ТАМОЖЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
Е.Э. Толикова, д-р экон. наук, профессор К.П. Степанов, студент Российская таможенная академия (Россия, г. Люберцы)
Аннотация. В данной статье рассматриваются таможенные инструменты как фактор обеспечения конкурентоспособности национального производства на примере электроэнергетики и динамика основных показателей отрасли в Российской Федерации.
Ключевые слова: конкурентоспособность, электроэнергетика, таможенные инструменты.
Тенденции развития рынка «электроэнергетики» позволяют прогнозировать возможные реорганизационные и структурные изменения в этой отрасли. Объясняется это в первую очередь переосмыслением в обществе существующих опасностей и угроз. В этой связи аварии на энергоблоках атомной станции в Японии всё отчетливей ставят человечество перед выбором и целесообразностью так интенсивно использовать в электроэнергетике «атомные» технологии. Естественно, заявлять о завершении эпохи использования «мирного атома» преждевременно и неверно, но вероятнее что следует ожидать увеличение доли электростанций, использующих более безопасные ресурсы (воду, уголь, газ, торф, мазут). В этой связи перспективными являются уголь и газ.
Предполагаемые в отрасли конфигурации, обуславливают необходимость поиска энергетическими компаниями методов и способов достижения долгосрочных целей и задач, гарантированного выполнения бюджета, обеспечения рентабельности инвестиций и стабилизации валютных потоков в критериях завышенных ценовых колебаний, сложного и временами неопределенного поведения рынка, стремительно возрастающего или падающего объема сделок в рамках, энергетической отрасли [6]. Все приводит к тому, что вариативность развития стратегий функционирования субъектов на энергетических рынках становится не просто важным элемен-
том управления, а осознанной необходимостью.
В процессе реализации своих функциональных целей и задач на одном рынке электроэнергии и мощности, конкурентоспособность электростанций, входящих в состав генерирующих компаний, фактически формирует и конкурентоспособность генерирующих компаний. Несомненно, стоит отметить, что точно так же конкурентоспособность электростанций складывается из конкурентных способностей их основного энергетического оборудования. Таким образом, технико-экономическое состояние основного оборудования электростанций является одним из факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность генерирующей компании.
«Возрастной» состав оборудования для разных электростанций (как следствие, и генерирующих компаний) сильно разнится и оказывает влияние на выбор стратегии поведения генерирующей компании [1]. Естественно, большой удельный вес в структуре оборудования генерирующей компании старого, на физическом уровне и морально изношенного оборудования, будет наращивать расходы компании на поддержание этого оборудования в рабочем состоянии и его эксплуатацию. Все приводит к тому, что вследствие использования устаревших технологий, присущих такому оборудованию, будут, в конце концов, возрастать расходы на горючее (в связи с понижением экономической выгодно-
сти агрегатов и соответствующем повышением расходов горючего) по сопоставлению с наиболее современными агрегатами.
Этой теме уделяли большое количество российских и зарубежных ученых, в том числе и К.Эндрюс, И.Ансофф, И.В.Михайлов, Ю.А.Удальцов,
Л.В.Ширяева,и др., исследуя проблемы экономики и стратегического управления, реформирования электроэнергетики и функционирования оптового рынка электроэнергии. Основой для разработки способов оптимизации структуры продаж электроэнергии явилась теория портфельной оптимизации, широко используемая в текущее время на денежных рынках. И это действительно обоснованно, что позволяет в процессе исследования применять способы статистики, экспертных оценок и аналогии, общей теории стратегии и системного анализа, также методический аппарат экономико-математической оптимизации.
Цены на горючее объективно являются одной из главных причин, формирующих конкурентоспособность генерирующей компании, так как они оказывают наибольшее влияние на величину издержек генерирующей компании -расходы на горючее составляют, как заведено, основную часть себестоимости производимой генерирующими компаниями продукции (электроэнергии и тепловой энергии) [1]. С учетом предсказуемого роста цен на горючее этот фактор приобретает особое значение.
Главным фактором, влияющим на конкурентоспособность генерирующей компании, является себестоимость производимой данной компанией продукции (электро- и тепловой энергии). Себестоимость производства электроэнергии в данном случае может выступать как обобщающий показатель, так как увязывает в себе и издержки генерирующей компании на горючее, и расходы на поддержание оборудования в рабочем состоянии, и расходы на обновление генерирующих мощностей и вывод из эксплуатации «изношенного
оборудования». Важно то, что при этом себестоимость производства электроэнергии является показателем, в общем случае характеризующим успешность генерирующей компании по сопоставлению с конкурирующими компаниями.
