Научная статья на тему 'Контуры государственной ценовой политики в современной России'

Контуры государственной ценовой политики в современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК / ЦЕНА / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЦЕН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гельвановский М.

Анализируются специфические черты современной отечественной сферы ценообразования. Подчеркивается псевдорыночный характер процесса формирования внутренних российских цен. Раскрывается инфляционное влияние института посредников на отечественную экономику. Представлен авторский взгляд на основные направления модернизации отечественной ценовой политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Контуры государственной ценовой политики в современной России»

М. ГЕЛЬВАНОВСКИЙ, доктор экономических наук, профессор, заведующий сектором Института экономики РАН

КОНТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ1

Анализируются специфические черты современной отечественной сферы ценообразования. Подчеркивается псевдорыночный характер процесса формирования внутренних российских цен. Раскрывается инфляционное влияние института посредников на отечественную экономику. Представлен авторский взгляд на основные направления модернизации отечественной ценовой политики.

Ключевые слова: рынок, цена, ценообразование, модернизация государственной политики цен.

Прежде всего необходимо определить, что есть ценовая политика государства и какие задачи она должна решать. Если исходить из достаточно распространенного положения о том, что рынок сам по себе выстоит, если ему не мешать, то вроде бы никакой государственной ценовой политики и не нужно. Тем не менее совершенно очевидным является факт, что рынок в современных условиях не в состоянии решить многие проблемы социально-экономического развития, особенно в такой стране, как Россия. Это связано с рядом причин.

Вот наиболее важные из них:

- сложность современного общественного организма, который характеризуется постоянными изменениями и усложнениями социальной и производственной структуры, на которые рынок не в состоянии быстро отреагировать;

- необходимость постоянного и целенаправленного совершенствования научнотехнической базы страны, исходя их результатов развития фундаментальных наук, которое является исключительно предметом заботы государства;

- геополитические аспекты международной конкуренции, которые рынок не в состоянии уловить и которые являются прерогативой деятельности государственных органов.

Этот список можно было бы продолжить, но уже названных причин вполне достаточно, чтобы определить для государства сферу его обязанностей по созданию, поддержанию и укреплению конкурентных позиций страны, которая по ресурсному потенциалу занимает первое место в мире, но пока не может его использовать рационально в интересах собственного населения. Кроме того, размеры потенциала и состояние конкурентной среды в мире создают объективную необходимость принятия мер по удержанию этого потенциала под своей юрисдикцией. В этих условиях ценовая политика государства является важной составной частью его экономической политики и направлена на достижение целей, намеченных стратегией социально-экономического развития Российской Федерации.

Особенности современного ценообразования в России

Главной особенностью современной ценовой сферы России является неэквивалентность обмена между секторами экономики и связанные с ней нарушения нормального процесса воспроизводства.

В настоящее время на движение продукции (товаров) на внутреннем рынке воздействуют рыночные и административно регулируемые цены. При этом рыночные

1 Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (Проект 10-02-00190а).

цены ориентируются на разные масштабы платежеспособного спроса в зависимости от ориентации поставок на внешний или внутренний рынки.

Всю ценовую сферу страны можно условно разделить на рублевую и долларовую, точнее - инвалютную. При этом цены на товары экспортного сектора устанавливаются с учетом мировых цен, которые выше внутренних примерно в 2 раза (оценка по разнице между официальным и паритетным валютными курсами).

Важно иметь в виду, что системно эти цены связаны с внешним, а не с внутренним, рынком. Продавая валютную выручку по официальному курсу для оплаты потребляемых трудовых и материальных ресурсов по низким внутренним ценам, экспортеры получают избыточный доход как от значительной разницы в затратах и мировых ценах (большая часть этой разницы изымается в виде налогов), так и за счет завышенного официального курса рубля.

При этом на внутреннем рынке ресурсное конкурентное преимущество России в виде наличия значительных запасов сырья, существенно более дешевого по отношению к мировому уровню, практически не используется.

