СЕМИНАР 9
ДОКЛАД НА СИМПОЗИУМЕ "НЕДЕЛЯ ГОРНЯКА -2001"
МОСКВА, МГГУ, 29 января - 2 февраля 2001 г.
© Е.А. Куклина, 2001
УДК 338(470.1/.25) 4
Е.А. Куклина
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ СЕВЕРНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ
Необходимость дальнейшего развития северных территорий Российской Федерации обусловлена следующими основными моментами.
Во-первых, развитие всех северных районов страны находится в сфере ее геополитических интересов, которые совершенно очевидны, принимая во внимание географическое положение страны и уникальный природно-ресурсный потенциал этих территорий.
Во-вторых, северные районы страны с их ресурсной специализацией дают возможность проводить эффективную внешнеэкономическую политику и устойчиво получать доходы от экспорта минерально-сырьевой продукции. В условиях системного кризиса российской экономики именно этот источник валютных поступлений остается одним из наиболее стабильных каналов пополнения государственного бюджета. Северные районы страны обеспечивают более 50 % валютных поступлений государства, а с учетом того, что в настоящее время не менее 40 % продовольственных товаров закупается за рубежом, по существу можно говорить об экономической безопасности страны.
В-третьих, развитие базовых отраслей национальной экономики на макроуровне во многом зависит именно от экономического развития северных районов, производящих основную долю продукции топливно-энергетического, минерально-сырьевого и лесопромышленного комплексов.
И, наконец, дальнейшее развитие северных территорий дает возможность эффективно использовать созданный и накопленный потенциал производственных, трудовых и научнотехнических ресурсов.
Таким образом, главной задачей современного этапа развития страны является разработка стратегии природопользования на российском Севере, введение в процесс управления природопользованием экономических методов рыночных отношений.
Как нам представляется, все сценарии и прогнозы развития регионов Севера должны базироваться на концепции устойчивого развития: специфические особенности освоения северных территорий требуют именно устойчивого развития в долговременной перспективе. Основанная на новой парадигме общественного воспроизводства концепция устойчивого развития означает, что главными (и единственными) критериями развития выступает качество окружающей среды и качество жизни человека.
Преломляя эту глобальную концепцию в отношении региона, можно сформулировать главные критерии устойчивого развития региона:
• сохранение (улучшение) качества окружающей среды;
• достижение определенного качества жизни населения территории.
В рамках поставленной задачи представляется необходимым сформулировать основные положения концептуального подхода к разработке стратегии развития экономики северного региона в условиях рыночных отношений, базирующегося на концепции устойчивого развития. Эти основные положения должны системно описывать концептуальный подход с точки зрения его идеологии, политики, экономической модели и инвестиционной стратегии. Именно эти составляющие являются ключевыми и позволяют системно охарактеризовать собственно концептуальный подход.
Идеологию концептуального подхода к разработке стратегии развития экономики региона Севера можно определить как принципиальное изменение экономических отношений между федеральным центром и регионом, рассматривая последний не как колониальную периферию, а как главный субъект современных экономических отношений.
После кризиса августа 1998 года центр, по существу, утратил главные рычаги влияния на субъекты Федерации и экономический «пульс» сместился в регионы РФ. Таким образом, смена парадигмы взаимоотношений «центр - субъект Федерации» является объективной реальностью и закономерностью всех последних лет реформирования российской экономики.
Политика. В политическом отношении концептуальный подход к развитию экономики региона Севера может быть охарактеризован как безусловный приоритет региональных интересов (при соответствии их общегосударственным интересам) при обязательном учете интересов малочисленных коренных народов Севера.
Такая политика в развитии северных регионов должна находить отражение в разрабатываемой законодательной базе, инициативах в поиске стратегических партнеров. Нередко стратегическим инвесторам достаточно минимума: необес-цениваемого залога (земля, недвижимость), свободных и дешевых рабочих рук, подготовленной производственной площадки с подведенной инфраструктурой, льготного налогового и правового режима, которые не меняются несколько (желательно - много) лет.
Экономическая модель. Модель развития северного региона должна быть моделью устойчивого развития и в качестве приоритетной ставить задачу создания «экологически чистой» системы управления природопользованием на Севере, формирования социальной технологии освоения Севера с тем, чтобы сохранить и улучшить окружающую среду.
Основной принцип построения такой экономической модели: северный регион не сырьевой придаток, а система субъектов рыночных отношений, осуществляющих свою экономическую деятельность в регионе в целях его устойчивого развития. Эту систему можно рассматривать как совокупность производственной, банковской и инфраструктурной подсистем. Перечисленные подсистемы (блоки) представляют собой:
• горнопромышленные территориальнопроизводственные комплексы (ГТПК), перерабатывающие минеральное сырье до стадии конечного продукта;
• финансово-кредитные учреждения;
• региональную инфраструктуру.