Расчеты анализ и исследование конкурентоспособности генерирующих компаний как раз представляют собой систему с комплексной целью, решение которой можно разбить на последующие этапы [7]:
1. Формирование набора изучаемых и прогнозируемых компаний.
2. Прогнозирование финансовых отношений экономического состояния генерирующих компаний с учетом технического (старения оснастки оборудованием электростанций, технического перевооружения и переоснащения электростанций) и топливного (изменение топливной структуры) причин.
Учитывая указанное выше, можно отметить, что конкурентоспособность электростанции не является абсолютной величиной и может быть определена лишь в сопоставлении с иными электростанциями [7]. Можно утверждать, что конкурентоспособность генерирующей компаний определяется конкурентоспособностью формирующих ее электростанций. В связи с этим целесообразно формирование группы компаний, в рамках которой будет как раз определяться и повышаться конкурентоспособность.
Расчеты будущих показателей вариантов возможного состояния электростанций с учетом технической и топливной политики, предполагаемых к осуществлению генерирующими компаниями, дают основание предполагать снижение конкурентоспособности многих компаний.
Таким образом, конкурентоспособность электростанций определяется в пределах конкурентных групп, которые они формируют. Известно, что обобщенный показатель конкурентоспособности генерирующей компании, выведенный на основании характеристик формирующих ее электростанций, позволяет, оценить положение генери-
рующей компании на оптовом рынке по отношению к остальным производителям электроэнергии.
Однако, конкурентоспособность национальных производств достигается не только эффективным управлением и грамотной стратегией. Государство использует экономические инструменты для поддержания национального производства на мировом уровне. Эффективно действующий механизм таможенного тарифного и нетарифного регулирования является неотъемлемым условием защиты экономических интересов страны. Проблема совершенствования системы импортного тарифа России в целях повышения эффективности защиты национальных товаропроизводителей продолжает оставаться актуальной в условиях рыночной экономики. К тарифным инструментам следует отнести сам таможенный тариф, а также методы определения и контроля таможенной стоимости товаров, страны происхождения товаров, порядок уплаты таможенных платежей и предоставления тарифных льгот. Таможенный тариф Российской Федерации представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
Среди основных функций таможенного тарифа особо выделяются протекционистская и фискальная функции [5]. Протекционистская функция связана с защитой национальных товаропроизводителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает стоимость последних при реализации на внутреннем рынке, снижая их конкурентоспособность. Соответственно повышается конкурентоспособность аналогичных товаров, производимых национальной промышленностью и сельским хозяйством. Фискальная функция таможенного тарифа обеспечивает поступление средств в доходную часть бюджета страны. Кроме вышеназванных функций таможенный тариф, влияя на внутренние цены, до определенной
степени содействует развитию национального производства и экспорта. Вследствие удорожания импортных товаров за счет таможенных пошлин повышается общий уровень цен на такие товары, одновременно повышается конкурентоспособность национальных товаров на внутренних и внешних рынках. Таможенный тариф в ряде случаев может быть использован для развития экспорта путем одностороннего установления низких или нулевых ставок в отношении отдельных товаров, необходимых дня изготовления экспортной продукции. В целях защиты экономических интересов Российской Федерации к ввозимым товарам могут одновременно применяться особые виды пошлин: специальные, антидемпинговые и компенсационные. При перемещении товаров через таможенную границу РФ, и в других случаях, установленных Таможенным кодексом, уплачиваются таможенные платежи. Следует отметить, что государственное регулирование внешнеэкономической деятельности можно осуществлять не только посредством изменения таможенных пошлин, но и варьируя величину других налогов и сборов. Основой для начисления таможенной пошлины, акцизов и таможенных сборов является таможенная стоимость товаров, определяемая в соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе». Не изменяя уровня ставок таможенных платежей, можно за счет изменения правил определения таможенной стоимости значительно увеличить или уменьшить их сумму за счет включения или исключения из налогооблагаемой базы каких-либо дополнительных элементов затрат. К нетарифным средствам и мерам государственного регулирования относится запрещение ввоза (вывоза), эмбарго, лицензирование, квотирование, сертификация и другие ограничения на перемещение товаров через таможенную границу РФ [5].
