Научная статья на тему 'Концептуальный подход к решению проблемы воспитания основ ценностного отношения к миру у детей дошкольного возраста'

Концептуальный подход к решению проблемы воспитания основ ценностного отношения к миру у детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1670
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / КУЛЬТУРА ЦЕННОСТЕЙ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / СТРУКТУРА ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ / ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ВОСПИТАНИЮ ЦЕННОСТЕЙ / VALUES / CULTURE OFVALUES / THE AXIOLOGICAL ATTITUDE / STRUCTURE OFTHE AXIOLOGICAL ATTITUDE / INTEGRATIVE APPROACH TO EDUCATION OF VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серебрякова Татьяна Александровна

На основе интеграции философских, психологических и педагогических подходов раскрывается сущность проблемы воспитания ценностного отношения личности к миру. На основании анализа имеющихся исследований определяется сущность понятия «ценностное отношение», раскрываются его структурные компоненты, доказывается необходимость комплексного подхода к их реализации в образовательном процессе, а также предлагается экспериментальный подход к воспитанию ценностного отношения к миру у детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Серебрякова Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL APPROACH TO THE DECISION OF EDUCATION OF VALUABLE ATTITUDE TO THE WORLD FROM THE CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

The article taking as a basis integration of philosophical psychological and pedagogical approaches reveals the essence of problem of education of valuable attitude of person to the world. The author analyses different researches and gives her own interpretation of conception «valuable attitude», reveals structural components of it, proves a necessity of integrated approach to their realization in educational process and also the author suggests an experimental approach to the education of valuable attitude to the world from the children of preschool age.

Текст научной работы на тему «Концептуальный подход к решению проблемы воспитания основ ценностного отношения к миру у детей дошкольного возраста»

УДК 37.017.91

Т. А. Серебрякова

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ОСНОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К МИРУ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

На основе интеграции философских, психологических и педагогических подходов раскрывается сущность проблемы воспитания ценностного отношения личности к миру. На основании анализа имеющихся исследований определяется сущность понятия «ценностное отношение», раскрываются его структурные компоненты, доказывается необходимость комплексного подхода к их реализации в образовательном процессе, а также предлагается экспериментальный подход к воспитанию ценностного отношения к миру у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: ценности, культура ценностей, ценностное отношение, структура ценностного отношения, интегративный подход к воспитанию ценностей.

Быстрые темпы развития современного общества, коренные преобразования в различных сферах жизнедеятельности людей, произошедшие в нашей стране в последнее десятилетие, привели не только к изменениям экономических и политических условий жизнедеятельности общества, но и социокультурной ситуации в целом. Многое подверглось переоценке. В результате духовные, нравственные, этические ценностные ориентиры и установки, которые на протяжении не одного столетия обусловливали гармонизацию жизни и деятельности людей, всю систему взаимоотношений человека с миром, оказались утраченными. Не случайно одной из важнейших проблем современного человекознания является проблема воспитания ценностного отношения личности к окружающей действительности. Более того, становление системы общечеловеческих ценностей выделяется одним из приоритетов образования и в основополагающих государственных документах, касающихся сферы образования - Законе Российской Федерации «Об образовании», Национальной доктрине образования Российской Федерации, Концепции модернизации российского образования до 2010 г.

Современной системой научного знания о человеке (философия, социология, психология, педагогика и пр.) накоплен значительный теоретико-практический опыт решения проблемы становления ценностной культуры личности (работы Б. Г. Ананьева. В. И. Андреева, С. В. Бондаревской, В. А. Василенко, З. И. Васильевой, Т. И. Власовой, П. С. Гуревич, В. В. Давыдова, О. М. Демченко, О. Г. Дробницкого, М. С. Кагана, Б. Ф. Ломова, А. Н. Леонтьева, В. Н. Мясищева [1], С. Л. Рубинштейна [2], В. П. Ту-гаринова, П. М. Якобсон и др.).

Обобщая подходы ученых к трактовке понятия «ценности», можно сделать вывод, что ценность есть материальный или идеальный предмет, представляющий значимость для человека, объект или предмет, способный удовлетворять потребности личности, отвечать ее интересам. Ценности непосредственно включаются в жизнедеятельность человека, становятся частью его внутреннего мира. По мнению исследователей, ценности являются: личностным образовани-

ем, регулирующим, организующим, направляющим поведение и деятельность человека; социально-психологическим феноменом, характеризующим направленность и содержание активности личности; компонентной составляющей всей системы отношений личности к миру. Не случайно категорию «ценности» ученые тесно связывают с категорией «отношение», употребляя понятие «ценностное отношение».