При этом основным элементом экономической системы северного региона является горнопро-
мышленный блок (в силу ресурсной специализации региона). Но, в современных условиях реформирования экономических отношений, очень большое значение имеет и финансово-кредитный блок. Именно учреждения этой сферы могут инициировать укрепление региональной экономики. По инициативе региональных банков (такие примеры уже есть) укрепление реального сектора начинается с земельной реформы, восстанавливающей действие закона стоимости, механизма оценки издержек и ценообразования, залогово-гарантийную систему. Таким образом, появляется абсолютно новая (рыночная) основа для строительства банковской, инвестиционной, страховой, производственной, бюджетной структур в регионе. Конечно, максимально эффективное участие банковских структур в развитие экономики возможно лишь после формирования необходимой правовой базы, режима хозяйствования. Опираясь на адекватный современной экономической ситуации юридический фундамент, банкам намного легче помогать местным органам управления привлекать кредитные и инвестиционные ресурсы, сопровождать и обслуживать их, переориентировать внешние (включая и зарубежные) потоки финансовых товаров, услуг, рабочей силы для развития экономики региона.
Основой современной государственной политики развития северных территорий в новых экономических условиях должно стать формирование инфраструктуры региона. Вопросы создания инфраструктуры (включая информационные технологии), необходимой для эффективного функционирования экономики региона, постепенно будут занимать ведущее стратегическое значение в перестройке хозяйственных систем Севера. При этом уже созданные на территории объекты производственной, региональной и социальной инфраструктуры должны быть эффективно использованы в перспективе.
Инвестиционная стратегия. Стратегия инвестирования в регионы Севера должна быть связана с освоением «полюсов роста», созданием экспортноориентированных производств и организацией производств с полным циклом переработки.
Таким образом, инвестиционная стратегия должна базироваться на двух основных принципах, а именно:
• принципе «разумной диверсификации северной экономики»;
• принципе «ресурсосбережения».
В связи с этим, необходимо решить две следующие задачи.
1. Комплексная экономическая оценка природно-ресурсного потенциала региона с ранжированием объектов и выбор «полюса роста».
2. Паспортизация техногенных месторождений региона и их экономическая оценка.
При этом, как нам представляется, реально экономическую оценку «активов» региона можно выполнить посредством кадастровой оценки.
Для привлечения инвестиций в регион необходима разработка кадастров: земельного, ипотечного, полезных ископаемых, лесного, водного и т.д. Эти «природные активы», наряду с другими финансовыми активами, являются основным богатством региона; особенно активы, которые можно секъюритизировать, то есть оформить в виде ценных бумаг для организации в будущем их первичного и вторичного рынков.
В настоящее время, в условиях развития рыночных отношений в Российской Федерации и с продвижением российского государства по пути к созданию цивилизованной рыночной экономики, все субъекты РФ получают реальные возможности улучшения экономической ситуации в регионе.
Так, например, применительно к одному из северных субъектов Российской Федерации -Магаданской области, - эти реальные возможности связаны с: организацией аффинажного производства; созданием регионального фонда драгоценных металлов; созданием особой экономической зоны.
Строительство завода по аффинажу драгоценных металлов в Магаданской области было организовано в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 972 от
17.08.1998 г. «Об утверждении Порядка работы организаций, осуществляющих аффинаж драгоценных металлов, и перечня организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов».
С 1999 г. на Колымском аффинажном заводе осуществляется круглогодичный цикл работ, рентабельный уровень производства достигается при переработке 10 тонн драгоценных металлов в год. В дополнение к «золотой» аффинажной линии, в 1999 году запущена линия аффинажа серебра. Осуществляется не только полная переработка золота, добытого недропользователями Магадан-
ской области, но и привлекаются интересы золотодобытчиков Якутии (Саха), Чукотки.
По оценкам экспертов, продукция Колымского аффинажного завода вполне соответствует требованиям мирового рынка. Это тем более ценно, что в конце 1998 года Магаданская область получила право на реализацию драгоценных металлов напрямую за рубежом.
Государственный фонд драгоценных металлов в Магаданской области был создан по распоряжению Правительства Российской Федерации № 1641-р от 20.11.1998 года в соответствие со статьей 9 Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». Он создается за счет бюджета субъекта Федерации посредством приобретения драгоценных металлов и драгоценных камней у субъектов рынка драгоценных металлов и драгоценных камней с учетом мировых цен.