Осуществление мер тарифной защиты внутреннего рынка не обходится без применения тарифной эскалации, то есть прогрессивного повышения уровня таможенного обложения товаров в за-
висимости от степени их переработки (уровня передела). Иными словами, чем выше процентный рост ставки ввозной таможенной пошлины по мере продвижения от сырья к готовой продукции, тем выше уровень защиты производителей от внешней конкуренции. Тарифная эскалация выступает стимулирующим фактором ввоза в страну сырья и полуфабрикатов. Таким образом, для обеспечения необходимого уровня защиты интересов национальных производителей при взаимодействии с мировым торговым рынком используется механизм тарифной эскалации. Один из главных недостатков существующей в настоящее время в России системы тарифов состоит в слабой дифференциации. Так, таможенный тариф РФ представляет собой совокупность всего шести уровней адвалорных и десяти уровней комбинированных и специфических тарифов. В развитых же странах степень дифференциации ставок на несколько порядков выше. Существенным недостатком отечественной тарифной системы является недостаточно высокая степень их эскалации (повышение ставок в зависимости от степени переработки ввозимой продукции), ограничивающая возможности более действенной защиты отечественных производителей готовой продукции.
В отношении сектора свободной торговли, в рамках которого существует свободное (рыночное) ценообразование, цены в секторе свободной торговли не могут быть выше предельного уровня, устанавливаемого ФЭК РФ [9]. Величина предельного уровня цен в секторе свободной торговли определяется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми ФЭК РФ, и Правилами оптового рынка [8]. Исходя из этой нормы, при проведении торгов или заключении двусторонних договоров купли-продажи электроэнергии участники сектора свободной торговли не могут заявлять цены выше предельных уровней.
Для целей установления тарифов регулируемого сектора оптового рынка электроэнергии Основы ценообразова-
ния исходят из следующих постулатов [1]:
- презумпция равенства сумм стоимости покупаемой и стоимости поставляемой на оптовый рынок электрической энергии;
- учет объемов поставки и потребления электрической энергии (мощности) на оптовом рынке.
Для учета объемов поставки и потребления электроэнергии ФЭК РФ ведет сводный баланс оптового рынка. Указанные выше величины определяются без учета оборота электроэнергии в секторе отклонений.
В отличие от Правил оптового рынка, оперирующих в отношении сектора свободной торговли понятием "узловые цены", тарифы регулируемого сектора устанавливаются на основе зонального принципа (п. 40 Основ ценообразования). В пределах одной ценовой зоны оптового рынка покупатели рассчитываются за электроэнергию по одинаковым ставкам тарифа.
В рамках регулируемого сектора оптового рынка применяются двухставоч-ные тарифы, которые включают в себя две ставки: за электроэнергию и за мощность. В тарифы на электроэнергию, отпускаемую на ФОРЭМ, не включается стоимость услуг, оказываемых на оптовом и розничном рынках электроэнергии. Конкретный порядок расчета тарифов в регулируемом секторе оптового рынка будет определен в методических указаниях по расчету данных тарифов и цен, утверждаемых ФЭК РФ.
Необходимую валовую выручку поставщика (производителя) электрической энергии, исходя из которой рассчитывается тариф на электроэнергию, составляют расходы на содержание максимально доступной генерирующей мощности каждого поставщика, учтенной в сводном балансе на расчетный период регулирования, включая расходы на содержание технологического резерва мощности. При этом исходя из требования раздельного учета финансовых результатов деятельности в регулируемом секторе и секторе свободной
торговли оптового рынка для расчета тарифа регулируемого сектора принимается только та доля установленной генерирующей мощности каждого поставщика, расчеты в отношении которой осуществляются в регулируемом секторе.
Технологический резерв мощности представляет собой величину установленной генерирующей мощности поставщика (производителя) электроэнергии, которая должна поддерживаться в состоянии готовности для несения на-грузки[6]. Технологический резерв включает в себя оперативный и стратегический резервы и предназначен для поддержания надежной работы энергосистемы. Нормативы технологических резервов будут определяться компетентными федеральными органами исполнительной власти (Министерством промышленности и энергетики РФ, Минэкономразвития РФ) с участием системного оператора.
Государственное регулирование в рамках розничного рынка электроэнергии осуществляется на двух уровнях: федеральном и региональном (в рамках субъекта РФ). На федеральном уровне Правительство РФ одобряет прогноз социально-экономического развития на очередной год, содержащий в том числе уровень цен на электрическую энергию. ФЭК РФ на основе показателей упомянутого прогноза утверждает две группы предельных уровней тарифов:
1) предельные минимальные и/или максимальные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, которые могут устанавливаться с календарной разбивкой и с разбивкой по категориям потребителей с учетом региональных и иных особенностей;
2) предельные минимальные и/или максимальные уровни тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.
