Научная статья на тему 'Эффективное использование производственного потенциала — снижение стоимости жизни населения в северных регионах'

Эффективное использование производственного потенциала — снижение стоимости жизни населения в северных регионах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
70
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / СТРУКТУРА / ОЦЕНКА И МЕХАНИЗМ ИЗМЕРЕНИЯ / PRODUCTION POTENTIAL / QUALITATIVE AND QUANTITATIVE INDICATORS / STRUCTURE / ESTIMATION AND MEASURING MECHANISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морозова М. В.

В статье рассмотрены вопросы развития сельских территорий северных регионов и предложены пути решения их проблем через совершенствование использования производственного потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The effective use of production potential — the decrease of the cost of living in the northern regions

The article dwells on questions of development of rural territories in northern regions and offers the ways to solve their problems through the improvement of use of production potential.

Текст научной работы на тему «Эффективное использование производственного потенциала — снижение стоимости жизни населения в северных регионах»

Экономика

У/

эффективное использование производственного потенциала — снижение стоимости жизни населения

в северных регионах

М. В. МОРОЗОВА, „

т, u u u 111621, Москва,

аспирант, Всероссиискии научно-исследовательским институт ул оренбургская д 15

организации производства, труда и управления тел.: 89037763467;'

В сельском хозяйстве Россельхозакадемии e-mail: [email protected]

Положительная рецензия представлена В. Я. Скворцовым, кандидатом экономических наук, научным сотрудником Россельхозакадемии.

В результате проведенных реформ и отказа государства от поддержки жизнеобеспечения жителей северных регионов, в регионе сложилась критическая ситуация. Сельское хозяйство пришло в упадок. Из 11 совхозов, которые обеспечивали продуктами всю Магаданскую область, остались два, которые влачат свое существование. Назвать это жизнью нельзя. Добыча драгметаллов государством не контролируется, так как добывают драгметаллы частные бригады, оставляя после себя мертвую поверхность.

Морские зверобойные суда проданы за границу, а промысел прекратил свое существование.

Рыбный промысел в руках богатых дельцов. Коренные малые народы Севера обречены на вымирание.

Эти регионы до сих пор находятся в затяжном кризисе. В результате исследований и конкретных данных по северным регионам предлагаем:

а) внести в Федеральный закон от 25.10.2002 г. № 125ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее по тексту — Федеральный закон) изменения в части возможности приобретения жилья с использованием жилищных сертификатов на территории Магаданской области гражданам — жителям трудоспособного возраста населенных пунктов, признанных закрывающимися, по согласованию с Правительством Российской Федерации.

Отсутствие на федеральном уровне нормы, ограничивающей регистрацию в закрывающихся населенных пунктах, допускает увеличение численности населения в этих населенных пунктах. Это положение не позволяет закрыть населенные пункты в предусмотренные сроки, что в значительной мере снижает эффективность действия Федерального закона;

б) увеличить число предоставляемых субсидий на расселение, так как 2-3 квартиры в год не решают все накопившиеся вопросы;

в) рассмотреть возможность внесения изменений в ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в части увеличения размера коэффициента, определяющего отношение заработной платы застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации).

Данная мера позволит улучшить пенсионное обеспечение граждан, заработавших пенсию в районах Крайнего Севера, и повысить привлекательность Севера для трудоспособных жителей других регионов;

г) частью 2 статьи 30 Федерального закона предусмотрено, что для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера, и приравненных к ним местностях, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в следующих размерах:

— не свыше 1,4 — для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;

— не свыше 1,7 — для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;

— не свыше 1,9 — для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.

Следует учитывать, что отчисления в Пенсионный фонд каждого из северян в два раза больше, чем в среднем по России. Поэтому необходимо исчислять трудовую пенсию с применением повышенного коэффициента, характеризующего отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в среднем по Российской Федерации.

Например, для Магаданской области коэффициент установлен в размере 1,7, а при учете процентной надбавки к заработной плате 0,8 данный коэффициент должен составлять 2,5.

Необходимо принять ряд законодательных актов, что позволит повысить деловую активность бизнеса, активизировать развитие экономики.

1. Разработать комплекс мер по стимулированию геологоразведочных работ на территории Российской Федерации в труднодоступных и удаленных районах Севера Дальнего Востока.

Обоснование. В распределенном фонде недр находится 72 % запасов коренного (в том числе в Магаданской области — более 90 %) и 65 % россыпного золота. Прирост запасов, получаемый в результате геологоразведочных работ, начиная с 1994 г. не компенсирует погашения их при добыче.

