ми субъект-субъектные отношения [3].
Литература
1. Бердичевский, А.Л. Диалог культур: что дальше? / А.Л. Бердичевский // Мир русского слова. - 2005. - № 1-2. - С. 17-24.
2. Бердичевский, А.Л. Почему, что и как в межкультурном образовании / А.Л. Бердичевский // Мир русского слова. - 2007. - № 4. - С. 63-70.
3. Елизарова, Г.В. Формирование межкультурной компетенции студентов в процессе обучения иноязычному общению: дис. ... д-ра пед. наук / Г.В. Елизарова. - СПб., 2002.
4. Пассов, Е.И. Диалог культур: социальный и образовательный аспекты / Е.И. Пассов // Мир русского слова. -2001. - № 2. - С. 52-63.
5. Психология делового общения / авт.-сост. Ю.А. Фомин. - Минск, 1999.
6. Тер-Минасова, С.Г. Язык и межкультурная коммуникация / С.Г. Тер-Минасова. - М., 2000.
7. Byram, M. On being «Bicultural» and «Intercultural» / M. Byram, A. Geof, M. Flemming // Intercultural Experience and Education. - London; Buffalo; Toronto; Sydney, 2003.
8. Byram, M. Definitions, Objectives and Assessment of Sociological Competence / M. Byram, G. Zarate // Council of Europe: Sociocultural Competence in Language Learning and Teaching. - Strasbourg, 1997.
9. URL: http:lang.Fizteh.ru/articles/European_levels.html
УДК 347.635
Т.А. Серебрякова
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛЕЙ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОДЕЛИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К МИРУ ПРИРОДЫ
В данной статье отражены результаты экспериментального исследования по формированию у детей дошкольного возраста основ ценностного отношения к миру природы. Акцент сделан на использовании в данной работе моделей и метода моделирования.
Теория ценностей, структура ценностей, когнитивный компонент ценностей, модели, деятельность моделирования.
This article presents the results of the research on formation of pre-school children's basic value attitude to the natural world. The emphasis is placed on the use of models and modeling methods.
Value theory, the structure of values, cognitive component of values, models, modeling activity.
Одна из наиболее актуальных и вместе с тем противоречивых проблем в настоящее время - взаимодействие человека и природы. Зародившись в процессе эволюции Земли и являясь неотъемлемой частью природы, человечество на протяжении всей истории своего существования вынуждено использовать природные ресурсы для удовлетворения жизненно значимых потребностей. Использование природных ресурсов длительный период времени (исследование Н.Н. Бенедиктова [1]) не носило разрушительного характера. Диаметрально противоположный взгляд на природу начинает формироваться в европейской культуре в XVII столетии. Именно с этого времени природу начинают рассматривать с позиций лишь материальной ценности. Так, известный философ того времени И. Кант отмечает: «Все, что находится в природе, должно быть первоначально назначено для какой-нибудь полезной цели» [3, с. 187]. В итоге к первой половине ХХ столетия, изменения, произошедшие в природной среде под воздействием человека, приобрели угрожающий характер.
Особенно остро проблема экологического кризиса встала в настоящее время, что объективно связано с интенсификацией техногенных процессов, с воз-
растанием потребностей людей, с повышением их активности в природе. Человечество стало все более видоизменять, адаптировать, приспосабливать к себе природу, воспринимая ее лишь с позиций собственной выгоды, утилитарно-прагматически и тем самым неизбежно отдаляя себя от природной среды, нарушая гармонию не только в отношениях человека и природы, но и, как полагают многие исследователи, гармонию «внутри самого человека».
Неслучайно одной из актуальных проблем целого спектра современных наук о человеке (философия, социология, психология, педагогика, экология и пр.) является проблема разработки механизмов развития ценностных, духовных, моральных, нравственных, этических потребностей личности, ориентации этих потребностей не только на потребление природных ресурсов, но и на их преумножение.
Базовые основы ценностного отношения к миру природы необходимо «закладывать» уже на этапе дошкольного возраста. Ведь именно дошкольный возраст является периодом, когда ребенок максимально «открыт» информации об окружающем мире, с большим интересом ее познает и реализует свои знания на практике.
В данной публикации находит отражение экспериментальный подход к решению проблемы воспи-
тания у детей дошкольного возраста основ ценностного отношения к природному окружению, реализованный в практике инновационной деятельности Муниципального дошкольного образовательного учреждения № 24 Автозаводского района г. Н. Новгород.
В структуре нашей экспериментальной деятельности мы выделяем следующие этапы.