Предельные уровни тарифов устанавливаются на период не менее года.
Конкретные тарифы на розничном рынке определяют органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов, исходя из предельных уровней. Для розничного рынка предусмотрены следующие виды тарифов на энергию:
- тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающи-ми организациями потребителям;
- тарифы на тепловую энергию, в том числе тарифы на энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии;
- сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков.
Решение об установлении тарифа принимается до принятия закона о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год на срок не менее года. Расчет тарифов осуществляется согласно методическим указаниям, утверждаемым ФЭК РФ.
При установлении тарифов и их предельных уровней регулирующие органы помимо показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий год обязаны учитывать изменения видов и объемов топлива, используемого для производства электрической и тепловой энергии, а также цен на него, изменение объемов покупаемой энерго-снабжающими организациями и поставляемой потребителям электро- и теплоэнергии, имевшее место в предыдущие периоды регулирования экономически не обоснованное сдерживание роста тарифов отдельными регулирующими органами исполнительной власти субъектов РФ.
В отношении такого потребителя как население формирование тарифов может производиться дифференцированно в зависимости от объема потребления электроэнергии. С этой целью Закон №41-ФЗ и Основы ценообразования применяют понятие "социальная норма потребления электроэнергии" и позво-
ляют устанавливать тарифы отдельно в отношении электрической энергии, поставляемой населению в пределах социальной нормы потребления и сверх данной нормы.
В отличие от тарифов регулируемого сектора тарифы на электро- и тепло-энергию в рамках розничного рынка помимо стоимости единицы энергии включают стоимость услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки энергии потребителям (п. 57 Основ ценообразования). В счетах на оплату электрической и тепловой энергии стоимость отпущенной потребителю энергии и стоимость услуг должны указываться раздельно.
Согласно п. 58 Основ ценообразования тарифы на электрическую энергию, поставляемую потребителям в рамках розничного рынка, устанавливаются регулирующим органом одновременно в трех вариантах:
1) одноставочный тариф, включающий в себя полную стоимость 1 киловатт-часа поставляемой электроэнергии;
2) двухставочный тариф, включающий в себя ставку за 1 киловатт-час электроэнергии и ставку за 1 киловатт установленной генерирующей мощности;
3) одноставочный (двухставочный) тариф, дифференцированный по зонам (часам) суток.
Потребители, в том числе те, которые покупают часть электроэнергии в секторе свободной торговли, наделены правом самостоятельно выбирать один из указанных вариантов тарифа. Реализация данного права осуществляется в уведомительном порядке. По общему правилу потребитель должен уведомить об этом организацию, поставляющую ему электроэнергию, не менее чем за месяц до вступления в силу тарифов.
Тарифы на розничном рынке подлежат дифференциации по группам (категориям) потребителей электроэнергии, которая должна отражать различия в стоимости производства, передачи и сбыта электроэнергии для различных групп потребителей. Основания для
дифференциации определены и их перечень не является исчерпывающим:
1) величина присоединенной (заявленной) мощности потребителей электроэнергии;
2) режим использования потребителями электрической мощности;
3) категория надежности электроснабжения;
4) уровни напряжения электрической сети;
5) иные критерии в соответствии с законодательством РФ (в то же время не допускается дифференциация тарифов на электроэнергию для потребителей в зависимости от их участия (неучастия) в секторе свободной торговли).
Основы ценообразования закрепляют следующие правила установления тарифов на услуги:
1) тариф на услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС и по распределительным сетям (оказываемые, в том числе, с привлечением других организаций) определяется путем деления необходимой валовой выручки сетевой организации на суммарную присоединенную (заявленную) мощность потребителей услуг в расчетном периоде регулирования и дифференцируется по уровням напряжения и иным критериям, установленным законодательством РФ.
2) тариф на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям должен утверждаться в рамках предельных уровней тарифов на услуги по передаче электроэнергии, которые устанавливаются ФЭК РФ для каждого субъекта Федерации и дифференцируются по уровням напряжения;
3) в отношении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии Основы ценообразования не предусматривают установление предельных уровней и относят их к компетенции органов исполнительной власти субъектов Федерации;
4) в тариф на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению помимо прочих расходов включаются средства, предназначенные для страхования риска ответственности субъектов опера-
тивно-диспетчерского управления за причинение ущерба субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии, которые имеют строго целевое назначение и могут расходоваться только на уплату страховых взносов страховщику в связи с осуществлением такого страхования. Порядок определения размера этих средств устанавливается ФЭК РФ.