До 2000 г. шло сокращение и самого прироста, продолжает увеличиваться разрыв между добычей золота и ее восполнением, в результате чего разведанные запасы золота России к началу 2004 г. сократились по сравнению с 1991 г. на 9,7 %, в Магаданской области этот показатель составляет 25,4 %.

Поисковый задел для наращивания запасов золота (отношение прогнозных ресурсов к балансовым запасам) незначителен — для ресурсов различных категорий он колеблется от 0,1 до 0,7.

На протяжении последних лет геологоразведочные работы ведутся преимущественно в пределах освоенных горнорудных районах. Долгое время (особенно в период становления новых экономических отношений 90-х гг. прошлого столетия) этого было достаточно для воспроизводства минерально-сырьевой базы действующих предприятий. Но в связи с заявленными руководством страны планами ускорения экономического развития страны, для увеличения добычи полезных ископаемых этого в настоящее время недостаточно. Необходимость интенсификации геологоразведочных работ в трудоспособных районах, как пример, в Магаданской области, обусловлена диверсификацией в добыче минеральных ресурсов и ухода от одного направления — преимущественной добычи драгоценных металлов, а также вовлечением в освоение новых территорий, по которым планируется строительство путей сообщения с Чукотским автономным округом. Эти районы перспективны в отношении таких полезных ископаемых как медь, молибден, железо и некоторых других.

С 2002 г. ассигнования в геологоразведочные работы из региональных и федерального бюджетов стали увеличиваться. Увеличился объем частных инвестиций.

С целью сокращения разрыва между добычей и приростом запасов золота, заинтересованности горнодобывающих компаний во вложении частных инвестиций в геологоразведочные работы необходимо разработать комплекс мер по государственному стимулированию геологоразведочных работ на территории труднодоступных и поэтому недостаточно полно изученных районов Севера Дальнего Востока Российской Федерации. Для этого требуется воссоздание государственных геологоразведочных предприятий в составе МПРЭ, выполняющих работы по государственным контрактам по конкретным полезным ископаемым.

2. Ускорить принятие решения по проведению поисков, разведки и добычи углеводородных ресурсов на участках Магаданского шельфа Охотского моря «Магадан-1» и «Магадан-2».

Обоснование. Поиск и вовлечение в разработку нефтяных и газовых месторождений континентального шельфа в зоне экономических интересов Магаданской области рассматривается областными органами управления в качестве одного из важнейших условий решения средне- и долгосрочных задач по стабилизации и улучшению социально-экономического положения региона. Не требует специального обоснования тезис о том, что привлечение инвестиций в эту отрасль способно дать новый импульс в экономическое развитие региона.

3. Рассмотреть предложения об отнесении к участкам недр местного значения месторождений россыпного золота с запасами до одной тонны и рудных месторождений золота с запасами до десяти тонн с передачей полномочий по их лицензированию в территориальные органы «Роснедра».

Обоснование. Важным для регионов является отнесение к понятию «участки недр местного значе-

ния» месторождений россыпного золота и мелких рудных месторождений полезных ископаемых.

Отнесение к таким участкам только месторождения общераспространенных полезных ископаемых не отражает интересов субъектов. Основные золотодобывающие регионы, в которых добыча золота, является градообразующей отраслью (Магаданская область, Республика Саха (Якутия), Амурская область) для дальнейшего наращивания добычи золота предлагают отнести месторождения россыпного золота к участкам недр местного значения и передать распоряжение ими на региональный уровень.

Значимость этого вопроса особенно наглядно отражена на примере Магаданской области, где в россыпной золотодобыче работает 187 малых предприятий, размещенных по всей территории области. Среднее содержание золота в россыпных месторождениях за последние 30 лет уменьшилось в 2,3 раза, более 50 % предприятий работает на грани рентабельности из-за крайнего истощения минеральносырьевой базы (среднее содержание — 0,8 г/м3). Количество малых предприятий в россыпной золотодобыче продолжает сокращаться.

Потеря одного рабочего места в горнодобывающей отрасли влечет за собой потерю 10-15 обслуживающих его рабочих мест, поэтому сохранение уровня золотодобычи из россыпных месторождений имеет превалирующее социальное значение, так как она является в целом для территории градообразующей отраслью и, кроме того, позволит сохранить достигнутый уровень золотодобычи в области до начала эксплуатации больше объемных коренных месторождений.

Существующая система лицензирования, замкнутая на федеральный центр, которая не позволяет оперативно решать вопросы освоения месторождений россыпного золота и устраняет субъекта от решения социальных вопросов на территории регионов.

