Научная статья на тему 'Проблемы ценообразования в газовом комплексе России'

Проблемы ценообразования в газовом комплексе России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
842
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Патрушев Дмитрий Николаевич

The financial situation in the gas producing sector of Russia is of great importance for the steady gas supply and determines further development of the industry.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of price formation in the gas producing sector of Russia

The financial situation in the gas producing sector of Russia is of great importance for the steady gas supply and determines further development of the industry.

Текст научной работы на тему «Проблемы ценообразования в газовом комплексе России»

ПРИКЛАДНАЯ ЭКОНОМИКА

Д. Н. ПАТРУШЕВ'

Дмитрий Николаевич ПАТРУШЕВ — кандидат экономических наук. В 2003 г. защитил кандидатскую диссертацию в СПбГУЭФ. Автор более 30 научных публикаций.

Область научных интересов: промышленная политика, управление комплексами и отраслями естественных монополий, инвестиционная привлекательность отраслей и регионов.

"Ф"

ПРОБЛЕМЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ ВГАЗОВОМ КОМПЛЕКСЕ РОССИИ

Система газоснабжения — структурообразующий элемент российской экономики, от надежного и эффективного функционирования которого непосредственно зависит стабильность промышленного производства и жизнеобеспечение всех граждан России. Доля газа в общем объеме внутреннего потребления энергетических ресурсов составляет более 50 %, в структуре экспорта топлива из России — 45-46 %. Газовая отрасль формирует 8 % ВВП, обеспечивает до 25 % поступлений в доходную часть бюджета, а также более 19 % валютной выручки государства. Динамичное развитие газового сектора, имея мультипликативный характер, способно обеспечить поступательное развитие других отраслей экономики, в частности машиностроения, рост занятости, рост доходов населения.

Сформировавшаяся в газовой отрасли в течение последних десятилетий производственная структура обеспечивает непрерывность процесса газоснабжения от бурения скважин до поставки газа потребителям. Суммарные ресурсы газа составляют около 32 % его мировых запасов. Особенность разведанных запасов — их высокая степень концентрации — 75 % этих запасов сосредоточено на 21 крупном месторождении. Большинство месторождений газа эксплуатируется уже 10-20 лет, причем четыре крупнейших месторождения газа (Уренгойское, Ямбургское, Медвежье и Вынгагтурское), на долю которых приходится около 80 % текущей добычи, вступили в фазу падения. Поэтому важнейшей задачей для поддержания устойчивости газоснабжения в течение последующих лет является разработка новых месторождений, расположенных в основном в неосвоенных районах, не имеющих специальной инфраструктуры, на больших глубинах и на шельфе, что, в свою очередь, требует значительных финансовых ресурсов.

Для обеспечения поставок газа с действующих месторождений, большинство которых расположено в отдаленных районах, создана и эффективно эксплуатируется уникальная газотранспортная система, хотя по мере старения фондов, освоения новых газовых месторождений и увеличения добычи газа требуется реконструкция действующих и строительство новых газотранспортных сетей.

Газовая промышленность России характеризуется высокой концентрацией его добычи, магистральных транспортных сетей и централизацией управления в рамках одной компании — ОАО «Газпром», что обусловлено тем, что отрасль создавалась как централизованно управляемая Единая система газоснабжения (ЕСГ), охватывающая все звенья технологической цепи, от разведки и добычи газа до его поставки в газораспределительные сети. Такая структура в основном сохранилась в процессе трансформации отрасли в новых экономических условиях.

© Д. Н. Патрушев, 2007

Собственником ЕС Г является ОАО «Газпром», осуществляющее до 90 % всей добычи газа в России, транспортировку его по магистральным газопроводам и реализацию на внутреннем и внешних рынках. Кроме того, добычу газа производят: независимые производители газа — газодобывающие компании, а также нефтяные компании; региональные системы газоснабжения («Норильскгазпром», «Камчатгазпром», «Якутскгазпром», «Сахалинморнефтегаз»), обеспечивающие газоснабжение территорий, не связанных с ЕСГ.

Основные потребители природного газа — электроэнергетика, химическая и металлургическая промышленность, производство строительных материалов, жилищно-коммунальное хозяйство, население. Доля газа, поставляемого населению, в общем объеме поставок газа на российский рынок в среднем составляет 15 %. Потребление природного газа населением быстро растет, при этом уровень розничных цен на газ для населения остается ниже, чем для других категорий потребителей.

Нужно отметить, что финансовая ситуация в газовой промышленности России имеет существенное значение для обеспечения устойчивого газоснабжения потребителей и определяет дальнейшее развитие отрасли.