Для того, чтобы оценить необходимость совершенствования таможенных инструментов регулирования рынка электроэнергетики, необходимо проанализировать перспективы развития данного рынка [10]. Основным результирующим показателем в отрасли является импорт и экспорт электроэнергии (рис. 1).
20000 1S000 16000 14000 12000 10000 S000 6000 4000 2000 0
17492
1S250 1S900
13409 13409 13540 14043
10S71
11520
9147
2150 219S 2242 2351
3940 3S91 3453
1464 1353 1094
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Экспорт Импорт
Рис. 1 Экспорт и импорт электроэнергии Российской Федерации за период 20082017 гг., млн кВт*ч
Как можно отметить из представленного графика, существует определенная тенденция к росту экспорта электричества. За последние 3 года, выработка увеличилась на 19%, а вместе с ней и экспорт - на 24.6%. Также, наблюдаем обратно пропорциональную картину с импортом: снижение данного показате-
ля достигло за 5 лет отметку 57%. Из этого следует, что генерирующие компании способны производить достаточное количество электроэнергии, чтобы обеспечить постоянно растущие потребности (рис.2) населения Российской Федерации и выгодно экспортировать её за границу.
15000 14500 14000 13500 13000 12500
133S1
13490
14606
13S54
2014 2015 2016
Количество потребителей, млн
Рис. 2. Сбыт электроэнергии в РФ
2017
Рост потребителей является, относительно данной отрасли, планомерным, не превышает 13% в год. Резкий рост потребителей в 2016-2017 гг. можно отнести к развитию рынка криптовалют, появлению «майнинговых» ферм -средств получения пассивного дохода, как следствие, увеличению количества потребителей и объема потребления ими.
В конце 2015 года Международное энергетическое агентство (МЭА) опубликовало годовой доклад World Energy Outlook 2015, согласно которому выручка от российского экспорта ископаемых видов топлива (нефть, газ, уголь) к 2035 г. вырастет на 65% - до $420 млрд в год по сравнению с показателем в $255 млрд, полученных по итогам 2014 года [2]. Характеризуя перспективы российского экспорта энергоносителей, МЭА называет основной тенденцией смещение экспортных поставок в Азию при сокращении доли экспорта на европейском направлении. В 2014 г. на страны Евросоюза приходилось 61 % российской выручки от экспорта энергоносителей, тогда как в 2035 г. этот показатель сократится до
180000 160000 140000 120000 100000 80000 60000 40000 20000 0
48%. За тот же период существенно возрастет доля Китая - с 2% до 20%, прогнозирует МЭА. В докладе МЭА также говорилось, что Россия останется крупнейшим производителем газа в 2035 г. и станет основным источником роста мировых поставок, за ней последуют Китай, Катар, США и Австралия. Добыча газа РФ увеличится на 35% - до 860 млрд куб. м в 2035 г., при этом полуостров Ямал станет новой точкой опоры для российских поставок.
23 января 2014 года Минэнерго РФ опубликовало основные положения проекта энергетической стратегии России до 2035 года, согласно которым Европа будет терять статус крупнейшего рынка для российских энергоносителей. По расчётам Минэнерго, объём экспорта в Европу к 2035 году снизится на 5 % к уровню 2014 года. Основной целью должен стать азиатский рынок, его доля в экспорте возрастёт к 2035 году с 12 % до 23 %.
Исходя из проведенного анализа и расчётов WEO, таможенное регулирование в электроэнергетической отрасли является перспективным направлением развития.
166687,69
2009 2010 2012 2015 2016 2017 2018
О Тариф на услуги, руб./Мвт.мес.
Рис. 3. Тариф на услуги по передаче э/э, руб./Мвт.мес.
До 2010 года тарифы на услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС устанавливались с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат).
С 2010 года регулирование тарифа осуществляется на основании метод доходности инвестированного капитала (ЯЛВ-регулирование).
Основой для расчета тарифа методом доходности инвестированного капитала является величина инвестированного капитала, состоящая из:
• первоначально инвестированного капитала, стоимость, которого установлена с учетом результатов независимой оценки. Данная величина учитывает стоимость замещения активов организации, используемых для осуществления регулируемой деятельности, физический, моральный и внешний износ активов;
• нового инвестированного капитала - стоимость капитала, используемая для создания активов по результатам реализации утвержденной инвестиционной программы Компании.