Пользователи недрами земли, разрабатывающие россыпные месторождения с небольшими запасами, вынуждены длительное время ожидать исполнения процедур, определенных федеральным законодательством. На эти процедуры уходят многие месяцы и годы, тогда как в один промывочный сезон им необходимо отработать не один такой участок недр. Не лучше дело обстоит и с предоставлением участков недр для геологического изучения, разведки и добычи как россыпных, так и коренных месторождений золота. Отнесение к участкам недр местного значения месторождений россыпного золота с запасами до одной тонны и рудных месторождений золота с запасами до десяти тонн позволит субъектам РФ и федеральным структурам более эффективно осуществлять взаимодействие в сфере регулирования отношений пользования богатствами недр.

Разработка россыпных месторождений и мелких месторождений рудного золота позволяет поддерживать инфраструктуру территории, которая способствует или будет способствовать освоению месторождений других полезных ископаемых.

В связи с этим необходимо вернуться к рассмотрению и решению поставленного регионами вопроса об отнесении месторождений россыпного золота и мелких месторождений рудного золота к участкам недр местного значения и передачи распоряжение ими на региональный уровень.

4. Предлагаем законодательно закрепить распределение средств, полученных по результатам аукционов, в пропорции 50/50 (50 % вырученных средств в бюджет Магаданской области и 50 % — в Федеральный бюджет).

Обоснование. В настоящее время средства, полученные от проведения аукционов, в полном объеме поступают в федеральный бюджет. На наш взгляд, такая ситуация, когда конкурсы проводятся на территории региона и по месторождениям, находящимся на его территории, не отвечает интересам Магаданской области, особенно в связи с дотациями из бюджета.

5. Ввести дифференцированную ставку налога на добычу полезных ископаемых в зависимости от горно-геологических и экономических условий освоения месторождений полезных ископаемых.

Обоснование. Сырьевая база россыпных месторождений, которые обеспечивают значительную долю добычи золота в России и играют важную социальную роль в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах, вследствие длительной эксплуатации истощена до предела (на эксплуатируемых объектах рентабельные запасы практически полностью выработаны).

На месторождениях россыпного золота, находящихся в одном районе производственной деятельности, горно-геологические значительно отличаются.

Многие месторождения россыпного золота находятся в отдаленных, труднодоступных районах с отсутствием инфраструктуры

Существующая система налогов, сборов и платежей не способствует рациональному и комплексному освоению и использованию ресурсов недр.

Принципы налогообложения в области горного дела не учитывают горно-геологические и экономические аспекты освоения месторождений полезных ископаемых. При определении налогооблагаемой базы на налог на добычу полезных ископаемых необходим дифференцированный подход, учитывающий горно-геологические и экономические условия освоения месторождений полезных ископаемых.

6. Необходимо пересмотреть «Временные рекомендации по определению стартовых размеров разовых платежей за пользование недрами при подготовке конкурсов и аукционов на право пользования участками недр, содержащими твердые полезные ископаемые» от 05 мая 2008 г. № 417, утвержденные Федеральным агентством по недропользованию, в сторону уменьшения платежей.

Обоснование. Предложенные методы расчета стартовых размеров разовых площадей в реальности подняли платежи на порядок (стартовый размер разового платежа за пользование недрами возрастает от 13 до 17 раз в отличие от рассчитываемых ранее). В результате за мелкие нерентабельные и истощенные месторождения россыпного золота малые и средние предприятия-недропользователи, что особенно актуально для Магаданской области, вынуждены платить немалые деньги.

Это исключает возможность участия малых и средних предприятий в конкурсах (аукционах), и в скором времени количество независимых недропользователей будет быстро сокращаться, если существующая политика сохранится. Основную же часть предприятий, занимающихся добычей россыпного

золота на территории области, составляют мелкие артели, осуществляющие свою деятельность именно на таких участках и, в большинстве своем, «физически» не имеющие возможности ни вносить такие суммы в качестве задатка, ни тем более принимать участие в аукционе.

Как следствие, из 16 объектов, утвержденных в Перечне участков недр, предоставляемых в пользование в 2008 г., на данный момент реализовано только три в связи с отсутствием заявок на участие в аукционах.

7. Создать на территории субъекта единый орган, реализующий совокупность федеральных и региональных полномочий в области водных отношений.

Обоснование. Все водные объекты, расположенные на территории Магаданской области, находятся в собственности Российской Федерации. Происшедшее разделение функций управления, распоряжения водными ресурсами между двумя уровнями (федеральным и региональным) не принесло главного, сокращения администрирования и учета интересов водопользователя, которому необходимо своевременно оформить документацию на право пользования водным объектом.