Ценностное отношение рассматривается учеными (Б. Г. Ананьев, В. В. Давыдов, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев и др.) как отношение значимости объекта относительно потребностей и интересов субъекта, а также как важный компонент сознания и тесно связано и взаимодействует со знаниями и деятельностью человека, в которых сознание формируется и находит непосредственное отражение. Не случайно исследователи (В. Н. Мясищев, Н. Н. Никитина, С. Л. Рубинштейн, П. М. Якобсон и др.) определяют отношение как сплав аффекта и интеллекта, указывая, что процесс познания невозможен без связи с чувствами и эмоциями. Одновременно исследователи высказывают и мысль о том, что без познания невозможен процесс формирования отношения человека к миру, а значит, и становления системы ценностей.

Опираясь на вышеприведенные теоретические позиции ученых, мы определяем ценностное отношение как конгломерат, синтез следующих компонентных составляющих: аффективный компонент (эмоциональная сторона отношения), когнитивный компонент (интеллектуальная сторона отношения, т. е. уже имеющиеся знания о мире и интерес к его дальнейшему познанию, потребность в этом познании), деятельностный компонент (непосредственное проявление отношения, а именно - ответственность за свое поведение, поступки и т. д.).

Мы считаем, что только лишь высокий уровень сформированности ценностного отношения к миру позволит человеку избирательно взаимодействовать с окружающими явлениями и предметами, адекватно воспринимать и оценивать их субъективную и объективную значимость, ориентироваться в мире материальной и духовной культуры.

Опираясь на базовые положения концепции культурно-исторического развития личности, а также идеи о развитии личности в деятельности (Л. С. Выготский [3], А. Н. Леонтьев [4]), мы полагаем, что становление компонентов ценностного отношения может происходить только в процессе активной деятельности, активного взаимодействия человека с окружающим миром.

Одним из возрастных этапов, когда эта активность максимальна, является этап дошкольного детства. Не случайно наше диссертационное исследование посвящено изучению проблемы воспитания ценностного отношения к миру на базовых уровнях развития человека, его личностного становления.

Как показывают многочисленные исследования ученых (Л. И. Божович, А. В. Запорожец, А. А. Люблинская, В. С. Мухина [5], Н. Н. Подъяков, С. Л. Рубинштейн и др.), первые годы жизни необходимо рассматривать как сенситивный период для развития не только интеллектуальной, но и личностной сферы человека. Дошкольное детство - это период, когда человек делает первые шаги по достаточно сложной дороге постижения всех таинств окружающего мира. В этом возрасте в процессе общения с предметами, объектами, явлениями окружающей действительности у ребенка формируется не только система представлений о мире. Взаимодействуя с предметами, объектами окружающей действительности, он учится видеть прекрасное и безобразное, понимать и ценить добро и противостоять злу. Вместе с тем возрастная специфика дошкольного возраста объективно обусловливает эмоциональную основу всех проявлений ребенка. Это возраст, когда эмоции «господствуют» над всеми сторонами жизни ребенка, управляют и регулируют многие его психические процессы и функции. Именно эмоции, эмоциональный интерес стимулирует ребенка к познанию мира, в котором он живет. Однако на этом возрастном этапе знания о мире важны лишь как средство формирования ценностного отношения к окружающей действительности во всех ее проявлениях. Накопление знаний, расширение личного поведенческого и оценочного опыта способствуют становлению и упрочению, углублению нравственных представлений детей. Постепенно, по мере овладения этим опытом, формируются «понятийные правила поведения», которые постепенно трансформируются в один из важнейших регуляторов поведения, стимулируя проявление детьми таких качеств, как инициативность, самоорганизация, самоконтроль, сострадание, сочувствие, сопереживание, ответственное, ценностное отношение ко всему тому, что окружает.

Таким образом, опираясь на теоретико-практические исследования ученых по проблеме воспитания основ ценностного отношения к миру, мы делаем следующие выводы:

- ценности выступают как характеристика значимости предмета или объекта для человека. При этом значимость во многом определяется тем, насколько

удовлетворены потребности личности. Следовательно, и ценности будут определяться потребностями и степенью их удовлетворения, что обусловливает субъектность ценностей;

- субъектная основа ценностей обусловливает их взаимосвязь с убеждениями, личностной позицией и отношением человека;

- ценностное отношение, проявляясь в деятельности, выступает как характеристика активности и направленности личности;

- ценности в структуре личности представляют собой совокупность эмоций, знаний и поступков;

- основы ценностного отношения к окружающей действительности возможно сформировать уже на начальных этапах личностного становления - на этапе дошкольного детства. И именно на этом возрастном уровне наиболее важна реализация системного и комплексного подходов к развитию всех компонентных составляющих ценностного отношения к миру

Цель нашего исследования - разработка технологии воспитания основ ценностного отношения к окружающей действительности у детей дошкольного возраста.