Особая экономическая зона (ОЭЗ) на территории Магаданской области была создана в соответствии с Федеральным законом ФЗ № 104-ФЗ от 31.05.1999 года «Об особой экономической зоне в Магаданской области». Этот закон был принят Государственной Думой РФ
23.04.1999 года повторно (до этого времени принятый первично Госдумой 24.12.1998 года закон был отклонен Президентом РФ в соответствии с письмом № Пр-177 от 11.02.1999 года) и одобрен Советом Федерации 17.05.1999 года.
Цель создания ОЭЗ — развитие производительных сил, финансовых и товарных рынков. При этом необходимо отметить два основных момента создания ОЭЗ: льготные таможенные пошлины для ОЭЗ; прекращение выплат федеральных налогов (на эту долю средств, которые перестают поступать в федеральный бюджет в виде налогов, сокращаются трансферты субъекту Федерации).
Территорией ОЭЗ является г. Магадан. Срок действия режима ОЭЗ: с 31.05.1999 года по 31.12.2014 года. Экономический режим хозяйствования в границах ОЭЗ предполагает следующее.
1. В период с 31.05.1999 г. до 31.12.2005 г. участники ОЭЗ на территории зоны и в пределах Магаданской области освобождаются от уплаты налогов в части, поступающий в федеральный бюджет (кроме отчислений в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования).
2. В период с 1.01.2006 г. до 31.12.2014 г. участники ОЭЗ на территории зоны и в пределах области освобождаются от уплаты налога на прибыль, инвестируемую в развитие производства и социальную сферу на территории Магаданской области.
Рассматривая перспективы развития региональных экономик северных субъектов РФ, необходимо решить две основные задачи, первая их которых состоит в определении инвестиционной стратегии развития территории, вторая -в определении источников инвестиционных ресурсов в соответствии с выбранной стратегией.
Финансовый аспект стратегии инвестирования связан с обоснованием источников инвестиционных ресурсов для развития экономики региона и заключается:
• в определении совокупности возможных (реальных и потенциальных) источников привлечения инвестиционных ресурсов в регион;
• в выборе оптимальных схем финансирования инвестиционных проектов с учетом интересов территории (организа-ция финансирования).
Институционально-правовой аспект стратегии инвестирования обусловлен:
• использованием правовых норм регионального инвестиционного законодательства в соответствии с инвестиционной политикой региона;
• созданием инвестиционной инфраструктуры региона в целях реализации комплексной региональной программы по привлечению и стимулированию инвестиций в экономику региона.
Финансирование инвестиционных проектов в регионе может быть осуществлено за счет собственных и внешних источников. Разработка инвестиционной стратегии предполагает поиск стратегических партнеров по линии долгового финансирования (привлечение внешних инвестиционных ресурсов) и мобилизацию внутренних (собственных) инвестиционных ресурсов территории.
Практика освоения территорий Севера, обладающих высокоэффективным природноресурсным потенциалом, свидетельствует о высокой эффективности формирования терри-ториально-произ-водственных комплексов и привлечении инвестиционных ресурсов из разных источников: государственные капитальные
вложения, средства иностранных инвесторов, финансовые ресурсы хозяйственных и коммерческих структур.
Так как речь идет о стратегии, то есть о долгосрочной перспективе (в терминах плановопрогнозных разработок), то представляется совершенно необходимым при определении источников инвестиционных ресурсов учесть все возможные, как реально существующие, так и потенциальные (перспективные) источники.
К реальным, то есть к объективно существующим в настоящее время источникам для финансирования инвестиционных проекКак нтмонредставляе сятся:
• государственные инвестиционные ресурсы (как правило, в рамках реализации федеральных целевых программ);
• негосударственные инвестиционные ресурсы (частный капитал коммерческих и хозяйственных структур, в том числе иностранных инвесторов, средства населения);
• кредитные инвестиции (банковский капитал и средства, мобилизуемые на финансовых рынках).
Регионы сырьевой ориентации имеют объективно обусловленные резервы пополнения своих финансовых (в том числе и инвестиционных ресурсов) за счет использования института залогового права и совершенствования механизма рентных платежей, что формирует дополнительные (потенциальные) источники формирования инвестиционных потоков. Такими источниками могут быть:
• средства регионального инвестиционного фонда, аккумулирующего соответствующие доли рентных платежей (что предполагает разработку системы рентных платежей федерального, регионального и местного уровня);
• кредитные ресурсы, полученные по линии залогового кредитования (под залог недр и драгоценных металлов);
• кредитные инвестиции, обусловленные использованием оригинальных «золотых» кредитных инструментов (для золотодобывающих регионов -долгосрочные кредиты с фиксированной ставкой с возможностями конвертации в золото; выпуск «золотых» облигаций с гарантированной выплатой их стоимости в граммах металла и небольшой процентной ставкой и др.);
• иностранные инвестиции, привлеченные по линии «проектного финансирования» и «проектного финансирования на лизинговой основе».