Функции управления и распоряжения водными объектами, данные мониторинга и гидрологические характеристики водных объектов, утверждение нормативов допустимого воздействия, отчетность по использованию воды и регистрация в государственном водном реестре будут сосредоточены в одном органе, что сокращает период рассмотрения документов и резко уменьшает документооборот.

8. Для оптимизации процедуры оформления разрешительной документации, учитывая специфику горнодобывающих предприятий Магаданской области, договора водопользования и решения, по предоставлению водных объектов, при кратковременных сроках водопользования (до 1 года), не регистрировать в государственном водном реестре, а осуществить передачу функций по регистрации договоров и решений (на срок до 1 года) на уровень субъекта.

Обоснование. Процедура регистрации в государственном водном реестре не учитывает специфику Магаданской области как золотодобывающего региона, где один водопользователь в течение полевого сезона может работать на десятках водотоков, например ООО «Статус» в 2008 г. работает на 14 водных объектах. Перечень документов, представляемых на государственную регистрацию, необоснованно завышен, к каждому договору необходимо представлять копии документов, удостоверяющих полномочия органа и лиц на подписание договора, копии учредительных документов водопользователя, выписку из ЕГРЮЛ, копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, обосновывающие материалы водопользования и пр.

Исполнение делопроизводства в строгом соответствии с нормативными актами, регламентирующими оформление договора водопользования и решения о предоставлении водного объекта в пользование требует значительных материальных и трудовых затрат, как со стороны водопользователя, так и уполномоченного органа — департамента природных ресурсов администрации Магаданской области

В настоящий момент существует громоздкая и усложненная схема получения права пользования водным объектом, которая предполагает, что срок начала водопользования осуществляется с момента регистрации договоров и решений в водном реестре, данное положение негативно сказывается на поступлении платы за пользование водным объектом в бюджет.

9. Принять меры на уровне Правительства по сдерживанию резкого роста цен на топливо.

Обоснование. В течение 2008 г. цены на топливо возросли на 67 %, а на золото только на 20 % и на серебро — на 25 %. При сохранении сложившейся ситуации, многие средние и малые предприятия с трудом завершат текущий промывочный сезон и не смогут приступить к следующему. Так как на территории Магаданской области разрабатываются запасы россыпного золота, в связи с все ухудшающимися горно-геологическими условиями, многие предприятия уже работают на грани рентабельности. Для того чтобы сохранить россыпную золотодобычу, как градообразующую отрасль на северных территориях, рост цен на дизельное топливо должен быть предсказуемым и находился в рамках планируемой Правительством инфляции.

10. Плата за пользование водными объектами зачисляется в доход федерального бюджета по нормативу 100 %, учитывая дотационный бюджет Магаданской области. Предлагаем следующее распределение доходов: 20 % — в федеральный бюджет, 40 % — в областной, 40 % — в бюджет муниципальных образований (по аналогии с платой за негативное воздействие).

11. Внести изменения в Водный Кодекс РФ.

Предлагается дополнить ст. 26, пункт 10, подпунктом 5 следующего содержания: «Подготавливает предложения об отказе (возврате), переданных полномочий или их части и, вносит эти предложения в Правительство Российской Федерации, для принятия соответствующего решения».

12. Восстановление действовавший до 31 декабря 2006 г. налоговый режим ОЭЗ.

Обоснование. В свете новых подходов к развитию экономики Дальнего Востока считаем, что одной из существенных мер социально-экономического развития является снижение налоговой нагрузки на предприятия, осуществляющие хозяйственную деятельность в условиях Крайнего Севера. Для Магаданской области реализация данных мер возможна в рамках действующего правового режима Особой экономической зоны (далее ОЭЗ), установленного Федеральным Законом от 31.05.1999 г. № 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» (далее — Федеральный закон). Предлагаем восстановить действовавший до 31 декабря 2006 г. налоговый режим ОЭЗ в части предоставления освобождений от уплаты налогов в доле федерального бюджета, для чего внести изменения в вышеназванный Федеральный закон и соответствующие поправки в налоговое и таможенное законодательство.

Учитывая опыт функционирования ОЭЗ, считаем необходимым внести изменения в нормативные акты, регулирующие деятельность ОЭЗ в Магаданской области.

Необходимо распространить действие правового режима ОЭЗ на всю территорию Магаданской области. Данная мера позволит создать единое правовое пространство и равные условия развития бизнеса для всех предприятий Магаданской области, в полной мере применять освобождения, предоставляемые режимом ОЭЗ, что в свою очередь будет способствовать ее социально-экономическому развитию. Кроме этого расширение границ позволит решить проблему обеспечения современными качественными товарами по доступным ценам жителей Магаданской области, проживающих за пределами ОЭЗ. Несмотря на то, что расширение границ безусловно повлечет за собой дополнительные расходы по их обустройству, данные затраты будут компенсированы увеличением налоговых поступлений от новых предприятий занятых в производстве.