Высокая доходность в экспортном секторе за счет ценовой и курсовой «ренты» снижает стимулы повышения эффективности производства - инвестиции направляются, главным образом, на увеличение пропускной способности экспортных коридоров. Причём геологоразведка и освоение новых месторождений ведутся низкими темпами, износ мощностей в нефтепереработке выше, чем в среднем по промышленности, а выход светлых нефтепродуктов и их качество значительно ниже, чем за рубежом, при практическом равенстве внутренних цен с мировыми.

Рублевая зона ценовой сферы страны, в свою очередь, делится на две части.

Одна часть, где действуют административно регулируемые цены (тарифы) на продукцию и услуги естественных монополий, параметры которых, несмотря на постоянное сокращение номенклатуры такой продукции и услуг, занимают значительную долю в объеме их реализации. В регулируемых ценах учитываются плановые затраты на производство, капитальные затраты на развитие и модернизацию производства и прибыль в размерах, обеспечивающих окупаемость инвестиций (исключение составляют тарифы на услуги ЖКХ, не возмещающие в полном объеме текущие расходы и не учитывающие затраты воспроизводственного характера). Следует отметить, что регулируемые цены фактически являются аналогом затратных цен плановой экономики, но в отличие от последних не образуют системного единства с рыночными ценами на товары экспортного сектора экономики и отраслей, ориентированных на внутренний рынок.

Цены на продукцию естественных монополий устанавливались административным методом на протяжении всего пореформенного периода. Если принять за базу «плановые» цены, обеспечивавшие всем отраслям хозяйства более или менее равные экономические условия, то отрыв от них регулируемых цен был более значительным по сравнению с ростом цен основных потребителей - обрабатывающих отраслей промышленности и сельского хозяйства. Это привело к росту доли расходов на продукцию (товары) естественных монополий в структуре затрат потребителей и, в определенной мере, к поддержанию высокой энергоемкости промышленного производства.

Другая часть рублевой зоны представлена рыночными ценами отраслей, ориентированных на внутренний рынок, которые формируются на основе затрат и условий реализации, складывающихся на российском рынке, т. е. в зависимости от спроса и уровня платежеспособности отечественных потребителей.

Характерной чертой этих цен является то, что они несут на себе отпечаток условий формирования цен в стартовый период реформ. Резкое снижение доходов потребителей

поставило товаропроизводителей перед выбором - или прекращать деятельность, или снижать цены до уровня, обеспечивающего сбыт их продукции. В этих условиях из себестоимости были фактически исключены затраты, не связанные с текущими нуждами предприятий (амортизационные отчисления, отказ от профилактических ремонтов, снижение уровня зарплаты и задержка ее выплаты и т.п.).

Учет в ценах текущих затрат лишь на минимальном уровне и растущая потребность в средствах для замены изношенного оборудования и старых технологий фактически представляют собой потенциал отложенной инфляции, который реализуется по мере обострения дефицитности выпускаемой продукции и повышения платежеспособности потребителей. Масштабы такой отложенной инфляции существенно различаются по отраслям. Наибольшими они являются в отраслях промышленности, производящих потребительские товары массового спроса и изделия, эксплуатируемые в сельском хозяйстве и жилищно-коммунальном хозяйстве. Дальнейшая консервация потенциала такой отложенной инфляции чревата угрозой усиления разбалансированности хозяйственной системы России и утраты части её производственного потенциала.

Таким образом, особенностью ценовой сферы российской экономики является то, что современные цены сформировались на разной экономической основе и поэтому существенно различаются по уровню своего соответствия реальным затратам на производство.

Так, рентабельность производства в машиностроении на порядок ниже, чем в отраслях-экспортерах. Цены на экспортные товары (топливное сырье, металлы, продукты основной химии, лес и др.) являются в целом завышенными по отношению к затратам на их производство. В то время как цены в сельском хозяйстве, большей части отраслей обрабатывающей промышленности, а также других отраслях, производящих потребительские товары и продукцию инвестиционного назначения, в основном не обеспечивают условий для нормального функционирования производящих предприятий.

Сложившиеся диспропорции в ценах приводят к неэквивалентности обмена между секторами экономики, искажают реальную эффективность отдельных ее секторов, отраслей и предприятий, в связи с чем не могут служить ориентирами для принятия оптимальных экономических решений.