Основой данной технологии, на наш взгляд, должен стать системный подход к реализации всех структурных компонентов ценностей (аффективного, когнитивного и деятельностного) посредством такой организации образовательного процесса, которая бы способствовала трансформации всего спектра ценностей человека в систему его личностных образований. В связи с этим в нашей работе мы выделяем два основополагающих, взаимосвязанных направления:

- разработка принципиальных позиций организации образовательного процесса, направленного на формирование основ ценностного отношения к миру у детей дошкольного возраста;

- разработка содержательной компоненты (программы), обеспечивающей возможность осуществления комплексного подхода к воспитанию основ ценностного отношения к миру у детей.

Обратимся к их характеристике.

При разработке инвариантных подходов к организации образовательного процесса, направленного на воспитание основ ценностного отношения детей к окружающей действительности, мы в первую очередь определили основные концептуальные идеи:

- на начальных этапах личностного развития (на этапе дошкольного детства) ценности образуют сплав, единство аффекта и интеллекта;

- усваиваемые ценностные нормативы и установки постепенно становятся регулятором поведения и деятельности (при этом эмоциональная, чувственная регуляция является ведущей);

- индикатором эмоционально-ценностного отношения является проявление ценностей и чувств непосредственно в реальной деятельности и реальном поведении;

- позитивные (гуманные) ценности, включаясь в эмоционально-ценностную сферу личности, становятся мотивами поведения и деятельности по отношению к окружающей действительности.

Исходя из того, что ценностное отношение к миру является одним из важнейших компонентов сознания и тесно связано и взаимодействует не только со знаниями, но и с деятельностью, мы также полагаем, что обеспечить оптимальные условия для развития позитивно направленной активности детей позволит оптимальная реализация в образовательном процессе деятельностного подхода. Опираясь на данное значимое, на наш взгляд, концептуальное положение, мы определяем функциональное назначение различных видов деятельности детей дошкольного возраста:

- развивающая функция. Решает задачу оптимального развития личностно-практического опыта каждого ребенка. Данная функция реализуется посредством организации различных видов деятельности, способствующих обогащению, углублению и расширению опыта позитивного взаимодействия детей с предметами, объектами окружающей действительности. В рамках реализации данной функции возможно решать также задачи развития эмоционально-личнос-тых проявлений детей (что соотносится с аффективным компонентом ценностного отношения), а также систематизации знаний о природе (когнитивный компонент ценностей);

- эстетическая функция. Предполагает развитие эмоционально-чувственной сферы детей в процессе взаимодействия с предметами, объектами окружающей действительности;

- инициативная функция. Предполагает организацию детьми регулярного, систематического общения, взаимодействия с миром, включенность в разнообразную деятельность, нахождение грамотных, целесообразных решений в процессе взаимодействия с предметами и объектами.

Мы также считаем необходимым учитывать тот факт, что деятельность, активность личности во многом определяются и регулируются ее мотивами. В дошкольном детстве, в силу возрастной специфики, значение будут иметь внешние мотивы, которые возникают как эмоциональное удовлетворение ребенка от результатов деятельности.

При этом мы полагаем, что направленность мотивации во многом обусловливается содержанием той деятельности, активным участником которой является ребенок, а значит, теми методами, которые применяет в своей работе педагог, а также процессуальной стороной организации деятельности, реализацией лич-ностно ориентированного подхода к каждому ребенку в процессе совместной деятельности.

Исходя из выше сказанного, основными принципами организации образовательного процесса, направленного на формирование основ ценностного отношения к миру, мы выделяем:

1. Принцип единства эмоционального и интеллектуального восприятия окружающего.

2.Принцип интеграции различных видов и форм организации познавательной деятельности.

3. Принцип обеспечения успеха в организуемой познавательной деятельности.

Вторым направлением нашей исследовательской деятельности стала разработка программы (содержательная компонента), обеспечивающей возможность осуществления комплексного подхода к воспитанию основ ценностного отношения к миру у детей дошкольного возраста.