Сохранение на внутреннем рынке практически стабильных в течение ряда лет заниженных регулируемых оптовых цен на газ привело к относительному удешевлению газа по сравнению с альтернативными видами топлива, а также потребляемыми отраслью материально-техническими ресурсами и услугами, реализуемыми по свободным ценам. Сложившийся уровень цен не позволяет в полной мере финансировать инвестиционные проекты по обустройству новых скважин и освоению месторождений, реконструкции и строительству газотранспортных сетей, искажает определение эффективных сфер применения газа, ограничивает межтопливную конкуренцию, а также внедрение газосберегающих техники и технологий.

Значительные трудности с финансированием испытывают газораспределительные организации (ГРО), что связано с низкой степенью концентрации производства и капитала и существующей системой льгот при поставках населению природного и сжиженного газа. Дефицит собственных инвестиционных ресурсов ОАО «Газпром» и ГРО привел к тому, что фактический объем капитальных вложений в добычу газа и развитие магистральных трубопроводов составляет лишь 60 % от потребного их объема, а программы реконструкции распределительных сетей финансируются не более чем на 40 %,

Влияние указанных негативных факторов в конечном итоге привело к снижению в перспективе объемов добычи газа, недофинансированию реконструкции и обновления стареющих фондов и, прежде всего, газотранспортных сетей и, как следствие, недостаточным темпам газификации регионов.

Структура хозяйственных отношений на российском рынке газа складывается под воздействием высокой концентрации ресурсов газа и газотранспортных сетей в собственности ОАО «Газпром» и ответственности этой компании за газоснабжение потребителей. Часть независимых производителей, являющихся собственниками региональных систем газоснабжения, обслуживают районы, не связанные с ЕСГ, а остальные, не имея собственных газотранспортных систем, используют на основе договоров свободные мощности магистральных газопроводов, принадлежащих ОАО «Газпром».

Организация хозяйственных отношений на рынке газа между поставщиками и покупателями газа, а также предприятиями, оказывающими им соответствующие услуги, в том числе газотранспортными организациями (ГТО), регламентируется Правилами поставки газа в Российской Федерации, в соответствии с которыми покупателем или поставщиком газа может быть любое юридическое лицо. Доступ поставщиков газа к магистральным трубопроводам ЕСГ и газораспределительным сетям регулируется соответствующими положениями, на основе которых независимые поставщики имеют право пользоваться услугами ГТО и ГРО для транспортировки газа на недискриминационной основе.

Доминирующее положение ОАО «Газпром» на внутреннем рынке газа предполагает государственное регулирование цен на газ, поставляемый этим акционерным обществом, что обеспечивает защиту потребителей газа от возможного монопольного повышения цен и стимулирует мобилизацию внутренних резервов компании. По мнению автора, сложившаяся практика государственного регулирования цен на газ:

— не стимулирует рациональное и эффективное использование газа, искусственно завышает спрос на него в условиях свободных, более высоких, цен на альтернативные виды топлива (мазут, уголь);

— ограничивает возможности межтопливной конкуренции;

— косвенно ограничивает конкурентоспособность и прибыльность независимых производителей газа, имеющих право реализовать его по свободным ценам.

Меры по реорганизации отрасли и, прежде всего, ее основного звена — ОАО «Газпром», в 1997-2003 гг. были направлены на выявление и отделение от основного производства тех производств, где целесообразно за счет развивающейся конкуренции на российском рынке обеспечить экономию текущих и капитальных затрат: строительные управления, организации, оказывающие услуги по ремонту газопроводов, строительно-дорожной техники, сервисному обслуживанию, бурению и др. Эти организации участвуют в тендерных торгах наряду с другими участниками, что позволяет в условиях конкуренции получать необходимые услуги по наиболее низким ценам, а отделившимся предприятиям повышать эффективность работы.

В целях повышения эффективности и прозрачности деятельности основного производства произошло выделение добывающих предприятий, а также предприятий по транспортировке газа при сохранении основных производственных фондов в собственности ОАО «Газпром». Учитывая, что транспортировка газа относится к сфере естественной монополии и подлежит государственному регулированию, из этих предприятий выведены другие виды деятельности. Так, создана и действует специализированная компания по реализации газа на российском рынке — ООО «Межрегионгаз», структуры которой функционируют в различных регионах России.

Российский рынок газа в современном состоянии не имеет развитой инфраструктуры и характеризуется низким воздействием внешней конкурентной среды, следствием чего является высокая степень государственного регулирования.

В сфере добычи газа основная доля (90 %) приходится на ОАО «Газпром». Независимые организации владеют примерно 30 % лицензий на освоение запасов газа и имеют право реализовать его по свободным рыночным ценам, но их доля в совокупных объемах добычи и поставки газа на рынок составляет не более 10 %. В условиях, когда основная часть газа реализуется потребителям на регулируемом секторе рынка газа, возможности использовать указанное право у независимых производителей весьма ограничены.