1-й этап - подготовительный. Его целью являлась разработка концептуально-методологических положений технологии воспитания основ ценностного отношения к миру природы у детей дошкольного возраста. Основным методом, используемым на данном этапе, стал метод теоретического анализа исследований по интересующей нас проблеме.
Осуществленный нами анализ исследований в области теории ценностей свидетельствует о том, методологической основой проблемы ценностей по праву считаются идеи, сформулированные в рамках философского знания. Еще древнегреческие мыслители поднимали вопросы о воспитании духовного начала в каждом человеке. Сократовские идеи о смысле жизни, добре, красоте, истине до настоящего времени являются основополагающими для многих отраслей человекознания.
Не утратила своего значения актуальность разработки проблемы ценностей и для представителей современной философии (В.А. Василенко, П.С. Гу-ревич, О.Г. Дробницкий, М.С. Каган, В.П. Тугаринов, В.Н. Шилов и др.). Обобщив идеи разных ученых относительно трактовки понятия «ценности», можно сделать вывод о том, что ценности выступают компонентом культуры, являются формой проявления определенного рода отношений между субъектом и объектом. По мнению П.С. Гуревич [2], представляя собой категорию всеобщую и вечную, ценности упорядочивают действительность, обеспечивая человеку возможность ее осмысления и оценки. Не случайно в структуре ценностей ученые склонны выделять три взаимосвязанных компонента: познавательный, аффективный и поступочный (поведенческий). Также одной из характерных особенностей ценностей ученые выделяют их мобильность, изменчивость, которые обусловлены непрерывными социокультурными процессами, происходящими как в обществе, так и в жизни каждого человека. Исследователи высказывают мысль о том, что, как и любое другое личностное образование, ценности развиваются, совершенствуются в процессе активной жизнедеятельности человека.
Психолого-педагогические аспекты проблемы ценностей отражены в работах Б.Г. Ананьева, В.В. Давыдова, Б.Ф. Ломова, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мяси-щева, С. Л. Рубинштейна и других ученых, с позиции которых ценность есть не что иное, как материальный или идеальный предмет, представляющий значимость для человека, объект или предмет, способный удовлетворить потребности личности, отвечать ее интересам. Как и представители философского знания, психологи рассматривают понятие «ценность» в тесной взаимосвязи с понятием «отношение». Исследованиями ученых объективно доказано,
что ценностное отношение человека к окружающему миру является образованием комплексным, представляя собой сплав аффекта, интеллекта и поведенческих проявлений и характеризует внутренний мир личности.
Исследуя вопрос генезиса ценностей (работы Л.И. Божович, В.С. Мухиной, Е.В. Субботского, Д.Б. Эльконина и др.), ученые отмечают, что основы ценностного отношения к окружающему миру можно сформировать уже на базовых уровнях онтогенеза. Становление ценностного отношения к миру на этапах раннего и дошкольного детства, как полагают ученые, происходит в результате «перенесения внутрь» всей системы «присвоенных» ребенком общественных отношений. На протяжении первых лет жизни формируется не только система знаний о мире (включая информацию о моральных и нравственных нормативах и ориентирах), но и осознание этой информации, что обусловливает формирование субъективного отношения к ним.
Осуществленный анализ исследований по интересующей нас проблеме ценностей позволяет сделать следующие выводы:
- ценности выступают как характеристика значимости предмета или объекта для человека, тесно связаны с потребностями личности, степенью их удовлетворения, что и обусловливает их субъект-ность;
- в структуре личности ценности представляют собой совокупность эмоций, знаний и поступков;
- основы ценностного отношения к окружающей действительности можно сформировать уже на начальных этапах личностного становления - на этапе дошкольного возраста. При этом именно на данном возрастном уровне наиболее важна реализация комплексного подхода к развитию всех компонентных составляющих ценностного отношения к миру.
Сделанные нами выводы позволили перейти ко 2-му этапу исследования - диагностическому, целью которого стала разработка и реализация системы диагностики уровня сформированности у детей дошкольного возраста основ ценностного отношения к миру природы.
С учетом теоретических положений, изложенных выше, диагностика осуществлялась по трем направлениям, соответствующим трем компонентам ценностей. Посредством специально разработанных диагностических заданий для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста мы изучали уровень развития когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов ценностей.
