнялся следующий порядок действий:
- устанавливалась цепочка основных бизнес-процессов и их подпроцессов;
- определялись обеспечивающие процессы и процессы менеджмента.
Рис. 2. Классификация бизнес-процессов ОАО «Завод «Проммаш»
При внедрении риск-ориентированного подхода, необходимо разработать нормативную документацию по управлению рисками, провести обучение сотрудников риск-менеджменту.
Внедрение риск-менеджмента мероприятия весьма затратное. Основные статьи расходования при этом:
- консультационные услуги при внедрении системы управления рисками;
- разработка стандарта предприятия, его регистрация и экспертиза в Росстандарте;
- направление менеджеров на внешнее обучение;
- дистанционное обучение руководителей риск-менеджменту. Таким образом, внедрение риск-ориентированного подхода является
необходимым и достаточно актуальным. Система управления рисками в условиях развивающейся экономики, а также конкуренции позволит предприятию постоянно совершенствовать свою деятельность и формировать дополнительные конкурентные преимущества.
Примечания Endnotes
1 Круглова Н.Ю., Единак А.Ю., Устюжанина Л.В. Повышение эффективности деятельности организации на основе процессного подхода к решению кадровых вопросов // Экономический журнал. 2017. № 4 (48). С. 39-56.
2 ГОСТ Р ИСО 31000-2010 «Менеджмент риска. Принципы и руководство».
3 ШаталовМ.А., Давыдова Е.Ю., Болдырев В.Н. Формирование механизма управления устойчивым развитием предприятий мебельной промышленности // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2015. Т. 3. № 2-2 (13-2). С. 483-486.
4 Нацыпаева Е.А., Родионова А.С. Документирование процессов как инструмент практической реализации процессного подхода к управлению в рамках новой версии стандарта ISO 9001:2015 // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2016. № 3 (62). С. 56-60.
Автор, аннотация, ключевые слова
Ивашина Мария Михайловна - канд. эконом. наук, доцент Саратовского социально-экономического института (филиала) Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (Саратов). [email protected]
Нацыпаева Елена Анатольевна - канд. эконом. наук, доцент Саратовского социально-экономического института (филиала) Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (Саратов). [email protected]
Попова Лола фаритовна - канд. эконом. наук, зав. кафедрой менеджмента Саратовского социально-экономического института (филиала) Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (Саратов). [email protected]
Вопрос совершенствования системы менеджмента качества на промышленных предприятиях является достаточно актуальным. Выход новой версии стандарта ISO 9001:2015 вызывает необходимость перестраивать функционирование системы менеджмента качества предприятий под его требования. В этой связи необходимо искать новые возможности для повышения качества выпускаемой продукции. Одной из таких возможностей является применение риск-ориентированного подхода на предприятии. Целью данной статьи является внедрение риск-ориентированного подхода на промышленных предприятиях. Для осуществления данной цели была проанализирована система менеджмента качества на предприятии, выявлены сложности и проблемы в этой области, а также предложена карта возможных рисков промышленного предприятия и механизм внедрения данного подхода.
Качество, система менеджмента качества, риск, риск-ориентированный подход, оценка рисков, система менеджмента качества, стандарт, процессный подход, бизнес-процесс, стандарт ISO 9001:2015.
Reference
Articles from Scientific Journals
1. Natsypayeva E.A., Rodionova A.S. Dokumentirovaniye protsessov kak instrument prakticheskoy realizatsii protsessnogo podkhoda k upravleniyu v ramkakh novoy versii standarta ISO 9001:2015. Vestnik Saratovskogo Gosudarstvennogo Sotsialno-Ekonomicheskogo Universiteta, 2016, no. 3 (62), pp. 56-60.
2. Rykhtikova N.A., Pogudayeva M.Yu. Sistema upravleniya riskami deyatelnosti organizatsii. Ekonmicheskiy zhurnal, 2013, no. 1 (29), pp. 101-109.
3. Shatalov M.A., Davydova E.Yu., Boldyrev V.N. Formirovaniye mekhanizma upravleniya ustoychivym razvitiyem predpriyatiy mebelnoy promyshlennosti. Aktualnyye napravleniya nauchnykh issledovaniy XXI veka: teoriya ipraktika, 2015, vol. 3, no. 2-2 (13-2), pp. 483-486.
Author, Abstract, Key words
Mariya M. Ivashina - Candidate of Economic Sciences, Associate professor, Saratov Socio-Economic Institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics (Saratov, Russia). [email protected]
Elena A. Natsypayeva - Candidate of Economic Sciences, Associate professor, Saratov Socio-Economic Institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics (Saratov, Russia). [email protected]
Lola F. Popova - Candidate of Economic Sciences, Associate professor, Saratov Socio-Economic Institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics (Saratov, Russia). [email protected]
The issue of improving the quality management system in industrial enterprises is quite relevant. The release of a new version of ISO 9001:2015 makes it necessary to restructure the functioning of the quality management system of enterprises under its requirements. In this regard, it is necessary to look for new opportunities to improve the quality of products. One of these opportunities is the application of a risk - based approach in the enterprise. The purpose of this article is to introduce a risk-based approach in industrial enterprises. To achieve this goal, the quality management system at the enterprise was analyzed, difficulties and problems in this area were identified, and a map of possible risks of the industrial enterprise and the mechanism for implementing this approach was proposed.
Quality, quality management system, risk, risk-oriented approach, risk assessment, quality management system, standard, process approach, business process, ISO 9001:2015 standard.