Сфера транспортировки газа по магистральным трубопроводам, являясь естественно монопольным видом деятельности, представляется ОАО «Газпром», являющимся собственником газотранспортных сетей.

Сектор газораспределения, в котором действует достаточно большое количество организаций (в основном в форме акционерных обществ), также функционирует в регулируемом режиме естественно монопольных видов деятельности.

Несмотря на то, что к сфере естественных монополий законодательством отнесены только услуги по транспортировке газа по трубопроводам, включая магистральные, по решению Правительства Российской Федерации осуществляется государственное регулирование оптовых цен на газ, поставляемый конечным потребителям. Таким образом, основная доля поставляемого на российский рынок газа реализуется по оптовым ценам, директивно устанавливаемым уполномоченным регулирующим органом.

Помимо оптовых цен и тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным сетям трубопроводов, оказываемые независимым организациям, этим органом регулируются тарифы на услуги по транспортировке газа по распределительным сетям трубопроводов, а также размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям.

Для функционирования полноценного газового рынка пока не созданы основные, структурные элементы и рыночные институты, способствующие его становлению. У потребителей нет свободы выбора в приобретении газа. Биржевая торговля, позволяющая выбирать продавца (покупателя), условия, сроки поставки и другие аспекты рыночной купли-продажи, не функционируют. Не развита система страховых компаний, обеспечивающих гарантиями сделки купли-продажи, а также структур, способных управлять рисками, связанными с непредвиденными ситуациями на рынке газа. Не разработаны правила поведения участников нерегулируемого сегмента рынка газа.

Административное регулирование газового рынка, жесткое ограничение в течение длительного времени уровня оптовых цен на газ в условиях действия рыночных механизмов, включая применение свободных цен на рынках альтернативных видов топлива, а также большинства других видов продукции, привели к заниженной стоимости газа. Обесценение газа путем искусственно заниженных цен сформировало гипертрофированную структуру спроса на газ, который постепенно превращается в монотопливный ресурс при полной утрате у потребителей стимулов к газосбережению.

Все это свидетельствует о необходимости формирования и последовательной реализации государственной политики по реформированию сложившегося рынка газа и, прежде всего, финансово-экономического режима, в котором функционируют участники этого рынка, по созданию комплекса условий для поэтапного формирования полноценного рынка газа на основе адекватных моделей ценообразования.

В газовой отрасли зарубежных стран сформировались три основных модели ценообразования: «затраты плюс», «нетбэк» и «межгазовой конкуренции».

1. Затратный принцип ценообразования («cost plus», т. е. «затраты плюс») состоит в том, что цена товара ставится в непосредственную зависимость от издержек производства и обращения, представляющих расходы в денежной форме на производство и реализацию единицы товара. Соответственно, цена газа определяется по формуле:

Ц = Ид + Ит + Ис + Н + П,

где Ид — издержки добычи; Ит — издержки транспортировки; Ис — издержки сбыта; Н — налоги; П — норматив прибыли.

С позиций долгосрочного развития отрасли важное значение приобретает проблема полного возмещения издержек и обеспечения разумного уровня рентабельности. При этом цены должны обеспечивать не только покрытие текущих эксплуатационных издержек, но и возвраты инвестиций. В рыночной среде только соответствие цен долгосрочным предельным затратам может дать правильные ориентиры инвестиционной политики.

Теоретически применение методики «затраты плюс» дает минимально возможные цены на газ, поскольку при этом рассчитывается минимально допустимая цена, соответствующая принципу возмещения стоимости. В этой модели для продавцов в любом случае обеспечивается получение закрепленного дохода, для потребителей — стабильность цен даже при увеличении спроса. Недостаток модели — игнорирование текущего спроса, покупательской оценки и конкуренции.

2. По мере развития газовых рынков и усиления конкуренции газа с другими энергоносителями возникла модель ценообразования, определяющая предельную цену, обеспечивающую стимулирование использования газа взамен альтернативных видов топлива. Цены на природный газ должны обеспечивать его конкурентоспособность по сравнению с альтернативными энергоносителями. Это — так называемый принцип ценообразования «нетбэк» («netback pricing»), при котором цена на газ — максимальная цена, по которой поставщик может продать его покупателю, оставаясь при этом конкурентоспособным (по отношению к поставщикам других видов топлива). При достижении ценой значения «нетбэк» потребителю становится безразлично, какой энергоноситель выбрать, и решение принимается с учетом дополнительных факторов (например, экологических свойств). В данной модели цены ориентируются на потребителей, и, фактически, не существует непосредственной связи между затратами на производство газа и уровнем цен. Для отдельного потребителя цена «нетбэк» определяется исходя из следующего соотношения:

Цнб = Цат + Пк - Ст - ДСх - Нг, где Цат — цена у потребителя, замыкающего альтернативного топлива, включая все налоги; Пк — премия за качество (экономия затрат у потребителя от использования газа взамен замещаемого топлива); Ст — стоимость транспортировки газа до потребителя; ДСх — разница в стоимости хранения газа и замещаемого топлива для балансирования сезонных или дневных колебаний спроса; Нг— все «газовые» налоги.