Согласно стратегии развития МинЭнерго, в долгосрочной перспективе, на Российский сегмент электроэнергетики не будут воздействовать никакие инструменты регулирования, за исключением представленного - тарифного.
21 июля 2017 года вынесено постановление Правительства РФ о совершенствовании механизма установления сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электроэнергии. Для расчета сбытовых надбавок будет использоваться метод сравнения аналогов или по-другому — метод эталонных затрат.
Старт новой методики запланирован на 1 июля 2018 года, и, по мнению заместителя руководителя ФАС Виталия Королева, речь идет ни больше, ни меньше как о фундаментальной перестройке тарифного регулирования в энергетике.
Согласно новым правилам, расходы и затраты энергосбытовых компаний не включаются в стоимость тарифной надбавки. Да и сама она определяется по-другому - на основании стоимости киловатт-часа.
Кроме всего прочего, вводится понятие постоянных и переменных затрат. К постоянным относятся расходы, связанные с доставкой электроэнергии на точку поставки. К переменным - затраты на оплату кредитов, погашение других долговых обязательств, заем денег на закрытие кассовых разрывов.
Современный этап развития экономики характеризуется значительными изменениями в научно-технической и материально-экономической сферах, которые ведут к ускоренной глобализации мирового хозяйства как процесса усиления взаимозависимости экономик различных стран, расширения торговых и других форм внешнеэкономических связей.
Вхождение в мировое хозяйство для любой страны определяется степенью открытости и развитости ее экономики, а также экспортными возможностями. Стратегические задачи развития Российской Федерации тесно связаны с разработкой и энергетических ресурсов и эффективным развитием данного сектора.
Несмотря на кризисные явления, оказывающие негативное влияние на внешнеторговые контакты, наблюдается значительное увеличение объемов производства энергетических отраслей и их доли в формировании бюджетов государств.
При этом на первый план выходят вопросы взаимодействия торговых партнеров и совершенствования механизма таможенного оформления и контроля энергоресурсов при перемещении их через Российскую границу.
Стратегия государственной политики в отношении торговли энергоресурсами, теоретический анализ методов и инструментов регулирования их перемещения по трубопроводной системе через российско-казахстанскую границу, а также различные аспекты таможенного оформления и таможенного контроля перемещаемых товаров требуют внимательного изучения, последующей модернизации и оценки возможности их корректной и эффективной работы в условиях глобализации.
Библиографический список
1. Приоритетное развитие электроэнергетического комплекса России// Экономика Российской Федерации в условиях глобализации: механизм модернизации и функционирования. Егоров О.И., Чигарин O.A., Баймуканов A.C. Москва, 2015.
2. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014). Режим доступа World Wide Web. URL: http://www.consultant.ru/
3. Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) [Электронный ресурс] Режим доступа World Wide Web. URL: http://www.consultant.ru
4. Всемирная торговая организация (ВТО). Официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wto.org (Дата обращения: 8.12.2017)
5. Официальный веб-сайт Российской таможенной академии [Электронный ресурс] Режим доступа World Wide Web. URL: http://rta.customs.ru
6. Официальный сайт Минэкономразвития РФ. [Электронный ресурс] Режим доступа World Wide Web. URL: http://economy.gov.ru
7. Официальный сайт Всероссийской академии внешней торговли. [Электронный ресурс] Режим доступа World Wide Web. URL:http://www.vavt.ru/wto
8. Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 311-Ф3 "О таможенном регулировании в Российской Федерации" от 27.11.2010 г. (ред. от 28.12.2016 г.) [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107181/
9. Федеральный закон "Об экспортном контроле" от 18 июля 1999 г. N 183ФЗ (ред. от 21 июля 2014 г.) [Электронный ресурс] http://base.garant.ru/12116419/1/#block_100#ixzz3W903U000
10. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года от 28 декабря 2012 г. N 2575-р [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_161965/?frame=1
CUSTOMS INSTRUMENTS TO ENSURE COMPETITIVENESS OF NATIONAL
PRODUCTION
E.E. Tolikova, doctor of economics. sciences, professor K.P. Stepanov, student Russian customs academy (Russia, Lyubertsy)
Abstract. In this article, customs instruments are considered as a factor of ensuring the competitiveness of national production by the example of the electric power industry and the dynamics of the main indicators of the industry in the Russian Federation. Keywords: competitiveness, electric power industry, customs instruments.