Основным критерием анализа уровня сформиро-ванности когнитивного компонента ценностного отношения к природе мы считаем уровень сформиро-ванности знаний детей дошкольного возраста о мире природы, а именно их объем (количественный показатель, свидетельствующий о полноте освоения предлагаемых в соответствии с программными требованиями знаний) и глубину освоенных знаний (качественный показатель, отражающий конкретность представлений детей, степень осознания ими сущностных особенностей происходящего в мире природы,
степень обобщенности и системности представлений детей об объектах, предметах и явлениях природы).
Основополагающими критериями оценки уровня развития аффективного компонента ценностного отношения дошкольников к миру природы, на наш взгляд, являются: способность ребенка эмоционально реагировать на объекты, предметы природного окружения; характер и окрашенность эмоций, возникающих у ребенка в процессе взаимодействия с природными объектами (положительные или отрицательные); устойчивость эмоциональных переживаний.
Поведенческие проявления детей при взаимодействии с природными объектами оценивались нами на основе таких показателей, как наличие у детей интереса к активному взаимодействию с миром природы, способность ребенка проявлять гуманные чувства при взаимодействии с природными объектами (сочувствие, сострадание, сопереживание), степень устойчивости потребности в активном взаимодействии с миром природы.
В экспериментальном исследовании приняло участие 87 детей от 3 до 7 лет. Из них: 20 детей младшего, 22 среднего и 45 старшего дошкольного возраста.
Обобщив полученные экспериментальные данные, мы делаем вывод о том, что высокий уровень сформированности основ ценностного отношения к окружающему миру природы является типичным лишь для 37 % детей, прошедших процедуру диагностики. В основном это дети старшего дошкольного возраста, для которых характерен высокий уровень знаний о природе, данные дети способны самостоятельно устанавливать систему связей и зависимостей в ней существующих; устойчивое положительное эмоциональное отношение к природным объектам стимулирует данных детей к активному самостоятельному познанию природы, что нередко находит отражение в позитивно-деятельностном отношении к ней (дети стремятся помочь объектам природы, проявляют сочувствие к ним и т.д.).
Большинство же детей (63 %) находились на среднем и даже низком уровне сформированности основ ценностного отношения к природе. С диагностическими заданиями данные дети могли справиться только с помощью взрослого, они не проявляли интереса к природным объектам, а их деятельность в природе носила подчас негативную окрашенность (сломать ветку, сорвать распустившийся цветок и т.д.).
Сделанные нами по результатам диагностики выводы позволили перейти к 3-му этапу исследования - основному, целью которого явилась разработка и экспериментальная апробация технологии использования моделей и деятельности моделирования в системе работы по воспитанию у детей дошкольного возраста основ ценностного отношения к миру природы.
Мы не случайно обратились именно к использованию в работе с детьми моделей и деятельности моделирования. Как нами отмечалось выше, для воспитания основ ценностного отношения ребенка к природе большое значение имеет синтез когнитивно-
го (уровень знаний детей о природе), аффективного (модальность эмоциональных переживаний ребенка при общении с природными объектами) и поведенческого (поступки ребенка по отношению к природным объектам) компонентов, интеграцию которых позволит обеспечить активное использование в работе с детьми моделей и деятельности моделирования.
Анализ исследований, посвященных изучению возможностей и особенностей использования моделей и деятельности моделирования в работе с детьми дошкольного возраста (работы Л.А. Венгера, Н.И. Ветровой, Н.Г. Салминой, Е.Е. Сапоговой и др.), свидетельствует о том, что активное, планомерное и систематическое использование моделей и деятельности моделирования в экологической работе с детьми способствует:
- оптимальному развитию у дошкольников эмоционально-чувственной сферы как основы воспитания ценностного отношения к природе;
- формированию у детей системы необходимых знаний о природе как значимого компонента ценностного отношения к ней;
- трансформации знаний и эмоциональных переживаний в опыт практической эколого-ориентиро-ванной деятельности.
В рамках предлагаемой нами технологии мы предусмотрели использование различных видов моделей: предметных, предметно-схематических, а также графических.
Также мы выделили требования к созданию и использованию модельного материала:
- модель по своей структуре должна быть аналогичной изучаемому объекту;
- она должна быть простой для восприятия детей и доступной для создания и действий с ней;
- модель отчетливо должна передавать те свойства и отношения, которые будут с ее помощью осваиваться детьми.
Учитывая, что овладение детьми дошкольного возраста моделями и деятельностью моделирования - процесс достаточно длительный, мы выделяем в нем следующие этапы:
1. Освоение детьми действий замещения, что доступно уже детям младшего дошкольного возраста на основе выделения внешних признаков предмета или явления.