Алгоритм формирования цены «нетбэк» следующий.

1) Вычисляется общая цена, которую платит потребитель за использование альтернативного топлива (например, мазута), включающая в себя:

— капитальные и текущие издержки на оборудование, необходимое потребителю для использования топлива;

— затраты альтернативного топлива на единицу полезной энергии с учетом эффективности его сжигания.

2) Из общих затрат на использование альтернативного топлива вычитаются капитальные и текущие затраты на оборудование, необходимое потребителю для сжигания газа. Получаются максимальные затраты покупателя при использовании газа, и учитывая эффективность использования, можно на их основе определить предельную цену газа. Эта цена формирует цену «нетбэк» на газ у потребителя,

3) Вычитая издержки на транспортировку и распределение, а также налоговые отчисления, получают цену «нетбэк» для поставщика.

Принцип формирования цен по отношению к альтернативным видам топлива по определению обусловливает разные уровни цен на газ, используемый для производства электроэнергии, для промышленных потребителей, в коммунально-бытовом и коммерческом секторах. Такой результат — следствие разного использования энергии этими потребительскими группами.

Ценообразование «нетбэк» традиционно применяется в странах континентальной Европы, где в долгосрочных контрактах широко используются различные «формулы привязки» к ценам заменителей газа в конкретных сферах потребления — нефтепродуктов, угля, электроэнергии, чтобы поддерживать цены на газ по всему контракту в соответствии с рыночным уровнем.

Следует отметить, что ценообразование «нетбэк», как правило, определяет максимально возможные цены на газ.

3. Коммерческий принцип ценообразования основан на том, что цена формируется в процессе торга между продавцом и покупателем на основе сложившихся спроса и предложения и включает в себя оценку товара на основе спроса, предложения, затрат, полезности. Тем самым в рыночных ценах отражается себестоимость продукции, ее обменный курс по отношению к другим товарам, и потребительские свойства.

Такая система ценообразования возникла в конце прошлого века в Великобритании, США и Канаде. Введение недискриминационного доступа к газотранспортной системе привело к распространению «межгазовой» конкуренции, когда из всех поставщиков, присутствующих на рынке, покупатель выбирает того, чей газ дешевле. В результате конкуренции «газ-газ» развиваются спотовые рынки — рынки торговли фиксированными объемами газа на краткосрочной основе по рыночным ценам, формируемым на основе торгов, которые обычно развиваются в так называемых «хабах» — пересечениях нескольких газопроводов. Развитие с потовых рынков привело к резкому увеличению количества транзакций, развитию инструментов финансового риск-менеджмента (включая фьючерсные контракты) и, главное, к переходу к индексации цен долго- и среднесрочных контрактов по спотовым ценам.

В краткосрочном периоде цены на газ на конкурентном рынке с недискриминацконным доступом к газотранспортной системе определяются соотношением спроса и предложения. В любой конкретный момент ры-

ночная цена газа (если это спотовая цена, или базисная цена в долгосрочном контракте), определяется замыкающим потребителем и замыкающим производителем.

В краткосрочном периоде кривая спроса на газ на рынке определяется:

— сезонной отопительной нагрузкой, зависящей от спроса бытовых и мелких коммерческих потребителей, определяемого в целом погодой;

— сезонностью спроса на газ в электроэнергетике;

— спросом на газ поставщиков для закачки в подземные хранилища газа (ПХГ) (зависит от мощности хранилищ, их загрузки, текущего уровня цен и ожидания относительно будущих цен);

— способностью конечных потребителей к быстрому переключению на другие виды топлива и ценой альтернативных видов топлива.

В долгосрочной перспективе оптовые цены на газ на конкурентных рынках должны стремиться к долгосрочным предельным издержкам производства и поставки для данного уровня спроса вне зависимости от цен конкурирующих видов топлива. Долгосрочные предельные издержки определяются ресурсной базой, уровнем развития технологии, организационной эффективностью, а также тем, добывается ли газ вместе с нефтью, доходы от которой сами по себе покрывают затраты на разработку месторождений. А спрос в долгосрочной перспективе зависит от таких факторов, как темпы экономического роста, цены альтернативных видов топлива, технологии конечных потребителей, экологические ограничения, которые могут стимулировать или ограничивать использование газа.