Поэтому главной задачей государственной политики цен должно быть устранение этих диспропорций

Негативная роль посредников

Особое значение для понимания ситуации, сложившейся в ценообразовании современной России, имеет вопрос о том, кто устанавливает цены.

В соответствии с российским хозяйственным правом цены устанавливаются продавцом, т. е. их могут устанавливать:

- сами товаропроизводители;

- оптовые продавцы товара, купившие его у товаропроизводителя;

- временные владельцы (перепродавцы) товара.

При этом важно иметь в виду, что продавец-товаропроизводитель не имеет каких-либо преимуществ по сравнению с перепродавцом товара - временным его владельцем.

В условиях нормально функционирующего рынка цена продукции (товара) для потребителя складывается по следующей схеме: цена товаропроизводителя (его затраты на производство и прибыль) + издержки обращения (затраты и прибыль оптового звена и розничной торговли - для потребительских товаров). При этом прибыль каждого звена в данной схеме зависит от удельных затрат (эффективности) и соотношения спроса и

предложения. В таких условиях обеспечивается прозрачность формирования уровня цены на каждом этапе и полноформатное включение каждого звена в ценовую конкуренцию.

В российских условиях доступ к этой конкуренции производителей товара и организаций оптовой и розничной торговли в значительной мере блокируют перепродавцы. Они вклиниваются на всех стадиях движения товара - от товаропроизводителя к товаропроизводителю, от товаропроизводителя к оптовому продавцу, между оптовыми продавцами и т.д. В этих условиях цена перепродавца складывается из цены его покупки + маржа произвольного размера. При этом, как правило, маржа перепродавца поглощает значительную часть дохода от усилий обязательных участников производства и обращения товара по повышению эффективности их деятельности. В таких условиях рыночные конкурентные механизмы практически перестают работать.

Следует отметить, что в Законе № 135-Ф3 от 26.07.06 «О защите конкуренции» критерием обоснованности уровня цен является их соответствие «необходимым для производства и реализации товара расходам и прибыли» (ст. 6 и 7), что дает основание считать присутствие на рынке перепродавцов нелегитимным. Однако их влияние на уровень цен для потребителей конечной продукции продолжает оставаться весьма существенным. Имеются многочисленные факты кратного увеличения перепродавцами цен товаропроизводителей. Проблема упорядочения процесса формирования цен и тарифов на услуги массового спроса пока никак не решается.

Все выше сказанное о сфере ценообразования в современной России со всей очевидностью подводит нас к вопросу: «Какой же рынок сформировался на территории нашей страны?»

Если исключить из анализа экспортеров, которые заняты обслуживанием потребностей мировой экономики, то оставшуюся часть можно назвать рыночной весьма условно. Очевидно, что административно устанавливаемые цены на продукцию и услуги естественных монополий по определению не являются рыночными, а блокирование посредниками той части экономики, которая могла бы носить конкурентный характер, фактически не оставляет места для реального рынка. И именно на исправление этого положения должна быть направлена государственная политика цен.

Направления модернизации государственной ценовой политики

Прежде всего для выработки своей ценовой политики государство должно определить ее исходные факторы. Это, в свою очередь, предполагает:

- характеристику ценовой сферы национальной экономики с позиций ее устойчивого и гармоничного развития;

- оценку степени соответствия уровня и соотношений цен задаче расширенного воспроизводства товаров и услуг на основе современной техники и передовой технологии;

- оценку способности удовлетворять потребности большинства населения в товарах и услугах при соответствующем уровне его денежных доходов;

- оценку способности отечественных предприятий производить высокотехнологичную продукцию, обеспечивающую стране прочные конкурентные позиции на мировом рынке.

Следующим шагом должно быть определение критериев и параметров, характеризующих систему цен как соответствующую требованиям общей экономической политики и обеспечивающую рост конкурентоспособности национальной экономики.

Важным элементом формирования ценовой политики должен быть учет факторов, создающих угрозу экономической безопасности страны: подрывающих сбалансированность

товарно-денежного обращения, вызывающих существенные нарушения эквивалентности обмена между секторами экономики, создающих угрозу системе жизнеобеспечения в экономике в стране в целом и отдельных ее регионах.