В рамках нашего диссертационного исследования мы обратились к содержанию экологического образования детей дошкольного возраста, что опять же -не случайно. Как показало наше экспериментальное исследование, у современного подрастающего поколения преобладает потребительский подход к природе. Часто ребенок, прекрасно знающий правила поведения в природе, срывает красивый цветок, не стремится противостоять разрушительным воздействиям на природу со стороны сверстников. Его знания и действия расходятся. Проведенное нами опытно-экспериментальное исследование свидетельствует о том, что только у 40 % детей старшего дошкольного возраста сформирован гуманистический тип отношения к природе. Их ответы проникнуты сочувствием, состраданием к объектам природы, прослеживается озабоченность, обеспокоенность за их судьбу, действенная готовность прийти к ним на помощь. Значительную же часть составляют дети с прагматическим и индифферентным типом отношения к природе. Для них характерно негативное отношение к природе. Внимание детей акцентируется на удовлетворении за счет природы своих потребностей («Дерево, если ломать, - оно не будет давать яблок», «Кошку пинать нельзя, она может поцарапать или укусить» и т. п.).

Полученные экспериментальным путем данные позволяют сделать вывод о необходимости кардинальной перестройки всей системы экологической работы с детьми. Исходя из того, что основной целью экологического образования детей дошкольного возраста является становление у них основ экологической культуры, развитие способностей коэволюционного взаимодействия с миром природы, ценностного отношения к ней на основе устойчивой потребности в эмоционально-познавательном позитивно-ориентированном общении, взаимодействии с природными объектами, ценностное отношение к природе мы определяем как ценностные нормы, установки, правила взаимодействия с природой и переживаемые при этом эмоции и чувства и считаем, что акцент в экологическом образовании дошкольников должен быть сделан на воспитании у них ценностного, духовно-нравственного, гуманного отношения к природному окружению, эмоционально-личностном развитии детей средствами природы. Сделанный нами вывод позво-

лил нам в рамках экспериментальной деятельности разработать региональную программу эмоциональноличностного развития детей дошкольного возраста средствами природы «Край родной».

В своей программе мы обращаемся к природе родного края, к природе, которая непосредственно, постоянно окружает детей, вызывая живой эмоциональный отклик. Это обусловлено спецификой мышления детей дошкольного возраста, а именно - наглядным характером их мышления. Еще в работах классиков прогрессивной педагогики (К. Д. Ушинс-кий, Е. Н. Водовозова, Е. И. Тихеева), как один из основополагающих в ознакомлении детей с окружающей действительностью, выделялся краеведческий принцип. Ознакомление детей с родным краем, его природой, культурой, традициями, бытом народа стимулирует развитие у детей гражданских чувств, патриотизма, любви к Родине, что составляет основу формирования их духовности, нравственности, положительного эмоционального, ценностного отношения ко всему, что их окружает.

Основными задачами программы являются:

1. Развитие и коррекция эмоциональной сферы детей через широкое введение их в мир природы родного края. Решение данной задачи обеспечивает систематическая организация непосредственного общения детей с живой природой посредством использования наблюдений и природоведческих экскурсий, а также широкого использования в различных видах детской деятельности психолого-педагогических игр-тренингов природоведческого содержания.

2. Становление базисных основ экологической культуры у детей:

- овладение элементарными экологическими знаниями, представлениями и понятиями о природе родного края;

- формирование начальных представлений и практических умений и навыков в области природопользования и охраны природы;

- формирование элементарных представлений о человеке как живом организме, об экологии человека (понимание зависимости здоровья человека от условий среды, в которой он живет);

- воспитание у детей позитивно-деятельностного отношения к миру природы, тем объектам и явлениям, с которыми они взаимодействуют.

3. Раскрытие и развитие творческого и духовнонравственного потенциала каждого ребенка в процессе общения с природой родного края.

Программа «Край родной» разработана в русле реализации личностно ориентированного подхода в образовании, что согласуется с основными нормативно-регулятивными документами (Законом РФ «Об образовании», «Концепцией дошкольного воспитания», «Концепцией экологического воспитания дошкольников» С. Н. Николаевой), в которых приоритетной задачей ставится задача личностного развития

детей. Исходя из этого, базовыми основами организации педагогического процесса в рамках реализации данной программы являются:

1) принцип единства эмоционального и интеллектуального развития детей средствами природы родного края. Реализация данного принципа осуществлялась посредством создания условий для непосредственного систематического общения детей с природными объектами, через создание условий для систематической исследовательской, познавательной деятельности дошкольников;

2) принцип эколого-эстетического развития ребенка средствами природы родного края. Предполагает привлечение внимания детей к окружающим природным объектам, развитие умения видеть, замечать красоту природного мира;

3) принцип воспитания нравственных качеств ребенка. Решается посредством создания условий для систематического самостоятельного ухода детей за живыми объектами и общения с ними;

4) принцип включения детей в различные виды и формы организации экологически ориентированной познавательной деятельности, характерные для детей дошкольного возраста и обеспечивающие оптимальное их развитие;

5) принцип интеграции различных содержательных видов деятельности детей, экологической направленности (речевая, игровая, практическая, художественно-творческая, музыкально-театрализованная и пр.);

6) краеведческий принцип;

7) принцип личностно ориентированного взаимодействия с детьми (позиция сотрудничества по отношению к детям);

8) принцип обеспечения успеха детям в организуемой познавательной деятельности;

9) принцип учета возрастных особенностей и возможностей детей при отборе методов работы с ними.