Схема финансирования инвестиционных проектов в освоение минерально-сырьевой базы, то есть организация финансирования проектов строительства и эксплуатации горнодобывающих предприятий, необходимо должна учитывать:
• значительный период инвестирования (срок авансирования капитала);
• риск инвестирования в проекты освоения минерально-сырьевых ресурсов.
В соответствии с этим, необходимо выбрать такую схему финансирования инвестиционных затрат, которая бы снижала риск инвестирования в течение всего инвестиционного периода и срока функционирования горнодобывающего предприятия. Так, например, на первом этапе это может быть венчурный капитал, на втором - собственный (акцио-нерный) капитал, на третьем - банковский капитал (как инвестиции наиболее консервативных инвесторов).
В настоящее время наиболее реальными путями инвестирования остается привлечение кредита под твердые имущественные гарантии или включение инвестиций в уставный фонд предприятия с одновременным оформлением их как дополнительной эмиссии акций, в результате чего контрольный пакет акций переходит к инвестору. Таким образом, приоритетной задачей при определении источников финансирования инвестиционных проектов является привлечение кредитных ресурсов.
Институционально-правовой аспект инвестиционной стратегии предполагает разработку регионального инвестиционного законодательства, в котором предусматриваются меры по поддержке инвестиций в реальный сектор экономики региона путем предоставления льгот, соблюдения интересов инвесторов, предоставления им гарантий. Позитивный опыт льготного налогообложения инвесторов имеется, например, в Новгородской, Калининградской, Сахалинской областях.
Для обеспечения инвестиционной деятельности в регионе необходима соответствующая инвестиционная инфраструктура, что предполагает создание и эффективное функционирование консалтинговых агентств, страховых компаний, залоговых фондов. Как представляется, активиза-
ции инвестиционного процесса в регионе будет способствовать:
• создание регионального инвестиционного центра (РИЦ), аккумулирующего инвестиционные предложения, бизнес-планы, проводящего их экспертизу и дальнейший отбор для финансирования эффекта;
• разработка информационно-инвес-
тиционного атласа (паспорта) субъекта РФ, который должен являться составной частью такого же атласа региона, входящего, в свою очередь, в систему «Инвестиционного атласа Российской Федерации».
Информационно-инвестиционный паспорт субъекта РФ как составная часть регионального инвестиционного атласа, по сути, является информационной системой, организующей коммуникацию субъектов инвестиционного процесса.
Материалы паспорта оформляются в компьютерном дизайне мульти-медиа, тиражируются и распространяются на лазерных CD. Специальная версия для информационного общения с инвесторами представляется в глобальной компьютерной сети Интернет, где информация постоянно обновляется и оформляется в соответствии с международными стандартами инвестиционного документооборота.
Выводы
1. Главной задачей современного этапа развития России является разработка стратегии природопользования на Севере, введение в процесс управления природопользованием экономических методов рыночных отношений.
2. Все сценарии и прогнозы развития Севера России должны исходить из концепции устойчивого развития, критериями которого являются сохранение (улучше-ние) качества окружающей среды и достижение определенного качества жизни населения территории.
3. Ключевыми составляющими концептуального подхода к стратегии устойчивого развития региона является его идеология, политика, экономическая модель и инвестиционная стратегия.
4. В основе экономической оценки всех «активов» региона должна лежать кадастровая оценка и для привлечения инвестиций в регион необходима разработка кадастров природных ресурсов (земельного, полезных ископаемых, водного, лесного и т.д.).
5. В перспективе в качестве потенциальных источников инвестиционных ресурсов можно рассматривать:
• часть рентных платежей различного уровня, аккумулируемых в региональном инвестиционном фонде;
• оригинальные кредитные инструменты (залоговое кредитование, выпуск «золотых» ценных бумаг и т.д.);
• использование схемы «проектного финансирования» и «проектного финансирования на лизинговой основе».
КОРОТКО ОБ АВТОРАХ =
Куклина Е.А.— кандидат экономических наук, Санкт-Петербургский государственный горный институт (технический университет) им. Г. В. Плеханова.
^^