Одним из препятствий в достижении целей, поставленных при создании ОЭЗ на территории области, является постановление Правительства РФ от 31 августа 2000 г. № 646 «Об условиях отнесения операций финансово-хозяйственной деятельности участников Особой экономической зоны в Магаданской области к операциям финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемым ими на территории указанной Особой экономической зоны ив пределах Магаданской области» (далее — Постановление РФ).

Указанное Постановление Российской Федерации, во-первых, не позволяет использовать льготный налоговый режим предприятиям, осуществляющим деятельность в горнодобывающей и рыбной промышленности Магаданской области, которые играют определяющую роль в общей структуре промышленного производства региона, прямо влияют на инвестиционный климат в регионе. Во-вторых, делает невыгодной переработку иностранных товаров участниками ОЭЗ, так как они лишаются права на налоговые льготы при реализации товаров за пределами ОЭЗ.

Для обеспечения стабильной работы базовой отрасли экономики региона необходимо внести изменения в Указ Президента РФ от 21 июня 2001 г. № 742, регулирующий порядок ввоза и вывоза драгоценных металлов с территории Российской Федерации на территорию иностранных государств. Действие данного указа не распространяется на территории ОЭЗ, что не позволяет предприятиям, осуществляющим добычу драгоценных металлов на территории Магаданской области, сократить расходы на транспортировку добытых драгметаллов.

Несмотря на возникающие трудности в реализации Федерального Закона от 31.05.1999 г. № 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области», за время ее существования неоднократно было доказано положительное воздействие режима ОЭЗ на развитие экономики региона, его социальной инфраструктуры. С помощью механизма ОЭЗ появилась возможность сдерживать рост цен на товары и услуги, сохранять рабочие места на предприятиях и создавать новые, обновлять основные фонды, осваивать новые производства, насыщать финансовый и товарный рынок области, обеспечивать социальные гарантии и модернизировать инфраструктуру региона. Так, за весь период действия ОЭЗ уровень инфляции в Магаданской области был на 2-3 процентных

пункта ниже средне российского. В 2007 г., когда основные налоговые льготы прекратили действие, инфляция в области составила 113,3 %, что выше чем в среднем по России на 2 %.

За счет полученных льгот предприятия имели возможность снижать достаточно высокие транспортные, энергетические издержки, обусловленные отдаленностью региона от промышленных центров и суровыми климатическими условиями. За период действия режима ОЭЗ выросла налогооблагаемая база территории, увеличились собственные доходы (с 1616,4 млн руб. в 2000 г. до 5844,5 млн руб. в 2007 г.), что немаловажно для высокодотационного бюджета региона, характеризующегося высокой демографической нагрузкой. Кроме того, в связи с низкой бюджетной обеспеченностью, средства внебюджетного фонда ОЭЗ являются основным источником

софинансирования федеральных целевых программ, которые способствуют развитию инфраструктуры области. За все время действия льготного налогового режима неизменно росла прибыль предприятий. В 2006 г. финансовый результат составил 2261,3 млн руб. прибыли, в 2007 г. при прекращении действия основных налоговых льгот финансовый результат сложился отрицательным и составил 244 млн руб. убытка.

В тоже время, считаем, что из-за недостаточного срока действия налоговых льгот и нестабильности правового поля, в условиях часто менявшегося налогового и таможенного законодательства, когда законность льгот участникам ОЭЗ приходилось доказывать в судебном порядке (более 3000 решений судов), задача повышения эффективности экономики Магаданской области не решена в полной мере.

литература

1. Витязева В. А. Шесть «вечных» проблем в освоении Севера. 2009.

2. Винокуров А. Экономическая политика Центра на Севере.

3 Концепция проекта федерального закона «Об Арктической зоне Российской Федерации».

5. Кто на Севере крайний // Российская газета. 2007.

6. Рувиль В. С. Развитие традиционных промыслов биоресурсов прибрежных регионов Крайнего Севера Дальнего Востока : докт. дисс. 2010.

7. Рувиль В. С. Рыбный и морской зверобойный промыслы в экономическом развитии прибрежных территорий Севера Дальнего Востока. М. : Росинформагротех. 2007. 107 с.

8. Материалы выступления губернатора Магаданской области на заседании Госдумы. Магадан, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.