2. Использование готовых моделей и с их помощью решение познавательной задачи.
3. Построение моделей самим ребенком. Первоначально ребенок создает модель на основе уже готовой (по образцу). Постепенно, овладевая процессом абстрагирования не только внешне воспринимаемых признаков объектов, предметов окружающего мира природы, но и внутренних связей, зависимостей, ребенок учится самостоятельно создавать модели.
Как пример, иллюстрирующий специфику разработанной нами технологии, мы приводим фрагмент ее реализации в работе с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению их с экосистемой «Лес».
Целью 1-го (подготовительного) этапа являлось формирование у детей первоначальных знаний об экосистеме «Лес», чему способствовали:
- проведение циклов наблюдений на территории детского сада (например, «Хвойные и лиственные деревья и кустарники», «Этажи леса» и пр.), в процессе которых дети знакомились с разнообразием представителей данной экосистемы, учились устанавливать взаимосвязи и зависимости. После завершения наблюдения детям предлагалось зафиксировать полученные знания в конкретных моделях;
- организация сезонных «трудовых десантов» при опоре на использование моделей и деятельности моделирования, направленных на сбор природного материала, заготовку семян для последующей подкормки зимующих птиц и т.д.;
- использование опытнической деятельности при опоре на следующий алгоритм: постановка познавательной задачи ^ анализ ситуации ^ выдвижение предположений ^ выбор гипотезы ^ эвристическая беседа с подбором действий ^ опыт с фиксацией в виде моделей ^ подведение итогов ^ обсуждение вопросов к последующей деятельности;
- использование игровых и литературных персонажей (например, о происходящих в лесу событиях мы узнавали из зашифрованных писем доброго Дедушки Ау и рассказов Мудрой Совы);
- изготовление в процессе художественно-ручного труда предметно-схематической модели -макета экосистемы «Лес», общих и личных альбомов, дневников и авторских книжек-малышек.
2-й этап - основной. Ориентирован на уточнение, конкретизацию и систематизацию знаний детей, а также на приобретение ими новых знаний и умений и самостоятельное создание моделей. Реализации данных задач способствовало проведение интегрированных обобщающих занятий с использованием всех разновидностей моделей и деятельности моделирования. Особое значение на данном этапе мы уделяли составлению моделей самими детьми. В итоге на этом этапе совместно с детьми мы сформулировали и отразили посредством моделей «Правила поведения в лесу», которые помогли объяснить детям, как можно взаимодействовать с миром природы, не принося ему вреда (как правильно собирать грибы, лекарственные травы, как правильно гулять в лесу, отдыхать на речке и др.).
3 этап - закрепление материала. Основным дидактическим средством, которое мы использовалось на данном этапе, были дидактические игры, включающие в себя модельный материал, а также проведение досугов и развлечений природоведческого содержания (например, «Лесная сказка» - вечер сказок, сочиненных детьми, досуг «Наши лесные друзья» и др.).
Все вновь появляющиеся модели размещались в уголке природы, в картотеке или в тематических альбомах. Тем самым обогащалось предметно-развивающее пространство группы, что, на наш взгляд, способствовало закреплению знаний детей о природном сообществе, развивало познавательную активность детей, обогащало опыт их эмоционального общения с миром природы.
По итогам апробации разработанного технологического комплекса проведено повторное диагностическое исследование, которое позволило сделать вывод о положительной динамике в плане воспитания у детей дошкольного возраста основ ценностного отношения к миру природы.
Высокий уровень ценностного отношения к природному окружению зафиксирован у 68 % детей. Это практически все дети старшего и большинство детей среднего дошкольного возраста. У 26 % детей отмечен средний уровень ценностного отношения к природе. И лишь у 6 % детей (практически все дети младшего дошкольного возраста) зафиксирован низкий уровень ценностного отношения к миру природы.
Таким образом, можно говорить о целесообразности использования моделей и деятельности моделирования в системе работы по воспитанию основ ценностного отношения детей дошкольного возраста к миру природы.
Литература
1. Бенедиктов, Н.Н. Русские святыни. Очерки русской аксиологии: монография / Н.Н. Бенедиктов. - Н. Новгород, 1998.
2. Гуревич, П.С. Философия культуры: пособие для студентов гуманитарных вузов / П.С. Гуревич. - М., 1994.
3. Кант, И. Соч.: в 6 т. / И. Кант; под общ. ред. В.Ф. Асмуса, А.В. Гулыги, Т.И. Ойзермана. - М., 1965. - Т. 4. -Ч. 1.