Эффективная спотовая торговля может возникнуть только при выполнении целого ряда условий:

— избыток как самого товара — газа, так и транспортных мощностей системы;

— зрелость и разветвленность газотранспортной инфраструктуры;

— газодобыча должна иметь возможность достаточно быстро реагировать на изменение спроса, что характерно для газовой отрасли, работающей в условиях небольших месторождений;

— обеспечение прозрачных правил транспортировки торгуемого газа с жесткой регламентацией последовательности действий участников рынка и установлением четких временных ограничений;

— наличие регулирующего органа для разработки этих правил, контроля их выполнения с отслеживанием ситуации и внесением изменений и дополнений;

— участие достаточно большого количества продавцов и покупателей, вследствие чего рынок может служить реальным ценовым ориентиром;

— использование контрактов, стандартизованных по наиболее существенным условиям, с тем чтобы мог возникнуть единый эффективный механизм ценообразования;

— относительная легкость входа и выхода на рынок;

— прозрачность рынка через публично доступные информационные источники;

— наличие значительных мощностей ПХГ.

На практике для заданного периода времени имеется некоторый диапазон цен, каждое значение которых соответствует определенной системе отношений, возникающих между производителями, поставщиками и потребителями газа, а также государственными регулирующими органами. Механизм формирования контрактной цены является попыткой согласовать различные интересы этих сторон на длительный срок и установить цену, позволяющую разделить справедливым образом возникающие риски.

В настоящее время при формировании цен долгосрочных контрактов, которые по-прежнему составляют основу газового бизнеса во всех странах, стороны принимают во внимание все три вышеописанные модели ценообразования, формируя на их основе некую «комплексную» цену, устанавливаемую в результате переговоров и отражающую состояние спроса и предложения на газ, а также другие факторы, специфичные для каждого отдельного договора (коэффициент нагрузки, пункт доставки, качество газа и т. д.). Верхним пределом при этом является цена «нетбэк», определяемая через стоимость конкурирующих видов топлива. Нижний предел цен на газ определяется затратами производителя (включая приемлемую норму прибыли). В этом диапазоне и ведутся переговоры о цене, при этом через механизмы индексации учитываются спотовые цены на газ.

Из-за удаленности месторождений газа от потребителей в поставках газа важнейшую роль играют подсистемы транспортировки и распределения. По законодательству деятельность по транспортировке газа по магистралям и распределительным сетям, как естественная монополия, подлежит специальному государственному регулированию, т. е. баланс экономических интересов всех субъектов газового рынка пытается обеспечивать государство, которое не только формирует юридическую основу функционирования рынка, но и осуществляет прямое воздействие через регулирование:

— тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным и распределительным газопроводам;

— оптовых цен на газ для промышленных потребителей и последующей реализации населению;

— розничных цен для промышленных потребителей и бытовых нужд населения.

Базовые оптовые цены на газ формировались исходя из затрат газодобывающих компаний на добычу и транспортировку газа. Постановлением Правительства РФ от 13 июля 1993 г. «О государственном регулиро-

вании цен на природный газ и другие вида энергоресурсов» с 20 июля 1993 г. устанавливалась оптовая цена газа в среднем по отрасли 7900 руб. (неденоминированных) за 1000 м3 газа и надбавка газо-сбытовых организаций 1100 руб. за 1000 м3. Эта цена ежемесячно индексировалась, исходя из среднего за предыдущий месяц индекса цен на промышленную продукцию. При этом, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13 октября 1995 г., оптовые цены на газ повышению не подлежали вплоть до конца 2000 г.

В результате на российском рынке газа сложились искусственно заниженные цены, которые не обеспечивали самофинансирования газовой отрасли с учетом необходимых инвестиций. Динамика средних регулируемых цен ОАО «Газпром» в валютном эквиваленте приведены на рис. 1.

1991 1993 1995 1997 1999 2001 2003 2005 2007

Ист/, данные ОАО «Газпром»,

РИС. I. Динамика средневзвешенных оптовых цен на газ на внутреннем рынке России, тыс. м' (без НДС и надбавки газораспределительных организаций).

В настоящее время наблюдается серьезное искажение внутренних цен на газ как по отношению к цене нефти, так и к ценам взаимозаменяемых видов топлива, мазута и угля. В нарушение всех экономических принципов, цены на сетевой газ, обеспечивающий до 70 % потребности внутреннего рынка в котельно-печном топливе, находятся на самом низком уровне, причем цены на сетевой газ для населения, как правило, ниже уровня цен для промышленных потребителей. Слабо учитывается потребительская ценность газа, что дает неоправданные преимущества углю и мазуту. Сложившаяся ценовая политика привела к заинтересованности потребителей в максимальном использовании газа и к низкой эффективности газосбережения.