Реализация вышеобозначенных задач и принципиальных положений программы побудила нас по-новому взглянуть и на всю систему организации работы с детьми, а также на выбор методов работы с ними. Мы выделяем три основных направления ценностного развития детей средствами природы:

- усвоение ценностей через чувства, т. е. развитие эмпатии у дошкольников по отношению к природе;

- усвоение ценностей через знания, т. е. формирование у детей экологической компетентности;

- усвоение ценностей через деятельность, т. е. реализация усвоенных ценностей в поведении и деятельности детей.

Ведущими методами работы с детьми по воспитанию у них ценностного отношения к природе мы выделяем: игры-тренинги экологического содержания, которые будут являться основным стимулятором развития эмоциональной сферы дошкольников; наблюдения и экскурсии в природу, которые обеспечат непосредственное общение, взаимодействие детей с

природными объектами, обогатят их эмоциональный, чувственный, эстетический и интеллектуальный опыт. Предлагаемый нами подход к подбору методов, как показал наш опыт, позволяет естественным путем, через непосредственное воздействие на эмоции и чувства детей, оптимизировать и их субъективную, самостоятельную эмоционально-познавательную активность, и в конечном результате достичь успехов в формировании у дошкольников устойчивого ценностного отношения к миру природы.

Необходимо отметить, что разработанная нами экспериментальная технология воспитания основ ценностного отношения к окружающей действительности у детей дошкольного возраста в настоящее время проходит апробацию на базе дошкольных учреждений г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области.

Анализ и обобщение полученных экспериментальных данных позволяет сделать вывод о том, что основными концептуальными позициями формирования основ ценностного отношения к миру у детей дошкольного возраста являются:

- непрерывность, планомерность, систематичность и последовательность в осуществлении работы, направленной на воспитание ценностных основ личности каждого ребенка;

- акцентуация на эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста;

- комплексное использование методов и форм работы, обеспечивающих развитие аффективной, когнитивной и поведенческой сфер личности каждого ребенка.

Также мы делаем вывод о том, что ценностное отношение к окружающему миру само по себе возникнуть не может. Оно воспитывается на протяжении всей жизни человека под влиянием накопленных научных знаний, жизненного опыта, искусства, а также непосредственного общения, взаимодействия человека с тем многогранным миром, который его окружает и с которым он активно взаимодействует. Несомненно, неотъемлемой составляющей этого сложного процесса является становление внутреннего мира личности, его мировоззренческой позиции.

Список литературы

1. Выготский С. Л. Проблемы общей психологии // Собр. соч.: в 6 т. Т. 2. М., 1982.

2. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. Избр. психол. произведения. М., 1983.

3. Мясищев В. Н. Структура личности и отношения человека к действительности. М., 1965.

4. Проблемы формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности: сб. науч. трудов / под ред. В. С. Мухиной. М., 1981.

5. Рубинштейн С. Л. Человек и мир: проблемы общей психологии / под ред. Е. В. Шорохова. М., 1946.

6. Серебрякова Т. А. Теоретико-методологические основы формирования ценностного отношения личности к миру: монография. Н. Новгород, 2006.

Серебрякова Т. А., кандидат психологических наук, доцент.

Волжский государственный инженерно-педагогический университет.

Ул. Челюскинцев, 9, Нижний Новгород, Нижегородская область, Россия, 603004.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 22.05.2009

T. A. Serebryakova

CONCEPTUAL APPROACH TO THE DECISION OF EDUCATION OF VALUABLE ATTITUDE TO THE WORLD

FROM THE CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

The article taking as a basis integration of philosophical psychological and pedagogical approaches reveals the essence of problem of education of valuable attitude of person to the world. The author analyses different researches and gives her own interpretation of conception «valuable attitude», reveals structural components of it, proves a necessity of integrated approach to their realization in educational process and also the author suggests an experimental approach to the education of valuable attitude to the world from the children of preschool age.

Key words: values, culture of values, the axiological attitude, structure ofthe axiological attitude, integrative approach to education of values.

Volga State Engineering and Pedagogical University.

Ul. Chelyuskintsev, 9, Nizhny Novgorod, Nizhegorodskaya oblast, Russia, 603004. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.