Наконец, результирующим этапом аналитической части формирования государственной ценовой политики должно быть определение факторов, содействующих долговременному процессу повышения конкурентоспособности экономики:

- проведение эффективной структурной макро- и микроэкономической политики;

- реализация эффективных стратегий в отраслях и секторах экономики с оптимальным использованием в них внешнеэкономических факторов повышения конкурентоспособности;

- внедрение высокотехнологичных и эффективных видов техники и технологий, снижение на этой основе затрат на производство и реализацию продукции и услуг при повышении их качества.

Результаты детального анализа сложившейся в ценовой сфере страны ситуации должны стать основой для формирования механизмов реализации ценовой политики, направленных на восстановление нормального процесса воспроизводства во всех сферах и отраслях национальной экономики, а также мер и механизмов стимулирования повышения их эффективности и конкурентоспособности; обеспечения сбалансированности товарно-денежного обращения, поддержания эквивалентности обмена между секторами экономики и регионами страны, а также формирования механизмов реализации ценовой политики, направленных на повышение эффективности и конкурентоспособности отечественных товаров и экономики в целом. Данные механизмы могут вырабатываться и изменяться в зависимости от потребностей национальной экономики.

Для решения поставленных задач совершенно необходимо создание национальной системы ценовой информации, которая обеспечила бы мониторинг реализации основных направлений ценовой политики, направленной прежде всего на обеспечение стабильности национальной хозяйственной системы и стимулирование повышения ее конкурентоспособности.

Сложность и многоплановость задач ценовой политики требует ее поэтапной реализации.

При этом на первом этапе (подготовительном) должны быть проведены следующие мероприятия:

- формирование программы мер по восстановлению нормального процесса воспроизводства во всех отраслях национальной экономики путем объединения разобщенных сегментов ценовой сферы в единую систему, что должно обеспечить примерное равенство экономических возможностей предприятий и фирм, независимо от их ориентации на внутренний или внешний товарные рынки. Разработка и осуществление конкретных мер по устранению накопившейся диспропорции и деформации в ценовой сфере страны;

- подготовка предложений о внесении изменений в законодательство в части формирования и реализации системы мер, предусмотренных в ценовой политике;

На втором этапе (собственно реализационном) должны быть осуществлены следующие шаги:

- разработка критериев, параметров и нормативов системы цен в России, отвечающей требованиям общей экономической политики и обеспечивающей долговременное повышение конкурентоспособности национальной экономики;

- определение факторов, противодействующих реализации намеченных государственной политикой цен целей;

- формирование механизмов реализации политики цен, направленных на повышение эффективности и конкурентоспособности товаров, отраслей и экономики в целом;

- формирование системы мониторинга реализации основных направлений ценовой политики, направленной на поддержание стабильности национальной хозяйственной системы и стимулирование повышения ее конкурентоспособности, а также системы мер адекватного реагирования на получаемую в результате этого мониторинга информацию.

В процессе модернизации государственной политики цен наиболее сложным представляется пересмотр ряда сложившихся и устоявшихся за период с начала 90-х годов прошлого века положений, которые создают серьезные препятствия для формирования и реализации эффективной ценовой политики в России.

Главными из этих препятствий являются:

- продолжающее сохраняться пагубное представление о всесилии рынка и пассивной роли государства как «ночного сторожа», не вмешивающегося в решение вопросов ценообразования на системной основе;

- недооценка фактора образования деформаций в образовании цен, которые усиливают разбалансированность экономики и зависимость ее от внешнеэкономических факторов;

- вытекающая из первых двух препятствий неготовность государственных органов страны, а также руководителей крупного и среднего бизнеса, к выработке и реализации эффективной ценовой политики, которая, будучи в своей институциональной основе государственной, должна быть общенациональной по своему содержанию.

Концепция ценовой политики должна исходить из необходимости преодоления этих препятствий и предусматривать их устранение путём последовательного, поэтапного решения проблем, накопившихся в ценовой сфере России с учетом специфических исходных позиций, сложившихся в сфере современного отечественного ценообразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.