Последние три года, после длительного периода сдерживания, цены на газ ежегодно увеличиваются. Рост цен на газ в 2002 г. составил 38 %. С 2003 г. был установлен порядок, при котором Федеральная энергетическая комиссия (ныне ФСТ) разрабатывала, а Правительство утверждало границы роста цен естественных монополий. Для 2003 и 2004 гг. этот ежегодный предел устанавливался на уровне 20 %. Тем самым в последние годы сменилась методология государственного регулирования цен газа. Вместо определенного Законом «О естественных монополиях» установления цен по принципу «затраты плюс» явочным порядком стал применяться принцип «предельной цены» («cap price»), устанавливаемой по макроэкономическим соображениям (сдерживание инфляции и т. д.) с недостаточным учетом нужд развития отрасли и требований повышения эффективности энер-гоиспользования.

В соответствии с «Энергетической стратегией России» и договоренностями, достигнутыми с ЕС относительно вступления России в ВТО, в ближайшие годы цена газа на внутреннем рынке должна прийти к уровню, полностью покрывающему все издержки газодобывающих компаний, включая инвестиционную составляющую.

Энергетическая стратегия России ставит следующие задачи ценовой политики:

1. Поэтапное повышение внутренних цен с учетом требований конкурентоспособности эффективных отечественных товаропроизводителей, но при безусловном обеспечении финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности российских топливно-энергетических компаний.

2. Скорейшая ликвидация диспропорций между ценами разных видов энергоносителей, прежде всего, отражение в ценах газа его потребительских свойств. То есть цены различных энергоносителей должны различаться

в зависимости от потребительского эффекта, учитывающего соотношение коэффициентов полезного действия энергоустановок, дополнительные затраты и ущерб от загрязнения окружающей среды.

3. Правильная дифференциация цен по территории страны так, чтобы их разница по регионам для каждого вида топлива приближалась к затратам на его транспортировку в направлении межрайонных потоков, складывающихся в рациональном топливно-энергетическом балансе страны. Необходима дифференциация оптовых цен с увеличением числа ценовых поясов, дифференциация цен на газ с учетом сезонной неравномерности газопотребления и различных доплат (за бесперебойность поставок, за гибкость газоснабжения и т. д.). При этом от государственного регулирования цен на газ предполагается перейти на государственное регулирование тарифов на услуги по транспортировке по магистральным газопроводам.

Существует целый ряд предложений, касающихся методов определения цен на газ, в том числе и достаточно радикальных.

Довольно часто (особенно представители ЕС) говорят о необходимости повышения внутрироссийских цен на газ до мирового уровня. Прогнозный уровень этих цен по данным ведущих мировых аналитических организаций (Европейская Комиссия, Министерство энергетики США, Мировое энергетическое агентство) представлен в табл. 1.

Таблица I

Прогноз мировых цен на топливо

Годы 2006 2010 2015 2020

Нефть Urals, $/бар. 31-33 28,5-34 31,5-35 32-36

Природный газ в ВС, %Ньк. м1 146-149 137-150 142-154 145-158

Ист.-. World Energy Outlook, IE А, 2003; USA Department of Energy, 2003.

Повышение внутрироссийских цен на газ до уровня мировых представляется неоправданным. Понятие «мировые цены» для газового рынка весьма условно — в реальности существуют только отдельные региональные цены. Как видно из рис. 1, страны, обладавшие собственными запасами газа (например, США) достаточно долго сохраняли более низкие цены, чем на других региональных рынках. Для России как обладателя крупнейших в мире запасов газа и крупнейшего экспортера этого ресурса внутренние цены, несомненно, должны быть ниже, чем в странах-импортерах, на величину транспортных затрат.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Даже столь либерально настроенная организация, как Всемирный банк, признает, что потери России от отмены так называемого «двойного ценообразования» (раздельного для внутренних и внешних потребителей) могут достигать $22 млрд в год — около 6 % ВВП (рис. 2).

$/МБТЕ

1984 1986 1988 1990 1992 1994 1996 1998 2000 2002

-Япония" -США* Бельгия* -—» Германия* -Испания*

* Трубопроводный ** СПГ

Ист.: Key World Energy Statistics 2004. — Paris: IEA, 2004.

РИС. 2. Цены импорта газа на основных зарубежных рынках.

В соответствующем докладе Всемирного банка утверждается, что повышение внутренних цен на газ до уровня мировых будет иметь тяжелейшие последствия как для населения (учитывая холодный климат и бедность потребителей), так и для промышленности, которой придется выбирать между переходом на менее экологичные виды топлива и более высокой платой за газ с потерей конкурентоспособности (с соответствующим падением инвестиционных возможностей и занятости). Очевидно, что эти варианты являются неприемлемыми.

Другой «крайний» вариант — фиксация цен на уровне, обеспечивающем газовым компаниям возмещение их текущих затрат без учета необходимых инвестиций (цены самоокупаемости). Очевидно, что для газовой отрасли, отличающейся высокой капиталоемкостью, особенно в России, где газотранспортная система далека от зрелости, а производственная база нуждается в крупных инвестициях для поддержания и наращивания добычи, исключение инвестиционных затрат приведет в конечном итоге к недофинансированию инвестиционных программ и дефициту газа.

Цены, формирующиеся на основе краткосрочного соотношения спроса и предложения (биржевые цены), безусловно, являются хорошим ориентиром. Однако для развития ликвидного краткосрочного газового рынка необходимо выполнение целого ряда условий. Как показывает опыт зарубежных стран, эти процессы требуют продолжительного времени, и зрелая биржевая торговля формируется долго (10-15 лет).

Существуют и другие предложения, адаптирующие зарубежные модели ценообразования к российским ус-лоциям:

I. Модель ценообразования «затраты плюс» устанавливает цены в соответствии с долгосрочными предельными затратами (цены самофинансирования, которые, в отличие от цен самоокупаемости, предусматривают учет инвестиционных затрат газовых компаний). Они определяются как сумма цены производства замыкающего ресурса газа и затрат на транспорт газа при транспортных тарифах, обеспечивающих после уплаты налогов прибыль в сфере магистрального транспорта газа, достаточную для финансирования (с учетом амортизации) необходимых капиталовложений.

Замыкающими (последними из вовлекаемых в энергетический баланс) районами добычи газа для европейской части страны, Урала и Западной Сибири до 2010 г. будут Надым-Пуртазовский и Обско-Тазовский районы Тюменской области, после 2012 г. — Штокманское месторождение в Баренцевом море, а после 2016-2018 гг. — месторождения полуострова Ямал. Газифицируемые районы Восточной Сибири и Дальнего Востока будут обеспечиваться от местных месторождений.

Уже к 2010 г. маржинальные цены производства, например в Центральном районе, превысят сегодняшний уровень регулируемых цен почти в 1,4-1,5 раза и более чем вдвое — к 2020 г. Столь значительный рост цен вызван почти трехкратным удорожанием добычи газа и транспорта к 2010 г. по сравнению с современным уровнем затрат. Как показали расчеты, величина транспортного тарифа уже к 2015 г. должна увеличиться в 2,3 раза, а к 2030 г. — в три раза.

Таблица 2

Цены самофинансирования газовых компаний*, 5/тыс. м3

Годы 2007 2010 2015 2020

Цена 48 51-53 56 59-65

* Оптовые цены в районе г. Москвы.

2. Цены межтопливной конкуренции, при которых обеспечивается равная эффективность использования потребителями газа и других энергоресурсов, прежде всего, угля и ядерной энергии на электростанциях. Приведенная в табл. 3 динамика этих цен определена ИНЭИ РАН путем оптимизации топливно-энергетического баланса страны и регионов на базе прогнозируемых цен угля — с учетом дополнительных затрат на его использование взамен газа на реконструируемых действующих и новых электростанциях.

Таблица 3 Цены межтопливной конкуренции4, $/тыс. м3

Годы 2007 2010 2015 2020

Цена 63 79 95 105

* Оптовые цены в районе г. Москвы.

Развитие межтопливной конкуренции требует времени, и рост цен в данном случае будет осуществляться поэтапно — в первую очередь начнется замещение газа углем на угольных станциях, переведенных в последние

годы на газ, что в силу низких дополнительных затрат ограничит рост цен на газ. Затем будет осуществляться реконструкция действующих станций, связанная с небольшими инвестициями. И только по прошествии времени, по мере возникновения необходимости во вводе новых генерирующих мощностей, потребуется строительство новых станций, где эффективные и недорогие парогазовые установки будут конкурировать с дорогими экологически приемлемыми угольными технологиями, что, естественно, приведет к значительному увеличению газовых цен «межтопливной конкуренции».

3. В чистом виде модель краткосрочного рыночного ценообразования в России в настоящее время применять сложно в силу специфики производственной и институциональной структуры отечественной газовой отрасли. Тем не менее существует компромиссный способ использования этой модели — путем привязки внутренних цен на газ к ценам либерализованного и достаточно ликвидного европейского газового рынка. Приближение внутрироссийских цен к ценам конкурентного европейского рынка по мере интеграции России в мировое сообщество будет обеспечивать экономически правильную оценку внутреннего спроса на газ и его предложения с отбором действительно эффективных инвестиционных проектов.

Для экспортирующей страны соответствие внутренних цен на топливо мировым ценам достигается, когда внутренние равновесные цены топлива становятся равными его экспортным ценам (для России — на оптовых рынках Центральной Европы) за вычетом платы за транзит газа через Украину, Словакию, Чехию, Белоруссию и Польшу, отечественных тарифов на транспортировку газа из соответствующего района до границы России и экспортного акциза.

Согласно условиям поставки российского газа в европейские страны, его цена на границах Германии отличается от данных международных организаций и формируется по показателям конкуренции газа с фиксированным набором нефтепродуктов, т. е. исходя из определенного ее соотношения с прогнозной ценой сырой нефти в Европе. Рассчитанные таким образом для нижнего и верхнего прогнозов мировых цен нефти равновесные внутренние цены природного газа приведены в табл. 4,

Таблица 4 Равновесные цены на газ*,$/тыс. м3

Годы 2007-2010 2015 2020

Цена** 56-65 68-75 80-88

* Оптовые цены в районе г. Москвы.

** Первое значение — для нижнего прогноза цен на нефть, второе — для верхнего.

Следует отметить, что, как и в случае с ценами межтопливной конкуренции, выход на равновесные цены требует времени, поэтому в период 2007-2010 гг. цены, приведенные в табл. 4, находятся на уровне ниже расчетных равновесных. Кроме того, очевидно, что одномоментно повышать цены до уровня равновесных нельзя, в любом случае потребуется некий адаптационный период. Вообще следует отметить, что наиболее важным вопросом ценообразования в России на данный момент является даже не конечный уровень цен на газ, а темп их повышения.

Наиболее проработанной является идея двухсекторного рынка, которая предусматривает переходный период параллельной работы сокращающегося регулируемого и растущего конкурентного секторов внутреннего рынка газа. При этом динамика повышения цен на газ должна быть достаточно энергичной, чтобы пресекать расточительство энергоресурсов и увеличить бюджетные поступления за счет налоговых и рентных платежей энергетических компаний. С другой стороны, она не должна приводить к чрезмерной инфляции или тем более к потере конкурентоспособности отечественных (особенно энергоемких) предприятий и к опасному снижению жизненного уровня населения.

Государство в двухсекторной модели имеет возможность влиять на цены с помощью трех инструментов:

1) определять регулируемые цены на неконкурентном секторе;

2) определять соотношение объемов (или долей) регулируемого и конкурентного секторов рынка;

3) влиять на равновесные цены путем изменения таможенной пошлины.

При двухсекторной организации внутреннего рынка средневзвешенные цены будут определяться как сумма произведений меняющихся во времени долей его регулируемого и конкурентного секторов на величину соответственно регулируемых и равновесных цен. Поскольку реформа ЖКХ предусматривает отказ к 2012 г. от перекрестного субсидирования цен энергоносителей, то после 2010 г. регулируемый сектор газа должен ликвидироваться, а средневзвешенные цены на газ должны выйти на уровень равновесных цен. Прогнозы соответст- , вующей динамики средневзвешенных цен газа представлены в табл. 5. !

Рассмотренные модели ценообразования определяют верхние и нижние границы цен, нарушение которых ' означает отказ от нормальных рыночных отношений. С одной стороны, верхняя граница цен на газ не может ;

превышать цены межтопливной конкуренции. С другой — внутренние цены топлива должны полностью компенсировать все издержки на его добычу и продвижение к потребителям, включая затраты на развитие газовой отрасли, т. е. нижняя граница цен на газ не может быть меньше цен самофинансирования.

Таблица 5

Средневзвешенные цены на газ", $/гыс. м3

Годы 2007 2010 2015 2020

Доля конкурентного сектора, % 25-33 80-90 100 100

Средневзвешенные цены 46-48 59-61 - -

* Оптовые иены в районе г. Москвы.

Подобно тому, как это делается за рубежом, определение рыночной цены на газ в России, по нашему мнению, необходимо осуществлять в этом диапазоне комплексными «синтетическими» методами. Наиболее экономически эффективным представляется ориентация на цены, равновесные с европейским рынком, которые как раз находятся в этом диапазоне. Все поле будущих значений внутренних цен газа иллюстрирует рис. 3.

Щ! - регулируемые цены - средневзвешенные цены

Щ - цены самофинансирования ■ - равновесные цены

Я - цены межтопливной конкуренции

Ист.: ИНЭИ РАН.

РИС. 3. Динамика оптовых цен на газ для промышленности, $/тыс. м3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.